--PAGE_BREAK--
2.2
Содержание и задачи программы по ознакомлению дошкольников с природой. Формы и приёмы организации деятельности дошкольников в процессе знакомства с явлениями живой и неживой природы.
Из всего многообразия мира природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные. В процессе ознакомления с ними у дошкольников не только воспитывают любовь к природе, желание ухаживать за животными, выращивать растения, но и развивают умственную активность детей.
На занятиях, во время труда в уголке живой природы и на участке, на экскурсиях и прогулках воспитатель раскрывает перед детьми многообразие и красоту окружающего мира, знакомит с различными свойствами и качествами растений, формирует элементарные понятия о растительном и животном мире. Более активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, о чем рассказывает воспитатель.
Существуют разнообразные средства (формы, методы, приёмы) ознакомления детей с природой. Выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, содержания программного материала и возрастных особенностей детей. Основные принципы, определяющие средства осуществления поставленных задач, — единство воспитания и образования, наглядность и активность детей в познании и ведущая роль воспитателя.
Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приёмы.
Предпочтение отдаётся тем методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся игра, наблюдение, эксперимент, труд, Методы и приёмы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, эксперимент с трудом и пр.
В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.
Однако воспитательную ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое его развитие.
В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения.
Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Малышей привлекают их форма, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.
Комнатные растения — обязательные обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растении остается зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой.
Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки «растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия.
Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья,цветы, плоды, семена, кору.
Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, в парке, на лугу не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть доступны детям для наблюдения.
Однако проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности. Это прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому воспитатель должен продумать интересные игровые действия, занять всех детей решением единой задачи.
Если игра проводится в помещении, природный материал размещают так, чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета (окраску, величину, форму) и все детали.
В ходе дидактических игр дети разного дошкольного возраста путем многократных повторений усваивают объем знаний в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
Планируя игру с природным материалом, воспитатель должен помнить о соответствии ее содержания изменениям, происходящим в окружающей природе. Например, игры, связанные с покупкой семян, проводить лучше весной, а со сбором урожая,— летом и осенью.
Последовательность проведения игр дается в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня представлений детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они усложняются за счет увеличения количества растений, более разнообразных правил и игровых действий.
Воспитатель сам может придумать различные варианты игр: ввести в них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе.
Организуя игры старших дошкольников с природным материалом, особое внимание следует обратить на умение детей пользоваться общепринятой терминологией при определении характерных свойств, качеств, признаков растений. Детей 5—7 лет нужно учить более полно и точно описывать наблюдаемые растения.
Перед детьми 5—7 лет необходимо ставить более сложные дидактические задачи, требующие умения выделять отдельные части растений, сравнивать их, объединять похожие, устанавливать последовательность изменений по мере роста и развития.
Задачи, которые решаются в процессе дидактических игр со старшими дошкольниками (старшая и подготовительная к школе группы): учить:
— Находить предмет с помощью одного анализатора
(на ощупь, на вкус, по запаху). Выполнение этой задачи
требует от детей умения оперировать отдельными признаками (форма, плотность, поверхность) предметов и их качествами.
— Описывать предметы и находить их по описанию.
Эта задача усложняется за счет того, что дети описывают предметы, воспринимаемые не только зрительно, но и с помощью осязания.
- Находить целое по части и часть по целому.
- Составлять целое из частей.
Данные задачи требуют от детей знания внешнего вида частей растения (животного), например листьев и плодов (семян), надземных и подземных частей растений.
- Группировать предметы по месту произрастания растений и обитанию животных.
— Устанавливать последовательность стадий развития
растений. Это наиболее сложная задача. Чтобы ее выполнить, дети должны знать изменяющиеся внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определенным периодом развития растения.
Дети старшего дошкольного возраста должны знать о комнатных растениях следующее:
Название растений. Дети должны знать и оперировать 8—10 названиями комнатных растений (в каждой
группе усваиваются 2—3 названия).
Строение растений. Дети должны уметь определять комнатные растения по морфологическим признакам: «как дерево», «как кустик», «как травка».
Части растений:
стебли; дети должны отмечать наличие или отсутствие стеблей, их строение (прямостоящие, свисающие, вьющиеся), показывать особенности каждого из видов;
листья; определять форму — круглые, овальные, ремневидные, целый, вырезной и др.; окраску — оттенки зеленого цвета, окраска верхней и нижней листовой пластины, неоднородность цвета (пятнистость, полоса-тость); величину — использовать в определении более точные градации; мелкие листья, крупные, средней величины (в сравнении и как постоянный признак); поверхность листа — гладкий, ворсистый («в волосках»), блестящий — не блестящий; плотность и толщину листьев;
цветы; знать название окраски в цветах и оттенках, строение некоторых, их количество на цветоножке.
4. Происхождение (родина) некоторых растений,
зависимость внешнего вида от места произрастания
(кактус и др.).
Программа по ознакомлению с природой определяет также объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эти знания можно объединить в три группы:
а) внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характер движения, питания, размножения);
б) среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;
в) приносимая польза.
Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособлении животных к окружающим условиям, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с другими особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными существами). Ребят можно познакомить с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Подобные знания способствуют углублению представлений о животном мире, на основе которых у ребенка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному животному.
Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой — наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, постепенно накапливать и углублять знания. Наблюдения, организуемые в дошкольном учреждении, помогают детям глубже знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношение к нему. У ребят устанавливается позиция «не проходи мимо». Они замечают не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.
Наблюдение — важнейший метод познания животного мира — характеризуют следующие особенности: а) его можно организовать в обстановке, естественной для животного, что позволяет увидеть его проявления, поведение в обычных для него (или близких к естественным) условиях; б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становится объектом длительного изучения; в) оно предоставляет возможность непосредственного общения с животным (покормить, погладить, поиграть и т. д.).
Планировать наблюдение воспитатель должен с учетом требований к его организации и проведению:
необходимо заранее определить место наблюдения, найти
типичную для того или иного животного среду обитания;
наблюдение не должно причинить вреда животному (привести
к его гибели, смене места обитания, порче его жилища и т. п.);
в процессе наблюдения нужно учитывать особенности
конкретного представителя животного мира (размер, характер
движения, возможность или невозможность общения). Это является
основанием для планирования индивидуальных, групповых или
фронтальных наблюдений;
— направленность наблюдения и содержание сопроводительной беседы во многом определяются характером проявлений животного в данное время. Поэтому воспитатель намечает заранее лишь основные линии наблюдения, успех которого будет зависеть от гибкости, наблюдательности самого педагога—решая основную задачу данного наблюдения, следует обратить внимание детей и на неожиданные моменты поведения животного.
В детских садах наблюдения за домашними животными проводятся как на занятиях (рассматривание котенка, щенка, кролика), так и в естественной обстановке (экскурсия на ферму, в овчарню; наблюдение на прогулке за лошадью, коровой).
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» с детьми могут быть организованы следующие наблюдения за домашними животными:
младший дошкольный возраст — наблюдение за котенком (на занятии), за лошадью, коровой (на прогулке);
средний дошкольный возраст — наблюдение за козой, козлятами во время прогулки, экскурсия в свинарник, рассматривание щенка, кролика (на занятии);
старший дошкольный возраст — рассматривание двух щенков разных пород (на занятии); экскурсия на ферму, в конюшню, в телятник, на скотный двор (по выбору воспитателя); наблюдения за домашними животными (на прогулке); рассматривание кролика, поросенка (на занятии).
Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают опосредованно, например израссказов воспитателя или проводимые им бесед, чтения книг о природе и т. д. Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение педагога, вовремя использованное художественное слово — все это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации знаний дошкольников. Учитывая широкое влияние слова на формирование представлений и умственное развитие ребенка, воспитатель должен хорошо продумать содержание и последовательность вопросов к детям, дать точные указания, как выполнять то или иное задание, четко представлять последовательность беседы, наблюдения или экскурсии, определить место обобщений, выводов, указаний.
Среди опосредованных приемов ознакомления детей с окружающим большое значение имеют рассказы педагога. Особая ценность рассказов педагога в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Рассказ можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.
К рассказу педагога предъявляют следующие требования:
— содержание его должно быть достоверно, научно и соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном;
— материал необходимо излагать доступно для детей дошкольного возраста;
— в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного; его повадках, приспособлении к условиям жизни.
Особое внимание следует обратить на эмоциональность речи педагога. Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей.
Чтобы вовремя дополнить наблюдения, рассказать детям что-то интересное о том или ином животном, воспитатель должен постоянно пополнять свои знания, читать научно-популярную литературу о природе.
Наличие у дошкольников правильных реалистических представлений о природе — залог доброго отношения к живым существам. Среди разнообразных сведений есть такие, которые в наибольшей степени необходимы для воспитания правильного отношения: это — знание полезности животных, необходимости их охраны. Именно этот материал и должен присутствовать в любом рассказе воспитателя.
В детском саду дошкольников знакомят с предметами и явлениями как живой, так и неживой природы, которые при правильно сформулированном требовании, при хорошо поставленном руководстве со сторон воспитателя могут представлять элементы опытных наблюдений:
n с небесными светилами (солнцем, луной, звёздами);
n с небесными явлениями (восходом и заходом солнца, луны, сменой фаз луны, местом нахождения солнца утром, в полдень, вечером в разное время года);
n с водой — изменением её состояния (замерзание, плавление снега и льда, вид облаков, туч, дождь, роса, иней);
n с твёрдыми телами (песок, глина, камни), их свойствами;
n с воздухом, его движением, направлением и силой ветра;
n с электрическими и световыми явлениями (гроза — гром, молния, радуга, форма и расположение цветовых полос);
Одним из эффективнейших приёмов активизации познавательной деятельности является приём проведения опытов. Для детей, в силу ограниченности их личного опыта, наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления, не всегда понятно наше объяснение наблюдаемых явлений.
При проведении опытов мы приближаем явление к ребёнку, наглядно показываем и раскрываем его суть. Опыты помогают формировать у детей правильное миропонимание, исследовательский подход к изучению предметов и явлений.
Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.
Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребёнка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребёнка.
Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов эффективны поисковые действия ребёнка, направленные на определённый результат. Например, воспитатель организует несложный эксперимент, в процессе которого дошкольники посредством поисковых действий выявляют свойства различных предметов: опускают в таз с водой поочерёдно кнопку, дощечку, лодочку, гвоздь, высказав предварительно предположения относительно их способности плавать. Благодаря поисковым действиям развивается наглядно-действенное мышление. Поисковые действия, которые стимулируются педагогом в процессе обучения, направлены на познавательный результат, в этом их педагогическая ценность.
Многие предметы, вещества (вода, песок и пр.) обладают признаками, непосредственно воспринимаемыми при помощи органов чувств (цвет, величина, форма, запах) и скрытыми, не поддающимися такому непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды из одного состояния в другое и пр.).
Выявление скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их педагог вместе с детьми создаёт специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Таковы опыты превращения воды в пар, снега — в воду; опыты с песком и глиной, с воском.
При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует помнить, что нельзя увлекаться опытами, наносящими растениям вред. Так, например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда детям в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно только на примере положительных результатов их труда. Детей надо учить таким приёмам ухода за растениями, которые обеспечивают им хороший рост.
Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребёнка развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.
Таким образом, у дошкольников на предметных занятиях по ознакомлению с природой, в дидактических играх соответствующей направленности, в беседах и во время проведения элементарных опытов накапливаются первоначальные представления об окружающем мире, у них развивается речь, внимание, наблюдательность, мышление. Все это служит основой для последующих знаний о природном мире, а также способствует формированию интереса к природе и развитию мыслительной деятельности дошкольников. продолжение
--PAGE_BREAK--
3.
Умственное воспитание дошкольников средствами природы в практике работы детского сада.
(практический раздел).
Констатирующий этап:
Исследования уровня развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- определить уровень мыслительных процессов - сравнения, обобщения, соотношения; образно- и словесно-логического мышления;
- оценить целостность восприятия дошкольников, умение составлять целое из раздельных частей.
Для определения интеллектуального уровня развития детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методы:
- педагогическое наблюдениеза детьми во время прогулок и на занятиях по ознакомлению с природой;
- тестирование дошкольников при помощи определённо составленных методик.
Для определения исходного (для нашего эксперимента) уровня развития мышления мы использовали следующие методики:
Методика «Последовательные картинки»
(словесно-логическое мышление)
Стимульный материал этой методики представляет собой серию 3 — 5 картинок, в которых рассказывается о каком-либо событии.
Инструкция:детям предлагается рассмотреть эти рисунки, и ознакомиться с героями, после чего ребёнка просят разложить карточки так, чтобы получился связный рассказ.
Проведение теста: Картинки раскладываются на столе перед ребёнком в хаотическом порядке, и даётся первоначальная инструкция. Если дети поняли общее содержание картинки, им предлагается разложить картинки по порядку. В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать детям. После того, как ребёнок закончит раскладывание картинок, его просят рассказать историю, которая получилась в результате его расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в раскладе допущена ошибка, то ребёнку указывают на неё в процессе рассказа.
При анализе результатов учитывается прежде всего правильный порядок расположения картинок, которые должны соответствовать логике развития повествования. Для детей 5-6 лет правильной является не только логическая, но и житейская последовательность (например, ребёнок может положить карточку с изображением того, как мама даёт девочке лекарство, впереди той карточки, где девочку осматривает доктор, мотивируя это тем, что его мама всегда лечит сама, а доктора вызывает только для того, чтобы тот дал справку. Однако, для детей старше 6 -6,5 лет такой ответ считается неправильным.
В приложении 1 приводим пример карточек-картинок, использованных нами при тестировании детей. Кроме того, что данный материал применялся для диагностики у детей словесно-логического мышления, он являлся также упражнением на развитие представлений о частях суток.
Вариантом вышеназванной методики является упражнение «Соотношение понятий»
Вниманию дошкольников предлагаются картинки, где изображены четыре стадии развития ветвей дерева — от зимы до осени (приложение 2).
Дети должны определить правильный порядок картинок по смыслу и объяснить свой порядок размещения, указав все существенные признаки, по которым производились действия дошкольников.
Методика"Лишний предмет" (Оценка образно-логического мышления и процессов обобщения, выделение существенных признаков).
Детям в индивидуальном порядке предлагаются четыре карточки с изображением по четыре предмета на каждой (Прилож. 3). Показывая ребёнку карточку, объясняем, что из четырёх предметов один лишний. Надо определить его и обосновать своё решение. После этого ребёнок должен попробовать дать название оставшимся трём предметам одним словом.
Отмечается, выделяет ли ребёнок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.
Если ребёнок правильно находит лишний предмет и называет его обобщающее слово как минимум в четырёх карточках, это хороший уровень развития образного мышления.
Методика «Узнай, кто это».
Детям сначала объясняют, что им покажут части, фрагменты рисунка, по которым им надо будет определить то целое, к которому эти части относятся, то есть по части или фрагменту восстановить целый рисунок.
В приложении 4 даётся пример карточки, на которой листом бумаги прикрыты все фрагменты за исключением а). Предлагается по этому рисунку сказать, какому общему рисунку принадлежат эти детали.
На решение задачи отводится 10 секунд. Если ребёнок не дал правильный ответ, тот на 10 секунд ему показывают следующий, более полный фрагмент б) и так далее, до тех пор, пока ребёнок не догадается, что изображено на рисунке.
Результаты тестирования уровня развития мыслительных процессов у дошкольников экспериментальной группы (19 человек) приводим в таблице:
методики
Последо-
вательные
картинки
Соотношение
понятий
Лишний
предмет
Узнай,
кто это
уровень
Высокий
8 человек
12 человек
13 человек
7 человек
Средний
7 человек
5 человек
5 человек
10 человек
низкий
4 человека
2 человека
1 человек
2 человека
Помимо тестирования нами проводилось наблюдение за активностью мыслительных процессов детей на занятии по ознакомлению с природой на тему «Насекомые».
Приводим описание проведения данного занятия:
В старшей группе, формируя у детей представления о внешнем виде насекомых, были взяты для наблюдения более-менее сходные представители этого класса - майский жук и божья коровка.
Опираясь на усвоенные на предшествующих занятиях знания, ставились новые задачи: обогатить представления дошкольников о пользе насекомых, развивать способность ребят классифицировать животных (насекомых).
Данное наблюдение происходило следующим образом:
Показывая двух насекомых, воспитатель просит назвать их. «Это жук, а это божья коровка», — отвечают дети. На вопрос «Можно ли божью коровку тоже назвать жуком?» Некоторые ошибочно отвечают: «Нет» («У нее крылья другого цвета», «У божьей коровки на крылышках точки», «Она маленькая»). Дети правильно перечисляют характерные особенности каждого насекомого, но найти сходство между ними они затрудняются. Ситуация заставила воспитателя использовать другой прием, который подвел детей к точному обобщению: для сравнения был внесен третий объект, уже знакомый детям, — бабочка. «Кто больше похож, бабочка и майский жук или жук и божья коровка?» — спрашивает педагог детей. Они оживились: «Жук и божья коровка больше похожи, а бабочка совсем не похожа, у нее другие крылья, они мягкие». Дети находят и другие признаки сходства сравниваемых насекомых; «Жуки умеют летать и ползать, а бабочка не умеет ползать».
Воспитатель снова ставит перед детьми тот же вопрос: «Можно ли назвать божью коровку жуком?» Дети отвечают: «Можно». Педагог помогает выделить во внешнем строении жуков признаки сходства, главным из которых является наличие крыльев и надкрыльев.
В процессе наблюдения за насекомыми воспитатель постепенно усложнял задания: определить среду обитания; найти зависимость способа передвижения от строения конечностей; рассказать о пользе данного насекомого; классифицировать насекомых, выделить общие и специфические признаки, присущие данному представителю.
Такое постепенное усложнение программного материала способствовало формированию представлений детей о многообразии мира насекомых, особенностях каждого его представителя, а также воспитывает правильное к ним отношение.
В это занятия были включены изобразительную деятельность (прилож.5), дидактические игры, беседа-рассказ о божьей коровке.
Хотелось бы отметить, что практически все ребята довольно активно участвовали в обсуждении признаков насекомых, наблюдалось возрастание заинтересованности детей и усиление их активности в процессе усложнения наводящих вопросов. На лицо был факт приобщения к новым знаниям и их фиксирования в творческой деятельности (с удовольствием дети на занятии изобразительной деятельности взялись за воспроизведение образов бабочек и жучков).
Однако, наличие неточностей в ответах некоторых детей даёт повод к продолжению акцентирования внимания на развитии мыслительных процессов у дошкольников.
Анализ проведённого занятия по ознакомлению дошкольников с природой и анализ тестирования на предмет выявления уровня развития мышления дошкольников данной возрастной группы позволил нам сформулировать цель и задачи следующего этапа эксперимента (формирующего):
Цель формирующего этапа— развитие мыслительных операций (логического и словесно-образного мышления, узнавания и классификации по признакам, сравнения, скорости мышления) в процессе ознакомления дошкольников с материалом природоведческого характера и закрепления имеющихся знаний.
Для достижения данной цели нами определён ряд задач:
— подобрать материал природоведческого характера (о животных, растениях) и составить серию упражнений, направленных на развитие мыслительных процессов;
- отобрать дидактические игры природоведческого содержания;
- провести несколько элементарных опытов по ознакомлению дошкольников с неживой природой, направленных на формирования знаний о связях явлений в природе
— проанализировать методы и принципы организации и проведения занятий природоведческого характера для успешного результата их воплощения.
1.Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
а) "Найди лишнее слово"
Ребятам зачитывают серию из четырёх слов. Три слова каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Задача детей — определить и указать слово, которое является лишним.
Пример:
ЗАЯЦ, РЫБА, ЛИСА, МЕДВЕДЬ
ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША
КОТ, ПЁС, КОРОВА, ЁЖИК
ЛЕТО, ЗИМА, ВЕЧЕР, ОСЕНЬ
МОРЕ, РЕКА, ЛУЖА, ОЗЕРО
ДОЖДЬ, СНЕГ, ГРАД, ПЕСОК
ЯЩЕРИЦА, ПЕТУХ, ЧЕРЕПАХА, ЗМЕЯ
б) "Найди лишнюю картинку"
Воспитателем подбирается серия рисунков, среди которых каждые три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвёртый — лишний.
Детям предлагается убрать лишний рисунок и объяснить, почему они так думают. «Чем похожи те рисунки, которые были оставлены?» Воспитатель отмечает, правильно ли группируют ребята предметы и выделяют ли существенные признаки. Помимо рисунков могут быть использованы различные предметы. Важно заинтересовать детей игровой формой занятия и терпеливо заниматься с ними, подбирая всё новые серии картинок или предметов.
2. Дидактические игры
С детьми старшей группы игры с использованием материала об овощах и фруктах организуют начиная с осени, с начала учебного года. Хотя задания в них достаточно сложные, дети в некоторой мере подготовлены к их выполнению: они видят, что делают дома с овощами и фруктами, и сами принимают посильное участие в работе взрослых (перебирают овощи и фрукты на засолку, для варенья, консервирования). Помимо того, осенью всегда найдется богатый выбор природного материала для разнообразных игр.
Последовательность игр определяется постепенно усложняющимися дидактическими задачами и объемом знаний, который должны усвоить дети. Так, вначале проводят, игры на узнавание предметов по одному признаку (на вкус, по форме, на ощупь). Затем педагог вводит более сложную задачу, требующую знания частей растений,— составлять целое из частей. Чтобы описать предмет, нужно знать, как он выглядит, какими качествами обладает, уметь правильно определить их словом. И наконец, самое сложное задание — определить степень зрелости овощей и фруктов (дается дошкольникам после усвоения знаний об изменении внешних признаков растений по мере созревания).
Игра: «Загадай, мы отгадаем»
Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.
Игровые действияЗагадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правила. Описание давать в принятом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. Называть предмет при описании нельзя.
Ход игры. На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтоб всем детям хорошо были видны детали их формы, неравномерность окраски.
Первый вариант.
Один ребенок выходит за дверь, он водит, а все оставшиеся готовят описание любого растения. Водящему надо догадаться и назвать то, о чем рассказали дети. Воспитатель может напомнить или предложить ребятам вспомнить последовательность описания: форма, ее детали, окраска, поверхность, вкус.
Второй вариант.
Ребенок описывает предмет, а другой узнает его по описанию. Тому, кто рассказывает об овоще или фрукте, воспитатель предлагает не смотреть постоянно на предмет, о котором он рассказывает, иначе остальные легко догадаются.
Игра: Магазин «Цветы»
Первый вариант.
Содержание знаний. Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторых из них.
Дидактическая задача. Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
Правило.Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.
Ход игры. На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это магазин «Цветы». Покупатели (дети) не называют понравившееся растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.
В начале игры воспитатель может сам исполнить роль покупателя и показать образец описания, напоминая последовательность: есть ли стебель и какой он (прямостоящий, свисающий и т. п.), какой формы листья, как они окрашены, какая у них поверхность, плотность, есть ли цветы, сколько их, какого они цвета. Затем педагог сам описывает растения.
В дальнейшем игру можно усложнять, продавая в магазине растения, разные по месту произрастания, можно ввести роль директора, распределяющего цветы по отделам, покупателю предложить называть отдел: полевых цветов, садовых, комнатных растений, после чего делать описание растения.
Второй вариант.
Содержание знаний. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растения выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, дома выращивают комнатные растения. У них разные стебли, листья, цветы.
Дидактическая задача. Сгруппировать растения по месту произрастания, описать их внешний вид.
Правила. Покупатель должен описать, не называя, растения, которые хочет купить, указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.
Оборудование. Магазин устраивают на нескольких столах. Отдельно можно расположить дикорастущие, комнатные, садовые растения, в зависимости от того, какой признак положат в основу группировки.
Ход игры. Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы купить, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, где оно растет. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором он стоит (лесных, полевых, садовых цветов, комнатных растений), затем он выдает покупку,
В ходе игры роли могут меняться.
Примечание. Подобно играм с комнатными растениями, помещенным в данном разделе, можно организовать игры с цветами, которые лучше проводить во время прогулок на участке детского сада. Эти игры строят с учетом двигательной активности детей и проводят как подвижные (типа «Ловишки», «Найди пару» и др.).
ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ
Знакомясь в играх с деревьями и кустарниками, дети постепенно запоминают их, учатся находить отличительные признаки разных растений, называть отдельные части растений, общие внешние признаки. Поэтому программные задачи постепенно усложняются: от нахождения растения по названию до все более полного описания предметов, их подбора по принадлежности к определенному виду и выделения растения из группы других на основе характерных внешних признаков.
Игры детей старшего дошкольного возраста усложняются также тем, что детям называют большее количество деревьев и кустарников (до 6—7), отличительные признаки которых они должны знать.
продолжение
--PAGE_BREAK--