Введение 1.Социальные нормы, их особенности и виды. Роль социальных норм в жизни общества. 2.Понятие и признаки нормы права. 3.Структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. 4.Виды норм права. 16 Заключение 19 Список используемой литературы. 20 Введение. Система как и всякая другая система представляет собой совокупность взаимосвязанных взаимозависимых
элементов, обладающих свойствами целостности, целесообразности и открытости. Минимальными элементами этой системы являются нормы права. От содержательных характеристик этих норм, а также от наличия или отсутствия связей между ними зависит целостность и устойчивость всей правовой системы, а, следовательно, и ее жизнеспособность, обеспечивающая, в свою очередь жизнеспособность государства, которое может как всякая организация базироваться только
на установленных правилах поведения всех его участников. Свойство целостности системы состоит в том, что система не есть простая сумма свойств его элементов. Система обладает также и интегративными свойствами, которые не присущи ни одному элементу в отдельности. Так, например, нормы права, регулирующие отношения собственности на средства производства и право работника на вознаграждение за труд хотя сами по себе и несут выгоды отдельным субъектам правоотношений, но, вместе
с тем, вступают друг с другом в противоречие, в результате чего рождается новое интегративное качество(не обязательно позитивное для субъектов этих правоотношений). Роль государства состоит в поддержании собственной жизнеспособности, устойчивости, состояния стабильности, которое возможно только через регулирование поведения его участников. Нормы права, являясь регуляторами, должны учитывать не только критерии поведения субъектов права, но
и цели государственного развития. Таким образом, основное назначение норм права состоит в обеспечении максимального достижения целей государства при учете ограничений на поведение его участников (физических и юридических лиц). 1. Социальные нормы, их особенности и виды. Роль социальных норм в жизни общества. Происхождение норм права существующих только в государстве как особом коллективе, особой организации ведет свое начало от норм, регулирующих поведение внутри организации
более низкого уровня иерархии. В любом случае, нормы, регулирующие поведение внутри организации обязательно отражают необходимые и достаточные основания существования данной организации и ее цели. Поскольку первоначальными участниками коллектива являются, прежде всего, граждане (физические лица), каждый из которых имеет собственные интересы (цели) и ценностные установки (нормы поведения), то при вступлении в организацию каждый из них подчиняет свои ценности и цели ценностям и целям организации
как целостной системы. Такое подчинение можно назвать добровольным отказом от части своих ценностей (индивидуальных норм поведения) как платы за право быть участником организации. Действительно, организация строится на определенных общих ценностях и целях всех ее участников, причем тех, которым участники организации придают наибольшее значение. Таким образом, внутри организации для регулирования поведения ее участников устанавливаются социальные
нормы, «зафиксированные образцы уже достигнутого, а затем уже рекомендованного с позиции должного». Единодушие (желание каждого участника организации строить свое поведение в соответствие с этими социальными нормами) возможно только в данный момент и в данное время. При изменении пространственно-временного континуума (изменении условий) участники организации начинают придавать наибольшее значение уже другим нормам (часто не совпадающим не только с социальными нормами
организации, но и с нормами других участников). Это вызывает разрушительные тенденции в организации. Поскольку каждая система обладает иммунитетом самосохранения (участники организации не хотят оказаться одинокими), к нарушителям социальных норм начинают применяться наказания. Эти наказания имеют целью восстановление того баланса интересов, который существовал до нарушения. Таким образом, социальная норма - это критерий, устанавливающий пределы, в которых возможно поведение
участника данного социума. Чем меньше участников в организации, тем, соответственно, меньше ограничений на индивидуальные нормы поведения. Механизм установления социальных норм также прост, как и механизм происхождения индивидуальных норм. Гражданин выбирает для себя в качестве направляющих те нормы, которые доставляют ему максимум функции полезности, то есть максимальное удовлетворение его потребностей. То же самое можно сказать и о социальных нормах, установленных в организации.
С этих позиций также можно объяснить несовпадение норм социальных с нормами индивидуальными и относительно высокой степени иерархии первых. Чем дольше существует организация без изменения социальных норм, тем выше напряжение среди ее участников. Таким образом, с целью самосохранения организация вносит изменения в содержание социальных норм. В качестве примера можно привести введение частной собственности на средства производства в России. Право собственности на средства производства, принадлежащее государству, не давало
возможности гражданам в полной мере реализовывать свой потенциал в области предпринимательства (в производстве, в коммерции, в сфере услуг). Виды продукции и услуг планировались часто без учета потребностей потребителей. В настоящее время все равно отсутствует право частной собственности на средства производства, поскольку организация не может пойти на такие изменения социальных норм, так как это угрожает ее жизнеспособности. В результате этого средства производства сосредоточились в собственности у нескольких организаций,
являющихся по своей сути подсистемами системы государства. Здесь прослеживается еще одна особенность социальных норм - не все участники организации обладают равными правами и обязанностями (наличие дифференциации в действии социальных норм). Эта особенность определяется иерархической структурой организации как системы, в которой участники, стоящие на более высоких уровнях обладают большими правами.
Таким образом, чем выше уровень внутри организации у ее участника, тем меньше ограничений, устанавливается на его поведение со стороны самой организации. Кроме того, чем выше уровень занимает участник организации, тем больше цели организации совпадают с его индивидуальными целями. Наконец, социальная норма устанавливается в организации не кем-то, а ее руководителем (группой руководителей), т.е. участником (участниками), занимающим наивысшую в иерархии организации позицию.
Таким образом, социальная норма - это также авторитетное установление. Можно, конечно, сказать, что в толпе, например, все равны. Но толпа не является организацией, если она и обладает системными признаками, то существует относительно непродолжительное время, ее связи легко разрушаются: паника присуща как явление только толпе. Конечно можно сказать, что в толпе может быть лидер, но в этом случае толпа уже превращается в организацию,
где социальные нормы будут устанавливаться в интересах, прежде всего, лидера. Затем у лидера появится окружение, т.е. образуется иерархическая система управления, и толпа по сути перестанет существовать. Следовательно, под социальной нормой следует понимать авторитетно установленное правило поведения субъекта (гражданина, участника), занимающего данную ступень в иерархии. Социальные нормы могут выступать в качестве прав (ограниченных в интересах организации возможностей)
и обязанностей (функций, необходимых для исполнения данным участником организации). Индивидуальные же нормы выступают только в качестве прав, поскольку ограничены интересами одного человека. Усложнение организации приводит к уменьшению границ возможного в интересах гражданина поведения (уменьшению объема прав) и увеличению объема обязанностей. При объединении организаций социальные нормы новой организации устанавливаются согласно логике на основе ограничения возможностей каждой из них до момента объединения,
следовательно, социальные нормы претерпевают изменения в сторону уменьшения свободы их участников. При разделении - наоборот, каждая сторон приобретает дополнительные возможности, а значит, расширяются границы свободы в их социальных нормах. При поглощении (насильственном присоединении) социальные нормы поглощающей организации навязываются. Например, с присоединением Кавказа к Российской империи горским народам (чеченцам, ингушам и т.п.) были навязаны нормы, связанные
с запретом кровной мести за убийство. Подобное навязывание социальных норм вызывает напряжение среди участников организации и усиливает внутри нее конфликты между участниками. Для погашения внутриорганизационного конфликта усложняется структура по горизонтали, с одной стороны, увеличивая границы возможного поведения для подсистем (относительная автономия управления в национальных республиках Российской Федерации), а с другой, усиливается самостоятельность подобных подсистем, что
ведет к усилению процессов распада организации (например, республики Татарстан, Чечня, на территории которых проявляется относительная самостоятельность в установлении социальных норм, по сравнению с другими субъектами федерации: областями, краями, автономными округами и даже некоторыми республиками). Как составная часть социальных норм выступают нормы права (юридические нормы). 2. Понятие и признаки юридической нормы. Понятие правовой нормы не на много отличается орт понятия
социальной нормы. Если под социальной нормой понималось авторитетно установленное правило поведения субъектов общественных (социальных) правоотношений внутри организации, то по отношению к правовой норме лицом, установившим правила поведения в государстве будут специально-уполномоченные государственные органы (Федеральное Собрание, Президент, Правительство, министерства и государственные комитеты, Законодательные собрания субъектов федерации и т.д.).
Это первый признак правовой нормы. Таким образом, правовая норма - это не всякая социальная норма, а только та, которая установлена в интересах государства специально уполномоченными на то государственными органами. Высшие государственные органы власти действуют на основании Конституции, утвержденной гражданами государства на референдуме; представительные органы власти (в частности Федеральной собрание), а также руководители государства и его субъектов в
России избираются путем прямого волеизъявления. С этой позиции можно сказать, что органы государственной власти лишь опосредуют волю граждан, точнее их большинства. Таким образом, нормы права в государствах (по крайней мере с демократическим политическим режимом) устанавливаются опосредованной волей граждан. Следовательно, первый признак правовой нормы, опосредованное государственными органами установление воли большинства граждан.
Нормы права закрепляются в документах (законах, указах президента, постановлениях правительства и т.д.), то есть носят формальный характер. Социальные же нормы могут просто опираться на образец установленного авторитетным предписанием поведения. Правовая норма носит общеобязательный характер, т.е. обязательна к исполнению для любого субъекта, оказавшегося в условиях, указанных в этой норме. За неисполнение предписанного в правовой норме правила поведения субъекта нарушитель несет наказание.
Роль наказания заключается не в мщении государства нарушителю, а в восстановлении баланса интересов всех участников правоотношений, то есть в восстановлении нарушенного права или в обеспечении исполнения обязанности. Роль контролера соблюдения правовых норм принадлежит только органам государственной власти (т.е. высшим в иерархическом плане участникам организации). Исходя из всего вышеизложенного под правовой нормой (юридической нормой) следует понимать формально
установленный государством вид (тип) поведения субъекта правоотношения, носящий общеобязательный характер, исполнение которого контролируется исключительно органами государственной власти. 3. Структура правовой нормы. Соотношение норм права и статьи нормативного акта. Следуя системному принципу правовая норма имеет и свою внутреннюю структуру. Основными ее элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза представляет собой совокупность условий, при которых эта норма реализуется, а также круг лицу, которым эта норма адресуется. Выделяют 3 вида гипотез: простая, сложная и альтернативная. С точки зрения формальной логики и теории множеств такая классификация гипотез полностью основывается на формулировке статьи нормативного акта. Таким образом, простая гипотеза включает в себя одно обстоятельство, с наличием которого связывается реализация правовой нормы.
Например, согласно ст.232, ч.2 ГК лицо, задержавшее безнадзорных животных, имеет право на вознаграждение в соответствии с пунктом 2 статьи 229 ГК РФ. Сложная гипотеза объединяет два и более обстоятельств, совместное наступление которых реализует норму права (операция пересечения множеств). Согласно того же КЗоТ, Сст.30 срочный трудовой договор считается продолженным на неопределенный срок, если по истечении срока трудового договора трудовые отношения фактически продолжаются (работник выполняет
обязанности по работе и ему начисляют вознаграждение за его труд) и при этом ни одна из сторон не потребовала прекращения трудовых отношений. Альтернативная гипотеза делает ссылку на два или несколько обстоятельств, с наступлением любого из которых реализуется норма. Например, в ст.151 ГК РФ указано, что моральный вред возмещается гражданину, если он нанесен ему действиями, нарушающими его личные неимущественные права (авторское право) либо на принадлежащие гражданину нематериальные
блага (жизнь, здоровье, достоинство личности), а также в других случаях, предусмотренных законом (например законом РФ «О защите прав потребителей» или законом РФ «О средствах массовой информации»). Следуя логике теории множеств необходимо было бы также сказать, что существует и исключающая гипотеза, предусматривающая ряд обстоятельств за исключением некоторых из них, при которых реализуется правовая норма. Однако, операцию исключения можно заменить операцией
пересечения множеств: Например, если в ст.36 ч.2 Семейного кодекса (СК) сказано, что личным имуществом каждого из супругов являются вещи индивидуального пользования, приобретенные в период брака за счет общих средств, за исключением драгоценностей и предметов роскоши, то переформулировав эту гипотезу получаем, что для того, чтобы стать личным имуществом каждого из супругов, вещи, приобретенные за счет общих средств в период брака, должны одновременно быть вещами индивидуального пользования и не быть предметами
роскоши. Второй основной элемент правовой нормы - диспозиция - «само правило поведения, выраженное как определение обязанностей и прав сторон правоотношений» . Диспозицию аналогично можно классифицировать по количеству типов элементов на простые, сложные и альтернативные. Простая диспозиция называет единственный вариант правомерного поведения при данной гипотезе. Так, согласно Конституции РФ Президент Российской
Федерации в случае, если Федеральное Собрание преодолело квалифицированным большинством право вето, то Президент обязан подписать законопроект, предложенный Советом Федерации и прежде отклоненный Президентом. Сложная диспозиция перечисляет все признаки или виды правомерного поведения. Согласно ст.186 КЗоТ РФ по окончании профессионального обучения на производстве рабочему присваивается
квалификация по профессии и предоставляется работа в соответствии с полученной квалификацией. Альтернативная диспозиция указывает на два и более вариантов поведения, которые может выбрать субъект в данных условиях (при данной гипотезе). Например, согласно ст.152 ГК РФ гражданин вправе требовать, если в отношении него распространены сведения, несоответствующие действительности и порочащие его честь и достоинство, опровержения этих сведений или возмещения морального вреда, или
и то, и другое. Третий необходимый элемент любой правовой нормы - санкция. Она является указанием на те последствия, которые ожидают субъект, если при данной гипотезе он не будет следовать поведению, ограниченному диспозицией. Санкции также делятся на простые, сложные и альтернативные. Простая санкция предусматривает точно указанные параметры последствий, ожидающих нарушителя нормы. Например, согласно гл.12 ГК РФ, если лицо без уважительной причины пропустило срок исковой давности,
оно не в праве требовать восстановления своего нарушенного права в суде. Сложная санкция предусматривает некоторый интервал параметров последствий имущественного и неимущественного характера. Так, например, терроризм без квалифицирующих признаков согласно ст.205 ч.1 УК РФ наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. Альтернативная санкция подразумевает несколько вариантов последствий для нарушителя.
Например, согласно ст.42 и ст.45 ч.1 ГК РФ гражданин, в отношении которого нет в месте его жительства никаких сведений в течение 5 лет может быть признан судом умершим, безвестно отсутствующим, а может быть и не признан ни тем, ни другим. Системность права подразумевает изменение качественной роли элемента нормы права при вхождении его в состав другой нормы. Например, согласно ст.688 ГК РФ в случае расторжения договора найма жилого помещения наниматель и другие
граждане, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению на основании решения суда. А согласно ст. 687 ГК.РФ определяются основания при которых может быть расторгнуть договор найма. Таким образом, если в ст.687 расторжение договора найма было диспозицией, то в ст. 688 превратилось в гипотезу. Поскольку нормы права формулируются в виде текстов нормативно-правовых актов, то не всегда возможны абсолютные соответствия конструкций норм конструкциям текстов.
В одном нормативно-правовой акте возможна ситуация, когда элементы нормы права располагаются в нескольких статьях документа. Например, норма, относящаяся к соблюдению исковой давности размещается в нескольких статьях главы 12 ГК РФ, а, например, норма, касающаяся требования лица возместить моральный вред вообще находится в нескольких (по крайней мере более чем в 10) нормативно-правовых актах. 4. Виды норм права. Существует множество признаков для классификации норм права.
Наиболее интересные из них: отраслевой, признак определенности, признак санкций, признак юридической силы. По отраслевому признаку нормы права делятся на нормы уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного права и т.д. В связи с изменением системы правоотношений в государстве происходит и изменение правовых норм, появляются новые отрасли права (например, в России в последние 10 лет появились такие отрасли как коммерческое право, патентное право, информационное
право), следовательно, появляются новые юридические нормы. По степени категоричности нормы делятся на императивные и диспозитивные. «Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции (быть или не быть этому отношению?) либо если им предоставлено право конкретизировать будущие права и обязанности, такие нормы относятся к диспозитивным; если и основания правоотношения,
и его содержание твердо и детально определены нормативным актом - нормы относятся к императивным» . Например, норма, утверждающая, что если договором найма жилого помещения не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи (сю678 ч.3 ГК РФ), а норма, выраженная в ст.671, о том, что наймодатель обязуется по договору найма предоставить жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем, является императивной.
Выделяются из общего множества бланкетные и отсылочные нормы. Бланкетные нормы имеют переменную диспозицию. Пример - ст.144 КЗоТ РФ: на администрацию предприятия возлагается проведение инструктажа по технике безопасности. Правила техники безопасности меняются в зависимости от типа производства и используемых технологий. Отсылочные нормы указывают на другие нормы права, как на условие своего действия.
Например, согласно ст.689 ч.2 ГК РФ к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные ст.607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 ГК РФ. По юридической силе нормы делятся на нормы законов и нормы подзаконных актов. Существует множество других классификаций. Особый интерес вызывает классификация по признаку происхождения нормы права, которая основывается на способах формирования социальных норм.
Нормы юридические как и нормы социальные могут формироваться либо в виде дозволений, выражающихся «преимущественно в субъективных правах на собственное активное поведение» либо в виде запретов - воздержаний от неугодного для интересов государства поведения. Дозволения и запреты находятся друг с другом в системной взаимосвязи, определяющей принципы развития всей системы права. Эти принципы основываются на схеме «разрешено - запрещено».
1) что разрешено - то не запрещено. Абсолютный принцип, распространяемый на все без исключения нормы права для всех субъектов. 2) что не запрещено - то разрешено. Этот принцип применим к нормам права, регулирующим поведение только части субъектов правоотношений, а именно - граждан. Например, что касается коммерческих организаций, то они могут создаваться только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены
ГК РФ. 3) что не разрешено - то запрещено. Данный принцип относится к нормам права, регулирующим деятельность органов государственной власти и должностных лиц. Например, согласно Конституции Правительство РФ не может издавать законы - нет такого разрешения, прописанного в Конституции, однако нет и запрета. 4) что запрещено - то не разрешено. Это абсолютный принцип относящийся ко всем нормам права и ко всем субъектам также как и принцип что
разрешено - то не запрещено. Заключение Нормы права - это социальные нормы, обладающие признаками формальной определенности и государственной гарантии. Нормы права составляют базис системы права и находятся во взаимной связи друг с другом, которая выражается в общей принадлежности элементов норм двум или более нормам права. Элементы норм, входя в состав различных норм права, могут изменять свою функцию. Нормы права по своей природе могут быть либо дозволениями, либо запретами.
Соотношение двух источников (разрешено - запрещено) составляет основные принципы формирования новых видов правовых норм для различных участников правоотношений. Список используемой литературы. 1. Конституция РФ. 2. Гражданский кодекс РФ. 3. Кодекс законов о труде РФ. 4. Семейный кодекс РФ. 5. Уголовный кодекс РФ. 6.
Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве М.: Юр.лит 1989. 7. Бурлай Е.В. Нормы права в социалистическом обществе - Киев.: Наукова думка, 1987. 8. Дюрягин И.Я. Нормы социалистического права // Нормы социалистического права и правоотношения - Свердловск.: Свердловский юридический институт, 1986. 9. Теория государства и права.
Курс лекций./Под ред. М.Н.Марченко - М.:ЗЕРЦАЛО, 1998.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |