Реферат по предмету "Налоги, налогообложение"


Обзор системы налогообложения в Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙСИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночнойэкономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказываютсущественное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществлениеинвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.
Проведение рыночных преобразований  невозможно без создания эффективнойсистемы налогообложения. Проблемы бюджета, бюджетного процесса неразрывносвязаны с налоговой системой. Налоги составляют значительную долю в доходнойчасти бюджетов различных уровней.
В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции,каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты даннойфинансовой категории:
1.Фискальная функция (фиск — казна), т.е. обеспечениегосударства необходимыми ресурсами.
С помощью данной функции образуются государственные денежные фонды исоздаются материальные условия для функционирования государства в условияхрыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источникомдоходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функцияусиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли государствав обществе.
2.Распределительная функция
С помощью налогов     происходит распределение и перераспределениенационального дохода и создаются условия для эффективного государственногоуправления.
Налоги как активный участник перераспределительных процессов оказываютсерьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы,расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Экономический механизм системы налогообложения может достичь поставленнойцели в случае создания равных экономических условий для всех предприятийнезависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он долженобеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода черезиспользование таких элементов налога, как ставки, льготы, сроки уплаты, что всвою очередь позволит решить задачи насыщения товарами и услугамипотребительского рынка, ускорение научно-технического  прогресса,  обеспечения насущных  социальных потребностей населения.
3.Регулирующая функция
Регулирующая функция налогов реализуется путем:
— регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц;
— стимулирования роста производства товаров или сдерживания их,стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии, выпускапродукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого бизнеса ит.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через системуматериальных и финансовых санкций.
4.Контрольная функция
При помощи налогов контролируется своевременное поступление частивыручки, прибыли и дохода организаций и физических лиц в бюджет и внебюджетныефонды.
Налоговая система базируется на рядепринципов налогообложения, основнымииз которых являются:
1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое ифизическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Недопускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате налога,не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство вналогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основесравнения экономических потенциалов.
2. Справедливость   налогообложения - каждое физическое июридическое лицо должно платить налоги в зависимости от получаемой прибыли,дохода.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различноприменяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иныхподобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставокналогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданствафизических лиц или места происхождения капитала.
3. Экономическая обоснованность налогов.
Налоги и сборы должныиметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
4. Однократность налогообложения - один и тот же объектналогообложения у каждого субъекта может быть обложен налогом одного видатолько один раз за определенный законом период налогообложения.
 5.Определенность налогообложения.
При установлении налогов должны быть определены все элементыналогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны бытьсформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы),когда и в каком порядке он должен платить.
6. Нейтральность налогов -   налоги   не должны вредитьдеятельности    предприятий и жизнедеятельности граждан.
Данный принцип реализуется   в ряде стран в отношении налогообложенияфизических лиц, в частности, путем введения не облагаемого налогом дохода,связанного с размером прожиточного минимума.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актовзаконодательства   о   налогах   трактуются      в   пользу налогоплательщика.
7. Простота, доступность и ясность налогообложения. Наиболеепростыми с точки зрения исчисления считаются прямые налоги. В соответствии смировой практикой прямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов,поступающих от налоговой системы.
8.    Применение наиболее оптимальных форм, методов и сроковуплаты налогов.
Контроль заправильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов и сборовосуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своейкомпетенции посредством налоговых проверок, получения объясненийналогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности,осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
Налоговая система РФ включает совокупность налогов и сборов, взимаемых вустановленном порядке.
Подналогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им направе собственности, хозяйственного ведения или оперативного управленияденежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.
Данное определение позволяет отличить налог от сбора.
Подсбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физическихлиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношенииплательщиков сборов государственными органами, органами местногосамоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридическизначимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений(лицензий).
Такимобразом, сбор, согласно Налоговому Кодексу, представляет собой условиеосуществления государством тех или иных юридически значимых действий винтересах его плательщика, где существует некая возмездность. При уплате сбороввсегда присутствует специальная цель и интересы сторон, следовательно, сбор неможет быть произвольным, размер сбора должен быть обоснован и сопоставим сцелями, на которые он взимается.
Налогиувязаны между собой и представляют в совокупности целостную систему.
Основнымипринципами построения налоговой системы являются:
1.Единство налоговой системы.
Не допускается устанавливать налоги и сборы,нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо иликосвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров,работ, услуг или финансовых средств, а также создавать препятствия незапрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
2.Верховенство федеральных налогов, их первоочередное перечисление.
3.Стабильность налоговой системы,
Международныминормами предусмотрено внесение существенных изменений в налоговую систему 1 разв 5 лет при стабильной системе,  1 раз в 3-4 года — при нестабильной системе,
4.Гибкость налоговой системы, заключающаяся в множественности применяемыхналогов.
5.Определение   конкретного   перечня   прав   и   обязанностейналогоплательщиков с одной стороны, и налоговых органов — с другой.
Процесс формирования конкретных налогов регламентируется сериейспециальных законов. Законодательной основой построения налоговой системы РФявляется Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законыо налогах и сборах, Законодательство субъектов РФ. Законодательство о налогах исборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах  и сборахсубъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым Кодексом. Нормативныеправовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборахпринимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии сНалоговым Кодексом.
Актызаконодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истеченииодного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числаочередного налоговою периода по соответствующему налогу (сбору), за исключениемслучаев, предусмотренных Налоговым Кодексом.
С1.01.2000г. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый Кодекс в частиустановления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства оналогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органовместного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу неранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Но не ранее одного месяцасо дня их официального опубликования.
Стержнемналоговой системы РФ является Налоговый Кодекс Российской Федерации, принятыйФедеральным законом РФ от 31.07.98 г. № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями,утвержденными Федеральными законами № 154-ФЗ и №155-ФЗ от 9.07.99г.), которыйустанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общиепринципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
-     определяет виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
-      устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) ипорядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;
-      определяет основные начала установления налогов и сборов субъектовРоссийской Федерации и местных налогов и сборов;
-      устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органови иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
-      определяет формы и методы налогового контроля;
-      устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений;
-      устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговыхорганов и их должностных лиц.
В   целях  определения   прав,   обязанностей   и   ответственности налогоплательщиков иналоговых органов Налоговый Кодекс РФ определяет элементы налогообложения:
— категории налогоплательщиков (субъекты налога), то естьорганизации и физические лица, на которые возложена обязанностьвыплачивать налоги. В соответствии с Налоговым Кодексом (ч.1) филиалы и другиеобособленные подразделения российских организаций исполняют   обязанность этихорганизаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иныхобособленных подразделений;
— объект налогообложения (имущество; прибыль; доход;  стоимостьреализованных товаров выполненных работ, оказанных услуг); иное экономическоеоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, сналичием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборахсвязывает возникновение обязанности по уплате налога. Налоговый Кодексустанавливает понятие отдельных видов объектов налогообложения: имущество,товар, работа, услуга — и принципы определения их цены для целейналогообложения, а также дает понятие реализации товаров, работ, услуг;
— налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объектаналогообложения, которая исчисляется налогоплательщиками по итогам каждогоналогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) наосновании иных документально подтвержденных данных.  При обнаружении ошибок иискажений в исчислении налоговой базы,  относящихся к прошлым налоговымотчетным периодам в текущем  (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговыхобязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможностиопределения конкретного периода корректируются налоговые обязательства  отчетногопериода, в котором выявлены ошибки (искажения);
— налоговый период,  - календарный год или иной период времениприменительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговаябаза и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период можетсостоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которыхуплачиваются авансовые взносы. Если организация была создана после началакалендарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени содня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организациипризнается день ее государственной регистрации. При создании организации вдень, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговымпериодом для нее является период времени со дня создания до конца календарногогода, следующего за годом создания;
— налоговая ставка(норма налогового обложения) — величина налоговыхначислений на единицу измерения налоговой базы;
— порядокисчисления налога;
       — порядоки сроки уплаты налога,  форма отчетности, которые устанавливаютсяприменительно к каждому налогу и сбору. Конкретный порядок уплаты налогаустанавливается в соответствии с Налоговым Кодексом РФ применительно к каждомуналогу. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днемокончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день;
             — бюджетили внебюджетный фонд, в который начисляется налоговый оклад;
 - источник налога (доход, из которого выплачивается налог);
       — налоговые  льготы   -   предоставляемые   отдельным   категориям налогоплательщиковпреимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачиватьих в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющиеоснования, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могутносить индивидуального характера. По налогам и сборам могут устанавливаться впорядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:      
-     необлагаемый минимум объекта налога;
-     изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
-      освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорийплательщиков;
-      понижение налоговых ставок;
-      вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
-     целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взиманияналогов).
При установлении налогов должны быть определены все элементыналогообложения.
В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды,налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги исборы (Налоги и сборы субъектов РФ) и местные налоги и сборы.
Важноотметить, что отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется взависимости от компетенции органов законодательной (представительной) власти вприменении налогового законодательства.
На практикеэто означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетнойсистемы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определениеконкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.)соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции.Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетнойсистемы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступленийформируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджетыпоступают как налоги субъектов Российской Федерации, так и федеральные налоги.Аналогичная картина наблюдается и при формировании доходов местных бюджетов.Кроме закрепленных за ними местных налогов, они включают в себя соответствующуючасть федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.
Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексоми обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральнымналогам и сборам относятся:
-     налог на добавленную стоимость;
-        акцизы на отдельные виды товаров и услуг и отдельные видыминерального сырья;
-   налог на прибыль (доход) организаций;
-   налог на доходы от капитала;
-   подоходный налог с физических лиц;
-   взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
-  государственная пошлина;
-  таможенная пошлина и таможенные сборы;
-   налог на пользование недрами;
-    налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
-     налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
-     сбор за право пользования объектами животного мира и воднымибиологическими ресурсами;
-    лесной налог;
-   водный налог;
-   экологический налог;
-   федеральные лицензионные сборы.
Региональными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексоми законами субъектов РФ, которые вводятся в действие законами субъектовРоссийской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующихсубъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог,законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерацииопределяют следующие элементы налогообложения:
-налоговую ставку (но в пределах, устанавливаемых Кодексом);
— порядок исроки уплаты;
— формыотчетности;
— налоговые льготы и основания для их использования.
Такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговыйпериод, налоговая база, порядок исчисления, устанавливаются только всоответствии с Налоговым Кодексом РФ.
Крегиональным налогам и сборам относятся:
— налог на имущество организаций;
— налог на недвижимость;
— дорожный налог;
— транспортный налог;
— налог с продаж;
-налог на игорный бизнес;
— региональные лицензионные сборы.
При введениив действие налога на недвижимость прекращается действие на территории субъектаРФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц иземельного налога.
Местными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом инормативными правовыми актами представительных органов местногосамоуправления,которые вводятся в действие в соответствие с Налоговым кодексом   Российской  Федерации,   нормативными  правовыми   актами представительных органов местногосамоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующихмуниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федеральногозначения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действиезаконами данных субъектов РФ.
Устанавливая местный  налог,  представительные  органы  местного самоуправления определяют внормативных правовых актах следующие элементы налогообложения:
-          налоговую ставку (в пределах, устанавливаемых Кодексом);
-           порядок и сроки уплаты;
-           формы отчетности;
-           налоговые льготы и основания для их использования.
К местным налогам и сборам относятся:
-          земельный налог;
-           налог на имущество физических лиц;
-           налог на рекламу;
-           налог на наследование и дарение;
-           местные лицензионные сборы.
Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и вовнебюджетные фонды осуществляется в порядке  и  на   условиях, определяемыхзаконодательством Российской Федерации и другими органами государственнойвласти в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами.
Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенцииорганов власти, но и в зависимости от других признаков.
В зависимости от экономического содержания и особенностей взимания налогиможно разделить на:
-  прямые,взимаемые непосредственно—с доходов или   имущества налогоплательщика;
— косвенные,включаемые в цену товара, работы, услуги. Реальным плательщиком косвенныхналогов выступает покупатель-потребитель, а налогоплательщик является, посуществу, сборщиком налогов.
 Средипрямых налогов выделяются
— реальные,связанные с владением, распоряжением, пользованием   имущественными объектами;
      — личные, которыми облагаются доход (прибыль), отдельные виды деятельности илиоперации, совершаемые юридическими или физическими лицами.
 Ккосвенным налогам относятся:
— налог на добавленную стоимость;
— акцизы на отдельные группы и виды товаров;
— налог на реализацию горюче-смазочных материалов;
— таможенная пошлина;
— налог с продаж.
В качестве источника уплаты налогов для юридических, лиц может выступатьвыручка от реализации продукции, себестоимость, балансовая или остаточнаяприбыль (табл. 1).
Таблица 1
Источники основных налогов сюридических лиц.
 
Выручка от реализации продукции
Себестоимость продукции(товаров, услуг)
 
Финансовый результат деятельности п/п (балансовая прибыль или убыток)
  Остаточная прибыль
 
-Налог на добавленную стоимость
— Акциз
— Экспортная таможенная пошлина
-Налог на реализацию горюче- сма­зочных материалов*
-Налог с продаж
 
— Земельный налог
— Налог на пользователей автодорог*
— Налог с владельцев транспортных средств*
— Плата за право пользования недрами* (кроме платежей за сверхнормативные потери полезных ископаемых)
— Экологический налог (до введения в действие ч.2 Налоговым Кодексом РФ — платежи за предельно допустимое загрязнение окружающей среды)
— Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы*
— Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных  систем*
— Импортная таможенная пошлина
— Налог на имущество предприятий
— Налог на рекламу*
— Налог на содержание       жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы*
— Сбор на нужды     образовательных учреждений*
— Налог на прибыль предприятия
— Платежи за сверхнормативные потери полезных ископаемых*
— Экологический налог (до введения в действие ч.2 Налоговым Кодексом РФ — платежи за предельно допустимое загрязнение окружающей среды)
— Местные налоги, вносимые за счет остаточной прибыли.
 
*- данные налоги действуют до введения в действие ч.2 Налогового КодексаРФНАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Налог на прибыль занимает одно из ведущих мест в составе источниковформирования бюджетов всех уровней. В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991г.№2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями идополнениями) налог на прибыль относится к федеральным налогам, следовательно,является общеобязательньм и  взимается на всей территории РФ. Налог на прибыльпредприятий является прямым личным налогом, взимаемым непосредственно с доходовналогоплательщика.
Законодательнойи нормативно-правововй базой установления элементов налогообложения по налогуна прибыль являются Закон Российской Федерации от 27.12. 1991 г. N 2116-1«О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Инструкция ГНС РФот 10.08.1995 г. N 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыльпредприятий и организаций» в редакции  последующих Изменений и дополнений.
Плательщиками налога на прибыль являются:
-     предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиесяюридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФпредприятия с иностранными инвестициями, международные объединения иорганизации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
-     коммерческие банки различных видов, включая банки с участиеминостранного капитала, и другие кредитные учреждения, получившие лицензиюЦентрального банка РФ на осуществление отдельных банковских операций, а такжеБанк Внешней торговли РФ;
-      ЦБ РФ и его учреждения в части прибыли, полученной от деятельности, несвязанной с регулированием денежного обращения;
-     страховые организации, имеющие лицензию Федеральной службы России понадзору за страховой деятельностью.
Попредприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурныеподразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего,корреспондентского) счета, расчет суммы налога на прибыль в части, подлежащейзачислению в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахожденияуказанных структурных подразделений, производится исходя из доли прибыли,приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой  пропорционально ихсреднесписочной численности(или фонду  оплаты труда) и стоимости  основныхпроизводственныхфондов в порядке. При этом сумма налога по указанным предприятиям и структурнымподразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль,действующими на территориях, где расположены эти предприятия и структурныеподразделения.
Объектомобложения налогом на прибыль является конечный стоимостной результатдеятельности хозяйствующего субъекта, т.е. валовая прибыль предприятия,уменьшенная или увеличенная в соответствии с «Инструкцией о порядкеисчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»№37 от 10.08.95г. с последующими изменениями. Схема формирования объектаобложения и определения налога на прибыль приведена на рис.1.
Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) отреализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельныеучастки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций,уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
 

/>
Рис. 1
Прибыль (убыток) от реализации продукции (Прд):
Прп = Врп — Нкосв — Срп, где
Врп — выручка от реализации продукции, определяемая для целей налогообложения взависимости от выбранного варианта учетной политики по моменту оплаты заотгруженную продукцию или по моменту отгрузки продукции.
Нкосв — косвенные налоги в выручке (НДС, акциз, налог с продаж, налог на реализациюгорюче-смазочных материалов, экспортные таможенные пошлины);
 Срп — себестоимость реализованной продукции, включающая затраты на ее производствос учетом принятого метода признания выручки от реализации. Для целейналогообложения цен товаров, работ или услуг определяется в соответствии сположениями статьи 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Всебестоимость приобретенной продукции включаются стоимость приобретения,расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы.
Переченьзатрат, включаемых в себестоимость продукции, и порядок формирования  финансовых   результатов,   учитываемых   при   расчете налогооблагаемойприбыли, определяются федеральным законом. До принятия указанного Закона составзатрат, включаемых в себестоимость реализованной продукции, определяетсяПоложением «О составе затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядкеформирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»,утвержденным Постановлением Правительства РФ   №552 от 5.08.1992г. (сизменениями и дополнениями от 26.06.95г. в редакции последующих изменений идополнений.
В соответствии с этим Постановлением на затраты, уменьшающие валовыйдоход (выручку) предприятия относятся:по факту, без ограничений и нормативов:
-     расходы на оплату труда работников, расходы на оплату сырья иматериалов, потребленных в процессе производства;
-     расходы на ремонт основных средств;
-     расходы, связанные с управлением производства;
-     расходы на уплату процентов по полученным ссудам и кредитам (кромекредитов, используемых на приобретение основных средств);
     2.    в пределахустановленных лимитов и нормативов:
-     расходы на командировки;
-     расходы на обучение работников;
-     расходы на рекламу;
-     представительские расходы.
Ставканалога на прибыль предприятий и организаций, эачисляемого в федеральныйбюджет, установлена в размере 11%. В бюджеты субъектов РФ зачисляется налог наприбыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым законодательнымиорганами субъектов РФ, в размере не свыше 19% (в Москве ставка -19%).
Предприятияпомимо налога на прибыль уплачивают налоги со следующих видов доходов:
1.Доходов видеосалонов, отвидеопоказа.
 Доходы, указанныев данном пункте, облагаются налогом по ставке 70    процентов.
Налог от указанных видов доходовзачисляется в   доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
2.Доходовот долевого участия в других предприятиях, созданных на территорииРоссийской Федерации
3.Доходовв виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию — акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие враспределении прибыли предприятия, а также доходов в виде процентов,полученных владельцами государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ иорганов местного самоуправления
Налоги сдоходов, указанных в подпунктах 2, 3, взимаются у источника выплаты этихдоходов по ставке 15 процентов   и зачисляются в доход федерального бюджета.ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Подоходныйналог с физических лиц является главным в системе налогов с населения. Онвзимается на основании Закона РФ „О подоходном налоге с физическихлиц“ от 7.12.1991г. № 1998-1 (с изменениями и дополнениями) и ИнструкцииГНС РФ от 21.07.95 г. №35 „По применению Закона РФ “О подоходномналоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями).
Плательщикамиподоходного налога являются   физические   лица (граждане Российской Федерации;граждане государств, входивших в состав бывшего СССР; граждане другихгосударств и лица без гражданства), как имеющие, так и не имеющие постоянногоместожительства в Российской Федерации.
Объектом налогообложения  у  граждан,   имеющих   постоянное местожительство в РФ(то есть находящихся в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарномгоду), является совокупный доход, полученный в календарном году как натерритории РФ, так и за ее пределами.
В совокупныйдоход включаются доходы, полученные как  в денежной форме (в валюте РоссийскойФедерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе ввиде материальной выгоды.
Датойполучения дохода в календарном году считается дата выплаты или перечислениядохода (включая авансовые выплаты) физическому лицу либо дата передачи дохода внатуральной форме. Доходы в иностранной валюте для целей налогообложенияпересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату получения дохода. Доходы,полученные в натуральной форме, учитываются по государственным регулируемымценам или (при их отсутствии) — по рыночным ценам на дату получения дохода.
К денежным инатуральным доходам физических лиц, помимо непосредственно получаемыхвознаграждений, премий и других видов средств, относятся также материальные исоциальные блага, предоставляемые предприятиями или другими работодателямифизическим лицам в виде оплаты за работника коммунально-бытовых услуг, питания,проезда к месту работы (кроме случаев, предусмотренных законодательством);подписки на газеты и журналы; возмещения платы за детей в детских дошкольныхучреждениях и учебных заведениях (кроме оплаты мест при долевом участии всодержании данных учреждении); суммы единовременных пособий физическим лицам,уходящим на пенсию; суммы пенсий, назначаемых и выплачиваемых за счет средствпредприятий в ином порядке,   чем   это      установлено пенсионнымзаконодательством Российской Федерации; суммы отчислений, производимых внегосударственные пенсионные фонды; стоимость имущества, распределяемого впользу физических лиц   при ликвидации организаций (кроме ранее внесенных этимилицами  долей в уставный капитал), и доходы, получаемые физическими лицами отпродажи имущества предприятий, ликвидируемых в порядке и на условиях,предусмотренных государственными программами приватизации; средствапредприятий, распределенные в  пользу физических лиц для целей приобретениятоваров, акций, облигаций, а также увеличения долей в уставном капитале.
Целый рядразличного рода пособий, компенсаций и вы­плат не учитывается в составеоблагаемого дохода граждан и не полежит обложению подоходным налогом. Срединих: пенсии и различные пособия по социальному страхованию и социаль­номуобеспечению, выплаты командировочных, проценты по вкладам в банках (в пределахпроцентной ставки ЦБ) и т.д. Не облагаются подоходным налогом зарплата и окладывоенно­служащих, войск МВД и налоговой полиции. В пределах уста­новленныхлимитов также освобождаются от налогообложение стоимости призов, полученных наконкурсах, подарков, выдаваемых предприятиями, и суммы материальной помощи, ока­зываемойза счет предприятий.
Кроме того,суммы, полученные в течение года от продажи квартир, жилых домов, дач, садовыхдомиков, земельных участков и паев, принадлежащих физическим лицам на правесобственности, не включаются в совокупный облагаемый доход в пределах5000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда,а суммы от продажи другого имущества- в пределах 1000-кратногоустановленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Для всехналогоплательщиков установлены также твердые скидки: из налогооблагаемогодохода в порядке необлагаемого минимума (в размере ежемесячной минимальнойзарплаты) и на иждивенцев (минимальная месячная зарплата на каждогоиждивенца).                                           
Расчетналога производится на основе годового дохода. С доходов, выплачиваемых в видезаработной платы, и с некоторых других доходов налог удерживается при выплатедохода. Для граждан, получающих только заработную плату в одном месте, такаяуплата налога является окончательной, остальные обязаны представлять налоговуюдекларацию (до 30 апреля).
Ставкиналога увеличиваются прогрессивно с ростом налогооблагаемой базы и приведены втаблице 2.
Таблица 2Ставкиподоходного налога в 2000гРазмер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Ставка налога До 50000руб. 12% От 50001руб. до 150000руб. 6000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50000руб. От 15 0001руб. и выше 26000руб. + 30% с суммы, превышающей 150000руб. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РоссийскойФедерации» налог на добавленную стоимость (НДС) относится к федеральнымналогам, следовательно, являются общеобязательным, косвенным налогом.
Согласноопределению, приведенному в Законе РФ от 6.12.91 г. №1992-1 «О налоге надобавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) и Инструкции ГНС РФ от11.10.95 г. №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость»(с изменениями и дополнениями №№1-7)  налог на добавленную стоимость(НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости,создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница междустоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальныхзатрат, отнесенных на издержки производства и обращения.               
Плательщикаминалога на добавленную стоимость являются организации — юридические лицапо законодательству РФ, в том числе организации   с   иностранными  инвестициями, а также международные объединения    и иностранные юридическиелица,      осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность  на территории Российской Федерации.
Налогом надобавленную стоимость облагаются продажи товаров и оказание услуг (выполнениеработ) на территории РФ, а также импорт товаров и услуг в РФ. Экспорт товаров иуслуг от НДС освобождается.
Стандартнаяставка НДС составляет 20%. Основные пищевые товары и товары для детейоблагаются по пониженной ставке, равной 10%. Освобождены от НДС следующие видыдеятельно­сти: оказание банковских услуг, страхование, медицинские ус­луги,образование, услуги в сфере культуры, пассажирские пе­ревозки, продажа почтовыхмарок и конвертов, обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам наипподромах, ритуальные услуги, обороты по реализации   конфискованных,   бесхозяйныхценностей, кладов  и др.
Сумма налогана добавленную стоимость подлежащая внесению   в бюджет определяется какразница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные имтовары (работы, услуги) и суммами налога,    фактически  уплаченнымипоставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, стоимостькоторых относится на издержки производства и обращения.
Неисключается из полученной от покупателей налоговой суммы НДС, уплаченныйпоставщикам:
а) по   товарам    (работам,    услугам),    использованным     на непроизводственныенужды, по которым уплата налога производится за счет соответствующих источниковфинансирования, а также по приобретаемым служебным легковым автомобилям имикроавтобусам (кроме колхозов, совхозов и других   сельскохозяйственныхпредприятий и организаций,   у которых суммы налога на добавленную стоимость потоварам, использованным на непроизводственные нужды, подлежат вычету);
б) потоварам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции иосуществлении операций,   освобожденных от НДС (кроме экспортируемых товаров,работ, услуг, а также товаров и услуг, предназначенных для официальногопользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств).Суммы налога, уплаченные поставщикам по таким товарам (работам,   услугам),относятся на издержки производства и обращения.
в) поосновным средствам и нематериальным активам, приобретаемым за счет бюджетныхассигнований. Суммы налога, уплаченные по таким основным средствам инематериальным активам поставщикам (подрядчикам), относятся на увеличение ихбалансовой стоимости.
В качественалога федерального уровня НДС в значительной  доле зачисляется именно в доходфедерального бюджета. В соответствии с Законом №227-ФЗ от 31.12.99г. «Офедеральном бюджете на 2000 г.» в федеральный бюджет поступает:
-     85% НДС по товарам (работам, услугам), произведенным на территории РФ;
-     100 % налога по импорту;
-     100% налога по драгоценным металлам и драгоценным камням, отпускаемым изгосударственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.
 
ДРУГИЕ НАЛОГИ.
Налог наимущество предприятий взимается с балансовой стоимости имуществапредприятий. Расчет налога ведется на основе среднегодовой стоимости имущества,при этом из со­става имущества предприятия исключается стоимость принад­лежащейему земли, объектов жилого фонда и социально-культурной сферы, а также линийсвязи и энергопередачи, пу­тей сообщения, продуктопроводов и т. д. Ставканалога уста­навливается властями соответствующей республики (области), но несвыше 2% налогооблагаемой базы. От уплаты налога освобождены бюджетныеорганизации, сельскохозяйственные и рыбодобывающие предприятия, религиозныеобъединения и имущество, используемое для нужд народного образования икультуры.
Налог наземлю взимается с собственников земельных участ­ков. Ставки налогаустанавливаются на уровне республик и областей и различаются в зависимости откачества земли и условий хозяйствования.                                      
Акцизывводятся федеральным законом как средство обло­жения продаж так называемыхподакцизных товаров — вино-водочных изделий, пива, табака, шоколада, икрыосетровых м лососевых рыб, автомобилей, ювелирных изделий, мехов и т.д. Акцизытакже установлены для определенных видов минерального сырья. Ставки акцизовразличаются в зависимости от вида товара, наиболее высокие — для алкогольныхнапитков и ювелирных изделий.                
Ряд налоговвзимается в целях формирования внебюджетныхфондов.                                         
Предприятиявыплачивают взносы в пенсионный и другие фонды социального страхования исоциального обеспечения. Эти  взносы устанавливаются в форменачислений на фонд заработной платы и составляют  28% (взносы в пенсионныйфонд), 5,4% (взносы в фонд социального страхования), 1,5% (взносы в фондзанятости), 0,2% ( взносы в  Федеральный Фонд обязательного медицинскогострахования),3,4% (взносы в    Территориальный Фонд обязательного медицинскогострахования).
  Отзарплатыработников также удерживается еще 1 % — как взнос в пенсионныйфонд.                                    
Дляформирования внебюджетного дорожного фонда установлен ряд налогов, важнейшиесреди которых следующие: на лог на пользователей автомобильных дорог(ставка равна 2,5% от| суммы общего оборота (выручки) предприятия), налогина владельцев автотранспортных средств, налог на реализацию ГСМ и напродажи автомобилей.
  Предприятия облагаются также налогом на содержание социальной сферы.Ставки налога устанавливаются на уровне местных органов власти, в московскомрегионе ставка этого налога составляет 1,5% оборота (выручки) предприятия.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговаясистема является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступаетглавным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.  В связи с этим необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новымобщественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.
Нестабильностьнаших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль,  особенно в период перехода российской экономики  к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициямкак отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы насегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Жизньпоказала  несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функциюналоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самымналогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализреформаторских  преобразований в области налогов в основном показывает, чтовыдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных  элементовналоговой системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых льгот ипривилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов надругие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально  иная  налоговаясистема, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениямпериода. И это не случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему можноразвернуть только на серьезной  теоретической  основе.
Насегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный иосмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентацияна их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно  не уделять  первостепенное внимание специфике экономических,  социальных  и политических  условий   сегодняшней России,  ищущей лучшие пути реформированиясвоего народного хозяйства.
Подчеркну,что  пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения  и  его правовой  формы,  результаты  любых  изысканий в этойсфере останутся не более чем точкой зрения отдельных  коллективов и специалистов.В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётомпредыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговыйкодекс, разработанный Правительством РФ, однако, как уже говорилось он тоже нелишён недостатков а его вторая часть до сих пор находится на рассмотрении.
Проблем в сфере  налогообложения  накопилось  слишком много, чтобы их можно было решить втом порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишьнезначительная их часть будет так или иначе решена в  недалеком будущем. Нобольшая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому,  допринятия второй части Налогового кодекса. А до этого времени наша налоговаясистема будет, практически, не способна выполнять те функции, которые на неё возложены,что, в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны.Поэтому очень важно, как можно скорее, доработать и принять вторую часть Налоговогокодекса.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.         Сокуренко «Налоги и налоговыеотчисления в РФ», М., 1999г.
2.         Русакова И.Г. «Налоги иналогообложение», М.,1998г.
3.         Налоговый кодекс РФ. Часть 1.
4.         Закон Российской Федерации “ Об основах налоговой системы в РоссийскойФедерации “.
5.         Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость»
6.         Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»
7.         Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.