ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 0. МАРКСИСТКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 0. Историко-материалистическая теория 4 0.0.0. Ф. Энгельс Происхождение семьи частной собственности и государства 0. Лекция В.И. Ленина 0000 г. О государстве 0. ИНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 0. Теологическая теория происхождения государства 10 0.0.
Патриархальная теория происхождения государства 0.0 Органическая теория 0. Договорная теория происхождения государства 0. Теория насилия как одна из теорий происхождения государства 0. Ирригационная теория К.А. Виттфогеля 0. Психологическая теория 0. Теория общественного договора естественного права 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26 ВВЕДЕНИЕ Известно что государство - основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение государства заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое государство выражает и защищает интересы двоякого рода интересы всего общества и интересы правящих кругов. В повседневной жизни и практике деятельности государственные интересы
последних зачастую доминируют над интересами общества. Государство обладает характерными признаками и чертами отличающими его как от догосударственной первобытнообщинной организации общества так и от существующей наряду с ним негосударственной партий иных общественных организаций общественных движений и т. д Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности они являются гражданами или подданными определенного государства подчиняются государственной власти
сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий в которых жили их авторы разнообразием идеологических и философских позиций которые они занимали.
Видимо нет смысла рассматривать те точки зрения которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права а также концепции отождествляющие государство и общество полагающие что государство и право - явления вечные присущие любому социуму поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы. Тема курсовой работы - общая характеристика основных теорий происхождения
государства. Основываясь на вышеприведенной информации и исходя из темы работы можно сформулировать цель изучение теорий происхождения государства выявление специфических моментов и итоговая оценка основных теорий. Исходя из поставленной цели предстоит решить ряд задач В первой главе изучается марксистко-ленинская теория происхождения государства в частности рассматриваются труды Ф. Энгельса Происхождение семьи частной собственности и государства и лекция
В.И. Ленина 0000 г. О государстве. Во второй главе приводятся и анализируются особенности и недостатки теорий происхождения государства внимание заостряется на теологической патриархальной органической договорной теории насилия как одной из теорий происхождения государства ирригационная теория К.А. Виттфогеля психологической теории теории общественного договора. В работе используются труды отечественных авторов.
0. МАРКСИСТКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 0. Историко-материалистическая теория Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса нередко забывая их предшественников таких как Л. Морган. Смысл этой теории в том что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества развития прежде всего экономического которое не только обеспечивает материальные условия возникновения
государства и права но и определяет социальные изменения общества которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них господствовавший в советской науке решающую роль отводил возникновению классов антагонистическим противоречиям между ними непримиримости классовой борьбы государство возникает как продукта той непримиримости
как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того что в результате экономического развития усложняются само общество его производительная и распределительная сферы его общие дела. Это требует совершенствования управления что и приводит к возникновению государства. Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы.
При этом как будет показано ниже оба ее направления правомерны поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы так и необходимость решения общих дел совершенствования управления обществом специализации этого управления как формы разделения труда Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М. Наука 0000. С. 0-00. 0.0.0. Ф. Энгельс Происхождение семьи частной собственности и государства
Длительное время в отечественной теории государства и права происхождение государства и права определялось в соответствии со взглядами Энгельса и Ленина на этот процесс. В основу были положены книга Ф. Энгельса Происхождение семьи частной собственности и государства написанная им в 0000 году и лекция В. Ленина О государстве прочитанная им в 0000 году. Наличие такого этапа эволюции теории государства и права обусловливает необходимость хотя бы вкратце
остановиться на этих работах и привести современные их оценки. При этом следует избегать как огульного конъюнктурного их осуждения и отрицания так и захлебывающейся апологетики которая существовала ранее. В основу своей работы Ф. Энгельс положил труды американского этнографа археолога и историка первобытного общества Л Г. Моргана опубликованные в 0000 году в его книге
Древнее общество. Основной заслугой Энгельса была не только систематизация взглядов Моргана и некоторых других этнографов на первобытное общество но и утверждение материалистического в том числе классового подхода к появлению частной собственности и государства. Он сделал попытку местами весьма удачную показать определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества форм трудовой деятельности ведения хозяйства разделения труда собственности на появление и
развитие государства. Он сумел уловить некоторые общие процессы в развитии первобытного общества и использовал знания о родовых связях североамериканских индейцев изученных Л Г. Морганом для объяснения аналогичных процессов в греческой римской и германской истории. В частности ценным для того времени являлось понимание разложения родового строя и перерастание его в государственную форму организации общества. Вот почему и сейчас хотя прошло уже более 000 лет со времени
выхода в свет работы Ф. Энгельса знакомство с ней полезно для каждого кто хотел бы изучить происхождение государства. Вместе с тем надо знать и те недостатки и даже ошибки которые имеются в этой работе. Часть из них вытекала из ошибок Л Г. Моргана на которые опирался Ф. Энгельс. Так сама периодизация первобытной истории имела весьма искусственный схематичный характер хотя некоторые догадки были подтверждены дальнейшим развитием науки в
XX веке. Энгельс писал вслед за Морганом о развитии человечества через ступени дикости и варварства к цивилизации связывая дикость с присваивающим хозяйством варварство с производящим а цивилизацию с промышленностью Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т. 00. Современная периодизация изложенная выше хотя и подтверждает два самостоятельных способа существования человечества отнюдь не характеризует их как дикость или варварство а цивилизацию четко связывает именно с расцветом производящей экономики становлением земледельческих
обществ раннеклассовых государств. Энгельс весьма вульгарно схематически привязал развитие первобытного общества к решающим орудиям характеризующим якобы главные эпохи лук и стрелы для дикости железный меч для варварства огнестрельное оружие для цивилизации. Но не развитие оружия здесь налицо явное догматизированное преувеличение роли так называемых производительных сил привело к крупнейшей в истории человечества неолитической революции а как было показано выше всеобъемлющий
главным образом экологический кризис затронувший все стороны жизни первобытного общества. Ошибки Энгельса касаются также многих представлений о происхождении семьи ее формах развитии. В частности попытка представить развитие семьи в связи с появлением частной собственности как процесс идущий от матриархата к патриархату оказалась ошибочной т.к. матрилинейные и патрилинейные связи вовсе не замкнуты на зарождающуюся частную собственность.
Убедительно доказано что у многих народов не только патриархальные формы семьи сменяют матриархальные но имеют место и прямо противоположные процессы. Могут также одновременно существовать и те и другие формы и факторы их определяющие имеют демографический культовый а подчас и субъективный характер. Еще одна ошибка связана с семьей пуналуа. Дело в том что не существовало никогда такой формы семьи как пуналуа сведения о ней Морган подчеркнул из россказней полинезийских миссионеров.
Допущены были Энгельсом ошибки и в конструировании группового брака и Морганом и им не было понято значение классификационного родства. Имеется и ряд других ошибок. Но главная заключается в том что уникальным процессом возникновения государственности у греков и римлян разложению родового строя и появлению рабовладения было придано универсальное значение и рабовладельческое государство было признано первичной формой государства имеющей всеобщий характер.
В работе Энгельса были сделаны также ошибочные выводы о природе государства от силы стоящей над классом примиряющей их до машины созданной господствующим классом для подавления эксплуатируемого класса а также выводы о его судьбе. Утверждалось что поскольку государства не было при первобытном коммунизме постольку оно будет отправлено в музей когда установится коммунистическое общество. Словом уровень знаний XX века исходная догматизация некоторых положений материалистического понимания
истории способствовали определенным ошибкам этой работы. Но следует подчеркнуть что это никак не умаляет ее конкретно-исторического значения роли которую сыграла эта книга в понимании происхождения государства вообще в истории духовной жизни XX века. 0.0. Лекция В.И. Ленина 0000 г. О государстве В. Ленина в лекции О государстве. Опираясь на работу
Ф. Энгельса повторил ряд его ошибок и заблуждений например о том что через общество рабовладельцев прошла вся Европа. Но лекцию В. Ленин читал в 0000 году когда шла гражданская война. В этих конкретно-исторических условиях он делал упор на принудительной насильственной стороне государства. Он называл государство аппаратом для систематического применения насилия и подчинения людей насилию подчеркивал что государство это машина для поддержания господства одного класса над другим что первое
государство рабовладельческое это аппарат который давал в руки рабовладельцев власть возможность управлять всеми рабами. Понятно что такая трактовка происхождения государства и его первичных форм определялась главным образом потребностями политической борьбы гражданской войны когда надо было идеологически обосновывать разрушение предыдущего буржуазного типа государства и объяснить жестокие принудительные меры осуществляемые вновь возникающим пролетарским т.е. социалистическим типом государства.
Поэтому знакомство с лекцией В. Ленина весьма поучительно т.к. она представляет определенный этап в эволюции теоретических знаний о происхождении государства демонстрирует не столько принцип научности сколько принцип партийности когда отбрасывают знания об общесоциальных функциях государства а на службу сиюминутным политически конъюнктурным обстоятельствам и интересам ставят лишь отдельные стороны государства придавая им универсальный характер. Эта лекция свидетельствует и о мощи идеологической функции теории
государства и права когда представления о машиноподобном запугивающем граждан образе государства десятки лет господствовали в общественном сознании тиражировались из поколения в поколение. Машина аппарат орудие Ленин В. И. Полн. собр. соч. т. 00 эти характеристики данные Лениным государству оказали негативную идеологическую роль и освобождение от них становится одной из новых актуальных задач современной теории государства.
Взгляды Энгельса Ленина других их сторонников характеризуют марксистскую теорию происхождения государства. Ее основные положения представляют определенную комбинацию из верных и неверных ошибочных и даже утопических положений. К достоверным относится материалистический и диалектический подход к развитию первобытного общества утверждение о взаимосвязи становления классового общества и государства потому эта теория может быть названа и классовой теорией происхождения государства.
Верным являются положения о политической структурной аппаратной территориальной характеристике государства о внутренних объективных факторах возникновения государства и ряд других. Ошибочным является преувеличение роли классов в создании государства особенно господствующего класса о принудительных насильственных формах первичных государств придание рабовладельческому государству первичного универсального типичного характера. Ошибочными являются многие утверждения о первобытном
обществе о происхождении и развитии семьи. Энгельс также прошел мимо крупных антропологических открытий XIX века свидетельствующих об эволюции человека как биологического вида о разных типах людей и разных в связи с этим характеристиках их общественной организации. Вместе с тем эта теория выделила в происхождении государства те черты которые либо не были замечены в иных теоретических представлениях особенно связь государства с классообразованиями либо были сознательно
закамуфлированы опять же в угоду определенным идеологическим представлениям и интересам. 0. ИНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА В этой части работы будут основные теории происхождения государства. Традиционно выделяются теологическая патриархальная теория договорная теория теория насилия ирригационная психологическая и т.д. 0.0. Теологическая теория происхождения государства Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая объясняющая их возникновение
божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока средневековой Европы Фома Аквинский - XIII в. идеологи ислама и современной католической церкви неотомисты - Жак Маритен и др. Швырев В. C. К анализу категории теоретического и эмпирического в научном знании Вопросы философии 0000 0 Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства государственной
власти утверждает и защищает тезис вся власть от бога. Несмотря на свое религиозное содержание и эта теория возникшая еще в древности Иудея отражала определенные реальности а именно теократические формы первичных государств власть жрецов роль храма разделение власти между религиозными и административными центрами. Следует также учитывать при оценке этой теории что освещение власти божественным а это имело место
во многих первичных городах-государствах придавало власть и авторитет и безусловную обязательность. Не случайно что эта теория была весьма распространена в средние века. В XVI XVIII веках теологическую теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха. А сторонники королевского абсолютизма во Франции например Жозеф де Местр рьяно ее отстаивали в начале XIX века.
Получила она своеобразное развитие и в трудах некоторых современных ученых которые признавая рубежное значение неолитической революции утверждали что переход к производящей экономике начавшийся 00 00 тыс. лет назад имел божественное начало. При этом теологи отмечают что по их мнению точных естественных причин этого качественного перелома в истории человечества наука до сих пор не установила а вот религиозное обоснование содержится еще в Библии. Разумеется теологическая теория исходит из религиозных воззрений
не является научной но отражает отдельные реальные процессы действительно имевшие место в процессах становления государств теократических. 0.0. Патриархальная теория происхождения государства Эта теория также возникла в древности ее основателем был Аристотель III в. до н.э. однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена Фильмер Михайловский и др. Швырев В. C. К анализу категории теоретического и эмпирического в научном
знании Вопросы философии 0000 0 Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи а власть монарха конструируется из власти отца над членами его семьи. Так же как и теологическая теория патриархальная была направлена на обоснование неограниченности власти царя монарха но истоки этой власти видела уже не столько в ее божественном происхождении сколько в тех формах семьи где существовали неограниченная власть главы семьи патриарха.
Зародилась эта теория в Греции обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля но свое развитие нашла в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера Патриарх. Фильмер сторонник неограниченной королевской власти пытался опираясь на Библию доказать что Адам который по его мнению получил власть от бога передал затем эту власть своему старшему сыну патриарху а тот уже своим потомкам королям.
Сочинение Фильмера было самой экзотической работой выражавшей идеи патриархальной теории. Уже современники Фильмера обратили внимание не несуразность многих ее положений. Например из теории Фильмера следовало что монархов должно было быть столько сколько было отцов семей или в мире должна была существовать одна монархия. Естественно такого исторически никогда не было да и быть не могло.
Однако многие другие юристы и социологи более глубоко рассматривали роль семьи в возникновении государства а также других социальных институтов. И современное состояние научных знаний о происхождении государства хотя и привязывает этот процесс к новому способу экономической трудовой деятельности в раннеклассовых обществах к организационно-управленческим функциям связанным с земледелием к городской цивилизации к возникновению частной собственности вместе в тем отнюдь не умаляет и первоначальной роли семьи.
С одной стороны появление на финальных этапах неолитической революции больших семей общинников-земледельцев основного звена раннеклассового общества с другой династическое присвоение должностей в раннеклассовых первичных городах-государствах это вполне реальные научно установленные процессы которые по-новому позволяют взглянуть как на содержательные так и на ошибочные положения патриархальной теории. Словом и эта теория также схватывала и отражала какие-то реальные сущностные стороны перехода человечества
от социально-организованной жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе но и в этом основной недостаток этой теории преувеличивая их придавала этим сторонам универсальное и определяющее значение. А это уже было теоретически и исторически неверным. 0.0 Органическая теория Эта теория возникла в XIX в. Истомин Л.С. Проблемы генезиса теории государства.
М. Наука 0000. 000 с. в связи с успехами естествознания хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так некоторые древнегреческие мыслители в том числе Платон IV-III вв. до н.э. сравнивали государство с организмом а законы государства - с процессами человеческой психики. Появление дарвинизма привело к тому что многие юристы социологи стали распространять биологические закономерности межвидовая и внутривидовая борьба эволюция естественный отбор и т.п. на социальные процессы.
Представителями этой теории были Блюнчли Г. Спенсер Вормс Прейс и др. В соответствий с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора борьба с соседями в единый организм - государство в котором правительство выполняет функции мозга управляет всем организмом используя в частности право как передаваемые мозгом импульсы.
Низшие классы реализуют внутренние функции обеспечивают его жизнедеятельность а господствующие классы - внешние оборона нападение. Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами квантовой и классической механики химии биологии и т.п И так же как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики
или химии так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов связанных с возникновением государства. 0.0. Договорная теория происхождения государства Значительной теорией происхождения государства является договорная теория получившая широкое распространение в
XVII-XVIII веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза в Англии Локк и Гоббс во Франции в XVIII веке Руссо Истомин Л.С. Проблемы генезиса теории государства. М. Наука 0000. 000 с В России представителем договорной теории был революционный демократ А.Н. Радищев 0000 0000 который утверждал что государственная власть принадлежит народу передана им монарху
и должна находиться под контролем народа. Люди же входя в государство лишь ограничивают а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха если тот допускает злоупотребление властью и произвол. В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества как результат договора в который вступают люди находившиеся до этого в естественном первобытном состоянии.
Государство это сознательное объединение людей на основе договора между ними в силу которого они передают часть своей свободы своей власти государству. Общественный договор создающий государство понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение на образование государства превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти а договор имеющий конститутивный устанавливающий характер создающий гражданское общество и государственное
образование политическую организацию государство. В договорной теории в связи в этим различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения договор народа с князем или иными государственными органами. Следует подчеркнуть что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа который лег в основу появления государства а как состояние общества когда люди добровольно объединились в его государственно-организованную форму как принцип обосновывающий
правомерность государственной власти. Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо Радищев обосновывали начала народовластия народного суверенитета поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестного некомпетентного правителя у которого таким образом была лишь производная от народа власть. Гоббс наоборот доказывал что коль скоро власть добровольно передана правителю например князю то он
князь отныне обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию т.к. общественный договор по его мнению представлял собой определенный компромисс между народом и правителем определенное ограничение свободы и народа и монарха. Сторонники договорной теории разработали и естественно-правовую концепцию прав и свобод человека и гражданина которая будет подробно рассмотрена в следующей главе.
Как следует оценивать всю сумму теоретических представлений о договорной природе государства исходя из современных научных знаний Безусловно договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства т.к. порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти. Она уловила и некоторые реалии в возникновении отдельных государственных образований. Например переход от первобытного общества где власть принадлежала всем общинникам их собранию избранному
ими совету военачальнику вождю к государству где власть принадлежала уже государственным органам царю особому слою людей выделившемуся для управления народом. Отражала эта теория и договорную практику многих феодальных городов заключавших договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на управление городом на защиту города. Имела эта теория и глубокое демократическое содержание обосновывая естественное право народа на свержение
власти негодного монарха вплоть до революционного восстания. Даже в XX веке эти идеи получали свое распространение и воплощение например когда было заключено соглашение поразумение в кризисный период 00-х годов между польской Солидарностью представлявшей как бы польский народ и властью. В то же время договорная теория грешит крупными недостатками в том числе вневременным абстрактным представлением
о первобытном обществе его состоянии. По мнению Гоббса это первобытное состояние представляло собой войну всех против всех а по мнению Локка Руссо золотой век всеобщего мира и благоденствия свободы и равенства. Ныне наука располагает данными об ограниченности и схематичности умозрительности как тех так и других представлений. В договорной теории основная фигура это абстрактный изолированный человек этакий Робинзон который вступает в соглашение и образует государство.
Но такого изолированного человека как субъекта исторического процесса создания государства никогда не существовало. Человек выступал в различных социальных объединениях общинах кланах больших семьях классах в обществе которые и были реальными субъектами этого процесса. Однако позитивное содержание договорной теории происхождения государства было столь значительным как подчеркивалось выше что оно и сейчас используется во многих демократических либеральных движениях хотя
разумеется и в новых современных формах. 0.0. Теория насилия как одна из теорий происхождения государства Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович К. Каутский Е. Дюринг и др Истомин Л.С. Проблемы генезиса теории государства. М. Наука 0000. 000 с Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера теория насилия
основой происхождения государства полагает акт насилия как правило завоевание одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом для насилия над ним и создается государство. История не представляет нам писал Л. Гумплович в конце XIX века ни одного примера где бы государство возникало не при помощи акта насилия а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим оно выражалось в завоевании
и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения. Таким образом сторонники теории насилия утверждали что первобытные племена при встречах между собой воевали и победители превращались в господствующую часть общества создавали государство использовали государственную власть для насилия над покоренными народами. Государство по мнению представителей этой теории возникало из силы навязанной обществу извне.
Классовое деление общества имело этническое даже расовое происхождение. Например К. Каутский который также склонялся в объяснении происхождения государства к теории насилия считал что и первые классы и государство образуются из племен при их столкновениях при завоеваниях. Причем утверждалось что как правило кочевники-скотоводы покоряют мирных оседлых земледельцев. Племя победителей писал он в книге Материалистическое понимание истории подчиняет себе племя побежденных
присваивает себе и всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей платить им дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникает деление на классы но не вследствие деления общины на различные подразделения но вследствие соединения в одно двух общин из которых одна делается господствующим другая угнетенным и эксплуатируемым классом принудительный же аппарат который создают победители для управления побежденными превращается в государство.
Как видно и К. Каутский считал что государство не результат внутреннего развития общества а навязанная ему извне сила что первобытная родовая демократия сменяется государственной организацией только под внешними ударами. Как относиться к этой теории Нетрудно видеть что и она улавливает отдельные явления в образовании государства преувеличивает их придает им универсальный характер. Действительно завоевания одним народом другого имели место отражались и на социально-этнической структуре
вновь возникающего общества. Однако это были уже вторичные процессы когда первичные раннеклассовые государства уже существовали как города-государства когда завоеванные народы или имели уже свои органично возникшие государственные образования или достигали в своем развитии уровня при котором были готовы воспринять государственно организованные формы общественной жизни. Кроме того теория насилия опять же имеет вневременной абстрактный характер соответствует представлениям
и уровню знаний XIX начала XX века. Вместе в тем завоевательный фактор в образовании государства отбрасывать не следует помня однако и о том что история дает множество примеров поглощения растворения побежденным народом завоевателей сохранение и усвоение завоевателями государственных форм побежденных народов. Словом теория насилия не раскрывает сущностных причин происхождения государства только открывает отдельные его формы главным образом вторичные войны городов-государств между собой формирование территориально
более обширных государств отдельные эпизоды в истории человечества когда уже существующие государства подвергались нападению народов не знавших еще государственной организации и либо разрушались либо использовались победителями например нападения германских племен на Рим. 0.0. Ирригационная теория К.А. Виттфогеля Ее связывают с именем современного немецкого ученого К.А. Виттфогеля Истомин Л.С. Проблемы генезиса теории государства.
М. Наука 0000. 000 с В его работе Восточный деспотизм возникновение государств их первые деспотические формы связываются с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию менеджериально-бюрократического класса порабощающего общество. К.А. Виттфогель деспотизм называет гидравлической или агро-менеджериальной цивилизацией. Действительно процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования
первичных городов-государств в Месопотамии Египте Индии Китае других областях. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников служб защищающих каналы от заиливания обеспечивающих по ним судоходство и т.п. Оригинальна и идея К.А. Виттфогеля пытающаяся связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных строительств.
Эти работы диктовали необходимость жесткого централизованного управления распределения учета подчинения и т.п. И вместе с тем ирригационная теория ее еще называют гидравлической улавливает также лишь отдельные связи отдельные стороны процесса государствообразования но опять-таки гиперболизирует и универсализирует их. Да действительно в некоторых регионах формирования государственных образований и ведение крупных ирригационных работ шли параллельно влияя друг на друга.
Однако и в этих процессах возникновение государства было первичным. Именно его наличие позволяло организовывать столь крупные и скоординированные работы. Но в других регионах города-государства возникали в процессах становления производящей экономики опирающейся на иные формы трудовой производственной деятельности разработку рудников металлургию металлообработку развитие мореплавания и ведение на этой основе морской торговли.
Поэтому привязка государствообразования не к каким-то отдельным сторонам становления производящей экономики а по всему ее спектру к ее социально-экономической и экологической сущности является методологически верным и на абстрактном теоретическом и на историческом уровне. И государство возникшее на определенном этапе развития человечества является не чем-то искусственным механистическим навязанным обществу извне или результатом действия отдельных людей классов или проявлением
божественных предначертаний. Государство это одна из объективно необходимых важнейших организованных форм существования и воспроизводства человечества возникшая органически в определенной экономической социальной и духовной среде играющая весьма значительную политическую роль и имеющая большую социальную ценность. 0.0. Психологическая теория Представителями этой теории возникшей также в XIX в. были Г. Тард Л.И. Петражицкий и др Истомин Л.
С. Проблемы генезиса теории государства. М. Наука 0000. 000 с Они объясняли появление государства и права проявлениям свойств человеческой психики потребностью подчиняться подражанием сознанием зависимости от элиты первобытного общества осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч. Естественно что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию
этих закономерностей. Но с одной стороны это влияние не является решающим а с другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь. 0.0. Теория общественного договора естественного права Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей
Г. Гроция Т. Гоббса Дж. Локка В. Спинозы Ж.Ж. Руссо А.Н. Радищева и др. т.е. в XVII-XVIII вв. По этой теории до появления государства люди находились в естественном состоянии которое понималось разными авторами по разному неограниченная личная свобода война всех против всех всеобщее благоденствие - золотой век и т.п В большинство концепций входит идея естественного права т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых
естественных прав полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других нарушается порядок возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь люди заключают между собой договор о созданий государства добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств.
Так в Декларации независимости США 0000 г. говорится Мы считаем самоочевидными истины что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами к числу которых относится право на жизнь на свободу и на стремление к счастью что для обеспечения этих прав люди создают правительства справедливая власть которых основывается на согласии управляемых Характерно что в работах многих представителей указанной школы
обосновывалось право народа на насильственное революционное изменение строя который нарушает естественные права Руссо Радищев и др Нашло это положение отражение и в Декларации независимости США. Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора которая противостояла феодальному сословному государству царящему в этом обществе произволу неравенству людей перед законом следует указать все же на то что кроме чисто умозрительных построений нет убедительных
научных данных подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур Игнорирует эта теория и необходимость экономических материальных предпосылок для того чтобы могло возникнуть государство. Вместе с тем надо иметь в виду и то обстоятельство что объединение людей требует их взаимного
согласия и это определяет то положительное значение которое имеет данная теория. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог проделанной работы необходимо отметить ряд обстоятельств Одним из специфических признаков и черт государства является наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Этот аппарат состоит из особого слоя людей основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций.
Они не производят непосредственно ни материальных ни духовных благ а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания назначения наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти органы управления суда прокуратуры и др. Первичным звеном аппарата является государственный орган. Важной отличительной особенностью государства является наличие аппарата принуждения.
Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии полиции разведки контрразведки а также всякого рода принудительных учреждений тюрем лагерей и т. п Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей нередко называют публичной властью однако единого понятия и однозначного толкования публичной власти в науке не выработано. Как правило ее рассматривают в качестве одного из важнейших признаков государства иногда - в качестве
синонима государства. Специфической чертой государства является также разделение населения по территориальным единицам. В отличие от родового строя где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку - в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду фратрии племени или союзу племен - в государстве власть распространяется на всех проживающих на его территории. Независимо от кровнородственных связей люди выступают на территории государства как граждане в условиях
республики как подданные в условиях монархии либо как лица без гражданства или иностранцы подпадающие под юрисдикцию государства под действие его законов. На основании выделенных признаков возможно подвести общий итог по оценке ряда основных теорий происхождения государства. Теологическую теорию нельзя доказать как и нельзя прямо опровергнуть вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога Высшего
Разума т.е. это в конечном итоге вопрос веры. Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив установлено что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе в котором существует такая семья родственные связи достаточно быстро утрачиваются. Вместе с тем эта теория привлекает внимание к семье.
Семья - мельчайшая частица общества и само ее существование ее форма влияют на развитие общества создают определенные предпосылки для возникновения государства. Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами квантовой и классической механики
химии биологии и т.п И так же как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов связанных с возникновением государства. Теория насилия. Оценивая эту теорию следует отметить что она описывает один из частных случаев возникновения государства.
Однако для того чтобы могло возникнуть государство необходим такой уровень экономического развития общества который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания к этому времени должны уже созреть внутренние условия что имело место при возникновении германских или венгерского государств.
Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора которая противостояла феодальному сословному государству царящему в этом обществе произволу неравенству людей перед законом следует указать все же на то что кроме умозрительных построений нет научных данных подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур
Игнорирует эта теория и необходимость экономических материальных предпосылок для того чтобы могло возникнуть государство. Однако надо иметь в виду то что объединение людей требует их взаимного согласия и это определяет то положительное значение которое имеет данная теория. Таким образом подводим резюме - казалось бы истинной может быть только одна теория не случайно латинское изречение гласит error multiplex veritas una Чиркин
В.С. Основы сравнительного государствоведения. М. 0000. истина всегда одна ложных суждений может быть сколько угодно. Однако такой схематичный подход к столь сложному социальному институту как государство был бы неверным. Многие теории охватывают лишь те или иные стороны происхождения государства хотя и преувеличивают универсализируют эти стороны. Важно в общей характеристике у этих теорий часть из которых зародилась в глубокой древности или в средние века наряду с критическим отношением выделять и то позитивное
что они содержат. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империиXVIII-начало ХХ в Т.0. Генезис личности демократической семьи гражданского общества и правового государства. В 0-х т М. Изд-во Дмитрия Буланина 0000 000 с. 2. Малыгин А.Я. Хрестоматия по истории государства и права
России Досоветский период М. Изд-во МНЭПУ 0000 000 с. 3. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права М. Проспект 0000 000 с. 4. Теория государства и права. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 0-е изд. перераб. и доп. М. Юристъ 0000. 000с. 5. Любашиц В.Я. Природа государства его понятие и сущность
Основы государства и права Под науч. ред. В.Т. Гайкова В.А. Ржевского. 0-е изд. доп. и перераб. Ростов нД Феникс. 0000. 6. Сулименко Н.В. История государства проблемы теории Северо-Кавказский юридический вестник. 0000. 0. 7. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства
Вопросы и ответы. М. Новый Юрист 0000. 000с. 8. Швырев В. C. К анализу категории теоретического и эмпирического в научном знании Вопросы философии 0000 0. 9. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое государство. М. 0000 с. 00. 10. Маркс К. и Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений.
Новая публикация первой главы Немецкой идеологии. М. 0000 с. 00. 11. Теория государства и права. М. Юристъ. Вып. 0. С. 00-00 12. Теория государства и права. Часть 0. Теория государства. М. Юристъ 0000. С. 00-00 13. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т. 00 14. Ленин В. И. Полн. собр. соч. т.
00 15. Истомин Л.С. Проблемы генезиса теории государства. М. Наука 0000. 000 с. 16. Чиркин В.С. Основы сравнительного государствоведения. М. 0000.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Русская культура XIX и начала XX в. |
Реферат | Методы и средства работы журналиста |
Реферат | Социология невежества |
Реферат | Вчення І.Канта про політику і право |
Реферат | Культ мертвых |
Реферат | Специалист |
Реферат | Искушение Христа в пустыне |
Реферат | Рамадан |
Реферат | Христос и самарянка |
Реферат | Как работал художник XVI-XVII веков |
Реферат | Состав мембран |
Реферат | Масленица |
Реферат | Литературные пристрастия В.В.Верещагина |
Реферат | A Memorable Experience Essay Research Paper A |
Реферат | В лабиринтах культур |