Реферат по предмету "Право"


Оперативно-розыскная деятельность (Сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности)2

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание Введение 3 Глава 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности, её задачи и принципы. 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности 1.2 Взаимоотношения ОРД со сходными видами деятельности, осуществляемыми государственными структурами. 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности. .9 1.4.

Элементы содержания, предмет, формы и цель оперативно - розыскной деятельности 15 Глава 2. Соотношение оперативно-розыскной деятельности со смежными видами деятельности 1.Оперативно-розыскная и социальная деятельность 2. Оперативно-розыскная и юридическая деятельность 3. Соотношение оперативно - розыскной деятельности и уголовного права 4.Оперативно - розыскная деятельность и уголовно-процессуальное право 5.Соотношение оперативно - розыскной и контрразведывательной деятельности 6.Соотношение

оперативно-розыскной и разведывательной деятельности 7. Оперативно-розыскная и частная сыскная (детективная) деятельность 17 Заключение 19 Литература 21 Введение Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ 1 Ш «Об оперативно-розыскной деятельности» (Закон об ОРД) определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории

Российской Федерации, и закрепляет сис¬тему гарантий законности при проведении оперативно-ро¬зыскных мероприятий. Закон об ОРД действует на всей территории Россий¬ской Федерации в целях обеспечения мира, социального благополучия и спокойствия как в обычных условиях жиз¬недеятельности, так и в состоянии повышенной опасности для жизни, здоровья и имущества граждан независимо от изменений состояния и условий жизнедеятельности насе¬ления.

Статья 4 Закона об ОРД определяет, что правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, Закон об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты фе¬деральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах сво¬их полномочий в соответствии с законодательством РФ нор¬мативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных

мероприятий. Правовая основа ОРД имеет три уровня. Критерием это¬го деления служит такая юридическая категория, как «юри¬дическая сила» нормативных правовых актов, образующих правовую основу ОРД. Первый уровень составляют Конституция РФ и фе¬деральные законы. Помимо Закона об ОРД, к ним можно отнести Уголовный кодекс РФ, УПК РФ,

Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Законы РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государ¬ственной тайне», от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокура¬туре», Федеральные законы от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах государственной службы безопасности», от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» и др. Ко второму уровню относятся нормативные право¬вые акты федеральных органов государственной власти —

нормативные правовые акты Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203, утвердивший Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне), нормативные правовые акты Пра¬вительства РФ (например, постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. № 526 утверждено Положение о ли¬цензировании деятельности по разработке, производству,

реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного по¬лучения информации, индивидуальными предпринимателя¬ми и юридическими лицами, осуществляющими предприни¬мательскую деятельность). Третий уровень — ведомственные и межведомствен¬ные нормативные правовые акты (например, приказ Федеральной таможенной службы РФ от 7 февраля 2005 г. № 90 «Об утверждении перечней подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие

в опе¬ративно-розыскной деятельности»). Кроме того, большую роль в регламентации осуществления ОРД играют Определения и Постановле¬ния Конституционного Суда РФ, которые хотя и не относятся к нормативным правовым актам, однако разъясняют и конкретизируют их положения. Объектом исследования в данной работе является сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности. Целью исследования в данной работе является изучение и анализ сущности и содержания оперативно-

розыскной деятельности. Цель данной работы определила решение следующих задач: 1. Определить, рассмотреть и дать анализ сущности оперативно-розыскной деятельности, её задач и принципов; 2. Структура работы: работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности, её задачи и принципы.

1. Понятие оперативно-розыскной деятельности Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельно¬сти, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномо¬ченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномо¬чий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступ¬ных посягательств .

Анализ приведенного определения позволяет выде¬лить следующие признаки, которые законодатель установил в качестве обязательных элементов кон¬струкции ОРД: - осуществляется только государственными органа¬ми; - субъектный состав этих органов определяется За¬коном об ОРД; - круг субъектов, осуществляющих ОРД, может быть изменен только путем внесения соответствующих поправок в Закон об ОРД; - может осуществляться исключительно в целях, ус¬тановленных

Законом об ОРД (т.е. в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посяга¬тельств); - осуществляется только оперативными подразделе¬ниями; - данный вид деятельности может осуществляться гласно и негласно; - осуществляется посредством проведения оператив¬но-розыскных мероприятий. Все эти признаки можно разделить на две основные группы: - объективные признаки определяются самой

при¬родой ОРД и являются необходимыми и достаточ¬ными для отграничения ее от всех остальных видов человеческой деятельности. По большому счету, в качестве такого критерия выступает механизм осу¬ществления ОРД, а именно: ОРД может осуществ¬ляться исключительно посредством проведения опе¬ративно-розыскных мероприятий; - субъективные признаки — все остальные призна¬ки ОРД, содержащиеся в легитимном определении. Они зависят от воли законодателя и носят динамический характер.

