Содержание ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕСТО ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СТРАНЫ 1. Содержание правоохранительной деятельности 2. Органы юстиции в системе правоохранительных органов государства РАЗДЕЛ 2. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ 1. Органы и учреждения юстиции в Украине 2. Задачи органов юстиции 3. Функции органов юстиции ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Украина вступила на путь демократических реформ сравнительно недавно, но на этом пути ясно прослеживается стремление украинского государства соответствовать наиболее прогрессивному правовому
опыту в части государственного устройства. Деятельность органов юстиции в этой связи значительно возрастает. Органы юстиции организуют исполнение государственной правовой политики, руководят порученной ему сферой управления, несут ответственность за ее развитие и состояние. Минюст принимает участие в реализации государственной политики в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, разработке проектов актов законодательства и его систематизации, обеспечивает организационную
деятельность судов, развитии правовой информации, формировании у граждан правового мировоззрения. Функции и задачи этого государственного органа разнообразны и ответственны. Состав и структура органов юстиции государства призваны обеспечить слаженную правовую работу в стране в соответствии с возложенными на них полномочиями и задачами. Правовой основой деятельности Минюста Украины является
Конституция Украины, законы Украины, акты Президента и Кабинета Министров Украины, а также Положение о нем. Министерство в установленном порядке, в пределах своих полномочий, решает вопросы, вытекающие с общепризнанных норм международного право и международных договоров Украины. Актуальность изучения органов юстиции, их состава и структуры, выполняемых полномочий, задач,
функций в связи с вышеизложенным очевидна. Предметом изучения в курсовой работе является предмет судебных и правоохранительных органов Украины. Объектом исследования в работе является понятие правового положения и статуса органов юстиции, изучение закрепленных за ними задач и функций в правовом поле Украины. Целью исследования всестороннее изучение объекта на основе нормативно-правовой литературы, периодических изданий, учебных и методических материалов.
Основными задачами служат следующие задачи: рассмотреть содержание правоохранительной деятельности; определить место органов юстиции в системе правоохранительных органов государства; дать понятие и описать состав и структуру органов юстиции в Украине; перечислить задачи органов юстиции; охарактеризовать важнейшие функции органов юстиции; обобщить результаты исследования в виде выводов. Раздел 1. Сущность правоохранительной деятельности.
Место органов юстиции в системе правоохранительных органов страны 1. Содержание правоохранительной деятельности Наряду с государственными органами, решающими задачи текущих и перспективных вопросов хозяйственного строительства, культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики и т.п имеются и такие, которые создаются только, или главным образом, для охраны, защиты права, т.е. осуществления деятельности, получившей в известной мере
условное, но уже ставшее привычным наименование - правоохранительная деятельность. Этот вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков. Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К мерам такого рода можно отнести меры государственного, принуждения и взыскания. Например, лицу, совершившему преступление, может быть назначено наказание,
установленное уголовным законодательством, или иная мера воздействия, предусмотренная законом: если причиняется ущерб имуществу, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб; если не выполняется обязательство по заключенному договору, скажем об изготовлении какого-либо изделия, то возможно применение имущественной санкции; если лицо управляло автомашиной в нетрезвом виде, то его могут лишить водительских прав и т.д. По действующему законодательству, среди мер юридического воздействия важное место отводится
также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике1. Существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия, должны строго соответствовать закону или иным правовым предписаниям; только они допускают применение конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, прибегающий к такой мере, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания.
Например, если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере от 3 до 7 минимальных необлагаемых налогом зарплат, то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах2. Все случаи принятия решений о применении или неприменении юридических мер воздействия законом проходят по конкретным правилам. Эти правила подлежат неукоснительному соблюдению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным3.
Еще одним существенным признаком правоохранительной деятельности есть и то, что ее осуществление возлагается, прежде всего, на специально создаваемые государственные органы. Эти органы комплектуются соответствующим образом подготовленными специалистами. Организация и деятельность этих органов детально и всесторонне законодательно регламентирована. С учетом сказанного, можно дать определение правоохранительной деятельности - это такая государственная
деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка. В целом основные задачи правоохранительной деятельности состоят в охране закрепленного Конституцией государства общественного строя, его экономической и политической системы, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и объединений граждан, а равно в укреплении
правового государства, законности и правопорядка. Особое место среди основных задач правоохранительной деятельности занимает защита прав и основных свобод человека, его жизни, здоровья, чести, достоинства, имущества. По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Она включает в себя несколько конкретных направлений, каждое из которых имеет свои специфические задачи и реализуется тоже своими, присущими только ему методами.
К числу таких направлений (функций) относятся: прокурорский надзор, предварительное расследование уголовных дел, защита по уголовным делам и оказание иной юридической помощи, охрана общественного порядка и безопасности граждан, борьба с преступностью, а также некоторые другие4. Основным в этой деятельности является правосудие. Именно судебным органам принадлежит ведущее и наиболее ответственное место в охране прав и свобод граждан.
Другие направления в. значительной мере подчинены целям и задачам правосудия, призваны содействовать его успешному осуществлению, а нередко и подконтрольны ему. 1.2. Органы юстиции в системе правоохранительных органов государства Для осуществления правоохранительных функций в государстве должна быть построена система соответствующих правоохранительных органов. Каждый из правоохранительных органов может выполнять самостоятельные, только
ему свойственные функции. Все они взаимно дополняют друг друга в едином фронте борьбы с преступностью. Так, органы внутренних дел обязаны полно и своевременно выявлять, фиксировать и раскрывать преступления, суд — законно и обоснованно разрешать судебные дела, прокуратура — осуществлять надзор за исполнением законов следственными органами, судами и др5. Особая роль в правоохранительной деятельности на государственном уровнен принадлежит органам юстиции. Эти органы не осуществляют уголовно-процессуальную деятельность,
в рамках которой в основном и протекает борьба с преступностью. На них возложены управленческие функции. Однако, это не означает, что органы юстиции стоят в стороне от борьбы с преступностью. Любая правоприменительная деятельность во многом зависит от уровня управления ею, от создания организационных предпосылок для надлежащей реализации соответствующих задач. Так, судебная практика обеспечивается и в определенной степени направляется организационными средствами
управления в области юстиции6. Хотя органы юстиции были созданы раньше других правоохранительных учреждений, их полномочия претерпели наибольшие изменения на пути к обособлению и отграничению от смежных государственных функций. Проведем небольшой экскурс в историю и рассмотрим основные этапы становления данного государственного органа в рамках новой истории. Органам юстиции были приданы наиболее широкие полномочия еще в условиях зарождения СССР. Так, в первые годы существования СССР органы юстиции осуществляли самые различные обязанности:
от руководства судами до управления исправительно-трудовыми учреждениями до надзора за законностью. В 1922 году надзорные функции были переданы созданной тогда же прокуратуре, затем места лишения свободы перешли в ведение органов внутренних дел. К моменту принятия Конституции СССР 1936 года все разнородные функции, за исключением так называемого судебного управления, были изъяты из компетенции органов юстиции7. С 1956 по 1970 год
Верховным Судам СССР и автономных республик, краевым и областным судам были приданы несвойственные им функции руководства нижестоящими судами. Тем самым снижалось их внимание к основной деятельности — осуществлению правосудия. В то же время они не имели возможности уделять должное внимание работе с кадрами, их переподготовке и т. п8. Совмещение в одних и тех же органах функций надзора и управления отрицательно сказывалось на исправлении судебных ошибок. Члены вышестоящих судов, участвовавшие в организационном руководстве нижестоящими
судами, одновременно рассматривали их дела в кассационном порядке, что иногда влекло за собой утрату принципиальности судей кассационных инстанций: некоторые из них в интересах «стабильности» приговоров и решений порой не принимали мер к исправлению судебных ошибок. Данные обстоятельства противоречили главной тенденции развития в области судебной системы, заключающейся в отделении правосудия от аппарата управления. Поэтому было признано целесообразным вновь образовать
союзно-республиканское Министерство юстиции СССР и его органы на местах. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1971 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР в связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР» на это министерство было возложено организационное руководство судебными
органами союзных республик и военными трибуналами, руководство адвокатурой, нотариатом и иными учреждениями юстиции9. Таким образом, сложился устойчивый круг функций управления в области юстиции, и все они осуществляются Министерством юстиции СССР и его органами. Так, например, в Положении о Министерстве юстиции СССР прямо указано на следующие главные задачи данного государственного органа10: всемерное укрепление законности, охрана прав и законных интересов государственных, кооперативных,
общественных организаций и граждан; совершенствование совместно с другими государственными органами деятельности по борьбе с преступностью и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений; обеспечение организационного руководства судами, повышение уровня этой работы, всемерное содействие осуществлению целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону; систематизация и подготовка предложений о кодификации законодательства,
всемерное содействие повышению уровня кодификационных работ, проводимых министерствами и ведомствами страны, совершенствованию законодательства в соответствии с задачами коммунистического строительства; совершенствование деятельности нотариата, органов записи актов гражданского состояния, адвокатуры, судебно-экспертных и других подведомственных организаций и учреждений юстиции; совершенствование правовой работы в народном хозяйстве в целях усиления ее влияния на повышение экономической эффективности общественного
производства, охраны социалистической собственности, дальнейшего укрепления государственной и трудовой дисциплины, строгого соблюдения прав и законных интересов предприятий, организаций, учреждений и граждан; организация пропаганды правовых знаний и разъяснение законодательства среди населения; содействие развитию правовой науки и использованию ее достижений в государственном, хозяйственном и культурном строительстве; обеспечение учреждений и организаций системы Министерства и судебных органов квалифицированным а кадрами,
переподготовка и повышение квалификации кадров этих организаций, учреждений - и органов, сочетание старых опытных кадров и молодых способных работников, создание условий для наилучшего использования знаний и опыта работников, выдвижение на руководящую работу молодых, хорошо зарекомендовавших себя работников. При этом Министерство юстиции СССР руководило порученной ему отраслью государственного управления через министерства юстиции союзных республик. В отличие от них местные органы юстиции — отделы юстиции исполкомов
краевых, областных, городских Советов народных депутатов — не проводят законопроектной работы, не руководят загсами и судебно-экспертными учреждениями, осуществляя в то же время в полной мере все остальные функции управления в области юстиции. В своей деятельности они подчиняются как соответствующему Совету и его исполнительному комитету, так и министерству юстиции союзной республики (по принципу двойного подчинения)11. В условиях СССР декларировалось, что «одним из главных направлений, пронизывающим все
функции управления в области юстиции, является борьба с преступностью». Для этого существовала соответствующая законодательная база: Свод законов СССР, Собрание действующего законодательства СССР, систематические сборники действующего законодательства большинства союзных и автономных республик, включающие в себя законодательные акты о борьбе с преступностью и иными правонарушениями.
При этом органы юстиции принимали непосредственное участие в планировании законопроектной работы. Каждый план такой работы включал подготовку законодательных актов по вопросам борьбы с преступностью. Министерству юстиции СССР принадлежала организующая роль в подготовке новых законопроектов. Под его эгидой создавались комиссии, состоящие из работников министерства, специализирующихся на законопроектной работе, а также представителей заинтересованных ведомств, государственных органов и общественных организаций,
ученых-юристов. При этом учитывались предложения граждан о совершенствовании законодательства. Существовал специальный учет мнений: во ВНИИ состоящего при Министерстве юстиции СССР, брались на учет все предложения, высказанные на страницах печати и в письмах граждан. Законопроекты, которые готовятся без участия органов юстиции, как правило, направляются им на отзыв. Это обусловлено тем, что в них работают специалисты, владеющие навыками законодательной, техники.
Министерством юстиции СССР разрабатывались рекомендации по вопросам подготовки нормативных актов высших органов государственной власти и управления, а также министерств и ведомств12. В некотором смысле современная система правоохранительных органов Украины приняла лучшие традиции организационной работы советских органов юстиции. Однако есть и свои отличительные особенности. Так, современная система правоохранительных органов государства
имеет простую и логически стройную структуру, которая позволяет избежать дублирования функции правоохранительными органами. Все правоохранительные органы имеют различную, четко разграниченную компетенцию. Они самостоятельны и независимы друг от друга13. Но цель у них единая — укрепление законности и правопорядка. Именно общность цели предполагает необходимость координации их деятельности, способствующей лучшему использованию сил и средств государственных органов, устранению дублирования в их работе.
Она объективно препятствует такому положению, при котором ведомственные интересы ставятся выше общегосударственных14. Единство задач, стоящих перед органами юстиции, внутренних дел, прокуратуры и судами, с одной стороны, и разные организационно-правовые основы, административная независимость этих органов друг от друга, с другой — требуют взаимного учета сил и возможностей в интересах достижения общих целей. Уголовный процесс построен таким образом, что одни из участвующих в нем органов контролируют правильность
(законность) действий других. Например, прокурор надзирает за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; суд проверяет обоснованность выводов обвинительного заключения, утвержденного прокурором. Если же, например, судья при отправлении правосудия ощущал бы свою зависимость от других органов, борющихся с преступностью, то это не могло бы не сказаться отрицательно на гарантиях законности15. Сегодня координация правоохранительных органов в борьбе с преступностью — это процесс планомерного осуществления
взаимосогласованных мер правового и социально-профилактического характера, затрудняющих проявления преступности и направленных на ее сокращение. Для осуществления названных направлений (функций) правоохранительной деятельности создаются конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В Законе Украины «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» от 23.12.93 г. в ст. 2 дан перечень правоохранительных органов
Украины. Это органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, государственной контрольно-ревизионной службы, рыбоохраны, государственной лесной охраны, другие органы осуществляющие правоприменительные и правоохранительные функции16. И этот перечень не полный, т.к. не учтены государственные органы и общественные объединения, которые в той или иной степени также осуществляют правоохранительные функции.
К ним следует отнести: органы и учреждения юстиции (Министерство юстиции, нотариат, отделы регистрации актов гражданского состояния), Национальную гвардию Украины, Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, Совет национальной безопасности и обороны Украины, адвокатуру и др. Рассматривая систему судебных и правоохранительных органов охарактеризуем сферу их компетенции в национальной
правоохранительной системе17. Конституционный Суд Украины призван обеспечить соответствие законов, иных нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти Конституции Украины, охрану конституционных прав и свобод личности, официальное толкование Конституции Украины и законов. Суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом - охраняют от посягательств общественный строй, его экономическую и политическую систему;
социально-экономические, политические и личные права граждан. Арбитражные суды Украины - защищают права и охраняемые законом интересы участников хозяйственных правоотношений. Содействуют укреплению законности в этой сфере, разрешают хозяйственные споры и вносят предложения о совершенствовании правового регулирования хозяйственной деятельности. Прокуратура Украины. Её основными задачами являются защита от неправомерных посягательств, закрепленных
Конституцией Украины, независимости государства, общественного и государственного строя, политической и экономической систем, прав национальных групп и территориальных образований; гарантированных Конституцией и др. Законами социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; основ демократического устройства, государственной власти, правового статуса местных Советов, органов территориального, общественного самоуправления.
Министерство юстиции Украины стоит на защите прав и законных интересов граждан. Осуществляет кодификацию и систематизацию законодательства, разработка проектов актов законодательства, оказание юридической помощи населению; организационное обеспечение деятельности судов. Министерство внутренних дел выполняет задачи по обеспечению личной безопасности граждан, защите их прав и свобод, законных интересов; предупреждению и пресечению правонарушений; охране и обеспечению
общественного порядка; выявлению и раскрытию преступлении, розыску преступников; обеспечению дорожного движения; защите собственности от преступных посягательств; исполнению уголовных наказаний. Служба безопасности Украины выполняет задачи по защите государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных
специальных служб. Адвокатура Украины. Основными задачами являются защита прав, свобод, а также представление законных интересов граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, оказание им иной юридической помощи. Вышеперечисленные правоохранительные органы, естественно, выполняют свои задачи не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, а равно с другими государственными учреждениями, трудовыми коллективами, объединениями граждан . РАЗДЕЛ 2.
Органы юстиции Украины. Задачи и функции органов юстиции Украины 2.1. Органы и учреждения юстиции в Украине Министерство юстиции Украины (далее Минюст), является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти в обеспечении реализации государственной правовой политики, государственной политики по вопросам гражданства, межнациональных и миграционных отношений, который руководствуется в своей деятельности
Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины. Минюст занимает особое место в правовой системе государства18. С целью решения вопросов организационного обеспечения процесса адаптации в 2000 году при Минюсте Украины образованы Центр сравнительного права и Центр переводов актов европейского права. При Минюсте
Украины действует Межведомственный координационный Совет по адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС, образованный постановлениями Кабинета Министров от 12.06.89 г. № 852 и от 12.11.98 г. № 177319. В Минюсте Украины действует Научно-совещательный Совет, который рассматривает научно-технические проблемы развития государства и права, дает рекомендации по их решению с учетом национального и мирового опыта.
Расширение полномочий Минюста Украины, возложение на него новых функций привело не только к существенным структурным преобразованиям и изменениям центрального аппарата Министерства юстиции, а и местных органов юстиции. Для выполнения постановления Кабинета Министров Украины от 30.04.98 г. № 592 «О системе органов юстиции» значительно расширена и укреплена действующая система органов юстиции.
В Украине образованы и действуют 747 районных, районных в городах, городских (городов областного значения) управлений юстиции. Разработана соответствующая база для их функционирования20. Утверждено Положение о Главном управлении юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции и Положение о районных, районных в городах, городские (городов
областного значения управления юстиции). Приказ Минюста Украины от 30 августа 2000 г. № 36/5/. Создание районных и городских управлений юстиции — задача государственной важности, направленная, на расширение функций органов юстиции в сфере формирования реализации государственной правовой политики, представления правовых услуг населению; легализации местных центров объединений граждан, общественных организаций; проведения структурного построения органов юстиции с целью более эффективного
осуществления функций по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина. Территориальные управления юстиции содействуют местным органам исполнительной власти, предприятиям и организациям государственного сектора экономики по усовершенствованию правовой работы, представляют методическую помощь юридической службе по усилению ее влияния на обеспечение законности деятельности этих органов, приведение ведомственных нормативных актов в соответствие с действующим законодательством.
Система органов юстиции Украины включает21: Министерство юстиции Украины; Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины Автономной Республики Крым; областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции; районные, районные в городах, городские (городов областного значения) управления юстиции; учреждения, организации подведомственные
Министерству юстиции. В центральном аппарате Министерства юстиции Украины образовано22: Государственный Департамент по делам национальностей и миграции; Департамент конституционного и административного законодательства: Департамент гражданского законодательства; Департамент коммерческого законодательства; Департамент финансового законодательства; Департамент законодательства о внешнеэкономической деятельности;
Департамент законодательства о правосудии, уголовного и процессуального права и об административной ответственности; Департамент законодательства об охране правопорядка, национальной безопасности и обороне; Департамент социального законодательства и законодательства о труде; Департамент законодательства по вопросам земельным отношений, агропромышленного комплекса и охраны внешней среды; Департамент правовой экспертизы международных договоров;
Департамент систематизации законодательства единого государственного реестра нормативных актов правового образования и информации; Департамент правовой политики; Департамент государственной исполнительной службы; Департамент представительства интересов государства в судах Украины и иностранных государств, международных судебных органах;
Департамент государственной регистрации нормативных актов и правовой работы; Департамент легализации объединений граждан; Департамент нотариата и лицензирования юридической практики; Департамент по делам гражданского состояния граждан; Департамент гражданства и регистрации физических лиц, международного сотрудничества и правовой помощи; Департамент международного права; Национальное бюро по делам соблюдения конвенции по защите прав и.
свобод человека; Департамент кадрового обеспечения центрального аппарата территориальных органов системы юстиции и судов Украины; Департамент планово-финансовой деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; Контрольно-ревизионный отдел; Департамент хозяйственного обеспечения; Департамент документирования и контроля; Управление по рассмотрению обращений и приема граждан; Центр правовой реформы и законопроектных работ при
Министерстве юстиции Украины; Курсы повышения квалификации работников юстиции Украины; Главное государственное объединение правовой информации и пропаганды правовых знаний; Государственное предприятие «Информационный центр» Министерства юстиции Украины («Госинформюст»); Специализированное государственное предприятие «Укрспецюст» Министерства юстиции Украины; Центр переводов актов
Европейского права; Центр сравнительного права. В общем виде систему органов и учреждений юстиции Украины представим на рис.2.1. Приложения 1 курсовой работы. Минюст Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через образованное в установленном порядке главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции, районные
в городах, городские (городов областного подчинения) управления юстиции, предприятия, учреждения и организации, которые принадлежат к сфере его управления23. Министерство юстиции Украины возглавляет Министр, которого по предложению Премьер-министра Украины назначает на должность Президент Украины. Министр несет персональную ответственность перед
Президентом Украины и перед Кабинетом Министров Украины за исполнение возложенных на Министерство задач и осуществления им своих функций. Государственный секретарь является должностным лицом, на которое возлагается обеспечение деятельности Министра и организация работы по выполнению задач Министерства. Государственный секретарь подотчетен и подконтролен
Министру. Для согласованного решения вопросов, которые находятся в компетенции Минюста Украины, обсуждения важнейших направлений его деятельности в Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра на должности председателя Государственного комитета Украины по делам религии, руководителей правительственных органов государственного управления, а также
других руководящих работников Министерства. В состав коллегии могут входить руководители управлений юстиции. Членов коллегий утверждают и освобождают от обязанностей Кабинет Министров Украины по предложению Министра. В соответствии с Законом Украины «О государственной исполнительной службе» от 24.03.98 г. в системе органов Министерства юстиции образована государственная исполнительная служба, задачами которой является
своевременное, полное и непредвзятое принудительное исполнение решений судов и некоторых других органов. Государственная исполнительная служба заменила собой службу судебных исполнителей, которая была подчинена непосредственно судам24. Правовой основой деятельности государственной исполнительной службы является Конституция Украины, законы Украины «О государственной исполнительной службе» и «Об исполнительном производстве» от 21.04.99 г другие законы и подзаконные нормативно-правовые акты, принятые для их исполнения25.
Систему государственной исполнительной службы составляют26: 1. Департамент государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины; 2. Отделы государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины и Автономной Республике Крым, областных, Киевского и
Севастопольского городских управлений юстиции; 3. Районные, городские (городов областного значения), районные в городах отделы государственной исполнительной службы соответствующих управлений юстиции. В соответствии со ст. 4 Закона Украины «О государственной исполнительной службе» государственными исполнителями являются: начальник, заместитель начальника, старший государственный исполнитель, государственный исполнитель районного, городского (города областного значения), районного в городе отдела государственной исполнительной
службой27. Управление юстиции возглавляет начальник, назначаемый Министром с согласия представителя Президента. Начальник управления имеет заместителей, один из которых является начальником отдела регистрации актов гражданского состояния. Заместители начальника управления по представлению начальника назначаются Министерством юстиции. Начальник управления юстиции имеет следующие полномочия28: 1) руководит деятельностью
управления и подведомственных учреждений; 2) утверждает положение о структурных подразделениях, их функциях и функциональные обязанности работников управления; 3) издает в границах компетенции управления приказы, являющиеся обязательными для исполнения подведомственными ему органами и должностными лицами; 4) в необходимых случаях совместно с руководителями иных отделов, управлений, служб соответствующей государственной администрации и иных учреждений и организаций издает
специальные приказы. Управление юстиции возглавляет начальник, назначенный Министром с согласия Представителя Президента. В управлении юстиции АР Крым, в областях, в г. Киеве и Севастополе для согласованного решения вопросов, создается коллегия в составе начальника (председатель коллегии), заместителей начальника управления, а также иных специалистов. Состав коллегии утверждается Министерством юстиции.
Решения коллегии претворяются в жизнь, как правило, приказами начальника управления. Для рассмотрения научных рекомендаций и иных предложений по улучшению организации и деятельности учреждений юстиции при управлении юстиции может быть создан научно-консультативный совет, состав которого и положение о нем утверждается начальником управления юстиции. В целях координации деятельности местных государственных органов, иных организаций и методического обеспечения
правового всеобуча населения, при управлении юстиции создается межведомственный координационно-методический совет правового образования. Состав совета и положение о нем утверждается представителем Президента Украины. Кроме того, согласно Конституции в Украине действует высшая рада юстиции, ее полномочиями, согласно статьи 131 Конституции Украины выступают29: 1) внесення подання про призначення суддів на посади або про звільнення
їх з посад; 2) прийняття рішення стосовно порушення суддями і прокурорами вимог щодо несумісності; 3) здійснення дисциплінарного провадження стосовно суддів Верховного Суду України і суддів вищих спеціалізованих судів та розгляд скарг на рішення про притягнення до дисциплінарної відповідальності суддів апеляційних та місцевих судів, а також прокурорів. В состав этого совета согласно части 2 статьи 131
Конституции Украины входять двадцять членов, а именно “Верховна Рада України, Президент України, з'їзд судців України, з'їзд адвокатів України, з'їзд представників юридичних вищих навчальних закладів та наукових установ призначають до Вищої ради юстиції по три члени, всеукраїнська конференція працівників прокуратури - двох членів Вищої ради юстиці”30. До складу Вищої ради юстиції входять также по должности “Голова
Верховного Суду України, Міністр юстиції України, Генеральний прокурор України.”31 2.2. Задачи органов юстиции Основными задачами Минюста Украины определены такие задачи32: — подготовка предложений по проведению в Украине правовой реформы, содействие развитию правовой науки; — обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в установленной сфере; —подготовка предложений по усовершенствованию законодательства,
его систематизация, разработка проектов нормативно-правовых актов и международных договоров Украины по правовым вопросам, проведение правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, государственная регистрация нормативно-правовых актов, ведение Единого государственного реестра таких актов; — планирование по предложениям других центральных органов исполнительной власти законопроектной работы и работы по адаптации законодательства Украины к законодательству
Европейского Союза, координация нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти и контроль за осуществлением такой деятельности; — обеспечение реализации государственной правовой политики, государственной политики по вопросам гражданства, межнациональных и миграционных отношений; — организация исполнения решения судов и других органов в соответствии с законами Украины, работа с кадрами; — организация работы нотариата и органов регистрации актов гражданского состояния;
развитие правовой информации, формирование у граждан правового мировоззрения (правосознания); осуществление международно-правового сотрудничества. На Министерство юстиции возлагается координация нормотворческой деятельности органов исполнительной власти по адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза и контроль за этой деятельностью. Обобщая информацию о возложенных на Министерство юстиции
Украины задачах, представим последние в графическом виде на рис. 2.133. Кроме этого, Минюст организует работу по разработке концепций, проектов актов законодательства по важнейшим вопросам развития общества и государства, их научное обоснование, координацию деятельности центральных органов государственной исполнительной власти, научных учреждений и высших учебных заведений Украины в сфере подготовки законопроектов. Задачи Министерства
Юстиции Украины АР Крым, в областях, в г. Киеве и Севастополе представлены на рис. 2.3. Приложения 4. Эти задачи почти полностью совпадают с задачами на рис. 2.1 однако имеют специфику, связанную с территориальными подразделениями Министерства юстиции Украины. Рис.2.1. Задачи Министерства Юстиции Украины 2.3. Функции органов юстиции Минюст является организующим и координирующим органом исполнительной
власти по проведению государственной правовой реформы, осуществляет методическое и организационно-практическое обеспечение нормотворческой работы в этой сфере. Функции координации закокопроектной деятельности подразделений Минюста и работы по взаимодействию с Верховной Радой Украины, ее комитетами, депутатскими фракциями (группами), народными депутатами, контроля за осуществлением нормотворческой деятельности Минюста возложены на департамент правовой политики.
Построение демократического общества и правового государства тесно связано с проведением судебной реформы» со становлением третьей ветви власти — судебной, усилением ее независимости. Концепцией судебно-правовой реформы в Украине на Минюст возложена разработка необходимых законодательных актов и координация работы по практической реализации судебной реформы. Минюст отвечает за обеспечение взаимодействия Кабинета
Министров Украины с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений. Указом Президента Украины от 15 декабря 1999 г. № 1573/99 «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» и вышеуказанным Указом Президента Украины от 31 июля 2000 г. № 934/ 2000 на
Минюст Украины возлагается ряд функций Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции, который ликвидирован. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 04.04.2000 г. № 603 в составе Министерства юстиции образован Государственный департамент по делам национальностей и миграции как правительственный орган государственного
управления34. В соответствии с Указом Президента Украины от 31 июля 2000 г. № 934/2000 «О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Украины» задачи Минюста Украины дополнены рядом новых функций, в частности по осуществлению нормативно-правового обеспечения деятельности бюро технической инвентаризации по проведению регистрации прав собственности на недвижимое имущество; в отношении участия вместе с Министерством образования и науки
Украины в организации работы по правовому образованию населения, осуществления методического обеспечения этого образования, формировании у граждан правового мировоззрения (правосознания), организации работы по подготовке и повышению квалификации по специальности «Правоведение» в учебных заведениях, разработке и распространению образовательных программ в сфере защиты прав человека и др. Минюст Украины в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет следующие полномочия35: 1)
обеспечивает реализацию государственной правовой политики, готовит предложения по проведению в Украине правовой реформы; 2) совместно с соответствующими министерствами, иными центральными органами исполнительной власти, научными учреждениями готовит проекты концепций направлений развития законодательства и их научное обоснование с учетом мирового опыта; 3) разрабатывает по поручению Президента Украины, Кабинета Министров Украины и по собственной инициативе проекты
Законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся правы и свобод человека, отношений между гражданами и государственной властью, конституционного строя, полномочий и взаимоотношений органов государственной власти, судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, либо совместно с иными органами государственной власти принимает участие в их подготовке; 4) осуществляет правовую экспертизу (готовит заключения) касающуюся соответствия
Конституции и Законом Украины, требованиям нормопроектной техники проектов законов, иных актов законодательства, представляемых на рассмотрение Верховной Радой Украины, Президентов Украины, Кабинетом Министров Украины, а также нормативно-правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым; 5) готовит замечания и предложения по принятым Верховной Радой Украины законов Украины при подготовке их на подпись
Президенту Украины; 6) разрабатывает и представляет Президенту и Кабинету Министров Украины предложения по устранению противоречий между актами законодательства и заполнения пробелов в нем; 7)организует исполнение в пределах своих полномочий актов законодательства и осуществляет контроль за их реализацией; 8) обобщает практику применения законодательства по вопросам относящимся к его полномочиям, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и в установленном
порядке представляет их на рассмотрение Президенту и Кабинету Министров Украины; 9) осуществляет в соответствии с законодательством государственную регистрацию нормативных актов министерств и иных центральных органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан либо имеют межведомственный характер, ведет реестр этих актов; 10) обеспечивает функционирование единой системы правовой информатизации,
является официальным издателем сборников законодательства и кодексов Украины, ведет информационный бюллетень «Официальный вестник Украины», принимает участие в издании журналов и газет общеправового характера; 11) ведет Единый государственный реестр нормативных актов, предоставляет информацию с базы данных этого реестра; 12) осуществляет работу по систематизации законодательства
Украины, готовит предложения по его кодификации, ведет Единый общеправовой рубрикатор; 13) координирует работу по проведению судебной реформы; 14) вносит Президенту Украины предложения по вопросам сети местных судов и количества в них судей; 15) осуществляет в установленном законодательством порядке мероприятия по организационному и материально- техническому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции (кроме
Верховного Суда и арбитражных судов) социальной защиты работников судов; 16) обеспечивает в порядке, установлением законодательством, подбор и подготовку кандидатов з судьи, подготавливает по рекомендациям соответствующих квалификационных комиссий судей материалы для назначения либо избрания судей, председателей судов, заместителей председателей судов, их перевода на должности в иные суды и увольнение с должностей (кроме Верховного
Суда Украины и арбитражных судов), формирует резерв на должности судей, председателей и заместителей председателей районных (городских) судов, Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских судов; 17) осуществляет нормирование и методическое обеспечение управленческой деятельности председателей судов; 18) организует в порядке, установленном законодательством
Украины, выполнения решений, определений, постановлений судов и исполнительных документов иных органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей; 19) организует экспертное обеспечение правосудия, формирует государственный заказ на научно-исследовательские работы в отрасли судебной экспертизы, направляет и контролирует деятельность подведомственных научно-исследовательских институтов судебных экспертиз, координирует работу соответствующих государственных
органов по вопросам развития судебной экспертизы, осуществляет лицензирование судебно-экспертной деятельности и контролирует ее, ведет реестр аттестованных судебных экспертов; 20) организует ведение делопроизводства в судах (кроме Верховного Суда Украины и арбитражных судов); 21) обеспечивает ведение судебной статистики; 22) осуществляет легализацию всеукраинских объединений граждан и международных общественных организаций,
регистрирует всеукраинские и международные благотворительные организации, отделения, представительства и иные структурные центры общественных, неправительственных организаций иностранных государств в Украине, их символику и контролирует соблюдение ими положений их уставов, ведет соответствующие государственные реестры; 23) содействует развитию юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, осуществляет в случаях, предусмотренных законодательством, государственную
регистрацию юридических лиц и регистрацию прав на недвижимое имущество, ведет реестр залога имущества, осуществляет в установленном порядке меры по привлечению внебюджетных источников финансирования путем внедрения в системе органов юстиции предоставления дополнительных платных услуг правового и технического характера гражданам и юридическим лицам; 24) организует работу учреждений нотариата, проверяет их деятельность и принимает меры по ее улучшению, контролирует законность совершения нотариальных действий государственными
и частными нотариусами, выдает и аннулирует свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью, обеспечивает регистрацию частной нотариальной деятельности, организует изготовление и контролирует использование специальных бланков нотариальных документов, ведет реестр свидетельств о праве на занятие нотариальной деятельностью; 25) осуществляет подготовку нотариально оформленных документов для их консульской легализации, оказывает помощь консульским учреждениям по вопросам совершения нотариальных действий;
26) обеспечивает работу Высшей квалификационной комиссии нотариата; 27) регистрирует адвокатские объединения, обеспечивает финансирование оплаты труда адвокатов за счет средств государственного бюджета в случае участия адвоката в уголовном деле по назначению и освобождению граждан от оплаты юридической помощи, ведет реестр адвокатских объединений; 28) выдает специальные разрешения (лицензии) на осуществление юридической практики субъектам предпринимательской
деятельности, приостанавливает действие лицензий и аннулирует их, ведет реестр лицензий на осуществление юридической практики; 29) осуществляет мероприятия по совершенствованию работы органов регистрации актов гражданского состояния, контролирует их деятельность, обеспечивает изготовление и контролирует использование бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния; 30) оказывает практическую и методическую помощь консульским учреждениям и дипломатическим представительствам
Украины за рубежом в вопросах регистрации актов гражданского состояния; 31) осуществляет методическое руководство правовой работой в министерствах и иных центральных органах исполнительной власти, проверяет состояние этой работы и дает рекомендации по ее улучшению и проведении их нормативных актов в соответствии с законодательством, принимает меры по повышению квалификации работников юридических служб; 32) координирует деятельность министерств и иных . центральных и местных органов
исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций по правовому обучению населения, осуществляет методическое обеспечение этого обучения, формирования у граждан правового мировоззрения, изучает и контролирует состояние правового информирования в учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях, оказывает им необходимую помощь, вносит з соответствующие органы предложения по совершенствованию изучения права в неюридических высших и профессионально-технических учебных заведениях, общеобразовательных школах,
учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров, разрабатывает и распространяет образовательные и информационные программы в области зашиты прав человека; 33) подготавливает в пределах своих полномочий предложения по вопросам международно-правовым отношениям и присоединения Украины к международным договорам и конвенциям; 34) заключает договоры о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств
и международными организациями, организует в пределах своих полномочий взаимодействие с ними; 35) обеспечивает выполнение обязательств, взятых по международным договорам Украины по правовым вопросам, осуществляет в установленном порядке публикацию международных договоров, вступивших в законную силу; 36) обеспечивает подготовку предложений по приведению законодательства Украины в соответствие с принципами и стандартами Совета
Европы и интеграции ею в систему международного права, координирует работу министерств и иных центральных органов исполнительной власти по этим вопросам; 37) представляет Кабинет Министров Украины по его поручению з международных организациях и во время заключения международных договоров Украины; 38) осуществляет правовую экспертизу соответствия Конституции Украины, законам Украины проектов международных договоров
Украины, готовит заключения по ответвлению внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в законную силу международных договоров Украины, а также юридические заключения, другие материалы, необходимые для вступления в законную силу международных кредитных (гарантийных) договоров Украины; 39) обеспечивает подготовку соответствующих документов и представительство Кабинета Министров Украины в Европейские комиссии по правам человека и
Европейском суде по правам человека во время рассмотрения дел о нарушениях прав человека в Украине, направляет наблюдателей в миссии по контролю за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; 40) принимает в установленном порядке участие в работе международных организаций, двусторонних и многосторонних комиссий, а также иных международных органов и институтов, согласовывает кандидатуры членов и иной персонал от Украины в международных судебных органах и советников по правовым вопросам посольств и консульств
Украины за рубежом; 41) обеспечивает подготовку материалов по вопросам, относящимся к его компетенции, в связи с участием Украины в соответствующих международных организациях и интеграцию ее в эти организации; 42) выступает как представитель интересов Президента и Кабинета Министров Украины во время рассмотрения дел судами Украины и судами иностранных государств либо международными судебными органами и учреждениями;
43) осуществляет подбор кадров в системе Министерства, формирует резерв кадров на соответствующие должности, организует работу по подготовке, переподготовке и повышению профессионального уровня кадров .учреждений юстиции, организует профессиональное обучение, стажировку и повышение квалификации судей, председателей и заместителей судов, а также иных работников судов, поощряет работников предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу его у правления; 44) принимает участие в разработке предложений по подготовке юридических
кадров; 45) организует планово-финансовую работу в системе Министерства, утверждает сметы на содержание судов, подведомственных учреждений и организаций и финансирует их, принимает участие в разработке проектов Государственного бюджета Украины и общественных программ экономического и социального развития Украины, осуществляет контроль за использованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечивает организацию
и совершенствование системы учета, вносит в установленном порядке предложения в планы капитальных вложений на строительство помещений судов, предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу его управления, а также жилья для работников системы Министерства; 46) осуществляет в пределах полномочий, определенных законодательством, функции управления имуществом предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу его управления;
47) организует рассмотрение обращений граждан по вопросам входящим в его компетенцию и связанных с работой подведомственных органов, предприятий, учреждений и организаций, выявляет и устраняет причины порождающие жалобы граждан; 48) обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию государственной политики касающейся государственной тайны, контроль за ее сохранением в центральном аппарате Министерства, на предприятиях, в учреждениях и организациях, входящих в сферу его управления;
49) обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение задач мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности государства; 50) осуществляет на основе и во исполнение Конституции Украины, законов Украины, актов Президента и Министра юстиции. Управление юстиции АР Крым, в областях, в г. Киеве и Севастополе в соответствии с возложенными на него задачами, выполняет следующие функции36: 1)
осуществляет организационное обеспечение исполнения решений, постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров, постановлений судов по уголовным делам в отношении имущественных взыскании, а также постановлений и решений иных органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей; 2) принимает участие в созыве, вместе с областным, Киевским и Севастопольским городскими судами, конференций (собраний) судей области, городов
Киева и Севастополя; 3) обеспечивает внедрение информационной правовой системы коллективного пользования в судах и учреждениях юстиции, способствует созданию хозрасчетных центров правовой информации и юридического обслуживания; 4) ведет учет законодательства, нотариальной практики и практики органов регистрации актов гражданского состояния, проверяет ведение этой работы в межрайонных (окружных), районных (городских) судах, государственных нотариальных конторах и органах регистрации актов гражданского состояния, принимает
меры по обеспечению их нормативными актами; 5) организует работу по ведению судебной статистики и проверяет ее достоверность в межрайонных (окружных), районных (городских) судах и учреждениях юстиции; 6) в установленном порядке осуществляет легализацию областных (межобластных), Киевских, Севастопольских объединений граждан и контроль по соблюдению ими положений их уставов; 7) организует работу государственных нотариальных контор, проверяет их деятельность, дает указания
по улучшению работы; 8) рассматривает в соответствии с законодательством жалобы граждан в случае отказа отделами регистрации актов гражданского состояния в перемене фамилии, имени, отчества; аннулирует обновленные либо повторно составленные регистрации актов гражданского состояния; выдает повторные свидетельства регистрации актов гражданского состояния; 9) осуществляет контроль за получением и использованием по назначению средств, поступающих в нотариальные конторы и отделы регистрации актов гражданского состояния
за счет дополнительных платных услуг правового и технического характера; 10) осуществляет через прессу, радио и телевидение, иные средства, информацию населения о деятельности учреждений юстиции; 11) способствует деятельности объединений адвокатов, предоставляет методическую помощь в совершенствовании их работы в пределах и порядке, установленном действующим законодательством; 12) организует работу по обеспечению кадрами межрайонные (окружные), районные (городские) суды и подведомственные
учреждения, повышению квалификации их сотрудников; 13) распределяет установленные численность и фонд оплаты труда работников межрайонных (окружных), районных (городских) судов, государственных нотариальных контор и отделов регистрации актов гражданского состояния, представляет в установленные сроки сводный отчет в Министерство юстиции; 14) обеспечивает в установленном порядке материально-техническое обеспечение межрайонных (окружных), районных (городских) судов, государственных нотариальных контор, отделов регистрации
актов гражданского состояния. 15) организует работу по улучшению жилищных и бытовых условий работников управления юстиции, межрайонных (окружных), районных (городских) судов, государственных нотариальных контор и отделов регистрации актов гражданского состояния. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе работы над темой курсовой автором были сделаны следующие выводы и обобщения. 1. Для осуществления правоохранительных функций в государстве должна быть построена система соответствующих
правоохранительных органов. Каждый из правоохранительных органов может выполнять самостоятельные, только ему свойственные функции. Все они взаимно дополняют друг друга в едином фронте борьбы с преступностью. Особая роль в правоохранительной деятельности на государственном уровне принадлежит органам юстиции. На них возложены управленческие функции. 2. Министерство юстиции Украины (далее Минюст), является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти
в обеспечении реализации государственной правовой политики, государственной политики по вопросам гражданства, межнациональных и миграционных отношений, который руководствуется в своей деятельности Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины Система органов юстиции Украины включает: Министерство юстиции Украины; Главное управление юстиции
Министерства юстиции Украины Автономной Республики Крым; областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции; районные, районные в городах, городские (городов областного значения) управления юстиции; учреждения, организации подведомственные Министерству юстиции. 3. Министерство юстиции Украины стоит на защите прав и законных интересов граждан. Осуществляет кодификацию и систематизацию законодательства, разработка проектов актов законодательства,
оказание юридической помощи населению; организационное обеспечение деятельности судов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Конституция Украины, принятая на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// Ведомости Верховной Рады Украины 1996 № 30 Ст.141; 2. Закон Украины «О Высшем Совете юстиции» от 15 января 1998 года №22/98 –ВР//Ведомости
Верховной Рады (ВВР), 1998, №25, ст.146; 3. Указ Президента Украины «О совершенствовании работы по подготовке законопроектов и проведению правовой реформы» от 29 апреля 1994 года; 4. Бандурка О.М Основы управления в органах внутренних дел, Х: 1996; 5. Безлепкин Б.Т Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России М: Юристъ, 2001, 349 с.; 6. Братусь С.Н Юридическая ответсвенность и законость
М: Юридическая литратура, 1976, 215 с.; 7. Васильев А.С Судебные и правоохранительные органы Украины, Харьков Інститут вн.дел, 2004; 8. Головченко В.В Ковальський В.С. Юридична термінологія: Довідник. — К.: Юрінком Інтер, 2008. — 219 с; 9. Григонис Э.П Правоохранительные органы
СПб: Харьков, Минск, Питер, 2002, 512 с.; 10. Гуценко К.Ф Правоохранительные органы. Учебник для юр.вузов и факультетов М: Зерцало, 2007, 368 с.; 11 .Марочкин И.Е. Организация судебных и правоохранительных органов, Х, 2007; 12. Мучник А.Г Комментарий к конституции Украины К: Парламент, 2007, 254 с.; 13. Симкин Л.С
Органы юстиции и суды М: Юридическая література, 1988, 126 с.; 14. Шевчук С Основы конституционной юриспруденции, К: Украинский центр правнич.студий, 2007, 299 с.; 15. Юридический справочник для граждан/под ред. В.П. Мамай Донецк: ИКФ Стакер, 2007, 523 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |