Министерство образования Республики Беларусь
Частное Учреждение образования
БЕЛОРУССКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ
Кафедра Финансового права
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине «налоговоеправо»
на тему: «Основымеждународного налогового права».
Подготовил:
студент 5 курса,
юридического факультета
специализация: «хозяйственное право» Кузьменок Павел Валерьевич
Научный руководитель:
доцент,кандидат юридических наук ГовзичВалерий Георгиевич
Минск, 2005
ПЛАН
Введение………………………………………………………..………….….3
Глава I. Международное сотрудничество имеждународное
налогообложение…………………………………………………..…6
1.1. Понятие международное сотрудничество
и международного налогообложения……………………………….....6
1.2. Правиламеждународного налогообложения
физических лиц………………………………………………………… 9
1.3.Определение налогового статуса юридических лиц……………….12
1.4. Целимеждународного сотрудничества ………………………..15
ГлаваII.Международные договоры и соглашения……………………………16
2.1.Происхождение и типы налоговых соглашений…………………… 16
2.2.Национальное законодательства и международное право………...20
2.3.Международное налоговое право и
международные договоры (соглашения)…………………………......22
Глава III. Двойноеналогообложение и уклонение от уплаты налогов…..….28
3.1. Понятиедвойного налогообложения…………………………….....28
3.2. Методыустранения двойного налогообложения……………….....34
3.3.Особенности при определении статуса представительства……....37
3.4. Борьба суклонением от уплаты налогов…………………………… 43
Заключение………………………………..…………………………………… 46
Список используемых источников…………………………………………… 49
ВВЕДЕНИЕ
Прогрессирующаяинтернационализация экономических, производственных и культурных процессов,происходящих в жизни человеческого общества, является характерной чертойсовременного исторического развития. В настоящее время существует общеестремление стран и народов к взаимовыгодному сотрудничеству на основе уваженияинтересов и прав друг друга, к осознанной защите общих целей в деле сохранениямира и недопущения новой мировой войны.
Средиосновных барьеров, препятствующих такому сотрудничеству, в дипломной работебудет раскрыта проблема двойного налогообложения, возникающая в отношении лиц иорганизаций, осуществляющих свою деятельность в двух или более странах. Внастоящее время особое внимание уделяется этой проблеме и рекомендуемый путь еерешения – заключение межгосударственных (или межправительственных) налоговыхсоглашений.
Налоги– сложный социальный институт, имеющий длительную историю. Они непосредственноотражают уровень культурного, экономического, политического развития общества.Кроме того, налоги оказывают мощное обратное воздействие прежде всего насостояние политической и экономической системы. В частности, значение налоговкак политического инструмента нередко связывают с феноменом государственнойвласти, с проблемой государственного суверенитета. «Налог был всегда важнейшимпроявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогомзначит управлять государством».[18, c.6]
Налогикак предмет межгосударственного регулирования – явление уже доказавшее своюважность и особую значимость для международного экономического сотрудничества,широкое развитие которого остается постоянным, неизменным направлением вналоговой политике на международной арене. Действительно, если до второймировой войны насчитывались лишь десятки налоговых соглашений (в основном междустранами Западной Европы), то к девяностым годам в СССР их было заключено ужеболее 650, а к настоящему времени это число составляет гораздо более тысячи.Среди участников таких соглашений кроме развитых стран мира и многие развивающиесягосударства. Проблемы международных налоговых отношений обсуждаются на многихмеждународных форумах (например, ООН, Конференция ООН по торговле и развитию(ЮНК.ТАД).
Чемже вызван такой стремительный рост интереса к этой проблеме? Какие противоречияскрываются за ней?
Однозначного ответа на эти вопросы датьнельзя. Обострение проблемы налоговых соглашений обусловлено целым рядом причини тенденций. Некоторые из них связаны с субъективными моментами политики рядастран, но ведущее место, несомненно, занимают причины, непосредственновытекающие из важнейших особенностей нынешнего этапа развития международныхотношений.
Перваяпричина – усиление процесса взаимопроникновения капиталов в отношениях междустранами и связанное с этим быстрое развитие «международных» форм экономическойи производственной деятельности, что с неизбежностью выдвигает на первый планпроблему распределения между странами прав на налогообложение доходов икапиталов от такой «многонациональной» деятельности.
Втораяпричина – образовавшиеся десятки новых независимых государств заставляютзападные государства все более считаться с их суверенитетом и экономическимиправами.
Налоги– это одно из эффективных средств, применяемых государствами, являющиесявыражением их суверенитета в сфере экономики. Именно налоги, взимаемые странамис иностранных компаний, обеспечили первоначальные средства для финансированиямер, проводимых государством в целях ускорения экономического развития, даливозможность национализировать часть иностранной собственности, приступить косуществлению некоторых социальных преобразований и т. д.
К настоящему времени в ряде государствдоходная база их бюджетов на 40 — 50% зависит от налогов, взимаемых синостранных компаний и капитала.
Лишь тогда, когда государство сталопретендовать на особое место в системе общественных отношений, взяв на себяфункции контроля за распределением доходов в обществе, перераспределениядоходов через систему государственного бюджета, общего регулированияэкономической деятельности частного сектора, налоги стали материальнымвыражением «надстроечного», господствующего положения государства в жизниобщества.
Признание загосударством права на осуществление вышеуказанных функций означало выделениеособой сферы деятельности государства в качестве субъекта публичного права.Выступая субъектом публичного права, государство самостоятельно устанавливает ивзимает налоги, поскольку без налогов обязанности государства поперераспределению доходов превратились бы в фикцию.
Налоговыевласти многих государств сейчас сталкиваются не только с проблемой разделениямежду собой налоговых поступлений от обложения доходов от деятельности,протекающей на территории нескольких стран, но и с более трудной проблемойвыявления действительных размеров этих доходов. Поэтому в налоговых отношенияхмежду различными государствами наряду с элементами соперничества все более явновыступают и элементы сотрудничества.
Такимобразом, на путь заключения налоговых соглашений государства толкает, с однойстороны, желание обеспечить максимально благоприятные (налоговые) условия и темсамым упрочить конкурентные позиции своих резидентов, действующих в другихстранах, а с другой – стремление хотя бы в какой-то мере ограничить ростуклонения от налогов и «минимизировать» потери своих бюджетов по этой причине.Между странами уже налажено довольно интенсивное сотрудничество по этимвопросам. В конвенциях предпочтение отдается принципу обложения по меступостоянного жительства или пребывания получателя дохода при снижении или полнойотмене налога в стране – источнике дохода.
Даннаядипломная работа ставит своей целью освещение проблем, связанных с заключениеми применением международных налоговых соглашений и устранением двойногоналогообложения. В ней будут рассмотрены вопросы, возникающие в ходемеждународных налоговых отношений на примерах многих государств: РеспубликаБеларусь, Российская Федерация, США, Германия, Франция, Великобритания, Италияи др.
ГЛАВА I. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
1.1 Понятие международного сотрудничества и международного налогообложения
Во многих государствах существуютналоговые правила, регулирующие налоговый режим для своих резидентов,работающих заграницей и иностранных лиц, действующих в стране. В разных странахсуществуют неодинаковые налоговые системы, однако в то же время должносуществовать сходство и принципиальное взаимопонимание между ними.
Международноеналогообложение – отношения между странами по поводу взаимного урегулированиясфер применения налогового законодательства (налоговая юрисдикция) и другиевопросы налогообложения. Они могут регулироваться в одно-, дву-, многостороннемпорядке. Это регулирование необходимо применительно в отношении подоходныхналогов, рассчитываемых на основе общей суммы доходов налогоплательщиков,включающей и доходы, полученные из-за рубежа (на основе принципа резидентства),что неизбежно вызывает вторжение в налоговую юрисдикцию другого государства.
Односторонний порядок – изданиезаконодательных актов, определяющих налоговые режимы как для иностранныхюридических и физических лиц на территории Республики Беларусь, так и для ееюридических и физических лиц, получающих доходы или осуществляющих деятельностьза рубежом; соглашения, дополняющие или заменяющие соответствующие нормывнутреннего законодательства. Особенно важное значение имеют соглашения,касающиеся налогов на доходы и капитал. Многие страны практически полностьюохвачены сетью таких двусторонних соглашений (некоторые из них заключили междусобой дополнительные соглашения об оказании административной и правовой помощив налоговых вопросах). Страна – участницы Европейского Союза в договорномпорядке регулируют обложение и другими видами налогов (например, директивыСовета ЕС о единых принципах построения системы НДС).
С резким расширением функций государства исоответствующим ростом государственных расходов растет роль налогов в обществе,проводятся серьезные налоговые реформы, уточняются и расширяются пределыналоговых юрисдикции государств и т.д. Определение национальной налоговойюрисдикции в отношении подоходных налогов осуществляется на основе двухважнейших критериев: резидентства и территориальности.
Юрисдикция на основании резидентства:Республика Беларусь потребовать, чтобы весь доход налогоплательщика подлежалналогообложению вследствие его юридической связи с этой страной.
Критерийрезидентства предусматривает, что все резиденты Республика Беларусь подлежатв ней налогообложению в отношении абсолютно всех своих доходов – какизвлекаемых на территории этой страны, так и за ее пределами (так называемаянеограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты – только в отношениидоходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговаяответственность).
Юрисдикция наосновании территориальности: налогоплательщик должен участвовать в расходах науправление этой страной, обеспечивающей получение дохода.
Критерийтерриториальности, напротив, устанавливает, что налогообложению в Республика Беларусь подлежат только доходы, извлекаемые на ее территории;соответственно любые доходы, получаемые или извлекаемые за рубежом,освобождаются от налогов в этой стране.
Первыйкритерий, таким образом, принимает во внимание исключительно характерпребывание (проживания) налогоплательщика на национальной территории, второй –основывается исключительно на национальной принадлежности источника дохода.
Какочевидно, любой из этих критериев при условии его единообразного применения вовсех странах в принципе исключал бы всякую возможность международного двойногоналогообложения, то есть обложения одного и того же объекта (дохода, имущества,сделки и т.д.) в один и тот же период времени аналогичными видами налога вдвух, а возможно, и более странах. Однако вопрос о том, осуществляется лиустранение двойного налогообложения на основе первого или второго критерия,вовсе не безразличен с точки зрения национальных интересов каждой отдельнойстраны. Так, для стран, граждане и юридические лица которых получаютзначительные суммы доходов от их зарубежной деятельности и капиталов,помещенных за рубежом, несомненно, желательнее разграничение налоговых юрисдикции в международном масштабе на основекритерия резидентства, а для стран, в экономике которых значительное местозанимают иностранные капиталы, особый интерес приобретает отстаивание критериятерриториальности. Поэтому развитые страны предпочитают основывать своиналоговые отношения с другими странами на основе критерия резидентства, аразвивающиеся страны защищают свое правообложения иностранных компаний и частных лиц на основе критериятерриториальности.
Напрактике большинство стран применяют различные сочетания этих двух критериев.«США, Великобритания, ФРГ и другие страны за основу берут критерийрезидентства, который по мере необходимости и в зависимости от конкретныхинтересов данной страны дополняется системой обложения доходов «у источника»(т.е. критерием территориальности). В то же время некоторые развивающиесястраны (в основном страны Латинской Америки) устанавливают свою налоговуююрисдикцию на основе преимущественного применения критерия территориальности.Критерию территориальности (в отношении юридических лиц) придается важноезначение в налоговой практике таких стран, как Франция, Швейцария и др.». [24, c.63]
Большинствостран основывают пределы своей налоговой юрисдикции на праве обложения а) всехдоходов, возникающих на территории страны, независимо от национального илиюридического статуса их получателей; б) всех доходов, принадлежащих резидентамэтой страны или выплачиваемых в их пользу из всех источников, включаянаходящиеся за пределами ее национальной территории.
Такимобразом, критерий резидентства имеет решающее значение с точки зренияопределения налогового статуса лица, привлекаемого к налогообложению: какрезидент данной страны лицо ответственно за уплату в ней налога со всех своихдоходов, а нерезиденты должны уплачивать налог в этой стране только с доходов,получаемых из источников, находящихся на ее территории.
1.2. Правила международного налогообложения физических лиц
Гражданство,подданство, домицилий и другие признаки, характеризующие положение конкретногофизического лица в сфере гражданского права, обычно не принимаются во вниманиепри определении его налогового статуса. Однако имеется несколько исключений:например, США (и в определенной степени – Филиппины) сохраняют за собой правообложения «глобальных» доходов не только своих резидентов, но и всех гражданСША, в том числе и длительно или постоянно проживающих за их пределами; Францияосновывает определение налогового статуса физических лиц на критерияхгражданства и домицилия; критерий домицилия частично применяется также вналоговом законодательстве Великобритании, Швейцарии и т.д.
Общиеположения, характеризующие понятие резидентства для физических лиц,целесообразно рассмотреть применительно к Великобритании. «В ее налоговомзаконодательстве определение понятия «резидент» отсутствует, однако его общеесодержание установлено решениями британских судов по конкретным делам.Соответственно этому в налоговой практике понятие «резидент» характеризуетпроживание физического лица в Великобритании строго в пределах одногоналогового года (заканчивающегося в этой стране 5 апреля) и не может бытьраспространено на более длительные периоды. Поэтому в отношении физическоголица резидентство всякий раз устанавливается лишь на один год. Лицо, признанноерезидентом Великобритании в данном налоговом году, подлежит обложению налогамив этой стране в отношении всех своих доходов (независимо от их источника),полученных в этом году или относящихся к данному налоговому году».[24, c. 101]
Физическоелицо может быть признано резидентом Великобритании в данном году, если онофизически присутствовало хотя бы часть года на территории Великобритании; приэтом пребывание физического лица на территории Великобритании в течение болеечем 6 месяцев (183 дней) в каком-либо году автоматически квалифицирует этолицо в качестве резидента для целей налогообложения в данном году. Физическоелицо не может опротестовать признание его резидентом Великобритании только натом основании, что оно в этом году уже является или являлось резидентом другойстраны. В таких случаях возникает проблема двойного резидентства, и если она неразрешена в рамках соответствующего двустороннего налогового соглашения (т.е.когда в соглашении не предусмотрено порядка решения таких вопросов или когда уВеликобритании вообще нет соглашения с данной страной), то непосредственнымрезультатом для налогоплательщика может явиться двойное налогообложение всехили части его доходов.
Вбольшинстве других западноевропейских стран существуют аналогичные правилаопределения резидентства и регулирования налоговых режимов для резидентов инерезидентов. Так, в Дании, Италии, Норвегии, Испании, Португалии, ФРГ и Швециидля приобретения статуса резидента необходимо проживание на национальнойтерритории в течение более чем шести месяцев в каждом календарном году. Италия,кроме того, считает своими резидентами лиц, хотя и не проживших на еетерритории установленного срока, но имеющих там «центр своих жизненных илиделовых интересов».
ВСША налогообложению в отношении всех доходов из всех источников подвергаются нетолько резиденты этой страны, но и граждане США, включая постоянно проживающихза рубежом. Более того, даже бывшие граждане США, сменившие свое гражданствоменее чем десять лет назад, могут быть привлечены к налогообложению в полномобъеме наравне с резидентами.
Пример.
Предприниматель РеспубликиПольша оказывает белорусскому предприятию юридические услуги на территорииПольши.
Гражданин Республики Польша,в том числе являющийся индивидуальным предпринимателем Республики Польша,рассматривается в целях налогообложения его доходов как физическое лицо, неотносящееся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, еслиэтот гражданин находится в Республике Беларусь 183 дня и менее.
В соответствии со статьёй 13Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц»[10] с сумм доходов (кроме доходов по трудовым договорам), полученных отисточников в Республике Беларусь иностранными гражданами и лицами безгражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территорииРеспублики Беларусь, подоходный налог удерживается источником выплаты дохода поставке 20 процентов без учета льгот и вычетов, предусмотренных статьёй 3 Закона.
Таким образом, резидентРеспублики Беларусь (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) приперечислении дохода физическому лицу — нерезиденту Республики Беларусь(гражданину Республики Польша) обязан удержать и перечислить в бюджетподоходный налог со всей суммы выплаты по ставке 20 процентов.
Если в международномдоговоре, заключенном Республикой Беларусь, установлены иные правила, чем те,которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора.
Соглашением междуПравительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша обизбежании двойного налогообложения доходов и имущества [4], предусмотрено, чтодоходы, получаемые лицом с постоянным местопребываниемв Республике Польша за профессиональные услуги или другую деятельностьнезависимого характера, облагаются налогом только в Республике Польша, заисключением случаев, когда такое лицо располагает постоянной базой в РеспубликеБеларусь для осуществления такой деятельности. Термин «профессиональныеуслуги» включает, в частности, независимую научную, литературную,артистическую образовательную или преподавательскую деятельность, так же, как инезависимую деятельность врачей, адвокатов, инженеров, архитекторов, зубныхврачей, бухгалтеров.
Таким образом, еслифизическое лицо с постоянным местопребыванием в Польше, оказывает юридическиеуслуги белорусскому резиденту на территории Республики Польша, то его доходы заоказание таких услуг не будут облагаться подоходным налогом в РеспубликеБеларусь.
1.3. Определение налогового статуса юридических лиц
В странах, использующих критерийрезидентства, в отношении юридических лиц, осуществляющих там какую-либодеятельность или получающих доходы из источников в этих странах,предусматривается применение различного налогового режима в зависимости оттого, является ли данное юридическое лицо резидентом или нерезидентом. Поэтомутак важно определить, является ли то или иное юридическое лицо резидентом сточки зрения налогообложения в данной стране.
ЗаконодательствоВеликобритании устанавливает, что компании – резиденты этой страны подлежатобложению корпорационным налогом в отношении всех их доходов и прибылейнезависимо от места их получения и извлечения и независимо от того, переводятсяли такие доходы и прибыли в Великобританию или нет. При этомкомпанией-резидентом является любое корпоративное образование, деятельностькоторого управляется и контролируется из Великобритании. Британские суды,основываясь на этом определении, рассматривают в качестве резидента любуюкомпанию, совет директоров которой обычно и регулярно проводит свои заседанияна территории Великобритании. Тот факт, что компания зарегистрирована иобразована по законам Великобритании, как правило, большого значения не имеет,хотя может послужить одним из основных аргументов при решении вопроса о ееналоговом статусе.
Компании,неудовлетворяющие вышеуказанным национальным нормам, считаются нерезидентамиВеликобритании и подлежат там обложению корпорационным налогом лишь в томслучае, если они осуществляют деятельность в этой стране через находящееся тамотделение или агентство. В качестве такого отделения или агентства могут бытьпризнаны любой посредник, лицо, управляющее имуществом по уполномочию, местоуправления или контора. Кроме того, британские суды, как правило, включают вопределение отделения или агентства деятельность по приему заказов на поставкутоваров и предоставление услуг, подписание на территории Великобританииконтрактов на продажу товаров и услуг и т. д. По условиям налоговых соглашенийс другими странами Великобритания ограничивает налогообложениекомпаний-нерезидентов случаями, когда эти компании имеют на ее территории свои«постоянные деловые учреждения». Такое понятие уже, чем понятие «отделение илиагентство» (в частности, оно не включает агентов и посредников, не имеющихполномочий на подписание контрактов от имени компании, которую онипредставляют).
Компании-нерезиденты,осуществляющие деятельность вВеликобритании через отделение или агентство, подлежат обложению корпорационнымналогом в отношении доходов от предпринимательской и торговой деятельности,осуществляемой через отделение или агентство; доходов от имущества или отпромышленных и иных прав, используемых либо принадлежащих их отделению илиагентству; доходов (в виде прироста капитала) от реализации активов,принадлежащих их отделению или агентству.
Компании-нерезиденты,не имеющие на территории Великобритании своих отделений или агентств, необлагаются корпорационным налогом. Однако доходы, получаемые такими компаниямииз источников в Великобритании, облагаются налогом «у источника» по ставке 34 %(или по более низкой ставке, если это предусмотрено соглашением со странойполучателя дохода). Доходами, подлежащими обложению в Великобритании «уисточника», считаются ежегодные выплаты по сделкам, контрактам, решениям суда идр., совершенным, заключенным или принятым на территории Великобритании, ивключают ежегодные выплаты процентов по задолженности компаний-резидентов,другие процентные платежи в пользу нерезидентов, аннуитеты, платежи заиспользование патентов и других аналогичных прав, а также некоторые другиеплатежи регулярного характера.
Дляцелей обложения корпорационным налогом компании-нерезиденты обязаны либоназначить какого-либо местного агента или посредника в качестве своегопредставителя, несущего полную ответственность по уплате причитающегося скомпании налога, либо в случае содержания своего отделения на территорииВеликобритании предоставлять налоговым органам всю необходимую отчетность одеятельности этого отделения. При этом в целях определения облагаемого доходаотделения все его расчеты с головной конторой должны вестись на основерыночных цен.
Еслиопределение чистой прибыли, относящейся к деятельности в Великобритании,оказывается затруднительным, то налоговые органы могут устанавливать размерприбыли в административном порядке; в этом случае в виде налога взимаетсяопределенный процент от той доли общего оборота компании, котораяосуществляется через агента. Размер этой доли устанавливается налоговымиорганами в зависимости от характера деятельности компании.
Внутреннееналоговое право США подразделяет юридических лиц на местные и иностранныекомпании. Местная компания определяется на основании принципа инкорпорации, всоответствии с которым местной компанией является любое корпоративное лицо,образованное по законам одного из пятидесяти штатов, входящих в состав США, илипо федеральным законам США. Прочие юридические лица, не подпадающие под этоопределение, рассматриваются как иностранные компании.
Иностранныекомпании, имеющие свои отделения в США, подлежат обложению налогом с прибыликорпораций в отношении не только всех их доходов, связанных с деятельностьюэтих отделений, но и «пассивных» доходов (дивиденды, проценты, роялти, арендныеплатежи и др.), «эффективно связанных» с этим отделением. Если «эффективнаясвязь» отсутствует, то такого рода доходы, выплачиваемые в пользу иностраннойкомпании, подлежат обложению налогом «у источника» по ставке 30 %.
ВоФранции в соответствии с критерием территориальности обложению налогом сприбылей компаний подлежат только прибыли от деятельности, осуществляемой воФранции, а также прибыли, обложение которых закреплено за Францией в силумеждународных соглашений об устранении двойного налогообложения. Применениеэтой нормы в отношении компаний – резидентов Франции означает, что они неподлежат налогообложению в отношении любой своей деятельности, полностьюосуществляемой за пределами Франции (за исключением доходов французскихкомпаний от их зарубежных инвестиций – такие доходы в виде дивидендов,процентов и ренты подлежат обложению в обычном порядке).
Компании– нерезиденты Франции облагаются налогом с прибылей только в отношении ихдоходов, извлекаемых на территории Франции. Как установлено национальнымзаконодательством, такие доходы возникают в случае, если иностранная компаниясодержит на территории Франции свое деловое учреждение (отделение, закупочноеили сбытовое бюро и т. д.) либо осуществляет в этой стране полный циклкоммерческой деятельности (например, закупка и перепродажа товаров и изделий),либо имеет на территории Франции зависимого агента, через которогоосуществляется деятельность.
Аналогичныеправила определения резидентства юридических лиц содержатся в законодательствеФРГ, Бельгии и некоторых других стран. Италия рассматривает в качестве своихрезидентов любых юридических лиц, имеющих на территории Италии свойзарегистрированный центральный орган, место фактического руководства илиосуществляющих свою основную деятельность в Италии. Швейцария, как и США, считаетсвоими резидентами всех юридических лиц, образованных по законам этой страны.
Такимобразом, до настоящего времени между капиталистическими странами существуютвесьма значительные различия в правилах определения резидентства, что можетприводить к спорным случаям двойного резидентства в отношении некоторыхкомпаний. На практике эти разногласия устраняются благодаря существующим междустранами двусторонним соглашениям, в соответствии с которыми решающим иокончательным критерием Обычно является месторасположение «центра фактическогоруководства». В последние годы этот критерий получает все более широкоепризнание и уже включается в качестве рекомендации в типовые проекты налоговыхсоглашений, подготавливаемые на уровне международных организаций – ООН, и др.
1.4.Цели международного сотрудничества
Существуют две основных целимеждународного сотрудничества:
1) устранение двойного налогообложения;
2) устранение дискриминации налогоплательщиков.
Не менее важными являются идругие цели:
— гармонизация налоговых системи налоговой политики;
— унификация фискальнойполитики и налогового законодательства;
— разрешение проблемдвойного налогообложения;
— предотвращения уклоненияот налогообложения;
— избежание дискриминацииналогоплательщиков-нерезидентов;
— гармонизацияналогообложения инвестиционной деятельности.
Международная экономическаяинтеграция обусловила тенденции гармонизации налоговой политики и национальногоналогового права в зарубежных странах. «Гармонизация – это процесс приведения ксоответствию и взаимной соразмерности налоговых систем различных государств». [21,c.43]
Например, положение об унификацииналогового законодательства стран – членов ЕС (Великобритания, Италия, Франция,Испания и др.) зафиксировано в Римском договоре в 1957 г. В процессе формирования единого рынкаэти страны стремились унифицировать фискальную политику (сначала в рамкахтаможенного союза), затем разрешить проблемы двойного налогообложения,ликвидировать условия налоговой дискриминации.
«Потребностьв организации межгосударственного регулирования и координации международныхналоговых отношений возникла наряду с разработкой внешнеэкономической налоговойполитики. Для этого между государствами заключаются разнообразные налоговыесоглашения, охватывающие такие аспекты, как избежание двойного налогообложения,принятие мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов и другие. Определенныеперспективы в этом плане создаются вследствие подписания соглашения отаможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, и мерами, направленнымина вхождение Республики во Всемирную торговую организацию. Предоставляется, чтоуглубление межгосударственного регулирования в области налогообложения должнонайти выражение в развитии процесса гармонизацииналоговыхсистем Республики Беларусь и других стран СНГ. Это предполагает не толькосозд