Реферат по предмету "Политология"


Алгоритм разработки и реализации федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России

Содержание
Введение
Глава I. Разработка федеральныхцелевых программ по развитию проблемных регионов России
§ 1.1. Порядок принятиярешения о разработке программы
§ 1.2. Финансирование
§ 1.3. Разработка
§ 1.4. Отбор проблем дляпрограммной разработки
§ 1.5. Формированиецелевой программы
§ 1.6. Экспертиза иоценка программы
§ 1.7. Утверждениецелевой программы
Глава II. Реализация федеральныхцелевых программ по развитию проблемных регионов России
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
Федеральнаяцелевая программа по развитию проблемных регионов — увязанный по задачам,ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских,опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических,организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективноерешение системных проблем в области государственного, экономического,экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализацииструктурной политики государства, активного воздействия на егосоциально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализациикрупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных инаучно-технических проектов, направленных на решение системных проблем,входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Целью реферата является изучение федеральных целевых программ поразвитию проблемных регионов России, их финансирование, изучение основпланирования федеральных целевых программ. Для достижения поставленной целинеобходимо решение следующих задач:
1.Описать актуальность федеральных целевых программ.
2. Раскрыть общее понятие федеральные целевые программы.
3. Рассмотреть порядок принятия решений о разработке долгосрочныхцелевых программ и их формирования и реализации.
4. Изучить финансирование федеральных целевых программ.
5. Изучить разработку федеральной целевой программы.
6. Рассмотреть отбор проблем для программной разработки.
7. Рассмотреть формирование целевой программы.
8. Рассмотреть утверждение целевой программы и ее финансирование.
Для достижения поставленной цели реферата использовалась следующаянормативно-правовая база:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Законы Российской Федерации.
3. Постановления правительства Российской Федерации.
4. Официальный сайт Федерального казначейства.
5. Периодические издания (газеты, журналы).

ГлаваI. Разработка федеральных целевых программ по развитию проблемныхрегионов России
 
§1.1 Порядок принятия решений о разработке программ
 
Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счетсредств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местногобюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации.
Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяютсясоответственно Правительством Российской Федерации.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевыхпрограмм и их формирования и реализации устанавливается соответственнонормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевыхпрограмм (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составеведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе(подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативнымправовым актом Правительства Российской Федерации[1].
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированиюначиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственноПравительством Российской Федерации не позднее одного месяца до дня внесенияпроекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный(представительный) орган.
По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценкаэффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценкиустанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации.
По результатам указанной оценки Правительством РоссийскойФедерации, не позднее, чем за один месяц до дня внесения проекта закона(решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может бытьпринято решение, о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетныхассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации[2].
В случае принятия данного решения и при наличии заключенных воисполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактовв бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходныхобязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами недостигнуто соглашение об их прекращении.
Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средствфедерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может бытьпредусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации(местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ,реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов)[3].
Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетныхсубсидий устанавливаются соответствующей программой.
§ 1.2 Финансирование
Бюджетныеинвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федеральногобюджета осуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционнойпрограммой, порядок формирования и реализации которой устанавливаетсяПравительством Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций вобъекты капитального строительства государственной собственности РоссийскойФедерации, в форме капитальных вложений в основные средства государственных(муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарныхпредприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевымипрограммами, а также нормативными правовыми актами соответственно ПравительстваРоссийской Федерации, либо в установленном указанным органам порядке решениямиглавных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объектыкапитального строительства государственной собственности Российской Федерации вформе капитальных вложений в основные средства федеральных государственныхучреждений сметной стоимостью более 600 миллионов рублей и в объектыкапитального строительства федеральных государственных унитарных предприятийнезависимо от их сметной стоимости, не включенные в долгосрочные целевыепрограммы, принимаются Правительством Российской Федерации[4].
Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объектыкапитального строительства государственной собственности Российской Федерациисметной стоимостью менее 600 миллионов рублей, не включенные в долгосрочныецелевые программы, принимаются главным распорядителем средств федеральногобюджета (субъектом бюджетного планирования) в порядке, определяемомПравительством Российской Федерации.
Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объектыкапитального строительства государственной собственности субъектов РоссийскойФедерации и муниципальной собственности принимаются соответственно высшимисполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации,местной администрацией муниципального образования.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций вобъекты капитального строительства государственной собственности РоссийскойФедерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более 8миллиардов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу,отражаются в федеральном законе о федеральном бюджете в составе ведомственнойструктуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующемуему виду расходов.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций вобъекты капитального строительства государственной собственности РоссийскойФедерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более100 миллионов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционнуюпрограмму, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджетараздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему видурасходов[5].
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций вобъекты капитального строительства государственной собственности РоссийскойФедерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью менее100 миллионов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционнуюпрограмму, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджетасуммарно по соответствующему виду расходов.
Главные распорядители средств федерального бюджета в частиуказанных бюджетных ассигнований вправе вносить предложения о выделениисоответствующих видов расходов по отдельным объектам капитального строительствадля последующего их отражения в сводной бюджетной росписи.
Порядок отражения бюджетных ассигнований на осуществлениебюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственнойсобственности субъекта Российской Федерации и объекты муниципальнойсобственности в законе (решении) о бюджете и (или) в сводной бюджетной росписиустанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации илимуниципальным правовым актом муниципального образования[6].
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций вобъекты капитального строительства государственной собственности субъектовРоссийской Федерации и объекты капитального строительства муниципальнойсобственности в соответствии с инвестиционными проектами, софинансирование которыхосуществляется за счет межбюджетных субсидий, подлежат утверждениюсоответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъектаРоссийской Федерации, решением представительного органа местного самоуправленияо местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно покаждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.
Предоставление бюджетных инвестиций государственному(муниципальному) унитарному предприятию влечет соответствующие увеличенияуставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия впорядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных)унитарных предприятиях[7].
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительствагосударственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений восновные средства могут осуществляться в соответствии с концессионнымисоглашениями.
Осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджетасубъекта Российской Федерации, местного бюджета в объекты капитальногостроительства государственной и муниципальной собственности, которые неотносятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственнойсобственности Российской Федерации.
Федеральным законом о федеральном бюджете может предусматриватьсяпредоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации насофинансирование объектов капитального строительства государственнойсобственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которыеосуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или напредоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РоссийскойФедерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальнойсобственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местныхбюджетов[8].
Законом о бюджете субъекта Российской Федерации может бытьпредусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансированиеобъектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетныеинвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.
Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов РоссийскойФедерации (местным бюджетам) осуществляется в соответствии со статьей 179Бюджетного Кодекса, за исключением субсидий бюджетам субъектов РоссийскойФедерации на софинансирование объектов капитального строительствагосударственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальнойсобственности за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РоссийскойФедерации в соответствии со статьей 179.2 Бюджетного Кодекса.
Формирование перечня целевых программ по развитию проблемныхрегионов осуществляется органом исполнительной власти, в соответствии с прогнозомсоциально — экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально- экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципальногообразования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.
§ 1.3 Разработка
Долгосрочные целевые программы разрабатываются органомисполнительной власти и подлежат утверждению соответствующим законодательным(представительным) органом, представительным органом местного самоуправленияпри рассмотрении и утверждении бюджета или самостоятельно.
Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению ифинансированию за счет бюджетных средств или средств государственноговнебюджетного фонда, должна содержать:
— технико-экономическое обоснование;
— прогноз ожидаемых социально — экономических (экологических)результатов реализации указанной программы;
— наименование заказчика указанной программы;
— сведения о распределении объемов и источников финансирования погодам;
— другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения[9].
Перечисленные документы представляются на рассмотрениезаконодательного (представительного) органа. И именно на их основе принимаетсярешение о целесообразности выделения бюджетных средств или средстввнебюджетного фонда на реализацию данной программы.
В ролизаказчика долгосрочной целевой программы может выступать орган государственнойвласти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ.Именно такой орган действует от имени государства или муниципальногообразования при разработке долгосрочной целевой программы и ее реализации.
Разработка проекта и утверждение целевой программы осуществляютсяв сроки и включают в себя следующие основные этапы:
— разработка проекта концепции целевой программы;
— принятие решения о разработке проекта целевой программыПравительством Российской Федерации и утверждение концепции целевой программы;
— разработка проекта целевой программы;
— согласование проекта целевой программы;
— экспертиза проекта целевой программы, в том числе независимымиэкспертами;
— рассмотрение проекта целевой программы на заседанииПравительства Российской Федерации;
— доработка целевой программы в соответствии с замечаниями ПравительстваРоссийской Федерации;
— утверждение целевой программы Правительством РоссийскойФедерации[10].
§ 1.4 Отбор проблем для программной разработки
Инициаторами постановки проблем для решения программными методамина федеральном уровне могут выступать любые юридические и физические лица.
Инициаторами разработки межгосударственных целевых программ, восуществлении которых участвует Российская Федерация, могут выступать какотдельные страны, так и группы стран, а также координирующие органы государств- участников Содружества Независимых Государств.
Отбор проблем для их программной разработки и решения нафедеральном уровне определяется следующими факторами:
— значимость проблемы;
— невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки засчет использования действующего рыночного механизма и необходимостьгосударственной поддержки для ее решения;
— принципиальная новизна и высокая эффективность технических,организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабногораспространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этойоснове эффективности общественного производства;
— необходимость координации межотраслевых связей технологическисопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы[11].
При обосновании необходимости решения проблем программнымиметодами на федеральном уровне должны учитываться приоритеты и целисоциально-экономического развития Российской Федерации, направления структурнойи научно-технической политики, прогнозы развития общегосударственныхпотребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического,социального и экологического состояния страны, внешнеполитические ивнешнеэкономические условия, а также международные договоренности.
Предложения о программной разработке проблемы с учетоминициативных предложений физических и юридических лиц, а также проект концепциицелевой программы, сформированной на вариантной основе, с обоснованиямипредставляются заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации.Предложения о программной разработке научно-технических проблем гражданского назначения,кроме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ специального идвойного назначения, реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса винтересах обеспечения обороны и безопасности государства (далее — НИОКРгражданского назначения), направляются также в Министерство образования и наукиРоссийской Федерации.
Концепция целевой программы должна включать следующие основныеразделы:
— обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программыприоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации;
— обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевымметодом;
— характеристика и прогноз развития сложившейся проблемнойситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;
— возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ ирисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
— ориентировочные сроки и этапы решения проблемыпрограммно-целевым методом;
— предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам ипоказателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам;
— предложения по объемам и источникам финансирования целевойпрограммы;
— предварительная оценка ожидаемой эффективности ирезультативности предлагаемого варианта решения проблемы;
— предложения по участию федеральных органов исполнительнойвласти, ответственных за формирование и реализацию целевой программы;
— предложения по государственным заказчикам и разработчикамцелевой программы;
— предложения по основным направлениям финансирования, срокам иэтапам реализации целевой программы;
— предложения по механизмам формирования мероприятий целевойпрограммы;
— предложения по возможным вариантам форм и методов управленияреализацией целевой программы[12].
Концепция целевой программы оценивается в соответствии с разделомIV «Экспертиза и оценка целевой программы» Порядка разработки иреализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ,в осуществлении которых участвует Российская Федерация и направляется вПравительство Российской Федерации для принятия решения.
Правительство Российской Федерации на основе представленныхпредложений Министерства экономического развития и торговли РоссийскойФедерации утверждает концепцию целевой программы, принимает решение оразработке целевой программы, устанавливает предельные объемы финансирования иопределяет государственного заказчика.
Для целевых программ, имеющих более одного государственногозаказчика, определяется государственный заказчик-координатор.
Государственный заказчик целевой программы:
а) подготавливает проекты решений Правительства РоссийскойФедерации об утверждении целевой программы, утверждении государственногозаказчика, передаче при необходимости части функций государственного заказчикаорганизациям, которым государственный заказчик может передавать в установленномпорядке на договорной основе выполнение части своих функций, согласовывает их ипредставляет в Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации для внесения в Правительство Российской Федерации;
б) подготавливает исходное задание на формирование целевойпрограммы, координирует действия разработчиков;
в) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные(индивидуальные) правовые акты, необходимые для выполнения целевой программы;
г) подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации целевойпрограммы;
д) осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализациицелевой программы;
е) подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения поуточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняетзатраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации целевойпрограммы;
ж) разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей длямониторинга реализации программных мероприятий;
з) осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ иуслуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
и) согласовывает с основными участниками целевой программывозможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. Помероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетныхисточников или бюджетов субъектов Российской Федерации, подписываютсясоглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком ипредприятиями, организациями, органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации;
к) организует проведение специализированной экспертизы проектацелевой программы и в соответствии с ее результатами, а также с результатаминезависимой экспертизы осуществляет его доработку;
л) несет ответственность за своевременную и качественнуюподготовку и реализацию целевой программы, осуществляет управление ее исполнителями,обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
м) организует внедрение информационных технологий в целяхуправления реализацией целевой программы и контроля за ходом программныхмероприятий;
н) организует размещение в электронном виде информации о ходе ирезультатах реализации целевой программы, финансировании программныхмероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участиев реализации целевой программы и порядке участия в ней инвесторов[13].
§ 1.5 Формирование целевой программы
Государственный заказчик — координатор целевой программы кромеполномочий, указанных в пункте 7 Порядка разработки и реализации федеральныхцелевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которыхучаствует Российская Федерация, осуществляет координацию деятельностигосударственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий,а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета,средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств из внебюджетныхисточников[14].
Государственный заказчик — координатор несет ответственность заподготовку и реализацию целевой программы в целом.
Формирование межгосударственной целевой программы, в осуществлениикоторой участвует Российская Федерация, производится с российской стороныгосударственным заказчиком программы в соответствии с заключенным соглашением ирешением Правительства Российской Федерации.
Целевая программа состоит из следующих разделов:
— характеристика проблемы, на решение которой направлена целеваяпрограмма;
— основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков иэтапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
— перечень программных мероприятий;
— обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
— механизм реализации целевой программы, включающий в себямеханизм управления программой и механизм взаимодействия государственныхзаказчиков;
— оценка социально-экономической и экологической эффективностицелевой программы[15].
К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующиетребования.
Первый раздел целевой программы должен содержать развернутуюпостановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование еесвязи с национальными приоритетами социально-экономического развития,целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Разделтакже должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевымметодом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основныхрисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
Второй раздел целевой программы должен содержать развернутыеформулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов ипоказателей.
Требования, предъявляемые к целям программы:
— специфичность (цели должны соответствовать компетенциигосударственных заказчиков целевой программы);
— достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
— измеряемость (должна существовать возможность проверкидостижения целей);
— привязка к временному графику (должны быть установлены срокдостижения цели и этапы реализации целевой программы с определениемсоответствующих целей)[16].
Раздел должен содержать обоснование необходимости решенияпоставленных задач для достижения сформулированных целей программы иобоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основныхэтапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов ипоказателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращенияреализации целевой программы.
Третий раздел целевой программы должен содержать переченьмероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевойпрограммы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых дляреализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов иисточников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны бытьувязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.
Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер попредотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при ихреализации.
В отдельных случаях для достижения целей программы, внесенияизменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержатьприложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовыхактов.
В четвертом разделе целевой программы должно содержатьсяобоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, атакже сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать всебя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета)внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализациипрограммных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены вразделе VII Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ имежгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвуетРоссийская Федерация.
Шестой раздел целевой программы должен содержать описаниесоциальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнутьпри реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическоеразвитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценкаэффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срокареализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.
Методика оценки эффективности целевой программы разрабатываетсягосударственными заказчиками (государственными заказчиками — координаторами) сучетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.
В случае если целевой программой предусматривается предоставлениесубсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, вэтой программе должны быть установлены правила предоставления и распределенияуказанных субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации насофинансирование аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средствбюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Согласованный проект целевой программы с пояснительной запиской,социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями, предварительнойбюджетной заявкой, положительным заключением государственной экологическойэкспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказановоздействие на окружающую природную среду), соглашениями (договорами) онамерениях между государственным заказчиком программы и предприятиями,организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,подтверждающими финансирование программы за счет внебюджетных источников,средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственный заказчик, апри наличии нескольких государственных заказчиков — государственныйзаказчик-координатор целевой программы направляет в Министерство экономическогоразвития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов РоссийскойФедерации, а по целевым программам, которые содержат разделынаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) гражданскогоназначения, — также в Министерство образования и науки Российской Федерации.Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведенияанализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которыеориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы впредполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля за ходом еевыполнения.
§ 1.6 Экспертиза и оценка программы
Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство образованияи науки Российской Федерации (в части целевых программ, которые содержат НИОКРгражданского назначения), Министерство здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации (в части социальной экспертизы влияния целевых программ насоздание и сохранение рабочих мест, повышения социального благополучиянаселения в результате реализации программных мероприятий), Министерствовнутренних дел Российской Федерации (в части экспертизы целевых программэкономического и социального развития регионов и отдельных субъектов РоссийскойФедерации на наличие в них комплексных мер по обустройству мигрантов);Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (в части целевыхпрограмм, которые содержат мероприятия по нормативному обеспечению качествапродукции и метрологическому обеспечению) оценивают представленный проектцелевой программы, обращая при этом особое внимание на:
·  приоритетныйхарактер проблемы, предлагаемой для программного решения;
·  обоснованность,комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки ихреализации;
·  привлечение,прежде всего внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов РоссийскойФедерации для реализации программы в увязке с возможностями ее государственнойподдержки за счет средств федерального бюджета;
·  эффективностьмеханизма осуществления программы;
·     социально-экономическуюэффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализациипрограммы и ее влияние на структурную перестройку экономики России[17].
Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Министерстваобразования и науки Российской Федерации (в части проектов программ, имеющимразделы по НИОКР гражданского назначения), Министерства промышленности и энергетикиРоссийской Федерации (в части целевых программ, которые содержат мероприятия понормативному обеспечению качества продукции и метрологическому обеспечению) и сучетом предложений заинтересованных органов государственной власти РоссийскойФедерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерацииподготавливает заключение по проектам целевой программы и предварительнойбюджетной заявки.
С учетом замечаний и предложений Министерства экономическогоразвития и торговли Российской Федерации государственный заказчик, а приналичии нескольких государственных заказчиков — государственныйзаказчик-координатор целевой программы совместно с ее разработчиками производитдоработку проекта программы. Доработка проекта межгосударственной целевой программы,в осуществлении которой участвует Российская Федерация, производится совместнос заказчиками и разработчиками других стран[18].
Доработанный проект целевой программы повторно направляется вМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации, а проектцелевой программы, содержащий раздел по НИОКР гражданского назначения, также вМинистерство образования и науки Российской Федерации.
В случае положительной оценки Министерство экономического развитияи торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством финансовРоссийской Федерации представляет проект целевой программы на утверждение вПравительство Российской Федерации[19].
Проект целевой программы, имеющий раздел по НИОКР гражданскогоназначения, представляется в Правительство Российской Федерации Министерствомэкономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию сМинистерством образования и науки Российской Федерации и Министерством финансовРоссийской Федерации, а проект федеральной научно-технической программы — Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерствомэкономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию сМинистерством финансов Российской Федерации.
Проекты целевых программ до их утверждения ПравительствомРоссийской Федерации должны пройти соответствующие специализированную инезависимую экспертизы.
Независимая экспертиза проектов целевых программ осуществляетсярабочей группой, формируемой Министерством экономического развития и торговлиРоссийской Федерации на конкурсной основе из независимых экспертов.
В ходе экспертизы устанавливается соответствие проектов целевыхпрограмм предъявляемым к ним требованиям, предусмотренным настоящим Порядком, вслучае необходимости формируются рекомендации по доработке проектов целевыхпрограмм.
Результаты специализированной и независимой экспертиз учитываютсяпри рассмотрении и принятии решения по проекту целевой программы.
§ 1.7 Утверждение целевой программы
Целевые программы, подпрограммы, государственные заказчики игосударственные заказчики-координаторы утверждаются постановлениемПравительства Российской Федерации.
После утверждения целевой программы (подпрограммы) государственныйзаказчик (государственный заказчик-координатор) в установленном порядкезаключает с исполнителями программы (подпрограммы) государственные контракты нафинансирование мероприятий целевой программы (подпрограммы) на основесоглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счетсредств федерального бюджета на очередной финансовый год.
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор)целевой программы (подпрограммы) может на договорной основе передаватьорганизациям часть своих функций на условиях, определяемых ПравительствомРоссийской Федерации при утверждении целевой программы.
Подготовка проекта концепции целевой программы и проекта целевойпрограммы, разработка которого осуществляется по решению ПравительстваРоссийской Федерации, а также проведение независимой экспертизы проекта целевойпрограммы финансируются в установленном порядке государственным заказчиком засчет средств федерального бюджета (раздел «Научно-исследовательские иопытно-конструкторские работы»).
Утвержденные целевые программы реализуются за счет средствфедерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетныхисточников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Решение проблем, находящихся в совместном ведении РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации, осуществляется в основном за счетсредств бюджетов субъектов Российской Федерации.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевыхпрограмм, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятияи организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевыеотчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ;кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежныхинвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельныхмероприятий), и другие поступления.
Для осуществления целевых программ могут создаваться специальныефонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль,остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетовсубъектов Российской Федерации, средства внебюджетных фондов федеральныхорганов исполнительной власти и другие.
По вопросам формирования специальных фондов, требующим решенияПравительства Российской Федерации или Федерального Собрания, государственнымзаказчиком целевой программы вносятся соответствующие предложения.
Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы наоснове долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализациипрограммных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством обиностранных инвестициях.
Источником финансирования целевых программ могут являтьсяинвестиционные и конверсионные кредиты.
Государственные заказчики (государственные заказчики-координаторы) целевых программ с учетом хода реализации этих программ втекущем году, проведения с исполнителями предварительной проработки вопроса оразмещении заказов для федеральных государственных нужд уточняют объем средств,необходимых для финансирования программ в очередном финансовом году, ипредставляют в устанавливаемые Правительством Российской Федерации срокипроекты бюджетных заявок по целевым программам (подпрограммам), предлагаемым кфинансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовомгоду, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации исубъектам бюджетного планирования в установленном порядке[20].
Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации совместно с государственными заказчиками (государственнымизаказчиками — координаторами) целевых программ подготавливают и направляют вМинистерство финансов Российской Федерации предложения по перечню федеральныхцелевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федеральногобюджета в очередном финансовом году, и предложения по объемам ихфинансирования.
Министерство финансов Российской Федерации при подготовке проектафедерального бюджета на очередной финансовый год в сроки, устанавливаемыеПравительством Российской Федерации, доводит до Министерства экономическогоразвития и торговли Российской Федерации предельные объемы средств, планируемыхк использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм).
При подготовке перечня федеральных целевых программ, предлагаемыхк финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовомгоду, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерациисовместно с Министерством финансов Российской Федерации на основе уточненныхпараметров целевых программ (подпрограмм), представленных государственнымизаказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ, сучетом хода выполнения мероприятий реализуемых программ, мер по привлечениювнебюджетных источников финансирования, средств бюджетов субъектов РоссийскойФедерации, предельных объемов средств, планируемых к использованию нареализацию целевых программ (подпрограмм), определяют объемы государственныхкапитальных вложений, расходы на научно-исследовательские иопытно-конструкторские работы и прочие текущие расходы, финансируемые за счетсредств федерального бюджета.
Для финансирования целевых программ за счет средств федеральногобюджета Министерство экономического развития и торговли Российской Федерациисовместно с Министерством финансов Российской Федерации в сроки,устанавливаемые Правительством Российской Федерации для формированияфедерального бюджета на очередной финансовый год, направляют в ПравительствоРоссийской Федерации перечень федеральных целевых программ, предлагаемых кфинансированию за счет средств федерального бюджета, и предложения по объемамих финансирования.
Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ,принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляетсяПравительством Российской Федерации на утверждение в Федеральное Собрание всоставе федерального бюджета на очередной финансовый год. В федеральном бюджетена очередной финансовый год предусматривается выделение целевым назначениемгосударственным заказчикам программ ассигнований для финансированиягосударственных капитальных вложений, затрат на НИОКР и прочих текущих затрат.
По утвержденным Правительством Российской Федерации федеральным имежгосударственным целевым программам государственным заказчикам открываетсяфинансирование из федерального бюджета в соответствии с установленными объемамицентрализованного финансирования, принятыми по целевой программе на очереднойфинансовый год, после заключения ими государственных контрактов (договоров) совсеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими объемыфинансирования программ из внебюджетных источников, бюджетов субъектовРоссийской Федерации.
При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по целевойпрограмме по сравнению с предусмотренными утвержденной программойгосударственный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечениювнебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации дляреализации мероприятий целевой программы в установленные сроки.
В случаях, когда государственный заказчик (государственныйзаказчик — координатор) в отчетном году не принял меры по обеспечению полного исвоевременного финансирования мероприятий целевой программы за счет средстввнебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации,предусмотренных утвержденной целевой программой, Министерство экономическогоразвития и торговли Российской Федерации с участием государственного заказчика(государственного заказчика — координатора), Министерства финансов РоссийскойФедерации и Министерства образования и науки Российской Федерацииподготавливает и вносит в Правительство Российской Федерации предложения осокращении доли финансирования указанных мероприятий за счет средствфедерального бюджета на очередной финансовый год, о корректировке их целей исрока реализации или о целесообразности дальнейшей реализации программы.