Фактически субъективные призна¬ки выступают в качестве искусственных границ, ко¬торые из огромного массива ОРД в ее объективном понимании (т.е. любой деятельности, осуществляе¬мой посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий) выделяют отдельный достаточно уз¬кий сегмент. Это достигается посредством ограничений, накладываемых законодателем на субъект¬ный состав и целевые установки ОРД. Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе

безопасности», контр¬разведывательная деятельность — деятельность, осуществ¬ляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреж¬дения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных госу¬дарств, а также отдельных лиц, направленной на нанесе¬ние ущерба безопасности

Российской Федерации. Два абсолютно разных оп¬ределения и, соответственно, два различных вида деятель¬ности. Единственное явное совпадение — и Закон об ОРД, и Федеральный закон «О федеральной службе безопасно¬сти» в качестве субъектов ОРД и контрразведывательной деятельности выделяют только государственные органы. Причем очерченный законодателем круг государственных органов, осуществляющих контрразведывательную

деятельность, еще уже, чем круг субъектов ОРД. По-разному сформулированы и цели рассматриваемых видов деятель¬ности. Однако более детальный анализ дает все основа¬ния говорить о единой объективной природе ОРД и контрразведывательной деятельности. А если быть более точным, то можно сделать вывод: контрразведыва¬тельная деятельность является искусственно ограниченным сегментом ОРД в широком смысле слова. Действительно, согласно приведенному определению контрразведыва¬тельная

деятельность — деятельность, которая осуществляется посредством проведения контрразведывательных мероприятий. Те же самые оперативно-розыск¬ные мероприятия, но с некоторыми специфическими осо¬бенностями, обусловленными их сферой применения. Но наличие специфических особенностей характерно и для оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в целях борьбы с общеуголовной преступностью, — тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий при раскры¬тии преступлений в сфере компьютерной информации и бытовых убийств имеет ничуть

не меньше таких особен¬ностей. Более того, Закон об ОРД в качестве одной из целей ОРД определяет добывание информации о событиях или дей¬ствиях, создающих угрозу государственной, военной, эко¬номической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2). Таким образом, наблюдается совпаде¬ние и одного из главных субъективных признаков опера¬тивно-розыскной и контрразведывательной деятельности.

Аналогичная ситуация обнаруживается и при сравни¬тельном анализе оперативно-розыскной и разведыватель¬ной деятельности. Достаточно сравнить цель ОРД, приве¬денную в предыдущем абзаце с целями органов внешней разведки: «добывание и обработка информации о затраги¬вающих жизненно важные интересы Российской Федера¬ции реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организа¬ций и лиц» (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О

внешней разведке»). Основная особен¬ность разведывательной деятельности — это то, что в ос¬новном она осуществляется за пределами Российской Фе¬дерации. Однако в современном мире, в связи с появлением транснациональных организованных преступных сооб¬ществ, арена проведения оперативно-розыскных мероприятий правоохранительной направленности также выно¬сится за пределы границ отдельно взятого государства. 1.2.

Взаимоотношения ОРД со сходными видами деятельности, осуществляемыми государственными структурами. Все виды ОРД осуществляются государственными органами. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельно¬сти в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юри¬дическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение

(лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Объективно в ходе частного сыска проводится целый ряд ме¬роприятий, по всем признакам подпадающих под категорий оперативно-розыскных мероприятий — уст¬ный опрос частных и должностных лиц, наведение спра¬вок, изучение предметов и документов, наблюдение и т.д. Некоторые оперативно-розыскные мероприятия частные детективы осуществлять не вправе (например, прослуши¬вание

телефонных переговоров, контроль почтовых отправ¬лений, телеграфных и иных сообщений), но это отнюдь не позволяет говорить об их исключении из круга субъектов ОРД. Более того, буквальное толкование п. 2 ч. 1 ст. 7 За¬кона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», запрещающего частным сыщи¬кам выдавать себя за сотрудников правоохранительных

ор¬ганов, позволяет сделать вывод о возможности выдавать себя за должностных лиц иных учреждений и организаций (например, за работников жилищно-коммунального хозяй¬ства). Оперативно-розыскные мероприятия пусть и в целях абсолютно противоположных тем, которые про¬возглашаются Законом об ОРД, могут осуществлять¬ся представителями преступного мира. В особенности это касается деятельности организованных форм преступной деятельности.

Внедрение или вербовка тайных пособников из числа сотрудников правоохранительных и контролиру¬ющих органов, использование различных средств для сня¬тия информации с технических каналов связи государственных и коммерческих организаций — это современные реа¬лии деятельности криминальных структур. Таким образом, можно сделать вывод, что существу¬ет огромный массив разнообразных по своему про¬явлению и поставленным целям видов ОРД в объек¬тивном (широком) смысле.

В зависимости от субъективных признаков (целей, субъектного состава и т.д.) из данного массива можно вы¬делить контрразведывательную, разведывательную, детек¬тивную, оперативно-розыскную (в смысле Закона об ОРД) виды деятельности. 1.3. Принципы оперативно-розыскной деятельности. Принципы ОРД — это основополагающие начала, руководящие идеи, выработанные в ходе осуществления специфической деятельности оперативных аппаратов правоохранительных органов, выраженные в норматив¬ных правовых актах,

регламентирующих общественные отношения в данной сфере, обобщенные и сформули¬рованные теорией ОРД, относительно сущности, целей, задач и способов осуществления ОРД. Значение принципов состоит в том, что они отра¬жают нравственные и правовые представления об¬щества о тех «правилах поведения», которые высту¬пают в качестве своеобразного мерила допустимости всех форм деятельности субъектов ОРД, направленных на ре¬шение поставленных перед ними задач.

Следует так же учи¬тывать, что, как и в любой другой отрасли законодатель¬ства, нельзя исключать наличие пробелов или неточностей в правовой базе ОРД. В этом случае правоприменитель, опираясь на принципы, сможет восполнить пробелы и уст¬ранить возможность неоднозначного толкования норматив¬ных предписаний. Согласно ст. 3 Закона об ОРД, данная деятельность ос¬новывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражда¬нина, а также на принципах конспирации, сочетания

глас¬ных и негласных методов и средств. Анализ указанной статьи позволяет сделать вывод о том, что ОРД базируется как на общеправовых (законности, гу¬манизма, равенства прав и свобод и т.д.), так и на специфических, характерных именно для данной отрасли законо¬дательства принципах (конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств). Принцип законности подразумевает безусловное и точное исполнение законов, регламентирующих ОРД, всеми ее субъектами, а также соответствие всех ведомственных нормативных

правовых актов, затра¬гивающих данную сферу деятельности (приказов, настав¬лений, инструкций и т.д.), требованиям Конституции РФ и федеральных законов. Принцип законности находит развитие во многих стать¬ях Закона об ОРД. В частности, согласно ст. 5 Закона об ОРД, органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий

дол¬жны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семей¬ную тайну, неприкосновенность жилища и тайну коррес¬понденции. Не допускается осуществление ОРД для дос¬тижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД. В соответствии с принципом равенства прав и сво¬бод человека и гражданина гражданство, нацио¬нальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность

к общественным объединениям, отношение к религии и по¬литические убеждения отдельных лиц не являются препят¬ствием для проведения в отношении их оперативно-розыск¬ных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом . Принцип конспирации выступает в качестве основ¬ного специального (профессионального) принципа ОРД. Он пронизывает буквально все нормы и пред¬писания

Закона об ОРД. Согласно ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД, соразмерность оперативно-розыскного реагирова¬ния; вневедомственный контроль и др. Глава 2. Соотношение оперативно-розыскной деятельности со смежными видами деятельности 2.1.Оперативно-розыскная и социальная деятельность Социальная деятельность – это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектами (обществом, классом, группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества,

преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов те или иные средства – экономические, социальные, политические и идеологические. Вполне понятно, что социальная деятельность может быть как полезной, так и вредной для общества. Отрицательные проявления социальной деятельности хорошо известны (противоправные общественно опасные деяния, негативные явления (коррупция, наркомания, алкоголизм, проституция и т.д.) и социальные отклонения

(бюрократизм, аморальные поступки и др.)). Типология моральных отклонений может быть проведена различными способами и по различным основаниям. Существенное значение при этом имеет учет нормативного и поведенческого аспектов. Как представляется, наличие определенного диссонанса во взаимосвязи норм морали применительно к оперативно-розыскной деятельности и дает пищу для спекулятивных, порой, рассуждений об антиморальном ее характере и, следовательно, необходимости ликвидации ее негласной части.

Нравственная проблема соотношения цели и средств ее достижения является одной из наиболее острых для негласной работы спецслужб и правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность – это крайнее, вынужденное средство защиты социума от антиобщественных проявлений. Она должна проводиться только при наличии объективного затруднения или невозможности достижения цели защиты человека и общества от преступных посягательств посредством реализации иных законных средств

(в частности, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством). 2.2. Оперативно-розыскная и юридическая деятельность Юридическая деятельности она представляет собой разновидность социальной деятельности. Ей присущи основные черты, характерные для любой социальной деятельности – предметность, целесообразность, упорядочность, избирательность, системность, планомерность, самоорганизованность и др.

Во-вторых, юридическая деятельность по своей природе – это политическая, исторически-конкретная деятельность. В-третьих, эту деятельность если не санкционирует государство, то по крайне мере не запрещает. Все вышеперечисленные черты юридической деятельности характерны и для оперативно-розыскной – начиная с ее социальной обусловленности и заканчивая политическим характером. Особо отметим тождество удостоверительно-поисковой направленности как первой, так и второй.

Суть данной направленности заключается в том, что любой их субъект (будь то законодатель, судья или оперативник) вынужден для принятия решения вести поиск, собирать, официально подтверждать и закреплять соответствующую информацию. Однако имеются и существенные отличия. В ОРД происходит видовая конкретизация, детализация тех или иных черт юридической деятельности применительно к вполне определенной разновидности деятельности социума.

2.3. Соотношение оперативно - розыскной деятельности и уголовного права ОРД тесно связано с уголовным правом, в общем понимаемым в виде совокупности правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему и порядок назначения наказания, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Среди отраслей, объединенных комплексом законодательного регулирования борьбы с преступностью (точнее

– защиты охраняемых законом объектов от преступных посягательств), в наибольшей степени насыщено указаниями, относящимися к смежным областям, уголовное законодательство. Эти указания имеют, как правило, принципиальный характер. Они являются направляющими по отношению к уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному и оперативно-розыскному законодательствам, предрешая, предопределяя содержание ряда норм и институтов этих отраслей.

Если уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, то оперативно-розыскная деятельность устанавливает оперативно-розыскные процедуры предупреждения, выявления и пресечения этих наиболее общественно опасных противоправных деяний, а также розыска лиц, их совершивших. Оперативно-процессуальные формы деятельности оперативно-розыскных органов, содержащиеся в ОРД, должны соответствовать принципам и задачам уголовного права.

Не случайно единство природы уголовного права и оперативно-розыскной деятельности проявляется в общей для них задаче – охране личности, общества и государства от преступных посягательств . Немаловажно и то, что в ОРД широко используются категории и понятия уголовного права, в частности преступление, состав преступления и др. Важным связывающим звеном между ОРД и уголовным правом является оперативно-розыскная (сыскная) квалификация деяния в оперативно-розыскной

деятельности. Применяя в ходе оперативно-розыскной квалификации нормы Общей и Особенных частей уголовного кодекса Российской Федерации, субъект правоприменения (как правило, оперативный сотрудник) устанавливает достаточные материальные основания для заведения того или иного дела оперативного учета. Ошибочная оперативно-розыскная квалификация события влечет неверное решение отдельных оперативно-процессуальных

вопросов (например: необоснованное заведение или прекращение дела оперативного учета из-за неправильной оценки полученной информации) и невыполнение одной из важнейших задач ОРД. 2.4.Оперативно-розыскная деятельность и уголовно-процессуальное право В отличие от уголовного права как отрасли, в которую включены нормы ОРД, уголовно-процессуальное право регулирует деятельность ограниченной законом группы государственных

органов и должностных лиц (суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия), их отношения друг с другом и с гражданами при расследовании и судебном разрешении уголовных дел. Несмотря на это, различие, конечно же, далеко не единственное; эти родственные отрасли права тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Положения, по которым, прежде всего, видна общность ОРД и уголовно-процессуального права. Во-первых, и та, и другая правовая отрасль предназначены служить

правовым средством целенаправленной защиты человека и общества от преступных посягательств. Во-вторых, ОРД во многом заимствует из уголовно-процессуального процедурную форму для создания собственной формы, причем процесс использования достижений родственной отрасли права только начат и на этом пути предстоит еще много неизведанного. В-третьих, некоторые положения ОРД напрямую содержатся в уголовно-процессуальном законе (например: указания о необходимости осуществления

ОРМ органами дознания , возможности дачи следователем поручений и указаний органам дознания о производстве оперативно-розыскных действий и др.). В-четвертых, просматривается единство в общей для обоих видов юридической деятельности задачи – предупреждение совершения преступлений . В-пятых, в ОРД подлежит творческому использованию теория доказательств, наиболее полно разработанная в рамках уголовно-процессуального права. 2.5.Соотношение криминалистики и оперативно - розыскной деятельности

Неразрывные связи существуют у криминалистики с теорией оперативно-розыскной деятельности, которая возникла и развивалась вначале как часть криминалистики. В последние годы был заложен фундамент теории оперативно-розыскной деятельности и обоснована необходимость формулирования самостоятельного предмета этой науки, отличного от предмета криминалистики, хотя и тесно с ним связанного. Эта взаимосвязь выражается в том, что при разработке проблем криминалистической тактики и методики

расследования учитываются возможности оперативно-розыскной деятельности, определяемой ее теорией, а при разработке последней – положения и рекомендации криминалистики. Рекомендации криминалистики должны, помимо прочего, способствовать созданию оптимальных условий для проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных со следственными действиями, а рекомендации оперативно-розыскной деятельности – для проведения соответствующих следственных действий.

2.6.Соотношение оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности Согласно ч.1 ст. 8 Федерального Закона “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации” ФСБ России и некоторые другие российские спецслужбы правомочны проводить контрразведывательную деятельность. Законодатель определил ее как деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности спецслужб

и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России . Эта деятельность является разновидностью служебной деятельности ряда спецслужб России (ФСБ России, ФСВР России, ФАПСИ при Президенте России и некоторых др.), а ее суть заключается в противодействии разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств, иностранных организаций и их представителей (как правило,

конспиративными средствами и приемами) с целью обеспечения безопасности России. Основные отличия оперативно-розыскной деятельности от контрразведывательной: - целью первой является защита человека, общества и государства от преступных посягательств, а второй – обеспечение безопасности России посредством противодействия разведывательно-подрывной деятельности, проводимой иностранными спецслужбами и организациями в ущерб ее жизненно важным интересам; - круг субъектов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность (ст. 13 Федерального Закона об ОРД), гораздо шире круга государственных органов, проводящих контрразведывательную работу; - общие правила оперативной деятельности изложены в нормах Федерального Закона об ОРД, а контрразведывательной – в Федеральном Законе об органах федеральной службы безопасности.

2.7. Оперативно-розыскная и частная сыскная (детективная) деятельность Частная детективная и охранная деятельность как некое социально-правовое явление современной российской действительности весьма молодо. В России частная детективная (сыскная) деятельность легитимирована в 1992 году. В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” под частной детективной (сыскной) деятельностью понимается оказание

на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями (частными детективами) в целях защиты законных прав и интересов клиентов. Причем на лиц, осуществляющих частную детективную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Кроме того, частные детективы не в праве осуществлять оперативно-розыскные действия, отнесенные законом

исключительно к компетенции органов дознания. Основные отличия оперативно-розыскной деятельности от частной детективной (сыскной) состоят в следующем: - ОРД осуществляется исключительно государственными органами, а сыскная – негосударственными организациями и частными лицами; - целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от общественно опасных противоправных деяний лиц, а в частной детективной

деятельности – получение прибыли посредством совершения действий по защите законных прав и интересов своих клиентов. Однако по содержанию и, в частности, по решаемым задачам, между оперативно-розыскной деятельностью и частной детективной много общего. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о частном сыске и охране сыщики занимаются поиском без вести пропавших, сбором сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса и др.

Аналогичные задачи по защите лиц от преступных посягательств и розыску без вести пропавших граждан решаются в оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, в ходе частного сыска проводятся, по существу, некоторые из оперативно-розыскных мероприятий (например: устный опрос граждан и должностных лиц, наведение справок, изучение предметов и документов, наблюдение для получение необходимой информации). В соответствии со п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о частном сыске и охране сыщикам запрещается выдавать себя

за сотрудников правоохранительных органов. Следовательно, за должностных лиц иных учреждений и предприятий, организаций выдавать себя детективы имеют право (например, могут представиться работниками жилищно-коммунального хозяйства (РЭУ, МРЭУ, ДЭЗ, озеленительных контор и т.д.), агентами страховой компании и др.). Таким путем законодатель дал, по существу, “добро” сыщикам на проведение негласной деятельности. Заключение. ОРД — вид деятельности, осуществляемой гласи и негласно оперативными подразделениями государственных

органов, уполномоченных на то Законом о ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав свобод человека и гражданина, собственности, o6eспечения безопасности общества и государства с преступных посягательств (ст. 1 Закона). ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности и наравне с другими ее видам (следственной, судебной и др.) ее целью является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека гражданина,

собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД — своего рода аналог следственной деятельности. Подтверждением тому является схожий xapaктер мероприятий: опрос (оперативно-розыскное мероприятие) — допрос (следственное действе), обследование помещений, зданий, сооружение участков местности и транспортных средств — обыск и выемка, отождествление личности — опознание исследование предметов и документов —

эксперта за и т.д. Вместе с тем ОРД отличается от следственно деятельности: ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятия не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; ОРД, как видно из названия, носит оперативный характер. Результаты ОРД во многих случаях являются осно¬ваниями для возбуждения уголовного дела и произ¬водства следственных действий. Как свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (соверша¬емые организованными

преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством только следственных действий. Применение ОРД одновременно с другими механизма¬ми государственного принуждения, направленными на обеспечение юридической и фактической защиты прежде всего законопослушных граждан позволяет осуществлять регулирование общественных отношений. Если при проведении оперативно-розыскных меро¬приятий гарантии законности не соблюдаются, то критерием защиты интересов граждан являются по¬ложения действующей

Конституции РФ как документа пря¬мого действия. В настоящее время происходит исследование и дальней¬шее совершенствование законодательных актов по ОРД и розыскной (сыскной) работе. Развиваются соответству¬ющие организационно-управленческие институты испол¬нительной власти в государстве, направленные на эффек¬тивную борьбу с преступностью, розыск и установление различных категорий граждан. Все это направлено на дальнейшее совершенствование механизма защиты и бе¬зопасности россиян.

Литература Законодательные и нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25.12.1993 г. 2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ ("Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) // Собрание законодательства РФ,

14.08.1995, N 33, ст. 3349. 3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г № 25, ст. 2954. 4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. 174-ФЗ // Российская газета. 23.12.2001 г. 5. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ Об оперативно-розыскной деятельности // Собрание законодательства

Российской Федерации от 14 августа 1995 г № 33, ст. 3349. 6. Приказ Федеральной службы налоговой полиции РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, Федеральной службы охраны РФ, ФПС РФ, ГТК РФ и Службы внешней разведки РФ от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56 Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу

дознания, следователю, прокурору или в суд // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 сентября 1998 г № 23. Специальная литература 1.Алферов В.Ю Ильиных В.Л Федюнин А.Е. Оперативно-розыскная деятельность. Учебно-справочное пособие М.: Приор, 2002. 2.Басков В.И. Оперативно-розыскная деятельность М.: Бек, 2003. 3.Блинов

Ю.С Вагин О.А Вандышев А.С. Теория оперативно-розыскной деятельности. Учебник. – М.: Инфра-М, 2008. 4.Горяинов К.К Кваша Ю.Ф Сурков К.В. Федеральный закон Об оперативно-розыскной деятельности: Комментарий М.: Новый Юрист, 1999. 5.Горяинов К. К Овчинский В. С Синилов Г. К. Оперативно-розыскная деятельность

Учебник. – М.: Инфра-М, 2004. 6.Лукашов В.А. Введение в курс "Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел" М.: Инфра-М, 1996. 7.Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, А.Ю. Шумилова. – М.: Инфра-М, 2001. 8.Оперативно-розыскная деятельность :

Учебник /Авт. кол. : О. А. Вагин, Н. П. Водько, К. К. Горяинов ; Под ред. К. К. Горяинова и др М.: Инфра-М, 2001. 9.Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник Под ред. С.В. Степашина СПб.: Лань, 1999. 10.Шумилов. А. Ю. Основы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Спецкурс лекций. Лекция первая. Оперативно-розыскная деятельность как разновидность юридической деятельности М.: АВС, 1997.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :