Реферат по предмету "Педагогика"


Родители как первые учителя ребёнка

Родители как первые учителя ребенка
 

Оглавление
Введение
1Состояние проблемы
2Авторы, которые занимались изучением проблемы воспитания и обучения детей всемье
3Сущность исследуемого явления
4Структура процесса
5Востребованность этих признаков в современной школе и значение изученияпроблемы
Заключение
Списоклитературы

 «Только тот станет настоящим
 учителем, кто никогда не забывает,
 что он сам был ребенком.»
В. А. Сухомлинский.
 
Введение
 
Естьдесятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу,другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятыйшьет одежду. Но есть самая универсальная — самая сложная и самая благороднаяработа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждойсемье — это творение человека.
О том, какосуществлять эту работу на деле, какие важные моменты необходимо учесть привоспитании ребенка, как правильно преодолевать различные трудности – однимсловом, о самых важных принципах и моментах, которые необходимо знать всемродителям, желающим воспитать из своего ребенка хорошего человека, пойдет речьв данной работе.
Именно этутему я выбрала, потому что меня продолжительное время волнует вопрос оправильном воспитании и обучении детей в семье, ведь родители – это первыеучителя, и они должны сделать это достойно, чего так не достает в наше время. Ядумаю, что по этому поводу у меня имеется богатый опыт, так как я росла ивоспитывалась в многодетной семье и прекрасно знаю все положительные иотрицательные стороны и приемы моих родителей в воспитании детей. Также язнакома с принципами семейного обучения и воспитания многих других семей сбольшим и малым количеством детей. Поэтому в моей работе в качестве дополненияк теории присутствуют и практические примеры из обыденной жизни разных семей, втом числе и моей. По моему личному мнению, многие родители не умеют и не знают,как правильно воспитать своего ребенка, чтоб было хорошо и радостно и им, иему, и поэтому воспитывают детей неправильно, даже не стремясь решить проблемудоступными способами. В этом и заключается актуальность выбранной мной темы,потому что воспитание и обучение детей в семье – это важнейшая задачародителей, так как они являются первыми, самыми лучшими и самыми значительнымиучителями своего потомства. Воспитать хорошего человека – это их прямаяобязанность, которую они должны добросовестно исполнять, это родительский долг– дать ребенку счастье, предварительно подарив ему жизнь и имя, и исполняя его,родители сами будут счастливы. Родители – это самые близкие люди для ребенка,они всегда рядом с ним, они ответственны за него. Кто первым закладывает вмаленького, начинающего жить человека начальные ступени образования ивоспитания, кто дает ребенку первое понятие о жизни, представление о жизненныхцелях и ценностях? Кто преподает ему уроки милосердия, послушания, покаяния,терпения и трудолюбия? Ответ один – это делают отец и мать, это происходитименно в семье. От качества этих семейных уроков зависит нравственное здоровьене только самого человека, но и нации в целом. Именно во время семейногопериода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычкисемьи, поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляетглубокий след на его будущем. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием,- это творение будущего и взгляд в будущее. Воспитание детей – самая важнаяобласть нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и гражданемира, это будущие отцы и матери, воспитатели своих детей. Они должны вырастипрекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Родители в свою очередьдолжны владеть знаниями о воспитании ребенка, чтобы открыть новые горизонтынашей жизни, чтобы оставить и свое доброе имя в летописи своего рода, своегонарода, своего Отечества [3, 5, 7, 2].
Цели изадачи моей реферативной работы – рассмотреть, какую роль играют родители вжизни ребенка; показать необходимость приобщения родителей к педагогическойкультуре для того, чтобы достичь наивысших результатов в воспитании детей;рассмотреть разные пути воспитания ребенка и выбрать из них правильный; датьпонять, что это такое – воспитание и обучение детей родителями и насколько этоважно, что этот вопрос беспокоил и беспокоит многих авторов и ученых, прошлых инастоящего столетий. Правильное воспитание – это счастливое будущее, плохоевоспитание – это будущее горе, это слезы, это вина перед другими людьми, передвсей страной. Родители всегда должны помнить о великой важности этого дела, освоей большой ответственности за него и, воспитывая своего ребенка, должны самибыть примером для него и поддержкой, которая так необходима для тольконачавшего формироваться человека. В настоящее время этого часто не достает,следовательно, и дети вырастают не такими, какими бы хотелось их видеть нам.Поэтому эта тема – тема воспитания и обучения детей родителями изучалась сдавних времен и является актуальной и в наше время. Дальнейшее изучение данноговопроса необходимо для того, чтобы с помощью родителей, которые являютсяпервыми воспитателями и учителями ребенка, обеспечить счастливую полноценнуюжизнь подрастающего поколения, счастливое будущее нашей страны и всего мира вцелом.

1 Состояниепроблемы
Детство –важнейший период человеческой жизни, это не подготовка к будущей жизни, анастоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как, прошлодетство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этого в решительной степени зависит, каким человекомстанет сегодняшний малыш. Познания человека начинаются в семье, с того самогомомента, когда убаюкиваемый песнью матери, ребенок впервые улыбается ей. Какважно, чтобы первые мысли о добром, сердечном, прекрасном, что есть в этом мире– о любви человека к человеку – пробуждались на личном опыте, чтобы самыми дорогимидля ребенка стали его отец и мать. Но если этого подлинно человеческого в семьене хватает или вовсе нет – в какой мере может дать это коллектив? Как по –другому открыть перед чутким и впечатлительным детским сердцем доброту, красотучеловеческой души [6]? Детская натура весьма склонна к подражанию, и, если онабудет оставлена самой себе, то в короткое время может приобрести такоеумственное и нравственное направление, что впоследствии самые лучшиенаставления и требования не в силах будут искоренить дурные навыки. Разумноевоспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте детям внушалосьстремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как быинстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Ранние привычкидля дальнейшей жизни будут служить основанием, на котором строится жизненноездание нравственности и благородства [4].
 Родителистановятся учителями ребенка с самого его рождения, потому что они являютсяобъектом его наблюдения. От кого дети так быстро учатся держать игрушку,бутылочку, для того, чтоб быть хоть немного полезным, ведь это не можетвозникнуть само по себе? Младенец смотрит на родителей, которые для негоявляются людьми, за которым он может наблюдать, а затем и практиковать то, чтоон видит. Малыши учатся переворачиваться, ползать для того, чтобы добраться дожелаемой цели, затем они учатся сидеть, стоять, бросать что – либо и т.д.,поскольку они готовы к этой стадии развития, благодаря своим родителям.Исключительно важным элементом семейного воспитания является трудовая закалкадетей, идеалом здесь служит мудрая заповедь народной педагогики: ребенку нужнотрудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести изтарелки пищу в рот [4].
К томувремени, когда детям нужно идти в первый класс, они уже знают много полезныхвещей от своих родителей, получили определенный багаж знаний, им нужнодвигаться к следующей стадии своего развития. Поэтому время пребывания ребенкас родителями должно быть проведено с пользой.
Одной изважных сторон родительского воспитания является помощь детям в социальномразвитии. Ребенка нужно воспитать так, чтобы он чувствовал сердцем другогочеловека. Если ребенку безразлично, что в сердце его товарища, друга, матери,отца, любого соотечественника, с которым он встретился, если ребенок не умеетвидеть в глазах другого человека то, что у него на сердце, — он никогда нестанет настоящим человеком. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть ввоспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – этодружба, товарищество, братство. Ребенок чувствует тончайшие переживания другогочеловека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевногоспокойствия людей. Нужно воспитать в детском сердце подлинно человеческуюлюбовь – тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека,которая рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.Поэтому как важно, чтоб у ребенка был друг, о котором нужно заботиться. В этомродители обязательно должны ему помочь. Бывает так, что мать пытается отвлечьвнимание ребенка от всего мрачного, грустного, заботясь о том, чтобы сын непролил ни одной капли из полной чаши радости. Не следует уводить детей отмрачных сторон человеческой жизни, пусть они знают, что в нашей жизни есть нетолько радости, но и горе. Пусть горе других людей входит в сердце ребенка [6].Это послужит к его же благу, ведь чем раньше человек узнает все тонкости жизни,тем ему легче будет полноценно развиваться.
Из ребенкаполучается именно то, что закладывают в него родители в процессе его роста иразвития. Они влияют на формирование характера ребенка своим собственнымпримером, манерой общения с ним, запретами, требованиями, мерой свободы иответственности, которые дают маленькому человечку. Поэтому у родителей должнабыть ясная цель, определенная программа воспитания. Они должны хорошо знать,что они хотят воспитать в своем ребенке. Родители должны не только воспитыватьребенка хорошим человеком, заинтересованным гражданином, патриотом, но и самибыть такими [2]. Самое главное в воспитании детей – это личный примерродителей. Бесполезно втолковывать ребенку, что нужно с уважением относиться кстаршим, если родители сами не могут найти общий язык со своими родителями.Ведь ребенок все видит и запоминает, а затем копирует поведение родителей, аеще у него возникает непонимание – почему взрослые говорят одно, а делаютсовершенно другое.
Каждыйребенок в любой семье имеет возможность достичь успехов, как в образовании, таки на протяжении всей жизни. А в достижении этих целей ему может помочь ни ктоиной, как его мама и папа, обучая своего ребенка заранее. Когда ребенок можетрассчитывать на то, что дома ему уделят достаточное количество времени, поймути поддержат его, то у ребенка появляется и укрепляется чувство безопасности ипонимание того, что он дорог родителям. Необходимо понять, что все это поможетему не только в самой школе, но также и в их будущей самостоятельной жизни.Дело в том, что когда наши дети начинают посещать школу и продолжают там учиться,они осваивают правила общения с людьми, и им будет намного легче обучатьсявсему тому, чему их заранее научат и что они должны будут освоить. Такимобразом, они станут не только хорошими учениками, но и в то же время будутуверены в себе и своих силах. Если детям больше читать, учить ихсамостоятельности, исполнительности, ответственности, то это принесет любовь кучебе и знаниям еще с раннего детства.
Очень частородители уделяют огромное внимание подбору подходящей школы для своего ребенка,тщательно откладывают деньги на дальнейшее образование ребенка, но забывают осамой важной проблеме – об обучении и воспитании своего ребенка дома. Обучениеребенка дома — это не обязательно уроки в официальной форме, как в школе.Прежде всего, это обучение ребенка ежедневным заботам и составление из них«учебного плана». Домашнее воспитание и обучение ребенка не должно быть чем-тоскучным, а наоборот, это занятие должно быть очень интересным и увлекательнымкак для ребенка, так и для родителей. Необходимо просто подумать о том, что выделаете, и как ваш ребенок это воспринимает. Например, часто родители спешатдомой с работы, забрав по пути детей из школы, а затем, усаживая их передтелевизором, чтоб они не мешали, готовят ужин и одновременно думают о том, чтосегодня был тяжелый день, и все, о чем они мечтают – это просто сесть ирасслабиться, но сначала ведь нужно покормить детей. Но было бы гораздо лучше,если бы родители поступали иначе: попросили детей помочь им с приготовлениемужина, вместо того чтобы сидеть, уткнувшись в телевизор. Это было бы полезнейкак для родителя, так и для ребенка, потому что ребенок приобретет необходимыенавыки приготовления пищи, а вы устраните частую ошибку родителей – нехваткуобщения с детьми, поговорите с ребенком о его успехах и проблемах, а заодно ирасслабитесь, так как произойдет смена обстановки. Следует поставить приоритетнаслаждения обществом своих детей перед работой и проблемами. Это самый лучшийспособ отдохнуть после рабочего дня, сменив обстановку.
Гармоническоеразвитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должноподкрепляться общественным. Цель и смысл семейного воспитания – созданиедуховной, эмоциональной основы личности.
Обучение –это не только учителя и школа. Обучение детей дома, их воспитание приноситогромную пользу.
 
2 Авторы,которые занимались изучением этой проблемы
 
Воспитаниене является делом только педагогов и общества, воспитание и обучение детей — это дело каждой семьи, что доказывают научные труды В.М. Бехтерева, П.П.Болонского, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, М.С. Лунина, А.Н.Острогорского, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, С.П. Шевырева и др., в которыхотражены семейные ценностные ориентации, различные стороны развития ифункционирования семьи. В последнее время интерес к вопросам воспитания иобучения детей родителями особенно возрос. О трудностях семейного воспитанияпишут педагоги, психологи, юристы, благодаря которым появляется литература,раскрывающая эти трудности, с которыми могут столкнуться родители при воспитаниидетей, а также проблемы и задачи, которые необходимо решать правильно исвоевременно.
Множествосоциальных исследований посвящено вопросам семейного воспитания. Целый рядавторов, ученых – культурологов, социологов, психологов, педагогов изучаетсемейные проблемы – это А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Л.С. Алексеева, И.А. Андреев, Н.И. Болдырев и др., а такжесовременники – Степанов Олег Васильевич, директор нашего колледжа, и преподаватели– Рогов Е.И., Будик И.Б., Белоусова О.В., Гончарова Е.Ю., Алексеенко И.Н. Этиавторы с различных точек зрения изучали все стороны семейного воспитания. Однииз них пишут об ответственности родителей, о роли семьи в воспитании, овоспитательном значении личного примера, о роли авторитета родителей; другие –о такте родителей, о взаимоотношениях между членами семьи, о возрастныхособенностях, о методах воспитания, о типичных ошибках родителей.
К.Д.Ушинскийсчитал, что воспитатель (он же родитель, потому что родитель – это первыйучитель, воспитатель ребенка), помимо знания психологических особенностейребенка, должен владеть также воспитательными средствами и приемамипедагогического воздействия и знать возможный педагогический потенциал каждогоиз них. Поэтому в преодолении сложных семейных педагогических ситуаций большуюпользу могли бы принести психолого-педагогические консультации для родителей,которые помогли бы добиться наиболее эффективных результатов.
Автор Ю.П.Азаров в своих книгах «Педагогика семейных отношений» и«Семейная педагогика» характеризует три различных модели семьи всоответствии со сложившимися между ее членами взаимоотношениями. Это идеальная,средняя, негативная модели. Для каждой из них проанализированы ежедневныевоспитательные ситуации, которые могут возникнуть в любой семье. В своих трудахученый подчеркивает, насколько важно, начиная с малого возраста, вселить вребенка уверенность в свои силы. Главное достоинство этой книги — вернонайденный тон общения с читателем и поставленные в ней актуальные вопросы,волнующие родителей. Автор стремится обратить внимание родителей на ихсобственный опыт семейного воспитания, вызвать потребность проанализироватьвесь этот процесс. [9]
Ш.А.Амонашвили, рассматривая в своих трудах проблему взаимоотношений воспитателя ивоспитанника на началах личностно-гуманного подхода ( в книгах «Созидаячеловека», «Здравствуйте, дети!», «Обучение и воспитание», «Воспитательная иобразовательная функция оценки учения школьников»), приходит к выводу, чтовоспитатель обязательно должен занять позицию ребенка, должен встать на егосторону и только в этих условиях искать пути, как ограничивать процесс ееформирования. В.А.Сухомлинский, выдающийся отечественный педагог – гуманист,назвал этот принцип духовной общностью, считая, что без этой духовной общностинельзя и говорить о настоящем, истинном воспитательном процессе. Он писал: «Мыдобиваемся того, чтобы учителей и учеников объединяла духовная общность, прикоторой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Если учитель сталдругом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом кчему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло…Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить сблужданием в потемках». Учет позиции ребенка, понимание и проникновение вглубьее, по мнению Ш.А. Амонашвили, предоставляет возможность осуществлять глубинноевоспитание, процесс которого подразумевает, что ребенок считает родителя своим,близким человеком, доверяет ему и любит его, а без этого процесс глубинноговоспитания не может быть налажен [1, 6, 9]. Понятия «воспитатель», «учитель»,«педагог» в словах этих авторов относятся и к родителям, так как принципвзаимодействия любого воспитывающего, наставляющего, обучающего лица с ребенкомимеет одинаковый характер.
Золотыеслова В.А. Сухомлинского «Только тот станет настоящим учителем, кто никогда незабывает, что он сам был ребенком.» [6] не должны остаться без внимания.Насколько это правдиво! Ведь частые неполадки родителей с детьми, непониманиемежду ними происходят в семье именно из – за того, что родители неправильноподходят к воспитанию и требуют от ребенка того, чего сами, будучи детьми, неделали или не хотели делать. Они забывают, что когда – то были такими жедетьми, так же хотели бегать и веселиться, и требуют от ребенка выше меры, даеще и сравнивают ребенка с собой нынешним. Но как важно, воспитывая ребенка,обучая его, заставляя его что-либо делать, вспоминать свои давно ушедшие годы иснисходить к своему ребенку. В моей семье тоже часто возникает такоенепонимание, потому что родители изгладили из своей памяти ушедшие детские годыи вспоминают о них так редко.
Великийпедагог А.С. Макаренко в своей «Книге для родителей» описываетнеблагополучные семьи, родителей, которые потеряли детей из-за своих ошибок,семьи, где между воспитателями и воспитанниками установилось чувство ненависти,раскрывает причины таких случаев и показывает способы решения подобных проблем[9].
Оченьмногие авторы с давних времен и по сей день уделяют огромное вниманиеособенностям и проблемам семейного воспитания – воспитания и обучения детейродителями. Также они помогают родителям в пополнении знаний о воспитании.
 
3 Сущностьисследуемого явления
 
Родители. Вчем заключается сущность этого понятия? Что под этим словом подразумеваем мы, акого и что видит в этом слове ребенок?
В первуюочередь, родители – это самые близкие люди для ребенка, функции которыхзаключаются в удовлетворении его потребностей, его самые первые и самые важныевоспитатели и учителя. Слово воспитатель происходит от основы «питать». Всовременных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийсявоспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни иразвитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже,когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужнаспециальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знанийи умений. Родители являются первыми и значительными воспитателями и учителями,потому что они закладывают в ребенка первые ступени образования и воспитания,чтоб в дальнейшей жизни это принесло плод. Если этого не сделают родители, точто уже говорить об учителях в школе и об обществе? Наша жизнь начинается всемье, с родителями, где мы получаем тепло, опору и поддержку, необходимыекаждому. Только семья, конечно, если она благополучна, может создать тунеповторимую атмосферу близости, общности и взаимной заботы, без которойневозможно нравственное развитие человека. Еще со времен Платона мудрыевысокообразованные люди, ученые и педагоги, утверждали, что именно родителиоказывают огромное влияние на психологическое становление детей, несутвеличайшую ответственность за развитие их умственных способностей, гармоничноедуховное и физическое развитие, воспитание в духе здоровых моральных принципов.Родители заботятся о том, чтобы сделать детей правдивыми, аккуратными,трудолюбивыми, послушными и т.д. Цели усложняются позже, с возрастом детей.Позже приходится считаться с изменившимися условиями жизни, тогда меняются исами условия их воспитания.
Дети, начавсвою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, чтопоследние естественно порождают в них чувства благодарности, любви и своегорода гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь,забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль. Дети, раноосиротевшие или почему — либо лишившиеся отца или матери, часто позже, в зрелыегоды, чувствуют горечь, тоску от отсутствия в их воспоминаниях памяти ородительской ласке, семейных радостях, неиспытанных сыновних чувствах и т.п.Адети, испытавшие счастье, которое дается сколько-нибудь хорошей семейнойжизнью, вспоминают, что они, детьми, считали мать красавицей, необыкновеннодоброй, а отца — умным, умелым и т.п., хотя в то время, когда вспоминают это,они могут уже сказать, что в действительности мать вовсе не была красавицей, аотец был не более как неглупый человек. Эта иллюзия детства свидетельствует опотребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в тех, ктоим в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их воображение можетрисовать им. Они всегда любят тех, кто любит и уважает их родителей.
Ребеноксчитает родителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его. Ш.А.Амонашвили писал: «Без доверия и любви, без взаимного уважения процессглубинного воспитания не может быть налажен. Этот процесс основывается навзаимном согласии и сотрудничестве взрослого и ребенка, и, поскольку родительобладает большими знаниями и опытом, естественно, его советы и наставлениястановятся руководящими для ребенка, открывающего ему душу.» [7].
Ребенок –это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная чертахороших родителей, которая передается детям без особых усилий – это душевнаядоброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и матьотдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горестилюдей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло – индивидуализмотдельных родителей. Иногда это зло выливается вслепую – инстинктивной любовьюк своему ребенку. Если отец и мать все силы своего сердца отдают детям, если заними не видят других людей – эта гипертрофированная любовь в конце концовоборачивается несчастьем [6]. Такое проявление любви оказывает плохое влияниена процесс воспитания и на формирование личности ребенка. Цель всякоговоспитания – содействовать развитию разумного человека, но никак не эгоиста.Бесспорно, родители обязаны любить детей, но это должно быть в пределахразумного. Любовь всегда должна присутствовать в семье, без неё семья будетнеполноценной. Самое главное, чтоб в семье присутствовала любовь междусупругами, отцом и матерью, отсюда и произойдет закладка любви между детьми и кокружающим. В семье должно быть равновесие любви: мать – отец, родители – дети,дети – дети. Если такое равновесие нарушается хотя бы в одном звене, это сказываетсяна благополучии семьи. А.С. Макаренко писал, что счастье человека нельзясчитать полным, если он не познал сестринской ласки, преданности и заботыбрата. А обо всем этом должны заботиться родители, ведь дать каждому ребенкусчастья – это одна из их основных задач [3].
Цельвоспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей индивидуальностьюв мудрости, самостоятельности, творчестве, любви. Ребенка нельзя сделатьчеловеком, этому нужно содействовать и не мешать, чтоб он сам в себевырабатывал идейного человека и стремился бы в жизни руководить этим идеалом.Не следует заставлять ребенка сидеть, ползать, вставать, ходить, раньше, чем онэто в состоянии сделать сам. Необходимо, чтобы младенец сам осложнял своидействия по мере сил и возможности. Вся тайна семейного воспитания в том исостоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать всёсамому; взрослые не должны забегать наперед и делать что – то для своеголичного удобства и удовольствия, а с самого первого дня появления ребенка насвет всегда должны относиться к ребенку, как к человеку, с полноценнымпризнанием его личности и неприкосновенности этой личности [5]. Самое важное –это не смотреть на ребенка, как на свою живую собственность, с которой чтохочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка, как на раба, как на игрушкуили обузу. Надо научиться смотреть на ребенка, как на человека, пусть ещёслабого, нуждающегося в помощи, защите, пусть ещё не могущего быть борцом истроителем, но все же человека, притом человека будущего [2].
Конфликтотцов и детей заключается в том, что родители не хотят тратить время и силы,чтобы правильно воспитать своих детей, а думают, что все произойдет само собой,дети поумнеют с возрастом. Они ожидают хорошей жизни для потомков, строят планына будущее, только вот общие проблемы никуда не деваются. А родители должнывыполнять свои функции – обеспечивать потребности ребенка, учить его правильножить, стремиться к получению новых знаний, воспитывать из него хорошегочеловека, достойного гражданина, помогать ему в любой жизненной ситуации,направлять в нужное русло. Но не стоит преувеличивать этих функций, превращатьих в баловство, что мешает детям самостоятельно познавать и исследовать мир, нестоит выполнение своих функций превращать в контролирование и авторитарноеруководство. Я думаю, все родители должны руководствоваться словами А. С.Макаренко, который сказал, что сущность его педагогического опыта определяетсятак: «… как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения кнему.» [7].
 
4 Структурапроцесса
 
Как говорилЕ.А. Аркин, действительная сущность воспитания заключается в создании новыхценных качеств на основе того, что есть в ребенке сильного, здорового,прекрасного, а истинная сущность ребенка заключается в его способности,возможности, стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. И как часто постоянныеуказания на порочность поведения, нотации, выговоры, наказания – применениевсевозможных форм непосредственного воздействия на отдельные нежелательныечерты характера и поведения ребенка с целью исправления их остаютсябезрезультатными! Родители же должны, оставляя в стороне недостатки, как бы несчитаясь с ними и не замечая их, с величайшим усердием и любовью проникнуть вглубь детской личности и найти там, в глубинах душевного мира ребенка, черты икачества, свойственные его возрасту, характерные именно для него, найти егосильные стороны, а затем создать условия для их дальнейшего развития. Спомощью таких действий не только откроются сильные стороны детской натуры, но ивскроются также неблагоприятные условия в домашней обстановке, которые не даютребенку возможности жить полной жизнью. Без полноты жизни невозможно здоровоеразвитие, невозможен расцвет физических и душевных сил, поэтому внеблагоприятных условиях жизни нередко заключаются источники, питающиенедостатки ребенка, искажающие линию его развития. Устранить эти недостатки –такова важнейшая задача воспитания, которое является по преимуществу процессомсозидательным [7].
Г.А.Медынский утверждал, что воспитание – это пример, контроль и наставление,вместе объединяющиеся в емком понятии, которое вбирает в себя и образ жизни, иеё основные принципы, и нравственный воздух, то есть всё то, что создаётатмосферу, в которой живет воспитуемый и как губка впитывает её. Поэтому вздоровых семьях, построенных на крепких устоях, и дети обычно бывают хорошие, ав семьях, где все шатается и ползет по сторонам, воспитание лишается своегонравственного фундамента [7]. Дети нуждаются в ласке, любви и заботе родителей,но так часто этого им недостаёт! Многое здесь зависит от структуры семьи, от еёустройства, от распределения в ней обязанностей и ролей между родителями.
Всовременном обществе создается представление о мужчине, как о человеке, которыйнесет ответственность только за материальное обеспечение семьи, аответственность за воспитание и нравственное развитие детей несет мать. Но такбыть не должно. Даже в Библии говорится о том, что женщина – это немощнейшийсосуд, она стоит за спиной мужа и является только его помощницей. Отсюдаследует, что главным в семье, ответственным за все вопросы, в том числе и завоспитание детей – мужчина, отец, муж. Мужчина должен уметь брать на себяответственность за свою семью, за свою жену, за своих детей, за их будущее. Ондолжен понимать, что является образцом для своего сына, что его жизнь –приблизительная модель жизни его сына. Женщины тоже стали преувеличивать своифункции, что является неверным с их стороны. Женщина должна оставатьсяпрекрасной, доброй, заботливой, а мужчина – сильным, заботливым, любящим.Только тогда всё будет хорошо, и воспитание детей в семье будет обоюдным –правильным.
Многиеродители не хотят иметь более чем одного ребенка, но воспитание единственногоребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Единственныйребенок очень часто становится центром семьи, а для родителей очень труднобывает затормозить свою чрезмерную любовь к нему и свои заботы, и волей –неволей они воспитывают эгоиста. В большой семье родительская забота равномернораспределяется между всеми, там ребенок с малых лет привыкает к коллективу,приобретает опыт взаимной связи. Жизнь в такой семье предоставляет ребенкувозможность поупражняться в различных видах человеческих отношений (любовь,дружба, сочувствие и др.) [2].
Другойслучай, играющий немаловажную роль в хорошем воспитании – это неполная семья,где родители разведены. Развод оказывает плохое влияние на полноценноевоспитание, потому что многие родители не скрывают от детей своих распрей,ненависти друг ко другу. Но таким родителям нужно больше думать о детях,скрывать от детей свою неприязнь, ненависть, ссоры. Развод – это сложное времядля детей, которые вынуждены переезжать от одного родителя к другому, чтоб нетерять с ними связь. Поэтому родителям в такое время нужно сконцентрироватьсяна нуждах их детей, несмотря на собственные проблемы, которые возникают междуними. Ведь дети действительно хотят иметь нормальную повседневную жизнь, ибудут иметь её посредством нормального общения родителей при них и проявлениизаботы, даже если время пребывания детей в двух домах раздельно [2].
Действительно,гармония в семейном общении достигается через уважение и любовь, которыенеобходимо проявлять к ребенку. Но в воспитании нельзя обойтись не только безродительского внимания и заботы, а также и без наказания и поощрения. Многиепедагоги прошлого и наши современники, касавшиеся проблемы поощрения инаказания в воспитании детей, любили повторять крылатые слова К. Д. Ушинского:«Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показываетнесовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьетсятого, что поощрения и наказания станут ненужными». Овладение же искусствомприменения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалыхусилий. В наше время среди педагогов бытуют самые разные взгляды на воспитаниедетей. Единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. Один и тот жеподход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что,сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одномуребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет делос воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастныеособенности при выборе методов воспитательного воздействия. Изучая проблемупоощрения и наказания, Л.Ю. Гордин указывал на то, что в этимологии понятий“поощрение” и “наказание” есть общее значение – стимулирование. При этомстимулировать – значит дать стимул к чему-либо, заинтересовать. Стимул же –побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо.Прямое и непосредственное назначение стимулов ускорять или, наоборот, тормозитьопределенные действия. Это помогает видеть единство методов поощрения инаказания в воспитательном процессе [8].
В.Н.Худяков определяет наказание как метод педагогического воздействия, который долженпредупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины передсобой и другими. По его мнению, суть наказания заключается в том, чтобы ребенокпережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность,сделал соответствующие выводы. Казалось бы, наказание преследует благую цель –приучает к рефлексии, к самоанализу, приучает отвечать за свои поступки.Однако, по мнению директора Исследовательского Центра Семьи и Детства А.С.Спиваковой, наиболее распространенной формой воздействия остается наказание,основанное на страхе перед болью – это всевозможные формы физическогонаказания. Постоянные наказания, переходящие в норму семейного воспитания,усугубляют взаимоотношения между взрослым и ребенком и не приводят к желаемымрезультатам. К сожалению, родители забывают, что существует еще один методвоспитания – поощрение, который дает более эффективные результаты приправильном его применении [8].
ВРоссийской Педагогической Энциклопедии сказано: “В воспитании поощрение – этометод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо болеесильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции,способствует формированию чувства собственного достоинства,дисциплинированности, ответственности и другое. Оно осуществляется в различныхсловесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала и др. ),наградах, подарках, в зависимости от возраста ребенка, его интересов,склонностей, целей воспитания и конкретной ситуации”. Правильно примененное поощрениедает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции,оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких, как чувствособственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости,ответственности, т. д. Однако, при неумелой организации воспитания, поощрениене всегда дает положительный результат. Чрезмерная ласка, похвала порождаютсамодовольство, тщеславие, эгоизм [8].
Толькорациональное применение всех этих компонентов: родительское внимание, любовь,забота, поощрение, наказание, давление, которые характеризуют процессвоспитания и обучения, может способствовать правильному хорошему развитиюличности ребенка. Воспитывать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чемперевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это не тактрудно, как многим кажется, это по силам каждому человеку, каждому родителю,если только они этого действительно захотят. Кроме того, это дело приятное,радостное, счастливое. А перевоспитать гораздо труднее, не каждый родитель этосможет, да и работа эта даже при полном успехе причиняет родителям постоянныеогорчения. Поэтому родители должны стараться воспитать ребенка так, чтобыничего потом не пришлось переделывать [2].

5 Востребованность этихпризнаков в современной школе и значение изучения проблемы
 
Ивоспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания,всякое же знание действительно воспитательно. Свобода есть необходимое условиевсякого истинного образования как для учащихся, так и для учащих, то есть иугрозы наказаний и обещания наград, обуславливающих приобретение тех или иныхзнаний не только не содействуют, но более всего мешают истинному образованию.Одна такая полная свобода, то есть отсутствие принуждения и выгод как дляобучаемых, так и для обучающих, избавило бы людей от большой доли тех зол,которое производит теперь принудительное образование [2].
Воспитаниенельзя строить на простом внушении, с одной стороны, и на бездумном послушанииили слепом подражании – с другой, хотя опять-таки и то, и другое, и третьенесомненно играет какую-то свою и порой немалую роль. Но это тоже не будетвоспитанием личности. А разве нам нужно воспитывать пассивных исполнителей,людей слепой инерции, неспособных на мысль и дерзания? Нам необходимы людимыслящие, способные перешагнуть через какие-то рубежи и посмотреть на вещипо-своему, по-новому, нам нужны люди, способные отличить добро от зла и устоятьпротив зла, нужны люди мужественные, способные трезво видеть жизнь и вдохновеннобороться за её постоянное улучшение, нам нужны активные деятели, творцы иборцы. Поэтому подлинное воспитание достигается и завершается тогда, когдачеловек сознательно берёт то, что ему стараются привить, и делает это своимсобственным, частью и элементом своей личности. Самая главная цель воспитания,считает Г.А. Медынский – пробудить и развить в человеке стремление испособность к самовоспитанию, зажечь факел, который будет светить в жизни. Ввоспитании играет свою роль и хороший пример, и дурной пример, и весь комплексжизненных обстоятельств, на первый взгляд как — будто незаметных, непредусмотренных и часто не предусматриваемых, ведь дети впитывают в себя всё,хотя мы этого часто не замечаем. Затем дети перерабатывают бесчисленноеколичество впечатлений и делают свои выводы. Поэтому необходимо устранить всёто, что препятствует правильному воспитанию детей, отравляет нравственнуюатмосферу нашей жизни [7].
Какими быпрекрасными ни были все образовательные учреждения, самыми главными«мастерами», формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейныйколлектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, — это такаяоснова детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто.Только ежедневное общение с матерью и отцом, с бабушкой и дедушкой, со старшимибратьями и сестрами обеспечивает благоприятную обстановку для развития детскогомышления. Мы вступаем сегодня в такой период развития нашего общества, когдаобщая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, являетсяодной из предпосылок выполнения каждым гражданином своего долга передобществом, а этот долг заключается прежде всего в воспитании молодогопоколения. Поэтому прежде всего необходимо заботиться о повышениипедагогической культуры родителей, особенно в тех ее аспектах, от которыхзависит полноценное развитие мышления ребенка. Трудно найти более важное делодля учителей и родителей, чем забота о формировании и развитии мышленияребенка. И правда, почему, например, один ребенок приходит в школу сообразительным,наблюдательным, быстро схватывает то, что объясняет учитель, запоминает, адругой мыслит очень медленно, воспринимает материал с большим затруднением,имеет плохую память [2]? Всё это в полной мере зависит от родителей – первыхучителей ребенка.
Родитель,как учитель, имеет право вмешиваться в движение характера ребенка и направлятьтуда, куда надо, а не пассивно следовать за этим характером, так считал А.С.Макаренко. Только решать, как это сделать, в каждом отдельном случае нужноиндивидуально, потому что одно дело – иметь право, а другое дело – уметь этосделать [7]. Детям необходимо вовремя помочь, вовремя их остановить, направить.Для этого в семье очень важен родительский авторитет, который основывается награжданской деятельности родителей, на их гражданских чувствах, на их сознаниижизни ребенка, на их помощи ему и на их ответственности за его воспитание.Каждый родитель должен понимать, что в семье он не бесконтрольный хозяин, атолько старший, ответственный член коллектива. Если эта мысль будет хорошопонята, то правильно пойдет вся воспитательная работа [2].
Воспитаниеи обучение детей родителями имеет отражение на дальнейшем обучении их в школе.Ведь если родители не смогут сделать необходимую закладку азов образования, тоэто очень плохо отразиться на его успехах в школе и во всей жизни. Он будетотстающим учеником в классе, будет предпочитать теневые участки коллектива,потому что будет считать себя недостойным, не таким, как все. И все этипроблемы у ребенка будут возникать только потому, что родители вовремя неуделили ему должного внимания и времени, что так необходимо ребенку, и что ондолжен получить от родителей, а родители обязаны к нему применить. Исследованияпоказали, что дети, воспитывающиеся в семьях с благоприятной обстановкой,являются наиболее успевающими в школе, чем дети, которые выросли в семье соструктурным нарушением и в неблагоприятной обстановке.
Задачародителей – дать каждому ребенку счастье, которое заключается в том, чтобчеловек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том,чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, ив том, чтобы любить другого человека, быть любимым – одним словом, в том, чтобырастить детей настоящими людьми [6].

Заключение
 
Я думаю,что в своей исследовательской работе я реализовала поставленные цели.Рассмотрена роль родителей в воспитании ребенка. Они – первые и самыезначительные учителя ребенка, закладывающие в него с самого рождения то, что незаложит больше никто на протяжении всей его жизни. Родители готовят своегоребенка к успешному обучению в школе, что весьма немаловажно как для ребенка,так и для самих родителей. Родители готовят своего ребенка и к предстоящейсложной жизни, которая полна так называемых сюрпризов и неожиданностей, и безподготовки к которой невозможно обойтись.
Доказананеобходимость приобщения родителей к педагогической культуре. Ведь чемправильней будет подходить родитель к воспитанию и обучению ребенка, тем лучшебудет проходить сам процесс и исчезнут многие проблемы. А из детей вырастутдостойные граждане, будущее наследие нашей Родины.
Рассмотреныразные пути воспитания и рекомендованы правильные, изучены, раскрыты иобъяснены компоненты, характеризующие процесс воспитания и обучения детей.
Данопонятие о том, что такое воспитание и обучение детей родителями. Воспитание –это созидание человека на основе всего хорошего, что в нём уже есть. Обучение,образование – это передача имеющихся знаний подрастающему поколению. Ивоспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания,всякое же знание действительно воспитательно.
Такжераскрыта востребованность этих признаков в современной школе и обществе.
Те способыи методы исследования, которые я использовала в своей работе, я думаю,оказались эффективными и в достаточной мере раскрыли всю сущность данной темы.Но останавливаться на этом не надо, для полного успеха необходимо дальнейшееизучение этой темы.
Хочу ещёдать некоторые рекомендации родителям. Не нужно забывать, что ребенок – этоличность, пусть еще со своими недостатками, плюсами и минусами, но это невещь, это человек. Будьте достойным примером для ребенка, не забывайте о том,что ребенок смотрит на вашу жизнь и часто копирует её, и о том, что сами,поступая неправильно, вы не можете научить ребенка правильному. Не следуеттакже сверх меры любить ребенка и заботиться о нем, чтоб не вырастить из негоэгоиста, помните, что всё должно быть применено рационально, в том числепоощрение и наказание. Не будьте жестоки по отношению к своему ребенку, это непринесет ничего полезного, только вред. Помните, что вы ответственны за ребенкаи за осуществление всех его потребностей. И самое главное – не забывайте словаВ.А. Сухомлинского: «Только тот станет настоящим учителем, кто никогда незабывает, что он сам был ребенком.». Да, это на самом деле серьёзная проблемамногих родителей. А как необходимо для полноценного воспитания не толькопомнить эти слова, но и помнить свои безвозвратно ушедшие детские годы.
Вы – первыеи самые важные учителя для ребенка. Именно вы должны вложить в ребенка то, чтотребует от человека современное общество. А оно требует развития таких качеств,как активность, самостоятельность, ответственность, инициативность, умениеработать в команде, нестандартность мышления. Человек, обладающий даннымикачествами, может быть успешен, может добиться определённых целей в своейжизни. Одна из основных задач в жизни родителей – помочь детям статьсчастливыми, уверенными в себе, знающими, как себя вести достойно. Нет наградыболее отрадной, чем знать, что вам удалось добиться стойких изменений к лучшемув жизни ребенка [3].

Списоклитературы
1.        Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети – М, 1988 – 208 с
2.        Восхождение к гармонии – Библиотека молодой семьи – М, 1989 – 381с
3.        Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» — М, №12 2008 г.
4.        Педагогическое наследие: Белинский В. Г., Герцен А. И.,Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н. А. – М, 1987 – 400 с
5.        П. Ф. Лесгафт «Семейное воспитание ребенка и его значение» — М, 1997
6.        Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям – Киев, 1973 – 244 с
7.        Хрестоматия по педагогике / Под ред. З.И. Равкина – М, 1976
8.        Синяк Е.А. статья «Использование методов поощрения и наказания всемье как методов стимулирования поведения и деятельности ребёнка»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Религиозная вера и рациональность
Реферат Религиозно-экзистенциалистская философия свободы, творчества и бытия человека Н.А. Бердяева (1874–1948)
Реферат Регулирование властью социального и телесного пространства личности
Реферат Религиозное учение и этика Канта
Реферат Жанна Бургундская королева Франции
Реферат Конституційний статус Президента України його соціально-політичне значення Кабінет Міністрів
Реферат Рецензия по книге Бердяева "Философия Свободного Духа"
Реферат Реабилитация историзма. Философские исследования Германа Люббес
Реферат Ренессанс и Реформация в Великом княжестве Литовском
Реферат Рефлексивное сознание и самосознание
Реферат Религия и наука 2
Реферат Реакционные и консервативные политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII -нач
Реферат Ролевая теория личности
Реферат Реализм с человеческим лицом Х Патнэма
Реферат Рецензия на книгу: Ж. П. Вернана "Происхождение древнегреческой мысли"