Содержание
Глава 1. Теоретические основы факторов,определяющих выбор типа структуры в начальной школе.
1.1 Формы организации учебной работы вначальных классах.
1.2 Особенности структурирования вначальной школе.
Глава 2. Экспериментальная работа по факторам,определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе.
2.1 Диагностика качества знаний.
2.2 Формирование знаний, умений,навыков.
Вывод.
Список литературы.
Введение
Актуальностьюданнойтемы является развитие у младших школьников знаний, умений и навыков. Все дети приходятв школу с желанием учиться, с чувством ответственности за свое новое званиешкольника. У одних из них все эти чувства со временем крепнут, появляетсяпознавательный интерес. У других отношение к учению становится безразличным; утретьих — отрицательным. В то же время часто у одного и того же школьника спервых дней учения появляется разное отношение к разным учебным предметам, кразным видам работы по одному и тому же предмету. Многие учащиеся уже в младшихклассах с интересом и ответственностью работают на уроке, но безразличны или безответственныв домашней работе. Формирование у школьниковположительного отношения к учению — вот главная задача учителя. Мотивы (побудительныесилы) факторов определяющих выбор типа структуры урока в начальной школе должныбыть достаточно глубоки и устойчивы.
Работана уроке — это встреча с новыми знаниями, новой проблемой. Поэтому тип урокадолжен быть подобран так, чтобы дети хорошо усвоили материал и разобрались спроблемами.
Выбортипа урока отражает интерес к школе, учению, во многом определяя их академическуюуспеваемость.
Урокявляется основной формой организации учебного занятия. В педагогике существуетмного различных определений урока. По мнению А.А. Вагина, урок — это такаяформа организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точноустановленного времени руководит коллективной, познавательной и инойдеятельностью постоянной группы учащихся (классов ) с учетом особенностейкаждого из них, используя виды, средства, методы работы, создающиеблагоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основамиизучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитанияи развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Задачикурсовой работы:
1.Проанализироватьурок как целостную систему;
2.Рассмотретьструктуру разных типов уроков в соответствии с требованиями к современномууроку.
Объектомисследования является современный урок в начальной школе.
Предметданного исследования: структура, содержание и этапы подготовки уроков вначальных классах.
Кданной курсовой работе поставлена цель: разработать план конспект различныхтипологий и структуры урока.
Проблема:влияет ли тип урока на успеваемость школьников.
Определениеобъекта и предмета исследования позволили сформулировать гипотезу. Гипотеза-если правильно выбрать тип структуры урока, то это повлияет на повышениеработоспособности ученика.
даннаяработа состоит из двух частей. В первой главе рассматриваются теоретическиеосновы факторов определяющих выбор типа структуры урока в начальной школе. Формыорганизации учебной работы в начальных классах, особенности структурирования вначальной школе. Во второй главе рассматривается экспериментальная работа пофакторам, определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе.Диагностика качества знаний. Формирование знаний, умений, навыков.
Глава1. Теоретические основы факторов определяющих выбор типа структуры урока вначальной школе
1.1Формы организации учебной работы в начальных классах
Форма— это внутренняя структура, строение, связь. Когда мы говорим о формахобучения, то имеем в виду то или иное строение учебных занятии, организациюучебной деятельности учители и учащихся.
Развитиеобщества требовало все большего числа грамотных людей. Как выражение этойпотребности и возникает классно-урочная система обучения. Она получиланаибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом, творцомкоторой считается Я. А Коменский. В течение 300 лет эта система повергласьдальнейшему совершенствованию с участием тысяч учителей, методистов и такихвыдающихся педагогов-мыслителей, как И. Ф. Гербард, И. Г. Песталоцци, К. Д.Ушинский, Я. В. Давид, Б. Наврочиньский и другие. Существо системы Я. А.Коменского состоит в разделении учащихся на классы, реализующие соответствующиепрограммы обучения. При этом программа изучения каждого предмета состояла изразделов, а они в свою очередь делились на темы, прорабатываемые на 40 — 45 — минутных уроках под руководством учителя.
Классно-урочнаясистема выдержала испытание в течение нескольких столетий и, несмотря на оструюкритику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Но в то же времяэта система в ряде европейских стран и США в настоящее время претерпеваетзначительную эволюцию.
Класснойона названа потому, что учитель проводит занятия с группой учащихсяопределенного возраста, имеющей твердый состав и называемой классом. Урочной —потому, что учебный процесс проводится в строго определенные отрезки времени —уроки. После каждого урока устраиваются перемены.
Коменскимбыла намечена следующая структура урока: чтение и повторение учителем новогоматериала; поочередное его повторение учениками по книге; повторение без книги.
Вконце урока он считал необходимым дать возможность ученикам задавать вопросыучителю.
Коменскийсправедливо утверждал, что качество урока зависит от умения учителя проводитьего.
Значительныйвклад в разработку теории урока внес К. Д. Ушинский. Он дал глубоко научноеобоснование многих вопросов организации урока, уделяя большое внимание развитиюмышления, памяти детей при проведении учителем урока, рекомендуя строить урокиразнообразно, включать в них вступительную беседу учителя, первоначальное иповторное чтение нового, беседу о прочитанном с целью нахождения главного,сопоставления фактов, формулирования правил и выводов.
К.Д. Ушинский считал необходимым качеством каждого педагога умение показатьучащимся главную мысль урока, добиться ее прочного закрепления путем активнойработы учащихся на уроке, овладения способами учения.
Чтотакое урок? Однозначный ответ на этот вопрос затруднителен. До настоящеговремени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которомуурок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания иразвития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей иучащихся в определенный отрезок времени.
Вэтой форме урока представлены все компоненты учебно-познавательного процесса:цель, содержание, средства, методы деятельности по организации и управлению ивсе его дидактические элементы. Его сущность и назначение в процессе обучениякак целостной динамической системы сводятся, таким образом, кколлективно-индивидуальному взаимодействию учителей и учащихся, в результатекоторого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие ихспособностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также педагогическогомастерства учителя.
Дидактикадает и другие аспекты понятия «урок»:
Урок- это организационная единица учебного процесса в достижении завершенной, ночастичной цели обучения.
Урок- часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, алогически и педагогически завершенная. Как элемент процесса обучения урокхарактеризуется всеми его чертами, одновременно являясь и основной его формой.
Вприведенных выше определениях можно также выделить специфические признаки,отличающие урок от других организационных форм. Это постоянная группа учащихся,руководство деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них иовладение основами изучаемого непосредственно на уроке.
Решаяконкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса,урок является частью темы, курса учебного предмет и соответственно занимаетсвое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственныеему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательнымизадачами курса.
Вконце XIX в. в американскойшколе начинают применяться формы обучения, рассчитанные на полнуюсамостоятельность учащихся. Эти формы возникли первоначально в маленьких сельскихшколах, где один учитель работал с несколькими классами. Затем их вопределенной системе применила американская учительница Елена Паркхерст в однойиз городских школ г. Долтона. Ее система работы по индивидуальным заданиям былаодобрена американским педагогом Джоном Дьюи и получила в дальнейшем широкоераспространение под названием дальтон-плана.
Учебныезанятия учащихся проводились индивидуально в учебных кабинетах, лабораториях,библиотеке. Учителя разрабатывали задания и оказывали учащимся необходимуюпомощь. Учет выполнения заданий проводился в индивидуальных карточках, которыеимелись у каждого ученика, и в общей карточке класса.
Вконце 20-х гг. была сделана попытка некритического использования идеисамостоятельности школьников в организации учебной работы советской школы. Вшколе учебные задания давались не отдельным учащимся, а бригаде или звену. Дотого как дать задание, учитель проводил с учащимися вводное занятие, затембригады работали самостоятельно, распределив между собой виды работы, связанныес выполнением задания. В ходе выполнения упражнении учащиеся могли получатьконсультацию учителя. За выполнение задания отчитывались бригадир илируководитель звена. Такая организация учебной работы получила названиебригадно-лабораторного метода.
Примернов это же время в нашей школе использовалась и другая форма работы — методпроектов. Суть его состояла в том, что учащиеся должны были наметить для своейработы какой-то проект (дело), и вокруг этого проекта строилась ихпознавательная деятельность. Но эти дела (уборка урожая, участие в выполненииплана на предприятиях) часто носили случайный характер, а учебные занятия,связанные с выполнением дела, не давали учащимся стройных систематическихзнаний.
Этиформы учебной работы привлекали внимание педагогов большой самостоятельностьюучащихся в учебном процессе. Однако в ходе их использования выявились и слабыестороны такой организации учебной работы: в учебной работе не сталоорганизационной четкости. Учитель потерял свою основную функцию наставника учащихся,он превратился в консультанта, контролера. Всю основную работу учащиесяпроводили на предприятии, в колхозе, в работе с книгой. Образовательное ивоспитательное значение обучения резко снизилось.
Урокдает учителю возможность применять разнообразные методы обучения, сочетатьиндивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся.
Науроке учащиеся овладевают не только системой знаний, но и методамипознавательной деятельности. Это является важным условием включения учащихся вактивную самостоятельную работу по овладению знаниями.
Находясьв постоянном творческом контакте с учащимися, учитель имеет возможность в ходеурока вести систематические наблюдения за их развитием, фиксировать егорезультаты, управлять этим процессом.
Каждыйучебный предмет призван решать как общие, так и специфические для него задачивоспитания школьников. Эти задачи осуществляются учителем из урока в урок.Образовательные и воспитательные задачи соединяют отдельные звенья учебногопроцесса — уроки в единую, прочную ткань и обеспечивают формирование целостнойличности школьника.
Уроквносит определенную четкость, упорядоченность в работу школы, обеспечиваетусловия для воспитания детей в духе организованности и дисциплины.
Урокстимулирует другие формы обучения: практические занятия, индивидуальную работу,домашнюю работу детей. Вместе с тем все эти формы, находясь в тесной связи суроком, влияют на его построение и проведение.
Продолжаяпоиск путей совершенствования урока, советская дидактика не рассматривает его вкачестве универсальной формы обучения и стремится к органическому сочетаниюурока с другими формами обучения.
Следуетотметить, что преимущество урока как формы организации педагогического процессасостоит в том, что он имеет:
1)благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальнойработы;
2)позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлятьразвитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрениеучащихся;
3)стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную идомашнюю;
4)на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самимиметодами познавательной деятельности.
Урокбыл, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обученияи воспитания учащихся
Несмотряна малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса. Откачества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьнойподготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем миренаправляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяютэффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся.
Созданиеметодического проекта любого урока начинается с осознания и правильного,четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затемустановления средства — что поможет учителю в достижении цели, и далееопределения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель урока быладостигнута.
Усвоениелогически завершенной части содержания курса осуществляется в процессе взаимосвязаннойдеятельности учителя и учащихся, направленной на их обучение, воспитание иразвитие.
Уроктребует постоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подходк уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передовогоопыта обеспечит высокий уровень преподавания. Поэтому дать качественный урок — дело непростое даже для опытного учителя.
Уроккак основная форма органично дополняется другими формами организации педагогическогопроцесса. Это дополнительные формы (экскурсии, консультации, дополнительныезанятия) и вспомогательные формы, направленные на удовлетворение многостороннихинтересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями. К нимотносятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.
Современнаяпедагогика относит к уроку, как основной форме организацииучебно-воспитательного процесса в школе, следующее:
— требования, предъявляемые к современному уроку, его содержательные взаимосвязис предшествующими уроками, место каждого урока в теме, разделе, курсе;
— образовательно-воспитательные и развивающие цели каждого урока и системыуроков;
— дидактическое оборудование урока;
— планирование системы уроков по теме, разделу курса, проблемам, отражающим этапыразвития определенной системы или процесса общественной жизни;
— типы уроков, нестандартные уроки, различные точки зрения на типологию уроков вметодической литературе, а также факторы, обуславливающие целесообразностьвыбора типа урока;
— подготовка учителя к уроку, тематическое планирование, план-конспект;
— организация познавательной деятельности учащихся на уроках различных типов,особенности уроков в младших классах;
Ввышеизложенном отражены принципиальные вопросы, относящиеся к разделу об уроке,хотя возможны и варианты.
Всевышеперечисленное выше позволяет сделать вывод об актуальности проблемсовременного урока и показывает, что урок, будучи целостной системой, неявляется застывшей категорией педагогики.
1.2Особенности структурирования в начальной школе
Каждыйурок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношениеэлементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности ивзаимосвязи между собой.
Элементы- виды деятельности учителя и ученика. Элементами урока являются:организационный момент; проверка знаний предыдущего учебного материала,логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу;изучение нового материала; закрепление; подведение итогов урока; домашнеезадание. Эти структурные элементы на многих уроках в основном реализуются.Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения илигде опускаются те из них, которые не обязательно вводить в его структуру.Структура каждого урока зависит от содержания учебного материала, дидактическойцели (или целей), типа урока, возрастных особенностей учащихся и особенностейкласса или коллектива. Структура урока совершенна в том случае, если учитываетзакономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе ипозволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, неструктура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиями замыслу оказывает влияние на эффективность обучения.
Входе обучения осуществляется восприятие, осмысливание, закрепление знаний иприменение их на практике. Эти звенья выступают на уроке в различных сочетанияхи определяют разнообразное построение.
Различнаякомбинация основных звеньев процесса усвоения знаний на уроке зависит отхарактера учебного материала, дидактической цели урока, возрастных особенностейучащихся, а также особенностей данного класса как коллектива. Например,введение значительного теоретического материала в содержание образования начальныхклассов привело к изменению соотношения во времени объяснения учителя исамостоятельных занятий учащихся, что неизбежно влечет за собой изменения впостроении урока.
Структураурока меняется также в зависимости от характера основной его цели, определяющейсоотношение различных звеньев учебной работы на уроке (сообщение новых знаний,их закрепление, упражнения учащихся), место и значение того или иного видадеятельности и их сочетание.
Решающеевлияние оказывают на построение урока возрастные особенности учащихся, уровеньих подготовки к самостоятельным занятиям. На первых порах обучения, когдаучащиеся не научились еще длительное время концентрировать свое внимание на томили ином виде деятельности, учителю приходится чаще менять виды занятий. Свозрастом учащихся, с накоплением учебных умений и навыков меняется соотношениеработы под руководством учителя и самостоятельных занятий учащихся на уроке.Учителю приходится считаться с особенностями класса как коллектива, егоорганизованностью.
Внастоящее время в ряде учебных пособий по педагогике уделяется большое вниманиеработам М. И. Махмутова, в которых отмечается, что структура урока не должнабыть аморфной, безликой, случайной, что она должна отражать: закономерностипроцесса обучения как явления действительности, логику процесса учения;закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний, как внутреннегопсихологического явления; закономерности самостоятельной мыслительнойдеятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающегологику познавательной деятельности человека, логику преподавания; видыдеятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущностипедагогического процесса. Элементами урока, которые при своем взаимосвязанномфункционировании отражают эти закономерности, являются актуализация,формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного.
Авторыразличных пособий предлагают положить в основу классификации урока учебнуюцель, метод его проведения или составные звенья процесса обучения. Взависимости от этого предлагаются различные типы уроков.
Общепринятойявляется классификация по основной дидактической цели урока, а также местуотдельного урока в системе уроков. В связи с этим определились следующие типыуроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закреплениязнаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений инавыков, контрольные уроки.
Вначальных классах широко распространен урок, на котором сообщение новогоматериала сочетается с упражнением и применением знаний. Такой урок строитсяпо-разному. В одном случае главными элементами урока являются объяснениеучителем нового материала и упражнения учащихся, в другом — наблюдение,сопоставление фактов, беседа, в результате чего учащиеся самостоятельноформулируют правило и упражняются в его применении. Часто используется и третийпуть — изучение материала по учебнику, за ним следует фронтальная беседа сцелью контроля понимания изучаемого и затем — упражнения.
Возможнопроведение урока, целью которого является закрепление знаний, формированиеумений и навыков. Он включает в себя сообщение цели предстоящей работы,воспроизведение теоретического материала, инструктаж о порядке выполнениязаданий, проверку выполнения работы (частичную или сплошную), задание на дом.Основной вид работы — упражнения проводят в устной и письменной форме.
Некотороеприменение в начальных классах находят обобщающие уроки. Они проводятся какитог изучения наиболее значительных тем, по которым можно привести знания всистему, углубить основные понятия, подчеркнуть ведущие идеи предмета иподготовить учащихся к следующей теме. Такие уроки могут строиться по-разному.Обязательными элементами их является вступление и заключение учителя. Самоповторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщенийучащихся, чтения или беседы учителя с учащимися.
Широкоераспространение в начальной школе находят уроки-экскурсии, предметные уроки иконтрольные.
Исходяиз общей теории обучения и учитывая передовой опыт работы школы, советскаядидактика формулирует ряд требований к уроку.
1.Урок необходимо рассматривать как единицу, звено хорошо продуманной системыработы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развитияучащихся.
Многоплановыезадачи урока могут быть решены, если тщательно продумана структура урока,степень трудности материала для учащихся, проанализирован характер новогоматериала, его подача в учебнике.
2.Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требуетрешения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна бытьлаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся накаждом этапе урока.
3.Хороший урок отличает плановость, четкость построения. Это означает преждевсего логически последовательное расположение учебного материала, определениепоследовательности действий всех учащихся или отдельных групп на каждом этапеурока, четкое планирование учителем практической деятельности детей.
4.Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации ихвнутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается путем доведенияцели и плана урока до сознания школьников. Такая организация урока делаетработу учащихся целеустремленной, приучает их к планированию своих действий влюбой работе, формирует чувство ответственности за ход и результаты урока укаждого ученика.
5.Каждый урок должен быть для школьников шагом вперед, рождая у них ощущениенужности, необходимости хорошо знать материал урока, в должной мере овладетьрекомендуемыми способами решения задач, выполнения тех или иных видовдеятельности. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулируетучебную деятельность учащихся.
6.Современный урок должен строиться в соответствии с достижениями науки птребованиями программы. Необходимо, чтобы содержание урока соответствовалосодержанию той науки, предмет которой преподает учитель, а его организация —прогрессивным направлениям развития психологии, педагогики, методикипреподавания предмета.
7.Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, вограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу длясамостоятельных раздумий, постоянной работы ума.
8.Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся уммения учиться.Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию вучебнике, учебных пособиях, дополнительных источниках; самостоятельноперерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткогопересказа, конспекта плана, с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм;самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старыезнания; создавать на основе знаний, навыков, умений новое, необычное — творить,изобретать, исследовать.
9.Урок должен быть воспитывающим. Это достигается за счет отбора содержанияматериала, за счет продуманности всей организации урока. Важно использоватьурок не просто для передачи знаний, а для организации труда учащихся, трудамысли, труда разума, души, физического труда.
Воспитыватьна уроке, справедливо отмечал В. А. Сухомлинский,— значит возвышать человека,занятого трудом, формировать у каждого веру в свои силы, возможности,способности, воспитывать чувство гордости, чувство человеческого достоинства.
10.Так как время урока строго ограничено, оно должно быть экономно использовано.Это обеспечивается подготовленностью самого учителя и учащихся; наличиемдисциплины и психологической готовности детей; оборудованием урока —техническими и другими средствами, доведением до конца замысла урока.
11.Завершенность, законченность урока — одно из требований к хорошему уроку.Подводя его итоги, лучшие учителя отмечают: достигнуты ли цели урока, решены липоставленные задачи, доволен ли учитель работой всего класса и отдельныхучащихся; на что должно быть обращено внимание при работедома, сообщают и мотивируют оценки.
Срединаших дидактов и зарубежных наиболее полно разработанной считаетсяклассификация уроков, авторами которой являются М. А. Данилов и Б. П. Есипов.
Данныеавторы в зависимости от цели и места в дидактической системе выделяют уроки:комбинированные; посвященные ознакомлению учащихся с новым материалом; служащиезакреплению знаний; предназначенные для обобщения и систематизации изученногоматериала, и, наконец, проверки степени овладения учащимися знаниями и умениямипутем выполнения устных, письменных или практических заданий.
Вразвернутом виде данная классификация большинством методистов представленаследующим образом:
1.Комбинированные, или смешанные, уроки.
2.Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом:
а)ознакомление с фактами и конкретными явлениями;
б)осмысливание и усвоение обобщений;
в)уроки, на которых представлены факты и выводы.
3.Уроки закрепления знаний:
а)повторение в начале работы после длительного перерыва;
б)текущего повторения.
4.Уроки по обобщению и систематизации изученного.
5.Уроки по выработке и закреплению умений и навыков.
6.Уроки проверки знаний:
а)устной проверки знаний;
б)письменной проверки;
в)с проверочными заданиями и практического характера;
г)разбора проверочных работ.
Внастоящее время существует множество классификаций урока, но в данный моментряд теоретиков-дидактов считают весьма перспективной структуру урока,разработанную М. И. Махмутовым, который предлагает классифицировать уроки поцели организации, детерминированной общедидактической целью, характеромсодержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствиис этим подходом выделяются следующие типы уроков:
1)уроки изучения нового материала;
2)уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки формирования умений инавыков, целевого применения усвоенного);
3)уроки обобщения и систематизации;
4)комбинированные уроки;
5)уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков [1, С. 34].
Следуетиметь в виду, что перечисленные типы уроков в «чистом» виде редко встречаются впрактике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока частовплетаются в структуру другого типа. Разница заключается в том, что каждый типуроков отличается доминированием определенной функции, например изучение новогоматериала или контроль, а остальные функции других типов урока носятвспомогательный характер. Поэтому классификация уроков продолжает оставатьсяодной из актуальных проблем дидактики.
Типыуроков.
УРОК-ЭКСКУРСИЯ
Н.К. Крупская метко назвала экскурсию чтением книги жизни. Экскурсия — это своегорода урок, но перенесенный в соответствии с определенной учебной целью напредприятие, в колхоз, музей. Как и всякий урок, экскурсия требует хотя и своеобразной,но совершенно определенной организации работы учителя и учащихся. Она тщательнопланируется учителем. Во время экскурсии наряду с наблюдениями используютсяразнообразные методы учебной работы: рассказ, беседа, демонстрации и др.Современная советская школа широко использует экскурсии в учебном процессе. Понекоторым предметам (биологии, физике и др.) экскурсии являются обязательными,их проведение предусмотрено учебными программами.
Учебныеэкскурсии различаются по учебному материалу (географические, исторические,литературные), по месту их проведения (в природу, на производство, в музей), атакже по основной дидактической цели и месту, которое занимает экскурсия визучении темы. В зависимости от этих условии различают вводные ипредварительные, экскурсии, с них начинается изучение темы или раздела,текущие, или сопровождающие и, наконец, итоговые, или заключительные,экскурсии.
Впоследнее время широкое распространение получают комплексные экскурсии; онипозволяют обогащать изучение различных предметов наблюдениями, приучаютшкольников подходить к изучению явлений с различных сторон и восприниматьявления целостно. Комплексные экскурсии экономят учебное время школьников. Вначальных классах комплексные экскурсии должны занимать все большее место.
Вначальных классах дети должны научиться наблюдать изменения в явлениях природы,уметь применять на практике знания, полученные на уроках русского языка,математики, природоведения. Поэтому с первых дней обучения детей экскурсиизанимают важное место в общей системе работы учителя.
Подготовкаи проведение экскурсии включает в себя выбор нужного объекта, подготовкуучителя к проведению экскурсии, подготовку учащихся, подготовку самого объекта,разработку форм подведения итогов экскурсии.
Преждечем провести экскурсию, учитель сам знакомится с объектом, составляет планэкскурсии, подбирает экскурсовода.
Проведениеэкскурсии начинается со знакомства учащихся с расположением предприятия. Ихможно провести по территории, осмотреть с ними объекты экскурсии, посетить клубили красный уголок. Вторая часть экскурсии концентрируется на тех объектах,которые необходимы в связи с изучением данной темы.
Подведениеитогов проводится в различных формах: дети рассказывают о своих впечатлениях,пишут сочинения об экскурсии, выпускают специальную стенную газету, оформляютстенд. На основе экскурсии можно провести разнообразную внеклассную работу.Экскурсия — важное звено в учебном процессе, поэтому учитель заранееопределяет, при изучении каких тем он проводит ее, намечает задачи экскурсии, аони, в свою очередь, определяют план и методы работы учителя и учащихся наэкскурсии. Учитель остается организатором и руководителем познавательнойдеятельности детей на протяжении всей экскурсии. Он следит за рассказом,выясняет степень понимания речи экскурсовода детьми, правильность и полнотувосприятия, подводит ее итоги. Для успеха обучения будет лучше, если экскурсиюна производство проведет сам учитель. Большая затрата труда на подготовкуэкскурсии окупается ее результатами.
ПРЕДМЕТНЫЕУРОКИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Дляболее углубленного изучения отдельных вопросов программы в начальной школепрактикуются предметные уроки. Они вызывают у детей интерес к изучаемомуматериалу, обогащают их верными и точными представлениями, развивают мышлениемладших школьников.
Предметныеуроки по своему характеру могут быть самыми различными. Некоторые из нихнепосредственным образом связаны с изучаемым теоретическим материаломпрограммы, другие — с проведенной экскурсией, практической работой детей. Предметныеуроки, связанные с экскурсией, проводятся, как правило, после нее и на основесобранного материала.
Например,осенью во II классе проводят урок на тему «Декоративныецветущие растения», зимой — «Зимующиезеленые растения», «Комнатные растения»,«Раннецветущиерастения»идр.
Урокпо теме «Раннецветущиерастения»
Вначале урока учитель обращает внимание детей на то, что некоторые растения ужезацвели и в ходе беседы с учащимися перечисляет раннецветущие растения. Учительпросит детей показать цветущие веточки деревьев, стоящие на партах, спрашиваетих названия. Он обращает внимание детей на подземные части растений, объясняетим, что в этих частях за лето откладывается много питательных веществ, которыеобеспечивают растениям условия для раннего цветения. В конце урока материалобобщается, делаются необходимые выводы, проводится закрепление.
Предметныеуроки требуют от учителя тщательной подготовки. Приходится прежде всего самомуизучать материал, собирать факты, цифры, примеры, находить необходимые наглядныепособия. Собранный материал подвергается методической обработке.
Приэтом особое внимание уделяется правильной дозировке материала, с тем чтобы онмог быть глубоко усвоен детьми. Практические занятия с учащимися проводятся пообщеобразовательным предметам и трудовому обучению.
Считаютсявполне оправдавшими себя следующие формы их проведения:
1.Фронтальные занятия с классом в целом или с половиной класса.
2.Занятия в составе бригады или звена, которые создаются для выполнения какого-тоодного задания, и каждый учащийся получает определенную часть общего задания.
3.Труд в ученических производственных бригадах. Учащиеся начальных классов могутбыть подшефными этих бригад и выполнять их отдельные поручения.
4.Индивидуальное обучение учащихся под руководством взрослых.
Чащевсего практические занятия в начальной школе проводятся с использованиемфронтальной формы организации учащихся. В этом случае они сохраняют многиечерты, присущие уроку. Так же как и на обычном уроке, перед детьми ставитсяопределенная цель занятия, дается инструктаж о порядке работы, а затем учащиесяприступают к ее выполнению. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобыпомочь всем детям включиться в работу, показать более рациональные приемытруда, по окончании работы подвести итоги, оценить выполнение ее учащимися.
Бригаднаяи звеньевая формы применимы также в общественно полезном труде, во внеурочноевремя или в период летних каникул.
ПУТИПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА
Признаваяурок в качестве основной формы обучения, советская дидактика в тесном контактес передовыми учителями постоянно ищет пути его дальнейшего совершенствования.
Многоеделается для того, чтобы с первых минут урока овладеть активным вниманиемучащихся. С этой целью учитель сразу включает детей в активную познавательнуюдеятельность: проводит небольшие по объему фронтальные самостоятельные работы,устный счет и таким образом привлекает всех детей к активной работе на уроке.
Определенноезначение для поддержания рабочего настроя учащихся имеет поэлементное усвоениеучебного материала, т. е. подразделение его на небольшие законченные элементы,и последовательная отработка их до полного усвоения.
Важнымсредством повышения эффективности урока является многообразие видовдеятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельностибеспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием,односторонностью.
Особенноважно соблюдение этого требования в начальной школе. Младшие школьникиусваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные инепродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видовдеятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно необусловлено целью урока, не является ее выражением.
Элементыигры в учебных занятиях с младшими школьниками. Игра, являясь основным видомдеятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младшихшкольников, она рассматривается в качестве важного компонента основнойдеятельности) младших школьников — учения. Игровые элементы активизируютучебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности иинициативы, товарищества и взаимопомощи н труде. Игра — важное средствоповышения у учащихся интереса к учению.
Вначальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие, игры.Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитиеучащихся.
Вразличных видах учебной деятельности используется широкий арсенал разнообразныхигр. На уроках русского языка с успехом используются игры-загадки, игры-драматизации,орфографические игры. Игра может способствовать созданию у ученика I классаболее полных представлений о геометрических фигурах: круге, квадрате,прямоугольнике. На уроках чтения и природоведения могут с успехом использоватьигры-путешествия, игры в следопытов.
Прекрасныеобразцы использования игры в учебном процессе даны в книге В. А. Сухомлинского.Школьники под руководством своего наставника знакомились с окружающей природой,жизнью людей труда, изучали нашу Родину, жизнь и труд народов зарубежных стран,их борьбу против эксплуатации, национального неравенства, расизма и других формугнетения. И делали это в форме разнообразных игр, путешествий и др. Игровыеэлементы сочетались с серьезными занятиями: сбором материала учащимися поразличным вопросам, его анализом, обобщением, формированием выводов. Здесь небыло подмены учения игрой, против чего предостерегала научная дидактика во всевремена.
Средстваосознания учениками красоты и привлекательности учения. И. П. Павлов утверждал,что всех людей можно подразделить на два типа — художников и мыслителей. Лишь всамое последнее время стало известно, что в основе этого деления лежитособенность деятельности больших полушарий головного мозга, их функциональнаяспециализация. Левое полушарие является базой развития логического мышления, аправое — конкретного, образного. Эти особенности достаточно устойчивы, ониособенно ярко проявляются в детском и юношеском возрасте, определяя отношениешкольников к различным воздействиям на них извне.
Игнорироватьэти особенности или преуменьшать их значение — значит ослабить степеньвоздействия учебного процесса на учащихся.
Приходится,однако, отмечать, что современная дидактика концентрирует свое внимание навскрытии механизма процесса обучения, характера деятельности обучающих иучащихся и значительно меньше занимается изучением средств, вызывающихэмоциональное отношение школьников к учебному процессу. В какой-то степени иэтот недостаток восполняется работами учителей-практиков. Им-то приходитсясчитаться с этой особенностью своих питомцев. Учителя используют различныеприемы для активизации чувств учащихся.
В.А. Сухомлинский озаглавил один из своих очерков книги «Сердцеотдаю детям» такими словами: «Дайтеребенку радость умственного труда, радость успеха в учении».Вэтом очерке он называет желание ребенка учиться хорошо огоньком, которыйозаряет весь смысл детской жизни, мир детских радостей. Этот огонек легкопотушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу — резким словом илиравнодушием. Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний являетсятолько успех ребенка в учении, только гордое осознание и переживание той мысли,что я делаю шаг вперед, поднимаюсь по крутой тропинке познания. Этот призывпедагога-гуманиста, нашего современника, обращен не только к работающимучителям, но и к молодой смене, он призывает не оставлять ни одного ребенка вбеде, помочь даже самому слабому глубоко почувствовать радость успехов вучении.
ОРГАНИЗАЦИЯДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Домашняяучебная работа учащихся тесно связана с их работой на уроке. Успех ее зависитот того, как прошел урок и как учителем дано домашнее задание. Поэтому, чемвыше качество урока, тем успешнее домашняя работа учащихся.
Домашниезадания можно подразделить на три группы: устные (изучение материала учебника,заучивание стихотворений, правил), письменные, (выполнение письменныхупражнений, решение задач, написание сочинений и т. д.) и учебно-практические(проведение опытов, наблюдений, изготовление деталей, моделей).
Важнымвопросом организации домашней работы учащихся является ее объем. Учащиесяразных классов должны затрачивать различное время на выполнение домашнихзаданий.
Сучетом гигиенических и педагогических требований к организации умственныхзанятий учащихся в Уставе средней общеобразовательной школы определено, чтодомашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения:
Iкласс — до 1 часа;
IIкласс — до 1,5 часов;
IIIи IV классы — до 2 часов;
Учителюважно знать некоторые дидактические правила определения содержания домашнихзаданий.
Всодержание домашнего задания входит материал, имеющий существенно важноезначение для усвоения знаний. Это указывает на то, что все второстепенное,несущественное с точки зрения науки, практики, жизни не должно входить в содержаниезадания. Очень важно разрабатывать домашние задания, их содержание и объем припланировании всей темы. В этом случае задания будут разнообразными и явятсяорганической частью учебного материала, изучаемого в классе. И наконец, притаком порядке можно правильно сочетать изучение теоретического материала спрактическими заданиями.
Дляповышения активности учащихся при выполнении задания важно включать всодержание заданий некоторые новые действия.
Дляучащихся младших и средних классов важно указывать порядок выполнения задании:l) выучить правило на стр. 15; 2) выполнить упражнения № 3 и 4 на стр. 16. Втаком порядке учащиеся и записывают задание, чтобы сначала усвоить правило, апотом выполнить упражнение. Вопрос о том, когда давать домашнее задание, решаетсяучителем и зависимости от цели и структуры урока. Как правило, задание даетсятогда, когда всем ходом урока дети подготовлены к осмысленному его восприятию исознательному выполнению. Важно иметь в виду, что задание дастся при наличииполного внимания учащихся, без спешки, в спокойной обстановке.
Каждоезадание должно быть в той или иной форме проверено учителем. Лучше, еслиучитель сможет охватить проверкой всех учеников и провести ее возможно точнее,чтобы не оставалось ошибок в работах учащихся. Важным вопросом являетсяприучение учащихся к ежедневному выполнению заданий. Здесь необходима системамер. Ученики будут регулярно заниматься, если: их тщательно проинструктироватьи научить самостоятельно работать;
продуматьчеткую систему контроля за их работой;
добитьсясоблюдения учениками твердого распорядка дня, в котором домашним занятиям будетотведено определенное время;
приучитьшкольников самостоятельно разрешать встретившиеся трудности. Необходимоуказать, что характер и методика домашней работы во многом зависят от методикиработы учителя на уроке.
Введениедомашних заданий положительно повлияло на обучение и воспитание учащихся. Но впоследние годы в связи с ростом и усложнением содержания учебного материалапостепенно возрастал и объем домашних заданий учащихся.
Причинперегрузки школьников домашними заданиями много. Но самой главной из нихследует считать слабую осведомленность многих учителей в вопросах детскойфизиологии и психологии.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕЗАНЯТИЯ С ОТСТАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ
Иногдадаже при правильной организации учителем учебной работы в классе есть несколькоотстающих и неуспевающих учеников. Это явление вызвано самыми разнообразнымипричинами, иногда — продолжительной болезнью. Может оказаться также, чтоучитель не учел особенностей ученика и не совсем правильно построил свою работус ним. Некоторые ученики не всегда правильно оценивают трудности того или иногопредмета и поэтому отстают, другие увлекаются одним предметом в ущербостальным. Много случаев неуспеваемости учащихся из-за отсутствия контроля заих учебой и поведением со стороны родителей.
Отставание,неуспеваемость и второгодничество пагубно влияют на ученика. Он теряетуверенность в своих силах и часто бросает учебу. Неуспеваемость ивторогодничество наносят большой материальный ущерб государству. Поэтомупреодолеть отставание и неуспеваемость — важнейший долг учителя.
Однимиз средств преодоления отставания является дополнительная работа с учащимися.Прежде чем начинать дополнительные занятия, важно узнать причину и характеротставания ученика, чтобы правильно наметить формы работы и ее объем. Еслиученик отстал по болезни, но является хорошо успевающим, целесообразно сочетатьработу под руководством учителя с самостоятельной работой. Если же ученикленится, то не следует очень опекать его, нужно заставить его работать подконтролем учителя, товарищей, родителей.
Дополнительныезанятия могут носить как добровольный, так и обязательный характер. Возможно, иполезно привлечение сильных учащихся для помощи слабым. Но эту работу долженорганизовать учитель. Не следует, однако, злоупотреблять дополнительнымизанятиями. Особенно вредно оставлять на дополнительные занятия весь класс.Такие занятия не дают должного эффекта.
ПОДГОТОВКАУЧИТЕЛЯ К УРОКУ
Нельзядать хорошего урока без тщательной его подготовки. Подготовка учителя к урокувключает в себя разработку плана каждого конкретного урока. Составление плананачинается с определения места урока в изучении темы, затем определяются егоцель и содержание, разрабатываются методы обучения.
Вплане записывается тема и цель урока, указывается, как будет проводитьсяповторение, изложение нового материала, какие методы будут использованы.Учитель указывает основное направление изложения, записывает факты, примеры(предложения или слова для уроков по родному языку, примеры и задачи поматематике), как будет проведено закрепление, кого надо спросить. В конце планазаписывается домашнее задание.
Вмалокомплектных школах из-за неизбежного чередования работы учителя сразличными классами происходит большая потеря рабочего времени. Многие учителясмирились с этим. Пока учитель дает инструктаж одному классу, учащиеся другогокласса сидят без дела.
Какизбежать потери учебного времени? Этого можно добиться путем тщательногопланирования всей учебной работы. Важно, чтобы учитель, составляя план,рассчитал время по видам работы. Точный расчет времени можно произвести в томслучае, если в плане намечены этапы урока, во время которых один из классовзанимается с учителем, а другой — самостоятельно. Поэтому при составлении планаурока лучше сначала точно определить, когда и на протяжении какого временикаждый класс будет заниматься с учителем или самостоятельно. С учетом временисамостоятельных занятий подбираются задания. Лучше всего, если учителю удастсяпостепенно уравнять время на занятия под своим руководством и насамостоятельную работу детей.
Прираспределении времени на работу с учителем и самостоятельные занятия учащихсяследует принять во внимание ряд обстоятельств. Приходится выделять большевремени для занятий под руководством учителя в младшем классе, а также в том,где намечен для изучения больший по объему и сложности материал. Припланировании учитывается уровень подготовки класса и степень усвоенияматериала. Тщательно планируются и самостоятельные задания учащихся. Чтобы недопустить потери времени на уроке, нужно заранее готовить эти задания. Большоезначение имеют четкая формулировка задания («Решизадачу двумя способами», «Составь обратную задачу»),обучениеучащихся приемам выполнения различных видов самостоятельных работ, подготовкарезервных заданий для быстро работающих учащихся. Непродуманные задания невызывают активности школьников.
Всесамостоятельные задания должны в той или иной форме контролироваться. Формыконтроля могут быть разнообразными: самоконтроль учащихся по образцу,написанному на доске, проверка хода работы на уроке при обходе учеников,тщательный контроль при проверке тетрадей.
Длялучшего сочетания работы учащихся под руководством учителя с их самостоятельнойработой в условиях однокомплектной школы считается целесообразным составлятьплан урока не по каждому классу в отдельности, а комплексно — по этапам работына уроке со всеми классами.
Израссмотренного выше материала можно сделать некоторые выводы.
1.В современной дидактике существуют следующие подходы к типизации уроков: посодержанию и способу проведения; по логическому содержанию работы и характерупознавательной деятельности; по дидактическим целям и месту уроков в общейсистеме (в основном этот подход поддерживают теоретики и практики).
2.В методике преподавания уроков в начальной школе наибольшее признание уметодистов получила классификация по звеньям процесса обучения и вытекающейотсюда основной дидактической задаче урока. В педагогической практике даннаяклассификация считается наиболее эффективной, потому что она четко определяетосновную дидактическую задачу каждого урока, способствует определениюцелесообразной структуры системы уроков разных типов, так как при однотипныхуроках обучения не может быть эффективным. Поэтому необходима система уроковразных типов с преобладанием уроков изучения новых знаний и комбинированных,что подтверждается многолетней практикой.
Глава2. Экспериментальная работа по факторам, определяющим выбор типа структурыурока в начальной школе
2.1 Методические рекомендации по диагностике качествазнаний
форма урок начальный школа
МЕТОДИЧЕСКАЯРЕКОМЕНДАЦИЯ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ.
Задачаучителей начальных классов состоит в том, чтобы развить у детей потребность внаписании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без боязни делитьсясвоими переживаниями, развивать потребность описывать красоту окружающейприроды, красоты человека, приобщать его к миру прекрасного.
Ценностьдетского сочинения и состоит в том, насколько нашли отражения его чувства,мысли, восприятие им описаного.
Ичем раньше начнется эта работа, тем быстрее осуществится продвижение учеников иих развитии.
Ужев I классе я подвожу школьников квосприятию изобразительно-выразительных средств языка, которые служат созданиюобраза у первоклассников. Разумеется, возможен лишь самый первоначальныйподход. Например, уже во втором полугодии Iкласса мои учащиеся уместно используют известные им изобразительные средстваязыка, если в первом полугодии проводилась пока устная кропотливая работа.
Воткак проводилось в I классе работанад сочинением-повествованием с элементами описания на тему «Золотой петушок»(из серии «Домашние животные и птицы»). Детям предлагается рассмотретьиллюстрацию, понаблюдать за ее персонажами и составить рассказ с элементамиописания, используя изобразительно-выразительные средства (с ними они ужепознакомились в букварный период).
Золотойпетушок.
Стоялжаркий летний день. Петушок со своей семьей вышел на прогулку. Хотелось пить. Хозяинповел их к озеру. Около озера он стал красивее и веселее. Хвост у негорадужный.грудка, словно чешуя.гребешок похож на пламя огня. Спинкапереливалась, как золото. А сам он был в шортиках. Курочки были рады. Петянапоил их водой. (Лена Симдяшкина).
Вначалеучитель играет существенную роль и направляетмысли детей в нужное русло. Нашацель – содержание пропустить через личностное обсуждение. Вопросы ставятсяобщего характера.
· Чтовы можете сказать об этой иллюстрации? Поделитесь своими мыслями и чувствами.
· Нравитсяли вам она?
· Чтои чем?
· Чтозаставило вас повеселиться?
· Чтоудивило?
· Чтоможно сказать о его внешности?
· Счем сравнить? Обратите внимание на «одежду» петушка.
Характервопросов давал простор личной и коллективной мысли, а учитель подхватывалнужную мысль, направлял на поиск. В дальнейшем дети будут сами рассматриватькартины и не только расскрывать содержание, но и замечать детали. Выссказываниядетей при обсуждении иллюстрации говорит о их наблюдениях, умении сравнивать.Это сочинение показывает, как много можно сделать в Iклассе для того, чтобы дети продвигались в своих наблюдениях вперед, этоподготавливает их для восприятия произведений изобразительного искусства. Девочкане только расскрыла содержание, но и смогла многое заметить и сравнить.
Значитнаблюдательность является главным восприятием.в сознании ребенка отражается то,что он видит. Ведь можно смотреть и не видеть. В таких случаях человек много незамечает. Эта своеобразная слепота к окружающему миру обедняет человека, делаетего однобоким. Красота рядом с нами, вокруг нас, ее надо увидеть. И мы, учителяначальных классов, должны помочь детям замечать изменения, происходящие вприроде, подмечать прекрасное в жизни.
Послеобъявления темы сочинения «Моя любимая игрушка» (Iкласс) многие дети призадумались. Трудно было не только описать, но ипроведенная беседа показала, что первоклассники не замечают детали образа,тонкости в наряде своих игрушек. На вопросы они отвечали: «Кукла нарядная,красивая, ее зовут Лиля» и т.д. И вот здесь учитель должен привлечь ихвнимание: к внешнему виду куклы (глаза, носик и т.д.), к деталям (несхожесть еес другими куклами, ее особенности), к тому, какое чувство испытывает ученик приобщении с куклой (радость, грусть, печаль).
Беседапоказала, что у детей постепенно создавался образ куклы, его неповторимость,они улавливали его настроение, чувствовали радость, у детей появлялись робкиехудожественные приемы описания.
Приведув качестве примера сочинение первоклассницы Нины Сизовой.
Пушистик.
Унас в классе есть мишутка Пушистик. Он часто приходит к нам на урок.мишенькахлопает в ладоши и радуется верным ответам детей. На уроках он всегда нарядный.Шерсть яркая, кудрявая, волнистая. Глака и носик, как угольки. Лапки словнозелененькие листочки зимой.сам он очень красивый. Мы его любим.
Аэто сочинение ее же, но уже в IIIклассе.
Моялюбимая игрушка.
Когдая была маленькая, мама на мой день рождения подарила мне куклу. Я назвала ееМариной. У Марины большие голубые глаза с длинными, черными ресницами. Волосыпышные и волнистые зототистого цвета. Щечки пухленькие и румяные. У Мариныочень красивые, розовые туфельки. Платье пышное с белой каймой, а на головебольшой, белый бант. Сейчас я уже в куклы не играю. Хожу в школу, учу уроки,играю на скрипке, пианино, читаю книги. Но иногда в выходные дни купаю Марину,стираю ее запылившееся платье. Она меня очень радует. Когда мне грустно, я беруее в руки, и моя грусть куда-то уходит. Я сней люблю разговаривать,рассказывать ей о себе, своих мыслях и радостях, а иногда и переживаниях. Онасмотрит на меня и, кажется, говорит мне: «Успокойся, я рядом с тобой!». Я снетерпение жду выходных дней, чтобы пообщаться с ней.
Сочинениенаписано одной и той же ученицей начальных классов. Мы видим, какого мастерствадостигла девочка в описании своей любимой куклы. Здесь есть все. Не толькоповествование с элементами описания и рассуждения, но и показана эмоциональнаясторона: ее чувства, мысли, переживания. Прекрасное есть повсюду – в природе, вблагородных поступках людей. Но для младших школьников красота природы напервых порах понятнее.
Фрагментыс урока в I классе, гдепроводилось сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «В чем красотварусской зимы», доказывают это.
Послевступительного слова о волшебнице-зиме, чтения стихотворений А.Пушкина,прослушивания грамзаписи «Времена года» П.Чайковского проводится оживленнаябеседа.
· Какиепоэтические картины возникли в вашем воображении?
· Какойлюбимый цвет у зимы?
· Какоечувство, настроение связано с белым цветос? (Чистоты, света, свежести,праздника.)
· Можноли узнать, какое настроение у зимы? (Разное)
· Отчегоэто зависит?
— Значит, зима, как живое существо, умеет переживать, радоваться.
Переднами стоит задача описать природу зимой, передать ее настроение, красотузимнего наряда, указать, почему стало так светло и празднично вокруг, описатьее волшебство. Итак, наступила зима. Мы должны поприветствовать ее приход. Чтоможно сказать о ней? (Зима – чародейка, кудесница, раскинула серебристый ковер,покрыла поля и тропинки, замахала руковицей. И т.д.)
Чтоможно сказать о погоде? (Погода стоит ясная и морозная.)
Ачто вам особенно нравится в ясную морозную погоду? (Под солнечными лучамиискрятся, переливаются снежинки разными огоньками. Воздух чист и прозрачен. Отмороза горят щеки.)
Новот зима и заглянула в лес. Взмахнула она своей руковицей и окутала березкисеребрянным инеем, а на елочки и сосенки надела снежные варежки. (Детидополняют своими наблюдениями.)
Да,ребята, в лесу стало холодно, и мы вернулись в класс. Остановились и замерлиотудивления. Что такое на окнах? (Да это причудливо разрисованы на окнахсказочные узоры, а на них серебрянный иней. Иней переливается, сверкает. Узорытакие красивые, клаз не оторвешь.)
Чемже удивила нас зима в пасмурную погоду?
Первыйученик: тяжелый снег. Тучи заволокли небо. Злой ветер кружит снег, бросает егона землю, ничего кругом не видно.
Второйученик: метель засыпала куств, надела на деревья белые полушалки.
Значит,для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходитдействие, в какое время. Избегать повторений слов, отбирать только самоеглавное. Чтобы сочинение получилось ярким, необходимо добиваться связноститекста, красочности в описании, правильного построения предложения. Мы должныпредставить себе зиму так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем.
Обобщаясказанное, хочется порекомендовать учителям:
1) Научитьс первых шагов обучения родному языку видеть красоту речи, развиватьнаблюдательность, помогать замечать изменения в природе, т.е. разбудить иразвивать высокие эстетические чувства;
2) Научитьграмотно, последовательно описать увиденное;
3) Соблюдатьсистемность в работе, т.е. каждый день отводить на эту работу не менее 10;
4) Чтобыпаказать образность, красоту родного языка, знакомить детей с Iкласса с изобразительно-выразительными средствами языка (олицетворением,сравнением, эпитетами).
Хотелосьбы еще остановиться на подготовке к сочинению во II,III классах.
Подготовканачинается задолго до того, как дети будут писать сочинение. Они выписываютотрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищутнужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл.Такое направление работы развивает у школьников умение отбирать нужный материалк уроку, самостоятельно добывать знания. Это очень важно, чтобы до написаниясочинения дети ужеработали над отдельными словами, предложениями.
Приведуфрагмент урока, на котором параллельно с изучаемой темой проводится большаялексическая работа по подготовке к сочинениям. Эти две темы переплетаются,проходят красной нитью на протяжении всего урока.
Темаурока «Упражнение в распознавании однородных членов предложения». Подготовка ксочинению «Февральская улыбка».
Задание1. Подбери однородные члены предложения, используя олицитворения.
Вьюга– воет(ревет, завывает);
Солнце– улыбается (радуется, смеется);
Деревья– шелестят (шепчутся, переговариваются).
Задание2. Определи прямое и переносное значение в предложении и назови устнооднородные члены предложения.
Золотыелучи февральского солнца ярко освещали бронзовые стволы сосен и серебристыеветви берез.
Февральщедр на блеск и яркий свет.
Белыйпушистый снег сверкаеталмазными искрами и шепчет под лыжами.
Цель:развить у учащихся умение распознавать однородные члены предложения; научитьдетей олицетворять нежевую природу, использовать художественные средстваописания, выражать свои мысли, понимать природу, чувствовать ее, любить иберечь.
Задание3. Распространи предложения – найди нужное слово.
Цель:уточнить предмет, дополнить его признаки, точнее, ярче, богаче представить его.
Надоске записаны предложения с пропущенными словами (слова даны в скобках)
Поясному (чистому) небу неслись редкие облака.
Изумрудный(искристый) иней блестит на ветках деревьев.
Хорошиели в меховой (теплой) шубке!
Задание4. Составь рассказ, используя однородные члены предложения и данные слова.Найди лишнее слово и подчеркни его.
Конецзимы.
Дни.
Небо.
Проталины.
Ручей.
Задание5. Подбери нужное слово (при подготовке к сочинению «Осенний лес»).
Листья,грибы, березки, небо, трава, рябина, роса, липа, солнышко.
(Пылает,искрится, прячутся, водят хоровод, хмурится, рвзвесила яркие бусы, белокурая,сердобольная, промокшая, ласковое).
Видыупражнений могут быть разнообразными. Лучше, конечно, использовать такие,которые заставляют детей логически мыслить, сравнивать, анализировать,обобщать. Вот некоторые из них.
1.Предлагаютсядля сравнения два гриба: мухомор и съедобный рыжик.
Задание.Как отличить ядовитый мухомор от съедобного рыжика?
Какиевнешние признаки ты должен знать? Посмотри на окраску шляпок – это тебепоможет.
2.Даютсядве разновидности ромашки.
Задание.Сравни и опиши (по одним и тем же признакам) полевую и аптечную ромашку.
3.Иллюстрацияс мальчиком, сидящим за партой и мечтающим о чем-то….
Задание.Где находится мальчик? Подумай, о чем он мечтает, сидя за партой.
Такаяработа развивает у детей не только воображение, но и наблюдательность,мышление, память. Они применяют знания об окружающей нас природе, учатсястроить предложения, рисовать картины природы, сравнивать их.
А.З.Майская,
Учительсредней школы №37 г.Саранска.
2.2 Методики формирования знаний, умений, навыков
примерытестовых заданий. Одни из них организуют наблюдения учащихся за зыковымиявлениями, другие необходимы для усвоения грамматического определения илиорфографического правила, третьи помогают установить последовательностьумственных действий при решении орфографических задач, т.е. открывают общийспособ деятельности. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях развиваетостроту ума и гибкость мышления, требует от ученика предельной внимательности исобранности. Для выполнения заданий открытого типа ученику необходимо самомузаписать одно или несколько слов, эти задания не имеют вариантов правильныхответов. Например:
1.Глагол — это часть речи, которая обозначает…
2.Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слова илиперед парными согласными, нужно…
3.Отгадай загадки. Сколько слов с парными звонкими и глухими согласными в каждойзагадке?
1.Конь стальной,
Хвостльняной.
2.Под крышей — четыре ножки,
Накрыше — суп да ложки.
Ответ:3.1. Игла (1)
3.2.Стол (3)
Кзадаче с альтернативными ответами дает_
сядва варианта ответов: да — нет. Например:
1.Можно ли узнать число у глаголов в неопределенной форме?
1)да; 2) нет.
2.Изменяется ли глагол по временам?
1)да; 2) нет.
3.Прав ли Буратино, утверждая, что в слове
сердце5звуков?
1)да; 2) нет.
Привыполнении задания со множественным выбором испытуемый выбирает один илинесколько ответов из предложенных вариантов.
1.Каким членом предложения является глагол?
1)подлежащее; 2) сказуемое; 3) второстепенный член.
2.Выбери глаголы в единственном числе: 1)поселились бобры; 2) ребята наблюдают;3) лебедь окреп; 4) территория преобразилась; 5)отцветает саксаул; 6) созреваютплоды.
3.В какой строчке все слова пишутся с буквой Е?
1)в… сенний, св… стит, бл… дней, 2) в черний,
зв… здопад,осв… щение, 3) т… мнота, т… нистый,
т… шина.
Взаданиях на установление соответствия необходимо найти или приравнять части,понятия, восстановить связи между элементами двух списков. Например:
1. «Рассели»слова в домике:
/>/>/>
1 2 3
/>/>/>
ГлаголСуществ. Прилаг.
1)одобрить, 2) одобрение, 3) одобрительный, 4) библиотекарь, 5)библиотечный, 6) библиотека,7) космодром, 8) космический, 9)праздновать, 10) праздничный, 11) чувствую, 12)чувство,13)тракторист, 14) хоккеист, 15) комбайнер, 16) позавтракал, 17) воробьиный, 18)участвует.
Ответ:1) 1, 9, 11, 16, 18
2)2, 4, 6, 7, 12, 13, 14, 15
3)3, 5, 8, 10, 17
2.Соедини стрелкой названия падежей и вопросы:
1.Винительный 1. О ком? О чем?
2.Творительный 2. Кого? Что?
3.Предложный 3. Кем? Чем?
Ответ:1 — 2; 2 — 3; 3 —1
3.В форме какого времени употребляются глаголы в каждом предложении изстихотворений С. Есенина?
1.Улыбнулись сонные березки,
Растрепалишелковые косы.
2.Гаснут красные крылья заката,
Тиходремлют в тумане плетни.
1)прошедшего; 2) настоящего; 3) будущего.
Ответ:1 — 1; 2 — 2
Заданияна восстановление последовательности обладают значительными преимуществами:краткостью, простотой проверки. Они пригодны для повторения и закрепленияалгоритмов действий.
Например:
1.Восстанови порядок действий при написании слов с безударными гласными в корнеслова:
1)под ударением…; 2) ставлю его под ударение; 3) пишу ту же гласную в безударномслоге; 4) слышу в корне безударный гласный А или И.
Ответ:4; 2; 1; 3.
Ученикобводит кружочком правильный вариант ответа из теста и записывает номер втетради, затем сверяет его и подсчитывает количество правильных ответов.Несомненно, тесты и тестовые задания помогут не только усвоить учебный материалпо грамматике и орфографии, но и воспитают самооценку у младших школьников, чтоокажет положительное влияние на развитие самостоятельности учащихся.
Выводы
Проведятеоретические исследования, мы пришли к выводу, что тема работы актуальна. Изучиви проанализировав научную, педагогическую и методическую литературу, мы пришлик следующим выводам:
1.Урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подходк уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передовогоопыта обеспечит высокий уровень преподавания. Поэтому дать качественный урок-это дело непростое даже для опытного учителя.
2.Качественный урок характеризуется совместно — активной работой и теснымтворческим взаимодействием учителя и учащихся, на основе чего может бытьдостигнута триединая цель: обучить, воспитать, развить.
3.Каждый урок имеет свою структуру. Традиционно преобладает в обучениикомбинированный урок.
Многообразиеформ из условий развития урока — одно из условий развития у учащихся интереса кистории как к предмету, повышения качества обучения.
Главнымипризнаками урока являются высокий научно-теоретический и методический уровни,сочетание ведущей роли учителя и активной учебной деятельности учащихся.
Урокбыл, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обученияи воспитания учащихся.
Такимобразом, можно сказать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Еслиправильно выбрать тип структуры урока, то это повлияет на повышениеработоспособности ученика.
Списокиспользованной литературы
1.Битянова М. Р.Профессия — школьник: Программа формирования индивидуального стиляпознавательной деятельности у младших школьников [Текст]: учебно-методическоепособие для школьных психологов и педагогов / Битянова М. Р., Азарова Т. В.,Земских Т. В. – М.: Генезис, 2000. – 108 с. – ISBN 5-85297-018-2.
2.Векслер, С. Развитиеумственных способностей учащихся [Текст] // Народное образование. – 1983. — №10. – с. 46-48.
3.Зак А. З. Диагностикатеоретического мышления у младших школьников [Текст] // Психологическая наука иобразование. – 1997. – № 1. – с. 39
4. Зотов, Ю.Б. Организациясовременного урока/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Просвещение, — 1984. –84с.
5. Кабанова-МеллерЕ. Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитиеучащихся [Текст] / Кабанова-Меллер Е. Н.; Акад. пед. наук СССР; Ин-тпсихологии. – М.: Просвещение, 1968. – 288 с.
6.Контроль в начальнойшколе: практические материалы//Начальная школа. -2006. — №10.
7. Ливер, Б. Лу.Обучение всего класса [Текст] / Бетти Лу Ливер. – М.: Новая школа, 1995. – 96с.
8. Лукьянова М. И.Учебная деятельность школьников: Сущность и возможности формирования [Текст]: методическиерекомендации для учителей и психологов / Лукьянова М. И., Калинина Н. В. –Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – 64 с.
9.Майская А.З.Методические рекомендации к написанию сочинений/ А.З.Майская// Начальная школа.– 2001. — №9. – с.40
10… Мерлин В. С.Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения [Текст] /В. С. Мерлин, Е. А. Климов // Советская педагогика. – 1967. — № 4. – с.110-118.
11.Орлов Ю. М.Восхождение к индивидуальности [Текст]: кн. для учителя. / Орлов Ю. М. – М.:Просвещение, 1991. – 287 с. – ISBN 5-09-003075-8.
12.Пидкасистый П. И.Обучение школьников умению планировать собственную познавательная деятельность[Текст] // Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обученияшкольников: сб. научн. трудов / под ред. В. В. Краевского, А. В. Усовой. – М.:НИИ общей педагогики АПН СССР, 1981. – с. 36-39.
13.Сорока Н. В.Развитие рефлексивности с помощью дневника школьника и специальных занятий[Текст] // Начальная школа. — 1999. — № 7. — с. 88-95.
14.Талызина Н. Ф.Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / ТалызинаН. Ф. – М.: Педагогика, 1988. – 280 с.
15. Трубайчук, Л.В. Младший школьник каксубъект учебной деятельности/Л.В. Трубайчук//Начальная школа. – 2005. — №9. –С. 6 – 9.
16.Хамблин Д.Формирование учебных навыков [Текст]: пер. с англ. / Д. Хамблин. – М.:Педагогика, 1986. – 160 с., ил.
17.Холодная М. А.Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / Холодная М. А. – 2-еизд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – с. 215-238.
18.Хуторской А. В.Деятельность как содержание образования [Текст] // Народное образование. — 2003. — №8. — с. 107-114.
19.Цукерман Г. А. Отумения сотрудничать к умению учить себя [Текст] // Психологическая наука иобразование. — 1996. — № 2. — с. 27-40.
20.Щукина Г. И.Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] /Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. — 160 с.