Содержание
Введение
1. ПроектЗакона «Об образовании» 2. Консолидированное мнение о проектезакона «Об образовании»
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность:В последние годы в отечественной научной литературе признано, что образованиеявляется не только одним из факторов социально-экономического прогресса идолжно обеспечивать адекватный мировому уровню обшей и профессиональнойкультуры общества, воспроизводство и развитие его кадрового потенциала, но иформирование у обучающегося соответствующей современному уровню знаний и уровнюобразовательной программы картины мира, интеграцию личности в национальную имировую культуру. Обычно образование многими авторами представляется иисследуется в виде социальной системы, под которой понимается упорядоченность вопределенном отношении взаимодействующих индивидов, процессов, образующихинтегративные качества, не свойственные составляющим её компонентам.
Проблема исследования: состоитв том, что на современном этапе развития общества в образовательных учрежденияхпроисходят изменения, которые невозможны без совершенствования и обновленияпроцесса обучения.
Тема исследования: Начальноепрофессиональное образование в России.
Цель исследования:Выявить и обосновать проблемы и перспективы развития начальногопрофессионального образования в России.
Объект исследования:Начальное профессиональное образование в России.Предмет исследования:особенности развития начального профессионального образования в России.
Гипотеза исследования:если мы проанализируем разделы закона «Об образовании», относящихся кпрофессиональному образованию, то выясним, какие проблемы и перспективыразвития начального профессионального образования нас ожидают в будущем.
Задачи:
1.Рассмотреть разделы проектазакона «Об образовании», относящихся к профессиональному образованию.
2.Проанализироватьособенности проекта закона «Об образовании», относящихся к профессиональномуобразованию.
3.Выяснить положительныеи отрицательные стороны проекта закона «Об образовании», относящихся кпрофессиональному образованию.
Научная и практическаяновизна исследования: Исследование позволит получить сведенияо проблемах и перспективах развития начального профессионального образования вРоссии.
Методы исследования:
1. Анализ источников ииспользуемой литературы.
2. Сравнительный метод.
профессиональноеобразование закон
1. Проект Закона «Об образовании». Глава 13. Среднеепрофессиональное образование
Статья 107.Среднее профессиональное образование
1. Среднеепрофессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального,культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовкуработников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественнополезной деятельности, подготовку квалифицированных рабочих и специалистовсреднего звена в соответствии с потребностями общества и государства,удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
В Российской Федерацииустанавливаются следующие уровни среднего профессионального образования:
1) подготовкаквалифицированных рабочих;
2) подготовкаспециалистов среднего звена.
2. Основныепрофессиональные образовательные программы среднего профессиональногообразования подразделяются с учетом установленных уровней среднегопрофессионального образования на программы подготовки квалифицированных рабочихи программы подготовки специалистов среднего звена. Перечни профессий испециальностей среднего профессионального образования утверждаются федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственнойполитики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.
3. Программы подготовкиквалифицированного рабочего реализуются в очной и очно-заочной формах обучения.Программы подготовки специалистов среднего звена реализуются в очной,очно-заочной и заочной формах обучения.
Перечни профессий испециальностей среднего профессионального образования по программам подготовкиквалифицированного рабочего и программам подготовки специалистов среднегозвена, по которым не допускается получение образования в очно-заочной и (или)заочной формах, утверждаются федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовоерегулирование в сфере образования.
4. Нормативные срокиосвоения основных образовательных программ среднего профессиональногообразования определяются соответствующими федеральными государственнымиобразовательными стандартами с учетом формы обучения и необходимости освоенияосновной общеобразовательной программы среднего общего образования.
5. Основные образовательныепрограммы среднего профессионального образования реализуются профессиональнымиобразовательными организациями, а также могут быть реализованы образовательнымиорганизациями высшего образования.
6. Требования настоящейглавы распространяются на образовательные организации высшего образования приреализации ими основных профессиональных образовательных программ среднегопрофессионального образования.
Статья 108. Профессиональныеобразовательные организации
1. Профессиональнаяобразовательная организация – это тип образовательной организации, предметомосновной деятельности которой является реализация образовательных программсреднего профессионального образования различного уровня и направленности.Профессиональная образовательная организация вправе также реализовыватьосновные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные ипрофессиональные программы, дополнительные профессиональные программы, а такжеосуществлять профессиональное обучение.
2. Основныеобразовательные программы среднего профессионального образования реализуются впрофессиональных образовательных организациях следующих видов:
1) профессиональныйлицей – профессиональная образовательная организация, которая реализуетпрограммы подготовки квалифицированного рабочего и вправе реализовыватьпрограммы профессионального обучения, программы профессиональной переподготовкии повышения квалификации квалифицированного рабочего;
2) техникум –профессиональная образовательная организация, которая реализует программыподготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированногорабочего и вправе реализовывать программы профессионального обучения, программыпрофессиональной переподготовки и повышения квалификации квалифицированногорабочего и специалиста среднего звена.
3. Вид и наименованиепрофессиональной образовательной организации устанавливаются при ее создании имогут изменяться в установленном порядке учредителем или органами управлениятакой образовательной организации. В наименовании профессиональной образовательнойорганизации может употребляться специальное наименование (училище, школа и др.)или указываться характер осуществляемой производственной деятельности.
4. Профессиональнаяобразовательная организация самостоятельна в формировании своей структуры, заисключением создания, переименования и ликвидации филиалов.
Статья 109. Особенностиорганизации приема в профессиональную образовательную организацию
1. В профессиональнуюобразовательную организацию для обучения по основным образовательным программамсреднего профессионального образования принимаются граждане, имеющее основноеобщее и (или) среднее общее образование, если иное не установлено настоящимФедеральным законом, по их заявлениям.
2. Прием вобразовательные организации для получения среднего профессиональногообразования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системыРоссийской Федерации осуществляется на общедоступной основе, за исключениемприема для получения среднего профессионального образования по специальностям,требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей,физических и (или) психологических качеств. При приеме для обучения пообразовательным программам среднего профессионального образования поспециальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческихспособностей, физических и (или) психологических качеств, образовательнойорганизацией, а также в случае превышения поступающими имеющегося количествамест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средствсоответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, могутпроводиться вступительные испытания в порядке, определяемом образовательнойорганизацией.
3. Прием граждан навторой и последующие курсы, перевод обучающихся в другую профессиональнуюобразовательную организацию для продолжения обучения по основнойобразовательной программе среднего профессионального образованиясоответствующих уровня, профиля и направленности осуществляются при наличиисвободных мест в профессиональной образовательной организации и при успешномпрохождении аттестации в порядке, устанавливаемом федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики инормативно-правовое регулирование в сфере образования
Статья 110. Особенностиреализации основных образовательных программ среднего профессиональногообразования, интегрированных с основными образовательными программами общегообразования
1. Основныеобразовательные программы среднего профессионального образования,интегрированные с основными образовательными программами общего образования,реализуются профессиональными образовательными организациями в целяхобеспечения получения общего образования лицами, осваивающими основныеобразовательные программы среднего профессионального образования на базеначального общего или основного общего образования.
2. Основныеобразовательные программы среднего профессионального образования,интегрированные с основными образовательными программами основного общего и(или) среднего общего образования, разрабатываются профессиональнымиобразовательными организациями на основе соответствующих федеральныхгосударственных образовательных стандартов среднего профессионального и общегообразования, с учетом требований к формированию таких образовательных программи профиля получаемого среднего профессионального образования.
Основныеобразовательные программы среднего профессионального образования,интегрированные с основными образовательными программами основного общего и(или) среднего общего образования, должны обеспечивать достижение обучающимисярезультатов освоения основных образовательных программы, предусмотренныхсоответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Требования кформированию основной образовательной программы среднего профессиональногообразования, интегрированной с основной образовательной программой основного и(или) среднего общего образования, определяются федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. Нормативный срокосвоения основной образовательной программы среднего профессиональногообразования, интегрированной с основными образовательными программами основногообщего и (или) среднего общего образования, увеличивается на срок, необходимыйдля получения общего образования.
Статья 111.Особенности предоставления среднего профессионального образования гражданам сограниченными возможностями здоровья
1. Среднеепрофессиональное образование граждан с ограниченными возможностями здоровьяосуществляется в профессиональных образовательных организациях всех видов всоответствии с основными образовательными программами среднегопрофессионального образования, разработанными на основе федеральныхгосударственных образовательных стандартов среднего профессиональногообразования и адаптированными для обучения граждан с ограниченнымивозможностями здоровья.
2. Для обучающихся сограниченными возможностями здоровья профессиональными образовательнымиорганизациями должны быть созданы условия для получения среднегопрофессионального образования с учетом индивидуальных особенностей такихобучающихся.
2. Консолидированноемнение о проекте закона «Об образовании», опубликованном 01.12.2010 г. (повопросам, относящимся к профессиональному образованию)
1. Крупнейшийнедостаток проекта закона «Об образовании» — отсутствие в нем уровня «начальноепрофессиональное образование» (НПО). Такое явление крайне опасно как всоциальном, так и в экономическом плане. Исчезновение такого важнейшего звенакак НПО, имеющего стратегическое, политическое, экономическое и социальноезначение для Российского Государства, нарушает целостность системы образованияРФ.
2. Принятиезакона оставит экономику страны как без квалифицированных рабочих кадроввследствие ликвидации уровня начального профессионального образования, так ибез работников среднего звена вследствие встраивания системы среднегопрофессионального образования в высшее.
3. Вездев мире НПО – это основа квалификации, которая обеспечивает эффективный первыйвыход на рынок труда. Этот уровень – предмет особой заботы и вниманиягосударства во всем мире, поскольку от его эффективности зависит во многомсудьба значительной части молодежи после обязательного общего образования.
4. Государственнаясистема НПО в течение 70 лет традиционно была приоритетом в образовательнойполитике государства. От его внимания зависела во многом и судьба молодежипосле обязательного общего образования. Другое дело, что квалификация этогоуровня должны быть доведены до того качества, которое нужно работодателям.
5. Квалифицированныйрабочий сегодня – это не конвейер в условиях массового индустриальногопроизводства, которого можно быстро научить простым операциям. Сегодня рабочийдолжен быть адекватен сложности производственных процессов, готов приниматьрешения в нестандартных ситуациях, отвечать за качество и собственное развитие.
6. Авторызаконопроекта успокаивают общественность тем, что закон, якобы, не отменяетНПО, а «повышает его уровень до СПО». Но, изменив только название, нельзя«повысить уровень». Программы НПО и СПО готовят работников различныхквалификационных категорий.
7. Отлаженнуюи достаточно эффективную систему НПО законопроект заменяет не лицензируемым«ускоренным профессиональным обучением», забывая о повышенных требованиях кквалифицированным рабочим грядущей экономики знаний. От этого пострадает ивступающее в жизнь молодое поколение и конкурентоспособность российскойэкономики.
8. НПОбыло предметом особой заботы и внимания советского и российского государств ещеи потому, что в России были, есть и еще долго будут сотни тысяч социальнонеблагополучных молодых людей, сирот, для которых получение рабочей профессииособенно важно. Оно важно и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Такимобразом, ярко выраженная социальная функция профессионального образования – этоне только национальная традиция России, но и обусловленная объективнымиобстоятельствами необходимость. Здесь важно исходить из сложившейся реальности,из существования сотни тысяч малообеспеченных учащихся из неполных,неблагополучных, неполноценных семей, которые не в состоянии их поддерживать.
9. УровеньНПО совершенно необходим и незаменим для учреждений начальногопрофессионального образования сельских регионов, где нет иной возможности получитьиной уровень профессионально образования.
10. Учрежденияначального профессионального образования востребованы также и в исправительныхучреждениях федеральной службы исполнения наказаний России как формареабилитации осужденных и возможности возвращения их в общество.
11. Предлагаемыйв проекте как самостоятельный вид образовательных услуг – профессиональнаяподготовка – не исключается. Она позволяет осваивать наиболее простые трудовыефункции. Этот уровень квалификации в терминах рамки квалификаций предшествуетуровню НПО и является этапом освоения квалификации НПО.
12. Повышеобозначенным причинам НПО не может быть игнорировано и упразднено, онодолжно быть в фокусе закона.
13. Согласнологике законопроекта, надо было бы оставить только вузы, которые реализовывалибы все виды образовательных программ. Однако вузы не смогут реализовыватьпрограммы НПО, поскольку перед ними стоят задачи иного свойства, и они оснащеныименно для их разрешения, а не для обучения, например, токарей и поваров.
Заключение
Учитываявышеизложенное, а также социально-экономическое и стратегическое значение дляРФ уровня НПО было бы уместно отметить:
– В проекте законаотмечено «Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовкипо профессиям рабочих и должностям служащих может также осуществлятьсяобразовательными организациями высшего образования», но это совсем нецелесообразно, т.к. в вузах нет ни материально-технических, нипрограммно-методических, ни кадровых ресурсов для осуществления этого уровняпрофессионального образования.
– Принципиальнонеправильным является включение в среднее профессиональное образование программподготовки квалифицированных рабочих и программ подготовки специалистовсреднего звена, т.к. это программы различных квалификационных уровней.
– В законе нужно четкоразграничить уровни квалификации, программы по уровням и типам учебныхзаведений, где они могут реализовываться, в том числе в экспериментальномпорядке.
С учетом новыхтребований социума к профессиональному образованию, систему было бы правильнымреформировать путем сокращения сроков обучения за счет исключения дублирующегоматериала в образовательных программах, обеспечивая качество и доступностьобразования по всем уровням подготовки, а не за счет ликвидации уровня НПО.
Список литературы
1. http://zakonoproekt2011.ru/
2. http://www.e-profobr.ru/