Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Курс "Информационная культура" и начальная школа

Курс «Информационная культура» иначальная школа
Первин Ю.
I.Две замечательные идеи — идея сквозного непрерывного информатическогообразования и идея раннего обучения информатике — были декларированыпрактически одновременно при становлении отечественной школьной информатики[1]. Этот факт не случаен, поскольку обе они опирались на единыйфундаментальный тезис: главной целью обязательного курса инфор-матики вмассовой общеобразовательной школе является формирование у всего молодогопоко-ления страны стиля мышления, адекватного требованиям современногоинформационного об-щества.
Имеяединые истоки, обе эти идеи пришли к своей реализации в разное время. Раннееобу-чение информатике относительно быстро нашло свое воплощение вмногочисленных экспери-ментальных уроках и курсах, педагогических ипсихологических исследованиях, разработках программных средств, направленных наначальную школу, подготовке разнообразных книг, учебников, пособий. Интересноотметить, что идея раннего обучения информатике развивается двумя разнымипутями:
какнепрерывная тенденция, по которой нижний порог начала информатическогообразования эволюционно спускается вниз от первоначально (в 1985 году) принятыхгосударственных установок о месте информатики в старших классах средней школы,
икак начинающиеся снизу, с начальной школы (и даже с дошкольных детскихучреждений) развивающие курсы.
Несмотряна известную трудоемкость и многообразие подходов идея раннего обученияин-форматики развивалась усилиями отдельных разработчиков, исследователей,энтузиастов-практиков. В лучшем случае речь шла о работе отдельных(относительно небольших) коллекти-вов, в которых удавалось сконцентрироватьусилия разных специалистов на единой педагогиче-ской концепции.
Чтокасается идеи сквозного непрерывного информатического образования, то при всемосознании ее важности в условиях становления нового информационного общества, кее реализации сравнительно долго не удавалось подойти с конкретных практическихпозиций, в первую очередь потому, что для этого принципиально требовалисьусилия многих коллективов, работающих в различных учреждениях и в разныхобластях знаний. Возможности приступить к этой работе виделись (в силусложившихся в нашей стране стереотипов) в централизованных общегосударственныхпроектах, способных объединить усилия большого числа исполнителей с помощьюзначительного бюджетного финансирования. После разрушения союзного министерствапросвещения и значительного сокращения возможностей российского министерстваобразования осуществление такого проекта представлялось бесперспективным.
Вместес тем, идея непрерывного информатического образования школьников, становясь всеболее актуальной, находит практические пути осуществления в активной инициативерегионов, которая еще несколько лет тому назад была невозможной. Обсуждениеэтих путей, на которых проявляются региональные инициативы, стало возможнымблагодаря сложившимся в последние годы предпосылкам. Эти предпосылки к широкомураспространению идеи сквозного информатического образования можно (достаточноусловно) расклассифицировать по нескольким факторам:
важнейшимиследует считать педагогические предпосылки; за годы, прошедшие с горячего лета1985 года, учителя накопили большой опыт работы в области школьной информатики,принципиальным образом сменивший психологический климат в школе, складывающийсявокруг школьных компьютеров, кабинетов информатики, школьных компьютерныхприменений; заинтересованность учителей в получении и использованиивычислительной техники и программных средств служит сейчас одним из важнейшихфакторов становления и развития непрерывного информатического образования;
посравнению с 1985 годом коренным образом изменилась обстановка с техническимобеспечением школьной информатики; сегодня в стране практически нет регионов,которые не имели бы в своих школах современные персональные компьютеры;необходимость их эффективной эксплуатации становится определяющим фактором вуправлении школьным учебным процессом;
комплекспрограммно-методических предпосылок — это огромный фонд разработанного заистекшее десятилетие программного обеспечения и оригинальных методическихматериалов и дидактических систем; сейчас активно работающий учитель иликомпетентный администратор системы образования, заботясь о компьютернойподдержке того или иного курса, имеет возможность выбора среди большого числапрограммно-методических систем: информатика с ее несколькими допустимымиучебными планами, утвержденными министерством, стала первой по-настоящемуплюралистической школьной дисциплиной;
административныепредпосылки состоят в том, что среди руководящих работников системыобразования, полномочных принимать ответственные решения, все больше становитсялюдей, осознающих не только управляющие, но и дидактические возможностиинформатики и вычислительной техники;
наконец,к числу организационных предпосылок можно отнести свободу, которая некотороевремя тому назад была предоставлена учебным учреждениям в использовании своеговремени; в частности, речь идет о так называемом «региональном часе»,который школа имела право расходовать по своему усмотрению на изучение проблем,наиболее актуальных для региона; при многообразии практического использованиярегионального часа здесь заслуживают внимания те регионы, в которых этотзначительный фонд учебного времени расходуется на проблемы непрерывногоинформатического образования школьников; правда, в самое последнее времяпонятие «регионального часа» исчезает из словаря администраторовсистемы образования, однако с точки зрения обсуждаемых здесь проблем школа стем же успехом может воспользоваться «муниципальным компонентом»вместо «регионального».
Естественно,что при таких предпосылках задача реализации непрерывного информатическогообразования может быть поставлена и решена в условиях отдельного промышленноразвитого региона. Подобные условия сложились, в частности, в такоминдустриальном регионе России, как Самарская область [2]. Здесь из фондарегионального часа, который в рамках школьного образования составляет объем в350-360 часов, сформирован курс «Информационная культура», призванныйнаучить школьника жить в информационном обществе: уметь планировать своюдеятельность, уметь искать информацию, нужную для решения поставленной передшкольником задачи, уметь строить информационные модели процессов и объектов,уметь общаться, структурируя свои сообщения, уметь инструментироватьдеятельность (в том числе и в первую очередь — интеллектуальную, ранее неавтоматизировавшуюся), находя каждый раз наиболее эффективный инструментарий,владеть навыками использования типовых современных информационных систем.
II.Курс имеет модульную структуру, где каждый модуль соотнесен с одним из учебныхлет в рамках школьного образования от 1-го до 11-го класса. В состав модулявходит программное обеспечение на информационных носителях (дискетах) спользовательскими инструкциями, книга для школьника (учебник) и книга дляучителя (сборник поурочных методических комментариев). Некоторое представлениео составе курса может дать приводимый ниже перечень основных его модулей.Воспроизведены практически лишь их названия в связи с тем, что задачаподробного описания курса выходит за рамки настоящей заметки (о модуляхначальной школы даны несколько более подробные, но, тем не менее, аннотационныесведения):
1-йкласс
Компьютер- твой друг [6, 7]
Элементарноевведение в практику общения с компьютером. Компьютер на уроках математики ирусского языка.
Простейшиетренажеры клавиатурного и мышиного интерфейса. Упражнения на прямой и обратныйсчет, состав числа и простейшую арифметику. Компьютерные упражнения спрограммами систем Малыш, Путешествие в страну Букварию и Роботландия+.
2-йкласс [8, 9]
Компьютернаясмекалка (множества, признаки и порядок).
Первыепредставления о множествах, подмножествах и элементах. Закономерности ипорядок. Классификация и конструирование. Компьютер на уроках математики ирусского языка.
Игрыи упражнения на классификацию, тренировку памяти и конструирование,базирующиеся на программах пакетов Классификаторы и Малыш.
3-4-йклассы [11, 12, 13]
Встране послушных роботов
Алгоритмывокруг нас. Компьютерные модели.
Рассматриваетсяи подробно обсуждаются понятия команды и алгоритма. Упражнения с программами изразделов «Алгоритмические этюды» системы Роботландия+, пакетов Малыши Арифметика. Инструментарий компьютерных уроков математики.
Понятиеоб исполнителях и способах управления. Распознавание закономерностей ииссле-дование алгоритмов, метод «черного ящика».
Общаясхема изучения исполнителей. Пропедевтика управляющих структур. Решениеком-бинаторных задач и конструирование исполнителей. Упражнения с программамииз раздела «Исполнители» системы Роботландия+ и пакета Веселыекартинки.
5-йкласс
Компьютери слово
Текстовыйредактор: диктанты, сочинения, стенгазеты и книги.
6-йкласс
Компьютер- инструмент искусства.
Графическиередакторы, компьютерные вернисажи. Редактирование музыкальной информации.
7-йкласс
Элементыпрограммирования (на базе исполнителя Кукарача и языка Кумир).
Процедуры,параметры, рекурсии.
8-йкласс
Информационныехранилища.
Банкиданных и электронные таблицы.
9-йкласс
Кодированиеинформации.
Способыпредставления, хранения и передачи информации.
10-йкласс
Информационныемодели.
Типовыеприкладные задачи информатики.
11-йкласс
Современныеинформационные технологии.
Экспертныесистемы, базы знаний, настольные издательские системы, коммуникации.
III.Важнейший компонент всякого компьютеризованного курса — его программноеобеспечение. С еще большим основанием можно говорить о месте программных средствв курсе «Информационная культура». В общей сложности здесь работаютсвыше 90 программ разного объема и сложности. Компьютер включается набольшинстве уроков. Хотя компьютерные занятия не являются самоцелью, тем неменее, в начальной школе нет ни одного безкомпьютерного урока. Позднее, начинаяс восьмого класса, в учебном плане появляются отдельные уроки, которые можнопроводить вне кабинета информатики, а в 11-м классе доля безмашинных занятийдоходит до 1/3.
Длявсякой учебной программной системы методика обучения первична, а ее программноеобеспечение — вторично. В курсе «Информационной культуры» иназначение, и оформление программ, и их последовательность подчинены одной цели- обеспечить эффективный дидактический инструментарий для решения основных задачкурса. Основу учебного программного обеспечения составляет система программныхисполнителей, каждый из которых предназначается для формирования, тренировкиили закрепления того или иного навыка. В младших классах большинствопрограмм-исполнителей облечены в форму развивающих программ: в начальной школеигровая форма деятельности сохраняет для детей огромное значение. При этом изарсенала игр полностью исключаются сражения, битвы, киллеры, вампиры.
Впрограммах, обеспечивающих курс информационной культуры в начальной школе,практически отсутствует постраничное чтение текстов с экрана; с каждойпрограммой связывается большой набор графических файлов-иллюстраций. Многиеэкранные картинки анимированы, некоторые программы имеют звуковое (музыкальное)сопровождение.
Большинствопрограмм многофункциональны, выполняя в курсе несколько разных педагогическихзадач. Например, программа Конюх может служить для
 решения сложной (для третьеклассников) комбинаторной задачи на перестановкушахматных коней;
формированияпредставлений о системе координат и ее элементах;
закреплениянавыков установки начальных условий задачи;
пропедевтикиобщей схемы знакомства с исполнителем;
формированияпервичных навыков набора на латинском регистре клавиатуры;
закреплениянавыков работы со строковым редактором;
освоениятипового интерфейса программных исполнителей (операторский протокол, полекоманды, откатка, накатка).
Примногообразии программ разработчики программного обеспечения стремилисьминимизировать число различающихся типов интерфейсов. Это требование выполнено,во всяком случае внутри каждого отдельного модуля. Единство сред общения«ученик-компьютер» позволяет минимизировать усилия по освоениюклавиатурных навыков, сосредоточить внимание учащихся на существенных особенностяхзадачи, способствовать единству требований к знаниям, умениям и навыкамшкольников.
Учительскиепособия рекомендуют использовать не более одной программы на уроке у малышей. Вэтой рекомендация выражены стремления
неперегружать внимание младшего школьника;
вынестиза рамки урока технологические загрузочные операции, не имеющие отношения ксодержанию урока и выполняемые либо учителем, либо лаборантом.
Урокинформационной культуры у малышей подобно любому другому уроку в начальнойшколе использует многочисленные формы: беседу, опрос, игры и инсценировки,конкурсы, вернисажи и даже концерты. Однако каждая из традиционных формпроведения урока кроме своего частного назначения, предусмотренного планомурока, служит подготовкой к кульминационному моменту занятия — компьютерномуупражнению или лабораторной работе.
Дляучителя-пользователя (и прежде всего, для наименее информатическиподготовленного учителя начальной школы) важно, что большинство программ,включенных в программное обеспечение курса, открыты: пользователь имеетвозможность сформировать нужные ему данные (упражнения, проверочные тесты,начальные условия и т.п.) встроенными в систему средствами, не требующимиумения программировать на каком-нибудь языке программирования. В каждуюпрограмму встроен некоторый по умолчанию предполагаемый набор заданий, которымучитель может удовлетвориться, не занимаясь формированием программы. Но всякийраз, когда он хочет индивидуализировать, разнообразить или тематическиориентировать задания, он может это сделать.
Так,в число заданий тренажера Правилка, отрабатывающего правила корректировкиошибок клавиатурного набора, учитель может включить тесты, соответствующиеправилам русского языка, изучаемыми в те дни, когда дети знакомятся сПравилкой. В программе Курсор функционируют часы, которые ограничивают времяпрогулки по некоторому маршруту, однако учитель имеет простую возможностьсамостоятельно переустановить ограничение времени. В программах пакетаКлассификаторы учитель может оказаться неудовлетворенным предлагаемыми поумолчанию рисунками. Тогда, используя инструментальные программы работы сбиблиотеками рисунков, он может сам скомпановать требуемые картинки. Подобныеоперации доступны пользователю, не имеющему специальной подготовки в областипрограммирования.
IV.Программные средства курса подготовлены для машин IBM PC. Конкретный типкомпьютера несомненно служит принципиальным техническим ограничением.Обоснованием для выбора типа служили такие противоречивые требования, какраспространенность, с одной стороны, так и производительность, адекватнаятиповым производственным современным задачам, решаемых на компьютерах, с другойстороны. Можно уверенно сказать, что «Корветы» и УК-НЦ, наполняющиенынешние российские школы, не удовлетворяют второму из этих требований, а могучийМакинтош пока нельзя отнести к числу машин, широко используемых в школах.
Впрочем,и спектр конфигураций школьных кабинетов информатики с машинами IBM PC весьмаширок. Проект курса «Информационная культура» вынужденноориентировался на достаточно скромные конфигурации с тем, чтобы его можнореализовать практически на всех персональных компьютерах IBM. Среди техническихограничений к курсу «Информационная культура» следует назвать:
садаптерами не ниже EGA/VGA;
объемоперативной памяти не ниже 640 Кбайт.
Однако,наиболее важен тот факт, что учитель-пользователь (и, прежде всего, наименееподготовленный учитель начальной школы) полностью экранирован от особенностейконфигурации школьного кабинета информатики.
Впрочем,наиболее существенным техническим ограничением в реализации курса является самопонятие школьного кабинета информатики. В наше время любая достаточно большаяшкола, имеющая единственный кабинет информатики, полностью загружает его толькотиповыми уроками информатики в старших классах и, быть может, несколькимиотдельными предметными компьютеризованными уроками. Когда в кабинете появляютсямалыши, интересы которых безусловно должны быть приоритетны, расписаниекабинета уплотняется катастрофически. Единственный кабинет не способен обеспечитьдаже минимальное число классов в одиннадцати параллелях. Следует помнить, чтозанятия курса «Информационная культура», так же, как и урокиинформатики, проводятся для групп, равных половине класса. В сегодняшнихусловиях минимальное техническое обеспечение школы, активно внедряющей курс«Информационная культура», должно составляться не менее, чем двумякабинетами информатики, один из которых предназначается для классов начальнойшколы. Только в этом случае удастся уверенно обеспечить такое, например, естественноегигиеническое требование, как мебель, соответствующая росту детей иэргономическим нормам.
Однако,кардинальное решение проблемы лежит глубже: в достаточно близкой перспективекабинет информатики должен уйти в прошлое, когда переносные компьютеры смогутобеспечить необходимое количество техники в любом школьном помещении (а,вероятно, и при выполнении домашних заданий). Конечно, такая перспектива неявляется обязательным условием внедрения курса, однако можно быть уверенным,что в решении столь принципиальной проблемы технического обеспечения школы,курс косвенно сыграет свою роль.
Впрочем,и спектр конфигураций школьных кабинетов информатики с машинами IBM PC весьмаширок. Проект курса «Информационная культура» вынужденноориентировался на достаточно скромные конфигурации с тем, чтобы его можнореализовать практически на всех персональных компьютерах IBM. Среди техническихограничений к курсу «Информационная культура» следует назвать:
 мониторы с адаптерами не ниже EGA/VGA;
объемоперативной памяти не ниже 640 Кбайт.
Однако,наиболее важен тот факт, что учитель-пользователь (и, прежде всего, наименееподготовленный учитель начальной школы) полностью экранирован от особенностейконфигурации школьного кабинета информатики.
Впрочем,наиболее существенным техническим ограничением в реализации курса является самопонятие школьного кабинета информатики. В наше время любая достаточно большаяшкола, имеющая единственный кабинет информатики, полностью загружает его толькотиповыми уроками информатики в старших классах и, быть может, несколькимиотдельными предметными компьютеризованными уроками. Когда в кабинете появляютсямалыши, интересы которых безусловно должны быть приоритетны, расписаниекабинета уплотняется катастрофически. Единственный кабинет не способенобеспечить даже минимальное число классов в одиннадцати параллелях. Следуетпомнить, что занятия курса «Информационная культура», так же, как иуроки информатики, проводятся для групп, равных половине класса. В сегодняшнихусловиях минимальное техническое обеспечение школы, активно внедряющей курс«Информационная культура», должно составляться не менее, чем двумякабинетами информатики, один из которых предназначается для классов начальнойшколы. Только в этом случае удастся уверенно обеспечить такое, например,естественное гигиеническое требование, как мебель, соответствующая росту детейи эргономическим нормам.
Однако,кардинальное решение проблемы лежит глубже: в достаточно близкой перспективекабинет информатики должен уйти в прошлое, когда переносные компьютеры смогутобеспечить необходимое количество техники в любом школьном помещении (а,вероятно, и при выполнении домашних заданий). Конечно, такая перспектива неявляется обязательным условием внедрения курса, однако можно быть уверенным,что в решении столь принципиальной проблемы технического обеспечения школы,курс косвенно сыграет свою роль.
V.Впрочем, организационные проблемы внедрения курса нельзя отнести к ординарным.С одной стороны, нельзя внедрять курс последовательно, каждый год начиная новыймодуль: сначала первый, на следующий год — второй и т.д. Ясно, что не толькочерез одиннадцать, но даже через 6 учебных лет проектируемый сегодня курсустареет.
Сдругой стороны, целый ряд организационных (кадровых, полиграфических,технических) ограничений не позволяет ввести такой курс единовременно во всеходиннадцати параллелях.
Рациональнымрешением следует считать понятие «точки входа», которое было найденопри обсуждении вопросов внедрения курса «Информационная культура».Точкой входа считается учебный год, с которого можно начинать изучение курса,не искажая основных его концепций и целей.
Здесьотмечаются возможные точки входа в курс и обсуждаются связанные с нимимодификации учебно-тематического плана.
Базовыйвход. Первая точка входа    1 класс
Временнаяточка входа           2 класс
   3класс
   4класс
Втораяточка входа     5 класс
   6класс
   7класс
   8класс
Третьяточка входа      9 класс
   10класс
   11класс
Базовыйвход. Первая точка входа.
Этоестественное начало курса, которое, возможно, впоследствии будетмодифицировано, если в обсуждаемый непрерывный курс будут включены дети,которые в рамках дошкольного воспитания познакомились с компьютером, например,по программно-методической системе Малыш.
Временная(вспомогательная) точка входа во втором классе призвана упроститьорганизационные проблемы, связанные, с одной стороны, с широким внедрениемкурса в школах большого региона, а, с другой стороны, со значительным временнымразрывом между началом обучения в первом классе и переходом в среднюю школу(5-й класс). Школьникам-второклассникам, приступающим к изучению курса,предстоит преодолеть относительно небольшое восполнение пропущенных навыков.Задача тем более упрощается, что в той большой работе по обучению грамоте,которая проводится с помощью компьютеров у первоклассников, здесь, по существу,нет необходимости: контингент второго класса — это, как правило, читающиеученики. Многие программы, требующие восприятия текстовой информации, могутработать в модуле второго класса без дополнительной адаптации.
Втораяточка входа.
Школьникиначинают знакомство с информационной культурой непосредственно с обработкитекстов — основного в современном мире вида компьютерной обработки информации.Необходимые понятия алгоритма, исполнителя, команды, систем команд могут бытьвосполнены несколько позднее (9-10), на очередном витке дидактической спирали.
Ворганизационном плане пятый класс представляет собою очень удобную точку входа.В связи с переходом в среднюю школу с ее многопредметным образованиемпоявляется возможность поручать ведение курса наиболее подготовленной категориипреподавателей — профессиональным учителям информатики.
Третьяточка входа.
Предварительныетребования к учащимся, которые приходят в девятый класс с точки зрения ихподготовленности к восприятию курса «Информационная структура»:
 минимальный опыт работы на ЭВМ, знакомство с клавиатурой,
 опыт составления программ длиной 10-20 строк на любом языке.
Этитребования могут быть сняты ценой проведения восьми дополнительных уроков иуменьшением объема учебных занятий, предложенного в соответствующемучебно-методическом плане на восемь часов.
Внедрениекурса по схеме, близкой к описанной здесь, началось с 1996 в ряде школСамарской области, явившейся инициатором проектирования и организаторомвнедрения этого большого проекта. В настоящее время географические границыкурса далеко перешагнули границы самарского региона, и многие школы Россииориентируются на курс или отдельные его модули.
Список литературы
ЕршовА.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции,состояние, перспективы). — ВЦ СО АН СССР, препринт N152, 1979, перепечаткаИНФО, N1, 1995.
КоганЕ.Я., Первин Ю.А. Курс «Информационная культура» — региональныйкомпонент школьного образования. ИНФО, N1, 1995.
ПервинЮ.А. Информационная культура и информатика: слитно или раздельно? ИНФО, N3,1995.
ЭпиктетовМ.Г. Почему школьный алгоритмический? ИНФО, N4, 1995.
ПервинЮ.А. Первые уроки курса «Информационная культура», Информатика, N7,1996 (приложе-ние к «1 сентября»).
ЗарецкаяЗ.А., Зарецкий Д.В. Компьютер — твой друг (под ред. Первина Ю.А.). Дрофа, М.,1995.
ГорвицЮ.М, Зарецкая З.А., Зарецкий Д.В., Первин Ю.А. Информационная культура. Модуль1. Дрофа, М., 1995.
ПервинЮ.А. Компьютерная смекалка. 2 класс, учебное пособие для общеобразовательныхучреж-дений. Дрофа, М., 1996.
ПервинЮ.А. Информационная культура. Модуль 2. Дрофа, М., 1995.
ЗарецкийД.В., Зарецкая З.А., Первин Ю.А. Модуль 1 в курсе «Информационнаякультура». ИНФО N4,1996.
ПервинЮ.А. За мной, компьютер! книга 1-я, 3-4 класс, учебное пособие дляобщеобразо-вательных учреждений. Дрофа, М., 1997.
ПервинЮ.А. За мной, компьютер! книга 2-я, 3-4 класс, учебное пособие дляобщеобразо-вательных учреждений. Дрофа, М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.