Колледж МГСАРефератТема: «Природоохранная деятельность в России»
Преподаватель
ВилистерТ. А.
Подготовил студент
группы Б-101
Артамонов Михаил
Москва-2004
1. Природоохранная деятельность в России
Одно из важнейших составных частейприродоохранительного законодательства является система экологических стандартов. Ее своевременная научнообоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должныориентироваться предприятия-природопользователив своей природоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридическую ответственность.
Подстандартизацией понимается установление единого и обязательного для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований.
Стандарты могут быть государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводскими. Системестандартов по охране природы присвоен общий номер 17, который включает несколько групп в соответствии с охраняемымиобъектами.
Например, 17.1 означает «Охрана природы. Гидросфера», а группа 17.2 —«Охрана природы. Атмосфера» и т. д. Этот стандарт регулирует различные стороныдеятельностипредприятий по защите водных и воздушных ресурсов, вплоть до требований к аппаратуредля наблюдения за качеством воздуха и воды.
Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды — предельнодопустимые концентрации (ПДК) вредных веществвприродных средах.
ПДК утверждается для каждого из наиболееопасных веществ в отдельности
и действует на территории всей страны.
В последнеевремя ученые утверждают, что исоблюдение ПДК не гарантирует сохранениякачества среды на достаточно высоком уровне хотя бы потому, что влияниемногих веществ в перспективе и при взаимодействии друг с другом ещеслабо изучено.
На основе ПДКразрабатываются научно-технические нормативы предельно допустимыхвыбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в водный бассейн. Эти нормативы устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не приводило к превышениюПДК.
Из-за того чтоколичество и мощность источников загрязнения меняются с развитиемпроизводительных сил регионов,приходится периодически пересматриватьнормативы ПДВ и ПДС. Выбор наиболее эффективных вариантов природоохраннойдеятельности на предприятиях должен осуществляться с учетом необходимости соблюдения этих нормативов.
К сожалению, внастоящее время многие предприятия в силу технических и экономических причин неспособны сразу уложиться в эти нормативы. Закрытие такогопредприятия или резкое ослабление его экономического положения в результате штрафных санкций тожене всегда возможно по экономико-социальным причинам.
Кроме чистойокружающей среды, человеку для нормальной жизни нужно есть, одеваться, слушать магнитофон и смотреть кино и телепередачи, производствопленок и электроэнергии для которых является весьма «грязным».
Наконец, нужно иметь работу по специальности рядом с жильем. Лучше всего реконструировать отсталые вэкологическом смысле предприятия так, чтобы они перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в полномобъеме выделить средства на это можетдалеко не каждое предприятие, так как природоохранное оборудование, да и сам процесс реконструкции стоят оченьдорого.
Поэтому такимпредприятиям могут быть установлены временные нормативы, так называемые ВСВ(временно согласованные выбросы), допускающие повышенное сверх нормызагрязнение окружающей среды в течение строго определенного срока, достаточногодля проведения необходимых для снижения выбросовприродоохранных мероприятий.
От того, укладывается или нет предприятие в установленные ему нормативы и в какие именно — ПДВ, ПДСили только в ВСВ,- зависят размер и источники платы за загрязнение окружающейсреды.
2 Закон на страже природы
Ранее уже отмечалось, что государство обеспечивает рационализацию
природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем
создания природоохранительного законодательства и контроля за его
соблюдением.
Природоохранительное законодательство — это системазаконов и других
юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует
природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных
богатств, рационализации природопользования, сохраненияздоровья населения.
Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов
очень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе
подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с
конкретными условиями отрасли или района, кому, что и какделать, перед кем
и в какой форме отчитываться, каких экологических норм,стандартов и правил
придерживаться и т. д.
Я Так, в законе «Об охране окружающей природной среды»устанавливается
общая схема достижения совпадения интересов общества и отдельных
природопользователей через лимиты,платежи, налоговые льготы, а конкретные
параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей
конкретизируются в постановлениях Минприроды,отраслевых инструкциях и т.
д.
Объектами природоохранительного законодательства являются как
природная среда в целом, так и ее отдельные естественныесистемы (например,
озеро Байкал) и элементы (вода, воздух и т. д.), а также международное
право.
В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и
рационального использования природных богатств включено в Конституцию.
Существует около двух сотен юридических документов, касающихся
природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об
охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г.
Он гласит, чтокаждый гражданин имеет право на охрану здоровья от
неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на
участие в экологических объединениях и общественных движениях и получение
своевременной информации о состоянии окружающей природнойсреды и мерах по
ее защите.
Вместе стем каждый гражданин обязан принимать участие в охране
окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе,
экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного
законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной
среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая
подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и
материальную.
В случаяхнаиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса,
виновный может быть подвергнут уголовном у наказанию в виде лишения
свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискацииимущества.
Однако чаще применяется административная ответственность в виде
наложения штрафов как на отдельных лиц, так и напредприятия в целом. Она
наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения
природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей
среды, браконьерства и т. д.
Должностные лица могут также подвергаться дисциплинарной
ответственности в виде полного или частичного лишения премий, понижения в
должности, выговора или увольнения за невыполнение природоохранных
мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
Кроме того,выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-
правовой ответственности, т. е. необходимости возмещения причиненного
загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда
окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народномухозяйству.
Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установления
ответственности за экологические правонарушения, вышеназванный закон
формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации
различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей
среды, провозглашает принципы международного сотрудничествав этой области
и т. д.
Необходимоотметить, что Природоохранительное законодательство, хотя и
является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще
недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной изважнейших является
несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкие
ставки взимаемых штрафов. Например, для должностного лица он равен от
трехкратного до двадцатикратного размера минимальноймесячной оплаты труда
(не путайте с фактической зарплатой, получаемойработником, которая всегда
значительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат часто не превышают
одного-двух реальных месячныхокладов этих должностных лиц, так как речь
идет обычно о руководителях предприятий и подразделений. Для рядовых
граждан штраф не превышает десятикратного размераминимальной оплаты труда.
Уголовнаяответственность и возмещение нанесенного ущерба применяются
значительно реже, чем надо бы. Да и невозможно его полностью возместить,
так как он часто достигает многих миллионов рублей иливообще не поддается
денежному измерению.
И Обычно за годпо всей стране рассматривается не более двух десятков
дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшее тяжелые
последствия, да и самые многочисленные дела, связанные сбраконьерством, не
превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше реального количества
правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих
цифр.
Другимипричинами слабого регулирующего действия природоохранительного
законодательства является недостаточная обеспеченность предприятий
техническими средствами для эффективной очистки сточныхвод и загрязненных
газов, а проверяющих организаций — приборами для контроля за загрязнением
окружающей среды.