Реферат по предмету "Право"


Нормативно правовые акты

План 1 Введение 2 Понятие нормативно правовых актов 3 Понятие и виды Законов РФ 4 Подзаконные юридические нормативные акты 5 Порядок вступления законов и подзаконных актов в силу Введение На мой взгляд вопрос «Нормативно правовые акты в РФ» является самым интересным из представленных на рассмотрение.

Именно поэтому я решил пойти по пути рассмотрения данного вопроса и взять его в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы

правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных пра¬вовых актов и т.д. Настает черед и теме о форме права, т. е. о том, как, в каком реальном, практически воспринимаемом обличье мы можем право наблюдать, изучать, применять, использовать. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных пра¬вовых актов и т.д.

Где действительно находятся со всеми прису¬щими характеристиками, и прежде всего формальной определенностью, те правила поведения, которые составляют содержание права? Как это складывалось исторически и как могучая логика теории права выделила из всего многообразия и многотысячелетнего развития права различные виды формальной определенности права, и закрепила в понятном аппарате юридического сознания? Именно эти вопросы и состав¬ляют сердцевину вопроса о форме права.

Процесс появления первичных юридических письменных ис¬точников (отдельных законов, кодексов, иных актов), имевших своим назначением регулирование складывающихся но¬вых общественных отношений возникает очень давно. Тогда же под¬черкивалась объективная нужда раннеклассовых государств в новых формах системы социального регули¬рования. Упорядочить, закрепить социальные отношения во вновь возни¬кающих государственно организованных обществах можно было только с помощью четких, формально установленных, признанных правил пове¬дения,

охватывающих не единичные, а типичные, многократно повторяю¬щиеся явления и процессы в трудовой, бытовой, иной социально-эконо¬мической сфере обществ. Была раскрыта и спе¬цифика этих правил, их отличие от социальных норм первобытного об¬щества, в том числе обеспечение их обязательности, возможностью госу¬дарственного принуждения. Необходимо обратить внимание, что в теории права категория «формальная определенность» употребляется в двух смыслах и характе¬ризует право двояко.

Во-первых, эта категория употребляется как четкая характеристика правила поведения, меру свободы. Во-вторых, как формальное выражение, закрепление различных правил поведения в актах государственных орга¬нов, решениях судов, международных договорах и иных формах. И именно в этом втором смысле категория «формальная опреде¬ленность» приводит к формулированию понятия форма права. Таким образом, под - формой права понимается объективиро¬ванное закрепление и проявление

содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. Но прежде чем рассмотреть эти акты, решения, договоры и иные источники права, я хотел бы дать небольшой экскурс в историю и осветить вопрос «Как вообще возникало право» Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с государством. В доклассовом обществе действовали, конечно определенные регуляторы взаимоотношений членов перво¬бытнообщинного

строя. Эти регуляторы представляли собой обычаи, являвшиеся одновременно и правилами общежития и предписаниям религиозного культа. Они обеспечивались не государственным принуждением, ибо тогда не было государства, а силой привычки, традиций, авторитетом, которыми пользовались старейши¬ны рода, военачальники и т. д. Итак , первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи. Они стали записывать и объединяться в особые списки.

В результате этого появляется обычное право. Однако надо обратить внимание и на следующее. Действительно, на протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе. Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее, присущее всем системам,

и особенное, те черты права, которые были характерны для отдельных государств и правовых систем. «Все народы писал Гай которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей». А в XIII веке Фомой Аквинским была предложена концепция, о двух формах существования права: в виде боже¬ственного закона, закреплявшего гуманистические и нравственные начала появления, и существования человечества,

и в форме законов, идущих от власти государства, от человека. В скоре были сформированы естественно-правовые идеалы (право на жизнь, на свободу, на безопасность, на собственность и др.) В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела форму кон¬цепции о правах и свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал общепризнанным и четко определенным. И самое главное - эти права и свободы перестали быть некими ре¬зультатами умственных усилий тех или

иных юристов и философов, а при¬обрели юридически законченную форму. Они вошли в четко очерченных формулировках в международные декларации, конституции, иные акты. Особенно значимым является закрепление прав и свобод человека, составляющих ядро в основополагающих разделах конституций. Таким образом, в XX веке по критерию формы права исчезает раз¬ница между естественно-правовыми положениями, вытекающими из са¬мого существования человека (его основными правами и свободами),

и другими правовыми положениями. Форма становится единой для всех сфер права - закрепление получают все правила поведения в актах и иных источниках. Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права - внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма - это закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения, а внутренняя - эта та самая формальная определенная которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает

ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы. Наконец, об источниках права. Это понятие получило широкое рас¬пространение в XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государства и права. Выделяется два главных способа образования норм права. Первый проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы.

Это был наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - они складываются в виде обычая и уже затем утвержда¬ются законодателем. Эти две формы права - закон и правовой обычай - и называли в XIX веке источниками права. В этом смысле источник права, - это тот определенным образом формализованный

акт, откуда, собственно, и чер¬паются, проистекают сведения о правиле поведения. Однако высказывались и иные взгляды на источник права. Под источником права предлагалось понимать силы, причины, образующие право, но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим правилам значение правовых норм, т. е. обусловливают, обеспечивают их обязательность.

Под правовым обычаем следует понимать нормы, которые сложились в обществе независимо от государ¬ственной власти и приобрели в общества обязательное значение для всех членов общества. Действие обычного права начинается там, где молчит закон. Обычное право не должно противоречить закону. В российском праве применение обычая как способа регулирования общественных отношений занимает незначительное место.

Можно даже сказать, что обычай в качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается дейст¬вующим законодательством. Например, суды в дореволюционной России за недостат¬ком закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.). Не мало важную роль в понятии «нормы права» занимает судебный прецедент. Он имеет значение источника права в том случае, когда признается, что судебное решение, вынесенное

по конкретному делу, может стать правилом для разрешения подоб¬ных случаев на будущее. В этом случае судебное решение по су¬ществу становится нормой права и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило. Особенное распространение судеб¬ный прецедент получил в Великобритании. В нашей стране иной подход к судебной практике, к судебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права.

Не имеет у нас распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается. Так, ст. 5 Гражданского кодекса РФ (часть первая) закрепляет положения об обычаях делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законода¬тельством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо документе. В некоторых странах источником права служат религиозные постулаты и воззрения.

Например, мусульманское право представляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского права лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду, Супца - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказы¬ваний Мухаммеда, и др. В Российской Федерации источниками права признаются до¬говоры нормативного содержания,

среди которых важное место занимают международные договоры. Международный договор - это определенно выраженное со¬глашение между двумя или несколькими государствами относи¬тельно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия, До¬говор по космосу) или учредительными (например,

Договор о Содружестве Независимых Государств). Нормоустанавливающее значение имеет включенный в Кон¬ституцию Российской Федерации Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992 г. полномочными представителями Рос¬сийской Федерации и ее субъектов - республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев, областей, горо¬дов

Москвы и Санкт-Петербурга. Этим договором были разгра¬ничены предметы ведения и полномочия федерации в целом и ее субъектов. Тем самым был сделан шаг от фактически унитарного государства к федерации. Источниками права могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламента¬ции различных сторон общественной и государственной жизни.

Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации вправе передавать на ос¬новании соглашений администрации автономной области, авто¬номных округов, краев, областей, городов

Москвы и Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий. На основании соглашений возможно и обратное перераспределение полномо¬чий. Договоры устанавливают нормы права и в российском трудо¬вом праве. Так, нормоустанавливающее значение имеет коллек¬тивный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, соци¬ально-экономические и профессиональные отношения между ра¬ботодателем и работниками на предприятии,

в учреждении, ор¬ганизации (ст. 2 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях"). В коллективный договор могут вклю¬чаться взаимные обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости, пере¬обучения, условий высвобождения работников,

соблюдения их интересов при приватизации предприятий и ведомственного жилья. Условия коллективных договоров, заключенных в соответ¬ствии с законодательством, являются обязательными для пред¬приятий, на которые они распространяются. Иными словами, коллективный договор представляет собой специфическую ло¬кальную правовую норму. Понятие источник права имеет и информационное значе¬ние - определяет, куда надо «посмотреть» для того

чтобы найти необходи¬мое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т. д. 1 Понятие нормативно правовых актов Рассмотрение источников права я начну с нормативно-правового акта. Это действительно наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государ¬ством, обеспеченные возможностью государственного принуждения. Следует обратить внимание, что понятие акт вообще-то употреб¬ляется в теории права в двояком

смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права. Такая форма права, как нормативно-правовой акт, порождает и множество актуальных научных проблем, одни из которых ре¬шены в теории права, а другие находятся в стадии обсуждения. Прежде всего, это проблема структуры нормативно-правового акта и ее соотношения со структурой самого

права. Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т. д. Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лице подписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. (Например Постановление

Верховного Совета РСФСР «О Концепции Судебной Реформы» от 24 октября 1991 года №44 Или Федеральный закон «О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года Опубликован в Российской газете 1995, 16мая). Также нормативно правовой акт имеет «преамбулу»- предисловие- вводная

или вступительная часть. В которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности в Конституции РФ написано « Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и

согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ» это и является преамбулой. Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования им. В других же отраслях права мы находим различные способы изло¬жения правовых норм в статьях

нормативно-правового акта - от полного соответствия до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных нормативно-правовых актах. Следующий вопрос - это вопрос о юридической силе нормативно- правового акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов. Понятие «юридическая сила» как и многие иные выражения, юридической науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим юридическим содержанием.

Так вот и физическое понятие «сила» в юридическом смысле означает обязатель¬ное соответствие акта, принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответ¬ствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на феде¬ральном уровне. И в этой связи неверными являются положения некоторых Консти¬туций субъектов Российской Федерации, устанавливающие, например, приоритет республиканских законов

над федеральными, особенно в бюд¬жетной и иных сферах. Разумеется, «война законов», которая возникает в подобных случаях, отражает борьбу федеральных и местных политических элит, общегосу¬дарственных и местных интересов. Но в правовом плане никакой войны законов не должно быть, вопрос решается однозначно в пользу феде¬ральных приоритетов, конечно же, с учетом и обеспеченностью местных интересов.

Разрушение иерархии законов может вести к разрушению госу¬дарства, его федеративных основ. Но это уже иная тема, которая рас¬сматривалась в предыдущей книге, в теории государства. Высшую юридическую силу имеет конституция, которую именуют по этому критерию Основным законом. Иная юридическая сила у обычных законов, федеральных законов, иная - у постановлений Правительства и т. д. Но это не значит, что как то нормативно-правовые акты полностью или частично являются

менее обязательными или менее «влиятель¬ными». Нет, это означает лишь требование соблюдать принцип «подзаконности», «соответствия» в построении системы нормативно-правовых актов, в иерархии актов. Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, этого соот¬ветствия большая и трудная практическая задача, которая решается как самими государственными органами, так и специальными механизмами проверки «соответствия» (Конституционным судом, иными судебными органами, прокуратурой и т. п.).

Таким образом, юридическая сила акта - это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, приня¬тых нижестоящим органом, вышестоящим актам. Но следует учитывать, что понятие «юридическая сила» иногда используется в ином смысле - как юридическое значение документа, как определение новых видов документов. Говорится, например, о юридической силе документов на машинных носителях (магнитных лентах, дисках)

наряду с юридической силой обычных, письменных документов. Это иное, весьма условное упо¬требление понятия «юридическая сила». В этой связи устанавливаются и правила обработки, хранения до¬кументов на ЭВМ. И тогда отсутствие определенных реквизитов, формата, позволяющих обрабатывать для целей учета, использования документ, делают его юридически ничтожным, лишают «юридической силы», т. е. юридического

значения. Еще один немаловажный вопрос связанный с определением нормативно правового акта. Почему нормативно-правовой, а не просто нормативный акт? Здесь существует весьма тонкое различие, которое и выделяет теория права. Дело в том, что наряду с нормами права (социальными правилами поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, су¬ществуют и нормы, не имеющие правового характера и зна¬чения, однако они

также воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми приборами (утюгом, электроплитой и т. д.). Эти акты также являются нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, с одной стороны, содержатся определенные технические требования к качеству продукции, с другой

- устанавливается, что нарушение этих требований строго запрещается, влечет ответственность по закону. Иногда в юридической литературе, вместо словосочетания «нормативно-правовой акт» употребляется все же понятие нормативный акт, хотя, оно имеет в точном смысле иное содержание. Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначать просто как правовой акт. И здесь существует тонкое различие, исключительно важное для юридической практики.

Это различие становится понятным из такого примера. Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы (правила поведения), так, например, и указание о применении мер ответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил. Например, приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарного взыскания на нарушителя установленных в этом учреждении правил внутреннего трудового распорядка (за опоздание на работу, прогул, другие нарушения

трудовой дисциплины) является правовым актом, так как имеет правовое значение - Этот приказ является правовым, но не содержащим нормы права, актом. Этот второй вид правового акта обозначается как правоприменительный, а не как право содержащий. Он также правовой, но не нормативно-правовой акт. Поскольку сохраняется практическая потребность учитывать реальное различие между право, содержащими

и право применяющими, право, реализующими актами, постольку для рассматриваемого источника права сохраняется необходимость его обозначения как нормативно-правового акта. Понятие нормативно-правовой акт как - источник права охватывает все великое многообразие правовых норм, регулирующих много¬образные и бесчисленные - социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать норматив¬но-правовые акты, найти

четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического употребления. Итак Нормативно правовой акт - властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе. Можно определить наиболее важные критерии, по которым непо¬средственно или по их сочетанию

выделяются виды нормативно-правовых актов. Это следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его принятия, орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распространяется его действие, пространство и время, которые охватываются действием акта, утрата юридического значения, внутренняя структура, организационные этапы и ряд других критериев. По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такой вид нормативно-правового

акта, как закон. 2 Понятие и виды законов РФ Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собрани¬ем и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе спе¬циальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления насе¬ления по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни.

По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения. Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячеле¬тий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. По¬этому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии

с установленной процедурой законодательным органом. Смешение этих значений может приводить к негативным послед¬ствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Феде¬рации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется прин¬цип независимости судей. Это фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону».

В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в су¬дебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности. Однако в п.1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка под¬правили, подчеркивая значение Конституции. Она гласит так: «судьи независимы и подчиняются только

Конституции Российской Федерации и феде¬ральному закону». Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным орга¬ном. Но тогда возникает вопрос - а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источникам права? Сме¬шение двух значений понятия «закон» привело к серьезной принципи¬альной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции Российской

Федерации. Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, из¬вестны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком смысле, даже пословицы. Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан - закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неве¬дению, общее (для всех граждан) обещание государства;

Цельс - права не устанавливаются, исходя из того, что может произойти в единичном случае; Гай - все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью пра¬вом, общим для всех людей. Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть началь¬ником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в госу¬дарстве; мерилом справедливого и несправедливого которое

приказы¬вает делать то, что должно быть, делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо. Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также - «закон строг, но он закон». Так исходя из этого я попытаюсь дать определение что же такое закон . На мой взгляд Закон - это нормативный юридический акт высшего государственного (представительного)

органа или непо¬средственно народа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны. Закон как любой нормативно правовой акт обладает некими признаками: Во-первых, закон - юридический акт, притом акт-до¬кумент, в котором фиксируются правотворческие дейст¬вия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон - всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридичес¬кие нормы или их изменения, закон - источник права;

во-вторых, закон - акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, представительного высшего органа страны - в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии за¬кона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета; в-третьих, закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического "ранга"; ему, в принципе, "все под силу"

, все иные акты "ниже" закона, находятся "под" законом, должны соот¬ветствовать закону, ни в чем ему не противоречить; в-четвертых, закон - нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирова¬ние по данным вопросам "начинается".

Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов: во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содер¬жащих индивидуальные предписания по конкретным, "ра¬зовым" вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам); во-вторых, от интерпритирующих актов, актов толко¬вания, т.е. актов, в которых

дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наиме¬нования, например, "постановление", "разъяснение"). Законы в демократическом государстве должны зани¬мать первое место среди всех источников права, быть ос¬новой всей правовой системы, основой законности, креп¬кого правопорядка. «Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.» Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках

нормативных актов под термином "законодательство" понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные право¬вые нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства). В настоящее время нормативные указы Президента, (а также постановления Правительства), принятые по вопро¬сам, относящимся к законодательной области, имеют со¬ответствующую,

близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГК РФ прямо записано: "В случае проти¬воречия указа Президента Российской Федерации или По¬становления Правительства Российской Федерации насто¬ящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон" (п. 5 ст. 3).

Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов Законы подразделяются на: а) конституцию, конститу¬ционные (органические); б) обыкновенные. К числу конституционных законов относятся прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. назва¬но четырнадцать таких конституционных законов.

Примером пос¬ледних могут быть законы о Правительстве Российской Федера¬ции (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъ¬екта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для кон¬ституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в

Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РФ). Обыкновенные законы - это акты текущего законода¬тельства, посвященные различным сторонам экономичес¬кой, политической, социальной, духовной жизни общест¬ва. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обес¬печивается единство всей законодательной системы и

последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных - юридических актов и тем самым осущест¬вление во всех актах конституционных начал. законов Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодифи¬кационные

и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавли¬вает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных от¬ношений.

Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной от¬расли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессу¬альный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях). В федеративном государстве, каким является Россия, разли¬чаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона "О языках народов

РСФСР" в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон. Конституция как основополагающий учредительный юридический

акт страны - это основной, "заглавный" закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государст¬венного строя, права и свободы граждан, форму правле¬ния и государственного устройства, систему правосудия и др. В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г.

Конституция Российской Федерации, кроме краткой пре¬амбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав: 1. Основы конституционного строя. 2. Права и свободы человека, и гражданина 3. Федеративное устройство. 4. Президент Российской Федерации. 5. Федеральное Собрание. 6. Правительство Российской Федерации. 7. Судебная власть. 8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конститу¬ции. В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные по¬ложения. Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так име¬новали отдельные акты императорской власти. Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением

буржу¬азного государства. Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важ¬нейшие стороны внутренней организации государства, обще¬ственного устройства, так и права, и свободы граждан. Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные

акты, принятые в период ХШ-ХХ вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта. Первой писаной конституцией (т. е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Консти¬туцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции и Польши 1791 г. 1. Как Основной Закон государства и общества

Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет учредитель¬ный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, кото¬рые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы общественно-эконо¬мического строя государства, его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека, и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок

и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. 2. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, опре¬деляет его характер.

Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, статья 70 Консти¬туции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция суть центр всего правового про¬странства. Она способствует согласованности всего правового раз¬вития и систематизации права.

3. Конституция обладает высшей юридической силой. Верхо¬венство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов. 4. Конституция как

Основной Закон характеризуется стабиль¬ностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общест¬венного и государственного строя. Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечи¬вается особым порядком ее принятия и изменения. Согласно статье 135 Конституции РФ положения главы 1 (Основы конституционного строя), главы 2 (Права и свободы че¬ловека и гражданина) и главы 9 (Конституционные поправки и пересмотр

Конституции) не могут быть пересмотрены парламен¬том России - Федеральным Собранием. Если же поступит пред¬ложение о пересмотре положений этих глав Конституции и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соот¬ветствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное

Собрание либо под¬тверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть, принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В по¬следнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовали более половины избира¬телей от более чем 50% всех

принявших участие в голосовании. Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не

менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации всего 89 субъ¬ектов Федерации). В соответствии с Конституцией могут издаваться кон¬ституционные (органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным

Конституцией (например, Закон о чрез¬вычайном положении, Закон о порядке деятельности Пра¬вительства). Федеральный конституционный закон счита¬ется принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнад¬цати дней подлежит подписанию

Президентом Российской Федерации и обнародованию. (вопрос принятия законов и конституционных законов будет рассмотрен далее) Среди законов следует выделять: а) федеральные законы те, которые принимаются фе¬деральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации, б) законы субъектов Федерации (республиканские зако¬ны, законы областей, краев) - те, которые

принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяют¬ся только на их территорию. Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать от¬раслевые законы. Наиболее существенную роль в законода¬тельной системе (вслед за конституционными законами) играют:

административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; за¬коны по социальному обеспечению; процессуальные зако¬ны; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые зако¬ны, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других от¬раслей права Совокупность законов составляет законодательство.

Опять же - понятие законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах. Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы прежде всего, юристы, да и другие участники

общественных отношений понимали друг друга. Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и за¬крепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распро¬страненной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность,

систему правовых норм. Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, свод¬ный, юридически и логически цельный, внутренне согласован¬ный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы обще¬ственных отношений. Кодифицированные акты носят различное наименова¬ние - "кодексы", "уставы", "положения", просто "зако¬ны". Особый характер в федеративном государстве принад¬лежит

кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В респуб¬ликах же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании фе¬деральных кодексов, других федеральных законов. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню зако¬нодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятель¬ное, развитое юридическое "хозяйство", в котором

долж¬но быть "все", что необходимо для юридического регули¬рования той или иной группы отношений и общие принципы, и регулятивные институты всех основных раз¬новидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Существенное значение в каждом кодексе (кодифици¬рованном акте) имеют "общая часть" или "общие положе¬ния", где закрепляются

Исходные принципы и нормы, общие начала и "дух" данной ветви законодательства. Основную роль в системе законодательства играют от¬раслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглав¬ляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основ¬ное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрас¬ли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой

ГК РФ прямо сказано: "Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответст¬вовать настоящему Кодексу" (п. 2 ст. 3). В ряде случаев законы по отдельным проблемам, на¬пример по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы полу¬чить развернутое и системное регулирование. Вполне по¬нятно поэтому, например, что после принятия

Граждан¬ского кодекса (часть первая) большинство из ранее приня¬тых отдельных законов отменено. В то же время по некоторым проблемам, требующим развернутого, подробного регулирования, кодекс может содержать только исходные, "рамочные" нормативные положения, в соответствии с которыми затем разрабаты¬вается и принимается особый нормативный юридический акт. Все основные (профилирующие и специальные) отрас¬ли законодательства имеют "свой" заглавный

кодекса гражданское законодательство - Гражданский кодекс; уголовное законодательство - Уголовный кодекс, граж¬данское процессуальное законодательство - Граждан¬ский процессуальный кодекс и т.д. Большинство кодексов имеет сокращенное буквенное обозначение, о чем уже говорилось ГК, УК, ГИК и т.п. При развернутом написании начальное слово назва¬ния кодекса начинается с заглавной буквы; с заглавной буквы пишется также слово "

Кодекс" в тексте самого ко¬дифицированного акта. Для кодексов характерны некоторые структурные, тех¬нико-юридические особенности, особые правила внесения в них изменений. У кодексов существует, как правило, вспо¬могательный поисковый аппарат, и т. д. Своеобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение законы, являются своды законов, собрания законо¬дательства и т. п. В частности, первоначально

Свод законов Царской России, т. е. сборник законов, составленный в XIX веке путем включения действующих законов, прошедших чисто внешнюю систематическую обработку и про¬должающий пополнятся в XX веке, состоял из следующих восьми главных частей: законов основных, определяющих существо верховной власти; законов органических, определяющих устройство органов этой власти; законов правительственных сил, определяющих способы действия этой власти; законы о состояниях, определяющих права и обязанности

поддан¬ных по степени участия их в составе установлений и сил государственных; законы гражданские и межевые, обнимающие семейственные и общие имущественные отношения; уставы государственного благоустройства, обеспечивающие особенные имущественные отношения; уставы благочиния (законы полиции); законы уголовные Царской России. Все виды норматив¬но-правовых актов, в которых могли быть выражены законы, устанавли¬вались в статье 53 Основных законов: «законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений,

наказов (инструкций), манифес¬тов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения. Сверх того. Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются рескриптами и указами». Разумеется, такие формы выражения законов были присущи мо¬нархической форме правления, в отсутствие парламентов и иных пред¬ставительных органов. Но нормативно-правовые акты - это не только форма выражения

законов. 3 Подзаконные нормативные юридические акты Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы означают, что все другие нормативные акты, кроме законов акты иного юридического качества: все они находятся "под" законом, т.е. являются подзаконными. Вместе с тем под законность нормативных юридичес¬ких актов не означает их "меньшую" юридическую обяза¬тельность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том,

что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов. Было бы неверным недооценивать социаль¬ное значение подзаконных нормативных юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они зани¬мают важное место во всей системе нормативного регули¬рования. Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образу¬ют

довольно сложную иерархическую систему. Акт каждой "ниже расположенной" государственной инстанции должен не только находиться "под" законом, но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, кото¬рые занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства культуры долж¬ны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное

значе¬ние, например актам Министерства финансов. Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по территории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции. Причем и здесь нужно строго отличать нормативные акты от индиви¬дуальных управленческих актов, содержащих индивидуаль¬ные предписания, таких, как, например, назначение на должность, выделение бюджетных средств

(они по большей части именуются распоряжениями, приказами), а также от интерпретационных актов. Наиболее важными подзаконными нормативными юри¬дическими актами в Российской Федерации (если располо¬жить их по убывающей "величине" юридической силы) яв¬ляются: Указы (и распоряжения) Президента Российской Федера¬ции, изданные в пределах его компетенции; По своему правовому статусу, определенному Конституцией,

Прези¬дент Российской Федерации является главой государства, издаю¬щим распоряжения и указы. Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим во¬просам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 115 Конституции РФ 1993 г. (в отличие от прежней Конституции, где такой характеристики указов Пре¬зидента не было).

Нормативными являются, например, указы Президента от 6 марта 1995 г. "Об основных принципах осущест¬вления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации", от 23 февраля 1995 г. "О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц". В соответствии с законом о Правительстве Российской

Феде¬рации Президенту дано право утверждать своими указами поло¬жения о министерствах, государственных комитетах и других под¬ведомственных Правительству органах. Эти нормативные указы в случае их издания также будут являться источниками права. Указы Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В противном случае действует норма

Конституции и закона Российской Федерации. Немаловажным вопросом в теории государства и права, которому я хочу уделить немного внимания - является вопрос о соотношение закона и указа как видов нормативно» правовых актов. Он возникал и в монархических формах правления, при, конституционной монархии, например, как соотношение указа императора, и актов парламента, был актуален в Советском государстве, не менее значим и в президентской республике.

Его решение - неоднозначно. Например, при подготовке Конституции СССР 1936 года первоначально такую форму права, как указ, предполагалось использовать для толкования закона. Затем, в окончательном виде, указ был установлен как нормативно-правовой акт, принимаемый Президиумом Верховного Советам СССР в перерывах между сессиями Верховного Совета СССР, однако с тем условием, что такие указы, если они имеют законодательный харак¬тер,

должны утверждаться на последующих сессиях Верховного Совета. Первое время такая практика действительно существовала. Однако впо¬следствии в силу политических соображений, «неудобства» открытого об¬суждения тех или иных непопулярных законов многие указы остались неутвержденными и стали играть роль законов, причем длительное время Появились закрытые, секретные указы законодательного характера.

Их ценность как оперативно принятых нормативно-правовых актов была полностью утрачена, подчас тем геноцидным, антигуманным, недемократическим содержанием, которое они, эти указы, имели. В настоящее время проблема указа Президента и закона в России стоит иначе: вправе ли Президент вообще при отсутствии соответствую¬щего закона регулировать те или иные важнейшие общественные отноше¬ния указами?

Или указами до принятия соответствующего закона? Указ - это акт главы государства и должен реализовывать полно¬мочия главы государства, но подменять или даже временно замещать закон указ не может, не должен. Иначе нарушается принцип «верховенства закона» и рушится вся иерархия правовой системы, что, разумеется, имеет не только формальные последствия. Кроме этого, формального момента, происходят большие потрясения и в социальной жизни, возни¬кают большие социальные напряженности.

На ступеньку ниже в иерархии подзаконных нормативно правовых актов стоят акты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации (большинство ненормативных пра¬вительственных актов именуется распоряжениями) Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются ак¬тами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного стро¬ительства.

Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и потому относятся к источникам права (например, постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. "Об утверждении условий выпуска внутреннего государст¬венного валютного облигационного займа"), от 6 апреля 1995 г. "Об учреждении специальных государственных стипендий Прави¬тельства Российской Федерации для аспирантов и студентов го¬сударственных образовательных учреждений

высшего и среднего профессионального образования". Постановления Правительства Российской Федерации, если они противоречат Конституции, законам Российской Федерации и указам Президента, могут быть отменены Президентом Россий¬ской Федерации. Первые две из указанных групп нормативных актов (президентские указы, правительственные постановления)

являются общими актами, т.е. такими, которые распростра¬няются на всю территорию Российской Федерации и в соот¬ветствии с законом могут распространяться на всех лиц. Указанные две группы подзаконных актов обладают значительной (преобладающей) юридической силой. С тем, однако, чтобы отграничить их от законов, в ГК РФ они названы "иные правовые акты" (ст.

3). Правительству подчиняются такие органы (например, Министерство финансов, Госкомимущества), акты кото¬рых в силу их статуса тоже приобретают межведомствен¬ное, общее значение, внешнее действие. Наряду с нормативными актами, которые принимает Правительство как коллегиальный орган, правовые доку¬менты в соответствии со своей компетенцией могут прини¬мать Председатель Правительства и его заместители.

Следующими в классификации подзаконных нормативно правовых актов являются Акты центральных органов исполнительной власти. Централь¬ными органами исполнительной власти согласно Закону Россий¬ской Федерации о Правительстве Российской Федерации являют¬ся министерства, государственные комитеты и ведомства. Их акты обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри систем этих органов.

Но в ряде случаев им предоставляется право изда¬вать акты, действие которых распространяется и на неподчиненные им объекты управл



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бизнес-планирование инновационной деятельности
Реферат Суды общей юрисдикции 2
Реферат Субъекты гражданских правоотношений 2
Реферат Рецензия на рассказ И. А. Бабеля "Линия и цвет"
Реферат Суб єкти трудового права
Реферат Гетьман Пилип Орлик та його конституція
Реферат Судебники 1497 1550 Общая характеристика система и источники
Реферат Субъекты трудового право понятие классификация
Реферат Субъект преступления 8
Реферат Суддівський корпус у Німеччині
Реферат Производство продукции животноводства
Реферат Сущность основные черты и значение гражданской процессуальной форм
Реферат Програмування Структури перехід та вибір варіанту типи символів та перелічувані
Реферат Oliver Twist 2 Essay Research Paper With
Реферат А. И. Герцена программа учебной дисциплины опд. 04 Телекоммуникационные технологии общепрофессиональная программа