Содержание
Введение
1. Домашняя работакак одна из форм организации учебной деятельности
2. Виды домашнихработ по математике в начальных классах
3. Примерныедомашние задания учащимся по математике
Заключение
Библиографический список
/>ВВЕДЕНИЕ
Домашняя работа поматематике содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладеватьзнаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника,помогает организовать свободное время детей дома, содействует воспитанию у нихценных качеств: трудолюбия, организованности, дисциплинированности,аккуратности.
Руководство домашнейучебной работой учитель осуществляет через инструктирование учащихся и черезпроверку выполненной работы. Важно, чтобы ученику была ясна цель домашнегозадания, тогда он может с увлечением проделать неинтересную, но нужную работу.Ученику необходимо знать, что ему задано на дом и как он будет выполнять этозадание. Поэтому, предлагая задания на дом, нужно обязательно говорить, чтонадо сделать, и разъяснять, как это делать, переходя от подробной инструкции кболее краткой.
Для правильнойорганизации домашней учебной работы детей необходимо тесное сотрудничествоучителя с семьей ученика, а также с воспитателем группы продленного дня. Надоразъяснять родителям и воспитателям, как оказывать учащимся разумную помощь ввыполнении домашних заданий.
Проблема задаваниядомашних заданий по математике в начальных классах требует особого внимания.Учителя не всегда используют возможности выполнения домашнего задания как формуорганизации учебной деятельности учащихся. По этой причине домашняя работа какформа обучения не играет той роли, которая ей отведена.
/>1. Домашняя работа как одна из форм организацииучебной деятельности
Домашняяработа учащихся при обучении математике необходима. В ходе домашней работызакрепляются формируемые навыки, создаются условия для тренировки детей всамостоятельном применении приобретенных под руководством учителя знаний.
Однако,изучая опыт, приходится констатировать, что одним из типичнейших недостатков впостановке обучения математике в начальных классах школы является перегрузкаучащихся домашними заданиями.Перегрузка эта проявляется в двухформах:
а) заданияна дом оказываются чрезмерно большими по объему;
б) заданияоказываются чрезмерно трудными для детей, не могут быть выполнены ими безпосторонней помощи.
Объемдомашних заданий не должен быть слишком большим. Установлены примерные нормывремени на выполнение домашних заданий учащимся по всем предметам (русскомуязыку, чтению, а по математике нет домашних заданий) во втором полугодии I класса до 1 часа, во II классе — до 1,5 ч.; в III классе – до 2 ч. В первом классе впервое полугодие домашние задания разрешается давать только по чтению, всубботу домашние задания в начальных классах давать запрещается.
Чтобыизбежать такого положения, необходимо, систематически работая над развитием удетей умений, связанных с вполне самостоятельным выполнением учебных заданий,время от времени проверять, какие задания могут быть ими выполнены самостоятельнои за какое время. Эта задача не требует проведения специальных проверок. Важнотолько иметь в виду эту цель при проведении обычных повседневныхсамостоятельных работ на уроке, фиксируя время, затраченное на выполнение тогоили иного задания, отмечая задания, с которыми успешно справляются все дети.Предлагая задание на дом, учитель должен быть уверен, что оно посильно и чтооно потребует в среднем около 20 мин. Поскольку умения и навыки, связанные свыполнением самостоятельной работы, развиваются постепенно, задания на доммогут предлагаться, только начиная с того момента, когда существуют необходимыедля этого условия. Иначе, как это и сейчас еще довольно часто бывает, заданияна дом оказываются заданиями не для учащихся, а для их родителей. Именно такогорода злоупотребления домашними заданиями привели к специальному распоряжению МПРСФСР о запрещении домашних заданий для первоклассников в течение первого полугодия.
Важенвопрос о содержании заданийдля самостоятельной работы учащихся приобучении математике.
Этомогут быть задания всех тех видов, которые и в классе выполняются детьми в ходесамостоятельной работы: вычисления, сравнение выражений, решение уравнений,задания геометрического содержания (в частности, работы по вырезываниюкаких-либо геометрических фигур, составлению геометрических орнаментов и пр.),это могут быть и текстовые задачи и др. Однако предлагаться они должны послесоответствующей подготовки в классе.
В связис этим возникает вопрос о том, в какой связи с материалом урока должнынаходиться задания для домашней работы детей. Этот вопрос следует решать вкаждом конкретном случае по-разному. Пусть, например, на уроке рассмотренновый, но относительно легкий вычислительный прием, причем на уроке учителюудалось обеспечить закрепление введенного приема. Учитель убедился, что детипоняли новый материал и могут справиться с аналогичными упражнениямисамостоятельно. В этом случае вполне целесообразным будет ввести в домашнеезадание упражнения именно того вида, которые разбирались на самом уроке.Домашняя работа учащихся будет естественным логическим продолжением работы,проведенной на уроке, и послужит закреплению приобретенных на нем знаний.Проверка этой работы на следующем уроке создаст условия для развития,совершенствования приобретенных знаний на основе применения их в несколькоизмененных условиях, на упражнениях новых видов.
Иноедело, если на уроке рассматривалось впервые какое-то новое, относительнотрудное для восприятия детей понятие, правило, задача, для усвоения которыхтребуется длительная работа под руководством учителя. В этом случае, включивсразу же новый материал в упражнения для домашней работы детей, учительдопустил бы ошибку. Оказавшись недостаточно подготовленными к сознательномувыполнению задания, дети либо выполнят его формально, либо обратятся за помощьюк старшим. Помощь родителей в таких случаях нередко может оказаться не тольконе полезной, но даже вредной, если их пояснения не совпадут с тем подходом,который был избран учителем. Очевидно, в случае, когда новый материал еще не можетбыть включен в домашнее, содержанием этого задания должны стать упражнения изпройденного ранее. Отбирая упражнения для домашней работы, в этом случаеособенно важно подумать, что из ранее пройденного может особенно понадобитьсяна следующем уроке (или на ближайших уроках), что может послужить основой длялучшего понимания рассматриваемых в данное время вопросов. В этой связи можноговорить о необходимости при составлении тематического плана планироватьдомашнюю работу детей.
Проверкадомашней работы детей необходимо всегда, но формы ее осуществления могут быть весьмаразличны, и решение этого вопроса также требует учета конкретного содержанияпроверяемой работы, той цели, которую она преследовала.
Так,если домашняя работа детей не было органически связана с материалом предыдущегоурока и не связана непосредственно с задачами данного урока, то коллективная проверкаее в классе могла бы только отвлечь внимание детей от главного. В таких случаяхцелесообразно ограничиться проверкой фактического выполнения задания учащимися(с помощью беглого просмотра тетрадей на уроке), а правильность выполнениязаданных упражнений проверить во внеурочное время.
Если жедомашняя работа детей была построена на материале, представляющим интерес всвете целей данного урока, то ее проверку можно использовать в качестве своегорода мостика между тем, что говорилось на предыдущем уроке, и тем, чему будетпосвящен данный урок. В таких случаях часто бывает полезным не толькопроверить, скажем, правильность полученных ответов, но и прослушать объяснениявыполненных действий, решения задач и т.п. при проверке домашнего задания вэтом случае часто должны звучать вопросы вида: «Почему?», «Как рассуждал?»,«Что узнал?», «Как проверил правильность решения?» и т.п.
Довольночасто используется выборочная проверка домашней работы детей, при которойпроверяется только самое важное, особенно то, что может помочь перейти кматериалу данного урока.
Еслидомашнее задание связано органически с той частью урока, которая была посвященазакреплению и совершенствованию приобретенных ранее знаний, то оно предлагаетсяпосле этого этапа урока. Наконец, если задание для домашней работы не связано сматериалом данного урока, но связано с материалом предыдущего, то оно можетбыть предложено в начале урока. То же относится и к проверке домашней работы –ее место определяется возможностью установления связи между вопросами,рассматривавшимися при выполнении домашнего задания, и теми, которые служатпредметом рассмотрения на данном уроке.
Проверкадомашней работы учащихся может сочетаться с текущей проверкой знаний учащихся.В этом случае устные ответы на вопросы, позволяющие выяснить сознательностьвыполнения учеником работы, выполнение задания, аналогичного тому, котороепредлагалось на дом, могут служить хорошим материалом для оценки уровняусвоения материала учеником.
/>
2.Виды домашних заданий по математике в начальных классах
Существуеточень много видов домашних работ. Домашние задания могут быть общие,индивидуальные и групповые, когда группа учащихся выполняют какое-то задание,являющиеся частью общего классного задания. Например, групповое домашнеезадание, при сборе числового материала одна группа узнает цены учебныхпринадлежностей, другая – цены продуктов, третья – цены игрушек и т.д.Групповые домашние задания содействуют воспитанию учащихся в духе коллективизма,формированию у детей чувства ответственности за порученное дело.
Индивидуальныедомашние задания, например: на кормушке было 5 голубей. К ним подлетели 4воробья и 2 синицы. Сколько всего птиц стало на кормушке?
Общиедомашние задания. Придумать из геометрических фигур «Страну математиков». Атакже бывают такие виды домашних заданий, как:
— домашняя работа: геометрического содержания.
— домашняя работа на решение уравнений.
— домашняя работа творческого характера
— устнаядомашняя работа.
— домашняяработа исследовательского характера.
Учителя часто задаютдомашние задания не по пройденной теме, а по теме, которую прошли ранее.Учителям при задавании домашней работы следует учесть, чтобы они былианалогичными тем заданиям, которые решали на уроке, так как если задавать несоответствующие по сложности примеры дети будут затрудняться решать их. И надообратить внимание на то, что класс делиться на три группы: сильных, средних ислабых учеников. Поэтому учителю нужно заранее готовить примеры, соответствующиепо уровню их развития. Если слабому ученику задавать сложные задачи, то решитьему их не реально, а сильному ученику решать легкие задачи будет простонеинтересно.
/>3. Примерные домашние задания учащимся по математике />в начальных классах
/>
Числа от 1 до 100
/>Сложение и вычитание
/>Вычисли, представляя, где удобно,слагаемые или заменяя соседние слагаемые их суммой.
65 + 9 +5 36 + 8+12 20 + 27 + 3 + 30
76 + 8 +4 47 + 6 + 24 50+19+1+20
Вычисли,записывая решение столбиком
75 – 49 64+ 28 93-57 56+16
/>Числа от 1 до 100
/>Умножение и деление
/>(продолжение)
/>Легковое такси может взять 4пассажира. Сколько пассажиров могут взять 3 такие машины? Составь 2 задачи,обратные данной, и реши их.
/>
2·6 16:2 18:9 12:2·3 14:2·3
/>9·2 10:2 14:7 16:8·4 18:2·3
/>
Порядок выполнениядействий
/>Рассмотри выражения, установи порядокдействий и выполни вычисления
/>
76-27+9-10 80:8:5 75-(35-30)·7
/>43-(20-7)+15 21:7·9 60: (4+6) ·3
/>32+9·(19-16) 27:3·4 2·9 – 18:3
/>
Умножение на 1
/>
7·1 52·(48-47) 86·1 28:4·1
/>1·12 (62+24) ·1 1·27 1·8·3
/>89·1 (70-69) ·14 0·99 32-(0-57)
/>Круг. Окружность
/>Рассмотри на сколько равных частейразделен каждый круг. Назови, какие доли круги получились на каждом чертеже.
/>/>
/>
Сравни, какая долябольше: одна восьмая или одна четвертая; одна третья или одна шестая?
/>Числа от 1 до 100
/>Внетабличное умножение и деление
/>
1) 60:3 100:5 2·40 80:8
/>10·4 30·3 6·0 5·20
/>
2) 90 яиц разложили в 3коробки поровну. Сколько яиц в 2 таких коробках?
/>Умножение суммы на число
/>
100:50 7·2+7·8 30·3 — 10·4 8·9 – 48
/>60:10 4·6+6·6 20·4+60:3 56 — 7·6
/>70:10 3·8 — 7·2 40·2 – 90:3 63 — 8·7
/>
Деление суммы на число
/>
94 – (18+9) ·2 45 – 90:3 14·312·1
/>16+(14+7) ·9 76 – 80:2 5·16 12·0
/>
Проверка деления
/>Вычисли и проверь решение умножением:
/>81:3 96:6 51:3 58:29
/>
Проверка умножения
/>Вычисли и проверь решение делением:
/>
27·3 32·2 17·5 16·6
/>Деление с остатком
/>В трех одинаковых тетрадях 54 листабумаги. Сколько таких тетрадей получится из 90 листов?
/>Числа от 1 до 1000
/>Нумерация
/>
8 сот. + 1 сот. 3 сот. ·3 1 тыс. – 1 сот.
/>9 сот. – 6 сот. 8 сот.:4 1 тыс. – 5сот.
/>Сложение и вычитание
/>Приемы устных вычислений
/>Вычисли с устным объяснением:
/>
300-200 400-300 90+80 160-70
/>900+100 800-500 60+70 150-90
/>
Приемы письменногосложения и вычитания
/>Вычисли, используя запись столбиком,и сделай проверку.
/>
208+629 356-238 846-37
/>
Задача
/>В городе 156 школ, а детских садов на30 меньше. Сколько детских садов в городе?
/>Единицы массы
/>Какие гири надо взять, чтобы получить7 г? 80? 300г? 745? 900?
/>
Задача
/>Какова длина одной стороны песочницыквадратной формы, если ее периметр равен 800 см?
/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задавание домашней работыдля учителя важно для того, чтобы учащиеся, выполняя домашнее задание, училисьсамостоятельно овладевать знаниями, и при этом закрепляли пройденную тему,также воспитание в них трудолюбия.
Для учащихся начальныхклассов особенно важно, чтобы учителя умели правильно задавать объем домашнихзаданий, с учетом того чтобы они были интересными для них, и не создавалитрудностей при выполнении. Так как было констатировано то, что во многих семьяхдомашние задания вместо учащихся выполняли родители. И этим они не помогалисвоим детям, а наоборот вредили тем, что они становились ленивыминеорганизованными и не способными к самостоятельному выполнению математическихупражнений.
Самым распространенным исамым эффективным видом домашних заданий по математике является групповыедомашние задания, целью которых является воспитание в детях чувстваответственности и коллективизма.
И в заключении можносказать, что самым главным при задавании домашних заданий является содержаниезаданий, нормы времени на их выполнение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.Методика преподавания математики в начальных классах.М., 1999.
2. Истомина Н.Б.Методика обучения математике в начальных классах. учеб. пособие. – М., 2002.
3. Моро М.И.Карточки с математическими заданиями 4 кл. — М.: Просвещение, 1993.
4. Стойлова Л.Т.Математика: учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2002. – 424 с.
5. Якуба. Из опыта преподаванияматематики в 4-5 классах. М., 2002.