Реферат по предмету "Педагогика"


Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки

Содержание
Введение
1.        Гуманизация,как ведущая идея развития современной науки
2.        Современныегуманистические педагогические технологии
3.        Закономерностигуманизации образования
Заключение
Список литературы

Введение
По официальным данным,на 1 января 2005 г. в российских школах обучалось 19,8 миллионов детей, в томчисле в городских — 13,8, сельских — 6,0 миллионов. Из них 8,0 миллионов невписываются в обычный учебный процесс. Кроме того, более миллиона детеймладшего и старшего школьного возраста нигде не учатся и относятся к категориибеспризорных, потому что в большинстве случаев их родители к обучению отнеслисьбезучастно, а школа для ребенка не стала домом знаний о себе и жизни, местом,где радостно, спокойно.
За последние 20 лет в10 раз возросло число умственно отсталых детей. Появился новый термин — «дети-децелераты»,т. е. те, у кого налицо задержка в физическом и интеллектуальном развитии.Более 300 тысяч детей — беженцы в возрасте до 16 лет.
Почти половина детей(49 %) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивныесоревнования, учреждения дополнительного образования. Отсюда — валантисоциальных поступков. По данным МВД России, 70 % состава преступных группсоставляют несовершеннолетние[1].
Стремление детей войтив неформальные объединения может объясняться и негативным отношением к нимучителей. Почти четверть педагогов относится к ученикам безразлично, вдвоебольше — резко негативно, 19 % признают те объединения, которые действуют набазе внешкольных учреждений, и лишь 5 % считают для себя необходимым понять,чем живут «неформалы».
Чтобы повлиять наситуацию школа, как важнейшим социальный институт, должна стать тем ядром,вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.
Учителя несутответственность за детей, поэтому они должны контролировать: предмет изучения, стильобщения с учащимися, образовательную среду (обстановку в классе), педагогическуютехнологию, самих себя.
И здесь на первый планвыдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения ииспользуемые педагогические технологии. Нетрадиционные педагогическиетехнологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируютобстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личностьребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение кразличиям, дают им ощущение творческой свободы и самое главное — приносятрадость.
Гуманизм, гуманизацияможет стать той базой, на которой построится современное образование. Россияболее, чем любая другая страна, была одержима идеей целостной гуманной личности(Н.А. Бердяев, С. Булгаков, К.Д. Кавелин, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.А.Лосский, Н.К. Михайловский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, П.Я.Чаадаев, Э.В. Ильенков, и др.).
Философско-гуманистическиенравственные идеи, учения русских мыслителей — это значимый и своеобразныйкультурный контекст, это та база, на которой выросла российская теорияличности.
И современные ученые уделяютэтой проблеме много внимания, например Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский,Л.С. Выготский и др.
Цель данной работы –рассмотреть реализацию принципов гуманизации в педагогике
Для этого необходимовыполнить следующие задачи:
1.        Выявитьтенденции гуманизации в современной науке;
2.        Рассмотретьсовременные гуманистические педагогические технологии;
3.        Выявитьзакономерности гуманизации в педагогике
1.        Гуманизация, как ведущая идея развития современнойнауки
Прогресс человеческойкультуры существенным образом связан с гуманистической системой взглядов иправил поведения. Слово «гуманизм» означает человечность, человечный,человеческое начало. Нравственное содержание Данного принципа морали выражаетсяв сочетании требовательности и доверия, любви и уважения к человеку,непримиримости ко всем формам унижения и попрания человеческой личности. Сосознанием этих истин, которые входят в содержание гуманизма, связаноокончательное оформление нравственности как особого способа видения и освоениямира. Наиболее человечные формы общения между людьми — это нравственноеразвитие общества[2].
Сегодня быть гуманистом— значит видеть в человеке личность, уважать ее достоинство. Можно проститьчью-то ошибку, неопытность, даже неприятные привычки, но непростительны должныбыть любые проявления пренебрежения, грубости, неуважения к человеку. Гуманизм— это активная жизненная позиция, т. е. такая, которая объявляет бойравнодушию, требует постоянного выполнения долга, единства слова и дела,высокой культуры и знаний.
Ведущая тенденцияразвития современной науки — ее обращение к своим мировоззренческим истокам,«возвращение» к человеку. Это и особенность современной социальной практики.Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождениегуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуречеловечества и сохранялась наукой, — важнейшая задача, поставленная самойжизнью. Ее решение требует в первую очередь разработки соответствующейметодологии.
Пересмотр имеющихся враспоряжении педагогики и психологии методологических средств уже начался. Онсопровождается их оценкой и переоценкой, т. е. внутренней рефлексией этих наук,которая выводит их методологию за пределы учения об исходных (ключевых)положениях, структуре, функциях и методах исследований.
С этой точки зренияправомерно рассмотрение методологии как учения не только о познании, но и опреобразовании действительности. Методология психолого-педагогическогоисследования в зависимости от осуществляемых ею функций может быть нормативнойи дескриптивной. Нормативная методология связана с решением преимущественно конструктивныхзадач этих наук, с разработкой рекомендаций и правил организации научнойдеятельности (постановка проблемы, отбор адекватных средств ее решения и др.).Дескриптивная методология требует ретроспективного описания уже осуществленныхпроцессов педагогического и психологического познания. Она предполагаетизучение тенденций развития познания, его методов, категориального ипонятийного аппарата исследования, а также объяснения тех или иных психическихи педагогических явлений.
Ведущей идеей цивилизованногообщества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения кчеловеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов,создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста еедуховного потенциала.
Человек как самоцельразвития, как критерий оценки общественного прогресса выступает поэтому какгуманистический идеал. Поступательное движение к этому идеалу связано сгуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человексо всеми своими нуждами, интересами, потребностями. Его сущность во многомопределяется тем, какой системы ценностей он придерживается, что побуждает егок деятельности, какие цели он преследует. От этого зависит не только судьбаРоссии, но и будущее самого человека.
Ценности сами по себе,по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на различных этапахразвития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь,мир, красота, образование, любимая работа, привлекали людей во все времена. Всеэти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверкупрактикой всемирной истории. Не случайно гуманизм получал и получает наиболеевыраженную форму в тех обществах и на тех стадиях их развития, когда особенноострым становится отношение к прошлому. В тех странах и в те периоды, когдакультурно-историческая традиция ослабевает, гуманистическое начало отступает назадний план, что неизбежно порождает технократические тенденции, бездуховностьи многие другие негативные явления. В условиях демократического преобразованияроссийского общества речь, поэтому должна идти не об изобретении каких-то новыхи даже не о переоценке ценностей, а прежде всего о перестройке системыценностей.
Сущностьгуманистического мировоззрения составляет концепция взаимозависимого,взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостногочеловека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяетчеловечество, но и характеризует самого человека, его личность. Рассматриватьсоциальное развитие вне человека — это значит лишить его гуманистическогофундамента. Именно в контексте такого мировоззрения гуманизация представляетглобальную тенденцию современного общественного развития, а общечеловеческиеценности (творчество, самобытность, самостоятельность, открытость, терпимость киным взглядам и образу мыслей и др.) приобретают значение гуманистическихценностей.
Отличительнаяособенность современной России — ее устремленность в будущее. Отсюда, однако,не следует, что осуществление гуманистических идеалов может быть отложено «напотом», на отдаленную перспективу, которое обычно связывают с экономическимиуспехами. Однако нет и не может быть такого уровня экономического развития,достижение которого само по себе обеспечивало бы реализацию этих идеалов.Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности,уважение к ее нравам, достоинству и свободе нельзя привнести в общественнуюжизнь извне. Процесс социального развития есть по сути своей процесс роста и вызреванияэтих начал. В пробивном случае не имеет вообще смысла вести речь о прогрессечеловечества.
Сегодняшние реалиисвидетельствуют о том, что современный институт образования в России не вполной мере способствует гуманизации общественной жизни[3].Чтобы использовать весь конструктивный потенциал системы образования,необходимо преодолеть сложившийся в ней за предшествующий период механизмторможения. Последний проявляется в сохраняющемся до сих пор доминированиитехнократического и утилитарного подходов к теории и практике образования. Донастоящего времени мы сталкиваемся с тем, что практическое воплощение идеигуманизации носит деформированный характер. Материально-организационная базаобразования, даже при ее очевидной слабости и неразвитости, все-таки опережаетформирование его субъективного фактора. Человеческие ресурсы осталисьпрактически невостребованными. Наиболее яркие индикаторы этого — консервациятрадиционного образовательного процесса, слабый уровень развития андрагогики(теории и практики образования взрослых), существующий разрыв между уровнем развитиятеорий личности и возможностями их использования в практике образования.
Идея гуманизации,несмотря на ее многолетнее декларирование, оказалась для современнойотечественной науки и практики преждевременной, теоретически и операциональнонепроработанной. Стало понятно, что одно дело — формировать человека в качестве«персонифицированной функции», а другое — развивать его как созидателя,готовить к свободному и творческому труду. Нужно отметить, что такое положениехарактерно для образования и в других странах. Существующая в мире системаобразования не соответствует гуманистической тенденции общественного развития ибыстро меняющейся социальной действительности. Показательна в этом отношениимысль американского ученого Ф. Кумбса[4]. Онотмечает, что, казалось бы, быстрое развитие системы образования в последниедесятилетия должно способствовать социальному прогрессу и ликвидациисоциального неравенства. Однако на деле все обстоит значительно сложнее. В рядестран только на словах объявляется о приверженности принципам гуманизацииобразования. Даже там, где правящие круги действительно настроены наосуществление демократических реформ в образовании, возникают разногласияотносительно путей их проведения.
Следовательно, решающеезначение в осуществлении гуманизации образования имеют социальные условия.Увеличение разрыва между возрастающей сложностью социального мира ивозможностями его научного познания с целью принятия оптимальных решенийтребует пересмотра целей, содержания, технологии обучения и воспитания,признания необходимости непрерывного образования. Важной и сложной научной задачей,поэтому является прогнозирование развития образования, решение которойпредполагает взаимодействие специалистов разного профиля, активноемеждународное сотрудничество. Главное — качественная сторона прогнозирования,связанная с содержательной характеристикой образовательного процесса, —рассматривается недостаточно глубоко, масштабно и доказательно.
Сложившаяся системаобразования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека кобстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, ноне учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты, нравственности.Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личностизависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека идаже существование всего человечества. С развитием демократических процессов вРоссии повысился спрос на гармонично развитую, социально активную и творческуюличность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.Подход к человеку только как к представителю homo sapiens полностью исчерпалсебя. Первостепенное значение приобрели качества его индивидуальности.
Представляетсяочевидным факт, что лишь достаточно высокий уровень развития человекознанияпозволяет строить нормативные прогнозы развития и определять цели желаемогосостояния системы образования, осуществлять планомерное управление ею.
Восхождение к личности— ведущая идея гуманизма и гуманизации науки. Личность — одна из наиболееизлюбленных, выстраданных и проработанных тем российской и зарубежнойгуманистической философской мысли, отражающая сложный социальный, экономическийи политический контекст, сложившийся на протяжении нескольких эпох.
Особенно большой вкладв становление гуманизма внесла эпоха Возрождения. Прогрессивное человечество сблагодарностью хранит такие имена, как Леонардо да Винчи, Рафаэль,Микеланджело, Петрарка. Эти люди своим творчеством смело утверждали, что высшаяценность и лучшее создание природы — человек.
Нет ни одного видногоотечественного философа (социолога, теолога), который не попытался бы выразитьсвое отношение к пониманию этой проблемы, который бы не заметил или не отразилее в своем учении, зачастую усложненном теологическим тезаурусом иливелеречивостью стиля, свойственного российским мыслителям. Россия более, чемлюбая другая страна, была одержима идеей целостной гуманной личности (Н. А.Бердяев, С. Булгаков, К. Д. Кавелин, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев, Н. А.Лосский, Н. К. Михайловский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский,П. Я. Чаадаев, Э. В. Ильенков, и др.).
Философско-гуманистическиенравственные идеи, учения русских мыслителей — это значимый и своеобразныйкультурный контекст, это та база, на которой выросла российская теорияличности.
Личность целостная,гармоничная, всесторонне развитая — была идеалом наших соотечественников. Онапредставлялась им той силой, которая способна вывести страну из тупиковогосостояния, в котором та пребывала слишком долго. Правда, знания о личности былив основном плодом умозрительных рассуждений, оторванных от реальной жизни, ноони подготавливали почву для более конкретных исследований.
Личность была неслабостью русской философии, не сиротой без роду и племени. Ее гипотетическиефилософские и социологические конструкции были очень российскими, органичными —для народного духа, менталитета. Они содержат глубинный гуманистическийгенофонд, хоть и не оцененный в должной мере до настоящего времени, но тем неменее обнаруживающий явную тенденцию прорасти в современных гуманистическихтеориях личности не только России, но и мира в целом.
Среди многихфилософских проблем размышления о человеке и его природе в русском Просвещениизанимают едва ли не главенствующее место. По сравнению с предшествующей русскоймыслью А. Н. Радищев, И. П. Пнин, А. П. Куницын, А. Ф. Бестужев задавали себемножество вопросов, касающихся существа, назначения человека, егогуманистических идеалов. Человек для них — часть природы, причем ее лучшаячасть, ее высшее творение. По мнению просветителей, величие человека, егоотличие от других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек,наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самымпрогресс человечества.
Рассматривая человекакак существо социальное, просветители обращали внимание на то, что в немсуществуют как бы два начала — чувственное и разумное. Русские просветители вовсем стремились к идеалу, которому было присуще единство чувства и разума.Такое органичное соединение чувственного и разумного начал, по их мнению,предохраняет личность от отклонений в духовном развитии и от нравственногоразложения.
Идеи гуманизма,рожденные эпохой Просвещения, получили дальнейшее развитие в трудах выдающихсярусских философов, социологов, теологов конца XIX в. Они создали теории, посвоему значению далеко выходившие за пределы России и ставшие предпосылкамиразвития философско-гуманистических учений следующего столетия. Определив своеотношение к человеку, к жизни, они создали самобытное пониманиеличностно-гуманистической проблематики.
2.        Современные педагогические технологии
Образование — сложнаясистема, являющаяся подсистемой индивидуальной культуры личности. В философииобразования само понятие «образование» рассматривается как некое достояниеличности, выявляющееся в ее поведении. Оно заключено в психике субъекта,принадлежит его индивидуальной культуре, формируется в процессе приобретенияличного опыта познания мира.
Сфера образованиянаходится в постоянной динамике, реагируя на изменения в обществе, сама влияетна состояние среды, предопределяя ее потребности. В связи с этим одной из задачразвития образования является изменение структуры содержания образования.Актуализируются новые технологии обучения. Одновременно возникает проблемасоответствия различных подходов, уровней обучения социальным запросам ивозможностям обучающихся.
Ш.А. Амонашвили и В.И.Загвязинский поднимают вопрос о необходимости определения паритетов,приоритетов и расстановки акцентов в соотношениях сопряженных, взаимосвязанных,сопоставляемых категорий, подходов, стратегий развития образования[5].Среди критериев выбора возможных вариантов стратегии преобразования они выделяютсоциальную направленность. Приоритет отдается социальным требованиям к человекукак гражданину, труженику, члену социального объединений и сообществ, егоспособности к общественно полезному труду, готовности к социальной самоотдаче,стремлению быть ответственным человеком.
Заслуживает внимания,на наш взгляд, и личностно-ориентированная направленность, означающаябезусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет еесвоеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитиерефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека.Авторы критериев выбора вариантов стратегии преобразования предлагают термин«социально-личностная» или же «личностно-социальная» ориентация современногообучения вместо «личностно-ориентированное обучение».
Гуманистическаятенденция развития общества неразрывно связана с перспективами реализации идеи«развивающейся личности в развивающемся мире». Среди актуальных проблемсовременности оказались вопросы гармоничного развития человека, егогуманистических ориентации, психологической защиты и психологического здоровья.Решение этих проблем во многом зависит от уровня образования, которое было иостается основным средством развития гуманистической сущности человека.
Как правило, подгуманизацией понимается установление гуманных взаимоотношений между участникамиобразовательного процесса. Но кроме этого важны и возможности освоениядуховного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений на всехэтапах системы непрерывного образования. Проблема гуманизации образования впервую очередь связана с восстановлением его культурообразующей иличностно-развивающей функций.
Гуманистическаяориентация изменяет представление о целях образования, которое транслируютценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требуетпересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структурразличных образовательных институтов. Гуманистическая направленностьобразования меняет привычное представление о его цели — формировании«систематизированных знаний, умений и навыков». Реформа средней школы в СССР в1958 г. придала ей образ «трудовой политехнической», превратив труд и трудовоеобучение в самоцель и исключив из главных целей образования образ человека[6].Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации,которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. Врезультате дальнейшей политизации и идеологизации учебных программ и учебниковвоспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Нисредняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальнойкультуры.
Деструкции ценностей иэтических установок, приведшей к дегуманизации и возникновению«экзистенциального вакуума», следует противопоставить инновационныепреобразования мировой практики образования, переориентацию на общечеловеческиенормы и ценности, отказ от усредненности социальной жизни.
Для этого необходимопсихологически преодолеть себя, отказаться от принципов и предрассудковпрошлого опыта, пересмотреть весь концептуальный багаж. Истинный гуманизм имеетсвои этические корни во внутреннем мире человека. Именно он может выступить вкачестве основы нового образования как института социализации и развитиягуманистической сущности человека.
Гуманизм и гуманность —латинские слова. Humanus — человеческий, свойственный человеку; человечный,человеколюбивый; высокообразованный. Humanitas — человеческая природа,человеческое достоинство, человеколюбие, гуманность, доброта, обходительность;образованность, духовная культура; утонченный вкус, тонкость обращения,изящество манер, изысканность речи, учтивость, воспитанность. Сравнительныйанализ семантического значения этих слов приводит к выводу, что оба они связаныс выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира.
Гуманистическая цельобразования требует пересмотра его средств, содержания и технологий. Чтокасается содержания современного образования, то оно должно включать не тольконовейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образованиявходят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческойдеятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, атакже система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение вмногообразных жизненных ситуациях.
В гуманистическойтехнологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываютсяпсихофизические параметры, особенности социального и культурного контекста,сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическаятехнология образования позволяет органично соединить социальное и личностноеначала.
Среди гуманистическихтенденций функционирования и развития системы образования как части социальнойсистемы необходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности. При этом,чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональноеразвитие личности, тем более свободным и творческим человек становится вреализации культурно-гуманистической функции.
Процесс культурного,социально-нравственного и профессионального развития личности приобретаетоптимальный характер в том случае, если обучаемый выступает субъектом обучения.Такая закономерность обусловливает единство реализации деятельностного иличностного подходов. Личностный подход требует отношения к ученику какуникальному явлению независимо от его индивидуальнкх особенностей. Учениквоспринимает себя личностью и видит ее в каждом из окружающих людей.
Личностный подход — этои персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа отролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств,переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков)[7].В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации итворческой направленности образовательного процесса. Эта закономерностьсоставляет основу принципа индивидуально-творческого подхода, состоит всоздании условий для самореализации личности, выявления и развития еетворческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровеньовладевания базовой гуманитарной культурой.
Обеспечить этипроцессы, способствовать социально-психологическому развитию личности призваносоциально-ориентированное обучение, являющееся составной частью гуманизацииобразования.
Социальноориентированному обучению присущи две основные функции: упорядочение всегоспектра влияний на личность и создание условий для ускорения процессовсоциализации с целью ее развития. В соответствии с этими функциями воспитаниепозволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации,придать ей гуманистическую ориентацию.
Таким образом,предполагается, что процесс социально-ориентированного обучения с помощьюсинтеза психологии и гуманитарной культуры влияет на состояние и внутренней, ивнешней мотивации, изменяет самосознание, способствует возникновению чувствакомпетентности, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своегособственного поведения. Более того, знание социальных норм способствуетразвитию социальной компетентности, как главной составляющейсоциально-ориентированного обучения.
При разработке наборапсихологических характеристик социально-компетентного человека необходимообратиться к своему Я как к ценности, с осознанием своих жизненных реалий.
Способность креативнопринимать решение относительно себя самого и стремиться к осознанию собственныхчувств и желаний. Стремление максимально понимать желания, ожидания итребования других людей, сохраняя при этом свое Я.
Присоциально-ориентированном обучении основной акцент делается не на построенииобраза Я или развитии навыков общения, а, скорее, на раскрытииличностно-развивающего потенциала человека, на его саморегуляции и осознании имреального бытия, изменении своих личностных качеств и свойств.
Социализация личностине представляется полноценной без осознания ею потребности в постоянном труде,необходимости обрести профессию. Любой нормальный человек, будь то ребенок иливзрослый, не может рисовать свое будущее без экологической ниши в сфере труда.Спросите ребенка, кем он хочет быть в будущем, и вы услышите ответ:«Садовником», «Милиционером», «Учителем». Эту восторженность ребенка вотношении к трудовой деятельности педагоги, независимо от типа образовательныхучреждений, должны не только сохранить, но и развить и приумножить.
Профессионализм икомпетентность — это те качества, от которых зависят жизненные и трудовыеуспехи человека. Сегодня не только инженеры или техники, но и рядовые рабочиедолжны быть профессионалами, способными возродить экономику страны, и главное вих подготовке — не только объем получаемой информации, но и развитие творческихспособностей оперативно находить, усваивать и пользоваться ею. Лишь в этомслучае можно говорить о реальной социальной адаптации человека, о воспитаниисвободной, творческой, адаптивной личности.
Ребенок воспитываетсяразными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этимслучайностям.
Понятие «технологияобучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционнойпедагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается каксистемный метод создания, применения и определения всего процесса преподаванияи усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и ихвзаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования[8].
С одной стороны,технология обучения — это совокупность методов и средств обработки,представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — этонаука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения сиспользованием необходимых технических или информационных средств. В технологииобучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи ивзаимообусловленности. Ценностями система установок личности на социальныеобъекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознаниипереживаниями сострадания и сорадования реализуется в общении и деятельности васпектах содействия, соучастия, помощи.
Следовательно,гуманность — это качество личности, представляющая собой совокупностьнравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное исопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.
3.        Закономерности гуманизации образования
Опираясь на выводымногочисленных психолого-педагогических исследований, можно сформулироватьзакономерности гуманизации образования.
Образование как процессстановления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущегочеловека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С. Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н. Леонтьевсчитал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношенияк миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен вобщение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение)[9].
Среди гуманистическихтенденций функционирования и развития системы образования можно выделитьглавную -ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное,социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем болеесвободным и творческим будет становиться человек.
Образование будетудовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентированона «зону ближайшего развития», т. е. на психические функции, которые ужесозрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Сегодня есть реальнаявозможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональнымизнаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитиевсех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий,связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личностив гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовойгуманитарной культуры[10]. Этойзакономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержанияобразования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре — стержневая линия гуманитаризации содержания образования.
Культурологическийпринцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления,освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление ихдуховности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традицийнарода, их единства с общечеловеческой культурой — важнейшие условияконструирования новых учебных планов и программ.
Культура реализует своюфункцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждаетчеловека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личностидеятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой ипрофессиональной культурой.
Процесс общего,социально-нравственного и профессионального развития личности приобретаетоптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Даннаязакономерность обуславливает единство реализации деятельного и личногоподходов. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятсяк каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству длядостижения своих целей.
Принцип диалогическогоподхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося вличностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразованиесвязано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса.Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления,формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создаетусловия для самодвижения.
Саморазвитие личностизависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Даннаязакономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Онпредполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности,организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемусяощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижениясобственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подходасостоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитииее творческих возможностей.
Гуманизация образованияв значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этическойвзаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принятьна себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированностигуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутреннейсобранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств,складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить этиобстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствоватьсебя.
На сегодняшний день,когда в социально-экономической жизни страны происходят небывалые перемены,когда все мы думаем о путях преобразования общественного воспитания, возникаетнеобходимость решения стоящих перед нами новых задач. Одна из них та же чтостоит перед обществом в целом: переход от командно-бюрократической кдемократической организации жизни. Обновленный социум должен явить свое лицо,прежде всего детям. Применительно к образованию это означает гуманизацию(предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству;человеколюбие в обучении и воспитание), ориентацию на ребенка, его потребности,возможности и психологические особенности. Что необходимо иметь в виду подориентацией на ребенка? В чем состоят его возможности и психологическиеособенности, и какие из них мы должны учитывать в первую очередь? Или, можетбыть, всякое систематическое педагогическое воздействие ребенка стоит вовсеотменить, положиться на естественный ход его развития? Помните, источником психическогоразвития является социальная среда, воплощающая особенности человеческого рода,который должен усвоить ребенок.
Психическое развитиепроисходит в процессе овладения человеческой культурой — орудиями труда,языком, произведениями науки и искусства и т.д., иначе происходить оно неможет. Но ребенок овладевает культурой не самостоятельно, а при помощивзрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Воспитание и обучение — важнейшие формы такого общения, в которых оно происходит систематически и планомерно.
Таким образом, вопрос онеобходимости систематического педагогического воздействия на ребенка решаетсявполне однозначно: оно необходимо, так как служит одним из основных путейпередачи ребенку общественного опыта, человеческой культуры. Вне такой передачипсихическое развитие вообще невозможно. Другое дело как, какими путями, в какихформах это воздействие осуществляется, чтобы ориентироваться на ребенка,учитывать его интересы и возможности и быть вместе с тем наиболее эффективным.
Итак, для того чтобыприобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле,воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководстводетскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития вэтих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста иимеющих непреходящее значение, — в первую очередь образных форм познания мира исоциальных эмоций.
Реальный процесспсихического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психическихсвойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения ивоспитания. Главное же — развитие каждого ребенка идет своим особым путем, вкотором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме. И если учетвозрастных особенностей психологического развития является основой разработкиобщей стратегии требует выявления и учета индивидуальных особенностей.

Заключение
Таким образом, внастоящее время ведущая тенденция развития науки заключается в обращение ксвоим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку, т.е. происходитгуманизация науки. Это и особенность современной социальной практики.Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождениегуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуречеловечества и сохранялась наукой, — важнейшая задача, поставленная самойжизнью. Ее решение требует в первую очередь разработки соответствующейметодологии.
Но сложившаяся системаобразования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствамжизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не училагуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты, нравственности. Сегоднястало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависитрешение социальных и экономических проблем, безопасность человека и дажесуществование всего человечества. В настоящее время повысился спрос нагармонично развитую, социально активную и творческую личность, способнуюсамостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.Первостепенное значение приобрели качества индивидуальности каждой личности.
Номатериально-организационная база образования в настоящее время слишком слаба инеразвита, чтобы удовлетворять данную потребность общества. В современной школечеловеческие ресурсы остались практически невостребованными. Наиболее яркиеиндикаторы этого — консервация традиционного образовательного процесса, слабыйуровень развития андрагогики (теории и практики образования взрослых),существующий разрыв между уровнем развития теорий личности и возможностями ихиспользования в практике образования.
Удовлетворитьпотребность общества в гуманизации образовательного процесса могутличностно-ориентированная (в настоящее время ее принято назвыватьличностно-социальная), социально-ориетнированная методики образования.
Процесссоциально-ориентированного обучения происходит с помощью синтеза психологии игуманитарной культуры и влияет на состояние и внутренней, и внешней мотивации,изменяет самосознание, способствует возникновению чувства компетентности,формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственногоповедения. Более того, знание социальных норм способствует развитию социальнойкомпетентности, как главной составляющей социально-ориентированного обучения.
Заслуживает внимания,на наш взгляд, и личностно-ориентированная направленность, означающаябезусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет еесвоеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитиерефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека.
Итак, для того чтобыприобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле,воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководстводетскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития вэтих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста иимеющих непреходящее вначение, — в первую очередь образных форм познания мира исоциальных эмоций.
Таким образом, для тогочтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле,образование должно осуществляться в основном через организацию и руководствовсеми видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этихвидах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющихнепреходящее значение, — в первую очередь образных форм познания мира исоциальных эмоций.
Литература
1.        АтемаскинаЮ.В. Подготовкастаршеклассников к реализации социально-педагогической функции: Автореф. дис.на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Ю.В. Атемаскина. — Барнаул: Изд-во БГПУ,2002. -119 с.
2.        АтемаскинаЮ.В. Подготовкастаршеклассников к реализации социально-педагогической функции: Автореф. дис.на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Ю.В. Атемаскина. — Барнаул: Изд-во БГПУ,2002. -119 с.
3.        БуланкинаН.Е. Гуманизацияполиязыкового образовательного пространства: автореф. дис. на соиск. учен.степ, д-ра филос. наук / Н. Е. Буланкина. — Барнаул; Новосибирск: Архивариус — Н, 2005. — 134 с.
4.        Голованов,Виктор Петрович. Методика и технология работы педагогадополнительного образования / В.П. Голованов. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 239 с.
5.        ГридневаЛ.В. Подготовкабудущих учителей-словесников к гуманизации отношений в системе«учитель-ученик»: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед.наук/ Л.В.Гриднева. — Барнаул, 2002. — 120 с.
6.        Гуманизацияобразования в контексте системного подхода: материалы всерос.науч.-практ. конф. (16-17 апр. 2004 г.) / науч. ред. В.П. Никишаева. — Бийск:НИЦ БПГУ, 2004. — 298 с.
7.        Гуманизацияобразования в контексте системного подхода: материалы 3-й Всерос.науч.-практ. конф. (Бийск, 2-3 февр. 2006 г.)/ отв. ред. Л. А. Мокрецова. — Бийск: БПГУ, 2006. — 260 с.
8.        ДаниловаТ.Б. Формированиенравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изученияхудожественной литературы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Т.Б.Данилова. — Барнаул, 2002. — 122 с.
9.        КукушинВ.С. Современныепедагогические технологии: Пособие для учителя / B.C.Кукушин. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. -437 с.
10.     Мониторинги оценка воспитательной деятельности в вузах / В. С.Кагерманьян, А. В. Пономарев, Н.А. Маркова. — М.: ФИРО, 2006. — 192 с.
11.     ПичугинаН.О. Дошкольнаяпедагогика: Конспект лекций/ Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева, С.В. Ассаулова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 381 с.
12.     Предметно-педагогическоетворчество: Науч.-теорет. и учеб.-метод. альм./ Отв. ред. С.В.Хомутцов. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002 — Вып. 6. — 2004. -113 с.
13.     Программаразвития дошкольного образовательного учреждения: (Из опытаработы МДОУ № 90)/ Л.А. Сапрыкина, Н.М. Ворсина, Л.И. Губанкова и др.; Под рук.и науч. ред. А.А. Майера. — Барнаул: Азбука, 2003. -111 с.
14.     Человеки мир человека:Сб. тр. Всерос. науч. конф. / Отв. ред. О.В. Боровкова. — Рубцовск: РИО РИИ,2004 -Вып. 1. — 2004. — 422 с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.