Реферат по предмету "Налоги, налогообложение"


Налоговая проверка предприятия

Содержание ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….
 
3
ПОНЯТИЕ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ    
  ПРОВЕРОК, ВИДЫ ПРОВЕРОК…………….……………………………………….
 
 
4 Камеральная проверка………………………………………………………….
4
ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
 
Решение о проведении проверки………………………………….…………
6
Действия налоговых органов в процессе
проведения налоговой проверки…………………………….………………
8
 
Сроки проведения и период проверки……………………………….…….
12
Оформление результатов
выездной налоговой проверки………………………………………….…….
 
 
13
Проведение проверки
предприятия налоговой полицией.
 
О праве органов налоговой полиции
осуществлять проверки………………………………………………..….……..
 
17
Место и срок проведения проверки……………………………………..…..
19
Права и обязанности проверяющих…………………………………..…….
19
Что проверяют полицейские…………………………………………….…….
20
Результаты проверки………………………………………………………………
 
21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….…….
22
Список используемой литературы………………………………………..
24
 
 
 
 
 
 
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
Сегодня вопросы,касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.
Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговойпроверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций ибухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самойпроверки, так и на ее результаты.
Если в организации прошла проверка, в результатекоторой начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу жевпадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных порезультатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить. 
Настоящая судебнаяпрактика показывает, что суд при рассмотрении спора между налогоплательщиком иналоговым органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговыхпроверок, в большинстве случаев выносит решение в пользу налогоплательщика.
Любойналогоплательщик (организации, предприятия, учреждения),  должен знать правилаи порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанностисторон (налогоплательщика и   налогового (проверяющего) органа). Тогда еепроведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, арезультаты ее проведения такими «ужасающими» и совсем не такими, какими ихнужно представить налоговому органу.
Порядок проведенияналоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса РоссийскойФедерации. Назначение выездных налоговых проверок  регулируется нормами статей 87и 89 Налогового Кодекса. Во исполнение ст. 89 Налогового Кодекса МНС РФразработало Порядок  назначение выездных налоговых проверок, утвержденныйПриказом МНС РФ от 08.10.99 № АП-3-16/318, который в настоящее времяприменяется с учетом Дополнения № 1 к указанному выше Порядку (Дополнение № 1утверждено Приказом МНС РФ от 07. 02.2000 № АП-3-16/34).
Знание его нормпозволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но иэффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.
ПОНЯТИЕ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯНАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК, ВИДЫ ПРОВЕРОК
 
Одним из условийфункционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль,осуществляемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок. Общиеправила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируютсяст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии, скоторой проверка может быть проведена у налогоплательщика  (как юридического,так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица), плательщика сборов иналогового агента.
К общим правилампроведения налоговых проверок относятся:
·       Проверкой могут быть охваченытолько три календарных года деятельности проверяемых, непосредственнопредшествующих году проверки;
·       Запрещается проведение повторныхвыездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам,подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за ужепроверенный налоговый период;
·       В том случае, еслиорганизация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило обограничении проверок   не применяется. Повторная проверка может быть проведенатакже и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящимналоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдениемтребований, предъявляемых к проведению проверки.
Необходимо обратитьвнимание на то, что ограничение, касающееся проведения повторных  выездныхпроверок, в соответствии со ст. 87 НК РФ применяется к налогоплательщикам(плательщикам сборов), но не к налоговым агентам. К налоговым агентам неприменяется и положение этой статьи в части проведения встречных проверок (т.е.проверок документов, относящихся к деятельности проверяемых) у лиц, связанных сними, например, у контрагентов по гражданско-правовому договору.
Налоговый кодекс РФразличает два вида налоговых проверок:
·    Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) и 
·    Выездная налоговая проверка (ст.89 НК РФ).
Камеральнаяпроверка.
            Камеральнаяналоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основеналоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащихоснованием для исчисления и уплата налога, а также других документов одеятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. (ст. 87 НК РФ).
            Поверкапроводится уполномоченным должностными лицами налогового органа в соответствиис их служебными обязанностями ( без специального решения руководителяналогового органа) в течение трех месяцев со дня фактической даты представленияпроверяемым соответствующих документов. Указанная дата является началомпроверки.
            Проверяетсяправильность расчетов представленной отчетности (декларации), служащихоснованием для исчисления и уплаты налогов, полнота и четкость заполнения всехреквизитов, а также соблюдение установленных правил составления форм отчетностии сопоставимость их показателей. При недостаточности информации налоговыеорганы имеют право потребовать у налогоплательщика (плательщика сбора,налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы,подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо,которому адресовано требование о представлении документов, обязано направитьили выдать их налоговому органу в 5-ти дневный срок ( ст. 93 НК РФ). Отказналогоплательщика ( плательщика сбора, налогового агента) от представлениятребуемых документов или непредставление их в установленные сроки признаетсяналоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НКРФ. В соответствии с указанной статьей непредставление в установленный срокналогоплательщиком документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа вразмере 50 рублей за каждый непредставленный документ, а отказ организациипредставить требуемые документы влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
            Входе проверки налоговые органы имеют право вызвать налогоплательщиков(плательщиков сборов или налоговых агентов) письменным уведомлением в налоговыеорганы для дачи необходимых пояснений (ст. 31 НК РФ). Кроме того, еслинеобходимо получить информацию о деятельности налогоплательщика (плательщикасбора), связанную с иными лицами, налоговый орган может потребовать у этих лицдокументы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика илиплательщика сбора (встречная проверка).
            Составлениеакта при камеральной проверке законодатель не требует. Если в ходе проверкивыявляются ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями,содержащимися в представленных документах, то об этом сообщаетсяналогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления вустановленный срок.
            Насуммы доплат по налогам, выявленным в ходе камеральной проверки, налоговыйорган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. Принеисполнении требования в установленный срок в отношении налогоплательщика(плательщика сборов, налогового агента) может быть принять решение опринудительном взыскании сумм налога и пени. Решение о взыскании сумм налога ипени в бесспорном порядке в соответствии со ст. 46 НК РФ принимается не позднее60 дней после истечения срока, установленного для исполнения обязанности поуплате налога. Если решение о взыскании принимается после истечения указанногосрока, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит.
            Решениео взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срокне позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежныхсредств.
            Такимобразом, налогоплательщикам следует обратить внимание на ряд существенныхмоментов, касающихся камеральных налоговых проверок, которые впервые нашлиотражение в НК РФ:
·    Проверкой может быть охвачено неболее трех лет деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведенияпроверки;
·    На проведение камеральной проверкиотводится три месяца. По истечении данного срока налоговый орган не вправетребовать от налогоплательщика представления каких-либо документов;
·    Специального решения руководителяналогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;
·    В ходе проверки налоговые органымогут требовать дополнительные документы и сведения от налогоплательщика, атакже вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам;
·    Результатом камеральной проверкиможет быть внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговомуоргану документы; вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки поналогам, пени и штрафных санкций.
В целях устранениявозникших между налоговыми органами и налогоплательщиками (плательщикамисборов, налоговыми агентами) разногласий, а также в целях получения болееобъективной информации о финансово-хозяйственной деятельности последнихналоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговойпроверки.
 
ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
                            Решение о проведении проверки
В отличие откамеральной проверки налоговый инспектор не может начать выездную проверку пособственной инициативе. Проверка проводится на основании решенияруководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Формарешения утверждена приказом МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 «Об утвержденииПорядка назначения выездных налоговых проверок» (в редакции Дополнения №1,утвержденного приказом МНС РФ от 07.02.2000 № АП-3-16/34).
Решение должносодержать:
·     Наименование налогового органа;
·     Номер решения и дату еговынесения;
·     Наименование налогоплательщика или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношениикоторого назначается проверка (в случае назначения налоговой проверки филиалаили представительства налогоплательщика-организации помимо наименованияорганизации указывается наименование филиала или представительства, у которогоназначается проверка, а также код причины постановки на учет);
·     Идентификационный номер налогоплательщика;
·     Период финансово-хозяйственной деятельностиналогоплательщика либо его филиала или представительства, за которыйпроводится проверка. В соответствии со ст. 87 НК РФ выездной налоговойпроверкой могут быть охвачены только три календарных года (плательщика сбора,налогового агента), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.Не допускается назначение в течение одного календарного года двух и болеепроверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо егофилиала по одним и тем же налогам и сборам и за тот же период. Однако припроведении тематической проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясьгодичного срока с даты проведения текущей налоговой проверки, назначитьвыездную налоговую проверку по другим налогам или за другой налоговый период.При комплексной проверке право на проведение очередной проверке у налогового органавозникает только по окончании одного года с момента проведения указаннойпроверки.
·     Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка). Еслив решении указано: «проверка правильности исчисления налога на добавленнуюстоимость и налога на пользователей автодорог» то проверка будет являтьсятематической, если – «проверка правильности соблюдения законодательства оналогах и сборах», то такая проверка будет являться комплексной и охватыватьвопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов со сборов предприятиемили организацией;
·     Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящихв состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органовналоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случаепривлечения этих лиц к налоговым проверкам);
·     Подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина;
Наличие решения –единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведениювыездной налоговой проверки.
Отсутствие хотя быодного реквизита в тексте решения является основанием для недопуска проверяющихк проведению проверки.
Необходимо учитывать,что не все проверки, проводимые налоговыми органами с выездом кналогоплательщику, являются налоговыми в смысле, указанном в НК РФ. Например,проверка применения контрольно-кассовых машин при расчетах с населением хоть ивозложена на налоговые органы, регулируется не НК РФ, а Законом РФ от 18.06.93№ 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежныхрасчетов с населением» и налоговой проверкой не является.
Решение вручаетсяпроверяющим руководителю предприятия либо иному уполномоченному лицуналогоплательщика. Отсутствие в момент предъявления решения налогоплательщика(его должностных или уполномоченных лиц) не является основанием для отменывыездной налоговой проверки или ее перенесения на более поздний срок. Решениеможет быть вручено секретарю или иному уполномоченному лицу под расписку. Еслиналогоплательщик уклоняется от получения решения, оно высылается по почтезаказным письмом. В этом случае датой вручения решения будет считаться шестойдень с момента отправки письма.
Фиксация датывручения очень важна, так как дата вручения решения, в общем случае,является датой начала проведения проверки.
В случае если впериод с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки домомента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимостьрасширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителемруководителя) налогового органа, проводящего проверку, может быть вынесенорешение о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение опроведении выездной налоговой проверки.
Действия налоговых органов в процессе проведенияналоговой проверки.
Одновременно свручением решения налогоплательщику вручается требование о представлениидокументов в порядке,  предусмотренном статьей 93 НК РФ. В требованииобычно содержится общий перечень документов, необходимых для проведенияпроверки. Например, представить первичные документы, журналы-ордера и др. запериод 1998-2000 гг. Указанные в требовании документы налогоплательщик обязанпредставить в течение пяти дней с момента получения требования.Налогоплательщик вправе не предъявлять документы, не указанные в требовании.
В случае отказаналогоплательщика представить указанные в требовании документы он может бытьпривлечен к ответственности по статье 126 НК РФ[1].Также отказ в предоставлении документов может повлечь за собой выемкунепредставленных документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. Количествотребований, которые могут быть предъявлены налогоплательщику, не ограничено.Все зависит от целей и задач проверки.
В процессе проведенияпроверки проверяющие вправе потребовать от налогоплательщика любые документы,связанные с исчислением и (или) уплатой налогов.
Законодателем в НК РФсознательно не ограничен перечень документов, которые проверяющие могутзатребовать для проведения проверки, хотя общий перечень документов, подлежащихпроверке, имеется – это денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы,сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов идругих обязательных платежей в бюджет (ст. 7 Закона РФ «О Государственнойналоговой службе РСФСР»). При проведении проверки заранее предвидеть, какиедокументы потребуются для подтверждения (опровержения) факта неуплаты(переплаты) налога, невозможно. В общем случае проверяются все документы,связанные с исчислением и уплатой налогов, в том числе: первичные документы –накладные, путевые листы и т.д., бухгалтерские документы – оборотные ведомости,ведомости начисления зарплаты и т.д., движение денежных средств по счетампредприятия и т.д. Причем существует презумпция правоты проверяющего, то естьсчитается, что инспектором затребованы документы, значит, они ему необходимыдля проведения проверки.
Если налогоплательщиксчитает, что затребованные проверяющим документы не связаны прямо или косвеннос исчислением или уплатой налогов, он имеет право обжаловать требование о предоставлениидокументов  в суде, так как данное требование попадает под определение «актналогового органа»[2].
Следует отметить, чтоимеются прецеденты, когда налоговые органы проиграли дела о взыскании налоговыхсанкций по ст. 126 НК РФ из-за нечеткости сформулированных требований.
Так, в деле №А42-4625/00-5 от 14.05.01, рассмотренном в ФАС Северо-Западного округа,отмечается, что «…требование ИМНС о предоставлении  документов не содержитуказания, какие именно подлежат представлению обществом. Абстрактносформулированная инспекцией обязанность представить документы не толькодезориентирует налогоплательщика при ее исполнении, но и не позволяетустановить размер штрафа, подлежащего взысканию за данное налоговоеправонарушение, поскольку он определяется в зависимости от количествазатребованных, но не представленных документов.
Ответственность,предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, установлена за отказ илинепредставление налогоплательщиком документов, запрошенных налоговым органом.
Между тем, ответственностьпо пункту 1 статьи 126 НК РФ может быть применена только в том случае, еслизапрошенные налоговым органом документы имелись у налогоплательщика, но не былиим представлены…»[3].
Какие действия могутпредпринимать проверяющие в ходе проведения выездной налоговой проверки?
В ходе выезднойпроверки для получения свидетельств о произведенных правонарушениях налоговыйорган вправе производить следующие действия:
-    вызывать и допрашивать свидетелей;
-    проводить осмотр помещений,документов и предметов;
-    производить выемку документов;
-    производить экспертизу спривлечением экспертов и специалистов.
Показаниясвидетелей.
На основании ст. 90НК РФ свидетелями могут выступать любые лица, которым известны факты, имеющиеотношение к финансовой деятельности предприятия, кроме:
-          лиц, которые в силу малолетнеговозраста, своих физических или психических недостатков не способны восприниматьобстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
-          лиц, которые получили информацию,необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своихпрофессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к ихпрофессиональной тайне (например, адвокат, аудитор).
Физическое лицовправе на основании п.3 ст. 90 НК РФ отказаться от дачи свидетельских показанийтолько по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.  В данном случаеследует руководствоваться общими положениями, изложенными в ст. 51 КонституцииРФ, предусматривающей право гражданина не давать свидетельские показания противсвоих близких родственников и самого себя. Список близких родственниковприведен в ст. 34 УПК РФ.
В настоящее время ниНК РФ, ни другими нормативными налоговыми документами не определено, какимобразом вызывается свидетель: повесткой, телеграммой, телефонным звонком иликаким-либо иным образом, не определены полномочия органов налоговой инспекциипо вопросам вызова одного или сразу нескольких свидетелей, а также иные вопросыорганизационного плана. НК РФ содержит только одно описание процессуальногодействия, при котором допрос свидетеля может производиться у него на дому.Также показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если онвследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явится в налоговыйорган, а по усмотрению должностного лица налогового органа – и в другихслучаях.
Не стоит пренебрегатьпосещением налогового инспектора или отказываться от дачи показаний на дому,так как в данном случае к свидетелю может быть применен штраф в размере 3000руб. штраф в таком же размере грозит свидетелю и в случае предоставлениязаведомо ложной информации, о  чем он должен  быть предупрежден должностнымлицом налогового органа перед дачей показаний.
Осмотр помещений.
На  основании статьи92 НК РФ  проверяющие вправе производить осмотр территорий, помещенийналогоплательщика, в отношении которых проводится налоговая проверка. К такимпомещениям и территориям относятся производственные, складские торговые и иныеплощади, используемые для извлечения дохода либо связанные с содержаниемобъекта налогообложения.
Осмотр производится вприсутствии понятых и лица (его представителе), в отношении которого проводитсяпроверка, а также специалистов.
Необходимо помнить,что за незаконное воспрепятствование доступу налогового инспектора в помещениеналагается штраф в размере 5 тысяч рублей, а  на должностных лицорганизации-налогоплательщика налагается административный штраф в размере от2,5 до 5 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, в этом случае налоговыйорган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате наосновании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии,т. е. на основании данных о деятельности подобной компании. Практикапоказывает, что определение суммы налогов по аналогии не всегда выгодно налогоплательщику.Обычно налоговые органы берут  компанию с таким же видом деятельности, но приэтом не учитывают других факторов, оказывающих влияние на финансовый результат.Может получиться, что размер начисленных по аналогии сумм налогов окажетсянамного больше, чем у проверяемой фирмы.
О производствеосмотра составляется протокол, в котором должны быть указаны в соответствии сост. 99 НК РФ:
1.   место и дата производстваконкретного действия
2.   время начала и окончания действия
3.   должность, Ф.И.О. лица,составившего протокол
4.   Ф.И.О. каждого лица,участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а внеобходимых случаях – его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли онрусским языком.
5.   Содержание действия,последовательность его проведения
6.   Выявленные при производстведействия существенные для дела факты и обстоятельства.
Протокол подписывается всеми лицами, участвующими в осмотре. Кпротоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписии другие материалы, выполненные при производстве действия.
Выемка документов и предметов
Выемка документов ипредметов осуществляется на основании статьи 94 НК РФ.
Выемка документовпроизводится на основании мотивированного письменного постановлениядолжностного лица налогового органа, проводящего проверку, которое должно бытьпредъявлено до начала выемки. Постановление подлежит утверждению руководителем(его заместителем) соответствующего налогового органа.
При наличии упроверяющих лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующиео совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены илизаменены, проводится выемка подлинников этих документов. При этом при изъятии уналогоплательщика остаются заверенные должностным лицом налогового органакопии.
Выемка документовпроизводится в присутствии понятых и лиц (их представителей), у которых онапроизводится. Изъятые документы перечисляются в протоколе либо в прилагаемых кнему описях с их точным указанием. Копия протокола выемки должна вручатьсяпроверяемому лицу.
Выемка предметовпроизводится в таком же порядке, как и выемка документов, — на основаниимотивированного постановления, утвержденного руководителем налогового органа, вприсутствии понятых, с составлением протокола и подробным описанием каждогопредмета (наименование, количество, индивидуальные признаки). По возможностиследует указывать стоимость предметов. Это особенно пригодится, если такиепредметы будут впоследствии утеряны или повреждены.
НК РФ вводитследующие ограничения на процедуру выемки документов:
-    не допускается производство выемкидокументов и предметов в ночное время;
-    изыматься могут только те предметыи документы, которые имеют непосредственное отношение к предмету проверки (п. 5ст. 94 НК РФ)
Инвентаризацияимущества может осуществляться представителями налоговых органов принеобходимости. Порядок ее проведения регулируется Положением о порядкепроведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке,утвержденным совместным приказом Минфина и МНС РФ от 10.03.99 № 20н/ГБ-3-04/39.
Все действияфиксируются в протоколе, который составляется в той же форме, что и при осмотрепомещения.
Привлечение экспертов.
Экспертизаназначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющегопроверку, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальныепознания в науке, искусстве, технике или ремесле. Эксперт приглашается надоговорной основе.
Согласно п. 7 ст. 95НК РФ проверяемое лицо вправе:
-    заявить отвод эксперту
-    просить о назначении эксперта изчисла указанных им лиц
-    представить дополнительные вопросыдля получения по ним заключения эксперта
-    присутствовать с разрешениядолжностного лица налогового органа при производстве экспертизы и даватьобъяснения эксперту
-    знакомится с заключением эксперта.
По результатам проверки эксперт дает заключение вписьменной форме от своего имени. В отличие от специалиста заключение экспертаявляется источником доказательства противоправных действий налогоплательщикаили налогового агента. Закон предоставляет право проверяемому лицу требоватьдополнительной проверки ( в случае недостаточной ясности или полнотызаключения) или новой экспертизы ( в случае необоснованности заключенияэксперта или сомнений в ее правильности).
Сроки проведения ипериод проверки
 
Проверкой могут бытьохвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика,непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (например, в 2001году налоговые органы вправе проверить налогоплательщика за 1998-2000гг.)вопрос о проверке налогоплательщика за текущий год был дискуссионным. С точкизрения налоговых органов, в НК РФ (ст.87) определен только нижний предел срокапроверки и нет препятствий для проверки налогоплательщика за период (квартал,полугодие, 9 месяцев) текущего года. 
Буквальное прочтениеп. 1 ст. 87 НК РФ позволяет сделать вывод о неправомерности проверки налоговыморганом текущего года, так как оборот «непосредственно предшествующие годупроверки» исключает возможность проведения проверки текущего года.
В настоящее время пунктом27 постановления Пленума ВАС РФ №5 разъяснено, что при толковании п. 1 ст. 87НК РФ необходимо исходить из того, что «она имеет своей целью установитьдавностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлойдеятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и несодержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущегокалендарного года».
 Запрещаетсяпроведение налоговыми органами повторных налоговых проверок по одними тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за ужепроверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверкапроизводится в связи с реорганизацией или ликвидациейорганизации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядкеконтроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Налоговый орган невправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговыепроверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Фактическизаконодатель снял запрет на проведение на проведение налоговой проверки одинраз в календарном году. В предыдущей редакции ст.89 НК РФ четко было указано,что выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раз в год. Теперь,например, если у налогоплательщика уплата НДС производится ежемесячно, возможнаситуация, когда налоговый орган будет проверять налогоплательщика ежемесячно, атак как срок проведения проверки два месяца и вопрос правомерности текущегогода не определен, то теоретически возможен случай, что на предприятии  втечение текущего года одновременно будут работать три бригады проверяющих икаждая будет проверять уплату НДС по своему периоду (месяцу), периодическисменяясь в течение года. Итого 12 выездных проверок в год только по НДС.
Проверка не можетпродолжаться более двух месяцев, если иное не установлено законом.  Висключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличитьпродолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведениивыездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства,срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверкикаждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалыи представительства налогоплательщика независимо от проведения проверки самогоналогоплательщика. Срок проведения проверки включает в себя время фактическогонахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В этисроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования опредъявлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением имзапрашиваемых при проведении проверки документов.
Срок два месяца,установленный для проведения проверки, не совпадает с двумя календарнымимесяцами.
По окончании проверкипроверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которойфиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
Оформление результатов выездной налоговой проверки.
По результатамвыездной налоговой проверки не позднее двух месяцев ( п. 1 ст. 100 НК РФ) послесоставления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицаминалоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговойпроверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемойорганизации либо ее представителем. Об отказе представителей организацииподписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанныелица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отраженов акте налоговой проверки.
Требования коформлению акта выездной налоговой проверки установлены Инструкцией МНС РФ от10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки ипроизводства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах»,утвержденной приказом МНС РФ от 10.04.2000 № АП-3-16/138
В акте налоговойпроверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговыхправонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а такжевыводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений иссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный видналоговых правонарушений.
Акт налоговойпроверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либопредставителем под расписку или передается иным способом, свидетельствующим одате его получения налогоплательщиком или его представителем.
Многиеналогоплательщики отказываются подписывать акт проверки, мотивируя это тем, чтоне согласны с выводами проверяющих, изложенными в акте, либо подписывают его соговорками. Неподписание акта либо подписание его с оговорками не имеетпрактического значения. При неподписании акта он направляется налогоплательщикупо почте заказным письмом. Датой вручения акта считается шестой день, начиная сдаты его отправки. Причем акт отправляется по адресу, указанному в учредительныхдокументах налогоплательщика. Учитывая, что место фактического расположенияналогоплательщика не всегда совпадает с местонахождением, указанным вучредительных документах, налогоплательщик может вообще может не получить актпроверки. Негативные последствия неполучения акта очевидны: налогоплательщик несможет детально ознакомиться с актом и, соответственно, представить возраженияпо акту и повлиять на вынесение решения.
Поэтому рекомендуетсяналогоплательщикам подписывать акт проверки независимо от наличия возражений. Вакте обязательно собственноручно указать дату получения акта, иначе датойвручения акта будет считаться дата, проставленная на титульном листе акта, тоесть фактически дата его составления.
Налогоплательщикупредоставлено право в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки,а также с выводами и предложениями проверяющих, в двухнедельный срок со дняполучения акта проверки представить в соответствующий налоговый органписьменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту вцелом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправеприложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срокпередать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающиеобоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
 Следует обратитьвнимание на то, что с точки зрения исчисления сроков две недели – это не 14календарных дней, следующих подряд.
В соответствии сост.61 НК РФ  срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. Приэтом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней,следующих подряд.
Если акт вручается влюбой день недели, кроме пятницы, то у налогоплательщика на представлениевозражений имеется текущая неделя плюс еще две недели при условии, что в этихдвух неделях нет праздничных дней. Срок истекает в 24 часа в последний день(пятницу) последней недели срока.
По истечении срока напредставление возражений в течение не более 14 дней руководитель (заместительруководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а такжедокументы и материалы, представленные налогоплательщиком. О времени и местерассмотрения материалов проверки налоговый орган обязан известитьналогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря наизвещение, не явился, то материалы проверки, включая представленныеналогоплательщиком возражения, объяснения и другие документы рассматриваются вего отсутствие.