В случае несоответствия результатов выполнения целевой программыцелевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным утвержденнойцелевой программой, Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации организует проведение специализированной и независимой экспертиз этойпрограммы, по результатам которых подготавливает с участием Министерствафинансов Российской Федерации и вносит в Правительство Российской Федерациипредложения:
а) о корректировке целей и срока реализации целевой программы,перечня программных мероприятий;
б) о смене государственного заказчика (государственногозаказчика-координатора) целевой программы, об изменении форм и методовуправления реализацией целевой программы;
в) о сокращении финансирования целевой программы за счет средствфедерального бюджета на очередной финансовый год;
г) о досрочном прекращении реализации целевой программы ссоблюдением процедур расторжения договоров (соглашений);
д) о принятии в установленном порядке мер к руководителю целевойпрограммы[21].
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации целевойпрограммы государственный заказчик (государственный заказчик-координатор)целевой программы ежегодно согласовывает с Министерством экономическогоразвития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов РоссийскойФедерации уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год,а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. Кроме того,контроль за ходом реализации целевой программы может осуществляться в процессекомплексных проверок с участием представителей государственного заказчика,Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации иМинистерства финансов Российской Федерации.
Руководитель федерального органа исполнительной власти,определенного государственным заказчиком (государственнымзаказчиком-координатором) целевой программы, является руководителем целевойпрограммы. Руководитель целевой программы несет ответственность за реализацию иконечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на еевыполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализациейпрограммы, возглавляет научно-координационный совет программы (при егоналичии).
Текущее управление реализацией целевой программы осуществляетсягосударственным заказчиком и (или) дирекцией, создаваемой в установленномпорядке Правительством Российской Федерации в виде государственного учрежденияили имеющей иную организационно-правовую форму, если это предусмотрено целевой программой.
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор)целевой программы может на договорной основе передавать соответствующимпредприятиям, организациям и учреждениям выполнение следующих функций:
а) организация и (или) проведение конкурсов (торгов) по отборуисполнителей программных мероприятий;
б) отбор на конкурсной основе исполнителей программныхмероприятий;
в) сбор и систематизация статистической и аналитической информациио реализации программных мероприятий;
г) мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
д) организация независимой оценки показателей результативности иэффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам ипоказателям;
е) внедрение и обеспечение применения информационных технологий вцелях управления реализацией целевой программы и контроля за ходом программныхмероприятий, контентное обеспечение специализированного сайта по целевойпрограмме[22].
Условия передачи функций государственного заказчика целевойпрограммы утверждаются Правительством Российской Федерации одновременно сутверждением государственного заказчика (государственного заказчика — координатора) целевой программы.
До начала реализации целевой программы государственный заказчик(государственный заказчик — координатор) целевой программы утверждает ипредставляет в Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации положение об управлении реализацией целевой программы, определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана реализациицелевой программы;
механизмы корректировки программных мероприятий и их ресурсногообеспечения в ходе реализации целевой программы;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации означениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализациицелевой программы, программных мероприятиях и об условиях участия в нихисполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
Финансирование деятельности дирекции целевой программыосуществляется в установленном порядке. Для финансирования деятельностидирекции могут быть использованы средства, предназначенные для реализациицелевой программы, если средства на содержание дирекции предусмотрены вфедеральном законе о федеральном бюджете.
Реализация целевой программы осуществляется на основегосударственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции дляфедеральных государственных нужд, заключаемых государственным заказчикомпрограммы со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственныйконтракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщикапо обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения привыполнении государственного контракта, в том числе предусматриваетосуществление государственным заказчиком контроля за ходом работ по выполнениюгосударственного контракта[23].
Государственные заказчики (государственные заказчики-координаторы) целевой программы сообщают в Министерство финансов РоссийскойФедерации и Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации о заключенных со всеми исполнителями программных мероприятий государственныхконтрактах (договорах) на ее финансирование из внебюджетных источников ибюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе на закупку и поставкупродукции для федеральных государственных нужд. Государственный заказчикцелевой программы, с учетом выделяемых на реализацию целевой программыфинансовых средств ежегодно, уточняет целевые показатели и затраты попрограммным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.
При необходимости государственный заказчик либо государственныйзаказчик — координатор вносит в Министерство экономического развития и торговлиРоссийской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации иМинистерство финансов Российской Федерации предложения (с обоснованиями) опродлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году.Срок реализации целевой программы может продлеваться не более чем на один год.При необходимости продления срока реализации целевой программы более чем наодин год разрабатывается новая целевая программа, подготовка и утверждениекоторой осуществляются в порядке, установленном для разработки и реализациифедеральных и межгосударственных целевых программ. Корректировка действующейцелевой программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки и реализациифедеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, восуществлении которых участвует Российская Федерация[24].
Обоснование продления срока реализации целевой программыили подготовки новой целевой программы должно включать в себя кроме требований,изложенных в пункте 5 Порядка разработки и реализации федеральных целевыхпрограмм и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которыхучаствует Российская Федерация., данные о результатах ее реализации за отчетныйпериод, подтверждение актуальности нерешенных проблем, а также сведения обисточниках финансирования затрат, предусматриваемых на реализацию целевойпрограммы. Разработка новой целевой программы должна осуществляться на основеновых подходов к решению технологических, финансово-экономических иорганизационных проблем[25].
Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации по согласованию с Министерством образования и науки РоссийскойФедерации и Министерством финансов Российской Федерации подготавливаетзаключение о продлении срока реализации целевой программы, разработке новойцелевой программы или о нецелесообразности ее дальнейшей государственнойподдержки и направляет его в Правительство Российской Федерации[26].
Механизм формирования, разработки, утверждения, реализации,корректировки и досрочного прекращения реализации подпрограмм определяется впорядке, установленном для целевых программ[27].
Федеральная служба государственной статистики совместно сгосударственными заказчиками (при наличии нескольких государственных заказчиков- с государственными заказчиками — координаторами) организует ведениеежеквартальной статистической отчетности по реализации утвержденных целевыхпрограмм. Перечень показателей и порядок представления отчетностиустанавливаются Федеральной службой государственной статистики по согласованиюс Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.Требования к представляемой статистической отчетности по реализацииутвержденных целевых программ являются обязательными для всех отчитывающихсясубъектов.
В случае непредставления государственными заказчиками(государственными заказчиками — координаторами) в установленный срокгосударственной статистической отчетности, в том числе об использовании средствбюджетных и внебюджетных источников на финансирование целевых программ,Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместнос Министерством финансов Российской Федерации и Министерством образования инауки Российской Федерации сообщает об этом в Правительство РоссийскойФедерации.
За непредставление в установленный срок государственнойстатистической отчетности должностные лица государственных заказчиков(государственных заказчиков-координаторов), ответственные за представлениегосударственной статистической отчетности, несут ответственность,предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации с участием Министерства финансов Российской Федерации,государственных заказчиков целевых программ, заинтересованных органовгосударственной власти Российской Федерации и органов государственной властисубъектов Российской Федерации организует экспертные проверки хода реализацииотдельных целевых программ. При этом обращается внимание на выполнение сроковреализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использованиесредств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетныхисточников финансирования и бюджетов субъектов Российской Федерации, конечныерезультаты программы.
По результатам экспертных проверок подготавливаются предложениядля внесения в Правительство Российской Федерации о целесообразностипродолжения работ и финансирования программ или об их прекращении, уточнениильгот или применении санкций к участникам реализации программ.
Государственные заказчики, а при наличии несколькихгосударственных заказчиков и государственные заказчики-координаторы целевыхпрограмм направляют:
в Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации и в Министерство образования и науки Российской Федерации (в частиНИОКР гражданского назначения) статистическую, справочную и аналитическуюинформацию о подготовке и реализации федеральных целевых программ, необходимуюдля выполнения возложенных на министерства функций;
ежегодно до 1 февраля в Министерство экономического развития иторговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а вчасти целевых программ, которые содержат разделы по НИОКР гражданскогоназначения, — в Министерство образования и науки Российской Федерации, докладыо ходе работ по программам и эффективности использования финансовых средств,подготовленные на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономическогоразвития и торговли Российской Федерации. Доклады должны содержать:
·        сведенияо результатах реализации целевых программ за отчетный год;
·         данныео целевом использовании и объемах привлеченных средств федерального бюджета,бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
·         сведенияо соответствии результатов фактическим затратам на реализацию целевых программ;
·         сведенияо соответствии фактических показателей реализации целевых программ показателям,установленным при утверждении программ Правительством Российской Федерации;
·         информациюо ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
·         сведенияо наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;
·         сведенияо результативности НИОКР;
·         сведенияо внедрении и эффективности инновационных проектов;
·         оценкуэффективности результатов реализации целевых программ;
·         оценкувлияния фактических результатов реализации целевых программ на различные сферыэкономики страны (мультипликативный эффект по результатам реализации целевыхпрограмм)[28].
Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Министерстваобразования и науки Российской Федерации, государственных заказчиков программ иорганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта каждогогода подготавливает и представляет в Правительство Российской Федерации докладо ходе реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевыхпрограмм, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, за отчетныйгод.
По целевой программе, срок реализации которой завершается вотчетном году, государственный заказчик, а при наличии несколькихгосударственных заказчиков — государственный заказчик-координаторподготавливает и до 1 марта текущего года представляет в ПравительствоРоссийской Федерации, Министерство экономического развития и торговлиРоссийской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерствообразования и науки Российской Федерации доклад о выполнении целевой программы,эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Доклад должен включать информацию о результатах реализации целевойпрограммы и подпрограмм за истекший год и за весь период реализации программы,включая оценку значений целевых индикаторов и показателей. В случаенепредставления отчетности в надлежащей форме и в надлежащие сроки Министерствоэкономического развития и торговли Российской Федерации направляет вПравительство Российской Федерации предложения:
о принятии в установленном порядке мер к руководителю целевойпрограммы;
о смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) целевой программы;
об изменении форм и методов управления реализацией целевойпрограммы;
о досрочном прекращении реализации целевой программы[29].
Основные сведения о результатах реализации целевой программы,выполнении целевых показателей, об объеме затраченных на выполнение целевойпрограммы финансовых ресурсов, а также о результатах мониторинга реализациипрограммных мероприятий публикуются в средствах массовой информации не режедвух раз в год.
Государственный заказчик (государственный заказчик — координатор)целевой программы организует размещение в сети Интернет текста целевойпрограммы, утвержденной Правительством Российской Федерации, нормативныхправовых актов по управлению реализацией целевой программы и контролю за ходомвыполнения программных мероприятий, а также информации о ходе реализациицелевой программы, программных мероприятиях на ближайшие 2 — 3 года,фактическом финансировании целевой программы, заключенных государственныхконтрактах, об объемах их финансирования и исполнителях, результатах экспертныхпроверок выполнения программных мероприятий, конкурсах на участие в реализациицелевой программы, результатах мониторинга реализации целевой программы, обоценке достижения целевых индикаторов и показателей, в том числе по результатамнезависимой экспертизы. Информация о проведении конкурсов на участие вреализации целевой программы должна содержать:
·         условияих проведения;
·         порядокучастия в них юридических лиц;
·         составыконкурсных комиссий, создаваемых государственными заказчиками (государственнымизаказчиками-координаторами) целевых программ для проведения конкурсов напоставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;
·         протоколызаседаний конкурсных комиссий;
·         порядокобжалования решений, принятых государственными заказчик[30].

Глава II. Реализация федеральныхцелевых программ по развитию проблемных регионов России
Дляобеспечения мониторинга и анализа хода реализации целевой программыгосударственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевойпрограммы ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития иторговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточненныепоказатели эффективности программы на соответствующий год, а в дальнейшемежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. Кроме того, контроль за ходомреализации целевой программы может осуществляться в процессе комплексныхпроверок с участием представителей государственного заказчика, Министерстваэкономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансовРоссийской Федерации[31].
Руководительфедерального органа исполнительной власти, определенного государственнымзаказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы,является руководителем целевой программы. Руководитель целевой программы несетответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональноеиспользование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формыи методы управления реализацией программы, возглавляет научно-координационныйсовет программы.
Текущееуправление реализацией целевой программы осуществляется государственнымзаказчиком или дирекцией, создаваемой в установленном порядке ПравительствомРоссийской Федерации в виде государственного учреждения или имеющей инуюорганизационно-правовую форму, если это предусмотрено целевой программой.
Государственныйзаказчик целевой программы может на договорной основе передаватьсоответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение следующихфункций:
а)организация или проведение конкурсов по отбору исполнителей программныхмероприятий;
б)отбор на конкурсной основе исполнителей программных мероприятий;
в)сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализациипрограммных мероприятий;
г)мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
д)организация независимой оценки показателей результативности и эффективностипрограммных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
е)внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управленияреализацией целевой программы и контроля за ходом программных мероприятий,контентное обеспечение специализированного сайта по целевой программе[32].
Условияпередачи функций государственного заказчика целевой программы утверждаютсяПравительством Российской Федерации одновременно с утверждениемгосударственного заказчика целевой программы.
Доначала реализации целевой программы государственный заказчик целевой программыутверждает и представляет в Министерство экономического развития и торговлиРоссийской Федерации положение об управлении реализацией целевой программы,определяющее:
— порядок формирования организационно-финансового плана реализации целевойпрограммы;
— механизмы корректировки программных мероприятий и их ресурсного обеспечения входе реализации целевой программы;
— процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевыхиндикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации целевойпрограммы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, атакже о проводимых конкурсах и критериях определения победителей[33].
Финансированиедеятельности дирекции целевой программы осуществляется в установленном порядке.Для финансирования деятельности дирекции могут быть использованы средства,предназначенные для реализации целевой программы, если средства на содержаниедирекции предусмотрены в федеральном законе о федеральном бюджете.
Реализацияцелевой программы осуществляется на основе государственных контрактов назакупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемыхгосударственным заказчиком программы со всеми исполнителями программныхмероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанностигосударственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральныхгосударственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственногоконтракта, в том числе предусматривает осуществление государственным заказчикомконтроля за ходом работ по выполнению государственного контракта.
Государственныезаказчики целевой программы сообщают в Министерство финансов РоссийскойФедерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерациио заключенных со всеми исполнителями программных мероприятий государственныхконтрактах на ее финансирование из внебюджетных источников и бюджетов субъектовРоссийской Федерации, в том числе на закупку и поставку продукции дляфедеральных государственных нужд. Сведения о проектах, содержащих НИОКРгражданского назначения, государственные заказчики сообщают также вМинистерство образования и науки Российской Федерации.
Государственныйзаказчик целевой программы, с учетом выделяемых на реализацию целевой программыфинансовых средств ежегодно, уточняет целевые показатели и затраты попрограммным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.
Принеобходимости государственный заказчик либо государственныйзаказчик-координатор вносит в Министерство экономического развития и торговлиРоссийской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации иМинистерство финансов Российской Федерации предложения (с обоснованиями) опродлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году.Срок реализации целевой программы может продлеваться не более чем на один год.При необходимости продления срока реализации целевой программы более чем наодин год разрабатывается новая целевая программа, подготовка и утверждениекоторой осуществляются в порядке, установленном для разработки и реализациифедеральных и межгосударственных целевых программ. Корректировка действующейцелевой программы осуществляется в соответствии с настоящим порядком.
Обоснованиепродления срока реализации целевой программы или подготовки новой целевойпрограммы должно включать в себя кроме требований, изложенных в пункте 5настоящего порядка, данные о результатах ее реализации за отчетный период,подтверждение актуальности нерешенных проблем, а также сведения об источникахфинансирования затрат, предусматриваемых на реализацию целевой программы.Разработка новой целевой программы должна осуществляться на основе новыхподходов к решению технологических, финансово-экономических и организационныхпроблем.
Министерствоэкономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию сМинистерством образования и науки Российской Федерации и Министерством финансовРоссийской Федерации подготавливает заключение о продлении срока реализациицелевой программы, разработке новой целевой программы или о нецелесообразностиее дальнейшей государственной поддержки и направляет его в ПравительствоРоссийской Федерации.
Механизмформирования, разработки, утверждения, реализации, корректировки и досрочногопрекращения реализации подпрограмм определяется в порядке, установленном дляцелевых программ.
Федеральнаяслужба государственной статистики совместно с государственными заказчикамиорганизует ведение ежеквартальной статистической отчетности по реализацииутвержденных целевых программ. Перечень показателей и порядок представленияотчетности устанавливаются Федеральной службой государственной статистики посогласованию с Министерством экономического развития и торговли РоссийскойФедерации. Требования к представляемой статистической отчетности по реализацииутвержденных целевых программ являются обязательными для всех отчитывающихсясубъектов.
Вслучае непредставления государственными заказчиками в установленный срокгосударственной статистической отчетности, в том числе об использовании средствбюджетных и внебюджетных источников на финансирование целевых программ,Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместнос Министерством финансов Российской Федерации и Министерством образования и наукиРоссийской Федерации сообщает об этом в Правительство Российской Федерации.
Занепредставление в установленный срок государственной статистической отчетностидолжностные лица государственных заказчиков, ответственные за представлениегосударственной статистической отчетности, несут ответственность,предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Министерствоэкономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерствафинансов Российской Федерации, государственных заказчиков целевых программ,заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации и органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации организует экспертныепроверки хода реализации отдельных целевых программ. При этом обращаетсявнимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое иэффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечениесредств внебюджетных источников финансирования и бюджетов субъектов РоссийскойФедерации, конечные результаты программы.
Порезультатам экспертных проверок подготавливаются предложения для внесения вПравительство Российской Федерации о целесообразности продолжения работ ифинансирования программ или об их прекращении, уточнении льгот или применениисанкций к участникам реализации программ.
Государственныезаказчики, а при наличии нескольких государственных заказчиков игосударственные заказчики-координаторы целевых программ направляют:
ВМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации и вМинистерство образования и науки Российской Федерации статистическую,справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации федеральныхцелевых программ, необходимую для выполнения возложенных на министерствафункций;
Ежегоднодо 1 февраля в Министерство экономического развития и торговли РоссийскойФедерации и Министерство финансов Российской Федерации, а в части целевыхпрограмм, которые содержат разделы по НИОКР гражданского назначения, — вМинистерство образования и науки Российской Федерации, доклады о ходе работ попрограммам и эффективности использования финансовых средств, подготовленные наоснове форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития иторговли Российской Федерации. Доклады должны содержать:
— сведения о результатах реализации целевых программ за отчетный год;
— данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств федеральногобюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
— сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию целевыхпрограмм;
— сведения о соответствии фактических показателей реализации целевых программпоказателям, установленным при утверждении программ Правительством РоссийскойФедерации;
— информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
— сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;
— сведения о результативности НИОКР;
— сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
— оценку эффективности результатов реализации целевых программ;
— оценку влияния фактических результатов реализации целевых программ на различныесферы экономики страны (мультипликативный эффект по результатам реализациицелевых программ)[34].
Министерствоэкономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерствафинансов Российской Федерации, Министерства образования и науки РоссийскойФедерации, государственных заказчиков программ и органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации до 1 марта каждого года подготавливает ипредставляет в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализациифедеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, восуществлении которых участвует Российская Федерация, за отчетный год.
Поцелевой программе, срок реализации которой завершается в отчетном году,государственный заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков — государственный заказчик-координатор подготавливает и до 1 марта текущего годапредставляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономическогоразвития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов РоссийскойФедерации и Министерство образования и науки Российской Федерации доклад овыполнении целевой программы, эффективности использования финансовых средств завесь период ее реализации[35].
Докладдолжен включать информацию о результатах реализации целевой программы иподпрограмм за истекший год и за весь период реализации программы, включаяоценку значений целевых индикаторов и показателей. В случае непредставленияотчетности в надлежащей форме и в надлежащие сроки Министерство экономическогоразвития и торговли Российской Федерации направляет в Правительство РоссийскойФедерации предложения:
— о принятии в установленном порядке мер к руководителю целевой программы;
— о смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора)целевой программы;
— об изменении форм и методов управления реализацией целевой программы;
— о досрочном прекращении реализации целевой программы[36].
Основныесведения о результатах реализации целевой программы, выполнении целевыхпоказателей, об объеме затраченных на выполнение целевой программы финансовыхресурсов, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятийпубликуются в средствах массовой информации не реже двух раз в год.
Государственныйзаказчик целевой программы организует размещение в сети Интернет текста целевойпрограммы, утвержденной Правительством Российской Федерации, нормативныхправовых актов по управлению реализацией целевой программы и контролю за ходомвыполнения программных мероприятий, а также информации о ходе реализациицелевой программы, программных мероприятиях на ближайшие 2 — 3 года,фактическом финансировании целевой программы, заключенных государственныхконтрактах, об объемах их финансирования и исполнителях, результатах экспертныхпроверок выполнения программных мероприятий, конкурсах на участие в реализациицелевой программы, результатах мониторинга реализации целевой программы, обоценке достижения целевых индикаторов и показателей, в том числе по результатамнезависимой экспертизы. Информация о проведении конкурсов на участие вреализации целевой программы должна содержать:
— условия их проведения;
— порядок участия в них юридических лиц;
— составы конкурсных комиссий, создаваемых государственными заказчиками(государственными заказчиками-координаторами) целевых программ для проведенияконкурсов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) длягосударственных нужд;
— протоколы заседаний конкурсных комиссий;
— порядок обжалования решений, принятых государственными заказчиками[37].

Заключение
Проведенныйанализ разработки и реализации программно-целевого метода в практикерегулирования и прогнозирования территориального развития Российской Федерациипоказал, что к настоящему времени этот метод занял прочное место в системахгосударственного управления. Если при этом дополнительно учесть многочисленныеработы по региональному программированию, которые разворачиваются во многихрегионах – от уровня субъекта Федерации до отдельных муниципальных образований(и городов), то следует признать, что этот метод оказался вполнеработоспособным для современных условий формирования системы государственногоуправления и местного самоуправления при господствующих рыночных отношениях.Однако внедрение методов регионального программирования в практику работыисполнительных органов власти на всех территориальных уровнях государственногоуправления и местном уровне проходило в сложных экономических условиях,которые, несомненно, сказались на результативности программного метода. В ихчисле:
-обширный иглубокий экономический кризис на фонде резкого падения производства, потериконкурентоспособности отечественного производителя,
-резкогоснижения уровня жизни практически всех слоев населения; резкое сокращениематериальных и финансовых возможностей государства по проведению активнойструктурной политики (вопреки сложившейся тенденции “утяжеления” отраслевойструктуры и “вымывания” наукоемких продуктов среди отечественной продукции,включая и производимую на предприятиях ВПК);
-кризисбюджетной, налогово-кредитной и инвестиционной политики государственного долга;завышенные требования внешних инвесторов к работе на внутреннем российскомрынке; нарастание резких различий в уровнях социально-экономического развитиярегионов на фоне сокращения межрегиональных производственно-экономическихсвязей;
-нарастаниятенденций к региональному экономическому, а в ряде случаев и политическомусепаратизму; обострению в ряде регионов межэтнических конфликтов;
-резкоесокращение возможностей государства по проведению неотложных мергосударственной поддержки кризисных, депрессивных и остальных регионов,регионов со сложными природно-климатическими и транспортными условиями,особенно на Крайнем Севере, а также регионов, имеющих важное геостратегическоезначение; сохранение на высоком уровне расходов на преодоление последствийстихийных бедствий и техногенных катастроф, обострившихся на фоне непрерывного“старения” основных производственных фондов, отсутствие резервных мощностей ипотери устойчивости в работе отечественных топливно-энергетических иэлектроэнергетических систем.
Все это,несомненно, оказывало негативное влияние на масштабы работы по разработке,финансированию и реализации конкретных программ. Особое значения при этом имелафактическая потеря, начиная с 1997 года, возможности устойчивого финансированияпрограммных мероприятий федерального уровня в соответствии с принятымирешениями. Поиск дополнительных путей финансирования региональных программ, помимобюджетных источников, не всегда приводил к положительным результатам на фонекризисного положения большинства предприятий.

Списокиспользованной литературы
1.        ЗаконРФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономическогоразвития Российской Федерации» от 20.О7.1995 г. №115-ФЗ./ Сборник законов РФ,1995 .
2.        ЗаконРФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти субъектов Российской Федерации» от24.06.1999.№119-ФЗ./ Сборник законов РФ 2000.
3.        «Государственнаястратегия экономической безопасности Российской Федерации» (Указ Президента РФ№ 608 от 19.04.1996.)/Интернет-сервис.
4.        «Концепциягосударственной национальной политики Российской Федерации» (Указ Президента РФ№ 909 от 15.06.1996.), /Интернет-сервис.
5.        «Концепцияперехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (Указ Президента РФ № 440от 1.04.1996.)
6.        «Основныеположения региональной политики в Российской Федерации». Постановлениеправительства Р.Ф. от 23.03.1996. № 327 / Российская газета 23.03.96.
7.        АгафоновВ.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. – М.: Наука. 2008.
8.        АлгебоваИ.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опытперехода к рынку / Под общ. редакцией проф. Сидоровича А.В. –М.: Дело и сервис,2008.
9.        ПолыневА.О., Савельев В.К., Штульберг Б.М. Кризисные ситуации в регионах иэкономическая безопасность России / Федерализм. 2007. № 2.
10.      Проблемыкомплексного регионального развития России. Кн. 1 и 2. М.: СОПС и ЭС, 2006.
11.      Региональнаяполитика России: концепции, проблемы, решения /Лексин В. Ануреев Е. Ситников А.Швецов А./ Российский экономический журнал М, 2003г. № 9.
12.      РегионыРоссии. Информационно – статистический сборник. Т. 1 и 2. М., ГоскомстатРоссии, 2006.
13.      Региональноеразвитие: опыт России и Европейского Союза./Отв. ред. акад. РАН А.Г. Гранберг-М.: «Экономика», 2000 .
14.      СмирновС.Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос, 2009.
15.      Теорияи практика государственного регулирования на переломных этапах экономическогоразвития. –М.: Изд-во Ин-та МЭ и МРАН, 2003.
16. Целевые программыразвития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансированияи реализации./ Сб. науч. тр.отв. ред. д.э.н. Любовный В.Я ., к.г.н. Зайцев И.Ф., к.э.н. Ушаков А.К., к.э.н. Пчелинцев Т.А. / МОНФ-2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :