СодержаниеВведение……………………………………………………………………. 3
1. Сущностьналога…………………………………………………….4
1.1Функции налогов…………………………………………………… 5
2. Сущность и назначение косвенныхналогов……………………... 7
2.1Налог на добавленную стоимость………………………………… 9
2.2 Акциз………………………………………………………………..16
2.3 Таможеннаяпошлина……………………………………………… 18
3. Порядок исчисления и учёт налогана добавленную стоимость
напредприятии………………………………………………………… 24
3.1Порядок исчисления и учет НДС на предприятии оптовой
торговли………………………………………………………………..26Заключение………………………………………………………………...28Список используемой литературы……………………………………….30Приложение 1 «НДС»……………………………………………………. 31
Приложение 2«Акциз»…………………………………………………… 37
Приложение 3 «Расчет(налоговая декларация по налогу на
добавленную стоимость»
Введение
Налоговая система в каждой стране является одной изстержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечиваетфинансовую базу государства, а с другой – выступает главным орудием реализацииее экономической доктрины. Налоги – это объективное общественное явление,поэтому при построении налоговой системы необходимо выходить реальностейсоциально-экономического состояния страны, а не руководствоваться пожеланиями,возможно, наилучшими, но неосуществимыми.
Налоги являются одной из важнейших финансовыхкатегорий. Исторически это наиболее древняя форма финансовых отношений междугосударством и членами общества. Именно возникновение государстваспособствовало появлению платежей и взносов в государственную казну дляфинансового обеспечения выполнения государственных функций. Сначала эти взносыпроводились в натуральной форме, затем, с развитием товарно-денежных отношений,был осуществлен переход к денежной форме взносов.
В системе налогообложения выделяют две группыналогов: прямые налоги и косвенные налоги. Прямые налоги направленынепосредственно на плательщика и их размер прямо зависит от объектаналогообложения Косвенные налоги выражаются в ценах произведенных товаров,выполненных работ, предоставленных услуг, и, хотя их выплачивают в бюджетхозяйствующие субъекты, основное бремя косвенных налогов несет на себепотребитель этих товаров, работ и услуг.
В условиях нестабильной экономики, повышенияцен, инфляции косвенные налоги представляют особый интерес как средство влиянияна уровень цен в стране, как регулятор потребления.
В наше время расширилась сфера функционирования косвенныхналогов, возросло их значение в перераспределении национального дохода, онистали важным способом влияния на процесс потребления, а отсюда и на процесспроизводства.
1. Сущность налога
Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” определяет общие принципыпостроения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины идругие платежи, а также права, обязанности и ответственностьналогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что подналогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взносв бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемыйплательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.
Таким образом, налоги выражаютобязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвоватьв формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступаютважнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Закон также определяет кругналогоплательщиков: “Плательщиками налогов являются юридические лица, другиекатегории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии сзаконодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги” (Закон РФ“Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. С изменениями идополнениями на 21 июля 1997 года. Глава 1, статья 3).
В дополнение ко всему необходимо выделитьобъекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона.
Объектами налогообложения, согласноЗакону РФ, являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользованиеприродными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленныезаконодательными актами.
По налогам могут устанавливаться впорядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:
- необлагаемый минимум объектаналога;
- изъятие из обложения определенныхэлементов объекта налога;
- освобождение от уплаты налогаотдельных лиц или категории плательщиков;
- понижение налоговых ставок;
- вычет из налогового оклада(налогового платежа за расчетный период);
- целевые налоговые льготы, включаяналоговые кредиты (отсрочкувзимания налогов);
- прочие налоговые льготы.
Для более детального рассмотренияналоговой системы необходимо также рассмотреть понятие “налоговое бремя”.
Налоговое бремя — это величина налоговойсуммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит прежде всего от размеровприбыли налогоплательщика.
Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод,что изъятие государством в пользу общества определённой части валовоговнутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляютосновные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическоесодержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов играждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводуформирования государственных финансов.
1.1 Функции налогов
Налоги как стоимостная категория имеютсвои отличительные признаки и функции, которые выявляют ихсоциально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых системисторически определили три основные его функции — фискальную, стимулирующую ирегулирующую.
В настоящее время налоговой системеРоссии присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализациюзаложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции заключается вобеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней дляпокрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественныхформациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходовгосударства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функциименее важны.
Выполнение регулирующей и стимулирующейфункций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе,но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потокамиинвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накоплениякапитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшенияплатёжеспособного спроса населения.
Однако между стимулирующей ирегулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действиеориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. намакроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближенак микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта.Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос ипредложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства вцелом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается черезизменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговыхкредитов и отсрочек платежей.
2.Сущность и назначение косвенных налогов
Налоговая система большинства стран мира, строится насочетании прямых и косвенных налогов. Первые устанавливаются непосредственно надоход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в ценутовара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямомналогообложении денежные отношения возникают между государством и самимплательщиком, вносящим налог непосредственно в казну; при косвенном – субъектомэтих отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредникоммежду государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).
Как и любое другое явление, косвенные налоги следуетрассматривать комплексно. Непрямые налоги устанавливаются в ценах товаров и ихразмер не зависит прямо от доходов плательщика. Только прямо, так каккосвенные налоги включаются в цены товаров, то в абсолютном размере их платитбольше тот, кто больше потребляет, а больше потребляет тот, кто имеет болеевысокие доходы.
В недалеком прошлом, косвенные налоги рассматривалисьлишь с негативной точки зрения. Но характеризовать косвенные налоги только лишькак финансовое бремя на население – бессмысленно, так как токовым являются всеналоги. Речь может идти только об одном: насколько они затрагивают интересыразных слоев населения и как выполняют свое бюджетное назначение.
Преимущества непрямых налогов связаны в первую очередьс их ролью в формировании доходов бюджета. Однако, это нисколько не означает,что они не выполняют регулирующей функции. При умелом использовании, косвенныеналоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулированияэкономики.
Во-первых, косвенным налогам характерно быстроепоступление. Осуществилась реализация — проводится перечисление налога надобавленную стоимость и акцизного сбора в бюджет. Это, в свою очередь, даетсредства для финансирования расходов.
Во-вторых, так как косвенными налогами охватываютсятовары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятностьих полного или почти полного поступления. Остановить процесс потреблениятоваров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь. А,например, прибыль то или другое предприятие может и не получить.
В-третьих, потребление более-менее равномерно втерриториальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение вмежрегиональном распределении доходов. Если доходы бюджета базируются надоходах предприятия, то вследствие неравномерности экономического развитиявозникает проблема неравноценности доходной базы разных бюджетов. Так как нигдев мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, тобез использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансированииместных бюджетов.
В-четвертых, косвенные налоги осуществляютсущественное влияние на само государство. Используя все свои возможности иинструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развитияпроизводства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем большепоступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаровдля акцизного налогообложения. С одной стороны, якобы лучше установить акциз натовары не первой необходимости, например, алкогольные напитки. А с другой,тогда для государства выгоднее продавать именно эти изделия. Такое противоречиеполностью природное и выражает диалектику нашей жизни.
В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. Приумелом их использовании государство может регулировать процесс потребления,сдерживая его в одних направлениях и стимулируя в других. Такое регулированиедолжно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государствасовпадают с интересами общества. Такое регулирование также никогда не сможетудовлетворить все слои населения.
С точки зрения решенияфискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано сцелым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базахналогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема иструктуры потребления – при косвенном. Известно, что экономическое развитиевсех без исключения стран имеет циклический характер с тем или другим периодомколебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии.Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаютсямакроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базыналогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходовбюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов является болеечуткой к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных.
С точки зрения влияния на экономическое развитиепрямые налоги традиционно связывают со стимулами и антистимулами для трудовой ипредпринимательской деятельности, косвенные – с их влиянием на цены.
Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тембольшее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в странетоваров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистовсвидетельствуют то, что введение непрямых налогов или увеличение их ставокможет привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всехосновных экономических факторов. Поэтому, как свидетельствует зарубежный опыт,их пытаются вводить только в период экономической стабильности.
При некоторых условиях косвенныеналоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, таккак они в меньшей степени затрагивают прибыль предприятий, который являетсяодним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощьюгосударство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, еслиизрасходует средства, полученные за счет сокращения потребления, наинвестиционные цели.
Косвенные налоги при умелом их использовании –эффективные финансовые инструменты регулирования экономики. Они характеризуютсябыстрыми поступлениями, что в свою очередь дает возможность использовать этисредства на финансирование расходов. Так как косвенными налогами облагаютсятовары народного потребления и услуги, а отсюда и вероятность их полного илипочти полного поступления, так как товары народного потребления пользуютсяпостоянным спросом.
Кроме того, вследствие более-менее равномерногопотребления, косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональномраспределении доходов местных бюджетов.
Косвенные налоги имеют непосредственное влияние насамо государство. Используя все свои возможности, оно должно способствоватьразвитию производства и тем самым увеличить объем реализации, а следовательно ипоступлений в бюджет. То есть, можно утверждать, что косвенные налоги играютстимулирующую роль. Государство посредством косвенных налогов может регулироватьпроцесс потребления.
2.1 Налог на добавленную стоимость
С 1992 г. в России одним из двух основных федеральных налогов стал налогна добавленную стоимость (НДС). Налог представляет собой форму изъятия вбюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства иобращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров,работ или услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержкипроизводства и обращения.
Облагаемый оборот[Приложение 1, схемы 1.1, 1.2] определяется наоснове стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цени тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость. В облагаемыйоборот включаются также суммы денежных средств, полученные предприятиями зареализуемые ими товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, пополненияфондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли;суммы авансовых и иных платежей, поступивших в счет предстоящих поставоктоваров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные впорядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары.
При обмене товарами, при их передаче безвозмездно или с частичнойоплатой, а также при их реализации по ценам не выше себестоимости облагаемыйоборот определяется исходя из рыночных цен, определенных с учетом фактическойсебестоимости и прибыли, исчисленной по предельному уровню рентабельности,установленному Правительством РФ для предприятий-монополистов. Прииспользовании внутри предприятия товаров собственного производства, затраты покоторым не относятся на издержки производства и обращения, за основу определенияоблагаемого оборота принимается стоимость этих или аналогичных товаров,исчисленная по применяемым ценам, а при их отсутствии — из фактическойсебестоимости. При изготовлении товаров из давальческого сырья и материаловоблагаемым оборотом является стоимость их обработки.
У предприятий розничной торговли облагаемый оборот при реализации товаровопределяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым онипроизводят расчеты с поставщиками, включая сумму налога на добавленную стоимость.Аналогично определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров. Длястроительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций облагаемым оборотомявляется стоимость выполненных работ, принятых заказчиком.
Исчисление налога на добавленную стоимость по данным видам работпроизводится исходя из сумм, учитываемых по счетам реализации.
В налогооблагаемую базупо импортируемым товарам включаются таможенная стоимость товара, таможеннаяпошлина, а по подакцизным товарам — и сумма акциза.
Для расчета НДС из общего объема реализации продукции вычитаетсястоимость закупок у поставщиков. Сумма налога определяется как разница междусуммами налога, полученными от покупателей за реализованную продукцию (товары,услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы иуслуги, стоимость которых относится на издержки производства. Подобная база обложениядостаточно стабильна.
Как видим, НДС является косвенным налогом на потребление. Налогвзимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор,пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. Врезультате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства иобращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Техническимеханизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога вбюджет.
От НДС освобождаются: экспортируемые товары (работы, услуги); услугипассажирского транспорта; квартирная плата; некоторые финансовые операции,патентно-лицензионные операции, продукция собственного производства отдельныхпредприятий общественного питания, а также тех, кто обслуживает социальнуюсферу; услуги в сфере образования; научно-исследовательские иопытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учрежденийкультуры; платные медицинские услуги; продукция сельскохозяйственныхпредприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда; изделия народныххудожественных промыслов; некоторые виды товаров, ввозимых на территориюРоссийской Федерации [приложение 1, схема 2]; лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Переченьтоваров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, является единым на всейтерритории РФ, устанавливается законодательными актами и не может быть измененрешениями местных органов государственной власти.
Федеральным законом от 25 апреля 1995 г. № 63-ФЗ «О внесенииизменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О налоге надобавленную стоимость“ были установлены нормы, несколько изменяющиепорядок взимания НДС.
Внесены изменения в определение облагаемого оборота для заготовительных,снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий, занимающихся продажей иперепродажей товаров (за исключением товаров розничной торговли и общественногопитания). С мая 1995 г. указанные предприятия определяют оборот, облагаемыйНДС, на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых продажныхцен и рассчитывают сумму налога в виде разницы между суммой НДС, полученной отпокупателей, и суммой НДС, уплаченной поставщикам товаров, то есть не с суммынаценки, надбавки и т. д., как было установлено ранее. При реализации товаров(за исключением розничной торговли) по договорам комиссии и поручения оборот,облагаемый НДС, определяется также на основании продажной цены товара.
По вышеуказанным предприятиям торговли предъявляются к зачету (возмещениюиз бюджета) суммы НДС по товарам, приобретаемым для перепродажи, по мере ихоплаты поставщикам независимо от факта реализации товаров. Уплата НДС с авансов,полученных ими под поставку товаров, производится со всей суммы авансов ипредоплат.
Созданы равные условия для предпринимательской деятельностиотечественных и иностранных предприятий. На российского налогоплательщикавозложена ответственность по уплате НДС за иностранное предприятие, незарегистрированное в российских налоговых органах, но реализующее натерритории Российской Федерации товары (работы, услуги), облагаемые НДС.Уплата налога производится за счет средств, перечисляемых иностранномупредприятию или лицу, указанному этим иностранным предприятием, и вносится вбюджет в той валюте, в которой производится платеж. После уплаты НДС заиностранное предприятие российское предприятие имеет право обратиться вустановленном порядке за возмещением сумм НДС, уплаченных им на территорииРоссии при осуществлении своей предпринимательской деятельности.
Плательщиками налога являются [приложение 1, схема 4]:
предприятия иорганизации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности,имеющие статус юридических лиц, включая предприятия с иностраннымиинвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
филиалы, отделения идругие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ,имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие заплату товары (работы, услуги);
международныеобъединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную ииную коммерческую деятельность на территории РФ.
Плательщиками НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ,являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможеннымзаконодательством РФ.
В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах[приложение 1, схема 3]:
а) 10% — по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам длядетей по перечню, утвержденному Правительством РФ. При реализации дляпромышленной переработки и промышленного потребления сельскохозяйственнойпродукции продовольственного назначения, продукции мукомольно-крупяной ипищевых отраслей промышленности (за исключением подакцизной и спирта этиловогоиз пищевого сырья, отпускаемого для выработки ликеро-водочных изделий ивинодельческой продукции) расчеты за эту продукцию производятся также сприменением ставки налога в размере 10%;
б) 20% — по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизныепродовольственные товары.
При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемымценам и тарифам, при уплате НДС с суммы разницы между ценой реализацииприобретения товаров, а также при реализации услуг, в стоимость которых включенналог (при осуществлении торгово-закупочной, посреднической деятельности и т.д.), вместо ставок 10 и 20% применяются расчетные ставки соответственно 9,09% и16,67%.
При оформлении расчетных документов: счетов-фактур, актов выполненныхработ, счетов на услуги и пр. сумма налога на добавленную стоимость выделяетсяотдельной строкой. Без этого расчетные документы не должны приниматься банкамик исполнению[1].
Ставка налога с момента введения в 1992 г. и по 1996 г. претерпевалаизменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Однако в условияхотсутствия на рынке достаточной товарной массы, либерализации цен, началокоторой совпало по времени с введением данного налога, и развивающейсяинфляцией ставка оказалась чрезмерно высокой. В большинстве стран, она ниже. Ипри этом для ряда товаров действуют пониженные льготные ставки.
В связи с этим ставка была снижена до 20%, а по продовольственнымтоварам и основным изделиям детского ассортимента — до 10%. Дифференциацияставки налога на продовольственные и непродовольственные изделия соответствуетмировому опыту. Это практикуется в Германии, США, Франции, Японии, а также внекоторых других странах.
Однако снижение ставки сразу на 8 пунктов, а по ряду товаров на 18пунктов болезненно сказалось на бюджете, тем более, что выпадающие доходы ничемне компенсировались.
Изменение ставки НДС в России повлекло осложнения в торговых отношениях сдругими странами Содружества Независимых Государств. Ведь ранее ставка налога(28%) была единой и вдруг возникла возможность пользоваться разницей ставок, ироссийские предприниматели могли оказаться в невыгодных условиях. Поэтомупрошло еще одно изменение закона об НДС, регулирующее торговлю со странами СНГ.При взаимных расчетах обоюдно применяется налоговая ставка той страны, где онавыше.
С 1995г. перечень льготируемых товаров был резко сокращен. Теперь10%-ный налог взимается только с товаров, вошедших в список, утвержденныйПравительством РФ. Это самые необходимые продовольственные товары. Введениемэтого списка были компенсированы доходы, выпадающие из бюджета в связи сотменой специального налога, о чем будет сказано ниже.
Налог на добавленную стоимость предполагалось целиком направлять вфедеральный бюджет. Но вскоре пришлось принять решение передать часть егорегионам. Например, бюджет г. Москвы стал получать сначала 17%, затем 20%, апотом — 25% от общей суммы поступлений. Кстати, мировой опыт свидетельствует,что косвенный налог на потребление чаще всего служит региональным налогом.Значительные отчисления от него направляются в бюджеты субъектов Федерации. Помногим из них норматив составляет 50% и выше.
Каковы перспективы налога на добавленную стоимость? Ведь многиепредприниматели активно выступают за его дальнейшее снижение и постепеннуюотмену. Первоначально при введении НДС рассматривался как панацея от всехфинансовых бед. Предполагалось, что с его помощью уже в 1992 г. удастся свестик минимуму дефицит федерального бюджета.
Налог должен был занять первое место среди доходных статей бюджета,оттеснив даже налог на прибыль предприятий и организаций. Однакосбалансирования бюджета не произошло.
Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень устойчивуюбазу обложения, которая к тому же не зависит от текущих материальных затрат. Вбюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдетокончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступатьи при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольносложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой во всехбанковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговыминспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несетна себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья,материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует своизатраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукциипроцесс переложения налога заканчивается.
У данного вида налога имеется и ряд других преимуществ, как у любогокосвенного налога или налога на потребление. Почему же он не оправдал ожиданийи, пожалуй, больше других видов налогов подвергается критике? Дело в том, что унего есть и негативные стороны. Прежде всего давайте мысленно вернемся к томупериоду, в котором он был введен. Вспомним еще раз, что начало 90-х гг.характеризуется полным опустошением прилавков магазинов, нехваткой производственно-техническихресурсов, тотальным товарным дефицитом и ползучим ростом цен. Инфляцияразвивается в своей второй модификации, но начинает уже проявляться и в прямойформе. С января 1992 г. начинается переход всей экономики на свободныерыночные цены, что усиливает прямую инфляцию, а под давлением полностьюгосподствующего в экономике страны монополизма она резко взлетает вверх. В этотже момент была задействована новая налоговая система и налог на добавленнуюстоимость.
Нетрудно увидеть, чтопри отсутствии на рынке достаточной товарной массы в условиях, когда не развитаконкуренция производителей и расстроено финансовое хозяйство, налог усиливалинфляционные процессы, приводя к дополнительному повышению оптовых и розничныхцен. Ставка налога, установленная первоначально, была чрезмерно высокой вообще,но недопустимо высокой в год либерализации цен. К тому же Закон „О налогена добавленную стоимость“ в тот момент почти не содержал налоговых льгот.Отсутствие льгот по бюджетной сфере, а тогда еще практически вся огромнаясоциальная сфера была бюджетной, привело к тому, что государство при введенииНДС получило не только огромные доходы, но и значительные дополнительныерасходы. Плательщиками налога стали государственные учреждения здравоохранения,народного образования, просвещения, культуры, спорта и т. д. Поэтому пришлосьбыстро вносить изменения и дополнения в Закон о НДС, вводить льготы,касающиеся социальной сферы, снижать налоговую ставку.
В сфере материального производства в связи с введением НДС также возниклидиспропорции. Руководители промышленных предприятий в условиях либерализациицен и нарушения хозяйственных связей стремились создавать складские запасы,обеспечивающие перспективное развитие, в то время как реализация готовойпродукции стала уже снижаться. Действовали стереотипы мышления, требующие,чтобы побольше ресурсов было у себя на складе, недоверие к рыночным формамхозяйства, неуверенность в исходе начинавшихся реформ. Создавать складскиезапасы подталкивали и галопирующие цены. Рост запасов и снижение объемовреализации продукции с неизбежностью вели к тому, что суммы налога, положенныепредприятиям к возмещению и подлежащие уплате в бюджет, начали сближаться междусобой, выравниваться, а на ряде предприятий суммы налога, подлежащеговозмещению, оказывались даже выше тех, что предприятие должно бюджету.
Во втором квартале 1992 г. возник экономический парадокс, при котором непредприятие платит налог государству, а государство — предприятию. Фактическибюджетными средствами кредитовались складские запасы. А поступление налога вбюджет стало замедляться. Именно это обстоятельство и заставило изменитьпорядок возмещения и установить, что возмещению по НДС подлежат сырье и материалы,лишь фактически затраченные на производство объема реализованной продукции.
Это положение продержалось до апреля 1995 г., то есть до момента, когдаход экономической реформы изменил ситуацию в стране. Тогда наступила реальнаявозможность либерализовать механизм взимания налога. Федеральным Законом от 25апреля 1995 г. № 63-ФЗ „О внесении изменений и дополнений в ЗаконРоссийской Федерации “О налоге на добавленную стоимость» былоустановлено, что налогоплательщики имеют право относить на возмещение избюджета суммы НДС по материальным ресурсам производственного назначения по мереоплаты этих ресурсов поставщикам, а не в зависимости от списания затрат по ихприобретению на издержки производства и обращения, как было ранее. Следуетиметь в виду, что возмещаются из бюджета только суммы НДС, относящиеся кзатратам по производству и реализации продукции, включаемым в себестоимостьпродукции (работ, услуг), учитываемой при налогообложении прибыли. Для принятияк зачету товарно-материальные ценности должны быть не только оплаченыпоставщиком, но и оприходованы в бухгалтерском учете.
Итак, экономическая ситуация в Российской Федерации изменилась.Накапливать на складах товары стадо невыгодно. Это означает омертвлять капитали снижать оборачиваемость ресурсов, не говоря уже о дополнительных расходах нахранение. Изменился еще раз и механизм взимания НДС.
Последовательно осуществляя поддержку малого бизнеса, наше государствоосвободило от уплаты НДС граждан, занимающихся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица. Это было сделано еще допредоставления им возможности уплачивать единый налог и вести упрощеннуюсистему учета и отчетности.
Очень важен подход к НДС при строительстве жилых домов, который напротяжении последних лет несколько раз менялся. Речь идет о налоговой льготепри жилищном строительстве, которая то вводилась, то отменялась, то сновавводилась, то урезалась частично и т. д. Фискальные интересы казны в этом отношениивступили в противоречие с одной из самых острых социальных проблем населения.В данный момент действует льгота на жилищное строительство, финансируемое засчет бюджета при ведении строительными организациями раздельного бухгалтерскогоучета по бюджетным и коммерческим объектам.
Накопив определенный опыт, мы можем сказать, что налог на добавленнуюстоимость прочно вошел в налоговую систему Российской Федерации. Он имеет своидостоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить все финансовыепроблемы, накопившиеся в стране. Да это вряд ли было возможно, так как решитьих может только масштабный комплекс мер. Но в целом он имеет позитивноезначение и будет функционировать в России в обозримом будущем. Не став первымсреди доходных источников бюджета, он уверенно занимает там второе место, причемсо значительным отрывом от третьего. А последние изменения в налоге на прибыльповышают роль НДС.
При снижении ставки налога на добавленную стоимость с 28% до 20% и 10%образовался дополнительный бюджетный дефицит. Чтобы его частично заполнить, в1994—1995 гг. вводился специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслейнародного хозяйства. Он рассчитывался по базе НДС и взимался в размере сначала3%, а позднее 1,5% от налогооблагаемой базы. Плательщики данного налога, объектобложения, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы определялись Законом обНДС. Фактически специальный налог не имел самостоятельного значения, а былскрытой формой налога на добавленную стоимость и носил характер чрезвычайногоналога. Теперь, оглянувшись назад, можно поставить вопрос, а была ли необходимостьво введении специального налога? Думается, что плавным снижением НДС не до 20и 10% сразу, а, скажем, до 23 и 13% можно было добиться тех же самых, а принеобходимости и более высоких финансовых результатов. С течением времени можнобыло также постепенно снизить налог до сегодняшнего уровня. Издержки такогокурса налоговой политики были бы меньше, поскольку он был бы болеепоследовательным.
2.2 Акциз
Важным видом косвенных налогов стали акцизы, раньше в нашей стране почтине применявшиеся. Их роль, только в значительно большем объеме, выполнял налогс оборота. Во всех странах мира на особо высокорентабельные товарыустанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета некоторой частиполучаемой производителями таких товаров сверхприбыли.
Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизныетовары предприятия и организации [Приложение 2 схема 1, 2]. С 1997 г.плательщиками акцизов могут быть не только юридические, но и физические лица. ЗаконРФ «Об акцизах» распространен на граждан, занимающихсяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Введениеакцизов совпало, как и вся налоговая реформа, с либерализацией цен. В связи сэтим акцизы устанавливаются не в сумме на единицу изделия, как в большинствестран, а методом процентных надбавок к розничной цене товаров[2]. Подакцизными являются алкогольныенапитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения из золота,платины, серебра, нефть[3], газ и некоторые виды минерального сырья. Вобщем достаточно обычный для мировой практики набор товаров, чья розничная ценав силу потребительских свойств существенно превышает себестоимость. В 1993—1995гг. в ряду подакцизных товаров происходили заметные изменения. Были отмененыакцизы на продовольственные товары, на которые они были установлены.Естественно, это не относится к алкогольным напиткам. В сочетании с налогом надобавленную стоимость акцизы на такие продукты, как шоколад, икра, ценныепороды рыб и некоторые другие морепродукты, способствовали резкому ростурозничных цен на них. Для компенсации выпадающих доходов вводились акцизы нанекоторые другие товары, например, на малотоннажные грузовые автомобили. С1996 г. направление налоговой политики ведет к общему сокращению видовподакцизных товаров. Отменены акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожануюодежду, грузовики.
Объектом налогообложения служат обороты по реализации подакцизных товаровсобственного производства. Для определения облагаемого оборота беретсястоимость реализуемых изделий, исчисленная исходя из цен реализации без учетаналога на добавленную стоимость. Акцизами не облагаются товары, идущие наэкспорт (кроме экспорта в страны СНГ), поскольку с их помощью изымаетсяизбыточный доход, полученный в экономической зоне России (для изъятиясверхдоходов, получаемых от реализации товаров, работ и услуг на экспорт,используется механизм таможенных пошлин). При этом дата совершения оборотаустанавливается исходя из методики определения выручки от реализации товаров,принятой на каждом конкретном предприятии (либо по отгрузке, либо по оплате).Если организация реализует на экспорт товары, приобретенные ею с акцизами, тосуммы акцизов возвращаются налоговыми органами. Возврат производится припредъявлении грузовой таможенной декларации со штампом таможни «выпускразрешен», подтверждающим пересечение товаром границы, а также расчетныхдокументов на покупку товара и справки предприятия – изготовителя подакцизноготовара о дате уплаты акциза.
В зависимости от объема облагаемого оборота акцизы уплачиваются в бюджетисходя из фактического оборота, либо ежедневно (на третий день по совершениюоборота), либо ежедекадно.
Для последующего контроля налогоплательщики представляют налоговыморганам по месту своего нахождения расчеты по акцизам по форме и в сроки,установленные действующим законодательством.
Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов на них устанавливаютсяПравительством Российской Федерации [приложение 2, схема 3].
Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулированияэкономики, обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по возможностипрогнозируя последствия производимых изменений. Так, всем понятно, к чемупривело в середине 90-х г. увеличение акциза на алкогольную продукцию. Акцизбыл увеличен, казалось бы, совсем незначительно, всего на 5%: с 85 до 90%.Однако последствия оказались весьма серьезными, причем и финансовые, иобщеэкономические, и социальные. Рост акцизов вызвал мгновенное увеличение ценна отечественную алкогольную продукцию. Далее спрос на нее упал, сначаламагазины, а затем и предприятия стали затовариваться, на большинстве из нихпроизводство остановилось. Борцы с алкоголизмом, сохранившиеся еще с кампании80-х гг., могли бы порадоваться, но образовавшаяся «ниша» была немедленнозаполнена. В коммерческие киоски крупных городов хлынул поток дешевых, нонедоброкачественных спиртных напитков из-за рубежа, заполнивших рынок. Итогповышения акцизов — произошло заметное снижение налоговых доходов вместоожидавшегося повышения. Сказалось падение прибыли на ликероводочных заводах, уних усугубилось финансовое положение. Потребители получили низкосортнуюпродукцию. Деньги стали уходить за рубеж, на ее покупку. Нужно сказать, что правительствосориентировалось в обстановке очень оперативно, понизив акциз до прежнегоуровня.
Наряду с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими источниками,поддерживая региональные и местные бюджеты.
Начиная с 1997 г. по ряду изделий акцизы устанавливаются не в процентах, а в денежном выражении. Впервые в рублях введены акцизы на алкогольнуюпродукцию с учетом крепости, на пиво и табачные изделия.
2.3 Таможеннаяпошлина
Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органамипри ввозе товара на таможенную территорию страны или при вывозе товара с этойтерритории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.Обложение товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, осуществляется всоответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». Основой дляначисления таможенной пошлины является таможенная стоимость товара.
В России основное значениепридается импортным пошлинам по сравнению с экспортными. Аналогичная тенденциянаблюдается во всех развитых странах.
Таможенные пошлины имеют огромное значение вэкономической и политической жизни государства.
Заявляемая в декларации таможенная стоимость товарадолжна основываться на достоверной, количественно определяемой и документальноподтвержденной информации. Владелец товара обязан по требованию таможенногооргана предоставить все необходимые ему сведения.
Таможенный орган вправе принимать решения о правильностизаявленной таможенной стоимости товара. При отсутствии данных, подтверждающихправильность ее определения, или при наличии оснований полагать, что сведенияне являются достоверными и достаточными, таможенный орган может самостоятельноопределить таможенную стоимость декларируемого товара. В последнем случае пописьменному запросу декларанта он обязан в трехмесячный срок представитьписьменное разъяснение причин, по которым заявленная таможенная стоимость неможет быть принята в качестве базы для начисления пошлины.
Определение таможенной стоимости ввозимых товаровявляется достаточно непростым делом. Обычно используются разные методы, ноосновной — по цене сделки с ввозимыми товарами. Применяются также методыопределения стоимости по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки соднородными товарами, методы вычитания стоимости, сложения стоимости, резервныйметод.
При методе по цене сделки с ввозимыми товарами таможеннойстоимостью является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате затовар на момент пересечения им таможенной границы. В цену сделки включаютсяследующие компоненты:
• расходы по доставке товара до аэропорта, порта,станции или иного места ввоза на территорию Российской Федерации;
• расходы, понесенные покупателем, как-то:комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость контейнеров и другоймногооборотной тары, упаковки;
• соответствующая часть стоимости следующих товаров иуслуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателям бесплатно илипо сниженной цене для использования в связи с производством или продажей навывоз оцениваемых товаров: сырья, материалов и комплектующих изделий; инструментов,штампов, форм, использованных при изготовлении данных товаров; инженерныхпроработок, опытно-конструкторских работ, эскизов и чертежей, выполненных внетерритории Российской Федерации и непосредственно необходимых дляпроизводства указанных товаров; лицензионных и иных платежей за использованиеобъектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо иликосвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров. Помимоэтого учитывается величина части прямого или косвенного дохода продавца отлюбых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаровна территории Российской Федерации.
Повторим, что это основной метод. Но в ряде случаев онне может применяться. Что же это за исключения? Например, если существуютограничения в отношении прав покупателя на товар. Далее, продажа и цена сделкимогут зависеть от соблюдения условий, влияние которых невозможно учесть. Или,участники купли-продажи являются взаимозависимыми лицами, что можетвоздействовать на цену сделки. Наконец, данные таможенной декларации неподтверждены документально или не являются количественно определенными идостоверными.
Во всех этих случаях применяется метод по цене сделкис идентичными товарами. В качестве основы берется цена сделки с идентичнымитоварами. Под идентичностью товаров понимаются одинаковые физическиехарактеристики, качество и репутация на рынке, та же страна и тот жепроизводитель.
Понятно, что использовать и этот метод можно невсегда. И приходится брать метод по цене сделки с однородными товарами. Пододнородными понимаются изделия, которые имеют сходные характеристики и состоятиз схожих элементов. Они близки функционально и могут быть взаимозаменяемыми вкоммерческом отношении.
При методе вычитания стоимости за основу определениятаможенной стоимости товара принимается цена единицы изделия, по которойоцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией натерритории России не позднее 90 дней с даты ввоза. Из цены единицы товаравычитаются:
• расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычныенадбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей ввозимых товаров тогоже класса и вида;
• суммы таможенных пошлин, налогов, сборов и иныхплатежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажейтоваров;
• обычные расходы на транспортировку, страхование,погрузочно-разгрузочные работы.
Метод на основе сложения стоимости предусматриваетрасчет таможенной стоимости товара путем сложения трех составляющих.Во-первых, стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем.Во-вторых, общих затрат, характерных для продажи в Россию из страны вывозатоваров того же вида, в том числе транспортировка, погрузочно-разгрузочныеработы, страхование до места пересечения границы и иные неизбежные затраты.В-третьих, прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставкиподобных товаров.
Возможны отдельные случаи, когда таможенная стоимостьтовара не поддается определению перечисленными выше пятью методами. Тогдаприменяется резервный метод. Оценка товаров производится с учетом мировойпрактики. При использовании резервного метода таможенный орган предоставляетдекларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию, которая и служитосновой расчетов.
Таможенные пошлины, как и любые внутренние налоги,имеют определенные льготы. Они не носят индивидуального характера иопределяются Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «Отаможенном тарифе». Полностью освобождаются от пошлины:
• транспортные средства для международных перевозок пассажирови грузов;
• предметы материально-технического снабжения,вывозимые для обеспечения деятельности российских судов, ведущих морскойпромысел, а также ввозимая продукция их промысла;
• товары, ввозимые или вывозимые для официального илиличного пользования представителями иностранных государств, физическимилицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основаниимеждународных соглашений;
• валюта и ценные бумаги. Данное положение нераспространяется на нумизматические цели;
• товары, подлежащие обращению в собственностьгосударства;
• товары, представляющие собой гуманитарную помощь;
• товары, предназначенные для оказания техническогосодействия;
• товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиметранзита и предназначенные для третьих стран;
• товары, перемещаемые через таможенную границу физическимилицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческойдеятельности.
Законом «О таможенном тарифе»допускается установление преференций в виде освобождения от пошлин, сниженияставок пошлин или установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз)товаров. Такие меры применяются к государствам, образующим вместе с РоссийскойФедерацией зону свободной торговли или таможенный союз. Применяются преференциии к товарам из развивающихся стран, пользующихся национальной системойпреференций Российской Федерации.
При осуществлении торговой политикиРоссийской Федерации допускается предоставление тарифных льгот в виде возвратаранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины или в исключительных случаях— освобождения от пошлины.
К числу других федеральных налоговотносятся отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи запользование природными ресурсами, гербовый сбор, государственная пошлина,сбор за использование наименований «Россия», «РоссийскаяФедерация», который уже давно предлагается отменить.
В первой половине имела место практикавведения целевых федеральных налогов. Они действовали определенное время, азатем отменялись. В известной степени такие налоги можно отнести к разрядучрезвычайных. Так, в 1994 г. был введен специальный налог для финансовойподдержки важнейших отраслей народного хозяйства, а с 1 января 1996 г. налоготменен. Полученные средства направлялись для финансовой поддержки содержанияи развития городского пассажирского транспорта и пригородного железнодорожноготранспорта.
Компенсационные пошлины применяются приввозе товаров, для производства которых прямо или косвенно использовалисьсубсидии.
Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин (тарифов)устанавливаются Правительством Российской Федерации, являются едиными и неподлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через границу. Онислужат инструментом оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В нашей стране применяются следующие виды ставок таможенныхпошлин:
•адвалорные, то есть начисленные в процентах к таможенной стоимости облагаемыхтоваров;
• специфические, начисляемые в определенном размере заединицу облагаемых товаров;
• комбинированные, в которых сочетаются первые двавида таможенного обложения.
Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаровмогут применяться по решению Правительства сезонные пошлины. По сроку действияони не должны превышать шести. месяцев в течение календарного года.
Для защиты экономических интересов страны по отношениюк ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: специальные,антидемпинговые и компенсационные.
Специальные пошлины служат защитными средствами, еслитовары ввозятся в страну в количествах и на условиях, угрожающих нанести ущерботечественным производителям аналогичных товаров. Они могут также применятьсяв качестве ответных мер на дискриминационные действия со стороны другихгосударств.
Антидемпинговые пошлины вводятся в случае ввозатоваров по цене ниже, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, в случае,если это угрожает материальным ущербом отечественным производителям или можетприостановить расширение производства подобных отечественных товаров.Демпинговые цены нередко применяются для завоевания зарубежного рынка, незащищенного соответствующими торговыми соглашениями.
3. Порядок исчисления и учёт налога на добавленнуюстоимость на предприятии
Для отражения в бухгалтерскомучете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначаются счет 19 «Налогна добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты сбюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
Приполучении авансов (предварительной оплаты) под поставку материальных ценностейлибо под выполнение работ (услуг), а также при оплате продукции и работ,произведенных для заказчиков по частичной готовности, вся сумма, указанная вдокументах по полученным авансам, отражается по дебету счетов учета денежныхсредств и кредиту счета 64 «Расчеты по авансам полученным». Одновременно сумманалога, исчисленная по установленной ставке на основании документов ополученных авансах, отражается по дебету счета 64 «Расчеты по авансамполученным» и кредиту счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленнуюстоимость». При отгрузке продукции, выполнении работ (услуг) на сумму ранееучтенного НДС сначала делается обратная вышеуказанная запись (дебет счета 68,субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость», и кредит счета 64«Расчеты по авансам полученным»), а затем отражаются все операции, связанные среализацией продукции (работ, услуг), в установленном порядке (дебет счета 64 вкорреспонденции с кредитом счета 46 и т.д.).
По мересписания материальных ресурсов на производство налог в части, относящейся кэтим ресурсам, списывается с кредита счета 19 соответствующего субсчета вдебет счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
Сумма налога,выделенная отдельно в расчетных документах по отгруженной продукции(выполненным работам, услугам) или имуществу, в составе выручки от реализацииотражается по кредиту счетов реализации в корреспонденции со счетами расчетовс покупателями и заказчиками. Одновременно указанная сумма налога отражаетсяпо дебету счетов 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 47 «Реализация ипрочее выбытие основных средств», 48 «Реализация прочих активов» и кредитусчета 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
Предприятия,занимающиеся розничной торговлей, отражают на кредите счета 68, субсчет «Расчетыпо налогу на добавленную стоимость», сумму налога, относящуюся к разнице междупродажной и покупной стоимостью товаров (к торговой надбавке или скидке) в корреспонденциис дебетом счета 46. При получении предприятиями за реализуемые ими товары(работы, услуги), включая основные средства и прочие активы, сумм денежныхсредств в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения,направляемых в счет увеличения прибыли; указанные средства отражаются вбухгалтерском учете по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счетовреализации.
В случаевыбытия в порядке финансовых вложений в уставные фонды других предприятий,безвозмездной передачи материальных ресурсов, нематериальных активов, основныхсредств, выбытия основных средств из хозяйственного оборота по причиненеудовлетворительного физического состояния до момента полного списанияуплаченного при их приобретении (строительстве) налога, учтенного по дебетусчета 19 соответствующих субсчетов, разница между суммой уплаченного налога исуммой, зачтенной при определении НДС, подлежащего взносу в бюджет, списываетсяза счет собственных источников предприятия, а в случае реализации — за счетсредств, полученных от покупателя.
В случае порчиили хищения материальных ресурсов, малоценных и быстроизнашивающихся предметовдо момента отпуска их в производство (эксплуатацию) сумма уплаченного при ихприобретении НДС списывается с кредита соответствующих субсчетов счета 19 вобщеустановленном для списания недостач материальных ценностей порядке.
Суммы налога поосновным средствам, нематериальным активам, товарам (работам, услугам), использованнымдля непроизводственных нужд, списываются с кредита счета 68, субсчет «Расчетыпо налогу на добавленную стоимость», на дебет счетов учета источников ихпокрытия (финансирования). Сумма налога по товарам (работам, услугам),использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций,освобожденных от налога, списывается на дебет счетов учета затрат напроизводство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» идр.), а по основным средствам и нематериальным активам — учитывается вместе состоимостью их приобретения.
Кредитовоесальдо по счету 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»,перечисляется в бюджет и отражается в учете по дебету указанного счета,субсчета в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетный счет».
Контроль заполнотой исчисления и своевременностью перечисления НДС в бюджетосуществляется налоговыми органами на основании данных, сообщаемыхналогоплательщиками в налоговых расчетах, представляемых в сроки, установленныедействующим законодательством.
3.1 Порядок исчисления иучет НДС на предприятии оптовой торговли
Порядок исчисления и учет НДС вторговле рассмотрим на примере ООО «Фаэтон-Трейдинг», занимающимся оптовойреализацией парфюмерно-косметической продукции.
ООО «Фаэтон-Трейдинг» было зарегистрировано 28 ноября1997года. В данной фирме работает 28 человек, кромеэтого в уставном капитале нет доли, принадлежащей юридическим лицам которые неявляются субъектами малого предпринимательства и субъектов РФ и согласнофедерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации» ООО «Фаэтон-Трейдинг» относится к малому предприятию. Поэтому даннаяфирма платит НДС один раз в квартал не позднее 20 числа месяца, следующего запоследним месяцем отчетного квартала. [Приложение 1, схема 6] Так срок сдачиотчета за I квартал 2000 года было 20 апреля [Приложение 4«Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость»]. Согласнозакона «О налоге на добавленную стоимость» парфюмерно-косметические товарыпопадают под ставку 20%.
В соответствиис Инструкцией Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты налога надобавленную стоимость» от 11 октября 1995 г. № 39 в оптовых организациях(предприятиях), занимающихся продажей и перепродажей товаров, сумма НДС, подлежащаявнесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученнымиот покупателей за реализованные товары, и суммами налога, уплаченнымипоставщикам этих товаров и материальных ресурсов, стоимость которых относитсяна издержки производства и обращения.
При этом суммыНДС по поступившим и оприходованным товарам, приобретенным для перепродажи,принимаются к зачету после их фактической оплаты поставщикам, независимо отфакта реализации этих товаров.
Оптовые организации, получающиедоход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок, вознаграждений, других сборов,определяют облагаемый оборот на основе стоимости товаров, реализуемыхпокупателям, исходя из применяемых цен без включения в них НДС.
В расчетныхдокументах за реализуемые товары эти организации отдельной строкой указываютпродажную цену и сумму НДС, исчисляемую по соответствующим ставкам от этой ценыв размере 10% и 20%.
ООО «Фаэтон-Трейдинг» для отражения в бухгалтерскомучете хозяйственных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость,применяет счет19 «Налог на добавленную стоимость по приобретеннымценностям» и счет 68 «Расчеты с бюджетом» субсчет 1 «Расчеты по НДС».
Применяемые операции и их отражения на счетах в ООО«Фаэтон-Трейдинг» связанных с НДС приведены ниже:
Выписки бухгалтерских проводок из журналов ордеров,произведенных в апреле 2000г. ООО «Фаэтон-Трейдинг»
Содержание операции Дебет
Кредит
Сумма (тыс. руб.)
1. Оприходование товаров, поступивших от поставщиков (без НДС) 41 60 1 000
2. Отражение НДС по поступившим товарам (20%) 19 60 200
3. Оплата счетов поставщиков за поступившие товары 60 51 1 200
4. Списание стоимости товаров на реализацию 46 41 1 000
5. Отражение факта реализации товаров (стоимость товара 1 000 плюс торговая надбавка 25% плюс НДС 20% так как в оптовой торговле надбавка применяется к ценам без НДС) 51 46 1 500
6. Отражение НДС на реализованные товары (1250х20%) 46 68 250
7. Списание в зачет НДС, уплаченного поставщику 68 19 200
8. Перечисление сумм НДС в бюджет (250 — 200) 68 51 50
При получении аванса (предоплаты) предприятие использует следующие бух. проводки
1. Отражение сумм полученных авансов (предоплат) под поставку товаров 51 64 1 500
2. Одновременно на сумму НДС, исчисленную по установленной расчетной ставке на основании документов о полученных авансах (16,67 %) 64 68 250
3. При отгрузке (продаже) товаров: на сумму ранее исчисленного НДС 68 64 250
на сумму зачтенного аванса в счет оплаты товаров 64 46 1 500
4. Списание стоимости товаров на реализацию 46 41,45 1 000
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Данная фирма при совершении операций по реализациитоваров, как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемыхналогом, составляет счета-фактуры и ведет журналы учета счетов-фактур, книгупродаж и книгу покупок по установленным формам.
Каждаяотгрузка товара оформляется составлением счета-фактуры и регистрацией ее вкниге продаж и в книге покупок.
Книга продажпредназначена для регистрации счетов-фактур в целях определения суммы налога надобавленную стоимость по реализованным товарам.
Отражениесчетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по меререализации товаров или получения предоплаты.
ООО«Фаэтон-Трейдинг» ведет журнал учета получаемых от поставщиков счетов-фактур икнигу покупок.
Книга покупокпредназначена для регистрации счетов-фактур, представляемых поставщиками, вцелях определения суммы НДС, подлежащей зачету (возмещению) в порядке,установленным федеральным законом.
В даннойорганизации суммы НДС по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарампринимаются к зачету (возмещению) у покупателя только при наличиисчетов-фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, исоответствующих записей в книге покупок.Заключение
Отход отпринципов административного управления экономикой и вступление на рыночный путьразвития выдвигают на первый план проблему налогового регулированияэкономических процессов. В этих условиях законодательным органам необходимопроводить гибкую налоговую политику, позволяющую оптимально сочетать интересыгосударственной казны с интересами отдельных предприятий, а также с интересамиграждан-налогоплательщиков.
Налоговаясистема России, в том числе и система косвенных налогов, далеко не совершенна.Необходимо ее изменение, качественное реформирование. Однако это необходимопроизводить крайне осторожно и взвешенно. Логически вполне понятно желание вусловиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленностьналогов, однако, недооценка социального аспекта проблемы чревата худшимипоследствиями, чем дефицит бюджета. Устранение дефицитности бюджета за счетизъятия налогов у предприятий является основным недостатком налоговой системы вРоссии. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики идеятельностью непосредственных ее субъектов — предприятий. Потеря такойвзаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, апредприятия, испытывая ее чрезмерное давление, — сами по себе. Многиепоставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятиязаинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокогоналогообложения.
Системакосвенных налогов должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всехсоциальных слоев общества — предпринимателей, работников, государственныхслужащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в количествеполучаемых доходов. Такая социальная функция косвенных налогов имеет большоезначение для обеспечения социального равновесия в обществе.
Налоговая система России не учитывает то, что онафункционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ееинфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явлениевполне закономерно — ведь производители товаров стремятся переложить все бремяналогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров – население.Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеетвозможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получитьбольшую массу прибыли для собственного использования. В России доля косвенныхналогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие вналогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления “любой ценой”. Ацена такой политики высока — экономическая стагнация, инфляция, многократный (втысячи раз) рост цен на потребительские товары.
Налоговаясистема должна соответствовать элементарным требованиям теории налогообложения.В России же базой налога на добавленную стоимость является не только прибыль изаработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но иамортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включаются акциз, атакже таможенные пошлины, которые никакого отношения к добавленной стоимости неимеют. Необоснованно и то, что одним налогом (НДС) облагается другой налоговыйплатеж — акциз. Вследствие этого налог на добавленную стоимость теряет своедействительное содержание и практически превращается в налог с продаж(своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условияхмонопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительноувеличивающего цену. В условиях динамичных инфляционных процессов и огромнойставки НДС, этот налог стал сегодня одним из решающих факторов сдерживанияразвития производства в связи с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведьон увеличивает почти на четверть и так-то растущие цены. Безусловно, этотналог, являясь рыночным по своему характеру, перспективен. Поэтому сраздающимися порой предложениями о его ликвидации согласиться, нельзя. Нужноотрабатывать его механизм, имея в виду существенное снижение ставки. Здесьпроблема упирается в ограниченные возможности бюджета. Они, однако, могут бытьв значительной степени расширены повышением сумм НДС в связи с ростом цен иотработкой механизма взимания этого налога, увеличением объемов производства,работ и услуг, на что, собственно, и нацелено снижение ставок.
Наша система косвенных налогов построена так, чтоналоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это очень удобно с точки зренияфискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позицийобоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета,тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором — идетпроцесс “накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличиваетсядефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияетна его расходы. Списокиспользуемой литературы
1. Налоговый кодекс РФ, 1999
2. Черник Д. Г. Налоги. Учебноепособие: М. – Финансы и кредит – 1996
3. Финансы / под ред. Родионовой В.М. – М. – Финансы и статистика 1995
4. Черник Д. Г. Налоги в рыночнойэкономике – М. — 1997
5. Медведев А. Н. Налог надобавленную стоимость: практика применения – М. — Главбух, 1999
6. Ивашкин Б. Н. Бухгалтерский учет вторговле – М. — Дело и сервис, 1999
7. Карасев В. Законодательство обакцизах в схемах – Право и экономика №7, 1999
8. Карасев В. Законодательство оналоге на добавленную стоимость в схемах — Право и экономика №10, 1999
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «НДС»
Схема 1.1 «Облагаемый оборот»
/>
Схема 1.2 «Облагаемый оборот» (продолжение)
/>
Схема 2 «Виды товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС»
/>
Схема 3 «Ставки НДС»
/>
Схема 4 «Плательщики НДС»
/>
Схема 5 />«Объекты налогообложения»
/>/>Схема 6 «Срокиуплаты НДС»ПРИЛОЖЕНИЕ2 «Акциз»
/>
Схема 1 «Виды плательщиков акцизов»
Схема 2 «Плательщики акцизов по товарам»
/>
Схема 3 «Состав подакцизных товаров»
/>