Необходимо отметить,что налоговый орган обязан известить налогоплательщика о времени и местерассмотрения акта только в случае представления налогоплательщиком возражений.Если возражения не представлены, то обязанности известить налогоплательщика овремени и месте рассмотрения акта проверки у налоговых органов не возникает и,соответственно, возможно рассмотрение материалов проверки безналогоплательщика. Такая ситуация на практике встречается достаточно редко, таккак рассмотрение акта проверки обычно совпадает с моментом вынесения решения.Тогда встает вопрос о вручении решения и привлечении должностных лицорганизации-налогоплательщика к административной ответственности и т. д.
Вместе с тем,рассмотрение акта проверки и вынесение решения – две различные процедуры.
Все вопросы,возникшие при проведении и оформлении результатов проверки, необходимо решать сналоговыми органами до дня рассмотрения материалов проверки и вынесениярешения. С возражениями необходимо представить максимально возможное количестводокументов в обоснование своей позиции и, по возможности, рассмотреть данныедокументы с проверяющими, так как от их позиции во многом зависит признаниеправомерными возражений налогоплательщика. Сама процедура вынесения решениядостаточно формальна. Документы, в том числе проект решения, результатырассмотрения возражений по акту, готовятся соответствующими службами налоговогооргана, и к руководителю (заместителю руководителя) налогового органа попадаетготовый пакет. Возражения налогоплательщика, высказанные непосредственно припринятии решения, вряд ли будут приняты к сведению. Лицо, выносящее решение, небудет вникать в нюансы расчета реализованного наложения или формированиясебестоимости, так как предполагается, что возражения по акту предварительнорассмотрены соответствующими специалистами и ими высказаны рекомендации по всемпозициям возражений.
Основным иединственным критерием законности процедуры рассмотрения материаловруководителем (заместителем руководителя) налогового органа. При этомналогоплательщик фактически лишен права активно участвовать в процедурерассмотрения материалов проверки. К примеру, у налогоплательщика нет правапредоставить новые материалы, дополнительные возражения, давать пояснения ит.д. Решение приобщать или не приобщать документы или возраженияналогоплательщика в момент рассмотрения материалов проверки зависит от волидолжностного лица налогового органа, рассматривающего материалы проверки, а неот установленной законом процедуры.
Нарушение процедурырассмотрения материалов проверки может послужить основанием для обращенияналогоплательщика с иском в суд.
В постановлении ФАССеверо-Западного округа от 10.01.01 №Ф-04/6-943/А45-2000 рассматриваетсяситуация, когда налогоплательщик уведомил ИМНС об изменении адреса. Однакоизвещение о рассмотрении дела было направлено по старому адресу. Нарушениепроцедуры извещения организации о времени и месте рассмотрения дела повлеклоотмену решения суда первой инстанции о взыскании налоговых санкций, и делонаправлено на новое рассмотрение. [4] 
По результатамрассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя)налогового органа выносит одно из перечисленных ниже  решений:
1.           о привлечении налогоплательщика кналоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Это решениевыносится в случае установления налоговым органом фактов нарушения налоговогозаконодательства;
2.           об отказе в привлеченииналогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.Это решение выносится в случае, если в акте содержаться сведения, формальносодержащие признаки налоговых правонарушений, но в силу определенных причинналогоплательщик не подлежит привлечению к налоговой ответственности. Например,по основаниям, указанным в ст. 109 НК РФ. Если в акте указано на отсутствиевыявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, решение не выносится, заисключением случаев, когда руководителем (заместителем руководителя) налоговогооргана выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налоговогоконтроля.
3.           о проведении дополнительныхмероприятий налогового контроля. Такое решение выносится при наличииобстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованногорешения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговойответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки.
Законодателем не данхотя бы примерный перечень процедур, из которых могут состоять мероприятиядополнительного контроля. Задачей дополнительных мероприятий налоговогоконтроля является устранение обстоятельств, которые исключают возможность вынесенияправильного и обоснованного решения.
В силу ограничений,накладываемых НК РФ на проведение повторных налоговых проверок, не можетсчитаться дополнительным мероприятием вынесение решения о проведении проверкиза уже проверенный налоговый период (в том числе встречной проверки). Такоерешение может быть обжаловано налогоплательщиком в суд как незаконное иподлежащее безусловной отмене.
Копия решенияналогового органа вручаетсяналогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом,свидетельствующим о дате получения акта налогоплательщиком либо егопредставителем. Если руководитель организации-налогоплательщика или егопредставитель уклоняются от получения копии решения, оно отправляется по почтезаказным письмом и считается полученным налогоплательщиком по истечении шестидней после его отправки.
В десятидневный срокс даты вынесения решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требованиеоб уплате недоимки по налогу и пени.
Если требование несоответствует нормам действующего законодательства (глава 10 НК РФ, приказ МНСРФ от 07.09.98 № БФ-3-10/228 «Об утверждении формы требования об уплате налогови сборов» в редакции приказа МНС РФ от 03.08.99 № АП-3-10/256), оно может бытьобжаловано в суд. Обжаловать решение по формальным основаниям, в принципе, неимеет смысла. Даже если решение будет вынесено в пользу налогоплательщика итребование будет признано недействительным, от обязанности уплатить указанные втребовании суммы налогов и пени такое решение налогоплательщика не освободит. 
Обжалованиетребования имеет смысл в тактическом плане. Например, обжалуя требование можноприостановить взыскание в бесспорном порядке сумм налогов и пени, указанных втребовании, до момента вынесения решения судом по существу. Данный ход даетналогоплательщику выигрыш во времени, которое можно использовать для подготовкиискового заявления о признании недействительным решения налогового органа.Вместе с тем, обжалование требования по существу, то есть по суммам налогов ипени, — фактически единственная возможность обжалования налогоплательщикомопосредованно акта выездной налоговой проверки. Такая необходимость можетвозникнуть, например, в случае невынесения  налоговым органом по каким-либопричинам решения. [5]
В случае если налогоплательщикотказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срокуплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковымзаявлением о взыскании с данного налогоплательщика налоговой санкции.
Налоговые органымогут обратиться с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцевсо дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующегоакта (срок давности взыскания санкции). Дата составления акта – это дата,указанная на титульном листе акта, а не дата вручения его налогоплательщику.При обращении налогового органа в суд с иском о взыскании штрафных санкций поистечении данного срока судом будет отказано в удовлетворении исковыхтребований.
Если налогоплательщикне согласен с выводами налогового органа, он имеет право обжаловать решение.
Решение может бытьобжаловано в административном порядке в вышестоящий налоговый орган(вышестоящему должностному лицу) либо в суд.
В административномпорядке  жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента вынесениярешения. Подача жалобы не лишает налогоплательщика права на обращение в суд.
Обращение в судпроизводится по правилам, установленным АПК РФ.
Во избежаниенегативных последствий в виде списания денежных средств в бесспорном порядкеналоговым органом в счет погашения образовавшейся по факту проверки недоимки ипени затягивать с обращением в суд не стоит.
Проведение проверки предприятияналоговой полицией.
 
О праве органов налоговой полицииосуществлять проверки.
 
Как известно, изначальноналоговый кодекс не позволял налоговой полиции самостоятельно проводитьпроверки. Полицейские могли только участвовать в проверках, которые проводятналоговые органы, да и то лишь по специальному запросу налоговых органов.
Однако 2 января 2000года в статью 36 НК РФ были внесены изменения, касающиеся, в частности, иналоговой полиции. С этого момента полицейские получили право проверятьналогоплательщиков, если есть достаточные основания  подозревать, что напредприятии совершено налоговое правонарушение. В данном случае имеется в видупреступление, предусмотренное статьей 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налоговили страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации».Считается, что такое преступление совершено, если, например, в бухгалтерскиедокументы включены искаженные данные о доходах или расходах.
Налоговый кодекс РФне расшифровывает понятие «достаточные основания». В принципе это ведет кпроизволу налоговой полиции, когда она решает, нужна ли проверка.  Тем неменее, безосновательно проверки не проводятся. В соответствии с Инструкцией опорядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральнымиорганами налоговой полиции, утвержденной приказом ФСНП России от 25.06.2001 г.№ 285: решив проверить какое-либо предприятие, начальник подразделенияфедерального органа налоговой полиции в своем рапорте обязан перечислитьнарушения, которые, возможно, были совершены. Но в конечном итоге вывод о том,насколько достаточны основания для проверки, делает сама налоговая полиция.
Практика показывает,что обычно проверки проводятся, когда:
·    Данные о прибыли предприятия,показанные в балансе не соответствуют отчету о финансовых результатах и ихиспользовании;
·    Баланс и отчет о финансовыхрезультатах не подтверждены данными учета;
·    Записи в учете и подтверждающие ихпервичные документы не соответствуют действительности;
·    Нет документальных оснований длязаписей в бухгалтерском учете и отчетности.
Ссылаясь наФедеральный закон от 12.08.95 № 114-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»,полицейские называют также следующие основания для проведения проверок:
·    Определения судов, постановлениясудей, письменные поручения прокуроров, следователей;
·    Сведения о подготавливаемом илисовершенном преступлении, которые стали известны органам налоговой полиции;
·    Материалы государственных органов(например, МНС РФ, МВД РФ, ФСБ России) о выявленных нарушениях налоговогозаконодательства;
·    Запросы международныхправоохранительных организаций и правоохранительных органов государств.
Проверка, которую проводятналоговые полицейские, не является налоговой.  Ведь в соответствии со статьями82 и 101 НК РФ налоговый контроль (одним из видов которого является налоговаяпроверка) находится в компетенции налоговых органов. Однако ФСНП не относится кналоговым органам, а, следовательно, не имеет права проводить налоговыепроверки.
Не может она иналожить на организацию налоговые санкции. После проверки налоговая полициятолько решает, возбуждать ли против руководства организации уголовное дело. Таксказано в письме МНС РФ от 08.02.2000 № АС-6-16/113 «О разграничении полномочийналоговых органов и органов налоговой полиции в связи с принятием Федеральногозакона от 02.01.2000 № 13-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первуюНалогового кодекса Российской Федерации».
Поэтому, проверяяналогоплательщиков, налоговая полиция руководствуется уголовно-процессуальнымзаконодательством и законодательством об оперативно-розыскной деятельности.Кроме того, порядок их деятельности установлен в Законе РФ «О федеральныхорганах налоговой полиции».
Место и срок проведения проверки
 
В Инструкции опроведении проверки отмечено, что налоговая полиция может проверить какналогоплательщика, так и его филиалы и представительства. Начинается проверка вдень, когда выносится постановление о ее проведении. Продолжаться она может неболее двух месяцев. Но начальник федерального органа налоговой полиции или егозаместитель имеет право продлить этот срок до трех месяцев, если проверяющиепопросят об этом в своем рапорте. Оканчивается проверка в день, когда актпроверки налогоплательщика подписали все проверяющие.
Права и обязанности проверяющих.
Права и обязанностипроверяющих налоговых полицейских одинаковы с правами и обязанностямипредставителей налоговых органов.
Прежде всего полицейские обязаны проверить личностьналогоплательщика или его законного представителя. А представитель долженпредъявить им документы, подтверждающие его полномочия, например, устав,доверенность, ордер юридической консультации.
Обследование помещений.
Полицейские вправе беспрепятственно обследовать любыепомещения, здания, сооружения, участки и транспортные средства, которыеналогоплательщик использует, чтобы получать доходы.
Проводя обследование, полицейские обязаны соблюдатьопределенные правила. В противном случае полученные при обследовании материалыне будут иметь никакого значения, поскольку собрали их, нарушив закон. Каковыже эти правила?
Во-первых, обследование могут проводить только тепроверяющие, которые допущены к оперативно-розыскной деятельности.
Во-вторых, осматривать помещение можно лишь пораспоряжению начальника оперативного подразделения федерального органаналоговой полиции.
В-третьих, обыск следует проводить в присутствиисамого налогоплательщика (его законного представителя) и двух понятых. При этомпонятые не должны быть заинтересованы в исходе проверки. Категорическизапрещается выступать в роли понятых должностным лицам налоговой полиции.
О том, как велось обследование и какие оно далорезультаты, обязательно должен быть составлен акт. Его подписывают лица,проводившие осмотр, понятые и налогоплательщик. Если налогоплательщикотказывается подписывать акт, то об этом делается пометка в нем, которуюзаверяют понятые.
Истребование документов.
Налоговые полицейские вправе потребовать уналогоплательщика любую информацию, которая необходима для проведения проверки,в том числе документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности.
Чтобы получить их, полицейские обязаны составитьтребование. Оно подписывается проверяющими и вручается налогоплательщику подрасписку, где указано, в какой день предприятие получило требование. Еслиналогоплательщик отказался принимать требование, то об этом должен бытьсоставлен акт.
Проводя проверку, ФСНП вправе изъять уналогоплательщика какие-либо предметы или документы – но только копиидокументов, заверенные подписью и печатью. Оригиналы же вправе изымать висключительных случаях, а именно когда есть основания предполагать, чтодокументы уничтожат или подменят. Забирая документы, с них изготавливают копии,которые передают налогоплательщику.
Привлечение специалистов и получение разъяснений.
Налоговые полицейские. Проводящие проверки, имеютправо привлекать специалистов и получать объяснения от налогоплательщика (егозаконного представителя), граждан РФ и иностранцев. Однако никто из них необязан давать такие объяснения.
Что проверяют полицейские.
 
В первую очередьналоговые полицейские проверяют устав, учредительные документы и свидетельствоо регистрации в налоговом органе. Налоговая полиция вправе проверять результатылишь той деятельности предприятия, которую оно вело в последние три года.
Полицейскиеобязательно исследуют налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность, договоры,банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей,акты выполненных работ и другие первичные документы.
Пристальное вниманиеполицейские уделят движению материальных ценностей и денежных средств,формированию затрат, учету поступившей продукции, фактическим объемамвыполненных работ (оказанных услуг) и т. п.
Во время проверкиполицейские будут сравнивать данные, указанные в декларациях, с тем, как налогиуплачивались в действительности.
Обнаруженныенарушения налоговые полицейские должны заносить в акт проверки. Однако этокасается лишь административных правонарушений, которыми занимается ФСНП России,и уголовных преступлений, предусмотренных статьями 198 и199 УК РФ. Особовыделяют налоговые правонарушения: их обязательно отражают в акте проверки и втечение 10 дней материалы по ним передают в налоговые органы. Все прочиенарушения, обнаруженные во время проверки, в акт не включают. Как правило,налоговая полиция сообщает о них в соответствующие органы.
Результаты проверки.
После проверкиналогоплательщика составляется акт. Это должно быть сделано не позднее чемчерез два месяца после того, как было вынесено постановление о проведениипроверки.
В акте проверкиотражаются все выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. Дажеесли нарушений не обнаружено, акт все равно должен быть составлен.
Акт проверкиналогоплательщиков состоит из трех частей: общей, описательной и заключения. Впервой части приводятся общие сведения о проверке и о налогоплательщике. Вописательной части должны быть указаны:
·    Вид правонарушения;
·    Период финансово-хозяйственнойдеятельности, к которому относится данное правонарушение;
·    Виновные;
·    Недостоверные первичные документы;
·    Размер ущерба.
В заключенииуказывают сумму в МРОТ, которую предприятие не доплатило в бюджет. В неевключаются и налоги, и пени.
На основании актапроверки начальник федерального органа налоговой полиции или его заместитель,курирующий оперативно-розыскную деятельность, должен принять одно из следующихрешений:
·    Если обнаружен факт налоговогопреступления – возбудить уголовное дело;
·    Когда выявлено налоговоеправонарушение, не являющееся преступлением, — отказать в возбужденииуголовного дела и направить материалы в налоговый орган;
·    Когда не совершалось налоговоеправонарушение – отказать в возбуждении уголовного дела.
Срок, в которыйследует принять решение, не может составлять более трех суток, а висключительных случаях – более 10 суток со дня окончания проверки.
Налогоплательщикможет оспорить акт проверки. Для этого ему надо обратиться в арбитражный суд по местонахождения подразделения ФСНП России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любая проверка, а вособенности налоговая, вносит определенную дезорганизацию в работу предприятия,так как для обеспечения деятельности  проверяющих необходимо отвлекать отосновной работы сотрудников бухгалтерии и юридической службы, да и сам фактнахождения проверяющего на предприятии создает определенную нервозность, что нелучшим образом отражается на работоспособности.
Однако даже, еслирезультаты проверки оказались «отрицательными» для организации-налогоплательщика– еще не все потеряно!
Все действия(бездействие) должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, могутбыть обжалованы в суде, так же, как и решение о привлечении налогоплательщика кответственности и иные акты налогового органа. Причем под актом налоговогооргана в данном случае понимается документ любого наименования (требование,решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителемруководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика (п.48 Постановления президиума ВАС РФ № 5).
При проведенииналоговой проверки налогоплательщику необходимо внимательно изучать документы,предъявленные  налоговыми инспекторами: решение о проведении проверки,требования и т.д. Несоблюдение формы документа, его изъяны могут оказатьсясущественной аргументацией в суде со стороны налогоплательщика привозникновении налогового спора. По возможности необходимо налогоплательщикуделать и оставлять при себе копии этих документов.
Нарушение формы актаналоговой проверки повлекло за собой отмену решений органов налоговых органов овзыскании санкций постановлением ФАС Северо-Западного округа от 19.03.01 №А05-6852/00-473/10. Оно содержит следующие выводы суда: «В нарушение пункта  3статьи 101 НК РФ в постановлении о привлечении налогоплательщика к налоговойответственности за совершение налогового правонарушения не изложеныобстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, какони установлены проведенной проверкой, не указаны документы и иные сведения,которые подтверждают эти обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщикомв свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлеченииналогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговыеправонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данныеправонарушения и применяемые меры ответственности.
В соответствии спунктом 6 этой же статьи несоблюдение указанных требований может являтьсяоснованием для отмены решения налогового органа.
В данном случае следуетприменить это правило, так как постановление налоговой инспекции основано наакте от 09.03.2000. Акты от 10.03.2000 и от 16.03.2000 в постановлении неназваны…»[6].
При проведениипроверки проверяющим необходимо представлять только те документы, которые онизатребовали. Показывая «лишние» документы, можно спровоцировать проверку техобластей своей финансово-хозяйственной деятельности, которые первоначальнопроверять не планировалось.
При чтении актапроверки необходимо обращать внимание: на документы, которые были использованыв ходе проверки; что является источником ошибки, повлекшей доначисление суммналога; необходимо проверять правильность расчетов, указанных в акте иприложения  к нему. Бывают случаи, когда доначисление налогов производится без учетапереплат по налогам, выявленных при проверке. Проверяющие тоже люди, и иногдадопускают арифметические ошибки. Бывают просто опечатки.
Знаниеналогоплательщиком прав и обязанностей как своих, так и проверяющей стороныпозволит активно участвовать в проведении проверки, в ходе определения еерезультатов, вынесения решения по проведенной налоговой проверке и привлеченииили непривлечении к ответственности при выявлении каких-либо нарушенийзаконодательства.
Список используемойлитературы
1.    Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
2.    Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
 №№ 3,5,7 — 2001 г
3.   Валов М. А.   Выездная налоговаяпроверка 
        // Журнал«Налоги и платежи»/Арбитражная налоговая практика. № 2,  2001
4.    Мачин С. П.     Налоговая полиция проводит проверку напредприятии              // Журнал «Главбух»/Юридический практикум, № 22,ноябрь 2001
5.    М.В. Киселев, к.э.н.     Налоговая проверкапредприятия                                      // Журнал «Российскийналоговый курьер» № 11, 2000
6.    Т.Н. Мехова, советник налоговый службы РФ IIранга  «Налоговые проверки – взгляд «изнутри»»
      // Журнал «Главнаякнига» № 9, апрель 2002
7.    Тяжких Д.С. Налоговая проверка предприятия: методикапроведения, 1 том.
СПб.: изд. Михайлова, 1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.