Урок «Состав и строение костей»
Цель: Познакомить учащихся схимическим составом и строением костей, показать взаимосвязь строения костей ивыполняемых ими функций, продолжить формирование понятий «ткань», «системаорганов»; продолжить развитие общеучебных навыков работы с натуральными объектами,микроскопом, с различными источниками информации.
Оборудование:скелет,таблица «Строение костей», микроскопы, микропрепараты распилов костей, прокалённаяи декальцинированная кость, разновесы, макет кости из бумаги.
Ход урока
Организационныймомент
Проверкадомашнего задания
1. Из чегосостоит опорно- двигательный аппарат? Какие функции выполняет скелет? Приведитепримеры.
2. Каковостроение и назначение черепа? Чем отличается от черепа млекопитающих? Почему?
3. Какоестроение имеет скелет туловища?
4. Какоестроение имеет скелет верхних и нижних конечностей человека?
5. Чем скелетчеловека отличается от скелета млекопитающих?
6. С чемсвязаны отличия скелета человека от скелета млекопитающих? О чём говоритсходство?
Изучениенового материала:
Мотивация:Кости скелета постоянно выдерживают большие нагрузки. Например: во времяприземления атлета, прыгающего в длину, его бедренная кость подвергаетсянагрузке в 9000 килограмм и не повреждается.
Благодарякаким особенностям строения и состава кости могут выдерживать такие большиенагрузки?
Над этимвопросом мы и будем работать в ходе сегодняшнего урока. Записать тему урока.
Какиевещества входят в состав всех живых организмов?
Демонстрация и объяснение опытадоказывающего состав кости.
Из какихвеществ состоит кость и какие свойства они ей придают?
Записать изаполнить схему в тетради:
Составкости
Органическиевещества 35% Неорганические вещества 65%
Белок–коллаген Са, Мg, Р; Н О
Упругость иэластичность Твёрдость и хрупкость
Качественныйсостав кости меняется в зависимости от состава пищи. Выдающийся русский анатомП. Ф. Лесгафт проделал интересны опыт. Он кормил четыре группы щенков разнойпищей: молочной, мясной, смешанной и растительной. В костях щенков которыхкормил молоком или мясом, соотношение органических и неорганических веществбыло примерно 1:1. Значительно меньше неорганических веществ в кости присмешанном питании и особенно при питании растительной пищей, где этосоотношение выражается 1:2.
Как выдумаете, Чем будут отличаться кости щенков, которых кормили растительной пищей,от костей щенков, которых кормили мясной и молочной пищей? (будут более мягкие)
Каждая костьсостоит из нескольких видов тканей, но основу кости составляет костная ткань.
Работа сучебником стр. 94. Изучение строения костной ткани и кости.
Вспомните,что мы называем тканью? Какие виды тканей вам известны? Подумайте, к какому изэтих видов вы отнесли бы костную? Почему?
Записать изаполнить схему.
Благодарятому, что вещество кости состоит из костных пластин, кость получается лёгкой ипрочной. Эту особенность заметили и используют архитекторы при проектированиизданий. Примеры.
Сверху костьпокрыта надкостницей, она богата нервами и сосудами, проникающими в глубькости.
Утолщениядлинных трубчатых костей покрыто хрящом. Рост кости происходит: в толщину (илиширину) за счёт деления клеток надкостницы, а в длину за счёт деления клетокхряща.
Вы не раздержали кости в руках. Скажите: они гладкие или шероховатые? Как вы думаете,почему кости не идеально гладкие, а с выступами и шероховатостями?
В томместе, где кость чаще испытывает нагрузки она крепче или слабее? Почему?
Объяснить. Рассказатьо пользе физических упражнений и гигиене опорно-двигательного аппарата.
Вывод: Зная особенностисостава, строения и роста костей, какие бы рекомендации вы дали ученикам школы?(просмотрите все записи, вспомните состав, строение костей и на основе вехзнаний полученных в ходе урока сделайте вывод).
Закрепление: Выполнение лабораторнойработы « Микроскопическое строение кости».
Домашнеезадание: стр.94-95.
Различия встроении скелета человека и млекопитающих (на примере обезьян)Отделы скелета Человек Млекопитающие череп позвоночник Грудная клетка Тазовый пояс Свободные верхние конечности Свободные нижние конечности
ЛАБОРАТОРНАЯРАБОТА
«МИКРОСКОПИЧЕСКОЕСТРОЕНИЕ КОСТИ»
/>
/>
1. Рассмотрите препарат«Микроскопическое строение кости».
2. Найдите его изображениена рисунке.
3. Подпишите пронумерованныечасти кости.
4. Ответьте на вопросы:
А) Какиеособенности микростроения костной ткани обеспечивают ей относительную легкостьи прочность?
Б) Какобеспечивается обмен веществ в костной ткани?
В) По какимпризнакам костная ткань относится к группе соединительных тканей?