Реферат по предмету "Банковское дело"


Назначение, источники формирования и направления расходования средств ФСС РФ

Назначение,источники формирования и направления расходования средств ФСС РФ

Содержание
Введение
1. Экономическаясущность системы социального страхования. Характеристика Фонда социальногострахования РФ
2. Назначение,источники формирования и направления расходования средств Фонда социальногострахования РФ
3. Реформированиесистемы социального страхования
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
В переходной экономике проблемаразвития и совершенствования системы социального страхования, организационнымвоплощением которой выступает Фонд социального страхования (ФСС), становитсявсе более острой и актуальной. Совершенствование государственной системысоциального страхования приобрело особую актуальность еще и потому, что вусловиях транзитивной экономики не существует гарантий занятости населения,месяцами не выплачивается заработная плата. Получение гарантированныхгосударством социальных пособий через Фонд социального страхования нередкоявляется единственным средством существования для человека.
Цель контрольной работы – провестианализ источников формирования, направления использования средств Фондасоциального страхования и рассмотреть его роль в социальной поддержкенаселения.
В соответствии с поставленной цельюдля написания работы были поставлены следующие задачи: изучить теоретическиеаспекты и выявить сущность системы социального страхования; рассмотретьисточники функционирования ФСС РФ; изложить основные задачи и функции ФСС РФ;проанализировать процесс формирования и направления расходования средств ФССРФ; выявить пути совершенствования системы социального страхования всовременных условиях.
Объектом исследования являетсяфинансовая деятельность Фонда социального страхования.
Предметом исследования явилисьисточники формирования и направления использования средств Фонда социальногострахования.
1. Экономическая сущность системы социального страхования.Характеристика Фонда социального страхования РФ
В странах с социально ориентированнойэкономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения,главными составляющими которой являются социальное страхование и социальнаяпомощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году ГенеральнойАссамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого назащиту при помощи социального страхования.
Социальное страхование одно изважнейших направлений государственной социальной политики. Общепризнанно, чтоэто один из реальных механизмов регулирования социально-трудовых иобщественно-экономических отношений. Широкая сфера деятельности, котораяохватывает и тех, кто организует производство работодателей, и тех, ктоработает на предприятиях, а также тех, кто профессионально работает в этойсфере.
Социальное страхование – необходимаяподдержка государства. Наша повседневная жизнь полна самых разных социальныхрисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то моментне окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальноеположение. Такие вещи, как известно, происходят довольно часто и имеют подсобой объективные причины: профессиональное заболевание, несчастный случай напроизводстве, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потерясамой работы. Социальное страхование рассчитано в первую очередь на занятуючасть населения и им же финансируется.
Наличие эффективных систем защитыграждан, какими являются социальное страхование и социальная помощь, — эточерта, ярко характеризующая современные рыночные отношения. При этом на первомплане в деле защиты граждан находится все же социальное страхование.
2 июня 1903 года с высочайшегосоизволения императора Николая II в Российской империи были введены«Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаеврабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятияхфабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот деньсчитается официальной датой рождения государственного социального страхования вРоссии [6].
Первое послереволюционное положение осоциальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировалообеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями привременной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем.С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счетстраховых взносов.
В 1929 году государственноесоциальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счетсоцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения иотдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), атакже финансирование детских оздоровительных лагерей.
С 1933 года социальное страхованиеперешло под управление советских профсоюзов. Особенностью этого периода можносчитать, что в российском государстве были заложены основы государственногосоциального страхования, определены его приоритетные направления и круг лиц,подлежащих страхованию (все наемные рабочие и служащие). Принят целый ряддекретов и постановлений, которые впоследствии составили новую систему всеобщегострахования трудящихся масс и населения страны.
С 1 января 1991 года на основанииПостановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25декабря 1990 года №600/9-3 «О совершенствовании управления и порядкафинансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» былобразован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации.
В это время в стране нарастающимитемпами идет приватизация, появляются все новые и новые предприятия, изменяютсяформы собственности. В погоне за прибылью многие предприятия, вновьобразованные акционерные общества, различные коммерческие структуры начинаютискусственно занижать расходы на социальное страхование своих работников,свертывать оздоровительные программы на своих предприятиях, в том числе исанаторно-курортное лечение. Отчетливо просматривается тенденция ущемления правграждан в сфере социальной защиты, поскольку предоставление гарантируемыхгосударством пособий, путевок на санаторно-курортное лечение увязывалось спрофсоюзным членством.
Ныне Фонд представляет собойспециализированную структуру, обеспечивающую функционирование всеймногоуровневой системы государственного социального страхования. Фондфинансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам,при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возрастаполутора лет, а также пособия на погребение умерших.
Кроме того, Фонд финансируетсанаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнююоздоровительную кампанию.
В 2000 году Фонд социальногострахования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве врамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФот 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
С 1 января 2005 года на Фондвозложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 года 122-ФЗ вчасти обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортноелечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счетсредств федерального бюджета.
В этом же году в соответствии спостановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года №771«Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническимисредствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветерановпротезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счетсредств федерального бюджета» на Фонд также возложена задача пообеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветерановтехническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) ипротезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.
Отделения Фонда созданы натерриториях всех субъектов Российской Федерации.
Фонд организует исполнение бюджетагосударственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральнымзаконом, контролирует использование средств социального страхования. Внеобходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхованиямежду регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Крометого, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы посовершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.
Фонд социального страхованияРоссийской управляет средствами государственного социального страхованияРоссийской Федерации.
Фонд осуществляет свою деятельность всоответствии с Конституцией РФ, законами Российской Федерации, указамиПрезидента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а такжеПоложением о Фонде социального страхования РФ.
Фонд является специализированнымфинансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Денежные средства и иное имущество,находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное заподведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральнойсобственностью [5, п. 2].
Денежные средства Фонда не входят всостав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
В Фонд социального страхования РФвходят следующие исполнительные органы [5, п. 3]:
а) региональные отделения,управляющие средствами государственного социального страхования на территориисубъектов Российской Федерации;
б) центральные отраслевые отделения,управляющие средствами государственного социального страхования в отдельныхотраслях хозяйства;
в) филиалы отделений, создаваемыерегиональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию спредседателем Фонда.
Руководство деятельностью Фондаосуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создаетсяцентральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделенияхи филиалах — аппараты органов Фонда.
При Фонде образуется правление, а прирегиональных и центральных отраслевых отделениях — координационные советы,являющиеся коллегиальными совещательными органами.
Бюджет Фонда и отчет о его исполненииутверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральныхотраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотренияправлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Основными задачами Фонда являются [5,п. 6]:
а) обеспечение гарантированныхгосударством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка,по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а такжесоциального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированногоперечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и ихдетей;
б) участие в разработке и реализациигосударственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованиюсоциального страхования;
в) осуществление мер, обеспечивающихфинансовую устойчивость Фонда;
г) разработка совместно сМинистерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерствомфинансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносовна государственное социальное страхование;
д) организация работы по подготовке иповышению квалификации специалистов для системы государственного социальногострахования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросамсоциального страхования;
е) сотрудничество с аналогичнымифондами (службами) других государств и международными организациями по вопросамсоциального страхования.
Существование государственногосоциального страхования — это объективная необходимость и условие нормального,устойчивого развития современного общества. Поэтому в большинстве странгосударство создает специальные фонды, посредством которых оно концентрируетзначительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальнуюзащиту населения страны.
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которойявляется осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхованиеработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социальногоположения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхованиепредставляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических иорганизационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствийизменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорийграждан вследствие признания их безработными, трудового увечья илипрофессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности иродов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получениямедицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иныхустановленных законодательством Российской Федерации социальных страховыхрисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Основными принципами осуществленияобязательного социального страхования являются [2, ст. 4]:
а) устойчивость финансовой системыобязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентностистрахового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
б) всеобщий обязательный характерсоциального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своихсоциальных гарантий;
в) государственная гарантиясоблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков иисполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо отфинансового положения страховщика;
г) государственное регулированиесистемы обязательного социального страхования;
д) паритетность участияпредставителей субъектов обязательного социального страхования в органахуправления системы обязательного социального страхования;
е) обязательность уплатыстрахователями страховых взносов и (или) налогов;
ж) ответственность за целевоеиспользование средств обязательного социального страхования;
з)обеспечение надзора и общественногоконтроля;
и)автономность финансовой системыобязательного социального страхования.
Создание государственных социальныхвнебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхованиясоциальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики. К числуосновных социальных рисков относятся [2, ст.7]:
а) необходимость получениямедицинской помощи;
б) временная нетрудоспособность;
в) трудовое увечье и профессиональноезаболевание;
г) материнство;
д) инвалидность;
е) наступление старости;
ж) потеря кормильца;
з) признание безработным;
и) смерть застрахованного лица илинетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Все эти риски могут возникнутьнезависимо от желания работника. По большому счету они обусловлены рыночнойсистемой хозяйствования, при которой основным источником средств существованиябольшинства работников является продажа своего труда. И если по какой-либопричине работник не в состоянии продавать свой труд, он обречен на вымирание.Поэтому государство обязано не допустить этого крайнего случая и предусмотретьфинансовые ресурсы для компенсации работнику при наступлении страхового случая.
Сейчас Фонд социального страхованияРФ (ФСС) является вторым (после Пенсионного Фонда РФ) по объему аккумулируемыхсредств государственным внебюджетным фондом.
К полномочиям федеральных органовгосударственной власти в системе обязательного социального страхованияотносятся [2, ст. 5]:
а) установление основ правовогорегулирования обязательного социального страхования;
б) установление видов обязательногосоциального страхования;
в) установление круга лиц, подлежащихобязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;
г) установление условий назначения иразмеров страхового обеспечения;
д) установление порядка принятиябюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования ипорядка их исполнения;
е) утверждение бюджетов фондовконкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об ихисполнении;
ж) установление тарифов страховыхвзносов на конкретные виды обязательного социального страхования;
з) установление расчетной базы, скоторой начисляются страховые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределовэтой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществлениястраховых выплат;
и) установление ответственностисубъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательстваРоссийской Федерации;
к) определение порядка хранениясредств обязательного социального страхования и гарантий устойчивостифинансовой системы обязательного социального страхования;
л) управление системой обязательногосоциального страхования.
Правительство Российской Федерации всоответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством РоссийскойФедерации осуществляет управление системой обязательного социальногострахования. Председатель Фонда социального страхования и его заместителиназначаются Правительством РФ. Обязательное социальное страхование осуществляютстраховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии сфедеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом оконкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляютоперативное управление средствами обязательного социального страхования.
Контроль за финансовой деятельностьюстраховщиков в системе обязательного социального страхования осуществляется всоответствии с законодательством Российской Федерации [2, ст. 14].
Профсоюзы в соответствии сзаконодательством Российской Федерации имеют право на осуществлениепрофсоюзного контроля за использованием средств обязательного социальногострахования.2. Назначение, источники формирования и направлениярасходования средств Фонда социального страхования РФ
Фонд, его региональные и центральныеотраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать сосвоим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.
Средства Фонда образуются за счет [5,п. 7]:
а) страховых взносов работодателей(администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующихсубъектов независимо от форм собственности);
б) страховых взносов граждан,занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачиватьвзносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
в) страховых взносов граждан,осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечениепо государственному социальному страхованию, установленному для работников, приусловии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
г) доходов от инвестирования частивременно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги ибанковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вкладыпроизводится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда насоответствующий период;
д) добровольных взносов граждан июридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
е) ассигнований из федеральногобюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий икомпенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы илирадиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военногоназначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
ж) прочих поступлений (возмещаемыхстрахователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и непринятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствиетрудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательнымплатежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством;уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователемза счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнениярегрессных требований к страхователям, и других).
/>
Рис. 1. Структура доходов бюджета ФССРФ за 2007-2009 г. [7]
До 2001 г. размер страховых взносовсоставлял 5,4% от фонда оплаты труда. С введением с 01 января 2001 г. единогосоциального налога ставка отчислений в ФСС была снижена до 4%. С 1 января 2005г. размер страховых взносов в ФСС был сокращен до 3,2%, а с 01 января 2006 г. —до 2,9%. Сегодня по ставке 2,9% производят отчисления в ФСС организации,предприятия. Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции;родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционнымиотраслями хозяйствования; фермерские хозяйства отчисляют в ФСС 1,9% фондаоплаты труда.
/>
Рис. 2.Эффективная и предельнаяставка ЕСН, зачисляемого в ФСС, за 2001-2009 г. [7]
От уплаты взносов в ФСС освобождены:
а) Министерство обороны РФ,Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральноеагентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральнаяслужба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная пограничная служба РФи другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходятслужбу военнослужащие, Министерство юстиции РФ, Государственная фельдъегерскаяслужба РФ, Государственный таможенный комитет РФ, военные суды, Судебныйдепартамент при Верховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ;
б) общественные организацииинвалидов, предприятия, находящиеся в собственности этих организаций, а такжепредприятия и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
Деятельность Фонда социальногострахования, осуществляется по 3 направлениям:
а) обязательное социальноестрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
б) страхование от несчастных случаевна производстве и профзаболеваний;
в) выполнение государственныхсоциальных обязательств по поручению Правительства РФ.
Средства Фонда направляются на [5, п.8]:
а) выплату пособий по временнойнетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранниесроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу заребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия напогребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
б) оплату дополнительных выходныхдней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения имвозраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортныеучреждения, расположенные на территории Российской Федерации и всанаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичныхкоторым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
в) частичное содержание находящихсяна балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на правозанятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение имедикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
г) частичную оплату путевок в детскиезагородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации,для детей работающих граждан;
д) частичное содержаниедетско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату трудатренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых дляучебно-тренировочного процесса);
е) оплату проезда к месту лечения иобратно;
ж) создание резерва для обеспеченияфинансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
з) обеспечение текущей деятельности,содержание аппарата управления Фонда;
и) финансирование деятельностиподразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственнуюзащиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора иконтроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
к) проведениенаучно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охранытруда;
л) осуществление иных мероприятий всоответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения,поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализациимероприятий по социальному страхованию;
м) участие в финансировании программмеждународного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства Фонда используются только нацелевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о ФСС. Не допускаетсязачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взиманияпеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фондразвития Фонда социального страхования Российской Федерации [5, п. 8].
Положение о порядке формирования ирасходования средств фонда развития утверждается Правительством РоссийскойФедерации.
/>
Рис. 3. Динамика расходов и числавыплаченных пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет гражданам за 2003-2009 г.[7]
Распорядителями средств Фондаявляются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральныхотраслевых отделениях Фонда — управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.
Выплата пособий по социальномустрахованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортныеучреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию напредприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектахнезависимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерииработодателей. Ответственность за правильность начисления и расходованиясредств государственного социального страхования несет администрациястрахователя в лице руководителя и главного бухгалтера [5, п. 10].
В соответствии с Федеральным закономот 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотренорасходование средств Фонда как страховщика и на пособия по временнойнетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Что касается санаторно-курортногообслуживания, то ежегодно исполнительный орган утверждает страхователю лимитсредств, которые он может использовать на приобретение путевок.
Средства государственного социальногострахования относятся на себестоимость продукции, работ и услуг. Основная частьсредств социального страхования поступает работникам непосредственно отработодателей, а меньшая перечисляется в Фонд социального страхования дляперераспределения между отдельными предприятиями, учреждениями, организациями,часть поступлений в ФСС осуществляется из федерального бюджета. Этокомпенсационные выплаты по расходам на выплату пособий, санаторно-курортноелечение и оздоровление, компенсации гражданам, пострадавшим от радиации, и т.п.Часть средств ФСС направляется в Пенсионный фонд для компенсаций семьямвоеннослужащих и иных компенсационных выплат.
В целом выделение в качествесамостоятельного Фонда социального страхования позволило решить целый рядпроблем. Это дало возможность обеспечить строго целевое использование средств,не только сохранить, но и повысить уровень обеспеченности застрахованныхотдельными пособиями. Были увеличены сроки выплаты пособий по беременности иродам, по уходу за ребенком, сняты ограничения при выплате пособий по временнойнетрудоспособности работающим инвалидам.
В то же время существующая в Россиисистема социального страхования далека от совершенства. Ее главным недостаткомсчитается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяетзадействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижениистраховых рисков и связанных с ними выплат. Министерство экономическогоразвития и торговли РФ предлагает сегодня более широко использовать такиерыночные механизмы, как система бонусов (скидок к тарифу) и надбавок длястрахователей в зависимости от уровня производственного травматизма ипрофзаболеваемости на каждом конкретном предприятии. Согласно этой точке зрения,необходимо, чтобы те предприятия, которые не обеспечивают хороших условийтруда, низкого травматизма и низкой заболеваемости, платили больше. А тепредприятия, которые, наоборот, обеспечивают более благоприятные условия,платили меньше. Речь идет о том, чтобы максимально привязать социальныестраховые выплаты, страховой тариф к реальной ситуации на конкретномпредприятии. В рамках действующей системы Фонда социального страхования РФтакой привязки добиться сегодня очень сложно, поэтому предлагается перейти ксмешанной системе социального страхования и более активно привлекать в системусоциального страхования негосударственных страховщиков (акционерных страховыхкомпаний).
Страхованием, которое предполагаетрешение многих технических вопросов, должны заниматься профессиональныестраховщики, которые дойдут до каждого предприятия, посчитают конкретный риск,возьмут конкретные суммы страховых взносов на этот риск. При этом должны бытьболее широко использованы актуарные расчеты при определении тарифов страховыхвзносов.
Уплата страховых взносов в Фондосуществляется в соответствии с тарифом, установленным Федеральным законом«О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний». Дифференциациятарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляетсяс учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а такжевозможностей исполнения страховых обязательств. Особенности установлениятарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок ихразработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видахобязательного социального страхования.
Денежные средства бюджетов фондовконкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели,устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательногосоциального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательногосоциального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежныхсредств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхованияне допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустившихуказанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации [2, ст. 19].
Отчеты об исполнении бюджетов фондовконкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовыйгод вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской ФедерацииПравительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.
Уплата страховых взносовосуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом «Остраховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социальногострахования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования и территориальные фонды обязательного медицинскогострахования» [3] и (или) федеральными законами о конкретных видахобязательного социального страхования. Основанием для назначения и выплатыстрахового обеспечения застрахованному лицу является наступление документальноподтвержденного страхового случая.
Порядок обращения за страховымобеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспеченияустанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видахобязательного социального страхования.
В случае нехватки в финансовойсистеме обязательного социального страхования денежных средств для обеспечениявыплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленныхфедеральными законами расходов Правительство Российской Федерации приразработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты изфедерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования вразмерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами оконкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательномусоциальному страхованию.
Вложение временно свободных денежныхсредств обязательного социального страхования может осуществляться только подобязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходностьв порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации [2, ст.24]. 3. Реформирование системы социального страхования
С 01.01.2010 года вступил в силуновый Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фондсоциального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинскогострахования».
Указанный Федеральный законрегулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховыхвзносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионноестрахование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательноесоциальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи сматеринством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования итерриториальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательноемедицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессеосуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховыхвзносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательстваРоссийской Федерации о страховых взносах [3, ст. 1].
В связи с этим, статьей 24Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившимисилу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О страховыхвзносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фондобязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательногомедицинского страхования“ в часть вторую Налогового кодекса РоссийскойФедерации внесены изменения, а именно, глава 24 „Единый социальный налог“признана утратившей силу.
Соответственно с 01.01.2010работодатели-страхователи уплачивают страховые взносы на обязательноесоциальное страхование непосредственно в Фонд социального страхования РФ.
Всоответствии с указанным Федеральным законом, в 2010 предусмотрен тарифстраховых взносов, подлежащий уплате в Фонд социального страхования РФ вразмере 2,9% от базы для начисления страховых взносов, которая устанавливаетсяв сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетногопериода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица,превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода,страховые взносы не взимаются [3, ст. 8].
Длястрахователей, применяющих специальные налоговые режимы, в 2010 годусохраняется действующий механизм налогообложения.
Федеральным законом от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фондобязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательногомедицинского страхования“ установлен единый тариф страховых взносов,подлежащих уплате в бюджет Фонда социального страхования РФ страхователями —плательщиками страховых взносов (2,9%), и предельная величина базы для начислениястраховых взносов (415 000 рублей за календарный год), которая подлежитежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы вРоссийской Федерации. При этом в отличие от прежнего порядка, база дляначисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждогофизического лица с начала расчётного периода по истечении каждого календарногомесяца нарастающим итогом. Уплата страховых взносов страхователями производитсяна соответствующие счета Федерального казначейства.
Законом о страховых взносахпредусмотрено, что в 2010 году не уплачивают страховые взносы организации ииндивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения,единый сельскохозяйственный налог, уплачивающих единый налог на вменённый доходдля отдельных видов деятельности. Указанные страхователи уплачивают в 2010 годуналоги в порядке, действующем по состоянию на 2010 год. Однако, посколькуФедеральный закон от 31.12.2002 №190-ФЗ утратил силу с 01.01.2010 года,назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности застрахованнымлицам будет осуществляться вышеуказанными категориями страхователей в общемпорядке, то есть, за первые два дня временной нетрудоспособности — за счётсредств работодателя, с третьего дня — за счёт средств Фонда социальногострахования РФ [3, ст. 3].
Установлены состав правонарушений имеры ответственности (штрафы), применяемые за нарушение плательщиками страховыхвзносов законодательства по обязательному социальному страхованию.
Кроме того, Законом № 213-ФЗ внесенысущественные изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ»Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременностии родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
Во-первых, изменилось само названиезакона. В новой редакции закон называется «Об обязательном социальномстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи сматеринством».
Во-вторых, в Закон № 255-ФЗ включенынормы, определяющие условия, размеры и порядок обеспечения ежемесячным пособиемпо уходу за ребёнком лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию наслучай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В-третьих, изменён состав заработка,из которого будут исчисляться пособия по временной нетрудоспособности, побеременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком застрахованнымлицам.
Необходимо обратить внимание нанормы, регулирующие порядок выплаты пособий застрахованным лицам, занятым унескольких страхователей. В частности, начиная с 2010 года, выплата пособий повременной нетрудоспособности, по беременности и родам указанным лицам, как и до2010 года, будет осуществляться по всем местам работы, а ежемесячного пособияпо уходу за ребёнком — только по одному месту работы по выбору застрахованноголица.
Начиная с 2010 года, в страховой стажнаравне с периодами работы и (или) иной деятельности, включаемыми в страховойстаж до 2010 года, будут засчитываться нестраховые периоды: прохождение военнойслужбы или иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от12.02.1993 № 4468-1.
Изменился порядок и срок уплатыстраховых взносов для лиц, добровольно вступивших в правоотношения пообязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности ив связи с материнством. С 01.01.2010 указанная категория лиц приобретает правона получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов закалендарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховойслучай.
Изменения коснулись и порядка расчетапособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячногопособия по уходу за ребенком. В случае если застрахованное лицо не имелопериода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлениемуказанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпускомпо беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующиепособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица,рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, инойдеятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступленияпредыдущего страхового случая.
Важно отметить, что Федеральный закон№ 255-ФЗ теперь регулирует правоотношения в системе обязательного социальногострахования не только на случай временной нетрудоспособности, но и в связи сматеринством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальномустрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ивиды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливаетправа и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случайвременной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяетусловия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временнойнетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу заребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случайвременной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Претерпел изменения и Федеральныйзакон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В рамках обязательного социальногострахования от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний предусматривается финансирование медицинской, социальной ипрофессиональной реабилитации пострадавших работников, а такжепредупредительных мер по сокращению производственного травматизма ипрофессиональных заболеваний. Фонд продолжит осуществлять единовременные иежемесячные страховые выплаты. На 2010 год установлены максимальный размережемесячной выплаты 49520 рублей и единовременная выплата в сумме 64400 рублей.Тарифы страховых взносов не изменились. С 2010 года из перечня расходов ФССисключены выплаты «нестрахового» характера. Соответственно, за счет получаемыхстраховых взносов на обязательное социальное страхование с 2010 года Фондомсоциального страхования будут осуществляться расходы на следующие выплатызастрахованным (работающим) гражданам:
а) пособие по временной нетрудоспособностипо обязательному социальному страхованию,
б) пособие по беременности и родам,
в) единовременное пособие женщинам,вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности,
г) пособие при рождении ребенка,
д) пособие по уходу за ребенком додостижения им возраста полутора лет, гражданам, подлежащим обязательномусоциальному страхованию,
е) социальное пособие на погребение.
Контроль за уплатой страховыхвзносов, а также за расходованием средств на выплату пособий будетосуществляться путем проведения камеральных и выездных проверок страхователейтерриториальными органами Фонда. Установлены состав правонарушений и мерыответственности, которые будут применяться к плательщикам страховых взносов ибанкам, при нарушении ими законодательства.
Кроме того, введены нормы,предусматривающие ответственность Фонда за нарушение сроков возврата излишнеуплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, за излишнее взыскание страховыхвзносов, за причинение страхователям убытков вследствие неправомерных действийили бездействия Фонда.
Хотелось бы отметить, что основнойцелью системы обязательного социального страхования является формированиесредств фонда социального страхования, направляемых на материальную поддержкунуждающихся в определенных случаях.
Важно отметить,что в переходный период 2011- 2014 годов для отдельных категорий плательщиковстраховых взносов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Тарифыстраховых взносов в ФСС РФ на переходный период отражены в таблице 3.1.1.
Таблица 3.1
Тарифыстраховых взносов в ФСС РФ в 2010- 2014 г.г.ПОКАЗАТЕЛИ 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Для основной категории налогоплательщиков и в организациях, имеющих статус организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (%) 2,9 Для сельхозпроизводителей (%) 1,9 2,4 В организациях, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (%) - 1,9 2,4 В организациях, использующих труд инвалидов (%) - 1,9 2,4 В организациях, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе: Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (%) - 2,9 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (%) - 2,9 Единый сельскохозяйственный налог (%) - 1,9 2,4
Принятые законы позволят в полноймере начать реализацию основных принципов социального страхования, направленныхна установление прямой зависимости между заработком работника и размеромпособия, а также на формирование достаточно серьезного источника доходов Фондасоциального страхования. В конечном итоге главная задача изменений — улучшениесоциального обеспечения граждан России.
Хотелось бы обратить внимание на ещеодно важное нововведение. В случае невозможности выплаты страхователем пособийпо временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособияпо уходу за ребенком по причине недостаточности денежных средств на его счете вкредитной организации, назначение и выплата указанных пособий осуществляетсятерриториальным органом страховщика, то есть ФСС.

 Заключение
Социальное страхование — важнейшеедостояние цивилизованного общества. 2 июня 1903 года считается официальнойдатой рождения государственного социального страхования.
В соответствии с Положением о ФССосновными задачами ФСС являются: обеспечение гарантированных государствомпособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраныздоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числесоздание резерва; разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов нагосударственное социальное страхование; организация разъяснительной работысреди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
С 1 января 2010 года вступила в силуновая редакция Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «О страховыхвзносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхованияРоссийской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования итерриториальные фонды обязательного медицинского страхования», согласнокоторой изменился порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности,по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Важно отметить, что Федеральный закон№ 255-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фондсоциального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинскогострахования» теперь регулирует правоотношения в системе обязательногосоциального страхования не только на случай временной нетрудоспособности, но ив связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательномусоциальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи сматеринством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения,устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социальногострахования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, атакже определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временнойнетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу заребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случайвременной нетрудоспособности и в связи с материнством.

 Список использованной литературы
1.  Федеральный закон от 24.07.1998 г.№125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 19.05.2010, с изм.от 27.07.2010). – Режим доступа: Консультант Плюс [справочно-правовая система].
2.  Федеральный закон от 16.07.1999 г.№165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от24.07.2009). – Режим доступа: Консультант Плюс [справочно-правовая система].
3.  Федеральный закон от 24.07.2009 г.№212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фондсоциального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинскогострахования» (ред. от 16.10.2010). – Режим доступа: Консультант Плюс[справочно-правовая система].
4.  Федеральный закон от 29.12.2006 г.№255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временнойнетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 28.09.2010). – Режимдоступа: Консультант Плюс [справочно-правовая система].
5.  Постановление Правительства РФ от12.02.1994 г. №101 «О Фонде социального страхования РоссийскойФедерации» (ред. от 19.11.2008). – Режим доступа: Консультант Плюс[справочно-правовая система].
6.  Развитие системы социальногострахования в России (краткая справка): [Электронный ресурс]: Интернет-статья.– Режим доступа: www.fss.ru/. – 10.11.2010.
7.  Статистика Фонда социального страхования:[Электронный ресурс]: Интернет-статья. – Режим доступа: www.fss.ru/. –10.11.2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.