Реферат по предмету "Охрана природы, Экология, Природопользование"


Природоохранная деятельность в России

Колледж МГСАРефератТема:  «Природоохранная деятельность в России»
Преподаватель
ВилистерТ. А.
Подготовил студент
группы Б-101
Артамонов Михаил
Москва-2004
1. Природоохранная деятельность в России
      Одно из   важнейших составных частейприродоохранительного законодательства является система экологических стандартов.  Ее своевременная научнообоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должныориентироваться предприятия-природопользователив  своей природоохранной  деятельности. Несоблюдение  стандартов  влечет за собой юридическую ответственность.
      Подстандартизацией понимается установление единого  и  обязательного для всех объектов данного  уровня системы  управления  норм и  требований.
Стандарты  могут  быть государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводскими. Системестандартов по охране природы присвоен общий номер 17, который включает несколько групп в соответствии с охраняемымиобъектами.
Например, 17.1 означает «Охрана  природы.  Гидросфера», а  группа  17.2  —«Охрана природы. Атмосфера» и  т.  д. Этот  стандарт  регулирует различные  стороныдеятельностипредприятий по  защите  водных и  воздушных  ресурсов, вплоть до требований к аппаратуредля  наблюдения  за качеством  воздуха  и воды.
      Важнейшими  экологическими  стандартами являются  нормативы  качества окружающей среды — предельнодопустимые концентрации (ПДК) вредных  веществвприродных средах.
      ПДК утверждается для каждого из наиболееопасных веществ в отдельности
и действует на территории всей страны.
      В последнеевремя  ученые утверждают, что исоблюдение ПДК  не гарантирует сохранениякачества среды на достаточно высоком уровне хотя  бы потому, что влияниемногих веществ в перспективе и при взаимодействии  друг с другом ещеслабо изучено.
      На основе ПДКразрабатываются научно-технические нормативы  предельно допустимыхвыбросов (ПДВ) вредных веществ в  атмосферу  и сбросов  (ПДС)  в водный бассейн. Эти  нормативы устанавливаются индивидуально  для  каждого источника загрязнения с таким  расчетом, чтобы  совокупное  воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не приводило  к  превышениюПДК.
      Из-за того чтоколичество и мощность источников загрязнения меняются с развитиемпроизводительных  сил регионов,приходится  периодически пересматриватьнормативы ПДВ и ПДС.  Выбор  наиболее эффективных  вариантов природоохраннойдеятельности на предприятиях должен осуществляться с  учетом необходимости соблюдения этих нормативов.
      К сожалению, внастоящее время многие предприятия в силу технических и экономических причин неспособны сразу уложиться в эти нормативы.  Закрытие такогопредприятия или резкое ослабление его экономического  положения в результате штрафных санкций тожене всегда возможно по экономико-социальным причинам.
      Кроме чистойокружающей среды, человеку для нормальной жизни  нужно есть,  одеваться, слушать  магнитофон  и  смотреть  кино и   телепередачи, производствопленок и электроэнергии для которых является весьма  «грязным».
Наконец, нужно иметь работу по специальности рядом  с жильем.  Лучше  всего реконструировать отсталые вэкологическом смысле предприятия так, чтобы они перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в полномобъеме  выделить средства на это можетдалеко не каждое предприятие, так как природоохранное оборудование, да и сам процесс реконструкции стоят оченьдорого.
      Поэтому такимпредприятиям могут быть установлены временные нормативы, так называемые ВСВ(временно согласованные выбросы), допускающие повышенное сверх нормызагрязнение окружающей среды в течение строго определенного срока, достаточногодля проведения  необходимых для снижения выбросовприродоохранных мероприятий.
      От  того, укладывается  или  нет предприятие в установленные ему нормативы и в какие именно — ПДВ, ПДСили только в ВСВ,- зависят  размер  и источники платы за загрязнение окружающейсреды.
2 Закон на страже природы
Ранее уже отмечалось,  что  государство обеспечивает  рационализацию
природопользования, включая  охрану  окружающей природной   среды,   путем
создания природоохранительного  законодательства   и   контроля  за   его
соблюдением.
Природоохранительное законодательство — это системазаконов  и  других
юридических актов (постановлений, указов,  инструкций), которая  регулирует
природоохранные отношения в целях  сохранения и  воспроизводства  природных
богатств, рационализации природопользования, сохраненияздоровья населения.
Для обеспечения возможности практической реализации  принятых законов
очень важно, чтобы они были вовремя  подкреплены  принятыми на  их  основе
подзаконными актами, точно определяющими  и уточняющими  в  соответствии с
конкретными условиями отрасли или района, кому, что и какделать, перед  кем
и в какой форме отчитываться, каких экологических норм,стандартов и  правил
придерживаться и т. д.
Я Так, в законе «Об охране окружающей природной среды»устанавливается
общая  схема  достижения  совпадения   интересов   общества  и   отдельных
природопользователей через лимиты,платежи, налоговые льготы,  а  конкретные
параметры в виде точных  значений  нормативов, размеров  ставок,  платежей
конкретизируются в постановлениях Минприроды,отраслевых  инструкциях  и  т.
