Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие человека как научная проблема

Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«Хакасскийгосударственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Колледжпедагогического образования, информатики и права

Контрольнаяработа
подисциплине: «Педагогическая антропология»
на тему:«Развитие человека как научная проблема»
студенткизаочного отделения
специальностиСоциально-педагогическое обеспечение младших школьников

Исаевой Татьяны Валериевны
Преподаватель: Трегубенко Н.А.
Абакан 2009

Содержание:
Введение
1.  Актуальные проблемыразвития человечества
2.  Концепции онтогенеза
3.  Историко-эволюционная концепцияразвития человека
4.  Пространство и время развитиячеловеческого бытия
5.  Факторы развития человека
Заключение
Список литературы

Введение
Неотъемлемыми свойствами человека, как известно, являютсядинамичность и незавершенность. Эти характеристики его природы представляютинтерес для различных наук, которые исследуют и закономерности процессаизменения вида Homosapiens в целом, и особенности развитияотдельного человека. В первом случае пользуются не только термином «развитие»,сколько терминами «эволюция» и «филогенез». Во втором – синонимами «развития»являются термины «онтогенез», «становление» и др. Для педагогическойантропологии представляют интерес и филогенез и онтогенез.
Филогенез человека, т. е. развитие его как вида, как разновид­ностиживого вещества, имеет чрезвычайно долгую историю. Он осуществляется какцелостный эволюционный процесс, в результа­те которого произошлопревращение антропоида в человека ра­зумного. Существуют различные теории опервопричине этого про­цесса. Глобальным его источником признается Солнце,влияющее на ритмы изменений природы, внутренний ритм жизни любого живогосущества, на ритм социальных процессов и пр. (Л. Н. Гумилев, В.И.Вернадский,А.Л.Чижевский и др.). При этом в ка­честве эволюционных механизмоврассматриваются биологическое наследование, социальное наследование,сознательная активность человека во взаимодействии с природой и обществом.
До последнего времени считалось, что эволюция человека за­вершена,а эволюционные механизмы уже служат не изменению вида, а лишь его сохранению.Действительно, многочисленные данные подтверждают: организм современногочеловека в основ­ном таков же, как и 3,5 тыс. лет назад; не меняются егобазовые потребности и пр. Однако современная генетика доказывает: в ДНКчеловека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида, т. е.филогенез — процесс продолжающийся.
Современная наука утверждает, что филогенез подчинен зако­намконвергенции: взаимодействия, взаимопроникновения при­родных и социокультурныхпроцессов — и возможен, только если человек совершает сознательную перестройкусвоего эволюцион­ного процесса.
По мнению Н. Н. Моисеева, человечество уже успешно совер­шило дветакие перестройки.
Первая произошла в эпоху палеолита — древнейшего периода каменноговека. Вторая — в неолите (VI—II тысячелетие до н. э.). Обе они были связаны скризисом внешних условий бытия, с экологическими катастрофами, грозившимиполным уничтоже­нием предков современного человека. Обе они вызвали их созна­тельныецеленаправленные действия, результатом которых вся-. кий раз оказывалось нетолько предотвращение истощения природных ресурсов, не просто сохранение вида,но принципи­альное изменение эволюционного процесса. В первомслучае антропоиды сумели сформулировать опреде­ленные правила совместной жизни,и это привело к некоторым изменениям внешнего облика антропоидов, к прекращениюес­тественного отбора на уровне организмов — он действовал теперь на уровнеплемен, народов, цивилизаций. Во втором — человек перешел к оседлому образужизни. Вторая перестройка не только вновь повлияла на антропологический обликчеловека. Она вызва­ла к жизни новые способности, реализовала скрытые до тойпоры созидательные возможности людей, изменила пространство их бытия, усилилавлияние культурной среды на человека.
И та и другая перестройка оказались возможны лишь потому, что людидействовали совместно, сознательно изменяли свой образ жизни и самих себя наоснове общепризнанных ценностей и табу, т. е. они развивались как существанравственные, духов­ные.
Онтогенез — развитие отдельного человека — во многом повто­ряетисторию вида. В пренатальном периоде своей жизни человек повторяетбиологический, а в детстве — социокультурный путь человечества. Не являясьсовершенно независимым от филогене­за, онтогенез в то же время — несколькодругой процесс (нефилогенез в свернутом виде). Характеристикой его особенностеймы сейчас и займемся.
Разные науки используют разные понятия для описания про­цессаонтогенеза: созревание, рост, социализация, самоосуще­ствление,индивидуализация, развертывание, становление и пр. Многочисленные термины,характеризующие онтогенез челове­ка, являются частными по отношению к наиболееобщему — «ин­дивидуальное развитие». В процессе индивидуального развития со­зревание,социализация, самоосуществление и пр. тесно связаны между собой. Более того,многочисленные составляющие онтоге­неза взаимозависимы, взаимно регулируют другдруга. Социализация начинается уже в пренатальном периоде, рост стимулируетопределенные формы самоосуществления, индиви­дуализация в определенной мерезависит от созревания и т. д.
Поскольку человек — существо целостное и противоречивое, то ионтогенез его — процесс целостный и противоречивый, диа­лектический.В процессе индивидуального развития человек все время меняется и одновременноостается тождественным самому себе. Не только количественные изменения,происходящие в его организме, вызывают определенные качественные изменения егов целом, но и качественный скачок в развитии (бифуркация) про­воцируетколичественный рост организма. Динамика одной со­ставляющей человека(организма, например) отражается на ходе развития практически всех остальных.Темпы изменения разных структур человека не одинаковы: достижение человекоморганиз-менной зрелости не всегда совпадает с сформированностью эмо­циональной,волевой, интеллектуальной сфер, с социальной зре­лостью. (То, что онтогенезпроисходит не фронтально, особенно наглядно демонстрируют подростки.) Но эта нефронтальность процесса онтогенеза не разрушает его целостности, традиционнопризнаваемой всеми науками. Сегодняшнее состояние антропологическогознания, интегра­ции им негуманитарной информации усиливает нетрадиционныеподходы к проблеме онтогенеза. Например,меняются представления о результате развития ре­бенка и человека. Одно из такихпредставлений связывает развитие с разрушением организма, потерей различныхспособностей и возможностей, возвращением к беспомощности и т.д. Результат такпонимаемого онтогенеза — регресс, начинающийся чуть ли не с момента рождения ипродолжающийся в течение всей жизни. Противоположная позиция болеераспространена и состоит в том, что развитие ребенка — накопление прогрессивныхизменений, совершенствование, расцвет всех сторон человека. Он происходитглавным образом в детстве и юности и приводит к тому, что ребе­нок начинает всебольше походить на взрослого и анатомически, и физиологически, ипсихологически, и по уровню знаний, и по социальному положению.
Современная же наука все больше склоняется к тому, что, во-первых,развитие — это диалектическое единство регрессив­ных и прогрессивныхпреобразований. Во-вторых, человек в процессе своего индивидуального развития(впрочем, как и в про­цессе филогенеза) не становится ни хуже, слабее и пр., нилуч­ше, совершеннее и пр., — он делается принципиально другим. В-третьих,результатом онтогенеза является все возрастаю­щая индивидуализация каждогочеловека. И наконец, разви­тие происходит в течение всей жизни человека, спренатального периода и до последнего дня. Закономерен и интерес современнойнауки к такой особенно­сти онтогенеза, как неравномерность, неравновесность.Действитель­но, период новорожденного равен всего десяти дням, грудногодетства — почти году (от десяти дней до года), раннего детства — двум годам (отгода до трех лет), первого детства — четырем (от трех до семи лет) и т. д. (А.Г. Асмолов). В онтогенезе наблюдаются и зоны бифуркации, и спокойные периоды. Иесли в спокойный период развитие подчиняется определенным законам и его ре­зультатыи особенности можно предсказать, то в зоне бифуркации развитие зависит преждевсего от случайностей и оказывается не­предсказуемым. Существенной особенностьюонтогенеза являет­ся, таким образом, «рядоположенность», «равнозначность»зако­номерностей и случайностей в индивидуальной истории каждогочеловека.
Сегодня становится все более признаваемой и следующая не­традиционнаяточка зрения: онтогенез человека не линейный и не спиралевидный процесс сэлементами повторяемости, цик­личности. Он скорее — волнообразный и колебательныйпроцесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс». Это связано с тем,что колебательный характер имеет природа активности Солн­ца, определяющегоразвитие всего живого. Вот почему обменные процессы, происходящие в мозгу иорганизме человека, как и другие явления, сопровождающие его индивидуальноеразвитие, характеризуются противоречивыми тенденциями: трата—восстанов­ление,дифференциация—интеграция, хаос—гармония, потери-приобретения. Действительно,возникновение новых свойств и возможностей, совершенствование имевшихся ранеефункций, переход способностей и умений в новое качество, изменение ан­тропометрическихпоказателей, упорядочение органических про­цессов, т. е. любая «новизна», какправило, сопровождается более или менее наглядным свертыванием, превращением врудимент, уходом в «буфер» некоторых прежних возможностей, функций, умений ипрочих особенностей, ставших в новом периоде жизни уже не актуальными. Известенцелый ряд наглядных примеров этого. В связи с созреванием мозга ребенокнаучается читать, его связи с информацией, культурой переходят на более высокийуровень — и у него угасают потрясающие лингвистические способности, воз­никаетпроблемы с памятью. Расширяется жизненный опыт ре­бенка, возрастает его«умудренность» — и снижается способность удивляться, восхищаться, гаснетлюбопытство. По мере развития произвольности психических процессов на сменудетской непо­средственности приходит тактичность; яркое, но легковесное дет­скоевоображение превращается в целенаправленную творческую деятельность и т. д.
И хотя продуктивность, осмысленность, целенаправленностьдеятельности взрослого, как правило, гораздо выше, чем у ребенка, очевидно: то,что теряется по мере развития, не было беспо­лезным, недостойным человека. Ведьне зря же художники и поэ­ты ищут способы развития у себя непосредственностивосприя­тия мира, яркости воображения. Ученые разрабатывают способы быстрого илегкого (как в детстве) овладения информацией. Биз­несмены учатся играть и т.д. В этом же убеждает анализ особенно­стей выдающихся личностей, талантливыхлюдей, вундеркиндов. В том случае, когда свертывания особенностей прошлыхвозраст­ных этапов не происходит, и они сохраняются в более взрослой жизни,обычно и наблюдается феномен «одаренности» (Н. С. Лей-тес и др.).
Но сохранившиеся «детские» возможности могут не только украситьжизнь взрослого. Они, не соответствуя многим требова­ниям взрослой жизни, частои осложняют ее. Можно, видимо, говорить о том, что и приобретения, и потери впроцессе онтоге­неза не только естественны, но и необходимы.
Традиционно онтогенез рассматривается как процесс непре­рывный ипоследовательно детерминированный. Современная же наука утверждает: развитиечеловека — процесс дискретный, пре­рывистый и в определенной мере обратимый.Каждый период жизни человека — ценность, каждый этап жизни важен. В то жевремя, как писал С. Л. Рубинштейн, он не предопределяет фатально ни судьбуэтапа, следующего за ним, ни результатов развития в це­лом. Более того,известно: переосмысляя свое прошлое, меняя свои представления о смысле и целисвоей жизни, человек может изменить результаты и ход собственного развития.
В настоящее время подчеркивается и то, что онтогенез — про­цесс,не только детерминированный внешними обстоятельства­ми и условиями жизни, но и самодетерминирующийся,самоорга­низующийся по мере взросления человека. Это обусловлено спецификойчеловеческой активности. Человеческая активность имеет содержательную иэнергетическую стороны. Первая: идеа­лы, цели, ценности, мотивы, вера — чащевсего относится к бу­дущему времени. Вторая: действия, поступки, общение,отноше­ния, чувства, воля — к настоящему. Они неразрывны. «Человек в процессесвоей жизни занимает определенную жизненную пози­цию, осознает ее, несет за нееответственность, утверждает ее своими поступками, своей жизнью», — писала Б. В.Зейгарник.
Устремленность человека в будущее, сопровождающаяся реаль­нойактивностью его в настоящем, — движущая сила онтогенеза. Она позволяет емуовладевать физическими и социальными усло­виями своей жизни, психически перерабатыватьсобытия, проис­ходящие вокруг него, реализовывать собственные цели, утверж­датьсобственные ценности — и изменяться.
Активность человека (и содержательно, и энергетически) рас­пространяетсяим не только на себя — на свое самосовершенствование, но и на изменение,совершенствование окружающего мира. Человек всегда (осознанно илибессознательно) стремится пе­ределывать все вокруг себя «по себе», стремитсяассимилировать среду — и это в свою очередь способствует его собственному из­менению,индивидуальному развитию.
 

1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В настоящее время, как считает Н. Н. Моисеев, человечество стоитна пороге третьей перестройки своего эволюционного про­цесса. Действительно,проблема вымирания человечества вновь стала актуальной. Катастрофическоесостояние экологии плане­ты, истощение возможностей биосферы по удовлетворениювсе возрастающих потребностей человека всерьез ставят вопрос о выживании нетолько человека, но и всего живого на Земле.
Люди давно осознали необходимость создания экологических ниш,затем новых, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий. Но сегодняэтого недостаточно. Человек должен со­знательно изменить самого себя. Емунеобходимо научиться со­гласовывать свои потребности с убывающими ресурсами плане­ты,подчинить свою жизнь новым и жестким ограничениям. Он должен осознатьвсесвязанность населения земного шара. Ему пред­стоит превратить свой духовныймир из «надстройки» в определя­ющий фактор развития человека как вида, вновьусилить ориен­тацию на нравственный аспект своего бытия.
Нельзя не признать, что этот процесс уже начался, хотя тен­денцииего осуществления носят не столько поступательный, сколько колебательный,непоследовательный характер. Зарожда­ется «коллективный общепланетарный мозг»,проявляется кол­лективная воля, создается общепланетарная социальная память,формируется общечеловеческая шкала ценностей и вырабатыва­ются правила еезащиты и сохранения.
Сложность осуществления третьей перестройки эволюционно­гопроцесса человека состоит в том, что на нее не отпущены мил­лионы лет, как впервом и втором случаях. Она должна осуще­ствиться в очень короткие сроки, чтоповышает значимость осо­знания человеком своей природы и сущности своегоразвития.

2. АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОНТОГЕНЕЗА
Современное научное и даже обыденное сознание признает, что развитиечеловека и в филогенезе, и в онтогенезе — процесс многофакторный. Наиболеезначимыми, постоянно действующи­ми факторами развития человека признаются:
1. состояниеКосмоса, активность Солнца, природные факторы, явления, циклы;
2. генетическиепрограммы, врожденные каждому человеку;
3. социокультурныеусловия жизни поколений людей и конкрет­ного человека;
4. специфическаячеловеческая активность, принципиально от­личающаяся от активности всегоживого.
Общепризнано: названные факторы даны ребенку (и человече­ству) прирождении и поначалу находятся вне его осознанного влияния. Взрослея(эволюционируя), человек получает все боль­шие возможности изменять их,увеличивать или уменьшать сте­пень их значимости для своего развития.
В научной литературе можно обнаружить различные ориентации приобъяснении сущности, причин и механизмов онтогенеза.
Согласно биогенетической ориентации, индивидуальное разви­тие— это реализация конкретной генетически заданной програм­мы, определяющейособенности проявления и программу изме­нений внешнего вида, нервной системы,поведения отдельных людей, а также определенных этносов. Поскольку генетическиза­данная программа (генотип) включает в себя и общую для всех людей, ииндивидуальную компоненту, стадии, закономерности онтогенеза разныхпредставителей человечества примерно одина­ковы и в то же время всегда имеютиндивидуальные отличия. Об­щая компонента создалась в процессе эволюции иобусловлена тем; что все люди принадлежат к одному виду. Индивидуальнаяобусловлена генами, полученными от конкретных родителей. От этих генов зависятврожденные особенности и телесной органи­зации, и морфофункциональных(хромосомных, биохимических, физиологических) характеристик организма, инейрофизиологи­ческих свойств нервной системы, и программ поведения (являю­щихсяконтинуумом разных поведенческих форм).
В. М. Русалов обнаружил целый ряд врожденных про­грамм поведения,отличающихся у разных людей в соответствии с морфологическими особенностями ихорганизма. Есть програм­мы, которые определяют продолжительность сохранениядетских форм поведения; программы мужского поведения (их В. М. Русалов выявилдвенадцать); программы, определяющие поведение через тип обмена веществ —жировой или углеводный (при пер­вом энергия накапливается быстро, а тратитсямедленно, при вто­ром все происходит наоборот). Есть и другие врожденные про­граммыповедения человека.
Сторонники биогенетической объяснительной ориентации не отрицаютзначимости социокультурной ситуации для развития конкретного человека. Онипризнают, что способы выражения общих закономерностей развития, врожденныхвидовых свойств и потребностей, формы проживания одинаковых для всех людейстадий онтогенеза в значительной мере зависят от социальных и культурныхусловий жизни индивида. Но с их точки зрения имен­но генотип детерминируетчувствительность конкретного челове­ка к тем или иным воздействиям среды икультуры. Именно он обусловливает способность человека так или иначереагировать на социокультурные факторы, определяет структуру и способ про­явленияего потребностей. Именно он выделяет те условия, объек­ты, с которыми человеквзаимодействует наиболее активно.
Для сторонников социогенетической объяснительной ориента­циионтогенез — это процесс адаптации ребенка к культуре, в ходе которогопроисходит научение в самом широком смысле слова. Ребенок получает и усваиваетинформацию о социальных ценностях, о технологии ролевого поведения, о сущностисоци­альных позиций и т. д. Движущей силой развития человека при­знаютсяпротиворечия, присущие культуре любого сообщества и существующие междукультурой социума и культурой ее конк­ретного носителя. Не отрицая наличия иразличия врожденных свойств людей, сторонники социокультурной объяснительнойориентации считают: именно культура делает реальным фактом потенциальные,генетически заданные особенности индивида. Именно состояние культуры вызывает кжизни, актуализирует то, что заложено в генотипе. Именно особенности культурыоп­ределяют, что и как будет реализовано из генетически заданного человеку.
Нельзя не заметить, что в представленных концепциях чело­векрассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его силахвыбрать свой генотип или культуру, в которой он рождается.
Иная позиция у сторонников персоналистской объяснительной ориентации.Для них развитие человека — это процесс сознатель­ной реализации каждымврожденной специфически человеческой активности. Специфическую человеческуюактивность называют по-разному. Для К. Д. Ушинского — это «духовныестремления». Для П.Симонова — «идеальные потребности». Для Ж.П.Сартра —«внутреннее Я». Для С.Ваймана — «священный дар».
В любом случае речь идет о врожденных каждому человеку (каксуществу социальному, разумному, духовному и креативному) специфическихпотребностях и способностях:
1. достигатьсамопревышения;
2. стремитьсядостичь такого состояния, которого еще нет;
3. ориентироваться в проявлении своей активности на идеал, нанравственные и эстетические ценности человечества.
Результатом онтогенеза, с этой точки зрения, становится лич­ность,преодолевшая свою «частичность», ставшая самой собой.
Сторонники персоналистского подхода к объяснению разви­тиячеловека не считают его существом, полностью детерминиро­ванным биологическимии/или социокультурными обстоятельства­ми. И хотя они признают, что состояниемира (культуры) не безразлично для онтогенеза, основной акцент делается ими наперсональной ответственности каждого человека за ход и резуль­таты своегоонтогенеза, поскольку каждый человек сам определя­ет, встать ли надобстоятельствами или подчиниться им; сам оп­ределяет, каким он будет (В.Франк). Соглашаясь в целом с такой позицией, признавая право вы­бора,самостоятельного решения за каждым человеком (не только за взрослым, но и заребенком), нельзя забывать, что ответствен­ность за осуществление ребенкомсвоих прав на самоопределение лежит прежде всего на взрослых.
И биогенетическая, и социогенетическая, и персонологическаяконцепции развития человека страдают определенной, вполне очевидной, односторонностью.Для сегодняшнего человековеде­ния характерны уход от крайностей, отабсолютизации одной позиции, стремление к интеграции конструктивных идей. При­знаетсянекорректным выделение какого-либо одного аспекта раз­вития и трансформация егов главную доминанту и детерминанту онтогенеза. Более продуктивна координациявсех аспектов и пла­нов развития: онтологического, культурно-исторического,фено­менологического. В. П. Зинченко, например, считает, что следует учитыватьне только, как Я меняется в мире, не только потенци­альные объективныевозможности изменений человека, но и как меняется Я в сознании индивида.
 
3. ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Сторонники историко-эволюционной концепции развитиячеловека рассматривают онто­генез как процесс преобразования и воспроизводствачеловеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и сво­ихсобственных свойств (физических данных, психофизиологи­ческих систем,темперамента, задатков, знаний, статусов, ролей и пр.). Такое преобразование ивоспроизводство осуществляются человеком начиная с пренатального(внутриутробного) периода своей жизни. Уже тогда у него складываетсяспецифически чело­веческая психика. Он рождается готовым к усвоению человече­скихформ поведения, речи, культуры и опыта человечества. При этом с самого рожденияребенок не только активно усваивает культуру и опыт, но также активновплетается в этот опыт, в присущую только человеку систему социальных связей иизменя­ет ее и себя.
Для преобразования и воспроизводства ребенком культуры и себясамого важное значение имеют и богатство его жизненного опыта, и генетическизаданные ему программы, и его органиче­ские особенности. Но влияние тех идругих преломляется и осуще­ствляется через образ окружающей жизни. Образ жизниокружаю­щего ребенка социально-предметного мира предоставляет ему потенциальныевозможности для развития. Реализуются же эти возможности в той мере, в какойсам ребенок воспринимает цен­ности, нормы, мотивы, выработанные обществом каксубъектив­но значимые, как цель, ради которой он живет. Свой образ окру­жающего,своя система отношений и ценностей складываются у ребенка в процессесовместного с другими, прежде всего взрос­лыми людьми, бытия, через способыосуществления человече­ского содействия.
Coдействие с другими людьми и с собой как с другим рас­сматриваетсяв историко-эволюционной концепции как важней­шее условие развития человека, егодвижущая сила. Признается, что оно движет развитие человека и тогда, когдаявляется реальным процессом, и тогда, когда протекает в воображении, воспо­минаниях,грезах.
Coдействие ведет развитие ребенка от совместных со взрос­лыми актовповедения через подражание к самоконтролю поведе­ния, побуждаемомусмыслообразующими мотивами. При этом, как правило, происходит переход человекас режима потребления, усвоения культуры на режим овладения ею, ради созданиясоб­ственного образа жизни.
Таким образом, онтогенез человека рассматривается в истори­ко-эволюционнойконцепции как процесс, органически связан­ный с его общественнымсуществованием, но невозможный без собственной активности человека по усвоениюкак исторически сложившихся видов и форм деятельности, так и идеальных формбытия, без осознания мира и самоосознания. Результатом развития с этихпозиций является усиление чело­века как субъекта общественной и личной жизни,увеличение его вкладов в социогенез, ясное осознание и четкое формулированиежизненной концепции, целей и принципов жизни (т.е. смысла жизни). Историко-эволюционная объяснительная ориентация развитиячеловека наиболее близка педагогической антропологии.
 
4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
И филогенез, и онтогенез происходят в пространстве и време­ни.Наука издавна интересуется этими категориями. В материали­стической наукепространство и время обозначают как основные всеобщие формы существования идвижения материи, так и ос­новные всеобщие условия бытия и развития человека. Пространствои время понятийно и сущностно, тесно связаны друг с другом. Эти формы движенияматерии возникли одновре­менно со Вселенной и зависят от процессов,происходящих в ней. Например, время, согласно концепции А. А. Фридмана, можетостановиться в результате «расширения» Вселенной, «разбегания» галактик.Расширившись до бесконечности, может прекратить свое существование ипространство. Современная наука выделяетнесколько аспектов пространствен­но-временного существования и развитиячеловека: природный, социальный (исторический), персональный (собственный).
Как важный элемент Вселенной, человек развивается, вклю­чаясь вкосмические, природные ритмы, подчиняясь законо­мерностям развития жизненныхпроцессов. Его развитие проис­ходит в то же время в социуме, в котором меняютсяпоколения, жизнь наполняется историческими событиями, протекает в оп­ределенномтемпе и ритме. Любые социокультурные условия характеризуются определеннымирежимами смены труда и от­дыха, средней продолжительностью жизни человека,протяжен­ностью детства. Развитие человека осуществляется также в конк­ретномпространстве, во времени собственной жизни, где он сталкивается с конкретнымиусловиями жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективносуществующему времени и пр. Взаимодействие разныхпространственно-временных аспектов между собой, а также пространства и временибытия человека в целом — тесное и сложное. Природный, социальный и персо­нальныйаспекты бытия и развития человека не существуют друг без друга, пересекаются,взаимоопределяют друг друга, представ­лены друг в друге в свернутом виде.Каждая разновидность про­странства и времени определяет по-своему развитиечеловека. Но особенно важными для онтогенеза оказываются персональное про­странствои собственное время человека, кажущееся самым «уз­ким» из всех видовчеловеческого бытия. Между тем именно пер­сональное пространство и время какмикрокосм охватывают и природное, и социальное бытие человека. Именноперсональное пространство и собственное время воспринимаются человеком какнаиболее значимые. Именно они делают остальные формы чело­веческого бытия значимымиили индифферентными для развития конкретного индивида. Человек активновключается во все аспекты пространства и времени. Он адаптируется к ним иассимилирует их, пытается организовать, изменить их и овладеть ими. Восприятиепространства и времени — одна из важных состав­ляющих онтогенеза, зависящих отсоциально-экономических ус­ловий жизни, от состояния культуры и самосознаниячеловека. Формирование представлений о пространстве и времени — труд­ныйпроцесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно наглядно демонстрирует эторебенок, который без специального обучения, без определенных занятий,специальных предметов, жизненного опыта не способен измерить, определить, диффе­ренцироватьпространственно-временные характеристики. Но и в филогенезе человек прошелдолгий путь познания про­странства и времени. Человечество довольно долго шло ксозда­нию таких понятий, как «эпоха», «столетие», «минута», «возраст»,«первобытный», «подросток» и др. Да и наполнение категорий «время»,«пространство» изменялось в течение истории человече­ства. Оно развивалось отинтуитивного — к научно обоснованному; от описательного, приблизительного — ксверхточному; от синкре­тичного — к дифференцированному; от индифферентного — кцен­ностному.
Понимание своего положения в пространстве и времени тоже прошлонесколько этапов: от полной зависимости («раба») — к относительнойнезависимости — к «хозяину», затем — к «жерт­ве» и наконец — к «равноправномусотруднику». В неолите человек воспринимал пространство и время слитно,как целостную природу, бескрайнюю и бесконечную, от которой зависит его жизнь,которой надо подчиняться, которую нельзя изменить. Человек и время существоваликак бы параллельно. Человек знал (и относилсяк этому как к неизбежности), что пройдет определенное число лун и родитсяребенок, мальчик ста­нет мужчиной; изменится пространство: появятся плоды,оскуде­ет лес, начнется половодье, т.д.
В палеолите природные изменения, оседлость и созидательнаядеятельность человека привели к «разведению» пространства и вре­мени, кощущению ограниченности пространства и конечности его ресурсов, к чувствунекоторой автономии от природы, пони­манию необходимости активного освоенияпространства своего бытия, к осознанию возможности взаимодействовать современем. Действительно, человек убеждался: стоит в нужный моментпоса­дить семена — и через определенное время появится урожай, и т. д.
Постепенно человек и время стали пересекаться. Время и про­странство— наполняться социальным смыслом. Люди — накап­ливать предметы материальной идуховной культуры. Не только пространство, но и время разных социальных групп —различать­ся. Появились претензии на определенные территории как на соб­ственностьэтноса. Время материализовалось в зданиях, сооружениях, предметах. Отнастоящего отделилось прошлое и вычленялось будущее, оба они стали ценностью.
В дальнейшем пришло понимание взаимодействия, взаимосвязанностивремен, начались попытки измерить время. Но пока гос­подствовал ручной труд,время не было ценностью, не было по­нимания того, что не только человек живетво времени, но и время — в человеке, что человек может быть его хозяином.
Чем более сложными становились общество и трудовая деятель­ностьлюдей (усложнение производства, разделение труда, повы­шение производительноститруда), чем больше понимал человек свои возможности как творческого существа,чем более осознанно осваивал Землю (совершал великие географические открытия,осоз­нанную миграцию, колонизацию неосвоенных земель, ирригацию, вырубку лесови пр.), чем более независимым становился от при­роды благодаря различнымприспособлениям, технологиям, ме­ханизмам, тем более дифференцировалось еговосприятие не только времени (как явления исторического, биографического, ситуа­тивногои пр.), но и пространства (освоенного и неосвоенного, материальных ипсихологических характеристик разных простран­ственных зон и т.д.). И тем болеестановился он — реально и в своем сознании — полновластным хозяиномпространства и вре­мени. Человек стремился законсервировать прошлое или подстег­нутьбудущее, изменить лик Земли, своих поселений и жилищ.
Научно-техническая революция привела к тому, что время стало однойиз высших ценностей человека, а пространство его соци­ального бытия невероятнорасширилось. Сегодня человек прово­дит изучение Марса и Венеры, побывал наЛуне, почти не оста­лось не тронутых человеком уголков Земли. «Охота к переменемест» из «добровольного креста, весьма мучительного свойства» (А. С. Пушкин)немногих превратилась в обыденность, всеобщую потребность, для многих — внеобходимость.
Это изменило и самого человека. Он сегодня отличается, с од­нойстороны, динамичностью, коммуникативностью, высокой адаптивностью иинформированностью, внутренней свободой, способностью опережать время, с другой— суетностью, отчуж­денностью от природы, ослаблением «корней», уходом от реаль­ностив транс, наркотические состояния, воображаемый мир. В определенном смыслечеловек стал жертвой расширения про­странства своего бытия и стремленияовладеть временем, изме­рить его до тысячной доли секунды. Сегодня все глубжеосознаются следующие идеи:
—пространство и время жизни конкретного человека зависят от еговозраста, уровня личностного развития, пола, социального слоя, к которому онпринадлежит;
—приэтом всегда обнаруживаются единство реального и во­ображаемого аспектов бытия,а также загадочность во взаимодействии человека со временем. (В восприятиииндивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельно­стивоспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивнойдеятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражаетсякак очень дли­тельное.);
— биографическое время любого человека бесконечно тянется изглубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и«здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем.
Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бы­тия. Этавзаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты ока­зываются благотворнытолько при условии гармонических взаи­моотношений человека с пространством ивременем своего бытия, установления динамического равновесия своеговнутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем другихлюдей.

5. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Развитие человека — оченьсложный процесс. Оно происхо­дит под влиянием как внешних воздействий, так ивнутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущемуорганизму. К внешним факторам относятся преж­де всего окружающая человека естественнаяи социальная сре­да, а также специальная целенаправленная деятельность поформированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека,могут быть управляемыми и неуправляемыми.   
Биологическаянаследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так ито отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследствен­ностьюпонимается передача от родителей к детям определен­ных качеств и особенностей,заложенных в их генетическую программу. По наследству от родителей к детям передаютсявнешние факторы, отличаю­щие одного человека от другого и некоторые особенностинервной системы.
Чтобы стать человеком,одной биологической наследственно­сти мало. Превра­щение биологическогоиндивида в социального субъекта проис­ходит в процессе социализации человека.
Различают макро-, мезо-  имикро-  факторы социализации личности. На социализацию человека оказываютвлияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографичес­кие,экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство вцелом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.
К мезофакторам относятсяформирование этнических устано­вок; влияние региональных условий, в которыхживет и разви­вается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуника­ции идр.
К микрофакторам относятсемью, образовательные учрежде­ния, группы сверстников и многое другое, чтосостав­ляет ближайшее пространство и социальное окружение, в ко­тором находитсяребенок.

Заключение:
Рассмотрев тему «Развитие человека как научная проблема» мы пришлик следующим выводам:
1.      Развитие любого ребенка включает в себя процессы и повто­ряющиеэволюцию человека как вида, и характеризующие инди­видуальную историю именноэтого человека, способствующие и социализации, и индивидуализации его. Детимногим отличаются друг от друга:
· органическимивозможностями включения во взаимодействие с другими людьми: задаткамии способностями отзываться на случайности, на определенные качествасоциокультурной среды;
· врожденнымипрограммами, позволяющими так или иначе ассимилировать среду;
· жизненнымопытом, важным для критического и конструк­тивного отношения к окружающемумиру;
· наборомдеятельностей, которые выбирает для себя ребенок;
внешним видом и т. д.
В силу этого результаты развития конкретных детей всегда раз­ные.
2.      Онтогенез ребенка зависит как от механизмов, влияющих наразвитие всего живого (космические явления, активность Солн­ца, эволюционныезакономерности), так и от специфически че­ловеческих видовых особенностей(активности, разумности, ду­ховности, социальности, противоречивости и др.). Онявляется процессом экстенсивным и интенсивным одновременно.
3. Для оптимального развития ребенку необходимо иметь воз­можностьбыть активным как в физическом, так и в духовном плане. Известно значениеактивных «мускульных» (по К. Д. Ушинскому) движений, спортивных занятий,подвижных игр для со­зревания здорового организма ребенка. Но двигательнаяактив­ность важна и для развития психических процессов, эмоциональ­ногоздоровья, творческих способностей, стремления к свободе, созидательному труду идаже для формирования представлений о пространстве и времени.
4. Каждый период жизни — особая целостность и самостоятель­наяценность — имеет сильные и слабые стороны. Причем то, что становится слабостьюв более старшем возрасте, оказывается необ­ходимым достоинством ребенка.Поэтому каждый возраст должен быть прожит по-своему. Нельзя торопить развитие,«проскакивать» какие-то периоды, оставлять нерешенными задачи любого возра­ста.Например, идеализация мира, взрослых, неистребимый опти­мизм, максимальнаяширота и вместе с тем поверхностность инте­ресов — эти возрастные особенностимладшего школьника в под­ростковом возрасте неуместны. Их наличие говорит обинфантилизме школьника. Вместе с тем они совершенно необходимы в 7—10 лет дляполноценного развития человека в дальнейшем, для формиро­вания прочного«фундамента» его личности. Важнейшей задачей в связи с этим становится своевременностьпедагогических действий, на что постоянно указывал К.Д. Ушинский.
5. Развитие ребенка, хоть и разделено на периоды, является целостнымпроцессом. Результатом этого процесса становится из­менение всего человека (егосознания, чувств и воли, его орга­низма и духовной сферы), а не только психикии тем более не только интеллекта, как это часто представляется педагогам, спе­циалистампо детской психологии, родителям.
6. Эффективное развитие ребенка невозможно без и внереального иидеального взаимодействия со взрослыми, затем — сверст­никами, без диалога ссамим собой. Основная задача взрослого — научиться сотрудничать с ребенком,вести с ним диалог, ибо пе­дагогика сотрудничества — это и есть содействие,оптимально поддерживающее механизмы развития растущего человека.
 

Списоклитературы:
 
1. Бим – Бад Б.М.Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М., 1998.
2. Куликов В.П.Педагогическая антропология. – Свердловск, 1993г.Максакова В.И. Педагогическаяантропология. – М., 1966.
3. Ушинский К.Д.человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Педагогическиесочинения: В 6т. – М., 1990. – Т.5,6


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Биотехнология препаратов нормофлоры
Реферат Римский период истории Египта
Реферат Live Or Die Essay Research Paper Informative
Реферат Odyssey Telemakhos Essay Research Paper TELEMAKHOSEvery boy
Реферат Если б я был губернатором
Реферат Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ООО "Интеркино-Челябинск"
Реферат Втілення в обpазі Маpусі Чуpай моpальної кpаси й таланту укpаїнського наpоду
Реферат Оптические цифровые телекоммуникационные системы
Реферат Роль экологической этики в современном обществе
Реферат Стратегия решения проблем управления супермаркета "О Кей"
Реферат Система органов местного самоуправления муниципального образования (на примере городского округа "Город Заринск" Алтайского края)
Реферат Б.Н.Ельцин как публицист
Реферат Методы психологии труда
Реферат Определение массы полимера криоскопическим способом
Реферат Принципы психодиагностики группового субъекта