Гендерные представления младших школьников из неполных семей
Введение
В настоящеевремя проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё болееострой. Неверно понятые идеалы, навязанные обществом стереотипы заставилиженщину отстаивать и добиваться для себя чисто мужских ценностей, вызывая этимотклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности. Неверноусвоенная половая роль мальчиком в детстве является причиной депрессивныхсостояний, неврозов, социальных психотравм, чувства неполноценности иодиночества, нестабильности семейных отношений в зрелом возрасте. Медики ипсихологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождаетглубокие изменения всей личности человека. У человека наблюдается ощутимая потерясвоего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшоеотклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативнымипоследствиями.
Процессфеминизации мужского пола и маскулинизации женского широко затронул все сторонынашей жизни, но особенно ярко это проявляется в семье, где дети и осваиваютсвои половые роли. К тому же стремительно растет число неполных семей, вкоторых процесс полоролевой идентификации определенно затруднен из-заотсутствия кого-то из родителей. По мнению психологов, первые пять лет жизнииграют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и вустановлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочек. И чем дольше вэтот период ребенку придется жить без отца, тем серьезнее могут оказатьсятрудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужитэффективной заменой. У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдатьлибо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность,предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив,развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетаниепреувеличено мужского поведения с зависимым характером.
Половаяидентификация не означает лишь осознания ощущений «Я – мальчик», «Я – девочка»,но включает и целый ряд общественных ролей. Только взаимодействие полов придаетполовой идентификации смысл. В неполной семье ребенок вместе с взрослыми непереживает эти отношения и не видит четкой модели поведения. У него не создаетсямодель собственного поведения как представителя определенного пола, поэтомуможно предположить, что у детей из неполных семей присутствуют некоторыепроблемы в становлении половой идентичности.
Младшийшкольный возраст является периодом гендерной сегрегации, когда дети стараютсяизбегать представителей другого пола. Тенденция мальчиков играть с мальчиками,а девочек – с девочками начинает проявляться у детей в 3-летнем возрасте ипостепенно усиливается до вступления в период полового созревания. Дети с самымиразными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы наоснове общности гендера. Биологический пол, социальные гендерные ярлыки ипсихологическая гендерная идентичность действуют совместно, вынуждая ребенкаобъединяться с детьми одного с ним пола и избегать объединения с детьмипротивоположного.
Гендернаясегрегация приводит к тому, что дети не умеют общаться с представителямипротивоположного пола, что вызывает определенные проблемы в подростковомвозрасте.
Младшийшкольный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям,податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензитивным дляформирования психологической гендерной идентичности и оптимизациивзаимоотношений с представителями противоположного гендера.
Объектисследования – процесс полоролевой идентификации младших школьников в условияхнеполной семьи.
Предметисследования – гендерные представления детей младшего школьного возраста,воспитывающихся одним родителем.
Целью работы является изучениеособенностей гендерных представлений детей из неполных семей.
Задачиисследования.
1. Дать характеристику семьикак института социализации.
2. Описать особенностиличностного развития младшего школьника из неполной семьи.
3. Дать анализ проблемыполоролевой идентификации ребенка в условиях неполной семьи.
4. Провести эмпирическоеисследование особенностей гендерных представлений детей из неполных семей.
5. Дать рекомендации поразвитию гендерных представлений у детей младшего школьного возраста учителямначальных классов, социальным педагогам, психологам, студентам педагогическихколледжей.
Гипотеза. Мы предполагаем, чтодля гендерных представлений младших школьников из неполных семей характерныследующие особенности:
– склонностьприписывать женщине маскулинные качества;
– склонностьидеализировать мужской образ;
– ярковыраженные андрогинные черты женского образа.
Методыисследования.
1. Теоретические:
– анализнаучной литературы по проблеме исследования;
– обобщениеи систематизация информации.
2.Эмпирические:
– опрос.
3. Методыобработки и анализа полученных результатов.
1. Теоретическийанализ проблемы становления полоролевой идентичности ребенка в условияхнеполной семьи
1.1 Семья как институтсоциализации
Семья – малаясоциальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальныхпотребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическоеоснование, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младшихчленов семьи, определенная структура ролей и норм взаимодействия,эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки, защиты [12, с. 137].
Семья –базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинаетсяпроцесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Влияниесемьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовойинформации. Следовательно, от социального климата в современной семье,духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависитуспешность процессов развития и социализации ребенка [12, с. 138].
Отношениямежду членами семьи включают в себя четыре аспекта.
1. Психофизиологический– отношения биологического родства и половые отношения.
2. Психологический– открытость, доверие, забота друг о друге, взаимная моральная и эмоциональнаяподдержка.
3. Социальный– распределение ролей, материальная зависимость, статусные отношения:авторитет, руководство, подчинение.
4. Культурный– внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями,сложившимися в условиях определенной культуры, внутри которой данная семьявозникла и существует.
Вся этасложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей.Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так иразногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании [12,с. 13].
Социализацияличности в семье зависит от отношений внутри семьи,
авторитета ивласти родителей [6, с. 271]. Семейная власть может строиться наразнообразном экономическом или моральном авторитете: от прямого насилия доморального воздействия, от приказов до вежливых дружеских советов. Втрадиционном представлении структуры можно выделить два типа семейных отношений.
1. Авторитарный(лидерство) – руководство и организация всех семейных функций сосредоточены вруках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье.
2. Демократический(партнерство) – равноправное распределение обязанностей, равное участие врешении всех семейных проблем [12, с. 17–18].
Взаимоотношенияв семье зависят от традиций общения, экономического и социального состоянияобщества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства,кто главенствует, от личных качеств. В последнее время преобладающим становитсяравенство отношений между супругами.
Со структуройсемьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения сдругими семьями и со всем обществом. Нарушение этой структуры приводит кнарушению ее функций.
Функции семьи– это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворениемопределенных потребностей ее членов. У семьи может быть столько функций,сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.Семья – это система социального функционирования человека. Ряд функцийнепосредственно вытекает из требований общества, но поскольку семья – сферамежличностных отношений, там действуют свои законы и функции. Благодаряреализации своих функций, семья сохраняет социальный, биологический икультурный смысл [12, с. 19]. Ученые выделяют различные функции семьи. Мыостановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развитияребенка.