д.
      Объектами   природоохранительного   законодательства   являются   как
природная среда в целом, так и ее отдельные естественныесистемы  (например,
озеро Байкал) и элементы (вода, воздух  и т.  д.),  а также  международное
право.
      В  нашей стране  впервые  в мировой  практике  требование охраны  и
рационального использования  природных  богатств включено  в  Конституцию.
Существует  около   двух   сотен  юридических    документов,    касающихся
природопользования. Одним  из  важнейших является  комплексный  закон «Об
охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г.
      Он гласит, чтокаждый гражданин имеет  право  на охрану  здоровья  от
неблагоприятного воздействия загрязненной  окружающей природной  среды,  на
участие в экологических объединениях и общественных  движениях и  получение
своевременной информации о состоянии окружающей природнойсреды и  мерах  по
ее защите.
      Вместе стем  каждый  гражданин обязан  принимать  участие в  охране
окружающей природной  среды,  повышать уровень  своих  знаний о  природе,
экологическую  культуру,   соблюдать    требования    природоохранительного
законодательства и установленные  нормативы качества  окружающей  природной
среды. Если же они нарушаются, то виновный  несет ответственность,  которая
подразделяется  на   уголовную,    административную,    дисциплинарную    и
материальную.
      В случаяхнаиболее  тяжелых  нарушений, например  при  поджоге леса,
виновный может быть  подвергнут  уголовном у  наказанию  в виде  лишения
свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискацииимущества.
      Однако  чаще применяется  административная  ответственность  в  виде
наложения штрафов как на отдельных лиц, так и напредприятия  в  целом. Она
наступает в случаях порчи или уничтожения  природных объектов,  загрязнения
природной среды, невыполнения мер по  восстановлению  нарушенной окружающей
среды, браконьерства и т. д.
      Должностные   лица   могут    также    подвергаться    дисциплинарной
ответственности в виде полного или частичного лишения  премий, понижения  в
должности, выговора  или   увольнения  за   невыполнение   природоохранных
мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
      Кроме того,выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-
правовой ответственности,  т.  е. необходимости  возмещения   причиненного
загрязнением или нерациональным использованием  природных  ресурсов вреда
окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народномухозяйству.
      Кроме  декларации прав  и   обязанностей   граждан  и   установления
ответственности за  экологические   правонарушения,   вышеназванный   закон
формулирует экологические  требования  при строительстве  и   эксплуатации
различных объектов, показывает  экономический  механизм охраны  окружающей
среды, провозглашает принципы международного сотрудничествав  этой области
и т. д.
      Необходимоотметить, что Природоохранительное законодательство, хотя и
является довольно обширным и  разносторонним,  на практике  действует  еще
недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной изважнейших  является
несоответствие тяжести наказания тяжести преступления,  в частности  низкие
ставки взимаемых штрафов. Например,  для  должностного лица  он  равен от
трехкратного до двадцатикратного размера минимальноймесячной  оплаты  труда
(не путайте с фактической зарплатой, получаемойработником,  которая  всегда
значительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат  часто не  превышают
одного-двух реальных месячныхокладов этих должностных  лиц,  так как  речь
идет  обычно  о руководителях  предприятий  и подразделений.  Для  рядовых
граждан штраф не превышает десятикратного размераминимальной оплаты труда.
      Уголовнаяответственность и возмещение нанесенного ущерба применяются
значительно реже, чем надо бы. Да и  невозможно его  полностью  возместить,
так как он часто достигает многих миллионов рублей иливообще  не  поддается
денежному измерению.
      И Обычно за годпо всей стране рассматривается не более двух десятков
дел по ответственности за загрязнение  воздуха и  воды,  повлекшее тяжелые
последствия, да и самые многочисленные дела, связанные сбраконьерством,  не
превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше  реального количества
правонарушений. Правда, в последнее время наметилась  тенденция роста  этих
цифр.
      Другимипричинами слабого регулирующего действия природоохранительного
законодательства  является   недостаточная    обеспеченность    предприятий
техническими средствами для эффективной очистки сточныхвод  и загрязненных
газов, а проверяющих организаций — приборами для  контроля за  загрязнением
окружающей среды.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Общие требования к оформлению и содержанию пояснительных записок
Реферат Управление затратами на производство и реализацию продукции
Реферат Особенности подготовки и проведения праздников в специальном дошкольном учреждении для детей с н
Реферат Оптимизация сайта
Реферат Финансовая система и фискальная политика государства
Реферат Признание арбитражных решений
Реферат Требования к мониторам ПК
Реферат Республика Казахстан
Реферат Методические рекомендации по написанию сочинения
Реферат Развитие умений у младших школьников слушать и слышать музыку
Реферат Рассказ о печи Ахная как диалектический феномен
Реферат Экономические предпосылки и тенденции развития сетевой экономики
Реферат Державні службовці - як суб єкти адміністративно-правових відносин
Реферат Система таможенных органов
Реферат Произведение Галича "Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений"