МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
АТКАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА АТКАРСКА
Научно-практическая конференция «Инициатива молодых»
«Политическая социализация молодежи»
Автор: Гзирян Нанар Геннадьевна
ученица 11 класса МОУ СОШ
№3 г. Аткарска
Адрес: 412 407 Саратовская область,
Аткарский район, с.Вяжля,
ул. Никитина, 15
Телефон: сот. 8 961 648 79 29
дом. 8 (845 52) 4-26-19
Научный руководитель: учитель истории
и обществознания Киреева Ирина Валерьевна
Адрес: 412421 г. Аткарск
Ул. Вольская, 19 «а»
Телефон: сот. 8 951 882 77 67
АТКАРСК 2011
Глава 1. Политическая социализация молодежи как стратегический ресурс нации
На протяжении двух десятилетий Россия движется по пути политических и экономических преобразований, которые предполагают глубокую внутреннюю перестройку между властью и обществом. Наиболее восприимчивой к трудностям и негативным явлениям современной социально-экономической реальности является молодежь, чьи жизненные планы и установки слишком часто сталкиваются с многочисленными проблемами нового миропорядка.
Политика – сфера деятельности, которая оказывает влияние на социальную, экономическую и духовную сферы общества. Поэтому от развития политической системы зависит уровень жизни населения. А развитие политической системы определяется составом политической элиты, намерениями политического лидера и сознанием электората.
Очень важно задуматься о том, кто выбирает и кого выбирают. Для этого необходимо обогащать политическую культуру с детства или хотя бы с подросткового возраста, так как именно молодое поколение как стратегический ресурс нации определяет модель возможного будущего.
Но в процессе общения со сверстниками я постоянно замечаю, что интересы и ценности моих сверстников далеки от политики. Молодое поколение относится к власти и политике как к некоторым данностям, которые не вызывают у него ни симпатий, ни особого отвращения.
В современном обществе очень сильно распространены политическая пассивность и политическая неграмотность среди молодежи. А ведь из наших рядов в будущем кто-то, возможно, станет мэром, губернатором, депутатом, даже президентом. И в их руках будет будущее нашей страны. Поэтому актуальность темы исследования политической социализации молодежи несомненна.
Особенно в условиях демократического режима необходимо активно и грамотно участвовать в политической жизни государства, чего, к сожалению, большая часть молодого населения нашей страны не делает.
Молодежь — будущее страны, поэтому то, как начнется политическое становление их личности в 16-18 лет, отразится не только на их будущем социальном положении, но и на развитии государства, в котором они живут.
Исследование данной проблемы очень важно, и нужно своевременно искать пути решения.
В течение 2010 года я работала над проектом «Политическая социализация подростков».
Мне стало интересно, насколько политически активна и грамотна молодежь нашей школы.
Цель моего проекта заключается в том, чтобы выяснить, готовы ли старшеклассники нашей школы к будущей роли избирателя.
Я поставила перед собой следующие задачи:
Разобраться в теории данной проблемы
Провести анкетирование среди старшеклассников нашей школы, чтобы выяснить их отношение к власти
Применить метод анализа документов с целью выявления уровня политической грамотности подростков
Провести опрос среди людей, работающих с подростками, чтобы узнать их видение проблемы
Предложить свои пути решения данной проблемы.
Глава 2. Политическая социализация молодежи
Политическая социализация граждан существует во всех современных обществах. Под политической социализацией понимается совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивает политическую культуру, становится политическим субъектом.
Политическая социализация – процесс вхождения человека в политическую жизнь общества, предполагающей овладение определенными политическими ценностями, нормами, образцами поведения и способами политической деятельности и поведения, а также творчески активное отношение к ним.
В современном обществе процесс политической социализации — -это прежде всего овладение демократическими ценностями, нормами и культурными образцами.
Выделяют два этапа политической социализации – первичный и вторичный.
Первичный этап – первоначальное восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. На этом этапе выделяют 4 аспекта процесса социализации:
непосредственное «восприятие» ребенком политической жизни, получение информации через мнения и оценки событий родителями;
«персонализация» политики, в ходе которой фигуры, принадлежащие к власти, становятся для него образцами контакта с политической системой;
«идеализация» этих политических образов, т.е. образование на их основе устойчивого эмоционального отношения к политике;
«институализация» обретенных свойств, свидетельствующая об усложнении политической картины мира ребенка.
Вторичный этап политической социализации характеризуется тем, что этот этап связан с расширением самостоятельного политического опыта человека, его умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, формировать позиции и следовать своим социальным ролям.
В ходе вторичного этапа политической социализации личность способна противостоять давлению и выражать свою способность к индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценке культурных норм и традиций. Политическая социализация выражает непрерывную самокоррекцию человека в своих ценностных представлениях.
Субъектами политической социализации являются социально-политические институты (государство, политические партии, группы политического давления и т.д.) и социальные группы (семья, группа товарищей и т.д.).
Арсенал средств политической социализации простирается от школьного обучения до непосредственного участия людей в управлении государством.
Результатом политической социализации становится зрелый гражданин, не подверженный колебаниям политической конъюнктуры, способный без посторонней поддержки и подсказки принять решение по важнейшим вопросам. Такой человек сам определяет свои позиции и делает выбор, несет ответственность за свое поведение, в том числе и в сфере политики, руководствуясь собственными представлениями о том, что входит в его обязанности и права.
Таким образом, политическая социализация – это процесс формирования личности, умеющей отстаивать свои социально-политические интересы и права, обладающей развитым политическим сознанием, активно участвующей в политической жизни.
Глава 3.. Проблемы политической социализации учащейся молодежи города Аткарска Саратовской области.
Анализ поведения молодежи как особой социальной группы играет значительную роль при оценке современного политического процесса. Степень вовлеченности молодежи в политическую жизнь, освоение молодыми людьми политических прав и практик их реализации определяют устойчивость развития социума. Именно молодежи предстоит быть основным потребителем новых услуг на политическом рынке, ей предстоит формировать политическую элиту завтрашнего дня. А готовы ли к этой ответственной миссии старшеклассники школ?
Базой моего исследования стала МОУ СОШ №3 города Аткарска Саратовской области – типичная российская школа.
С 5 по 8 апреля 2010 года было проведено анкетирование в 10-11 классах нашей школы с целью выявить отношение молодежи к политике. Анкеты были анонимны, требовалось указать только класс и пол (вопросы анкеты помещены в приложении 1). Участниками анкетирования стали 63 ученика (27 парней и 36 девушек).
Судя по результатам анкетирования, можно сказать, что первичный этап политической социализации наших старшеклассников проходит не успешно. Подростки не интересуются активно политическими вопросами(приложение №2).
Анализируя анкеты, я обратила внимание, что у мужской половины старшеклассников результаты лучше, чем у женской. Это говорит о том, что либо политическая культура наших парней богаче, чем у девушек, либо о том, что девушки отвечали на вопросы анкеты искренне, в отличие от парней.
В октябре – ноябре 2009 года Территориальная избирательная комиссия Аткарского муниципального района проводила муниципальную олимпиаду по избирательному праву и избирательному процессу. В первом этапе участвовало 310 учеников средних школ города. Из них лишь 72 перешли во второй этап. В итоге победителями стали 3 ученика.
Я посчитала, что по результатам первого этапа, где требовалось выбрать один правильный ответ из четырех, нельзя судить об уровне политической грамотности подростков. Поэтому для анализа я взяла работы второго этапа 10 класса, где нужно было дать письменные развернутые ответы на вопросы (вопросы второго этапа олимпиады в 10 классе см. в приложении №3, результаты анализа работ – приложение № 4).
Читая эти работы, я наткнулась на грубейшие ошибки, допущенные победителями первого тура.
«…Недавно в Государственной Думе лидеры фракций КПРФ, ЛДПР возмущались по поводу проведения выборов в Правительство РФ.»
«…Голосование должно быть тайным, чтобы не было ранней предвыборной агитации.»
«…В нашей стране можно баллотироваться с 18 лет.»
По результатам этой олимпиады можно сделать вывод, что уровень политической грамотности подростков очень низок.
В рамках работы над проектом был проведен опрос среди людей, работающих с подростками с целью узнать их видение проблемы. Участниками опроса стали:
Простякова Т.М. – зам. директора по воспитательной работе
Осауленко И.В. – зам. директора по научно-экспериментальной работе; член Аткарского отделения политического совета партии «Единая Россия»
Быкова Н.И. – директор МОУ СОШ с. Вяжля
Карташова Н.И. – председатель ТИК 2007-2010гг.
Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:
Считаете ли вы, что в современном обществе существует проблема политической пассивности и неграмотности молодежи?
С вашей точки зрения, каковы причины этого явления?
Какие меры предпринимаются вами для решения этой проблемы?
Все опрашиваемые согласились с тем, что такая проблема существует.
Причины, отмеченные опрашиваемыми можно представить в следующем виде:
1.Пассивность родителей
2.Отсутствие высоких нравственных идеалов
3.Устремление к материальным благам
4.Изменение приоритетов общечеловеческих ценностей
5.Отсутствие общей идеи в формировании детско-юношеских организаций
6.Манипулирование СМИ и группами политического давления волеизъявлением избирателей
7.Отчуждение органов власти от населения
8.Незаинтересованность самих молодых избирателей в выборах
Участники опроса активно решают эту проблему. Предпринимаемые ими меры разнообразны ( приложение № 7).
Работая над проектом, я пришла к выводу, что молодежь нашей школы не готова к своей будущей роли избирателя. Современная молодежь является одним из самых аполитичных слоев населения, демонстрирующим дезинформированность, низкий уровень политической культуры и зачастую даже политическую неграмотность. Между тем, это первое поколение, выросшее в эпоху, относительно свободную от всех форм идеологического контроля.
Результаты названного проекта и вторичный анализ данных ряда других социологических исследований, показывают:
1) У молодежи нет ясных представлений о том, какое общество и государство мы строим, что такое демократия. Надежды реформаторов и некоторых аналитиков на то, что новое поколение сможет легко усвоить и впитать в себя демократические ценности, не оправдались.
2)В сознании молодежи присутствуют установки на примитивно понимаемое равенство — «где все люди равны» .
3)Молодежь по большей части отказывается считать Россию демократической страной. 70 процентов респондентов уверены, что на сегодняшний день к России понятие «демократическое государство» неприменимо.
Анализ политических установок современной молодежи демонстрирует:
1) Отстраненность и дистанцирование от политики, неготовность и нежелание участвовать в политическом и электоральном процессах. Количество молодых людей в возрасте 15—18 лет, постоянно интересующихся политикой, в 3 раза меньше, чем у поколения их родителей в том же возрасте. От 50 до 70 процентов молодежи (по разным опросам) вообще не интересуются политикой, не обсуждают политических событий с друзьями, знакомыми. Эта сфера не рассматривается ни как объект интереса, ни как объект возможного приложения сил. Исключение составляют партийные активисты и активисты молодежных общественно-политических организаций, которые мотивированы значительными политическими дивидендами. Хотя справедливости ради следует заметить, что половина лидеров молодежных организаций давно вышла из молодежной возрастной группы (Буратаева, Яковенко). В массе своей молодежь практически не вовлечена в политический процесс, большинство молодежных организаций (легальных) — являются дочерними организациями действующих партий («Молодежное Яблоко», «Молодежное “Единство”», Союз коммунистической молодежи) или образованиями при бюрократических структурах («Идущие вместе», «Наши»).
2) Низкий уровень информированности о состоянии политической жизни российского общества. Не более 3 процентов опрошенной молодежи смогли правильно назвать все парламентские партии, и только 23 процента опрошенных назвали более 4 партий при ответе на открытый вопрос: «Какие партии Вам известны?» Наибольшей известностью пользуются партия власти («Единая Россия» — 57 процентов) и старые партийные бренды партий, возникших в 1990-е годы — ЛДПР (60 процентов), КПРФ (44 процента), «Яблоко» (46 процентов), СПС (19 процентов). Особо следует отметить рост известности и влияния радикальных политических организаций экстремистского и националистического толка — НБП (12 процентов), РНЕ (5 процентов) (приложение №8).
Конечно, искоренять проблему низкой политической социализации молодежи нужно не с 10 класса, а с более ранних этапов.
Я предлагаю следующие меры, которые, на мой взгляд, помогут повысить уровень политической грамотности и активности молодежи:
уделять больше внимания правовой культуре ребенка в семье;
проводить в школе мероприятия, подготавливающие учеников к выборам. Например, проводить выборы ученического самоуправления с использованием технологий и всех этапов государственных политических выборов;
сформировать целенаправленную государственную молодежную
политику;
повысить деятельность молодежных организаций и формирований, направленных на развитие социальной активности молодежи.
Приложения
Приложение 1. Анкета
1.Смотрите ли вы телепередачи политического содержания:
А) да, часто;
Б) редко;
В) никогда.
2.Интересно ли вам наблюдать за политической обстановкой мира (или своей страны):
А) да, я регулярно слушаю политические новости;
Б) меня это не интересует.
3.Вы — будущий избиратель. Интересуетесь ли вы своими избирательными правами и обязанностями:
А) да, читаю дополнительную литературу;
Б) иногда, если только сталкиваюсь с литературой подобного содержания;
В) нет.
4.Известно ли вам политическое устройство власти РФ:
А) да, мне полностью известна структура власти в РФ;
Б) я частично знаком(а) со структурой власти РФ;
В) нет, не интересуюсь.
5.Считаете ли вы, что политика играет важную роль в жизни общества:
А) да, конечно, это неотъемлемая часть общества;
Б) я не считаю, что политика столь важна для общества.
6.Читали ли вы Конституцию РФ, с целью ознакомления со своими правами и свободами:
А) да;
Б) нет.
7.Считаете ли вы, что роль родителей в воспитании вашей правовой культуры велика:
А) да;
Б) нет.
8.Считаете ли вы, что «копилку» политических знаний надо пополнять в течение всей жизни:
А) да, это просто необходимо;
Б) нет.
9.Сталкивались ли вы с нарушением ваших прав где-нибудь:
А) да;
Б) нет.
Приложение 2. Результаты анализа анкет
№ вопроса
Вариант ответа
Муж.
(27 чел.)
Жен.
(36 чел)
1
Часто
Редко
Никогда
25.9 %
66.7 %
7.4 %
16.7 %
75 %
8.3 %
2
Да
Не интересует
51.9%
48.1 %
50 %
50 %
3
Да
Иногда
Нет
14.8 %
48.1 %
37.1 %
11.1 %
80.6 %
8.3 %
4
Полностью
Частично
Нет
33.3 %
48.1 %
18.6 %
27.8 %
69.4 %
2.8 %
5
Да
Нет
63 %
37 %
83.3 %
16.7 %
6
Да
Нет
51.9 %
48.1 %
88.9 %
11.1 %
7
Да
Нет
70.4 %
29.6 %
88.9 %
11.1 %
8
Да
Нет
63 %
37 %
66.7 %
33.3 %
9
Да
Нет
70.4 %
29.6 %
88.9 %
11.1 %
Приложение 3. Вопросы олимпиады(второй этап)
Почему голосование должно быть тайным? В чем это выражается?
Какие перспективы участия молодежи в выборах в нашей стране?
Какие проблемы, на ваш взгляд, существуют в избирательном законодательстве РФ?
Приложение 4. Анализ второго этапа олимпиады 10 кл. (22 ученика)
/>
Приложение 5.Выдержки из работ (ошибки)
Недавно в Государственной Думе лидеры фракций КПРФ, ЛДПР возмущались по поводу проведения выборов в Правительство РФ
Голосование должно быть тайным, чтобы не было ранней предвыборной агитации
В нашей стране можно баллотироваться с 18 лет
Приложение 6. Причины политической пассивности и неграмотности современной молодежи
1.Пассивность родителей
2.Отсутствие высоких нравственных идеалов
3.Устремление к материальным благам
4.Изменение приоритетов общечеловеческих ценностей
5.Отсутствие общей идеи в формировании детско-юношеских организаций
6.Манипулирование СМИ и группами политического давления волеизъявлением избирателей
7.Отчуждение органов власти от населения
8.Незаинтересованность самих молодых избирателей в выборах
Приложение 7. Предпринимаемые меры
Простякова Т.М.:
Вовлечение учащихся в процесс самоуправления в классе и школе;
Участие в конкурсах «Политика вокруг нас», «Инициатива молодых»;
Открытые мероприятия, классные часы, конкурсы, защита проектов «Мир, в котором мы живем» и др.
Осауленко И.В:
Проведение агитации до выборов с целью привлечения молодых избирателей;
Подробное информирование о процессе выборов;
Раздача официальных именных приглашений на избирательный участок
Карташова Н.И.:
Проведение конкурсов и олимпиад по избирательному праву среди учащихся средних школ и средних профессиональных учебных заведений района;
Проведение молодежной игры «Выборы Президента», ролевых игр «Я-избиратель!»
Быкова Н.И.:
поддерживание и контролирование развития возрастных ступеней детско-юношеской организации «Юная Россия»;
формирование ячейки «Молодая гвардия»
Приложение 8. Известность политических партий
% от общего количества опрошенных
«Единая Россия»
57
КПРФ
44
ЛДПР
60
Родина
24
СПС
19
Яблоко
46
НБП
12
РНЕ
5
Другие (Партия пенсионеров, Партия автомобилистов, Партия жизни, Социал-демократическая партия)
3
Список использованной литературы
Арутюнян Ю.В. «Трансформация постсоветских наций»- М., 2003
Великая Н. «Политическая социализация молодежи в контексте исторического сознания» — «Свободная мысль- XXI» (2005 №9)
Волков С.О, Добреньков Н.Г. «Социализация молодежи»
Лапкин В., Пантин В. «Ценностные размежевания и социально-политическая дифференциация в России» — «Мировая экономика и международные отношения» 2000 №4
ПЛАН
Политическая социализация молодежи как стратегический ресурс нации.
Политическая социализация
Политическая социализация как общественный процесс
Этапы политической социализации
Субъекты политической социализации
Результаты
3. Проблемы политической социализации учащейся молодежи города Аткарска Саратовской области.
/>