--PAGE_BREAK--Таблица 1 – Распределение подтемы на уроке
№ урока
Тема урока
Учебные задачи урока
Воспитательные и развевательные задачи урока
1
Обработка кармана с отрезным бочком
Ознакомление с характером и содержанием предстоящей работы
Внимательность
2
Обучение правильного и качественного выполнения технологических операций
Аккуратность, воспитание, ответственности, самоконтроля
3-4
Развитие скоростных навыков выполнения машинных работ
Развитие профессиональных навыков, внимательности, развитие инициативы
5
Совершенствования умения обучающихся выполнять технологические приемы
Воспитание инициативы, трудовой дисциплины
6
Закрепление профессиональных навыков и умений, умение анализировать и контролировать свою деятельность
Воспитание самоконтроля, критичности, наблюдательности, внимания
Таблица 2 - План производственной деятельности в учебных мастерских
группа № ПО (ш)-071 на март 2010г., год обучения — 2
Мастер ПО Гудкова Ю.С.
Количество обучающихся 15 человек
Общее время на профессиональную деятельность 42 час
Наименование темы и подтем программы
Количество час. подтем, надтем
Наименование учебно-производственных работ
Количество работ на группу
Норма времени для обучающихся на единицу
Всего часов на груп.занятие
примечание
Обработка брюк
42
Подтема «Обработка кармана с отрезным бочком»
6
Изучение особенностей обработки кармана с отрезным бочком;
15
4,5
4,5
4 ПОДБОР УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ
В училищах швейного профиля перечень учебно-производственных работ составляют на основе программы производственного обучения для двух периодов – подготовительного и периода овладения специальностью.
Перечень работ составляют под руководством старшего мастера, технолога училища, мастера производственного обучения. Работы должны выполняться на современном оборудовании по современной технологии. Работы подбирают по степени их сложности, точности, объему, видам тканей, фасонов, с соблюдением перехода от простого к сложному.
Перечень работ должен соответствовать учебным целям и задачам каждой темы. В подготовительном периоде – задачам овладения приемами, операциями и комплексными работами, знаниями, навыками и умениями, которые затем можно перенести на период овладения специальностью.
Перечень должен быть относительно стабильным, в соответствии с направлением современной моды и учетом современной технологии обработки. Знания, умения и навыки, полученные при выполнении перечня, должны быть таковы, чтобы их можно было применить в разнообразных условиях производственной деятельности по специальности.
Необходимо тесно увязать педагогические принципы рационального подбора работ с реальными возможностями учебного заведения. К подбору учебно-производственных работ предъявляются учебно-технические и учебно-технологические.
Учебно-технические требования – это характеристика учебно-производственных работ с точки зрения требования к их материалу, конфигурации характеру заготовок, размером и т. д.
Учебно-технологические требования отражают включаемые приемы и операции, точность, качество обработки взаиморасположения деталей изделия соответствие нормативным параметрам.
Планирование производственного обучения тесно связано с нормированием учебно-производственных работ.
Нормирование учебных работ способствует формированию у учащихся: ответственного отношения к выполняемой работе, общей трудовой культуры, производственной дисциплины, так как перед ними ставятся конкретные задачи по выполнению учебно-производственных заданий в установленные сроки.
Для того чтобы рассчитать ученическую норму времени необходимо знать расчетную норму времени рабочих и переводной коэффициент. Рабочая норма определяется по ЕНиРу для конкретной профессии. Переводной коэффициент определяется по таблице переводных коэффициентов в соответствии с периодом изучения темы.
Переводной коэффициент дается для постепенного освоения нормы выработки. Разрыв между ученической нормы и нормой рабочего объясняется тем, что обучающиеся не имеют достаточного производственного опыта и затрачивают больше времени на освоение операций изучение последовательности выполнения на вспомогательные и подготовительные работы, на организацию рабочего места.
Ту=ТрЧК (1)
где Ту — норма времени ученическая, Тр – норма времени рабочая, К – переводной коэффициент.
Время на инструктаж
Тинс=Торг.м.+Тввод.инс.+Тзакл.инс. (2)
где Торг.м – время организационного момента (5-10 мин); Тввод.инс – время затраченное на проведение вводного инструктажа (20-40 мин); Тзакл.инс – время затраченное на заключительный инструктаж (15-20 миннут)
Время на учреждения рассчитываем по формуле
Тур=Тур-Тинс-Ту, (3)
где Тур – время, отведенное на весь урок, Тинс – время, рассчитанное на инструктаж, Ту – ученическая норма времени
5 РАСЧЕТ И ПОДГОТОВКА УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
Материально-техническая база учебного учреждения должна создавать благоприятные условия для овладения обучающимися основ профессионального мастерства на уровне современных требований производства. Правильная организация учебно-производственных мастерских, кабинетов должна способствовать созданию благоприятных условий труда для мастера и обучающихся для достижения максимального эффекта минимальной затраты времени.
Материально-техническая база постоянно должна реконструироваться, расширяться, пополняться новым оборудованием, учебными наглядными пособиями, современными техническими средствами обучения.
Учебные швейные мастерские должны отвечать учебным и производственно-техническим целям: обеспечивать последовательное и полное овладение программой производственного обучения в соответствии с квалифицированной характеристикой, создавать возможность фронтального и индивидуального обучения основам профессионального мастерства. Помещение мастерских должно быть просторным, с высокими потолками, с хорошей вентиляцией, нормальной температурой, освещением, удобным расположением рабочих мест учащихся и мастера, соответствующей окраской помещения, отвечать нормативам безопасности труда.
Площадки учебных мастерских определяют исходя из количества учащихся в группе и норм площади на работающего учащегося в соответствии со специальностью, а также площади рабочего места мастера производственного обучения, равной 5,5-7 кв.м:
Sмаст= (SучЧn) + S м.м,
где Sмаст – площадь учебной мастерской; Sуч – норма площади на одного учащегося; n – количество учащихся в группе; S м.м – площадь рабочего места мастера.
Количество технологического оборудования для учебной мастерской зависит от швейной специальности, числа учащихся группы, от организации процесса обучения.
Количество рабочих мест для влажно-тепловых и ручных работ также зависит от специальности и способов обработки, доли ручного труда.
В мастерских училищ рекомендуют линейное, фронтальное размещение оборудования. Размещение оборудования должно обеспечивать: благоприятные и безопасные условия труда; удобный доступ к оборудованию при работе, ремонте, транспортировке.
Рабочее место учащегося должно быть организованно рационально, с максимальным удобством, с расположением инструментов, фурнитуры, деталей кроя или работы.
Кроме универсальных рабочих мест в мастерской в соответствии со специальностью устанавливают специальные машины, которыми пользуются учащиеся всей группы.
Не следует загромождать конкретное место лишними предметами, все необходимое должно находиться под рукой: инструменты, которые берут правой рукой, находятся справа, левой – слева, предметы, которыми пользуются реже, располагают дальше от себя или в другой плоскости, острые предметы нельзя класть на швейное изделие, материалы письменного инструктажа, дневники учащиеся располагают в ящике столе, полуфабрикаты, детали изделий, не находящиеся в работе, — в столе или на кронштейне.
Рабочее место мастера производственного обучения должно быть организовано таким образом, чтобы было удобно демонстрировать приемы работы, выполнение операций, наглядные пособия, наблюдать за работой учащихся. Перед рабочим местом мастера должна быть свободная зона для учащихся при проведении инструктажей.
Методический шкаф должен иметь отделы, где все методическое обеспечение урока должно быть систематизировано, чтобы обеспечить быстрый подбор необходимого материала к уроку
Таблица 4 – Оборудование, инструменты, приспособления
наименование
Характеристика (тип, марка, модель)
количество
примечание
На обучающегося
На группу
Универсально-стачивающая машина
1022 М класса
97 А класса
0,5
0,5
2
6
Специальные:
краеобметочная
зигзагообразного стежка
петельный полуавтомат
51 А класса
1026 класса
25 А класса
2
1
1
Утюг
Утюжильный стол
Ножницы
Иглы ручные
Мел
парогенератор
УТПЭ – 4
СУ
№4
Набор
Портновский
МП — 4
1
1
1
2
2
15
15
15
1
Таблица 5 – Наглядные пособия и ТСО
наименование
содержание
количество
примечание
На обучающегося
На группу
Инструкционная карта по теме: обработка карманов
Технологическая последовательность обработки карманов
1
15
Плакаты
Виды карманов
1
Стенд инструкция по технике безопасности труда
Основные правила технике безопасности труда на швейных машинах, с утюгом и правила пожарной безопасности
3
Образец- эталон
Поэтапная обработка технологического узла
0,5
8
Таблица: дефекты и способы устранения
Дефекты и способы устранения
1
15
Таблица критерии оценок
Критерии оценок
1
15
Карточка-задание
Карточка-задание
1
15
ОПИСАНИЕ ПЛАН-СХЕМА УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ
1 – рабочее место мастера;
2 – рабочие столы учащихся;
3 – стачивающие машины;
4 – утюжильные столы;
5 – шкаф для продукции;
6 – спец. машины.
6 РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Учебно-техническая документация имеет большое значение в профессиональном обучении. К ней относятся: чертежи, эскизы, схемы, учебно-технические и учебно-технологические требование, инструкционные и технологические карты, опорные конспекты, карточки задания и т. д.
Инструкционная карта – это форма письменного инструктажа, с помощью которого помогает создавать зрительно наглядные представления о приемах и действиях при выполнение работы. Они раскрывают типовую последовательность правила средства, способы выполнения контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции.
Технологические карты применяются при выполнении комплексных работ. Они раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические требования, средства выполнения учебно-производственных работ.
Инструкционно -технологические и технологические карты применяются при выполнении работ комплексного характера; они раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические требования, средства и рациональные способы труда при выполнении учебно-производственных работ. Инструкционно-технологические карты, кроме то Отсутствие закрепок в начале и в конце кармана го содержат инструктивные указания и пояснения технических операций.
Таблица 6 – Инструкционная карта
Порядок выполнения упражнений
эскиз
Инструкционные указания
Охрана труда
1. Обметать срезы передней половинки брюк
обметывают ровно по срезам
Соблюдать правила работы на специальных машинах.
2. Проложить клеевую кромку по входу в карман
Кромку прокладываем с натяжением
Соблюдать правила работы с утюгом
3.Наметать подкладку кармана по линии входа в карман
Подкладку кармана наметать прямыми стежками на расстоянии 1см от линии
Работу выполнять с напёрстком
4.Проложить отделочную строчку по входу в карман
5. Настрочить внутренний срез обтачки кармана
Припуск передней половинки (цельнокроеная обтачка) перегибают в сторону подкладки кармана, замётывают и закрепляют отделочной строчкой по модели, в начале и в конце ставят закрепки.
Обмётанный срез цельнокроеной обтачки настрачивают на подкладку кармана на расстоянии 0.3-0.4см. от краев.
Соблюдать правила работы на универсальных машинах.
6.Настрочить подзор на подкладку кармана
Подзор настрочить на подкладку уравнивая боковые и верхние срезы шириной шва 0.1-0.2см
Соблюдать правила работы на универсальных машинах.
7.Стачать части подкладки кармана
Уравнять верхние, боковые и нижние срезы подкладки и стачать швом шириной 1.0-1.5см
Соблюдать правила работы на универсальных машинах.
8.Обметать срезы подкладки кармана
Срезы обметать или окантовать
Соблюдать правила работы на специальных машинах
9.Выполнить закрепки в начале и в конце кармана
В начале и в конце кармана выполняют закрепки узкими зигзагообразными строчками или двойной обратной строчкой
Соблюдать правила работы на специальных машинах
10.Влажно-тепловая обработка кармана
Проутюжить карман через проутюжильник
Соблюдать правила техники безопасности при работе с утюгом
Таблица 7 – Дефекты и способы устранения
Дефекты
Способы устранения
Растянут край кармана
Сутюжить край, проложить кромку с натяжением
Неровная строчка
Распороть, проложить строчку при помощи линейки
Перекос подкладки кармана
Распороть строчку, при стачивании совмещать точно срезы
Неприлегание входа в карман к подзору
Распороть и закрепить в соответствии с техническими условиями
Разработка критериев оценки в профессиональном обучении
Оценка – это прежде всего суждение о качестве подготовленности об учащегося. В этом смысле оценку следует понимать как процесс оценивания. Оценивание учебных успехов обучающихся проводится преподавателем. Мастером производственного обучения, лицом контролирующим учебный процесс, ученическим коллективом, самими обучающимися (самооценка).
С другой стороны, оценка – это бальное (цифровое) или словесное заключение об успехах обучающегося. В таком понимании оценку обычно называют отметкой. Отметку обучающемуся в процессе производственного обучения, как правило, выставляет мастер.
Педагогический эффект оценки во многом зависит от исходных положений, учитываемых при ее определении. В свое время (84г) был разработан и доведен до всех учебных заведений специальный документ — “Опытные критерии знаний, навыков, умений учащихся средних профессионально-технических училищ”, в котором такие исходные положения были зафиксированы. Применительно к оценке результатов производственного обучения были выделены следующие основные критерии: правильность выполнения трудовых приемов и способов работы, соблюдение технических требований к качеству учебно-производственных работ, выполнение установленных норм времени или выработки, соблюдение требований безопасности труда. Применительно к оценке знаний обучающихся по предметам профессионально-технического цикла выделены критерии: полнота, системность, прочность, обобщенность, действенность. На основе этих общих критериев были приведены примерные показатели знаний, оценки умений и навыков обучающихся применительно к оценочным баллам – от 5 до 2. Рекомендовано, в зависимости от этапа учебного процесса приведены критерии и показатели, применять выборочно.
продолжение
--PAGE_BREAK--