Реферат по предмету "Педагогика"


Содержание профессиональной компетентности педагога

Министерствообразования Республики Саха (Якутия)
ГОУ«Якутский педагогический колледж № 1 им. С.Ф. Гоголева»
Историко — филологическое отделение
РЕФЕРАТ
подисциплине «Педагогика»
на тему:Содержание профессиональной компетентности педагога
Выполнила: БерезкинаАнна Алексеевна,
I курс, специальность 050303
«Иностранный язык»
Научный руководитель: Габышева В. В.
Якутск –2009

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Значение понятие «профессиональнаякомпетентность»
2. Содержание профессиональнойкомпетентности педагога
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы: Человек,вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именноответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества игосударства характеризуется учительская должность. Какими будут результатытруда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Труднопредставить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбекаждого человека и всего народа.
Учитель должен иметь все качестваидеального, современного, компетентного и профессионального педагога. Аидеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских,производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональнаякомпетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий своиобязанности в системе производственных отношений.
Модернизация системы образованияв России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентностипедагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность являетсяусловием эффективности организациивоспитательно-образовательного процесса.
Системапрофессионального педагогического образования, прежде всего, направлена наобеспечение цели общего образования и призвана подготовить учителя, у которогосформированы и развиты ключевые компетенции в сфере решения задачобщеобразовательной школы, что, в свою очередь, позволяет обеспечивать развитиеличности ученика. Возникла необходимость в качественно иной подготовкепедагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовыхзнаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательскимподходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить вусловиях неопределенности, личности творческой, ответственной,стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентныедействия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у выпускниковпрофессиональных педагогических учебных заведений должны быть сформированыосновные компетенции для дальнейшей успешной педагогической деятельности. Аформирование этих компетенций будет успешным, если сам будущий педагог будетработать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональнойкомпетентности педагога.
Все вышесказанное обусловиловыбор темы реферата «Содержание профессиональнойкомпетентности педагога».
Предмет исследования: Понятие «профессиональнаякомпетентность педагога».
Цель исследования: Рассмотрение содержанияпрофессиональной компетентности педагога.
Задачи:
1. Определить сущность понятия «профессиональная компетентность педагога».
2. Рассмотреть содержание профессиональной компетентности педагога.
Работа состоит из введения, двухпараграфов, заключения и литературы.

1. Сущность понятия «профессиональная компетентность»
педагогическоемастерство компетентность
В 2003 году Россияподписала Болонскую декларацию в ходе Берлинской конференции. Вскоре быласоздана концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., вкоторой в качестве одного из оснований обновления образования значитсякомпетентностный подход. Компетентностный подходстал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования.
Вотечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходитадаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нетопределенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин«компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят илипишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системеобучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся и студентам, чащевсего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей или, в болееотдаленную эпоху, к понятиям веры и убеждений.
Теперь, рассмотримсуществующие определения данного термина в справочной литературе и работахведущих исследователей компетентностного подхода в образовании.
В словаре С.И. Ожегова«компетенция» определяется как: 1.Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошоосведомлен. 2.Круг чьих-нибудь полномочий, прав [8, c.282].
А по словарю Д.Н. Ушакова… «компетенция» это: 1.Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладаетавторитетностью, познанием, опытом. 2.Круг полномочий, область подлежащихчьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право) [17]
А.И.Турчинов понимаетпод компетентностью степень выраженности, проявленности присущего человекупрофессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности. [16, с. 268].
А.В.Хуторскойпишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности(знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению копределенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественнойпродуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение,обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностноеотношение к ней и предмету деятельности» [19, с.86]. Следовательно, обладатькомпетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику,быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладатьопределенными возможностями в какой-либо сфере.
Вдокументе «Стратегия модернизации российского образования» отмечается, чтопонятие компетентности включает не только когнитивную иоперационально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую,социальную и поведенческую. Оно включает обучение (знания и умения), системуценностных ориентаций, привычки и др.
С.Е. Шишов, В.А. Кальнейотмечают, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний.Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях,склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ник знаниям, ни к навыкам, быть компетентным – не означает быть ученым илиобразованным. Предполагается, что настройка человеческого поведения набесконечное разнообразие жизненных ситуаций связана с общей способностью«мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт» в личной биографии,вписывающийся в общую историю [21, с.254].
Кроме того, по их мнению, нужноразличать компетенцию и умение. Умение – это действие (doing)специфической ситуации. Это проявление компетентности или способности (a capability),более общей подготовленности к действию или возможность совершать действие вспецифической ситуации. Однако только умения поддаются наблюдению; компетенция– это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, заумениями.
Таким образом, уменияпредставляются как компетенция в действии. Компетенция это то, что порождаетумение, действие.
Компетенцию можно рассматриватькак возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в болеешироком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие),подходящую для проблемы.
Рассмотрим понятие«компетенция» во взаимосвязи с понятием «квалификация». Быстрые изменениямногих профессиональных задач, связанных, в частности, с введением новыхтехнологий, требуют новых квалификаций. Умения, обычно характеризующиевыполнение какой-либо профессии, уже недоступны. Нужно еще уметь предвидетьтрудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность.
Быть компетентнымозначает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Приобсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которыхони проявляются. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляютсяв какой-нибудь ситуации; непроявленная компетенция, остающаяся в рядупотенциальностей, не является компетенцией, а, самое большее, скрытойвозможностью.
Часто можно встретитьлюдей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать ихсоответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Бытькомпетентным не означает быть ученым или образованным.
А.В.Хуторскойпоясняет, что под компетенцией следует понимать нормативные требования кпрофессиональной подготовке учителя, а под компетентностью – уже сложившиеся,состоявшиеся его качества. Структура компетентности определяется видами егопрофессиональной деятельности [19].
Компетентностьчеловека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Дляуспешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимообладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностныххарактеристик, которые определяются как профессионализм.
Педагогическаяпрофессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобыуправлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятиепрофессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство еготеоретической и практической готовности в целостной структуре личности ихарактеризует его профессионализм.
Профессиональнойдеятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности являетсяпедагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежностьиндивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическуюдеятельность. Таким образом, термины «профессиональная деятельность педагога» и«педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку.Исходя из этого термины «профессиональная компетентность» и «педагогическаякомпетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональнаякомпетентность — ключевое понятие для характеристики педагогическойдеятельности.
В.Г.Суходольскийотмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность кэффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемойтребованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании иэмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Онапредполагает владение профессионально значимыми установками и личностнымикачествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками» [5,с.74].
Значит, компетентность – этосплав теоретической и практической готовности человека к педагогическойдеятельности. А профессиональная компетентность – это есть профессионализм ипедагогическое мастерство учителя.
Такимобразом, изучение различных мнений, представленных исследователями природыкомпетентности, таких как А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, В.А. Кальней, В.Г.Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность»дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессиональнозначимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективновыполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм ипедагогическое мастерство учителя.
2. Содержаниепрофессиональной компетентности педагога
Если посмотреть на программупрофессионального потенциала педагога с практической точки зрения, то здесь напервый план выдвигается интегральноекачество– учительскоемастерство. Мастерство по Ю.П.Азарову – это «высокое и постоянно совершенствуемоеискусство и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию илюбящему детей. Педагог мастер своего дела – это специалист высокой культуры,глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отрасляминауки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особеннодетской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания» [1,с 46]
Педагогическое мастерство, помнению А.С.Макаренко, — это знание особенностей педагогического процесса,умение его построить и привести в движение. Нередко педагогическое мастерствосводят к умениям педагогической техники, в то время как это – лишь один извнешне проявляющихся компонентов мастерства. По А.С.Макаренко, овладениепедагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условиицеленаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практическогоопыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства.Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная[6, с.105]
В педагогической теорииисторически сложились два подхода к пониманию учительского мастерства. Первыйсвязан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении,что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Мастерствоучителя – это и есть компетентность.
Главнуюроль в развитии компетентности педагога играют его профессионально-педагогическиеспособности. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическимиумениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный преподаватель.
По мнению Станкина М.И., с позиции основных операционных функций педагогапрофессиональной школы можно выделить следующие группыпрофессионально-педагогических способностей:
- экспрессивные способности – умениепреподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальныхсредств;
- дидактические способности – умениепреподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, инымисловами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс;
- авторитарные способности – умениебыстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влияниина воспитанников;
- научно-педагогические способности –умение участвовать в научно-исследовательской работе педагогического характера,постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески,экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег;
- перцептивные способности – этоумение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическоесостояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, кпреподавателю;
- коммуникативные способности – этоумение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, ив дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения;
- личностные умения преподавателяпроявляются, прежде всего, в педагогическом такте;
- организаторские способности –умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, классныйчас, вечер отдыха, родительское собрание, экскурсию в музей, туристическийпоход и т.п.;
- мажорные способности – этооптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой видработы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт,снять напряжение;
- прогностические способности – этоумение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их иуспешно оперировать отраженными образами;
- конструктивные способности, илипедагогическое воображение – это умение проектировать будущее воспитанников,тщательнее планировать работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживатьзадатки обучаемых и строить работу по их развитию, подводя каждого к егопотенциальной вершине [13, с.51-268].
Стремясь постичьсекреты профессиональной компетентности, педагог главным образом совершенствуетметоды обучения и воспитания учащихся. Именно с помощью методов и приемовучитель включает своих воспитанников в различные виды учебной работы (в первуюочередь творческой) и тем самым формирует у них определенные знания, умения,навыки, отношения, поведение.
Кухарев И.В. считает,что совершенствование подготовки учителя в наши дни направлено на то, чтобыобеспечить ему возможность строить учебно-воспитательный процесс на основеглубокого знания внутренней жизни школьника, точного учета характера действий,которые учитель адресует своим воспитанникам. Глубокое знание ученика, учет техизменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, — вотчто необходимо современному и компетентному учителю для сознательного управленияучебно-воспитательным процессом, чтобы обеспечить высокий уровень развитияучащихся школы [5, с. 189]
Важным, на наш взгляд, в содержании профессиональнойкомпетентности является также организация методического обеспеченияпедагогической деятельности самим учителем. Морева Н.А. отмечает что, впроцессе каждодневной деятельности перед преподавателем постоянно встает вопрос«Как учить?», поэтому он задумывается об обновлении и улучшенииучебно-методического обеспечения реального учебного процесса. Его наработкипостепенно обретают форму авторской технологии, основу которой составляетобобщенный индивидуальный опыт педагога. Причем отбирается только, то, чтоцелесообразно дополняет, расширяет, обогащает методический инструментарийдеятельности преподавателя и приносит ощутимый результат [7, с. 178].
Успешность работыучителя в значительной (а нередко в определяющей) степени обуславливается также и его личностью, характером, взаимоотношениями с учащимися. Компетентныепедагоги постоянно обращают внимание на реакцию, которую вызывают их действия уучащихся, нащупывают их возможности, а поэтому систематически корректируют своюработу. Под воздействием таких учителей ученик испытывает радость познания вучении, чувствует, что он может учиться лучше или еще лучше. У таких педагоговметоды обучения и воспитания учащихся становиться как бы средством реализации запрограммированныхкачеств в личности самого педагога, проводником моральных ценностей от педагогак учащимся. Воспитатель может дать своему воспитаннику только то, что имеетсам. Поэтому профессиональная компетентность педагога правомерно рассматриватькак совокупность определенных качеств личности учителя, которые обуславливаютсявысоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностьюоптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развитияребенка). А для этого у компетентного педагога, помнению Романовой Е.С., должны быть следующие личностные качества, интересы исклонности: склонность к работе с детьми; умение заинтересовать своим замыслом,повести за собой; высокая степень личной ответственности; самоконтроль и уравновешенность;терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другомучеловеку; стремление к познанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость,разносторонность; тактичность; целеустремленность; артистизм; требовательностьк себе и другим [11, с. 198]
Всевышесказанное говорит о том, что профессиональная компетентность педагогаохватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач,способствующих развитию личности учащихся. Это возлагает на педагога большуюответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, будущегочлена общества, умеющего решать различные профессиональные и социальныеситуации в своей жизнедеятельности. Таким образом, педагог – это не толькочеловек, который передает знания, учит разным навыкам и умениям, но и учитель,который учит жить. Поэтому, на наш взгляд, прав А.С.Смирнов, который пишет: «Человек,обеспечивающий образование, — не математик, не историк, и даже не учитель, аметодолог, социотехник, коммуникатор» [12, с.38]. Как пишет В.Е. Степанова, методолог- умеющий организовать и соорганизовать деятельность субъектов, социотехник — умеющий развивать и расширять связи, коммуникатор — умеющий строить отношенияна основе диалога, в целом специалист «умеющий адекватно употреблять самогосебя в условиях постоянно меняющейся деятельности. Это специалист, развивающийновые формы Мышления и Деятельности.» [14 c. 9].
Исходяиз данного содержания профессиональной компетентности, можно предположить, чтопрофессиональная компетентность должен иметь четкую структуру, определяющую еесодержание.
Нов данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности.Различные авторы – исследователи профессиональной компетентности предлагаютразные варианты.
Н.Н.Лобановав структуре профессиональной компетентности выделяетпрофессионально-содержательный, профессионально-деятельностный ипрофессионально-личностный компоненты.
Профессионально-содержательныйили базовый компонент предполагает наличие у педагога теоретических знаний, чтообеспечивает осознанность при определении педагогом содержания егопрофессиональной деятельности.
Профессионально- деятельностный или практический компонент включает профессиональные знания иумения, апробированные в действии, освоенные личностью как наиболееэффективные.
Профессионально-личностныйкомпонент включает профессионально-личностные качества, определяющие позицию инаправленность педагога как личности, индивида и субъекта деятельности[5,с.127].
По мнению, Подласого И.П., существуетнесколько типов профессиональной компетентности. Это:
1. Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональнойкомпетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у негоразвита коммуникабельность.
2. Социальная компетентность. Педагог владеет совместной профессиональнойдеятельностью, сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своеготруда.
3. Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностногосамовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.
4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения,имеет интуицию выбора метода.
5. Психолого-педагогическаякомпетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальныекачества каждого ученика [9]
В.И.Байденкоотмечает, что компетенции и навыки разбиты на три категории: инструментальные,межличностные и системные. Следующая квалификация была принята в качестверабочей.
Инструментальныекомпетенции: компетенции, имеющие инструментальную функцию. Они включают:
- когнитивные способности: пониматьи использовать идеи и мысли;
- методологические способностиобращаться с окружением: организация времени и стратегии учебы, принятиерешений или решение проблем;
- технологические навыки:использование технических устройств, навыки управления информацией и работы скомпьютером;
- лингвистические навыки: устная илиписьменная коммуникация, знание второго языка.
Межличностныекомпетенции – индивидуальные способности, такие, как способность выражать своичувства, способность к критике и самокритике.
Социальныенавыки: межличностные навыки или работа в команде, приверженность общественнымили этическим ценностям. Эти навыки способствуют процессам взаимодействия исотрудничества.
Системные(профессиональные) компетенции; навыки и способности, относящиеся к системам вцелом. Они предполагают комбинацию понимания, восприимчивости и знания, котораяпозволяет индивиду видеть части целого в их связи и единстве. Эти способностивключают умение планировать изменения, чтобы улучшить существующие системы иразработать новые. В качестве базы для системных компетенций требуетсяприобретение инструментальных и межличностных компетенций. [2, с.88]
В «Стратегии модернизации российского образования» вкачестве ключевых компетентностей предлагается:
- компетентность в сфересамостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способовприобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
- компетентность в сферегражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя,потребителя);
- компетентность в сфересоциально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию нарынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности,ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, обладать навыкамисамоорганизации);
- компетентность в бытовой сфере(включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.);
- компетентность в сферекультурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использованиясвободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
И.А.Зимняявыделяет десять основных компетенций, объединив их в три группы.
1. Компетенции, относящиеся к самому человекукак личности, субъекту деятельности, общения:
· компетенции здоровьесбережения: знаниеи соблюдение норм ЗОЖ, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании,СПИДа; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культурачеловека, свобода об ответственность в выборе образа жизни;
· компетенции ценностно-смысловойориентации в мире: ценности бытия, жизни, культуры (живопись, литература,искусство, музыка); науки; производства; истории цивилизаций, собственнойстраны; религии;
· компетенции интеграции:структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение,приращение накопленных знаний;
· компетенции гражданственности:знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность,уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание символовгосударства (герб, флаг, гимн) и гордость за них;
· Компетенции самосовершенствования,саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смыслжизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладениекультурой родного языка, владение иностранным языком.
2. Компетенции, относящиеся ксоциальному взаимодействию человека и социальной сферы:
· компетенции социальноговзаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями,партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение ипринятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальнаямобильность;
· компетенции в общении: устном,письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание исоблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловаяпереписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативныезадачи, уровни воздействия на реципиента.
3. Компетенции, относящиеся кдеятельности человека:
· компетенция познавательнойдеятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения,проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивноепознание, исследование, интеллектуальная деятельность;
· компетенции деятельности: игра,учение, труд; средства и способы деятельности; планирование, проектирование,моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентировка вразных видах деятельности;
· компетенции информационныхтехнологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение,конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютернаяграмотность; владение электронной почтой, Интернет-технологией. [4, с.87.]
Такимобразом, содержание профессиональной компетентности включает:
1. Педагогическое мастерство — знание особенностей педагогическогопроцесса, умение его построить и привести в движение (А.С. Макаренко) ипрофессионализм, которые включают профессионально- педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся,глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят подвлиянием воспитательной работы, организацияметодического обеспечения педагогической деятельности самим учителем.
2. Личностные качества, интересы исклонности педагога.
Профессиональнаякомпетентность должен иметь четкую структуру, определяющую ее содержание. Но вданное время нет определенной структуры профессиональной компетентности, различныеавторы предлагают разные варианты.
Отсутствиеединой концепции, дающей четкое представление о компетентностном подходе, оформировании профессиональной компетентности педагога, связано с тем, что,во-первых, самому термину «компетенция» сложно дать однозначного количестваопределений специалистов, компетентных в данном вопросе. Существующие пробелы втеоретической части, в свою очередь, порождают сложности при переходе впрактическую область: возникают проблемы соответствия учебников новымтребованиям, переквалификации работников образовательной системы. И, наконец,нет единого мнения исследователей по отношению к определению структурыпрофессиональной компетентности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы надрефератом, нами сделаны следующие выводы:
1. Определена сущность понятия «профессиональная компетентностьпедагога». изучение различных мнений,представленных исследователями природы компетентности, таких как А.В.Хуторской, С.Е. Шишов, В.А. Кальней, В.Г. Суходольский, по определению сущностипонятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее какинтеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которыеотражают способность педагога эффективно выполнять профессиональнуюдеятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.
2. Рассмотрено содержание профессиональной компетентности педагога,которое, если обобщить мнения различных авторов, включает:
1). Педагогическое мастерство — знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести вдвижение (А.С. Макаренко) и профессионализм, которые включают в себя профессионально — педагогические способности, методыобучения и воспитания учащихся, глубокое знание ученика, учет тех изменений,которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогическойдеятельности самим учителем.
2).Личностные качества, интересы и склонности педагога.
Профессиональнаякомпетентность должен иметь четкую структуру, определяющую ее содержание. Но вданное время нет определенной структуры профессиональной компетентности,различные авторы предлагают разные варианты.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Азаров Д.П.Мастерство воспитателя. – М., 1971. – С. 164.
2. Болонскийпроцесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под ред. В.И.Байденко. М., 2006. –210 с.
3. Засобина, Г.А. и др. Практикум попедагогике: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Г.А. Засобина, И.В.Савин;под ред. Н… В.Савина. – М.: Просвещение, 1986. – 111 с.
4. Зимняя,И.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностногоподхода в образовании / И.А.Зимняя. — М., 2004. – 381 с.
5. Кухарев И.В. На пути кпрофессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. –159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.
6. Макаренко, А.С.Пед. соч.: в 8 т. Т. 4 / А… С.Макаренко. – М., 1985. –236 с.
7. Морева, Н.А.Технологиипрофессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ∕Н.А.Морева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2008. – 432 с.
8. Ожегов, С.И.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская АН.; Российский фонд культуры; — 3-еизд., стереотипное испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995.- 928 с.
9. Подласый, И.П. Новый курс: Учебникдля студ. пед. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2000. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.
10.  Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие длястуд. высш. учеб. заведений ∕ Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников. – М.:Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
11.  Романова, Е.С. 99 популярных профессий.Психологический анализ и профессиографы / Е.С.Романова. – 2-е изд. СПб.: Питер,2004. – 464 с.: ил.
12.  Смирнов, А.С.Философия. Культура.Образование / А.С.Смирнов. –Новосибирск, 1990. – 185 с.
13. Станкин, М.И. Профессиональныеспособности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. – М.:Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.-368 с.
14.  Степанова, В.Е. В пространствеМышления и Деятельности (Саморазвитие педагогического коллектива) /В.Е.Степанова. – Якутск: Изд-во ИПКРО, 2007. – 164 с.
15.  Тарасова, Т.И. Экологическоеобразование младших школьников во внеклассной работе: Учеб. пос. для студентовсред. и высш. пед.учеб. заведений / Т.И.Тарасова, П.Т.Калашникова –Борисоглебск, 2002.- 186 с.
16.  Турчинов, А.И… Профессионализация и кадровая политикатеории и практики / А.И. Турчинов. – М.: Московский психолого-социальныйинститут, Флинта, 1998. – 272 с.
17.  Ушаков Д.И. Толковый словарь русского языка: в 4 т.Т.1 ∕ Под ред. Д.И.Ушакова. – М., 1935.- 284 с.
18.  Хуторской, А.В. Ключевые компетенциикак компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской //Народное образование. — 2003. — №2.- С. 58-64.
19.  Хуторской, А.В. Общепредметноесодержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской.- М., 2002.
20.  Хуторской, А.В. Технологияпроектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской //Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 декабря. http: ∕ ∕ www.eidos.ru / journal / 2005 / 1212. htm/
21.  Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе /С.Е. Шишов, В.А. Кальней. — М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с.,прил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Личность и воспитание императора Александра II
Реферат Проект литейно-прокатного модуля с косовалковым планетарным станом РSW для производства легированного мелкого сорта
Реферат Контроль в процессе занятия физическими упражнениями
Реферат Методы оценки физического развития
Реферат Netscape Navigator для Windows. Обзор возможностей
Реферат Основи фінансової звітності
Реферат История психологии Шпаргалки Лучинин А С
Реферат Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности
Реферат Прогресс и регресс в историческом развитии
Реферат Расчет основных параметров переменно-поточной линии для участка крупносерийного производства
Реферат «Согласовано» «Утверждаю» Директор огаук «днт «Авангард» Начальник Департамента по культуре Томской области
Реферат Информационно-коммуникационные технологии в Дагестане
Реферат Новые банковские услуги продукты
Реферат Конспект лекций по финансам
Реферат Фразеологічні синоніми тематичної групи старанно працювати та осно