1. Экономическаяи хозяйственно-бытовая функция – обеспечение биологического существования семьипищей, жильем, одеждой и т.д.
2. Функцияпервичной социализации – введение ребенка семьей в общество, ознакомление егосо всеми присущими этому обществу законами.
3. Воспитательнаяфункция – социализация молодого поколения, воздействие через общение, трудовуюдеятельность, поощрение, наказание.
4. Рекреационнаяи психотерапевтическая функция – принятие члена семьи таким, какой он есть,несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, обеспечение чувствазащищенности [21, с. 168].
Функцияпервичной социализации и воспитательная взаимосвязаны и
направлены навоспитание личности ребенка. Главная роль в осуществлении этих функцийотводится семье.
Далее мырассмотрим механизмы социализации в семье – способы сознательного илибессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.
1. Механизмединства подражания, имитации, идентификации.
Сущностьданного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводствувоспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляетсячерез социальное взаимодействие людей. Имеются в виду не только отношениявзрослых и детей, но и отношения между взрослыми, которые воспроизводят опытдругих, стремятся копировать некоторые модели поведения, отождествляют себя втой или иной мере с социальными ролями, перенимают взгляды других.
2. Механизмполоролевой идентификации.
Сущностьданного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт,особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессепервичной социализации индивид усваивает нормативные представления осоматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчини женщин. Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу,затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения.
3. Механизмсоциальной оценки желаемого поведения.
Осуществляетсяв процессе социального контроля. Он работает на
основечувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями и наказаниями,поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующимфактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия являетсярезультатом поведения.
4. Конформность.
Понятиеконформности связано с термином «социальный
конформизм»,то есть некритическое принятие и следование господствующим в обществестандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. Водном случае конформность – это податливость человека реальному иливоображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения иустановок. В другом случае конформность можно определить как способностьчеловека сделать вид, что он согласен с группой даже тогда, когда на самом делепридерживается совсем иной точки зрения.
5. Негативизм.
Негативизм –это конформизм наоборот, стремление, во что бы то
ни сталопоступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точкузрения.
Всоциально-психологической литературе отмечены и другие явления, рассматриваемыекак механизмы социализации. Например, внушение, групповые экспектации, ролевоенаучение и др. Мы выделили наиболее распространенные [4, с. 125].
Таким образом,роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальнымиинститутами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка,происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненнойадаптации в обществе. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, онсохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получаетпервый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится тому, как себя вести вразличных ситуациях. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степеньих отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанностиоказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшейжизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми[24, с. 76]. Семья является базисной основой социализации, важнейшимсоциальным институтом. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенкомобщественных норм и культурных ценностей. Влияние семьи на ребенка сильнее, чемвлияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, отсоциального климата в современной семье, духовного и физического становления вней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития исоциализации ребенка [25, с. 158]. Поэтому так важно, чтобы у каждогоребенка были и отец и мать. Но если в семье только один родитель? Каковысоциально-психологические последствия воспитательного влияния такой семьи наформирование личности ребенка [18, с. 45]?
1.2 Особенностиформирования личности ребенка в неполной семье
Пересмотрценностей, индивидуализация жизни позволяют человеку сегодня все меньшедорожить семьей или, напротив, считать ею такие сожительства, которые малоподходят под классическое определение понятия «семья».
Смысл,вкладываемый в понятие «неполная семья» менялся с течением времени [17, с. 5].На данный момент правы те специалисты, которые неполной семьей считают родителяс одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительнаякатегория – функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, нопрофессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи [24, с. 75].
Неполнаясемья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачногорождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. Всвязи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей:осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, ктоиз родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовскиенеполные семьи. В условиях современной действительности неполная семья вбольшинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, тоесть является по сути материнской.
Родительскийдом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл,определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка.Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие всемье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой
отклонений впсихическом развитии ребенка [14, с. 143].
Дефицитмужского влияния в неполных семьях приводит к целому ряду негативныхпоследствий.
1. Нарушенияв развитии интеллектуальной сферы – страдают аналитические и пространственныеспособности ребенка за счет развития вербальных.
2.Недостаточно четкое осуществление процесса половой идентификации мальчиков идевочек.
3. Затрудненияв обучении навыкам общения с представителями противоположного пола.
4.Формирование избыточной, патологической привязанности к матери [24, с. 86].
Дляполноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окруженииначиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский.Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказываетсяна развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развитиядетей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чащемальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается дажепри равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отецвызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнениеотца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказатьсяна отношении ребенка к учебе. Девочка из-за отсутствия собственного отцасоздаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий наобразы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач.Понятно, что такой ребенок при встрече с действительностью очень легко можетразочароваться в жизни [7, с. 59].
Отсутствиеотца и интересующей информации о нем сказывается на воспитании ребенка самымнеблагоприятным образом. Однако возможны и иные случаи. Ученые, например,отмечают, что ребенок, воспитывающийся одинокой матерью, как правило, взрослеетбыстрее, чем ребенок, растущий в полной семье. Но быстрое взросление возможнотолько у тех детей, чьи психические потребности (в заботе, в учении и вэмоциональном самоутверждении) на соответствующих этапах развития ребенка нашлиполное удовлетворение. Потребность в социальной ориентации становитсяпроблематичной. Но и здесь, как показывают наблюдения психологов, для одинокойматери не все потеряно. Если ребенок эмоционально развит, если у негоустановились правильные отношения с матерью, если в нем сведен до минимумакомплекс утраченного отца, есть надежда, что он не растеряется при знакомстве слицом противоположного пола.
Другой важнойпсихологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье,является нарушение половой идентичности, несформированность навыковполоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождаетглубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половыхпсихологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Уже впервые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, темсамым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизнииграют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и вустановлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чемдольше в этот период ребенку придется жить без отца и если никакой другоймужчина не послужит эффективной его заменой, то тем серьезнее могут оказатьсятрудности половой идентификации [7, с. 85].
Человеку,выросшему без нормальной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и,как следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые в свою очередьстановятся причиной ограничения развития. Они обнаруживают, как правило,отставание в умственном и физическом развитии, повышенную агрессивность и чащедругих пополняют состав колоний для малолетних преступников [13, с. 139].
Психологиговорят о том, что дети в неполных семьях живут в состоянии постоянного чувстваобделенности, неудовлетворенности или в состоянии фрустрации. Не стоитговорить, что подобное состояние сопровождается различными отрицательнымипереживаниями. Нередко дети ощущают себя неравноправно среди других людей,стремясь компенсировать психологический дискомфорт тем, что пытаются сделатьсебя социально привлекательными для окружающих. Такие дети «вырабатывают» всебе различные «приспособительные» реакции, например, конформность, лояльность,терпимость, вежливость. Чрезмерная конформность может доходить у них дослабохарактерности, излишняя лояльность и терпимость – до потери собственнойсистемы ценностей, а чрезмерная предупредительность и вежливость – доугодничества [17, с. 15].
Такимобразом, неполная семья – это семья, состоящая из одного родителя. Ребенок, укоторого по какой-либо причине отсутствует мать или отец, так или иначеиспытывает разного рода психологические проблемы. Соответственно, ребенокиспытывает дефицит либо мужского, либо женского влияния. Это сказывается наразвитии ребенка и проявляется в следующих особенностях развития ребенка.
1. Нарушаетсягармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические,пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностейвербальных.
2. Менеечетким делается процесс идентификации мальчиков и девочек.
3. Затрудняетсяобучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола.
4. Складываетсяизбыточная привязанность ребенка к матери [24, с. 104].
Исходя извышеперечисленных особенностей мы
видим, что,воспитываясь одним из родителей, ребенок приобретает множество психологическихпроблем. Поэтому так важна роль обоих родителей в воспитании ребенка, темболее, она многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннемвозрасте [17, с. 45]. Как уже упоминалось ранее, отсутствие одного изродителей (в данном случае отца) приводит к нарушениям психического развитияребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности, а такжеразного рода отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья. Все этооказывает серьезное влияние на дальнейшую личную жизнь, как мальчика, так идевочки [23, с. 106]. Таковы особенности формирования личности ребенка,характерные для неполных семей.
1.3 Полоролеваяидентификация ребенка в условиях неполной семьи
Половаяидентификация – процесс осознания и переживания индивидом своей половойпринадлежности – маскулинности или фемининности, физиологических, социальных ипсихологических особенностей своего пола.
Половая идентичность– осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности [11, с. 223].
Социально-психологическийпол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностейсоциального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии, называетсягендером. Базовым образованием в гендере является психологический пол личности,т.е. достижение определенного уровня полового самосознания и половойидентификации, реальное овладение мужской или женской ролью [20, с. 62].
Дляхарактеристики психологического пола используют понятия: маскулинность,фемининность, андрогинность. Маскулинность – это мужественность,представленность в личности человека типично мужских черт характер.Фемининность, наоборот, женственность, представленность в личности человекатипично женских черт характер. Андрогинность – это представленность в личностичеловека на паритетных началах маскулинных и фемининных особенностей. Этикачества дополняют друг друга и повышают адаптивные возможности человека [20, с. 63].
Процесс полоролевойидентификации начинается буквально с момента рождения ребенка.
Вначалеусвоение происходит скорее бессознательно и пассивно.
На второмгоду жизни, еще не выделяя себя из других людей и не называя себя, ребенок уже знает– мальчик он или девочка. Сравнивая себя с другими людьми: мальчиками идевочками, мужчинами и женщинами, отцом и матерью, он узнает, что мальчикиносят брюки, а девочки – платья, что мальчики играют в машинки, а девочки – вкуклы.
В три годапол – характеристика непостоянная. Ребенок думает, что он может быть изменен.
К пяти-шестигодам это проходит: трехлетний мальчик пугается обещания превратить его вдевочку, пятилетний смеется над этой перспективой, не верит в возможность ееосуществления. Считается, что к пяти-шести годам ребенок формирует свою половуюидентичность на уровне переживаний и ролевого поведения [24, с. 95].
По З. Фрейду ребеноктрех-пяти лет находится на фаллической стадии. В это время его развитиеопределяется бессознательным влечением к родителям противоположного пола.Влечение мальчика к матери называется комплекс Эдипа, девочки к отцу – комплексЭлектры. Если девочка привязывается к отцу, мать для нее становится соперницей,и, наоборот, если мальчик привязан к матери, то отца он тоже воспринимает каксоперника. Вследствие этого происходит амбивалентность детских переживаний.Внешне это выражается в напряженных отношениях с родителями своего пола.
По мнению З. Фрейда,к пяти годам происходит половая идентификация: ребенок относит себя копределенному полу и принимает на себя соответствующие роли и способыповедения. Личность к пяти годам уже сформирована [16, с. 178].
На основеврожденных особенностей и под влиянием семьи и социального окружения ребенокнепроизвольно выбирает для себя манеру поведения, которая наиболее полносоответствует его запросам и в то же время не противоречит общественным нормам,поэтому этап установления полоролевого поведения длится додвенадцати-тринадцати лет. В начале этого этапа дети четко разделяются пополовому признаку, что заставляет их подчеркивать свою половую принадлежность иускоряет развитие сексуальности. Именно в это время появляются первыеосознанные вопросы сексуального плана как часть общих вопросов «о жизни» и какоснование на наблюдениях за старшими.
Следующийэтап – формирование психосексуальной ориентации – двенадцать-двадцать шесть лет– определение сексуального поведения. Изменение тела подростка, появление унего вторичных половых признаков и эротических переживаний способствуетформированию половой идентичности взрослого человека, в которой соответствиеобщепринятым образцам маскулинности-фемининности играет ведущую роль.
Гендерныехарактеристики представителей среднего возраста изучены с позиций переживанияконфликтов. В этом возрасте противоречия между индивидуальными потребностямиличностного развития и нормативными представлениями, реализованными в гендерныхстереотипах, чаще всего проявляются как внутриличностные конфликты. В периодепоздней взрослости также можно выделить ситуации конфликтного столкновениягендерных стереотипов и жизненных ситуаций.
В процессеполовой идентификации каждый ребенок создает свои гендерные представления –обобщенный образ человека как носителя определенного пола (мужского, женского),в котором отражены его наиболее характерные особенности(социально-психологические прежде всего) [11, с. 347].
К гендернымпредставлениям младших школьников можно отнести
– осознаваниемужских и женских ролей в семье и обществе;
– пониманиео том, как распределены функции и обязанности членов семьи;
– различиеособенностей мальчиков и девочек.
Важнойпсихологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье,является нарушение половой идентичности, несформированность навыковполоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированностьчувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такогочеловека наблюдается, ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система егоотношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в областиполового самосознания чревато негативными последствиями [17, с. 23].
Половаяидентификация – это стадиальный процесс. Однако, как полагают некоторыеавторы, завершение формирования полоролевых позиций происходит лишь в юношескомвозрасте. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности, возникаетзавышенная оценка ее значения, связанная с ростом самооценки, увеличениемпотребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов упротивоположного пола. У юношей же возникает фетишизация силы и мужественности.
В развитииспецифических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная рольпринадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (вотличие от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым, начинаяформировать их половую идентичность. При этом отмечается, что не тольколичность родителей и стиль их поведения, но и особенности речи по-разномусказываются на языковом и личностном развитии ребенка, так как обращение кребенку матери и отца существенно различаются между собой. В частности,американская исследовательница Д. Глисон обратила внимание на то, что отцыменьше, чем матери, склонны подстраивать свою речь под уровень пониманияребенка. Они употребляют менее знакомую ему лексику и более сложныеграмматические построения, что предъявляет более высокие когнитивные требованияк ребенку.
В широкомконтексте развития языковых возможностей отец играет роль «мостика» между узамисемейным окружением и внешним миром, расширяя практический опыт ребенка. Речьотца, адресованная сыну, характеризуется более строгим контролем егоактивности, что выражается в более частом употреблении повелительногонаклонения и вопросов, требующих ответов «да» или «нет», в то время как речьматери менее директивна и приспособлена к детскому восприятию. Матери имеютобыкновение разговаривать с дочерьми больше и иначе, чем с сыновьями. Они всвоем обращении с сыновьями больше стимулируют их когнитивное развитие, задаваявопросы, используя числа и более подробные объяснения [25, с. 142].
По мнению психологов,первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности умальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочек [13, с. 143].И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца, тем серьезнее могуоказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина непослужит эффективной заменой. У мальчиков, воспитанных только матерью, можнонаблюдать либо развитие женских черт характера, таких, как словеснаяагрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам,либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которойхарактерно сочетание преувеличено мужского поведения с зависимым характером[13, с. 144].
В развитиидевочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина №1, его черты,особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются (поройбессознательно) и становиться образцом, своего рода магнитом, к которомувпоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типыи формы отношений будущей женщины с мужчинами.
Огромную рольв судьбе девочки играет, прежде всего, общая оценка ее внешности – даже в самыеранние, дошкольные годы, а тем более в подростковом возрасте, когда внешняяпривлекательность становиться важным фактором самоуважения девочки. Если вдетстве девушка была лишена какого-либо мужского образца, повзрослев, онанедоумевает, глядя на «инопланетян» в пиджаках и с усами, с которымиразговаривать нужно как-то не так, как с подругами, а как – ей непонятно [15, с. 96].
Данныемножества исследований показывают: взаимоотношения девочки с ближайшим взрослыммужчиной (обычно отцом) в раннем детстве оказывает влияние на ее последующуюличную жизнь. Женщины, которые вспоминают своих отцов как дружелюбных иласковых, считают некоторые психологи, чаще оценивают свой брак как удачным всексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем те женщины, в памятикоторых остался образ холодного и не любящего отца.
Исследуяособенности полоролевого поведения детей из неполных семей, психологи отмечаютчрезмерную закомплексованность тех из них, кто воспитывался либо овдовевшейматерью, либо матерью-одиночкой. Особенно это касается девочек. Они внешне ивнутренне зажаты, скованы.
Психологивыделяют их в отдельный тип женщин, называя подобную группу последним шансом.
Эти девушкисчитают себя внешне непривлекательными, хотя чаще всего, как и большинствоженщин, они и не красавицы, и не полные дурнушки. У них отсутствуют всякиенавыки общения. Даже в самой маленькой компании они молчат, а если к нимобращаются, то смущаются, краснеют и отвечают невпопад. Что касается мужчин, тодаже мысль об обращении к ним рождает у них замешательство. Женщины такого типав хорошем настроении и спокойной обстановке просто «не видят» мужчин, игнорируютих, а более тесное вынужденное общение рождает у них панику. Чаще всего девушкитакого типа из-за перечисленных выше качеств не могут устроить свою личнуюжизнь, так как отношения с мужчинами, вызывающими у них страх, обычно нескладываются.
Дефицит мужскоговлияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие какбудущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, чтовпоследствии негативно отразиться на ее личной и семейной жизни [13, с. 157].
Отсутствиеотца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности имужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Ониотмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцоммальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и,таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо уних создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистическипротивоположном женскому, и они не хотят вспоминать то, что пытается привить иммать. В обоих случаях, складывается вульгаризованное представление о мужскомповедении как агрессивном, грубом, резком и жестком. У воспитанных без отцов мальчиковтруднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, уних больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такиемальчики часто менее зрелы и менее целеустремленные, не чувствуют себя вдостаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки [5, с. 134].
Психологитакже указывают на негативные последствия чисто женского воспитания мальчиков.Отсутствие или дефицит мужского влияния в детстве может привести квозникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли. Еслимальчик воспитывался в женском окружении, при отсутствии мужчины, который могбы стать для него образцом мужского поведения, у него почти всегда выявляетсято, что психологи называют нарушением полоролевого поведения, иначе говоря, утакого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком многоженского [13, с. 159].
Дляправильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осозналсвою половую принадлежность, но и испытывал нежные чувства к родителюпротивоположного пола и психологически обретал свой пол. Психологическоеобретение пола начинается именно в дошкольном возрасте, но развивается инаращивается на протяжении всей жизни человека. Идентификация со своим поломполучает столь глубокое проникновение в самосознание личности, что интегрируетпо всем звеньям самосознания. На протяжении дошкольного возраста ребенок понарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своегопола [15, с. 222].
Младшийшкольник уже знает о своей принадлежности к тому или иному полу. Мальчик знает,что он должен быть смелым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым идевочкам. Мальчик присматривается к мужским профессиям. Он знает, что такоемужская работа. Сам пытается что-то отпилить, что-то забить. Очень гордится,когда эти его старания замечены и одобрены. Мальчики стараются вести себя так,как свойственно мужчинам.
Девочказнает, что она должна быть приветливой, доброй, женственной, не драться, неплеваться, не лазать по заборам. Она приобщается к домашней работе. Когда еехвалят за то, что она рукодельница и хозяюшка, она вспыхивает от удовольствия исмущения. Девочки стремятся уподобиться женщинам.
В классемальчики и девочки при общении друг с другом не забывают о том, что они противоположны:когда учитель сажает мальчика и девочку за одну парту, дети смущаются,особенно, если окружающие сверстники реагируют на это обстоятельство. Внепосредственном общении у детей можно наблюдать некое дистанцирование в связис тем, что они «мальчики» и «девочки». Однако младший школьный возраст являетсяотносительно спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях [15,с. 305–306].
Для развитияребенка огромное значение имеет отцовская и материнская любовь. Отцовскаялюбовь – это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому чтоты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты достойно исполняешь своиобязанности, потому что ты похож на меня». В обусловленной отцовской любвиможно найти как отрицательную, так и положительные стороны.
Отрицательнуюсторону для развития ребенка составляет тот факт, что отцовская любовь должнабыть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, чегоот него ждут. Важна и положительная сторона. Поскольку отцовская любовьобусловлена, то я могу что-то сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться радинее. Отцовская любовь не находится вне пределов моего контроля – в отличие отлюбви материнской.
Материнскаялюбовь по самой своей природе безусловна. Мать любит ребенка, потому что это еедитя. Материнская любовь бескорыстна, она не
пытаетсямешать ребенку взрослеть, не поощряет его беспомощность, напротив, помогаетстать независимым, способным, в конце концов, отделиться от нее [23, с. 58].
Такимобразом, полоролевая идентификация ребенка – это сложный, стадиальный процесс,захватывающий все возрастные этапы, в ходе которого ребенок обретает свойпсихологический пол.
Воспитываясьв неполной семье, ребенок испытывает нарушение половой идентификации, имеетсерьезные психологические проблемы. Ведь для того, чтобы успешно пройти процессидентификации, младший школьник должен воспитываться и матерью, и отцом. Впротивном случае ребенок не усваивает свой психологический пол, не испытываетлюбовь к родителю противоположного пола. Он считает, что если воспитываетсялибо одной матерью, либо отцом, значит, так и должно быть.
Нередко из-заэтого у ребенка возникают проблемы как в школе, так и дома. Если ребенок невидел, как ведут себя отец или мать в тех или иных ситуациях, в своей жизни онне сможет воспроизвести женскую либо мужскую модель поведения., Воспитываясьодним из родителей, ребенок, так или иначе, приобретает нарушение полоролевогоповедения. Например, мальчики из неполных семей в большей мере склонныпроявлять фемининные качества и следовать женскому типу поведения. Девочки тожеимеют неверные гендерные представления. Большинство из них считает, что женщинаобладает в большей степени мужскими качествами, нежели женскими.
2. Опытэмпирического исследования гендерных представлений младших школьников изнеполных семей
2.1 Организацияи проведение исследования
Впрактической части нашего исследования мы поставили перед собой следующиезадачи.
1. Провестиэмпирическое исследование особенностей гендерных представлений детей из неполныхсемей.
2. Датьрекомендации по развитию гендерных представлений у детей младшего школьного возрастаучителям начальных классов, социальным педагогам, психологам, студентампедагогических колледжей.
Нашеисследование проходило на базе МОУ СОШ №2 города Тотьма и МОУ «Начальная школа– детский сад» поселка Текстильщики в сроки с 11.01.2010 по 13.02.2010 года.
Висследовании принимали участие учащиеся 3–4 классов в возрасте от 9 до 10 лет.Было сформировано 2 группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальнуюгруппу вошли дети из неполных семей, а в контрольную – дети из полных семей. Характеристикавыборки представлена в таблице 1.
Таблица 1. Характеристикавыборки
Испытуемые
Полные семьи
Неполные семьи
Общее количество Мальчики 12 (20%) 20 (33%) 60 (100%) Девочки 18 (30%) 10 (17%)
Такимобразом, и в экспериментальную и контрольную группы вошло по 30 человек. Общееколичество девочек, вошедших в группу, состоящую из детей из полных семей,составило 18 человек, мальчиков – 12. В группе, куда вошли дети из неполныхсемей, число девочек составляет 10 человек, а мальчиков – 20. Все детиэкспериментальной группы воспитываются одной мамой.
В качествеосновного метода при проведении исследования мы использовали опрос, т. к.столкнулись с проблемой отсутствия тестов по данной проблеме. Для выявлениягендерных представлений детей мы применили следующие опросные методики.
1. Выборкачеств.
2. Интервьюполоролевой идентичности [25, с. 226].
3. Оценочныешкалы.
Переченьличностных качеств, из которых дети делали выбор, а также оценочные шкалы былиразработаны нами. Они представлены в Приложениях 4 и 6.
Этапыисследования.
1. Подготовительныйэтап: планированиеисследования, формирование выборки (определение экспериментальной и контрольнойгрупп), подбор основных процедур сбора и анализа данных.
2. Основнойэтап: сборданных на основе использования выбранных процедур.
3. Заключительныйэтап: обработка и анализ результатов, формулировка выводов и рекомендаций.
2.2 Анализрезультатов
/>Для диагностики гендерных представлений мыиспользовали несколько методик. Одной из основных методик является методикавыявления гендерных представлений при помощи выбора личностных качеств. Еерезультаты представлены в Приложении 1, таблице 2 и на рисунках 1 и 2.
Таблица 2. Гендерныепредставления детей из неполных семей, выявленные на основе выбора личностныхкачеств
Испытуемые
Выбор качества
Гендерные представления детей
О женщинах
О мужчинах
Д
М
Всего
Д
М
Всего Младшие школьники из неполных семей
М
12
(24%)
16
(16%)
28 (18%)
20
(40%)
31
(31%)
51 (34%)
Ф
20
(40%)
26
(26%)
46 (30%)
10
(20%)
18
(18%)
28 (18%)
А
28
(56%)
48
(48%)
76 (50%)
30
(60%)
41
(41%)
71 (47%) Младшие школьники из полных семей
М
3
(3%)
2
(3%)
5
(3%)
44
(49%)
28
(47%)
72 (48%)
Ф
46
(51%)
31
(51%)
77 (51%)
4
(4%)
5
(8%)
9 (6%)
А
46
(51%)
22
(37%)
68 (45%)
47
(52%)
22
(37%)
69 (46%)
/>
Рис. 1Гендерные представления о женщине детей из неполных и полных семей, выявленныена основе выбора личностных качеств
/>
Рис. 2Гендерные представления о мужчине детей из неполных и полных семей, выявленныена основе выбора личностных качеств
Исходя изполученных результатов, можно сделать следующий вывод.
Дети изнеполных семей в большей мере выбирают мужские качества для женщины. 18% детейиз неполных семей считают, что женщина должна обладать такими качествами как смелость,воля, сила характера, надежность, ответственность. Т.е., можно предположить,что дети видят в своей матери проявление именно маскулинных качеств, возможно,выражающихся в ее манере общаться, стиле поведения и взаимоотношения сокружающими.
Что касаетсядетей из полных семей, то лишь 3% видят в женщине мужские черты и выбираютсоответствующие своему гендерному представлению личностные качества.
Стоитотметить разницу между выбором фемининных качеств. Доля выбора фемининныхкачеств у детей из полных семей превышает долю выбора у детей из неполныхсемей. Об этом говорит процентное соотношение: 51% / 30%. Соответственно, вженщине дети из полных семей в большей мере видят проявление типично женскихчерт характера, а дети из неполных семей отдают предпочтение качествам,присущим мужчине.
Большойпроцент детей из неполных семей (50%), так же, как и дети из полных семей (45%),приписывают женщине андрогинные качества. Например, такие как доброта,жизнерадостность, порядочность, честность, ум. Вероятно, у детей и той, идругой групп не вполне сформированы гендерные стереотипы относительнофемининных качеств.
Анализируягендерные представления о мужчине детей из полных и неполных семей, следуетотметить, что дети из полных семей в большей степени осознают те качества,которыми должен обладать мужской пол.
Что касаетсядетей из неполных семей, то они больше выбирают для мужчины качества, присущиеженщине, например, терпимость, заботливость, ласковость, чуткость. Количествотаких выборов составляет 18%, в то время, как количество таких же выборов удетей из полных семей составляет 6%.
Сравнив два выбора– фемининных качеств и маскулинных, можно отметить, что дети из неполных семей вбольшей мере склонны представлять женщину с мужскими чертами и поведением, амужчину, наоборот, с женскими чертами.
Длядиагностики уровня сформированности полоролевой идентичности мы использовали интервьюполоролевой идентичности. Результаты методики представлены в Приложении 2, таблице 3, нарисунках 3 и 4.
Таблица 3.Специфика полоролевой идентичности младших школьников
Испытуемые
Полоролевая идентичность
Выбор
Девочки
Мальчики Младшие школьники из неполных семей Женский выбор 114 (81%) 65 (23%) Мужской выбор 26 (19%) 215 (77%) Младшие школьники из полных семей Женский выбор 192 (76%) 21 (13%) Мужской выбор 61 (24%) 147 (87%)
/>
Рис. 3Специфика полоролевой идентичности девочек
/>
Рис. 4Специфика полоролевой идентичности мальчиков
По даннымдиагностики можно сделать вывод о том, что полоролевая идентичность девочек имальчиков из неполных и полных семей имеет как сходство, так и различия.
Девочки из неполныхи полных семей почти в одинаковой мере выбирают для себя женские качества – 81%и 76%. Это довольно высокий показатель. Отметим, что доля выборов девочек изнеполных семей немного превышает долю выборов девочек из полных семей.Возможно, здесь имеет место влияние матерей из неполных семей. Мы знаем, что внеполной семье мать заменяет ребенку отца, тем самым она одна должна играть двероли – свою и роль отца. Возможно, девочки из неполных семей в этом случае несколькоидеализировали женский образ. Мы предполагаем, что им хочется быть женственнее,чем мама.
В выборахдевочек обеих категорий семей присутствуют не только женские выборы, но имужские. Заметим, что девочки из полных семей в большей мере склонны кприписыванию себе мужских качеств. Есть вероятность того, что так происходитпотому, что в семье они воспитываются и матерью, и отцом. Возможно, девочкивыбрали для себя некоторые отцовские качества.
У мальчиковиз неполных и полных семей выборы различны. Мальчики из неполных семей делаютменьше выборов в пользу мужских качеств, нежели мальчики из полных семей (77% и87%). Можно предположить, что мальчики, воспитывающиеся в семье, где есть отец,имеют представление о его поведении, о качествах, поэтому на основе данногообраза они и приписывают для себя большее количество мужских качеств.
Что касаетсямальчиков из неполных семей, то можно отметить, что они в большей мереприписывают себе женские качества (23%). Вероятно, воспитываясь одной матерью,мальчики в ходе процесса идентификации имеют склонность копировать женскоеповедение, женские качества.
Мальчики изполных семей видят в себе меньшую долю женских качеств (13%). Больший акцент вих случае падает на выбор мужских качеств. Мы предполагаем, что немалую рольздесь играет влияние на воспитание отца.
Такимобразом, мы можем сделать вывод о том, что специфика полоролевой идентичностимладших школьников из полных и неполных семей различна.
Дети изнеполных семей, в частности девочки, преимущественно выбирают для себя женскиекачества, но приписывают и мужские.
Мальчики изнеполных семей выбирают для себя преимущественно мужские качества, но доляженских выборов у них больше, чем у мальчиков из полных семей.
Девочки изполных семей в большинстве случаев выбирают для себя женские качества, но имеютсклонность приписывать себе мужские качества даже в большей мере, чем девочкииз неполных семей.
Мальчики,воспитывающиеся в полной семье, главным образом делают мужские выборы, но в ихвыборах присутствует и доля женских качеств, но меньше, чем у мальчиков изнеполных семей.
Для выявлениягендерных представлений детей из неполных и полных семей, а именно оценки качеств,которыми должны обладать женщина и мужчина, мы использовали методику оценочныхшкал. Результаты исследования приведены в Приложении 3, таблице 4, на рисунках5 и 6.
Таблица 4. Гендерныепредставления детей из неполных и полных семей, выявленные на основе оценочныхшкал
Испытуемые
Оценочные
шкалы
Среднее значение
Общее среднее значение
Девочки
Мальчики Младшие школьники из неполных семей Трусливый – смелый 54,2 54,6
54,4 Слабый – сильный 55,4 54,6
56,7 Заботящийся о себе – заботящийся о других 56,9 61,5
59,2 Грубая – нежная 18,1 58,5
53,3 Молчаливая – разговорчивая 51,4 60
55,7 Искренняя – скрытная 41,8 25,3
33,5 Младшие школьники из полных семей Трусливый – смелый 59,6 56,5
58 Слабый – сильный 53,8 58,4
56,1 Заботящийся о себе – заботящийся о других 55,5 46,8
51,1 Грубая – нежная 53,2 53,8
53,5 Молчаливая – разговорчивая 6,2 50
48,1 Искренняя – скрытная 21,4 22,5
21,9
/>
Рис. 5Гендерные представления детей из неполных и полных семей, выявленные наоснове оценочных шкал (оценка мужских качеств)
/>
Рис. 6 Гендерные представлениядетей из неполных и полных семей, выявленные на основе оценочных шкал (оценкаженских качеств)
Анализируяполученные данные, можно отметить, что оценка детьми из полных и неполных семейличностных особенностей мужчин и женщин несколько различается.
Шкала«Трусливый – смелый».
Дети изполных семей считают, что мужчина должен быть смелым. Среднее значение оценкиэтой особенности составило 58 баллов. Отметим, что дети из неполных семей тоже считают,что мужчина должен быть смелым, но их оценка мужской смелости несколько ниже – 54,4балла. Мы можем предположить, что дети, воспитывающиеся в семье, где есть отец,имеют лучшее представление о поведении мужчины, его личностных качествах.
Шкала «Слабый– сильный».
Оценкаособенности «слабый – сильный» и у той и у другой категории детей почтиодинакова. Дети из неполных и полных семей почти в равной мере считают, чтомужчина должен быть сильным.
Шкала«Заботящийся о себе – заботящийся о других».
Небольшоеразличие присутствует в оценках по этой шкале. Дети из неполных семей считают,что мужчина должен прежде всего заботиться о других (59,2). Можно отметить, чтодети из полных семей считают так же, но их оценка ниже (51,1). Вероятно, детииз неполных семей имеют склонность несколько идеализировать мужской образ попоказателю заботливости.
Шкала «Грубая– нежная».
Оцениваяженские личностные особенности, дети из неполных и полных семей почти в равноймере отмечают, что женщина должна быть скорее нежной, нежели грубой. Об этомсвидетельствует средняя оценка той и другойкатегории детей (53,3 и 53,5).
Шкала«Молчаливая – разговорчивая» и «Искренняя – скрытная».
Дети изнеполных семей в большей мере считают, что женщина должна быть разговорчивой иискренней (55,7 и 33,5). У детей из полных семей эти показатели ниже (48,1 и21,9). Возможно, сталкиваясь с проблемой одиночества, женщина из неполной семьистановится более откровенной и искренней с ребенком. Вероятно, она можетуделять больше внимания ребенку, больше общаться и разговаривать с ним, поэтомуу детей из неполных семей именно такое представление.
Такимобразом, оценка личностных особенностей мужчин и женщин детьми из неполных иполных семей различна. Дети из неполных семей в некоторых случаях склонны кболее высокой оценке мужских и женских личностных качеств, склонныидеализировать, нежели дети из полных семей.
2.3 Выводыи рекомендации
На основеанализа полученных результатов мы пришли к следующим выводам.
1. Детииз неполных семей в большей мере выбирают мужские качества для женщины. 18%детей из неполных семей считают, что женщина должна обладать такими качествамикак смелость, воля, сила характера, надежность, ответственность.
2. Детииз неполных семей склонны приписывать андрогинные качества женщине.
3. Девочкииз неполных семей в меньшей степени копируют женское поведение (поведениематери) в отличие от девочек из полной семьи.
4. Мальчикииз неполных семей в большей степени склонны к копированию женского поведения, вотличие от мальчиков из полных семей.
5. Детииз неполных семей больше склонны к завышению оценки некоторых женских и мужскихкачеств, к идеализации мужского и женского образа, нежели дети из полных семей.
6. Детииз полных семей имеют лучшее представление о том, какими качествами должныобладать мужчина и женщина.
7. Детииз неполных семей в большей мере считают, что женщина должна быть разговорчивойи искренней.
8. Дети, воспитывающиеся всемье, где есть отец, имеют лучшее представление о поведении мужчины, еголичностных качествах.
Такимобразом, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследованияподтвердилась частично. Действительно, дети из неполных семей склонныприписывать женщине маскулинные качества, несколько идеализировать мужскойобраз (например, по показателю заботливости и других). Но, приписываниеандрогинных качеств женщине совсем ненамного превышает аналогичный показатель удетей из полных семей.
Наоснове проведенного нами исследования мы предлагаем ряд рекомендаций поразвитию гендерных представлений у детей младшего школьного возраста изнеполных семей.
1. Педагогам и специалистам,которые работают с младшими школьниками из неполных семей, при организациивоспитательной и коррекционно-развивающей работы с ними необходимо учитыватьтот факт, что у таких детей могут быть проблемы половой идентичности,формирования гендерных представлений.
2. Следует обращать вниманиена особенности поведения мальчиков и девочек из неполных семей. Возможно, что вповедении девочек из неполных семей будут проявляться мужские особенностиповедения (например, агрессивность), а у мальчиков – женские (например, словеснаяагрессия).
3. Учителям начальныхклассов, психологам, социальным педагогам рекомендуем запланировать циклмероприятий, которые направлены на развитие гендерных представлений детей. Втаких мероприятиях должны участвовать все дети – и из полных, и из неполныхсемей.
4. Для получения необходимойинформации о гендерных представлениях младших школьников рекомендуемиспользовать интервью полоролевой идентичности и выбор личностных качеств,кроме того, мы считаем возможным использование оценочных шкал. Эти методикиописаны в нашей работе.
5. Чтобы работа,направленная на развитие гендерных представлений детей была более эффективной,возможно привлечение родителей обоего пола к участию в запланированныхмероприятиях.
Заключение
Половаяидентификация – это осознание и переживание индивидом своей половойпринадлежности – маскулинности или фемининности, физиологических, социальных ипсихологических особенностей своего пола.
Этостадиальный процесс, который при жизни проходит каждый человек. Успешностьпрохождения этого процесса во многом зависит от того, в какой семьевоспитывался человек.
В наше времястановится все больше неполных семей. Тех семей, которые состоят из одногородителя. Соответственно, ребенок, воспитывающийся в неполной семье, подверженискажению процесса половой идентификации. Это значит, что дети из неполныхсемей в большинстве случаев имеют неверные, неправильные гендерныепредставления. Человеку, выросшему без нормальной семьи, присуще недоверие клюдям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстраненности,изоляции, которые в свою очередь становятся причиной ограничения развития. Ониобнаруживают, как правило, отставание в умственном и физическом развитии,повышенную агрессивность и чаще других пополняют состав колоний для малолетнихпреступников.
Психологиговорят о том, что дети в неполных семьях живут в состоянии постоянного чувстваобделенности, неудовлетворенности или в состоянии фрустрации. Не стоитговорить, что подобное состояние сопровождается различными отрицательнымипереживаниями. Нередко дети ощущают себя неравноправно среди других людей,стремясь компенсировать психологический дискомфорт тем, что пытаются сделатьсебя социально привлекательными для окружающих. Такие дети «вырабатывают» всебе различные «приспособительные» реакции, например, конформность, лояльность,терпимость, вежливость. Чрезмерная конформность может доходить у них дослабохарактерности, излишняя лояльность и терпимость – до потери собственнойсистемы ценностей, а чрезмерная предупредительность и вежливость – доугодничества.
Дляправильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четкоосознал свою половую принадлежность, но и испытывал нежные чувства к родителюпротивоположного пола и психологически обретал свой пол. Психологическоеобретение пола начинается в дошкольном возрасте, но развивается и наращиваетсяна протяжении всей жизни человека. Идентификация со своим полом получает стольглубокое проникновение в самосознание личности, что интегрирует по всем звеньямсамосознания. На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающейначинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола.
Для тогочтобы успешно пройти процесс идентификации, младший школьник долженвоспитываться и матерью и отцом. В противном случае, ребенок не усваивает свойпсихологический пол, не испытывает любовь к родителю противоположного пола. Онсчитает, что если воспитывается, либо одной матерью, либо отцом, значит, так идолжно быть. Нередко из-за этого у ребенка возникают проблемы, как в школе, таки дома. Если ребенок не видел, как ведут себя отец или мать в тех или иныхситуациях, в своей жизни он не сможет воспроизвести женскую, либо мужскуюмодель поведения. Поэтому мы можем подтвердить, что, воспитываясь одним изродителей, ребенок, так или иначе, приобретает нарушение полоролевогоповедения. Например, мальчики из неполных семей в большей мере склонныпроявлять фемининные качества и следовать женскому типу поведения. Девочки тожеимеют неверные гендерные представления. Большинство из них считает, что женщинаобладает в большей степени мужскими качествами, нежели женскими.
Мы изучалигендерные представления двух групп детей – из неполных и полных семей.
Сравнивая их результаты,мы пришли к выводу о том, что гендерные представления младших школьников изнеполных семей отличны от гендерных представлений младших школьников из полныхсемей. Как уже упоминалось ранее, мальчики и девочки из неполных семей в большеймере склонны к женским выборам. Они склонны к выбору женских качеств длямужчины, они видят в своей матери главу семьи, мама для них является самойсильной и самой красивой одновременно. Так происходит потому, что у этих детейнет отца, они воспитываются только одной матерью. Соответственно, и мальчики идевочки видят в своей неполной семье только женскую модель поведения, врезультате чего потом ее копируют. Поэтому дети из неполных семей не усваиваютполоролевое поведение в той мере, в какой необходимо его усваивать.
На основевыводов нашего исследования мы разработали ряд рекомендаций по развитиюгендерных представлений младших школьников для учителей начальных классов,социальных педагогов, психологов, студентов педагогических колледжей.
Наша работаадресована им и всем тем, кого интересует данная проблема.
Списоклитературы
1. Андреева Г.М. Психологиясоциального познания: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: 1993. – 368 с.
2. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: 2002. –234 с.
3. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 312 с.
4. Андриенко Е.В. Социальнаяпсихология: Учебник для студентов педвузов. / Под ред. В.А. Сластенина. –2 изд., доп. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 235 с.
5. Божович Л.И. Личностьи ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальнаяпедагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и колледжей. – М.:Издательский центр «Академия», 1999. – 440 с.
7. Венгер А.Л. Психологическоеобследование младших школьников. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 160 с.
8. Воспитание детей внеполной семье. – М.: «Прогресс», 1980
9. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикумпо возрастной и педагогической психологии: для студентов средних педагогическихзаведений/ Авт. – Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2 изд.;стереотип – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
10. Дубровина И.В. Психология:Учебное пособие для студентов педвузов; Под ред. И.В. Дубровиной – 2 изд.,Стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 525 с.
11. Еникеев М.И. Психологическийэнциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2009. – 560 с.
12. Зубкова Т.С. Организацияи содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособиедля студ. сред. проф. учеб. заведений/Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. –2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
13. Клецина И.С. Гендернаясоциализация: Учебное пособие. – СПб., 1998.
14. Крайг Г., БокумД. Психология развития. – СПб.: Питер, 2004. – 940 с.
15. Мухина В.С. Возрастнаяпсихология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентоввузов. – 6 изд., Стереотип. М.: Издательский центр Академия. – 2000. – 489 с.
16. Немов Р.С. Общиеосновы психологии, в 2 кн. Кн. 1. – М.: Просвещение. – 1994. – 432 с.
17. Николаева Я.Г. Воспитаниеребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи непол. Семьям: пособие дляпсихологов и педагогов/Я.Г. Николаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2006. – 159 с.
18. Овчарова Р.В. Практическаяпсихология образования: Учебное
пособие. – Курган. –2006. – 210 с.
19. Овчарова Р.В. Справочнаякнига социального педагога. – М.: ТЦ Сфера. – 2002. – 324 с.
20. Психология семьи:учебный практикум для студ. сред. проф. пед. учеб. заведений / Авт. – сост. О.Н. Неклюдова/ Под ред. к.п.н., доц. А.А. Огаркова – Тотьма, 2007. – 96 с.
21. Российская семья:Энциклопедия. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 624 с.
22. Социальнаяпедагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. заведений / Подобщ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
23. Фромм Э. Искусстволюбить: Исследование природы любви: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.:ил.
24. Целуйко М.В. Психологиянеблагополучной семьи. – СПб.: Питер, 2003. – 171 с.
25. Чекалина А.А. Гендернаяпсихология: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.