Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«Хакасскийгосударственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Колледжпедагогического образования, информатики и права
Контрольнаяработа
подисциплине: «Педагогическая антропология»
на тему:«Развитие человека как научная проблема»
студенткизаочного отделения
специальностиСоциально-педагогическое обеспечение младших школьников
Исаевой Татьяны Валериевны
Преподаватель: Трегубенко Н.А.
Абакан 2009
Содержание:
Введение
1. Актуальные проблемыразвития человечества
2. Концепции онтогенеза
3. Историко-эволюционная концепцияразвития человека
4. Пространство и время развитиячеловеческого бытия
5. Факторы развития человека
Заключение
Список литературы
Введение
Неотъемлемыми свойствами человека, как известно, являютсядинамичность и незавершенность. Эти характеристики его природы представляютинтерес для различных наук, которые исследуют и закономерности процессаизменения вида Homosapiens в целом, и особенности развитияотдельного человека. В первом случае пользуются не только термином «развитие»,сколько терминами «эволюция» и «филогенез». Во втором – синонимами «развития»являются термины «онтогенез», «становление» и др. Для педагогическойантропологии представляют интерес и филогенез и онтогенез.
Филогенез человека, т. е. развитие его как вида, как разновидностиживого вещества, имеет чрезвычайно долгую историю. Он осуществляется какцелостный эволюционный процесс, в результате которого произошлопревращение антропоида в человека разумного. Существуют различные теории опервопричине этого процесса. Глобальным его источником признается Солнце,влияющее на ритмы изменений природы, внутренний ритм жизни любого живогосущества, на ритм социальных процессов и пр. (Л. Н. Гумилев, В.И.Вернадский,А.Л.Чижевский и др.). При этом в качестве эволюционных механизмоврассматриваются биологическое наследование, социальное наследование,сознательная активность человека во взаимодействии с природой и обществом.
До последнего времени считалось, что эволюция человека завершена,а эволюционные механизмы уже служат не изменению вида, а лишь его сохранению.Действительно, многочисленные данные подтверждают: организм современногочеловека в основном таков же, как и 3,5 тыс. лет назад; не меняются егобазовые потребности и пр. Однако современная генетика доказывает: в ДНКчеловека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида, т. е.филогенез — процесс продолжающийся.
Современная наука утверждает, что филогенез подчинен законамконвергенции: взаимодействия, взаимопроникновения природных и социокультурныхпроцессов — и возможен, только если человек совершает сознательную перестройкусвоего эволюционного процесса.
По мнению Н. Н. Моисеева, человечество уже успешно совершило дветакие перестройки.
Первая произошла в эпоху палеолита — древнейшего периода каменноговека. Вторая — в неолите (VI—II тысячелетие до н. э.). Обе они были связаны скризисом внешних условий бытия, с экологическими катастрофами, грозившимиполным уничтожением предков современного человека. Обе они вызвали их сознательныецеленаправленные действия, результатом которых вся-. кий раз оказывалось нетолько предотвращение истощения природных ресурсов, не просто сохранение вида,но принципиальное изменение эволюционного процесса. В первомслучае антропоиды сумели сформулировать определенные правила совместной жизни,и это привело к некоторым изменениям внешнего облика антропоидов, к прекращениюестественного отбора на уровне организмов — он действовал теперь на уровнеплемен, народов, цивилизаций. Во втором — человек перешел к оседлому образужизни. Вторая перестройка не только вновь повлияла на антропологический обликчеловека. Она вызвала к жизни новые способности, реализовала скрытые до тойпоры созидательные возможности людей, изменила пространство их бытия, усилилавлияние культурной среды на человека.
И та и другая перестройка оказались возможны лишь потому, что людидействовали совместно, сознательно изменяли свой образ жизни и самих себя наоснове общепризнанных ценностей и табу, т. е. они развивались как существанравственные, духовные.
Онтогенез — развитие отдельного человека — во многом повторяетисторию вида. В пренатальном периоде своей жизни человек повторяетбиологический, а в детстве — социокультурный путь человечества. Не являясьсовершенно независимым от филогенеза, онтогенез в то же время — несколькодругой процесс (нефилогенез в свернутом виде). Характеристикой его особенностеймы сейчас и займемся.
Разные науки используют разные понятия для описания процессаонтогенеза: созревание, рост, социализация, самоосуществление,индивидуализация, развертывание, становление и пр. Многочисленные термины,характеризующие онтогенез человека, являются частными по отношению к наиболееобщему — «индивидуальное развитие». В процессе индивидуального развития созревание,социализация, самоосуществление и пр. тесно связаны между собой. Более того,многочисленные составляющие онтогенеза взаимозависимы, взаимно регулируют другдруга. Социализация начинается уже в пренатальном периоде, рост стимулируетопределенные формы самоосуществления, индивидуализация в определенной мерезависит от созревания и т. д.
Поскольку человек — существо целостное и противоречивое, то ионтогенез его — процесс целостный и противоречивый, диалектический.В процессе индивидуального развития человек все время меняется и одновременноостается тождественным самому себе. Не только количественные изменения,происходящие в его организме, вызывают определенные качественные изменения егов целом, но и качественный скачок в развитии (бифуркация) провоцируетколичественный рост организма. Динамика одной составляющей человека(организма, например) отражается на ходе развития практически всех остальных.Темпы изменения разных структур человека не одинаковы: достижение человекоморганиз-менной зрелости не всегда совпадает с сформированностью эмоциональной,волевой, интеллектуальной сфер, с социальной зрелостью. (То, что онтогенезпроисходит не фронтально, особенно наглядно демонстрируют подростки.) Но эта нефронтальность процесса онтогенеза не разрушает его целостности, традиционнопризнаваемой всеми науками. Сегодняшнее состояние антропологическогознания, интеграции им негуманитарной информации усиливает нетрадиционныеподходы к проблеме онтогенеза. Например,меняются представления о результате развития ребенка и человека. Одно из такихпредставлений связывает развитие с разрушением организма, потерей различныхспособностей и возможностей, возвращением к беспомощности и т.д. Результат такпонимаемого онтогенеза — регресс, начинающийся чуть ли не с момента рождения ипродолжающийся в течение всей жизни. Противоположная позиция болеераспространена и состоит в том, что развитие ребенка — накопление прогрессивныхизменений, совершенствование, расцвет всех сторон человека. Он происходитглавным образом в детстве и юности и приводит к тому, что ребенок начинает всебольше походить на взрослого и анатомически, и физиологически, ипсихологически, и по уровню знаний, и по социальному положению.
Современная же наука все больше склоняется к тому, что, во-первых,развитие — это диалектическое единство регрессивных и прогрессивныхпреобразований. Во-вторых, человек в процессе своего индивидуального развития(впрочем, как и в процессе филогенеза) не становится ни хуже, слабее и пр., нилучше, совершеннее и пр., — он делается принципиально другим. В-третьих,результатом онтогенеза является все возрастающая индивидуализация каждогочеловека. И наконец, развитие происходит в течение всей жизни человека, спренатального периода и до последнего дня. Закономерен и интерес современнойнауки к такой особенности онтогенеза, как неравномерность, неравновесность.Действительно, период новорожденного равен всего десяти дням, грудногодетства — почти году (от десяти дней до года), раннего детства — двум годам (отгода до трех лет), первого детства — четырем (от трех до семи лет) и т. д. (А.Г. Асмолов). В онтогенезе наблюдаются и зоны бифуркации, и спокойные периоды. Иесли в спокойный период развитие подчиняется определенным законам и его результатыи особенности можно предсказать, то в зоне бифуркации развитие зависит преждевсего от случайностей и оказывается непредсказуемым. Существенной особенностьюонтогенеза является, таким образом, «рядоположенность», «равнозначность»закономерностей и случайностей в индивидуальной истории каждогочеловека.
Сегодня становится все более признаваемой и следующая нетрадиционнаяточка зрения: онтогенез человека не линейный и не спиралевидный процесс сэлементами повторяемости, цикличности. Он скорее — волнообразный и колебательныйпроцесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс». Это связано с тем,что колебательный характер имеет природа активности Солнца, определяющегоразвитие всего живого. Вот почему обменные процессы, происходящие в мозгу иорганизме человека, как и другие явления, сопровождающие его индивидуальноеразвитие, характеризуются противоречивыми тенденциями: трата—восстановление,дифференциация—интеграция, хаос—гармония, потери-приобретения. Действительно,возникновение новых свойств и возможностей, совершенствование имевшихся ранеефункций, переход способностей и умений в новое качество, изменение антропометрическихпоказателей, упорядочение органических процессов, т. е. любая «новизна», какправило, сопровождается более или менее наглядным свертыванием, превращением врудимент, уходом в «буфер» некоторых прежних возможностей, функций, умений ипрочих особенностей, ставших в новом периоде жизни уже не актуальными. Известенцелый ряд наглядных примеров этого. В связи с созреванием мозга ребенокнаучается читать, его связи с информацией, культурой переходят на более высокийуровень — и у него угасают потрясающие лингвистические способности, возникаетпроблемы с памятью. Расширяется жизненный опыт ребенка, возрастает его«умудренность» — и снижается способность удивляться, восхищаться, гаснетлюбопытство. По мере развития произвольности психических процессов на сменудетской непосредственности приходит тактичность; яркое, но легковесное детскоевоображение превращается в целенаправленную творческую деятельность и т. д.
И хотя продуктивность, осмысленность, целенаправленностьдеятельности взрослого, как правило, гораздо выше, чем у ребенка, очевидно: то,что теряется по мере развития, не было бесполезным, недостойным человека. Ведьне зря же художники и поэты ищут способы развития у себя непосредственностивосприятия мира, яркости воображения. Ученые разрабатывают способы быстрого илегкого (как в детстве) овладения информацией. Бизнесмены учатся играть и т.д. В этом же убеждает анализ особенностей выдающихся личностей, талантливыхлюдей, вундеркиндов. В том случае, когда свертывания особенностей прошлыхвозрастных этапов не происходит, и они сохраняются в более взрослой жизни,обычно и наблюдается феномен «одаренности» (Н. С. Лей-тес и др.).
Но сохранившиеся «детские» возможности могут не только украситьжизнь взрослого. Они, не соответствуя многим требованиям взрослой жизни, частои осложняют ее. Можно, видимо, говорить о том, что и приобретения, и потери впроцессе онтогенеза не только естественны, но и необходимы.
Традиционно онтогенез рассматривается как процесс непрерывный ипоследовательно детерминированный. Современная же наука утверждает: развитиечеловека — процесс дискретный, прерывистый и в определенной мере обратимый.Каждый период жизни человека — ценность, каждый этап жизни важен. В то жевремя, как писал С. Л. Рубинштейн, он не предопределяет фатально ни судьбуэтапа, следующего за ним, ни результатов развития в целом. Более того,известно: переосмысляя свое прошлое, меняя свои представления о смысле и целисвоей жизни, человек может изменить результаты и ход собственного развития.
В настоящее время подчеркивается и то, что онтогенез — процесс,не только детерминированный внешними обстоятельствами и условиями жизни, но и самодетерминирующийся,самоорганизующийся по мере взросления человека. Это обусловлено спецификойчеловеческой активности. Человеческая активность имеет содержательную иэнергетическую стороны. Первая: идеалы, цели, ценности, мотивы, вера — чащевсего относится к будущему времени. Вторая: действия, поступки, общение,отношения, чувства, воля — к настоящему. Они неразрывны. «Человек в процессесвоей жизни занимает определенную жизненную позицию, осознает ее, несет за нееответственность, утверждает ее своими поступками, своей жизнью», — писала Б. В.Зейгарник.
Устремленность человека в будущее, сопровождающаяся реальнойактивностью его в настоящем, — движущая сила онтогенеза. Она позволяет емуовладевать физическими и социальными условиями своей жизни, психически перерабатыватьсобытия, происходящие вокруг него, реализовывать собственные цели, утверждатьсобственные ценности — и изменяться.
Активность человека (и содержательно, и энергетически) распространяетсяим не только на себя — на свое самосовершенствование, но и на изменение,совершенствование окружающего мира. Человек всегда (осознанно илибессознательно) стремится переделывать все вокруг себя «по себе», стремитсяассимилировать среду — и это в свою очередь способствует его собственному изменению,индивидуальному развитию.
1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В настоящее время, как считает Н. Н. Моисеев, человечество стоитна пороге третьей перестройки своего эволюционного процесса. Действительно,проблема вымирания человечества вновь стала актуальной. Катастрофическоесостояние экологии планеты, истощение возможностей биосферы по удовлетворениювсе возрастающих потребностей человека всерьез ставят вопрос о выживании нетолько человека, но и всего живого на Земле.
Люди давно осознали необходимость создания экологических ниш,затем новых, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий. Но сегодняэтого недостаточно. Человек должен сознательно изменить самого себя. Емунеобходимо научиться согласовывать свои потребности с убывающими ресурсами планеты,подчинить свою жизнь новым и жестким ограничениям. Он должен осознатьвсесвязанность населения земного шара. Ему предстоит превратить свой духовныймир из «надстройки» в определяющий фактор развития человека как вида, вновьусилить ориентацию на нравственный аспект своего бытия.
Нельзя не признать, что этот процесс уже начался, хотя тенденцииего осуществления носят не столько поступательный, сколько колебательный,непоследовательный характер. Зарождается «коллективный общепланетарный мозг»,проявляется коллективная воля, создается общепланетарная социальная память,формируется общечеловеческая шкала ценностей и вырабатываются правила еезащиты и сохранения.
Сложность осуществления третьей перестройки эволюционногопроцесса человека состоит в том, что на нее не отпущены миллионы лет, как впервом и втором случаях. Она должна осуществиться в очень короткие сроки, чтоповышает значимость осознания человеком своей природы и сущности своегоразвития.
2. АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОНТОГЕНЕЗА
Современное научное и даже обыденное сознание признает, что развитиечеловека и в филогенезе, и в онтогенезе — процесс многофакторный. Наиболеезначимыми, постоянно действующими факторами развития человека признаются:
1. состояниеКосмоса, активность Солнца, природные факторы, явления, циклы;
2. генетическиепрограммы, врожденные каждому человеку;
3. социокультурныеусловия жизни поколений людей и конкретного человека;
4. специфическаячеловеческая активность, принципиально отличающаяся от активности всегоживого.
Общепризнано: названные факторы даны ребенку (и человечеству) прирождении и поначалу находятся вне его осознанного влияния. Взрослея(эволюционируя), человек получает все большие возможности изменять их,увеличивать или уменьшать степень их значимости для своего развития.
В научной литературе можно обнаружить различные ориентации приобъяснении сущности, причин и механизмов онтогенеза.
Согласно биогенетической ориентации, индивидуальное развитие— это реализация конкретной генетически заданной программы, определяющейособенности проявления и программу изменений внешнего вида, нервной системы,поведения отдельных людей, а также определенных этносов. Поскольку генетическизаданная программа (генотип) включает в себя и общую для всех людей, ииндивидуальную компоненту, стадии, закономерности онтогенеза разныхпредставителей человечества примерно одинаковы и в то же время всегда имеютиндивидуальные отличия. Общая компонента создалась в процессе эволюции иобусловлена тем; что все люди принадлежат к одному виду. Индивидуальнаяобусловлена генами, полученными от конкретных родителей. От этих генов зависятврожденные особенности и телесной организации, и морфофункциональных(хромосомных, биохимических, физиологических) характеристик организма, инейрофизиологических свойств нервной системы, и программ поведения (являющихсяконтинуумом разных поведенческих форм).
В. М. Русалов обнаружил целый ряд врожденных программ поведения,отличающихся у разных людей в соответствии с морфологическими особенностями ихорганизма. Есть программы, которые определяют продолжительность сохранениядетских форм поведения; программы мужского поведения (их В. М. Русалов выявилдвенадцать); программы, определяющие поведение через тип обмена веществ —жировой или углеводный (при первом энергия накапливается быстро, а тратитсямедленно, при втором все происходит наоборот). Есть и другие врожденные программыповедения человека.
Сторонники биогенетической объяснительной ориентации не отрицаютзначимости социокультурной ситуации для развития конкретного человека. Онипризнают, что способы выражения общих закономерностей развития, врожденныхвидовых свойств и потребностей, формы проживания одинаковых для всех людейстадий онтогенеза в значительной мере зависят от социальных и культурныхусловий жизни индивида. Но с их точки зрения именно генотип детерминируетчувствительность конкретного человека к тем или иным воздействиям среды икультуры. Именно он обусловливает способность человека так или иначереагировать на социокультурные факторы, определяет структуру и способ проявленияего потребностей. Именно он выделяет те условия, объекты, с которыми человеквзаимодействует наиболее активно.
Для сторонников социогенетической объяснительной ориентациионтогенез — это процесс адаптации ребенка к культуре, в ходе которогопроисходит научение в самом широком смысле слова. Ребенок получает и усваиваетинформацию о социальных ценностях, о технологии ролевого поведения, о сущностисоциальных позиций и т. д. Движущей силой развития человека признаютсяпротиворечия, присущие культуре любого сообщества и существующие междукультурой социума и культурой ее конкретного носителя. Не отрицая наличия иразличия врожденных свойств людей, сторонники социокультурной объяснительнойориентации считают: именно культура делает реальным фактом потенциальные,генетически заданные особенности индивида. Именно состояние культуры вызывает кжизни, актуализирует то, что заложено в генотипе. Именно особенности культурыопределяют, что и как будет реализовано из генетически заданного человеку.
Нельзя не заметить, что в представленных концепциях человекрассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его силахвыбрать свой генотип или культуру, в которой он рождается.
Иная позиция у сторонников персоналистской объяснительной ориентации.Для них развитие человека — это процесс сознательной реализации каждымврожденной специфически человеческой активности. Специфическую человеческуюактивность называют по-разному. Для К. Д. Ушинского — это «духовныестремления». Для П.Симонова — «идеальные потребности». Для Ж.П.Сартра —«внутреннее Я». Для С.Ваймана — «священный дар».
В любом случае речь идет о врожденных каждому человеку (каксуществу социальному, разумному, духовному и креативному) специфическихпотребностях и способностях:
1. достигатьсамопревышения;
2. стремитьсядостичь такого состояния, которого еще нет;
3. ориентироваться в проявлении своей активности на идеал, нанравственные и эстетические ценности человечества.
Результатом онтогенеза, с этой точки зрения, становится личность,преодолевшая свою «частичность», ставшая самой собой.
Сторонники персоналистского подхода к объяснению развитиячеловека не считают его существом, полностью детерминированным биологическимии/или социокультурными обстоятельствами. И хотя они признают, что состояниемира (культуры) не безразлично для онтогенеза, основной акцент делается ими наперсональной ответственности каждого человека за ход и результаты своегоонтогенеза, поскольку каждый человек сам определяет, встать ли надобстоятельствами или подчиниться им; сам определяет, каким он будет (В.Франк). Соглашаясь в целом с такой позицией, признавая право выбора,самостоятельного решения за каждым человеком (не только за взрослым, но и заребенком), нельзя забывать, что ответственность за осуществление ребенкомсвоих прав на самоопределение лежит прежде всего на взрослых.
И биогенетическая, и социогенетическая, и персонологическаяконцепции развития человека страдают определенной, вполне очевидной, односторонностью.Для сегодняшнего человековедения характерны уход от крайностей, отабсолютизации одной позиции, стремление к интеграции конструктивных идей. Признаетсянекорректным выделение какого-либо одного аспекта развития и трансформация егов главную доминанту и детерминанту онтогенеза. Более продуктивна координациявсех аспектов и планов развития: онтологического, культурно-исторического,феноменологического. В. П. Зинченко, например, считает, что следует учитыватьне только, как Я меняется в мире, не только потенциальные объективныевозможности изменений человека, но и как меняется Я в сознании индивида.
3. ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Сторонники историко-эволюционной концепции развитиячеловека рассматривают онтогенез как процесс преобразования и воспроизводствачеловеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и своихсобственных свойств (физических данных, психофизиологических систем,темперамента, задатков, знаний, статусов, ролей и пр.). Такое преобразование ивоспроизводство осуществляются человеком начиная с пренатального(внутриутробного) периода своей жизни. Уже тогда у него складываетсяспецифически человеческая психика. Он рождается готовым к усвоению человеческихформ поведения, речи, культуры и опыта человечества. При этом с самого рожденияребенок не только активно усваивает культуру и опыт, но также активновплетается в этот опыт, в присущую только человеку систему социальных связей иизменяет ее и себя.
Для преобразования и воспроизводства ребенком культуры и себясамого важное значение имеют и богатство его жизненного опыта, и генетическизаданные ему программы, и его органические особенности. Но влияние тех идругих преломляется и осуществляется через образ окружающей жизни. Образ жизниокружающего ребенка социально-предметного мира предоставляет ему потенциальныевозможности для развития. Реализуются же эти возможности в той мере, в какойсам ребенок воспринимает ценности, нормы, мотивы, выработанные обществом каксубъективно значимые, как цель, ради которой он живет. Свой образ окружающего,своя система отношений и ценностей складываются у ребенка в процессесовместного с другими, прежде всего взрослыми людьми, бытия, через способыосуществления человеческого содействия.
Coдействие с другими людьми и с собой как с другим рассматриваетсяв историко-эволюционной концепции как важнейшее условие развития человека, егодвижущая сила. Признается, что оно движет развитие человека и тогда, когдаявляется реальным процессом, и тогда, когда протекает в воображении, воспоминаниях,грезах.
Coдействие ведет развитие ребенка от совместных со взрослыми актовповедения через подражание к самоконтролю поведения, побуждаемомусмыслообразующими мотивами. При этом, как правило, происходит переход человекас режима потребления, усвоения культуры на режим овладения ею, ради созданиясобственного образа жизни.
Таким образом, онтогенез человека рассматривается в историко-эволюционнойконцепции как процесс, органически связанный с его общественнымсуществованием, но невозможный без собственной активности человека по усвоениюкак исторически сложившихся видов и форм деятельности, так и идеальных формбытия, без осознания мира и самоосознания. Результатом развития с этихпозиций является усиление человека как субъекта общественной и личной жизни,увеличение его вкладов в социогенез, ясное осознание и четкое формулированиежизненной концепции, целей и принципов жизни (т.е. смысла жизни). Историко-эволюционная объяснительная ориентация развитиячеловека наиболее близка педагогической антропологии.
4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
И филогенез, и онтогенез происходят в пространстве и времени.Наука издавна интересуется этими категориями. В материалистической наукепространство и время обозначают как основные всеобщие формы существования идвижения материи, так и основные всеобщие условия бытия и развития человека. Пространствои время понятийно и сущностно, тесно связаны друг с другом. Эти формы движенияматерии возникли одновременно со Вселенной и зависят от процессов,происходящих в ней. Например, время, согласно концепции А. А. Фридмана, можетостановиться в результате «расширения» Вселенной, «разбегания» галактик.Расширившись до бесконечности, может прекратить свое существование ипространство. Современная наука выделяетнесколько аспектов пространственно-временного существования и развитиячеловека: природный, социальный (исторический), персональный (собственный).
Как важный элемент Вселенной, человек развивается, включаясь вкосмические, природные ритмы, подчиняясь закономерностям развития жизненныхпроцессов. Его развитие происходит в то же время в социуме, в котором меняютсяпоколения, жизнь наполняется историческими событиями, протекает в определенномтемпе и ритме. Любые социокультурные условия характеризуются определеннымирежимами смены труда и отдыха, средней продолжительностью жизни человека,протяженностью детства. Развитие человека осуществляется также в конкретномпространстве, во времени собственной жизни, где он сталкивается с конкретнымиусловиями жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективносуществующему времени и пр. Взаимодействие разныхпространственно-временных аспектов между собой, а также пространства и временибытия человека в целом — тесное и сложное. Природный, социальный и персональныйаспекты бытия и развития человека не существуют друг без друга, пересекаются,взаимоопределяют друг друга, представлены друг в друге в свернутом виде.Каждая разновидность пространства и времени определяет по-своему развитиечеловека. Но особенно важными для онтогенеза оказываются персональное пространствои собственное время человека, кажущееся самым «узким» из всех видовчеловеческого бытия. Между тем именно персональное пространство и время какмикрокосм охватывают и природное, и социальное бытие человека. Именноперсональное пространство и собственное время воспринимаются человеком какнаиболее значимые. Именно они делают остальные формы человеческого бытия значимымиили индифферентными для развития конкретного индивида. Человек активновключается во все аспекты пространства и времени. Он адаптируется к ним иассимилирует их, пытается организовать, изменить их и овладеть ими. Восприятиепространства и времени — одна из важных составляющих онтогенеза, зависящих отсоциально-экономических условий жизни, от состояния культуры и самосознаниячеловека. Формирование представлений о пространстве и времени — трудныйпроцесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно наглядно демонстрирует эторебенок, который без специального обучения, без определенных занятий,специальных предметов, жизненного опыта не способен измерить, определить, дифференцироватьпространственно-временные характеристики. Но и в филогенезе человек прошелдолгий путь познания пространства и времени. Человечество довольно долго шло ксозданию таких понятий, как «эпоха», «столетие», «минута», «возраст»,«первобытный», «подросток» и др. Да и наполнение категорий «время»,«пространство» изменялось в течение истории человечества. Оно развивалось отинтуитивного — к научно обоснованному; от описательного, приблизительного — ксверхточному; от синкретичного — к дифференцированному; от индифферентного — кценностному.
Понимание своего положения в пространстве и времени тоже прошлонесколько этапов: от полной зависимости («раба») — к относительнойнезависимости — к «хозяину», затем — к «жертве» и наконец — к «равноправномусотруднику». В неолите человек воспринимал пространство и время слитно,как целостную природу, бескрайнюю и бесконечную, от которой зависит его жизнь,которой надо подчиняться, которую нельзя изменить. Человек и время существоваликак бы параллельно. Человек знал (и относилсяк этому как к неизбежности), что пройдет определенное число лун и родитсяребенок, мальчик станет мужчиной; изменится пространство: появятся плоды,оскудеет лес, начнется половодье, т.д.
В палеолите природные изменения, оседлость и созидательнаядеятельность человека привели к «разведению» пространства и времени, кощущению ограниченности пространства и конечности его ресурсов, к чувствунекоторой автономии от природы, пониманию необходимости активного освоенияпространства своего бытия, к осознанию возможности взаимодействовать современем. Действительно, человек убеждался: стоит в нужный моментпосадить семена — и через определенное время появится урожай, и т. д.
Постепенно человек и время стали пересекаться. Время и пространство— наполняться социальным смыслом. Люди — накапливать предметы материальной идуховной культуры. Не только пространство, но и время разных социальных групп —различаться. Появились претензии на определенные территории как на собственностьэтноса. Время материализовалось в зданиях, сооружениях, предметах. Отнастоящего отделилось прошлое и вычленялось будущее, оба они стали ценностью.
В дальнейшем пришло понимание взаимодействия, взаимосвязанностивремен, начались попытки измерить время. Но пока господствовал ручной труд,время не было ценностью, не было понимания того, что не только человек живетво времени, но и время — в человеке, что человек может быть его хозяином.
Чем более сложными становились общество и трудовая деятельностьлюдей (усложнение производства, разделение труда, повышение производительноститруда), чем больше понимал человек свои возможности как творческого существа,чем более осознанно осваивал Землю (совершал великие географические открытия,осознанную миграцию, колонизацию неосвоенных земель, ирригацию, вырубку лесови пр.), чем более независимым становился от природы благодаря различнымприспособлениям, технологиям, механизмам, тем более дифференцировалось еговосприятие не только времени (как явления исторического, биографического, ситуативногои пр.), но и пространства (освоенного и неосвоенного, материальных ипсихологических характеристик разных пространственных зон и т.д.). И тем болеестановился он — реально и в своем сознании — полновластным хозяиномпространства и времени. Человек стремился законсервировать прошлое или подстегнутьбудущее, изменить лик Земли, своих поселений и жилищ.
Научно-техническая революция привела к тому, что время стало однойиз высших ценностей человека, а пространство его социального бытия невероятнорасширилось. Сегодня человек проводит изучение Марса и Венеры, побывал наЛуне, почти не осталось не тронутых человеком уголков Земли. «Охота к переменемест» из «добровольного креста, весьма мучительного свойства» (А. С. Пушкин)немногих превратилась в обыденность, всеобщую потребность, для многих — внеобходимость.
Это изменило и самого человека. Он сегодня отличается, с однойстороны, динамичностью, коммуникативностью, высокой адаптивностью иинформированностью, внутренней свободой, способностью опережать время, с другой— суетностью, отчужденностью от природы, ослаблением «корней», уходом от реальностив транс, наркотические состояния, воображаемый мир. В определенном смыслечеловек стал жертвой расширения пространства своего бытия и стремленияовладеть временем, измерить его до тысячной доли секунды. Сегодня все глубжеосознаются следующие идеи:
—пространство и время жизни конкретного человека зависят от еговозраста, уровня личностного развития, пола, социального слоя, к которому онпринадлежит;
—приэтом всегда обнаруживаются единство реального и воображаемого аспектов бытия,а также загадочность во взаимодействии человека со временем. (В восприятиииндивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельностивоспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивнойдеятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражаетсякак очень длительное.);
— биографическое время любого человека бесконечно тянется изглубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и«здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем.
Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бытия. Этавзаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты оказываются благотворнытолько при условии гармонических взаимоотношений человека с пространством ивременем своего бытия, установления динамического равновесия своеговнутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем другихлюдей.
5. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Развитие человека — оченьсложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так ивнутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущемуорганизму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественнаяи социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность поформированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека,могут быть управляемыми и неуправляемыми.
Биологическаянаследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так ито отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностьюпонимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей,заложенных в их генетическую программу. По наследству от родителей к детям передаютсявнешние факторы, отличающие одного человека от другого и некоторые особенностинервной системы.
Чтобы стать человеком,одной биологической наследственности мало. Превращение биологическогоиндивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека.
Различают макро-, мезо- имикро- факторы социализации личности. На социализацию человека оказываютвлияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические,экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство вцелом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.
К мезофакторам относятсяформирование этнических установок; влияние региональных условий, в которыхживет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации идр.
К микрофакторам относятсемью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое другое, чтосоставляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находитсяребенок.
Заключение:
Рассмотрев тему «Развитие человека как научная проблема» мы пришлик следующим выводам:
1. Развитие любого ребенка включает в себя процессы и повторяющиеэволюцию человека как вида, и характеризующие индивидуальную историю именноэтого человека, способствующие и социализации, и индивидуализации его. Детимногим отличаются друг от друга:
· органическимивозможностями включения во взаимодействие с другими людьми: задаткамии способностями отзываться на случайности, на определенные качествасоциокультурной среды;
· врожденнымипрограммами, позволяющими так или иначе ассимилировать среду;
· жизненнымопытом, важным для критического и конструктивного отношения к окружающемумиру;
· наборомдеятельностей, которые выбирает для себя ребенок;
внешним видом и т. д.
В силу этого результаты развития конкретных детей всегда разные.
2. Онтогенез ребенка зависит как от механизмов, влияющих наразвитие всего живого (космические явления, активность Солнца, эволюционныезакономерности), так и от специфически человеческих видовых особенностей(активности, разумности, духовности, социальности, противоречивости и др.). Онявляется процессом экстенсивным и интенсивным одновременно.
3. Для оптимального развития ребенку необходимо иметь возможностьбыть активным как в физическом, так и в духовном плане. Известно значениеактивных «мускульных» (по К. Д. Ушинскому) движений, спортивных занятий,подвижных игр для созревания здорового организма ребенка. Но двигательнаяактивность важна и для развития психических процессов, эмоциональногоздоровья, творческих способностей, стремления к свободе, созидательному труду идаже для формирования представлений о пространстве и времени.
4. Каждый период жизни — особая целостность и самостоятельнаяценность — имеет сильные и слабые стороны. Причем то, что становится слабостьюв более старшем возрасте, оказывается необходимым достоинством ребенка.Поэтому каждый возраст должен быть прожит по-своему. Нельзя торопить развитие,«проскакивать» какие-то периоды, оставлять нерешенными задачи любого возраста.Например, идеализация мира, взрослых, неистребимый оптимизм, максимальнаяширота и вместе с тем поверхностность интересов — эти возрастные особенностимладшего школьника в подростковом возрасте неуместны. Их наличие говорит обинфантилизме школьника. Вместе с тем они совершенно необходимы в 7—10 лет дляполноценного развития человека в дальнейшем, для формирования прочного«фундамента» его личности. Важнейшей задачей в связи с этим становится своевременностьпедагогических действий, на что постоянно указывал К.Д. Ушинский.
5. Развитие ребенка, хоть и разделено на периоды, является целостнымпроцессом. Результатом этого процесса становится изменение всего человека (егосознания, чувств и воли, его организма и духовной сферы), а не только психикии тем более не только интеллекта, как это часто представляется педагогам, специалистампо детской психологии, родителям.
6. Эффективное развитие ребенка невозможно без и внереального иидеального взаимодействия со взрослыми, затем — сверстниками, без диалога ссамим собой. Основная задача взрослого — научиться сотрудничать с ребенком,вести с ним диалог, ибо педагогика сотрудничества — это и есть содействие,оптимально поддерживающее механизмы развития растущего человека.
Списоклитературы:
1. Бим – Бад Б.М.Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М., 1998.
2. Куликов В.П.Педагогическая антропология. – Свердловск, 1993г.Максакова В.И. Педагогическаяантропология. – М., 1966.
3. Ушинский К.Д.человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Педагогическиесочинения: В 6т. – М., 1990. – Т.5,6