ГОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет педагогического и художественного образования
Кафедра методики начального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
Автор курсовой работы _______________________ А.Г. Сорокина студентка 5 курса 502 группы заочной формы обучения
Обозначение курсовой работы: КР-02069964-050708.65
Специальность 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»
Руководитель работы _________ Е.В. Белоглазова, к. филол. н., доцент
Саранск 2010
Реферат
Курсовая работа содержит 41 страницу, 1 рисунок, 2 таблицы, 32 использованных источника.
НРАВСТВЕННОСТЬ, ВОСПИТАНИЕ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроках чтения.
Цель исследования – выявить потенциал уроков чтения в нравственном воспитании младших школьников.
Методы исследования: изучение научной, педагогической и методической литературы, наблюдение, экспериментальное исследование, описание, беседа. В настоящей работе реализован комплексный подход к решению поставленных задач, включающий перечисленные методы в различных сочетаниях и комбинациях.
Полученные результаты: проанализированы сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе; определено место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования на современном этапе; проанализированы учебные программы по чтению для начальных школ в контексте нравственного воспитания; проведена диагностика по определению нравственной воспитанности младших школьников; даны методические рекомендации по нравственному воспитанию на уроках чтения в начальной школе.
Степень внедрения: частичная.
Эффективность: повышение уровня нравственной воспитанности учащихся начальных классов.
Область применения: в практике работы учителя начальной школы.
ГОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет педагогического и художественного образования
Кафедра методики начального образования
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студентка Сорокина А.Г группа ПЗН 205
1. Тема: Нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения. 2. Срок предоставления к защите:июнь 2010 г. 3. Исходные данные для курсовой работы:педагогическая, методическая литература по проблеме исследования, периодические издания. 4. Содержаниекурсовойработы: 4.1 Введение
4.2 Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников
4.3 Глава 2 Нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения 4.4 Заключение 4.5 Список использованных источников
Руководитель ________________________________ Е.В. Белоглазова, кандидат филол. наук, доцент
Задание приняла к исполнению ____________________ А. Г. Сорокина
Содержание
Введение ………………………………………………………………
5
1
Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников …………..……………………………………………..
1.1 Теоретические основы нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе……………………………
1.2 Формирование нравственности младших школьников на современном этапе …….…………………………………………….
8
8
12
2
Нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения………………………………………………………………….
2.1 Анализ учебных программ по чтению для начальных школ в контексте нравственного воспитания………………………………
2.2 Опытно-экспериментальная работа по определению нравст-венной воспитанности младших школьников……………..............
2.3 Методические рекомендации по нравственному воспитанию на уроках чтения в начальной школе……………………………….
19
19
28
31
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………...
Приложения
37
39
42
Введение
На современном этапе развития нашего общества происходят изменения в духовной, политической, социальной и экономической сферах. Однако вместе с позитивными результатами возникли и проблемы, касающиеся системы образования: отсутствие четко обозначенной системы воспитания, вытеснение воспитательного процесса в систему дополнительного образования и коммерциализация последних.
Нынешний нравственный и идеологический кризис России приводит к постепенному размыванию духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами.
В принятой в 2000 году национальной доктрине образования государство вернуло положение о том, что образование обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года воспитание рассматривается как нравственный приоритет в образовании; важнейшей задачей воспитания заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности, о чем внесена поправка в Закон РФ «Об образовании».
Младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для интенсивного формирования учебной деятельности, который является фундаментом развития интеллекта ученика. Психологи установили, что этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении.
Современный ребенок находится под воздействием постоянного информационного натиска, поэтому необходимо помнить, что, говоря словами А.С.Макаренко, ребенка «воспитывает все: люди, вещи, явления, прежде всего и больше всего – люди. Направить это развитие и руководить им – вот задача воспитания» [19, 84].
Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
В педагогической литературе исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях, А.С. Макаренко, а также О.С. Богданова, Н.М. Болдырева, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как В.В. Хромов, Л.А. Матвеева, И.И. Лобанова, Л.А. Регуш и многих других.
В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, указывают на важность воспитания подрастающего поколения на материале лучших образцов художественной литературы.
Исходя их вышесказанного тема «Нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения» является актуальной.
Цель исследования – выявить потенциал уроков чтения в нравственном воспитании младших школьников.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроках чтения.
Предмет исследования – особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках чтения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе.
2. Определить место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования на современном этапе.
3. Проанализировать учебные программы по чтению для начальных школ в контексте нравственного воспитания.
4. Провести диагностику по определению нравственной воспитанности младших школьников.
5. Дать методические рекомендации по нравственному воспитанию на уроках чтения в начальной школе.
В работе использовались следующие педагогические методы и приемы исследования:
а) изучение научной, педагогической и методической литературы;
б) наблюдение;
в) экспериментальное исследование, описание:
г) беседа.
Теоретической базой исследования являются труды ученых-педагогов: А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, А.И. Ильина, В.В. Зень-ковского, В.А. Сухомлинского, Д.С. Лихачева, B.C. Леднева, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
1 Теоретические основы
нравственного воспитания
1.1 Теоретические
основы нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
Воспитание является одной из основных категорий педагогики. Изначально сама педагогика определялась как «наука о воспитании».
«Мы полагаем, — пишет Е.В. Бондаревская, — что «воспитание следует рассматривать как родовое понятие в системе педагогического знания, поскольку педагогика всегда определялась как наука о воспитании подрастающих поколений» [8,55].
Как указывает А.В. Мудрик, «термин «воспитание» впервые используется в славянских текстах в 1056 г. в Остромировом Евангелии. Этот термин широко употребляется в бытовом словаре в значении «вскармливать, взращивать», а с XVI в. – в значении «наставлять» [4,12].
В одном из первых печатных руководств по воспитанию детей в семье, «О воспитании чад» (1609), автор пишет, что родители ответственны за воспитание детей в семье и за выбор учителей. Воспитание нужно начинать в «раннем возрасте». Привычки, привитые с детства, определяют поведение человека на протяжении всей жизни. Плоды хорошего воспитания, передаваемые из поколения в поколение, окажут влияние на нравственность народа, на его характер [22,315].
Как теоретическое педагогическое понятие воспитание утверждается в XVIII в. Известный дореволюционный педагог И. Скворцов трактовал слово «воспитание» как сочетание слов «питание» и приставки «вос» — питание ребенка до достижения им полного возраста. А.А. Игнатов отмечает, что здесь «приставка «вос» имеет отношение не только к продвижению ребенка по возрастной шкале, но и к духовной устремленности и «различные системы воспитания отличаются друг от друга прежде всего качеством этого питания и его направлением [4,31].
На сегодняшний день в педагогической науке отсутствует общепринятое определение понятия «воспитание». Одна из причин – его многозначность и различное истолкование содержания.
В «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 г., «воспитание» определяется как: «а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет;
б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа), для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития» [4,14].
В 1982 г. в изданном там же «Кратком педагогическом словаре» «воспитание» трактуется как: «а) любой процесс, который помогает развивать возможности и способности людей путем передачи им знаний образцов поведения и ценностей; б) развивающий процесс, обеспечиваемый школой или другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учебы; в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу» [4,31].
В отечественной педагогике советского периода процесс воспитания определяли как «организованное, направленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом». В современной отечественной педагогике воспитание определяют как «эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, ведущее к достижению указанной цели [24,242].
И. П. Подласый более подробно определяя процесс воспитания, подчеркивает, что это «процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности». Приоритетным направление воспитания является процесс формирования нравственной культуры как компонента базовой культуры личности [24,95].
В Педагогическом энциклопедическом словаре дается следующая статья: «Нравственное воспитание — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание нравственное воспитание в истории культуры сложились четыре основные традиции: патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры); просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний; коммунитарная — нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма [22,170].
Многообразные концепции, в которых воплощались эти традиции, имели, как правило, философский статус – ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности в общем направлении нравственного воспитания. В то же время многие концепции, в которых (как, например, у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развернутые воспитательные программы и методики, оказывались утопическими.
Противоречивы представления об объекте нравственно воспитания. В любом воспитательном процессе воспитатели учат воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т.д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личной автономии, нравственный закон, в отличие то всех других предписаний, является законом самой личности.
Выход из этого положения обычно усматривается в том, чтобы толковать нравственное воспитание как своеобразное «повивальное» искусство (Сократ, И.Кант). Воспитанию, как любой рациональной деятельности, присуще также различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором средства получают оправдание только в связи с данной целью.
Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств. Точнее нравственность можно назвать не целью, а идеалом – регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.
Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив и др.) также наряду со своим прямым назначением оказывают воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности протекает стихийно и поддается направленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитания и самосовершенствования. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека.
Нравственное воспитание в советский период определялось как «целенаправленное формирование моральных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. В условиях советской школы этот процесс имел целью воспитание подрастающих поколений в духе нравственных принципов, сформированных в моральном кодексе строителя коммунизма» [21,119].
Термин «нравственное воспитание» употребляется также в узком значении – как обучение нормам общественного приличия. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью, еще нельзя назвать нравственностью, но является необходимой её составляющей [22,171].
В Большом толковом словаре русского языка даются следующее значения слова «нравственность»: 1) совокупность норм, определяющих поведение человека; 2) самое поведение человека; 3) моральные свойства [7,519].
Также термин «нравственность», как правило, употребляется в качестве синонима термину «мораль», реже – «этика». Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской. Концептуальное различие между понятиями морали и нравственности проводил Гегель в «Философии права». Нравственность представлена как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали [22,171].
Итак, подводя итог анализу самых разнообразных трактовок понятий «воспитание» и «нравственное воспитание», рассматриваемых в педагогической литературе, можно констатировать следующее [11,34]:
— не имея однозначного толкования определения понятий «воспитание» и «нравственное воспитание», в основном все ученые и педагоги сходятся на той мысли, что воспитание, в отличие от стихийной социализации личности, всегда целенаправленно;
— воспитание трактуется во взаимодействии с процессом обучения;
— целью воспитания и нравственного воспитания может являться формирование личности нужной, полезной обществу, приспособленной жить в данном конкретном обществе;
— современные педагоги склонны понимать процесс нравственного воспитания как взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
— нравственное воспитание осуществляется такими институтами воспитания как семья, школа, Церковь;
— нравственное воспитание осуществляется в течение всей жизни человека, но его основы закладываются в раннем детстве.
1.2 Формирование нравственности младших школьников на современном этапе
Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.
Важнейшим вопросом как для психологии, так и для педагогики является вопрос о роли и месте нравственности в общей структуре личности. По мнению B.C. Леднева, к числу базовых компонентов личности относятся шесть сторон культуры человека: нравственная, познавательная, коммуникативная, эстетическая, трудовая и физичес
кая культура.
«Эти личностные образования, — пишет B.C. Леднев, — составляют единое целое в конкретном индивиде и соотносятся между собой особым образом: они пересекаются в течение всей жизни человека. Так, нравственная культура, отражающая феномен направленности личности (отношение человека к себе и к окружающему миру, мировоззрение), является ключевым звеном механизма принятия решения и потому доминантой поведения человека» [17,22].
В программах таких предметов как литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, МХК, художественный труд реализуются возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Младший школьный возраст – это радование бытию. Дети в это время живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий, фильмов. Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий [13,68].
Нравственное воспитание на уроках чтения реализуется через переживание и как результат способствует защите и развитию национальных, региональных культурных традиций, пробуждает такие чувства как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь.
В процессе систематизации содержания нравственного воспитания представляется целесообразным использование концентрической разветвленной структуры, в соответствии с рисунком 1:
Рисунок 1 — Нравственное воспитание в содержании образования
/>
Требование по созданию разветвленной структуры основано исходя из следующих позиций [13,183]:
Первое. Дифференциация содержания нравственного воспитания необходима в связи со светским характером современного Российского государства, школы, а также в связи с многонациональным и многоконфессиональным характером общест/>/>ва, значительным различием детей по уровню духовно-нравственной культуры. Поэтому в последнее время назрела необходимость введения обязательного, системообразующего базового курса, направленного на развитие нравственной культуры учащихся.
Подобные курсы под тем или иным названием («Истоки», «Основы православной культуры» и т.п.) уже более десяти лет существуют во многих российских школах. Они имеют культурологическую, историко-культурологическую, информационную или эстетическую направленность.
Данные курсы призваны повлиять на становление нравственности детей в их личностном (духовном) становлении, вдохновить на реальные нравственные поступки. Подобная постановка цели определяет и методику проведения уроков данного курса, построенную исходя из «триединства» задач урока: обучающих, воспитательных и развивающих. Причем главными для уроков данного «нравственного» курса необходимо считать воспитательные задачи.
Вторая значимая позиция в построении системы нравственного воспитания — это «вкрапление» в процесс обучения, то есть во все обязательные дисциплины учебного плана духовно-нравственного компонента. Кроме того, воспитательное воздействие на детей в рамках урока могут три основных фактора: личность педагога, преподаваемый материал и формапроведения урока [13,191].
К.Д. Ушинский и ряд других педагогов считали, что именно чувства, а не мысли являются средоточием душевной жизни. От чувств, через воображение, душа получает первую пищу для своего образования. Особое значение для детей имеют впечатления; они действуют на них сильнее и непосредственнее, чем на взрослых [2,186].
В воспитании чувств огромное значение должно принадлежать искусству, особенно искусству классическому, нравственно чистому, поскольку оно учит «… ставить себя на место другого человека, учит переживать, сочувствовать, жалеть, прощать — оно учит пониманию и любви к другому человеку, то есть тому, без чего невозможно само понятие нравственного воспитания» [23, 20].
/>/>/>/>Третья позиция в обосновании системы нравственного воспитания касается взаимосвязи базового нравственно ориентированного курса и других школьных предметов с системой внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.
Усилия школы должны быть направлены на раскрытие и развитие личности ребенка, которая развивается не «сама собой», а постепенно, общаясь с миром других личностей, с обществом, с природой. Здесь важно не упустить такой момент: рядом с понятием «личности» неизменно встает понятие «свободы» [13,197].
С этой точки зрения смысл нравственного самоопределения человека заключается в свободном преодолении зла и в обращении к добродетели. И именно на это должна быть направлена деятельность школы: не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра. Поэтому школа может и должна стать полноценным институтом духовно-нравственного воспитания.
Исходя их этого, первоочередными задачами школы в плане нравственного воспитания детей являются:
развитие творческих сил души ребенка;
первичная социализация ребенка, которая выступает базисом для включения личности в систему общественных ценностей;
приобщение ребенка к познанию жизни своего народа, его духовных и социальных ценностей;
— приобщение ученика к богатствам науки и культуры.
Формы нравственного воспитания в образовательном учреждении могут быть следующими:
— использование активных методов общения на уроках чтения, дидактических игр, диалога как метода обучения и воспитания;
— проведение тематических воспитательных бесед на диалоговой основе;
— участие детей во всех видах творческой художественной деятельности.
Четвертая позиция в построении системы нравственного воспитания — привлечение учреждений дополнительного образования, система которых является наиболее благоприятной для нравственного воспитания детей, поскольку она ориентирована прежде всего на свободный выбор самих детей, их интересы.
Работа с семьей, взаимосвязь работы школы, учреждений дополнительного образования и семьи в деле нравственного воспитания выступает пятойпозицией в построении системы образования [13,208].
Семья — основа воспитания ребенка, идеальный тип социальной структуры. Ребенок не может жить вне семьи, и даже в самой наихудшей из них вырабатывается нечто незаменимое для ребенка. Именно в семье закладывается характер человека, его мировоззрение, ценностная ориентация.
В своей наивысшей полноте нравственное воспитание способно реализоваться только в семье. Образовательные учреждения, в свою очередь, должны идти навстречу семье в решении проблем, оказывая необходимую посильную педагогическую помощь. Система образования может расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание, осуществляя индивидуальный подход к родителям и ребенку.
Шестой позицией в построении эффективной системы воспитания является необходимость наличия духовной и нравственной окружающей ребенка среды
. Это относится прежде всего средства массовой информации. Идеальным было бы изменение их содержательной сущности. Но, поскольку такая задача в современных условиях вряд ли выполнима, то имеет смысл говорить о защите детей от пагубного воздейст
вия СМИ, с одной стороны, и создании программ альтернативного содержания в средствах массовой информации — с другой.
Нами выявлены основные факторы нравственного становления личности, которые реализуются через создание определенных педагогических условий, каковыми являются:
ценностное наполнение образования и воспитания через введение в общеобразовательные школы базового курса нравственного содержания;
«вкрапление» нравственной компоненты в существующие учебные курсы литературного чтения;
создание и развитие в общеобразовательной школе системы воспитания, основанной на приоритете духовно-нравственных ценностей;
совместная работа государства, Церкви и школы по совершенствованию семейного воспитания;
защита детей от пагубного воздействия СМИ.
Таким образом, эффективная реализация процесса формирования нравственных качеств школьников и нравственное воспитание в системе образования подразумевает:
1) включение нравственной компоненты в содержание учебных предметов;
2) введение обязательного, системообразующего базового курса нравственной направленности;
3) взаимосвязь работы школы, учреждений дополнительного образования и семьи в деле духовно-нравственного воспитания;
4) наличия духовной и нравственной окружающей ребенка среды, защита детей от пагубного воздействия СМИ.
Иными словами, должен быть примат нравственных ценностей в содержании образования.
2
Материалы опытно — экспериментальной работы
2.1 Анализ учебных программ по литературному чтению для начальных школ в контексте нравственного воспитания
На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как В.В. Хромов, Л.А. Матвеева, И.И. Лобанова, Л.А. Регуш и многих других. В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.
В настоящее время разработано много новых программ литературного образования младших школьников, направленных на развитие личности ребенка, формирование коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую деятельность в детском коллективе.
Наиболее интересными в плане возможностей нравственного развития школьников, на наш взгляд, выступают следующие:
— программа «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Го-рецкий, М.В. Голованова, УМК «Школа России».
— программа «Чтение и литература» О.В. Джежелей;
— курс «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н.Кудиной и З.Н. Новлянской;
— программа «Литература в начальной школе» Л.В. Кутьевой.
2.1.1 Анализ программы по чтению
УМК
«
Школа России
»,
авторы Л
.
Ф
.
Климанова
,
В
.
Г
.
Горецкий
,
М
.
В
.
Голованова
Главной своей целью авторы учебников и учебных пособий считают, что «Школа России» должна стать школой духовно-нравственного развития.
Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, учитель воспитывает в детях любовь Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества [31, 2].
На уроках литературного чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. В учебники «Родная речь» и «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) включены лучшие произведения, многократно адаптированные отечественной школой, выдающихся поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лер-монтова, Н.А. Некрасова, В.Ф. Одоевского, А.И. Куприна и многие другие.
Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, смелость, настойчивость и ответственность, способность сопереживать, готовности помогать другому.
В первом классе закладывается фундамент читательской грамотности. Ученики на интересных и доступных им произведениях в игровой форме открывают «секреты» художественного текста, знакомятся с литературоведческими понятиями: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество.
Читая и думая над содержанием произведений, включённых в данный учебник, дети выходят на первоначальные представления о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, сострадание, забота. Задача учителя — так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, читая стихи, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста: волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений.
Таблица 1 Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребёнка
Нравственные представления и качества
Уровень освоения в 1 классе
Патриотизм
Любовь к природе родного края
Л. Н. Толстой “Какая бывает роса на траве”;
А. С. Пушкин “…Под голубыми небесами…”;
А. К. Толстой “Вот уж снег последний в поле тает...”, Г. М. Новицкая “Берёза”
Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность,
милостливость,
добродушие
Сострадание, сердечное отношение ко всему живому
К. Д. Ушинский “Жалобы зайки”;
И. А. Крылов “Чиж и Голубь”;
Л. Н. Толстой “Лев и мышь”
Героизм, отвага, верность
Решительность, настойчивость
русская народная сказка “Лиса и заяц”;
И. П. Токмакова “Я ненавижу Тарасова...”
Долг, ответственность
Долг перед родными и близкими.
Ответственность за слабого
И. П. Токмакова “Это ничья кошка...”;
Д. Биссет “Орёл и овечка”;
Л. Н. Толстой “Старый дед и внучек”;
В. А. Осеева “Сыновья”
Сплочённость, коллективизм
Забота и помощь в семье
Л. Н. Толстой “Отец и сыновья”
В. А. Осеева “Хорошее”
Совесть, совестливость
Бессовестность
русская народная сказка “Лиса и козёл”
Формирование совестливости через внешнее моральное требование
Л. Н. Толстой “Косточка”, “Старый дед и внучек”
Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.
В разделе «Люби живое» представлены произведения о природе, о животных. Дети знакомятся с замечательными авторами: М.М. Пришвин, И.С. Соколов-Микитов, В.В. Бианки, Б.С. Житков и т.д. Изучение литературных шедевров обогатит и разовьет детей духовно, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир – это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить и [28,2].
2.1.2 Анализ курса
«
Литература как предмет эстетического цикла
»
Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской (1-3 классы).
Цель курса — воспитание эстетически развитого читателя. Теоретической основой программы является концепция М.М. Бахтина о совместном творчестве писателя и читателя, создании ими художественного образа произведения на основе особого (заочного) диалога.
Предметом освоения данного курса литературы является отношение «автор — художественный текст — читатель», а методом выступает практическая литературная деятельность в позициях «автора» и «читателя»[30, 2].
Произведения для первого класса представлены в следующих разделах: «Игрушки» ( А.Барто «Мячик», «Мишка»), «Про зверят» (Л.Толстой «Мышка вышла гулять…», К. Ушинский «Петушок с семьей», С. Михалков «Трезор»), «Про ребят» (А. Барто «Я выросла», А. Кушнер «Кто разбил большую вазу?») и другие.
В последующих классах учащиеся знакомятся с произведениями народного творчества, русской и зарубежной классики: А.Пушкин «Зимнее утро», М.Пришвин «Силач», А. Майков «Колыбельная песня», А. Милн «Вини-Пух и Все-Все-Все» и другими.
Учебник для литературного чтения в четвертом классе предусматривает знакомство с различными жанрами народного творчества: русские народные пословицы, песни; русские народные сказки (« Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк» и др.), былины («Илья Муромец и Соловей-разбойник»). А также сказки народов мира: «Петру-Пепел» румынская народная сказка, перевод Т.Ивановой; «Лиса и петух» персидская сказка, перевод Н. Османова и др.)
Авторы курса выдвигают ряд задач, решение которых необходимо обеспечить в начальной школе, чтобы воспитать развитого читателя. Среди них названы:
— открыть ученикам существование позиций;
— предоставить возможность практически действовать в них;
— оснастить детей средствами и способами работы в каждой позиции.
Решение этих задач достигается благодаря включению учащихся в разнообразную учебную практическую деятельность: работа в позиции «читатель», «автор», «автор-художник», «автор-публицист», «теоретик» [30,5].
Умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей, автора помогает младшим школьникам лучше понять и оценить поведение окружающих и свои собственные действия, учет чуткости, тактичности в отношениях с людьми. Полученные детьми знания закрепляются в схемах, позволяющих детям быстрее и глубже усвоить учебный материал.
2.1.3 Анализ программы
«
Литература в начальной школе
»
Л. В. Кутьевой.
Разрабатывая программу по литературе, автор высказывает ряд достоинств изучения литературы как учебного предмета в начальной школе:
— дает детям литературное образование на более ранней ступени обучения, открывая перспективу дальнейшего, углубленного изучения литературы, усиливая гуманитаризацию образования в целом;
— своевременно приобщает учащихся к литературе как виду искусства, находящемуся в синтезе с другими искусствами, к русской литературе как части мировой культуры; формирует эстетические представления, нравственные понятия, теоретическое мышление, умение грамотно и свободно владеть устной и письменной речью;
— ускоряет переход к предметному обучению как более совершенной системе получения образования.
В рамках программы «Литература в начальной школе» первоклассники знакомятся с произведениями русского устного народного творчества: пословицами, поговорками, загадками. Во втором классе — произведения некоторых фольклорных жанров (сказки, сказания, былины) и классическая литература.
Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высокопоэтичные, обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле.
Мир былин — реальная русская земля, но богатыри борются с чудовищами, одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы человека. Своеобразие вымысла в былинах (по сравнению со сказкой) — следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о событиях исторической жизни Руси.
Сказка — один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.
Сказание представляет собой повествовательное произведение исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди сказаний различают предания, легенды.
Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.
Наряду с уроками литературы проводятся традиционные уроки обучения беглому сознательному чтению, также способствующие общему развитию детей. Курс литературы в начальной школе (2-4 классы) строится на одной методологической основе с курсом литературы в средних и старших классах, обеспечивая непрерывность литературного образования [10,67].
Среди книг по основам нравственности выделяются религиозные издания: пересказы книг, почитаемых священными, житийная (о жизни святых), вероучительная (о законах вероисповедания) и духовная литература (об образе жизни и образе мыслей верующего).
Одним из основных произведений является Библия — Слово Божие. Она раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия.
Третьеклассникам открывается мир зарубежной литературы: сказки народов мира, сказки и сказочные повести любимых детских писателей
Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, А. Милна, А. Линдгрен, стихи Д. Родари и др.
Данная программа позволяет учителю начальных классов, работающему в условиях массовой общеобразовательной школы, не только приобщить детей к литературе как виду искусства, но и развить их речь, культуру общения, сформировать умение использовать книгу для организации праздников, викторин, концертов.
2.1.4 Анализ программы «Чтение и литература» О. В. Джежелей
(1-4 классы).
В программе введено понятие «литературное образование» применительно к младшему школьному возрасту [12,28].
Цель обучения представляет собой формирование навыков чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, возможной культуре коммуникации, реализации творческих способностей.
Изучение данной программы позволяет учащимся начальной школы органично перейти к изучению литературы в среднем звене. Она разрешена в системе классической начальной школы и дает возможность учителю общеобразовательных массовых школ использовать ее для организации учебного процесса, сделав его подлинно творческим.
Учебный материал расположен по концентрическому принципу, что дает возможность выделять приоритетные разделы, группы младших школьников в соответствии с возрастными особенностями, а также уровнем развития читательских умений и навыков.
Методы обучения, применяемые при изучении курса:
— эмоционально-понятийный;
— объяснительное чтение;
— литературное чтение;
— воспитательное чтение;
— чтение-рассматривание;
— творческое чтение.
Для организации обучения автором определена система уроков различных типов, сочетание которых определяется уровнем читательской подготовки учащихся и, в первую очередь, развитием у них навыка чтения.
Учебно-методический комплект «Человек и личность» включает:
учебник-задачник, учебник-хрестоматию, блоки книг для уроков чтения, книги-сборники для организации творческой деятельности, наглядные пособия, аудиовизуальные средства и пособия для учителя (Приложение 1).
Применение пособий из данного учебно-методического комплекта позволяет также вовлечь родителей в активную читательскую деятельность, делает процесс чтения занятием, объединяющим детей и взрослых, выступающих в роли чутких и внимательных собеседников.
На основе знакомства с многообразными нравственными нормами, представленными в литературных произведениях, дети учатся оценивать персонажей. Организуя разнообразную деятельность с использованием книги, являясь «посредником» между автором и ребенком — читателем, учитель развивает познавательную сферу ребенка, раскрывает перед ним эстетические, коммуникативные, информационные, прикладные возможности книги.
Так в первом классе учащиеся знакомятся с различными стихотворениями (Р.С. Сеф «Необычный пешеход», К.И. Чуковский «Марьюшка, Марусенька»), рифмовками (А.А. Шибаев «Вставьте слово вместо точек») и другими произведениями, направленными на вовлечение учащихся в активную мыслительную деятельность.
Во втором классе в разделе «Скоморошина» представлены произведения, которые вызывают у читателя противоречивые чувства: с одной стороны потешки, дразнилки, скороговорки; с другой — произведения вызывающие сострадание (К.Чуковского «Федотка» Л.Каминского «Семь сыновей стариков Синицыных» и другие).
Для чтения по выбору учащихся предлагается большой список произведений по темам: «О мужественных людях, которые жили в трудные годы», «Рассказы и сказки писателей России о природе и другие.
Таким образом, рассмотренные нами программы по чтению и литературе призваны решать задачу умственного и нравственного развития детей. Их объединяет обширный круг чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирование учителей к самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением.
2.2 Опытно-экспериментальная работа по определению нравственной воспитанности младших школьников
В младшем школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, в процессе которой формируются основные новообразования, идет интенсивно психическое развитие ребенка.
О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Для выявления состояния уровня сформированности нравственного воспитания мы использовали диагностические опросы учащихся.
Базой нашего исследования была МОУ «Мордовско-Паевская СОШ» села Морд-Паевка Инсарского района.
Цель опытно-экспериментальной работы заключается в изучении нравственного воспитания и нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста в процессе учебно-воспитательной работы на уроках чтения.
Исходя из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов, были определены методики, соответствующие задачам исследования.
Интеллектуальный компонент рассматривается как знание учащимися моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно – логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения.
На начальном этапе исследования были поставлены следующие задачи:
Определение изначального уровня нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей.
Выявление процентного соотношения учащихся третьего класса с разным уровнем нравственных представлений.
Исследование нравственного опыта младших школьников проводилось с использованием таких методик как: опрос, анкетирование, метод незаконченных рассказов.
2.2.1 Опрос. Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств учащихся третьего класса. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяют одновременно родители (родственники) и учителя общеобразовательной школы, которые относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно).
С помощью опросника оценивались следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми: доброта, внимательность к людям, правдивость (честность), вежливость, общительность, щедрость, отзывчивость (готовность прийти на помощь), справедливость, жизнерадостность, ответственность.
Обработка данных
За каждый ответ типа «да» ребенок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.
В итоге была подсчитана общая сумма баллов, набранных ребенком по всем десяти коммуникативным качествам личности, и выведена их средняя оценка (при оценивании родителем (родственником) и учителем).
Выводы по уровню развития:
10 баллов (очень высокий) набрали 17% от общего числа учеников; 8-9 баллов (высокий) – 34%; 4-7 баллов (средний) – 34%; 2-3 балла (низкий) — 8,5% и 0-1 балл (очень низкий) — 8,5%.
Таким образом, оценка коммуникативных качеств и видов отношений ребенка с людьми, в общем, имеет средний и высокий уровни — 85%, тогда как низкий и очень низкий – только 17%. Это говорит о том, что у учащихся третьего класса вышеперечисленные качества преобладают в большей степени.
2.2.2
Методика «
Незаконченный рассказ»
При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывался рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.
Исследование проводилось со всем классом, каждый учащийся высказал свое мнение. Преподаватель проинструктировал учащихся («я буду рассказывать истории, а вы их закончите») и рассказывал историю, ребенку нужно было придумать окончание (Приложение 2).
Испытуемые оценивались по 4 уровням осознания нравственных норм:
Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку (4 балла).
Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку (3 балла).
Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует (2 балла).
Ребенок не может оценить поступки детей (1 балл).
Таблица 2 Результаты исследования по методике «Неоконченный рассказ»
№ истории
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
1
17%
34%
34%
17%
2
8,5%
25,5%
17%
51%
3
0%
17%
34%
51%
4
25,5%
25,5%
25,5%
25,5%
Из результатов исследование видно, что в двух из четырех (2-ая и 3-я) историях большинство ребят называют нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку (51%). В первой истории они в основном оценивают поведение сверстников как положительное или отрицательное, но не могут объяснить или сформулировать нравственную норму (34%). В четвертой истории мнения ребят разделились поровну (25,5%).
Таким образом, исследования по определению нравственной воспитанности учащихся третьего класса МОУ «Мордовско-Паевская СОШ» позволили сделать вывод об эффективности нравственного воспитания на уроках чтения.
2.3 Методические рекомендации по нравственному воспитанию на уроках чтения в начальной школе
Практически любая деятельность имеет нравственную окраску, считает О. Г. Дробницкий, в том числе и учебная, которая, по мнению психологов, обладает большими воспитательными возможностями [9,67].
В решении главной задачи школы — формировании образованной, культурной личности — трудно переоценить значение предмета «Литература» («Литературное чтение» в начальных классах), поскольку содержание этого курса — изучение детьми художественных произведений, а цель его — восприятие и освоение учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте.
Особенно важен этот предмет в деле общего развития ребёнка, поскольку, являясь видом искусства, литература предоставляет колоссальные возможности для «развития ума, воли и чувств ученика», как определял цели развития Л.В. Занков, создатель дидактической системы развивающего обучения.
Чтение книг, особенно для ребёнка, познающего мир, полезно всегда. Но от уровня читательской грамотности зависит глубина проникновения читателя в смысл художественного произведения, уровень осмысления нравственных проблем, поставленных его автором.
Нравственный потенциал произведения не переходит сам собой во внутренний мир читателя, поскольку нравственные ценности не прямо сформулированы, а «впаяны» в художественный текст. Значит, задача школы, учителя — организовать процесс глубокого, полноценного, воспитывающего восприятия учеником-читателем художественного текста и нравственных ценностей, заключённых в нём.
В начальной школе необходимо научить детей приёмам работы с художественным текстом, сформировать первоначальные навыки его анализа, на практическом уровне, без введения сложного понятийного аппарата заложить основы читательской грамотности. Размышляя, почему именно так действуют герои произведения, оценивая их поступки, сопоставляя со своими представлениями, своим жизненным опытом, дети учатся при анализе художественного текста самостоятельно извлекать из него нравственные уроки.
Читательское развитие учащихся напрямую связано с их общим развитием, поскольку читательская работа состоит в том, чтобы «думать, чувствовать, догадываться, воображать» (С. Я. Маршак). В процессе этой деятельности происходит формирование основных читательских умений, первостепенными из которых являются:
— умение представить картину, нарисованную автором;
— умение сопереживать героям произведения;
— умение понять авторскую мысль.
Развитие ученика-читателя идёт путём усложнения читательской деятельности: от обучающего анализа, через анализ текста «по образцу» до самостоятельного анализа незнакомого художественного текста и даже создания собственного.
Основной методический путь формирования навыков анализа — вдумчивое чтение и перечитывание текста с остановкой на «трудных» словах. Главная работа на уроке ведётся вокруг непонятного, «странного» слова, идёт через осознание необходимости именно этого слова в тексте, его смысловой нагрузки, эмоциональной силы, его важности для автора и заканчивается любованием словом.
Перечитывание текста — непременный и очень важный технологический приём работы над художественным произведением, отражающий особенности его восприятия читателем. «Строго говоря, первым прочтением является второе, потому что тогда читатель соотносит каждый эпизод с целым» [32,2].
Учитель организует и направляет читательскую деятельность учащихся как человек, который уже проанализировал произведение, знает методику и технологию анализа текста, но понимает, что он такой же читатель, как и его ученики, которые имеют право на собственную интерпретацию текста.
Для младшего школьника это особенно важно, поскольку учебная деятельность выступает как ведущая. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее внимание на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. Причем в ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности [4,126].
Уже в течение первого года учащиеся получают нравственные представления: о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении ко всему живому, о великодушии, о настойчивости и смелости, о способности человека на поступок.
В учебнике «Литературное чтение» для 1-го класса изложены необходимые учащимся начальные знания об особенностях художественного текста, даны аналитические и творческие задания к произведениям, направленные на формирование читательских навыков, постепенно и с учетом возрастных особенностей детей вводятся литературоведческие понятия.
Вместе с тем, задания на уроках должны давать «пищу для ума», побуждать учеников к размышлению. Так, в обучении можно применять загадки. Ведь загадки — это тест на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое значение для развития логического и образного мышления. Главный смысл работы над загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это учит младших школьников находить сходства и различия предметов, «сближать» далекие предметы по сходным признакам.
Огромную роль на уроках должны играть и русские народные пословицы. Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.
Например, опираясь на содержание сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», учитель развивает у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т.д. Автор начинает сказку с пословицы: «Нам даром, без труда ничего не дается, — недаром исстари пословица ведется…». Это начало помогает детям понять смысл произведения.
В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимает взаимодействие брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами.
Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.
С идеями дружной крепкой семьи, теплых родственных отношений без которых не мыслима духовная личность, дети знакомятся на таких произведениях, как: «Еще мама» Андрей Платонович Платонов – учебник для 3 класса часть 2 (о взаимоотношениях сына и мамы).
Читая стихотворение Я. Акима «Моя родня» ребята приходят к очень важному выводу: родители, родные – самое дорогое, что есть на свете, с ними нужно дружить и ценить их дружбу.
Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского учитель развивает такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей. Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям.
Рассматривая отрывок из сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», учитель обсуждает интересные и важные для детей вопросы. Что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным? Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Таким образом, эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно-художественного произведения.
Для того чтобы действительно реализовать возможности художественной литературы, недостаточно научить детей бегло читать, как сегодня ещё зачастую определяются результаты работы учащихся на уроках «Литературного чтения» в начальной школе. Легко поддаться соблазну измерить восприятие детьми художественных произведений «скоростью чтения», ведь скорость — это чёткий показатель. Но ведь беглое — значит быстрое, а для того чтобы глубоко воспринять художественный текст, чтобы прочувствовать и освоить его, надо читать медленно и вдумчиво.
Вопрос состоит не в том, что важнее: скорость или понимание, и то и другое — одинаково важные вещи, более того, они взаимосвязаны. Это доказывает многолетнее исследование профессора М. Г. Качурина, который утверждает, что трудности и недостатки чтения детей вызываются не тем, что у них плохая техника чтения, а тем, что они плохо понимают текст, не воспринимают его образного и эмоционального содержания, что он им не интересен [16,185].
Заключение
Педагогическая наука и практика подтверждают важность формирования духовно-нравственных ценностей, идеалов, начиная с детского возраста. Отсутствие детской духовной направленности в воспитании является одной из причин деструктивного поведения младших школьников. Эту же мысль высказывал В. А. Сухомлинский почти сорок лет назад: «Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека» [26,25].
В младшем школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, в процессе которой формируются основные новообразования, идет интенсивно психическое развитие ребенка.
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
В системе образования нравственное воспитание реализуется различными институтами воспитания (семья, школа, Церковь). Реализация данного процесса осуществляется включением нравственной компоненты в содержание учебных предметов, введения обязательного, базового курса нравственной направленности, взаимосвязи работы школы, семьи и учреждений дополнительного образования в деле духовно-нравственного воспитания.
Задачи нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности эффективно реализуются на уроках литературного чтения. Литература как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его мировосприятие и отношение к людям.
В последнее время разработано много новых программ литературного образования младших школьников, направленных на развитие нравственной личности ребенка.
Анализ учебных программ показал, что их объединяет обширный круг чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая направленность деятельности учителя и учащихся. Программы по чтению и литературе призваны решать задачу умственного и нравственного развития детей.
Таким образом, нравственное воспитание младших школьников является актуальным, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент формирования нравственных качеств личности, хотя осуществляется оно в течение всей жизни человека.
Уроки литературного чтения обладают наибольшим потенциалом в реализации этой задачи. Однако то, насколько будут успешными эти уроки, зависит от качества учебно-методического комплекта и систематической работы учителя начальных классов.
Список использованных источников
Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. / Сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конфер. // Светлана Дивногорцева.- Волгоград, 2004.- 30 сентября
Антология гуманной педагогики: Ушинский / сост. П.А. Лебедев. — М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998. — 223 с.
Артюхова, И.С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999.- № 4.- С.78-80
Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А.Г.Асмолов // Новое педагогическое мышление. — М.: Логос, 1986.- 99 с.
Божович, Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Проблемы формирования личности: избр. псих. труды. Под ред. Д. И. Эльконина. – Воронеж,1995. — 277 с.
Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И Болдырев // М.: Просвещение,1979. – 216 с.
Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: ООО «Издательство АТС»: ООО «Издательство Астрель»,1999. — 1268 с.
Бондаревская, Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и ситемах воспитания / Е. В. Бондаревская, С.В.Кульневич — Ростов-на-Дону, 1999. – 350 с.
Бразговка, Л. П. Формирование нравственной установки в жизнедеятельности младших подростков / Л. П. Бразговка // Этическое воспитание, 2007.- № 8. – С. 53-60
Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности/ Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа, 2008.- № 7. – С. 13
Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А.Я. Данилюк // Педагогика, 2008. — № 9 –С. 63-88
Джежелей, О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение и литература» // Начальная школа,1994. -№ 9. – С.98.
Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. – М.: Издательство ПСТГУ, 2008. – 240 с.
Ильин, И. О грядущей России. Избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. – М.: Логос, 1993. – 52 с.
Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. — М.: Просвещение, 1994.- 187 с.
Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: кн. для учителя / М.Г. Качурин.- М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
Леднев, В.С. Содержание образования / В.С. Леднев. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
Лихачев, Д.С. Письма о добром / Д.С. Лихачев. — Л.: Нотабене, 1994. — 420 с.
Макаренко, А.С. Сочинение в семи томах / А.С. Макаренко / Т.4: Книга для родителей // М.: Издательство Академии Педагогических наук, 1957. — 540 с.
Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998.
Педагогическая энциклопедия / под ред. С.М. Леонтьева; Т.3. — М.: изд. Советская энциклопедия, 1965 — 1435 c.
Педагогический Энциклопедический словарь / гл. ред.Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких и др.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.-528 с.
Петракова, Т. И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации / Петракова Т.И., Евладова Е.Б. — М.: Дрофа, 2004.- 53 с.
Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.; кн.2: Процесс воспитания / И.П. Подласый. — М, 1999. — 320 с.
Пустовалов, В.М. Духовно-нравственное становление личности будущего учителя: теория и практика: автореф. дис. докт. пед. наук / Владимир Михайлович Пустовалов. — Оренбург, 2002. – 34 с
Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А.Сухомлинский. — Киев — Радяньска школа, 1974. — 288 с.
Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина.- М: Просвещение, 1988г.- 174 с.
mounoch8.ucoz.ru/load/programmy/shkola_rossii/literaturnoe_chtenie // Шатохина, С.Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
gmo.miass.edu.ru/nach/p9aa1.html // Образовательные технологии. Современные концепции начального образования
nsc.1september.ru/2004/02/4.htm // Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская / Литература как предмет эстетического цикла
www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_ch1/5.html#_ftnref1// Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова / Школа России. Часть 1Литературное чтение
http://ipk.admin.tstu.ru/ Официальныйсайт Всероссийской школьной библиотечной ассоциации
Приложение 1
Программа «Чтение и литература» О.В. Джежелей (1-4 классы)
Учебно-методическое обеспечение программы (авт. О.В. Джежелей):
1. Азбука. 1 кл.
2. Прописи.
3. Чтение и литература. Учебная хрестоматия., 1 кл., 2 кл., Зкл., 4 кл.
4. Чтение и литература. Литературный задачник. 1 кл., 2 кл., 3 кл., 4 кл.
5. Читаем я и мама. Учебник-хрестоматия. 1 кл.
6. Я расту. Учебник-задачник для тех, кто овладел букварь и хочет научиться читать целыми словами и выразительно. Ч. 1.2., 1 кл.
7. Я умею читать. Учебник-задачник для тех, кто пробует читать сам. Ч.З., 1 кл.
8. Из детских книг. Учебник-хрестоматия. 4.1,2. 2 кл.
9. Почитай-ка. Учебник-задачник. 4.1,2. 2 кл.
10. АЗ, БУКИ — потом науки. Учебник-задачник для тех, кто хочет самостоятельно изучать литературу. 2 кл.
11. Из детской литературы. Учебник-хрестоматия. 1,2, 3,4кл.
12.Научусь-ка я читать. Учебник-задачник.Ч.1,2. 3 кл.
13.АЗ, БУКИ — потом науки. Учебник-задачник для тех, кто хочет самостоятельно изучать литературу.4.3.,3 кл.
14.Научусь-ка я читать. Учебник-задачник.Ч.4.,4 кл.
15.Из детской литературы. Учебник-хрестоматия. 4.3,4,5 кл
16.Читаем и играем. Пособие для организации творческой деятельности на основе чтения книг. 1 кл.
17.Жаворонок. Библиотека уроков чтения. (Выпуски 1-6), 1,2 кл.
18.Светлячок. Литературные игры и забавы.
19.Колобок. Литературные игры и забавы для учеников и учителей, родителей и детей, для всех, кто любит сказки.
20.Почитаем и узнаем. Книга1., 2 кл.
21. Детская литература в начальной школе. Таблицы.
22.Готовимся к уроком внеклассного чтения. Пособие для учителей начальной школы[16].
Курс
«
Литература как предмет эстетического цикла
»
Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской (1-3 классы)
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 1 кл. Сост. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. — ОПЦ Интор, 1997.
2. Тетрадь по литературному чтению для 1 кл. — Интор, 1997.
3. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. методическое пособие для учителя к учебной хрестоматии «Литературное чтение». — Интор, 1997.
4. Диагностика читательской деятельности школьников. Кудина Г.Н. и др. – Интор, 1996. [16]
Приложение 2
Методика «Закончи историю»
Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм.
Проведение исследования
Исследование проводится индивидуально. Взрослый рассказывает историю, придумать окончание которой должен ребенок («Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи»).
История 1. У девочки из корзины на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…
Что сказал мальчик? Почему? как поступил мальчик? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя? Почему? как поступила Катя? Почему?
История 3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…
Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка данных
Испытуемых квалифицируют по 4 уровням осознания нравственных норм:
Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку (4 балла).
ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку (3 балла).
Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует (2 балла).
Ребенок не может оценить поступки детей (1 балл).