Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие человека как научная проблема

Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«Хакасскийгосударственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Колледжпедагогического образования, информатики и права

Контрольнаяработа
подисциплине: «Педагогическая антропология»
на тему:«Развитие человека как научная проблема»
студенткизаочного отделения
специальностиСоциально-педагогическое обеспечение младших школьников

Исаевой Татьяны Валериевны
Преподаватель: Трегубенко Н.А.
Абакан 2009

Содержание:
Введение
1.  Актуальные проблемыразвития человечества
2.  Концепции онтогенеза
3.  Историко-эволюционная концепцияразвития человека
4.  Пространство и время развитиячеловеческого бытия
5.  Факторы развития человека
Заключение
Список литературы

Введение
Неотъемлемыми свойствами человека, как известно, являютсядинамичность и незавершенность. Эти характеристики его природы представляютинтерес для различных наук, которые исследуют и закономерности процессаизменения вида Homosapiens в целом, и особенности развитияотдельного человека. В первом случае пользуются не только термином «развитие»,сколько терминами «эволюция» и «филогенез». Во втором – синонимами «развития»являются термины «онтогенез», «становление» и др. Для педагогическойантропологии представляют интерес и филогенез и онтогенез.
Филогенез человека, т. е. развитие его как вида, как разновид­ностиживого вещества, имеет чрезвычайно долгую историю. Он осуществляется какцелостный эволюционный процесс, в результа­те которого произошлопревращение антропоида в человека ра­зумного. Существуют различные теории опервопричине этого про­цесса. Глобальным его источником признается Солнце,влияющее на ритмы изменений природы, внутренний ритм жизни любого живогосущества, на ритм социальных процессов и пр. (Л. Н. Гумилев, В.И.Вернадский,А.Л.Чижевский и др.). При этом в ка­честве эволюционных механизмоврассматриваются биологическое наследование, социальное наследование,сознательная активность человека во взаимодействии с природой и обществом.
До последнего времени считалось, что эволюция человека за­вершена,а эволюционные механизмы уже служат не изменению вида, а лишь его сохранению.Действительно, многочисленные данные подтверждают: организм современногочеловека в основ­ном таков же, как и 3,5 тыс. лет назад; не меняются егобазовые потребности и пр. Однако современная генетика доказывает: в ДНКчеловека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида, т. е.филогенез — процесс продолжающийся.
Современная наука утверждает, что филогенез подчинен зако­намконвергенции: взаимодействия, взаимопроникновения при­родных и социокультурныхпроцессов — и возможен, только если человек совершает сознательную перестройкусвоего эволюцион­ного процесса.
По мнению Н. Н. Моисеева, человечество уже успешно совер­шило дветакие перестройки.
Первая произошла в эпоху палеолита — древнейшего периода каменноговека. Вторая — в неолите (VI—II тысячелетие до н. э.). Обе они были связаны скризисом внешних условий бытия, с экологическими катастрофами, грозившимиполным уничтоже­нием предков современного человека. Обе они вызвали их созна­тельныецеленаправленные действия, результатом которых вся-. кий раз оказывалось нетолько предотвращение истощения природных ресурсов, не просто сохранение вида,но принципи­альное изменение эволюционного процесса. В первомслучае антропоиды сумели сформулировать опреде­ленные правила совместной жизни,и это привело к некоторым изменениям внешнего облика антропоидов, к прекращениюес­тественного отбора на уровне организмов — он действовал теперь на уровнеплемен, народов, цивилизаций. Во втором — человек перешел к оседлому образужизни. Вторая перестройка не только вновь повлияла на антропологический обликчеловека. Она вызва­ла к жизни новые способности, реализовала скрытые до тойпоры созидательные возможности людей, изменила пространство их бытия, усилилавлияние культурной среды на человека.
И та и другая перестройка оказались возможны лишь потому, что людидействовали совместно, сознательно изменяли свой образ жизни и самих себя наоснове общепризнанных ценностей и табу, т. е. они развивались как существанравственные, духов­ные.
Онтогенез — развитие отдельного человека — во многом повто­ряетисторию вида. В пренатальном периоде своей жизни человек повторяетбиологический, а в детстве — социокультурный путь человечества. Не являясьсовершенно независимым от филогене­за, онтогенез в то же время — несколькодругой процесс (нефилогенез в свернутом виде). Характеристикой его особенностеймы сейчас и займемся.
Разные науки используют разные понятия для описания про­цессаонтогенеза: созревание, рост, социализация, самоосуще­ствление,индивидуализация, развертывание, становление и пр. Многочисленные термины,характеризующие онтогенез челове­ка, являются частными по отношению к наиболееобщему — «ин­дивидуальное развитие». В процессе индивидуального развития со­зревание,социализация, самоосуществление и пр. тесно связаны между собой. Более того,многочисленные составляющие онтоге­неза взаимозависимы, взаимно регулируют другдруга. Социализация начинается уже в пренатальном периоде, рост стимулируетопределенные формы самоосуществления, индиви­дуализация в определенной мерезависит от созревания и т. д.
Поскольку человек — существо целостное и противоречивое, то ионтогенез его — процесс целостный и противоречивый, диа­лектический.В процессе индивидуального развития человек все время меняется и одновременноостается тождественным самому себе. Не только количественные изменения,происходящие в его организме, вызывают определенные качественные изменения егов целом, но и качественный скачок в развитии (бифуркация) про­воцируетколичественный рост организма. Динамика одной со­ставляющей человека(организма, например) отражается на ходе развития практически всех остальных.Темпы изменения разных структур человека не одинаковы: достижение человекоморганиз-менной зрелости не всегда совпадает с сформированностью эмо­циональной,волевой, интеллектуальной сфер, с социальной зре­лостью. (То, что онтогенезпроисходит не фронтально, особенно наглядно демонстрируют подростки.) Но эта нефронтальность процесса онтогенеза не разрушает его целостности, традиционнопризнаваемой всеми науками. Сегодняшнее состояние антропологическогознания, интегра­ции им негуманитарной информации усиливает нетрадиционныеподходы к проблеме онтогенеза. Например,меняются представления о результате развития ре­бенка и человека. Одно из такихпредставлений связывает развитие с разрушением организма, потерей различныхспособностей и возможностей, возвращением к беспомощности и т.д. Результат такпонимаемого онтогенеза — регресс, начинающийся чуть ли не с момента рождения ипродолжающийся в течение всей жизни. Противоположная позиция болеераспространена и состоит в том, что развитие ребенка — накопление прогрессивныхизменений, совершенствование, расцвет всех сторон человека. Он происходитглавным образом в детстве и юности и приводит к тому, что ребе­нок начинает всебольше походить на взрослого и анатомически, и физиологически, ипсихологически, и по уровню знаний, и по социальному положению.
Современная же наука все больше склоняется к тому, что, во-первых,развитие — это диалектическое единство регрессив­ных и прогрессивныхпреобразований. Во-вторых, человек в процессе своего индивидуального развития(впрочем, как и в про­цессе филогенеза) не становится ни хуже, слабее и пр., нилуч­ше, совершеннее и пр., — он делается принципиально другим. В-третьих,результатом онтогенеза является все возрастаю­щая индивидуализация каждогочеловека. И наконец, разви­тие происходит в течение всей жизни человека, спренатального периода и до последнего дня. Закономерен и интерес современнойнауки к такой особенно­сти онтогенеза, как неравномерность, неравновесность.Действитель­но, период новорожденного равен всего десяти дням, грудногодетства — почти году (от десяти дней до года), раннего детства — двум годам (отгода до трех лет), первого детства — четырем (от трех до семи лет) и т. д. (А.Г. Асмолов). В онтогенезе наблюдаются и зоны бифуркации, и спокойные периоды. Иесли в спокойный период развитие подчиняется определенным законам и его ре­зультатыи особенности можно предсказать, то в зоне бифуркации развитие зависит преждевсего от случайностей и оказывается не­предсказуемым. Существенной особенностьюонтогенеза являет­ся, таким образом, «рядоположенность», «равнозначность»зако­номерностей и случайностей в индивидуальной истории каждогочеловека.
Сегодня становится все более признаваемой и следующая не­традиционнаяточка зрения: онтогенез человека не линейный и не спиралевидный процесс сэлементами повторяемости, цик­личности. Он скорее — волнообразный и колебательныйпроцесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс». Это связано с тем,что колебательный характер имеет природа активности Солн­ца, определяющегоразвитие всего живого. Вот почему обменные процессы, происходящие в мозгу иорганизме человека, как и другие явления, сопровождающие его индивидуальноеразвитие, характеризуются противоречивыми тенденциями: трата—восстанов­ление,дифференциация—интеграция, хаос—гармония, потери-приобретения. Действительно,возникновение новых свойств и возможностей, совершенствование имевшихся ранеефункций, переход способностей и умений в новое качество, изменение ан­тропометрическихпоказателей, упорядочение органических про­цессов, т. е. любая «новизна», какправило, сопровождается более или менее наглядным свертыванием, превращением врудимент, уходом в «буфер» некоторых прежних возможностей, функций, умений ипрочих особенностей, ставших в новом периоде жизни уже не актуальными. Известенцелый ряд наглядных примеров этого. В связи с созреванием мозга ребенокнаучается читать, его связи с информацией, культурой переходят на более высокийуровень — и у него угасают потрясающие лингвистические способности, воз­никаетпроблемы с памятью. Расширяется жизненный опыт ре­бенка, возрастает его«умудренность» — и снижается способность удивляться, восхищаться, гаснетлюбопытство. По мере развития произвольности психических процессов на сменудетской непо­средственности приходит тактичность; яркое, но легковесное дет­скоевоображение превращается в целенаправленную творческую деятельность и т. д.
И хотя продуктивность, осмысленность, целенаправленностьдеятельности взрослого, как правило, гораздо выше, чем у ребенка, очевидно: то,что теряется по мере развития, не было беспо­лезным, недостойным человека. Ведьне зря же художники и поэ­ты ищут способы развития у себя непосредственностивосприя­тия мира, яркости воображения. Ученые разрабатывают способы быстрого илегкого (как в детстве) овладения информацией. Биз­несмены учатся играть и т.д. В этом же убеждает анализ особенно­стей выдающихся личностей, талантливыхлюдей, вундеркиндов. В том случае, когда свертывания особенностей прошлыхвозраст­ных этапов не происходит, и они сохраняются в более взрослой жизни,обычно и наблюдается феномен «одаренности» (Н. С. Лей-тес и др.).
Но сохранившиеся «детские» возможности могут не только украситьжизнь взрослого. Они, не соответствуя многим требова­ниям взрослой жизни, частои осложняют ее. Можно, видимо, говорить о том, что и приобретения, и потери впроцессе онтоге­неза не только естественны, но и необходимы.
Традиционно онтогенез рассматривается как процесс непре­рывный ипоследовательно детерминированный. Современная же наука утверждает: развитиечеловека — процесс дискретный, пре­рывистый и в определенной мере обратимый.Каждый период жизни человека — ценность, каждый этап жизни важен. В то жевремя, как писал С. Л. Рубинштейн, он не предопределяет фатально ни судьбуэтапа, следующего за ним, ни результатов развития в це­лом. Более того,известно: переосмысляя свое прошлое, меняя свои представления о смысле и целисвоей жизни, человек может изменить результаты и ход собственного развития.
В настоящее время подчеркивается и то, что онтогенез — про­цесс,не только детерминированный внешними обстоятельства­ми и условиями жизни, но и самодетерминирующийся,самоорга­низующийся по мере взросления человека. Это обусловлено спецификойчеловеческой активности. Человеческая активность имеет содержательную иэнергетическую стороны. Первая: идеа­лы, цели, ценности, мотивы, вера — чащевсего относится к бу­дущему времени. Вторая: действия, поступки, общение,отноше­ния, чувства, воля — к настоящему. Они неразрывны. «Человек в процессесвоей жизни занимает определенную жизненную пози­цию, осознает ее, несет за нееответственность, утверждает ее своими поступками, своей жизнью», — писала Б. В.Зейгарник.
Устремленность человека в будущее, сопровождающаяся реаль­нойактивностью его в настоящем, — движущая сила онтогенеза. Она позволяет емуовладевать физическими и социальными усло­виями своей жизни, психически перерабатыватьсобытия, проис­ходящие вокруг него, реализовывать собственные цели, утверж­датьсобственные ценности — и изменяться.
Активность человека (и содержательно, и энергетически) рас­пространяетсяим не только на себя — на свое самосовершенствование, но и на изменение,совершенствование окружающего мира. Человек всегда (осознанно илибессознательно) стремится пе­ределывать все вокруг себя «по себе», стремитсяассимилировать среду — и это в свою очередь способствует его собственному из­менению,индивидуальному развитию.
 

1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В настоящее время, как считает Н. Н. Моисеев, человечество стоитна пороге третьей перестройки своего эволюционного про­цесса. Действительно,проблема вымирания человечества вновь стала актуальной. Катастрофическоесостояние экологии плане­ты, истощение возможностей биосферы по удовлетворениювсе возрастающих потребностей человека всерьез ставят вопрос о выживании нетолько человека, но и всего живого на Земле.
Люди давно осознали необходимость создания экологических ниш,затем новых, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий. Но сегодняэтого недостаточно. Человек должен со­знательно изменить самого себя. Емунеобходимо научиться со­гласовывать свои потребности с убывающими ресурсами плане­ты,подчинить свою жизнь новым и жестким ограничениям. Он должен осознатьвсесвязанность населения земного шара. Ему пред­стоит превратить свой духовныймир из «надстройки» в определя­ющий фактор развития человека как вида, вновьусилить ориен­тацию на нравственный аспект своего бытия.
Нельзя не признать, что этот процесс уже начался, хотя тен­денцииего осуществления носят не столько поступательный, сколько колебательный,непоследовательный характер. Зарожда­ется «коллективный общепланетарный мозг»,проявляется кол­лективная воля, создается общепланетарная социальная память,формируется общечеловеческая шкала ценностей и вырабатыва­ются правила еезащиты и сохранения.
Сложность осуществления третьей перестройки эволюционно­гопроцесса человека состоит в том, что на нее не отпущены мил­лионы лет, как впервом и втором случаях. Она должна осуще­ствиться в очень короткие сроки, чтоповышает значимость осо­знания человеком своей природы и сущности своегоразвития.

2. АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОНТОГЕНЕЗА
Современное научное и даже обыденное сознание признает, что развитиечеловека и в филогенезе, и в онтогенезе — процесс многофакторный. Наиболеезначимыми, постоянно действующи­ми факторами развития человека признаются:
1. состояниеКосмоса, активность Солнца, природные факторы, явления, циклы;
2. генетическиепрограммы, врожденные каждому человеку;
3. социокультурныеусловия жизни поколений людей и конкрет­ного человека;
4. специфическаячеловеческая активность, принципиально от­личающаяся от активности всегоживого.
Общепризнано: названные факторы даны ребенку (и человече­ству) прирождении и поначалу находятся вне его осознанного влияния. Взрослея(эволюционируя), человек получает все боль­шие возможности изменять их,увеличивать или уменьшать сте­пень их значимости для своего развития.
В научной литературе можно обнаружить различные ориентации приобъяснении сущности, причин и механизмов онтогенеза.
Согласно биогенетической ориентации, индивидуальное разви­тие— это реализация конкретной генетически заданной програм­мы, определяющейособенности проявления и программу изме­нений внешнего вида, нервной системы,поведения отдельных людей, а также определенных этносов. Поскольку генетическиза­данная программа (генотип) включает в себя и общую для всех людей, ииндивидуальную компоненту, стадии, закономерности онтогенеза разныхпредставителей человечества примерно одина­ковы и в то же время всегда имеютиндивидуальные отличия. Об­щая компонента создалась в процессе эволюции иобусловлена тем; что все люди принадлежат к одному виду. Индивидуальнаяобусловлена генами, полученными от конкретных родителей. От этих генов зависятврожденные особенности и телесной органи­зации, и морфофункциональных(хромосомных, биохимических, физиологических) характеристик организма, инейрофизиологи­ческих свойств нервной системы, и программ поведения (являю­щихсяконтинуумом разных поведенческих форм).
В. М. Русалов обнаружил целый ряд врожденных про­грамм поведения,отличающихся у разных людей в соответствии с морфологическими особенностями ихорганизма. Есть програм­мы, которые определяют продолжительность сохранениядетских форм поведения; программы мужского поведения (их В. М. Русалов выявилдвенадцать); программы, определяющие поведение через тип обмена веществ —жировой или углеводный (при пер­вом энергия накапливается быстро, а тратитсямедленно, при вто­ром все происходит наоборот). Есть и другие врожденные про­граммыповедения человека.
Сторонники биогенетической объяснительной ориентации не отрицаютзначимости социокультурной ситуации для развития конкретного человека. Онипризнают, что способы выражения общих закономерностей развития, врожденныхвидовых свойств и потребностей, формы проживания одинаковых для всех людейстадий онтогенеза в значительной мере зависят от социальных и культурныхусловий жизни индивида. Но с их точки зрения имен­но генотип детерминируетчувствительность конкретного челове­ка к тем или иным воздействиям среды икультуры. Именно он обусловливает способность человека так или иначереагировать на социокультурные факторы, определяет структуру и способ про­явленияего потребностей. Именно он выделяет те условия, объек­ты, с которыми человеквзаимодействует наиболее активно.
Для сторонников социогенетической объяснительной ориента­циионтогенез — это процесс адаптации ребенка к культуре, в ходе которогопроисходит научение в самом широком смысле слова. Ребенок получает и усваиваетинформацию о социальных ценностях, о технологии ролевого поведения, о сущностисоци­альных позиций и т. д. Движущей силой развития человека при­знаютсяпротиворечия, присущие культуре любого сообщества и существующие междукультурой социума и культурой ее конк­ретного носителя. Не отрицая наличия иразличия врожденных свойств людей, сторонники социокультурной объяснительнойориентации считают: именно культура делает реальным фактом потенциальные,генетически заданные особенности индивида. Именно состояние культуры вызывает кжизни, актуализирует то, что заложено в генотипе. Именно особенности культурыоп­ределяют, что и как будет реализовано из генетически заданного человеку.
Нельзя не заметить, что в представленных концепциях чело­векрассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его силахвыбрать свой генотип или культуру, в которой он рождается.
Иная позиция у сторонников персоналистской объяснительной ориентации.Для них развитие человека — это процесс сознатель­ной реализации каждымврожденной специфически человеческой активности. Специфическую человеческуюактивность называют по-разному. Для К. Д. Ушинского — это «духовныестремления». Для П.Симонова — «идеальные потребности». Для Ж.П.Сартра —«внутреннее Я». Для С.Ваймана — «священный дар».
В любом случае речь идет о врожденных каждому человеку (каксуществу социальному, разумному, духовному и креативному) специфическихпотребностях и способностях:
1. достигатьсамопревышения;
2. стремитьсядостичь такого состояния, которого еще нет;
3. ориентироваться в проявлении своей активности на идеал, нанравственные и эстетические ценности человечества.
Результатом онтогенеза, с этой точки зрения, становится лич­ность,преодолевшая свою «частичность», ставшая самой собой.
Сторонники персоналистского подхода к объяснению разви­тиячеловека не считают его существом, полностью детерминиро­ванным биологическимии/или социокультурными обстоятельства­ми. И хотя они признают, что состояниемира (культуры) не безразлично для онтогенеза, основной акцент делается ими наперсональной ответственности каждого человека за ход и резуль­таты своегоонтогенеза, поскольку каждый человек сам определя­ет, встать ли надобстоятельствами или подчиниться им; сам оп­ределяет, каким он будет (В.Франк). Соглашаясь в целом с такой позицией, признавая право вы­бора,самостоятельного решения за каждым человеком (не только за взрослым, но и заребенком), нельзя забывать, что ответствен­ность за осуществление ребенкомсвоих прав на самоопределение лежит прежде всего на взрослых.
И биогенетическая, и социогенетическая, и персонологическаяконцепции развития человека страдают определенной, вполне очевидной, односторонностью.Для сегодняшнего человековеде­ния характерны уход от крайностей, отабсолютизации одной позиции, стремление к интеграции конструктивных идей. При­знаетсянекорректным выделение какого-либо одного аспекта раз­вития и трансформация егов главную доминанту и детерминанту онтогенеза. Более продуктивна координациявсех аспектов и пла­нов развития: онтологического, культурно-исторического,фено­менологического. В. П. Зинченко, например, считает, что следует учитыватьне только, как Я меняется в мире, не только потенци­альные объективныевозможности изменений человека, но и как меняется Я в сознании индивида.
 
3. ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Сторонники историко-эволюционной концепции развитиячеловека рассматривают онто­генез как процесс преобразования и воспроизводствачеловеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и сво­ихсобственных свойств (физических данных, психофизиологи­ческих систем,темперамента, задатков, знаний, статусов, ролей и пр.). Такое преобразование ивоспроизводство осуществляются человеком начиная с пренатального(внутриутробного) периода своей жизни. Уже тогда у него складываетсяспецифически чело­веческая психика. Он рождается готовым к усвоению человече­скихформ поведения, речи, культуры и опыта человечества. При этом с самого рожденияребенок не только активно усваивает культуру и опыт, но также активновплетается в этот опыт, в присущую только человеку систему социальных связей иизменя­ет ее и себя.
Для преобразования и воспроизводства ребенком культуры и себясамого важное значение имеют и богатство его жизненного опыта, и генетическизаданные ему программы, и его органиче­ские особенности. Но влияние тех идругих преломляется и осуще­ствляется через образ окружающей жизни. Образ жизниокружаю­щего ребенка социально-предметного мира предоставляет ему потенциальныевозможности для развития. Реализуются же эти возможности в той мере, в какойсам ребенок воспринимает цен­ности, нормы, мотивы, выработанные обществом каксубъектив­но значимые, как цель, ради которой он живет. Свой образ окру­жающего,своя система отношений и ценностей складываются у ребенка в процессесовместного с другими, прежде всего взрос­лыми людьми, бытия, через способыосуществления человече­ского содействия.
Coдействие с другими людьми и с собой как с другим рас­сматриваетсяв историко-эволюционной концепции как важней­шее условие развития человека, егодвижущая сила. Признается, что оно движет развитие человека и тогда, когдаявляется реальным процессом, и тогда, когда протекает в воображении, воспо­минаниях,грезах.
Coдействие ведет развитие ребенка от совместных со взрос­лыми актовповедения через подражание к самоконтролю поведе­ния, побуждаемомусмыслообразующими мотивами. При этом, как правило, происходит переход человекас режима потребления, усвоения культуры на режим овладения ею, ради созданиясоб­ственного образа жизни.
Таким образом, онтогенез человека рассматривается в истори­ко-эволюционнойконцепции как процесс, органически связан­ный с его общественнымсуществованием, но невозможный без собственной активности человека по усвоениюкак исторически сложившихся видов и форм деятельности, так и идеальных формбытия, без осознания мира и самоосознания. Результатом развития с этихпозиций является усиление чело­века как субъекта общественной и личной жизни,увеличение его вкладов в социогенез, ясное осознание и четкое формулированиежизненной концепции, целей и принципов жизни (т.е. смысла жизни). Историко-эволюционная объяснительная ориентация развитиячеловека наиболее близка педагогической антропологии.
 
4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
И филогенез, и онтогенез происходят в пространстве и време­ни.Наука издавна интересуется этими категориями. В материали­стической наукепространство и время обозначают как основные всеобщие формы существования идвижения материи, так и ос­новные всеобщие условия бытия и развития человека. Пространствои время понятийно и сущностно, тесно связаны друг с другом. Эти формы движенияматерии возникли одновре­менно со Вселенной и зависят от процессов,происходящих в ней. Например, время, согласно концепции А. А. Фридмана, можетостановиться в результате «расширения» Вселенной, «разбегания» галактик.Расширившись до бесконечности, может прекратить свое существование ипространство. Современная наука выделяетнесколько аспектов пространствен­но-временного существования и развитиячеловека: природный, социальный (исторический), персональный (собственный).
Как важный элемент Вселенной, человек развивается, вклю­чаясь вкосмические, природные ритмы, подчиняясь законо­мерностям развития жизненныхпроцессов. Его развитие проис­ходит в то же время в социуме, в котором меняютсяпоколения, жизнь наполняется историческими событиями, протекает в оп­ределенномтемпе и ритме. Любые социокультурные условия характеризуются определеннымирежимами смены труда и от­дыха, средней продолжительностью жизни человека,протяжен­ностью детства. Развитие человека осуществляется также в конк­ретномпространстве, во времени собственной жизни, где он сталкивается с конкретнымиусловиями жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективносуществующему времени и пр. Взаимодействие разныхпространственно-временных аспектов между собой, а также пространства и временибытия человека в целом — тесное и сложное. Природный, социальный и персо­нальныйаспекты бытия и развития человека не существуют друг без друга, пересекаются,взаимоопределяют друг друга, представ­лены друг в друге в свернутом виде.Каждая разновидность про­странства и времени определяет по-своему развитиечеловека. Но особенно важными для онтогенеза оказываются персональное про­странствои собственное время человека, кажущееся самым «уз­ким» из всех видовчеловеческого бытия. Между тем именно пер­сональное пространство и время какмикрокосм охватывают и природное, и социальное бытие человека. Именноперсональное пространство и собственное время воспринимаются человеком какнаиболее значимые. Именно они делают остальные формы чело­веческого бытия значимымиили индифферентными для развития конкретного индивида. Человек активновключается во все аспекты пространства и времени. Он адаптируется к ним иассимилирует их, пытается организовать, изменить их и овладеть ими. Восприятиепространства и времени — одна из важных состав­ляющих онтогенеза, зависящих отсоциально-экономических ус­ловий жизни, от состояния культуры и самосознаниячеловека. Формирование представлений о пространстве и времени — труд­ныйпроцесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно наглядно демонстрирует эторебенок, который без специального обучения, без определенных занятий,специальных предметов, жизненного опыта не способен измерить, определить, диффе­ренцироватьпространственно-временные характеристики. Но и в филогенезе человек прошелдолгий путь познания про­странства и времени. Человечество довольно долго шло ксозда­нию таких понятий, как «эпоха», «столетие», «минута», «возраст»,«первобытный», «подросток» и др. Да и наполнение категорий «время»,«пространство» изменялось в течение истории человече­ства. Оно развивалось отинтуитивного — к научно обоснованному; от описательного, приблизительного — ксверхточному; от синкре­тичного — к дифференцированному; от индифферентного — кцен­ностному.
Понимание своего положения в пространстве и времени тоже прошлонесколько этапов: от полной зависимости («раба») — к относительнойнезависимости — к «хозяину», затем — к «жерт­ве» и наконец — к «равноправномусотруднику». В неолите человек воспринимал пространство и время слитно,как целостную природу, бескрайнюю и бесконечную, от которой зависит его жизнь,которой надо подчиняться, которую нельзя изменить. Человек и время существоваликак бы параллельно. Человек знал (и относилсяк этому как к неизбежности), что пройдет определенное число лун и родитсяребенок, мальчик ста­нет мужчиной; изменится пространство: появятся плоды,оскуде­ет лес, начнется половодье, т.д.
В палеолите природные изменения, оседлость и созидательнаядеятельность человека привели к «разведению» пространства и вре­мени, кощущению ограниченности пространства и конечности его ресурсов, к чувствунекоторой автономии от природы, пони­манию необходимости активного освоенияпространства своего бытия, к осознанию возможности взаимодействовать современем. Действительно, человек убеждался: стоит в нужный моментпоса­дить семена — и через определенное время появится урожай, и т. д.
Постепенно человек и время стали пересекаться. Время и про­странство— наполняться социальным смыслом. Люди — накап­ливать предметы материальной идуховной культуры. Не только пространство, но и время разных социальных групп —различать­ся. Появились претензии на определенные территории как на соб­ственностьэтноса. Время материализовалось в зданиях, сооружениях, предметах. Отнастоящего отделилось прошлое и вычленялось будущее, оба они стали ценностью.
В дальнейшем пришло понимание взаимодействия, взаимосвязанностивремен, начались попытки измерить время. Но пока гос­подствовал ручной труд,время не было ценностью, не было по­нимания того, что не только человек живетво времени, но и время — в человеке, что человек может быть его хозяином.
Чем более сложными становились общество и трудовая деятель­ностьлюдей (усложнение производства, разделение труда, повы­шение производительноститруда), чем больше понимал человек свои возможности как творческого существа,чем более осознанно осваивал Землю (совершал великие географические открытия,осоз­нанную миграцию, колонизацию неосвоенных земель, ирригацию, вырубку лесови пр.), чем более независимым становился от при­роды благодаря различнымприспособлениям, технологиям, ме­ханизмам, тем более дифференцировалось еговосприятие не только времени (как явления исторического, биографического, ситуа­тивногои пр.), но и пространства (освоенного и неосвоенного, материальных ипсихологических характеристик разных простран­ственных зон и т.д.). И тем болеестановился он — реально и в своем сознании — полновластным хозяиномпространства и вре­мени. Человек стремился законсервировать прошлое или подстег­нутьбудущее, изменить лик Земли, своих поселений и жилищ.
Научно-техническая революция привела к тому, что время стало однойиз высших ценностей человека, а пространство его соци­ального бытия невероятнорасширилось. Сегодня человек прово­дит изучение Марса и Венеры, побывал наЛуне, почти не оста­лось не тронутых человеком уголков Земли. «Охота к переменемест» из «добровольного креста, весьма мучительного свойства» (А. С. Пушкин)немногих превратилась в обыденность, всеобщую потребность, для многих — внеобходимость.
Это изменило и самого человека. Он сегодня отличается, с од­нойстороны, динамичностью, коммуникативностью, высокой адаптивностью иинформированностью, внутренней свободой, способностью опережать время, с другой— суетностью, отчуж­денностью от природы, ослаблением «корней», уходом от реаль­ностив транс, наркотические состояния, воображаемый мир. В определенном смыслечеловек стал жертвой расширения про­странства своего бытия и стремленияовладеть временем, изме­рить его до тысячной доли секунды. Сегодня все глубжеосознаются следующие идеи:
—пространство и время жизни конкретного человека зависят от еговозраста, уровня личностного развития, пола, социального слоя, к которому онпринадлежит;
—приэтом всегда обнаруживаются единство реального и во­ображаемого аспектов бытия,а также загадочность во взаимодействии человека со временем. (В восприятиииндивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельно­стивоспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивнойдеятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражаетсякак очень дли­тельное.);
— биографическое время любого человека бесконечно тянется изглубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и«здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем.
Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бы­тия. Этавзаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты ока­зываются благотворнытолько при условии гармонических взаи­моотношений человека с пространством ивременем своего бытия, установления динамического равновесия своеговнутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем другихлюдей.

5. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Развитие человека — оченьсложный процесс. Оно происхо­дит под влиянием как внешних воздействий, так ивнутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущемуорганизму. К внешним факторам относятся преж­де всего окружающая человека естественнаяи социальная сре­да, а также специальная целенаправленная деятельность поформированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека,могут быть управляемыми и неуправляемыми.   
Биологическаянаследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так ито отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследствен­ностьюпонимается передача от родителей к детям определен­ных качеств и особенностей,заложенных в их генетическую программу. По наследству от родителей к детям передаютсявнешние факторы, отличаю­щие одного человека от другого и некоторые особенностинервной системы.
Чтобы стать человеком,одной биологической наследственно­сти мало. Превра­щение биологическогоиндивида в социального субъекта проис­ходит в процессе социализации человека.
Различают макро-, мезо-  имикро-  факторы социализации личности. На социализацию человека оказываютвлияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографичес­кие,экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство вцелом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.
К мезофакторам относятсяформирование этнических устано­вок; влияние региональных условий, в которыхживет и разви­вается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуника­ции идр.
К микрофакторам относятсемью, образовательные учрежде­ния, группы сверстников и многое другое, чтосостав­ляет ближайшее пространство и социальное окружение, в ко­тором находитсяребенок.

Заключение:
Рассмотрев тему «Развитие человека как научная проблема» мы пришлик следующим выводам:
1.      Развитие любого ребенка включает в себя процессы и повто­ряющиеэволюцию человека как вида, и характеризующие инди­видуальную историю именноэтого человека, способствующие и социализации, и индивидуализации его. Детимногим отличаются друг от друга:
· органическимивозможностями включения во взаимодействие с другими людьми: задаткамии способностями отзываться на случайности, на определенные качествасоциокультурной среды;
· врожденнымипрограммами, позволяющими так или иначе ассимилировать среду;
· жизненнымопытом, важным для критического и конструк­тивного отношения к окружающемумиру;
· наборомдеятельностей, которые выбирает для себя ребенок;
внешним видом и т. д.
В силу этого результаты развития конкретных детей всегда раз­ные.
2.      Онтогенез ребенка зависит как от механизмов, влияющих наразвитие всего живого (космические явления, активность Солн­ца, эволюционныезакономерности), так и от специфически че­ловеческих видовых особенностей(активности, разумности, ду­ховности, социальности, противоречивости и др.). Онявляется процессом экстенсивным и интенсивным одновременно.
3. Для оптимального развития ребенку необходимо иметь воз­можностьбыть активным как в физическом, так и в духовном плане. Известно значениеактивных «мускульных» (по К. Д. Ушинскому) движений, спортивных занятий,подвижных игр для со­зревания здорового организма ребенка. Но двигательнаяактив­ность важна и для развития психических процессов, эмоциональ­ногоздоровья, творческих способностей, стремления к свободе, созидательному труду идаже для формирования представлений о пространстве и времени.
4. Каждый период жизни — особая целостность и самостоятель­наяценность — имеет сильные и слабые стороны. Причем то, что становится слабостьюв более старшем возрасте, оказывается необ­ходимым достоинством ребенка.Поэтому каждый возраст должен быть прожит по-своему. Нельзя торопить развитие,«проскакивать» какие-то периоды, оставлять нерешенными задачи любого возра­ста.Например, идеализация мира, взрослых, неистребимый опти­мизм, максимальнаяширота и вместе с тем поверхностность инте­ресов — эти возрастные особенностимладшего школьника в под­ростковом возрасте неуместны. Их наличие говорит обинфантилизме школьника. Вместе с тем они совершенно необходимы в 7—10 лет дляполноценного развития человека в дальнейшем, для формиро­вания прочного«фундамента» его личности. Важнейшей задачей в связи с этим становится своевременностьпедагогических действий, на что постоянно указывал К.Д. Ушинский.
5. Развитие ребенка, хоть и разделено на периоды, является целостнымпроцессом. Результатом этого процесса становится из­менение всего человека (егосознания, чувств и воли, его орга­низма и духовной сферы), а не только психикии тем более не только интеллекта, как это часто представляется педагогам, спе­циалистампо детской психологии, родителям.
6. Эффективное развитие ребенка невозможно без и внереального иидеального взаимодействия со взрослыми, затем — сверст­никами, без диалога ссамим собой. Основная задача взрослого — научиться сотрудничать с ребенком,вести с ним диалог, ибо пе­дагогика сотрудничества — это и есть содействие,оптимально поддерживающее механизмы развития растущего человека.
 

Списоклитературы:
 
1. Бим – Бад Б.М.Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М., 1998.
2. Куликов В.П.Педагогическая антропология. – Свердловск, 1993г.Максакова В.И. Педагогическаяантропология. – М., 1966.
3. Ушинский К.Д.человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Педагогическиесочинения: В 6т. – М., 1990. – Т.5,6


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.