--PAGE_BREAK--Глава 1.О нравственно- патриотическом воспитании 1.1.Суть и значение нравственно-патриотического воспитания
Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного и младшего школьного возраста определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма[1].
Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.) можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач: Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Что может включать в себя понятие «патриотизм»?
Это, прежде всего любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя истинным сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выражаться в тупом самомнении и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства[2].
— формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;
— воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям[3].
1.2.Различные методы патриотического воспитания
Для приведения в действие поставленных целей и задач воспитательного процесса можно использовать различные сочетания методов, приемов и средств. Методом воспитания является система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников. В целом, метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на воспитанника и крайне редко применяются изолированно друг от друга. Поэтому любая классификация методов воспитания условна[4]. Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия и их характерные особенности. Проанализируем различные методы воспитания малыша. В базовую структуру воспитания личности входят такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический[5].
Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Объект воздействия выбирается в зависимости от формируемых качеств, то есть при убеждении человека в истинности чего-либо с помощью логики, происходит воздействие на его разум; при воспитании любви к Родине, близким, прекрасному, обращение происходит к чувствам человека. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы. Эти методы могут служить основой нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Пример как один из методов воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Однако его психолого-педагогический эффект не только в приспособленческой деятельности. Он представляет собой анализ деятельности образца, стремление воспитанника быть похожим на идеал. В качестве примера может быть не только положительный, но отрицательный «идеал». В этом случае ребенок будет стараться преодолеть в себе те негативные особенности, которые он заметил у «образца». Особое значение имеет личный пример воспитателя. Воздействие на воспитанника находится в прямой зависимости от авторитета педагога. «Без авторитета невозможен воспитатель», — говорил А.С.Макаренко[6].
Следующий метод воспитания – приучение. Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающих демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником. Но упражнение лишь на начальных этапах можно рассматривать как повторение. В дальнейшем это этап совершенствования на пути к идеалу. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности.
Ценностный метод характеризует ценностную направленность личности. Ценности выступают, как система координат, которая необходима для того, чтобы оценить себя, других, выразить своё отношение, сделать выбор. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине. Нравственный компонент выступает, как ядро духовных ценностей и направляет человеческую активность на утверждение личностной самооценки, равенства людей в их стремлении к достойной жизни.
Частью исторического компонента является гражданско-патриотическая направленность, которая, являясь социально-нравственной категорией, отражает потребности, мотивы, интересы, установки, связанные с гражданско-патриотической культурой и выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению, сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого России, развитию интереса к духовному наследию, познанию истории малой Родины, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству. В процессе работы с детьми по патриотическому воспитанию решаются задачи эстетического и нравственного воспитания: слушание и разучивание песен, стихов о Родине, о труде соотечественников, о природе родной страны. Развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира[7].
Превращение ценностей культуры социума в ценности личности есть процесс воспитания.
Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Детский сад – это учреждение, в котором воплощены традиции своего края. Уклад жизни своего народа, города впитывается дошкольниками. Очень важно научить с ранних лет постигать культуру народа, показать этот сказочный и добрый мир. Как с детства привить ребенку чувство красоты и неповторимости малой родины, вложить в крохотные ладони кисть или кусочек глины и научить создавать маленькое чудо, сказку своими руками. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ ведётся по следующим направлениям:
— формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т.д.
— воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей. Формируя начала патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, воспитатель прививает им уважение к ветеранам войны и труда:
– проводит беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны;
– устраивает тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов, ветеранов труда, ветеранов России.
Любой наш ребенок должен чувствовать, что детский сад – это второй дом. А этот дом надо хорошо знать и быть в нем хозяином. Если же дети сами являются созидателями, участниками оформления детского сада, одно это способно пробуждать первые гражданские чувства.
— Развивает поисковое поведение у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам[8].
Средства реализации поставленных задач:
— развивающая предметно – пространственная среда;
— развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение). Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее оббежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Од бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения ребёнка. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало[9];
— метод детских проектов. В работе по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо особое место уделять русской народной культуре, т.к. представления детей старшего дошкольного возраста о русской культуре отрывочны и поверхностны. Для этого, необходимо широко использовать фольклор: (сказки, песни, потешки, народные игры, пословицы и поговорки и т.д.). В фольклорных произведениях видна национальная самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие[10].
Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод тематических воспитательных проектов.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням[11].
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях,- это безусловно определяет достаточную новизну, исследуемого нами метода воспитания[12].
Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
— корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
— семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
— счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства. Метод изучения генеалогического древа актуален и очень эффективен.
Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.
Во-вторых, данный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи[13].
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2.Эффективность метода изучения истории семьи 2.1. Суть метода связанного с изучением генеалогического древа
В начале нашей работы мы выдвинули гипотезу о том, что метод изучения ребенком генеалогического древа своей семьи, является одним из наиболее эффективных методов нравственно — патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для доказательства гипотезы исследуем суть данного метода, определим цели и задачи которые ставятся перед ребенком и способы решения этих задач.
При рассмотрении семейной генеалогии задача заключается в построении дерева линий родства, идущих от общих предков, причем в центр всей системы отсчета помещается не ЭГО какого-либо члена семьи, а та прародительская семья, о предшественниках которой нет никаких сведений. Цель генеалогического исследования состоит в восстановлении прошлого семьи, в изображении жизненного пути семейных поколений, связанных линиями происхождения по прямому родству[14].
Основу данного метода определяет укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения. генеалогический метод оказывается как бы новым измерением семейного цикла жизни, но не отдельной репродуктивной семьи, а целого ряда их, связанных общим происхождением. Однако не ради умножения исторических экспонатов реконструируются родословные, как говорил И.С. Аксаков,- память о своих предках, чувство рода — чувство историческое. Если история это народное самосознание, то безусловно, генеалогия семьи как семейное самосознание есть ось истории народной[15]. Увы, сегодня, как и во времена Аксакова, приходится признать, что у нас большей частью о предках своих ничего не знают, преданий рода не уважают, русской истории не ведают, семейной старины не ценят. Генеалогическое исследование семьи обретает статус самостоятельного направления, где главной задачей становится наблюдение посредством генеалогических данных за самой историей сохранения и длительного существования семейного рода, фамилии, межсемейной преемственности. При этом упор делается на семейных преданиях, былях, мифах, на трактовках генеалогической истории разными членами семьи в целях понимания, скорее, настоящего, чем прошлого[16].
Задачи, которые воспитатель ставит воспитанникам:
Развивать интерес к своим близким, друзьям.
Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей, содействовать половой идентификации.
Для решения этих задач с детьми можно проводить такие мероприятия, как:
1.Мой младший брат, сестра. Рассматривание фотографий, внешние сходства и различия детей, их братьев и сестер. Рассказы детей о своем отношении к младшим.
Моя семья. Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, брат, сестра. Папа и дедушка- мужчины, брат- мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка- женщины, сестра- девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают.
Составление генеалогического древа.
Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах. Каким я был, каким я стану. Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию[17].
Для реализации этого проекта важна деятельность воспитателя. Очень важна работа в контакте с родителями воспитанников. Подбор педагогической и детской литературы. Составление картотеки пословиц и поговорок о бабушках и дедушках («Книга мудрости») Составление памяток для бабушек и дедушек, побуждающих их к взаимодействию с внуками.
Составление конспектов занятий, бесед («Авторитет любви», «Бабушка, я сам», «Растим читателя», «Поиграй со мной, бабуля»), литературных вечеров и праздников. Смотр-конкурс «Фотографии из семейного альбома». Празднования Дня пожилого человека.
Составление генеалогического древа каждой семьи. Подбор фотографий для семейного группового альбома «Вместе – дружная семья Речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке». Совместная деятельность детей и родителей. Досуги «Бабушкин сундучок»[18].
Ожидаемые результаты:
Уважение и почитание людей старшего поколения
Установление контакта со старшими членами семьи, нравственно — патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми, которые и определят в конечном итоге эффективность метода.
2.2.Генеалогическое древо как метод, вовлечения семьи в воспитание ребенка
Ведущая роль семьи в воспитании детей определена в Законе РФ «Об образовании». Именно родители должны быть первыми педагогами, они обязаны заложить основы разностороннего развития ребенка. Главная особенность семейного воспитания носит эмоциональный, интимный характер отношений. Родительство — многогранный феномен. Необходимо формирование родительской компетентности, то есть умение использовать разнообразные методы общения с ребенком. Неблагоприятные факторы семейного воспитании, такие как отсутствие единых требований к ребенку, непоследовательность, отрицательный пример взрослых, стремление родителей создать условия для себя, наличие в семье одного ребенка приводит к нарушению поло-ролевого развития. Взаимодействие с родителями по вопросу изучения генеалогического древа способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в вовлечении кого-либо из родителей в поиск документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного метода.
Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растет», поэтому трудно переоценить важность практической работы по сбору материалов о родословной семьи.
С помощью альбома-пособия, где имеются задания для детей и родителей, необходимо подготовить ребятишек к выполнению первого задания. Дети знакомятся с происхождением имен и фамилий, в словарях и справочниках находят материалы. Выполняя задания, дети писали о себе, своих родителях, братьях и сестрах, о своих любимых бабушках и дедушках.
Узнав много интересного о своих родственниках, выяснив их звания и титулы, дети вместе с родителями рисуют генеалогическое древо — древо жизни каждой семьи[19].
Составив свою родословную, нарисовав генеалогическое древо, учатся затем сочинять свои фамильные гербы и девизы. На поле щита рисуют то, что больше всего подходит к их семье: кто-то изображает свои увлечения, а кто-то семейные профессии, передаваемые из поколения в поколение. Все владельцы герба должны иметь фамильные девизы. Найти подходящий девиз помогают пословицы: «Век живи — век учись», «Терпение и труд все перетрут», «Под лежачий камень вода не течет» и др. Итак, положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок и должен дорожить всеми своими родственниками. Попробуем сформулировать, что же такое семейные ценности. Это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только ему.
К сожалению, практика показывает, что у детей отсутствуют четкие представления о понятии «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи[20].
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников и младших школьников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Поэтому первостепенное значение приобретает организация целенаправленного взаимодействия между родителями и ребенком с одной стороны и родителями и воспитателями с другой. Изучив многие программы мы пришли к выводу, что необходимо более глубоко остановиться на проблеме, изучения истории рода так как проблема эта стоит особенно остро, малыши не должны вырасти в «Иванов не помнящих родства». Постановления правительства и президента Российской Федерации направлены на поддержку семей, увеличение рождаемости в России.
В выполнении задач определенных в этих документах, метод изучения ребенком своего генеалогического древа занимает одно из ведущих, если не ведущее место. Отчасти именно потому что вовлекает в процесс нравственно-патриотического воспитания огромный круг родственников малыша.
Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле — долг и обязанность педагогов.
продолжение
--PAGE_BREAK--