Реферат по предмету "Педагогика"


Учение Макаренко о коллективе

Содержание
Введение
Учение А. С. Макаренко о коллективе
Заключение
Список литературы

Введение
Латинское слово«коллективус» переводят по-разному — сборище, толпа, совместноесобрание, объединение, группа. В современной литературе под коллективомпонимается любая организованная группа людей. В том значении, которое приобрелопонятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективомназывается объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важныхпризнаков. Рассмотрим их.[1]
1. Общаясоциально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют ипассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все делов том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательносовпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, непротиворечит господствующей идеологии, конституции и законам государства.
2. Общаясовместная деятельность для достижения поставленной цели, общаяорганизация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобысовместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый членколлектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна бытьобщая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личнаяответственность за результаты совместной деятельности.
3. Отношенияответственной зависимости. Между членами коллективаустанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели идеятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний иоценочных суждений (моральное единение).
4. Общийвыборный руководящий орган. В коллективе устанавливаютсядемократические отношения. Органы управления коллективами формируются припрямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.
Отдельные из этиххарактеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений(ассоциации, кооперации, корпорации и т. д.). Но особенно отчетливо онипроявляются лишь при коллективной организации.
Кроме названныхпризнаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями.
Это характеристики,отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношениямежду членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность,характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя»,причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляютсявзаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие,здоровая критика и самокритика, соревнование.
Группа формальносотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без нихтеряет свои преимущества.
В коллективе,обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношенийк труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном,сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личныхи общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая системаформирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего своиобязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.[2]
Наиболее стабильноезвено в официальной структуре школьного коллектива — коллектив класса, в рамкахкоторого протекает основная деятельность школьников — учение. Именно в классномколлективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей иотношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, набазе которого формируются различные школьные коллективы.
Проецируя на школьныйкласс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученическийколлектив — это «группа учеников, объединенная общей социально значимой целью,деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы иотличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью прибезусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях».[3]
Виднейшимпредставителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, былА.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические ихудожественные сочинения, в которых детально разработана методикаколлективистского воспитания.
Целью данной работыявляется: раскрыть сущность учения А. С. Макаренко о коллективе.

УчениеА.С. Макаренко о коллективе
Учение А.С. Макаренкосодержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива.
Чтобы стать коллективом,группа должна пройти нелёгкий путь качественных преобразований. На этом путиАС. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).[4]
Первая стадия — становлениеколлектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступаетпрежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегосяорганизационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить вколлектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношенияучеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями,задачами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят всетребования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился изаработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общейдеятельности и общей организации.
На второй стадииусиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требованияпедагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своимипонятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Еслиактивисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятсянадежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристальноговнимания педагога.
Для второй стадиихарактерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступаетуже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизациии саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных нормповедения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, навторой стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленноговоспитания определенных качеств личности.
Основная цель педагогана этой стадии — максимально использовать возможности коллектива для решениятех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперьколлектив достигает определенного уровня своего развития как субъектвоспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленноиспользовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. Вобщей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива,высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительныестороны личности, коллектив становится средством развития социально важныхкачеств личности.
Развитие коллектива наэтой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельнымиучениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот,отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами;между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися вклассе; между отдельными группами учеников с различными ценностнымиориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки,движения вспять.[5]
Третья и последующиестадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств,достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развитияколлектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований,предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе,чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровневоспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллективдоходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственнуюличность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развитиякаждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признаки наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
Процесс развитияколлектива рассматривается не как плавный процесс перехода от одной стадии кдругой. Между стадиями нет четких границ — возможности для перехода кпоследующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия вэтом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив неможет и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг оченьвысокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующиестадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенномуколлективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнениенравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит впроцесс самовоспитания.
На всех стадияхразвития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.Традиции — это «такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоциональновоплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатыватьобщие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь».[6]
В традициях можновыделить большие и малые. Большие традиции — это яркие массовые события,подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив,веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневныетрадиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательнымвоздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатываяустойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, ихподдерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение.Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом,новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными — это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.
Особенно важным считал А.С.Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотитьвоспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том,что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняярадость». Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая имперспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолеватьтрудности и препятствия.
В практикевоспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую,среднюю и далекую.[7]
Близкая перспективавыдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже наначальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскреснаяпрогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основноетребование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться наличную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственнуюзавтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемоеудовольствие. Высший уровень близкой перспективы — это перспектива радостиколлективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребяткак приятная близкая перспектива.
Средняя перспектива,по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события,несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужноприложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение всовременной школьной практике, можно назвать подготовку к проведениюспортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднююперспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе ужесформировался хороший работоспособный актив, который может выступить синициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различныхуровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени исложности.
Далекая перспектива- это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующаязначительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательносочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространеннойдалекой перспективы — цель успешного окончания школы и последующего выборапрофессии. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишьтогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когдаколлектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной целитребуются коллективные усилия.
Система перспективныхлинийдолжна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой моментвремени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагалусилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этихусловиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекаетестественно. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работазакончилась с реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудныезадачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития иорганизованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена перспектив,постановка новых и все более трудных задач — обязательное условиепрогрессивного движения коллектива.
Давно установлено, чтонепосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может бытьмалоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих егошкольников. Это учитывал А.С. Макаренко, выдвигая принцип параллельногодействия.[8] В егооснове — требование воздействовать на школьника не непосредственно, аопосредованно, через первичный коллектив. Каждый член коллектива оказываетсяпод «параллельным» воздействием, по крайней мере, трех сил — воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляетсякак непосредственно воспитателем, так и опосредованно через актив и коллектив.При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействиевоспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие нанего коллектива усиливается. Принцип параллельного действия применим уже навторой стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила еговоспитательного воздействия еще значительные. На более высоких уровнях развитияколлектива возрастает влияние актива и коллектива. Это не означает, чтовоспитатель полностью перестает прямо влиять на воспитанников. Теперь он всебольше опирается на коллектив, который уже сам становится носителемвоспитательного воздействия (субъектом воспитания). В сочинениях А. С.Макаренко находим многочисленные примеры успешного осуществления принципапараллельного действия. Например, он никогда сам не искал конкретных виновниковнарушений, предоставляя коллективу право разбираться в их проступках, а самлишь исподволь направлял действия актива.
А.С. Макаренкосоветовал пользоваться данным принципом очень осторожно, так как коллективможет наказать провинившихся очень сурово.
Большое значение А.С. Макаренкопридавал стилю внутриколлективных отношений. Отличительными признакамисформированного коллектива он считал:[9]
1) постояннуюготовность воспитанников к действию;
2) ощущениесобственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своегоколлектива, гордости за него;
3) дружеское единениеего членов;
4) ощущениезащищенности каждого члена коллектива;
5) активность,проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию;
6) привычку кторможению, сдержанности в эмоциях и словах.

Заключение
А. С. Макаренкопринадлежит заслуга создания учения о коллективе. Поего мнению, наилучшие условия для общения и обособления создаёт коллектив каквысшая форма социальной организации, основанная на идейной общности, отношенияхсотрудничества и взаимной помощи. Таким образом, принцип воспитания личности вколлективе обусловлен объективными закономерностями развития ребёнка.
Он сформулировал законжизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма егосмерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственнойзависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы(стадии) развития коллектива.
Педагогическиеположения А.С.Макаренко о коллективе созвучны в любое время и в любых условиях,когда речь идет о воспитании человека.

Список литературы
1.  МакаренкоА. С. О воспитании. – М., 1988.
2.  А.С.Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории ипрактике. – Н.Новгород: НГПИ, 2006.
3.  ПодласыйИ. П. Педагогика: Новый курс. В 2 – х кн. Кн. 2.- М., 2001.
4.  Российскаяпедагогическая энциклопедия. Т. 1. – М., 1993.
5.  СластёнинВ. А. Педагогика. — М., 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.