Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование познавательных интересов на уроках чтения у младших школьников через произведения М. Пришвина

Содержание
Ведение
Глава 1. Формирование познавательных интересов на урокахчтения у младших школьников через произведения М М Пришвина
1. 1 Сущность познавательного интереса в учебном процессе
1. 2 Формирование познавательного интереса учащихся на урокахчтения
Глава 2. Произведения М. Пришвина на уроках чтения каксредство развития познавательного интереса
2. 1 Значение познавательного интереса для младших школьниковпри изучении произведений М. Пришвина
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
Актуальность данной темынам видится в том, что на уроках чтения должна осуществляться планомернаяработа по формированию познавательных интересов у учащихся начальных классов. Иэтому могут способствовать уроки знакомства, чтения и анализа произведений М. Пришвина.
Произведения М. Пришвинаспособствуют развитию определенных качеств личности ребенка, но для этогонеобходимо создавать условия. Отсюда следует, что
Проблема: выявить, каквлияет чтение произведений М. Пришвина на формирование познавательного интересашкольников.
Объект исследования:учебно – воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования:формирование познавательных интересов через чтение произведений М. Пришвина.
Гипотеза состоит в том, что,если младшие школьники будут читать произведения М. Пришвина, то это будетспособствовать формированию познавательного интереса.
Цель: рассмотреть, каквлияют произведения М. Пришвина на формирование познавательного интереса умладших школьников на уроках чтения
Задачи исследования:
1. Проанализироватьнаучно — методическую и педагогическую литературу, с целью выявления условийформирования познавательного интереса у младших школьников;
2. Раскрыть сущностьформирования познавательного интереса у младших школьников;
3. При прохождениипедагогической практики разрабатывать конспекты по чтению, памятки по чтению.
Методы исследования:
1. Теоретический анализпедагогичной и научно — методической литературы связанной с темой нашегоисследования;
2. Наблюдение;
Теоретическая значимостьнашего исследования, состоит в систематизированном обобщении знаний по проблемеисследования.
Практическая значимостьсостоит в том, что материалы, приведенные в работе, могут быть полезны, какучителям начальных классов, так и студентам педагогического училища в периодпрохождения педагогической практики.
Этапы исследования:
1. Подготовительный, входе, которого был проведен анализ педагогической, научно-методическойлитературы по исследуемой теме, выявлены теоретические основы разрабатываемойпроблемы;
2. Исследовательский, входе, которого изучен материал по формированию познавательного интереса умладших школьников на уроках чтения через произведения М. Пришвина у учителейначальных классов.
3. Практический, в ходе, которогоразрабатывались конспекты уроков по чтению, памятки по чтению.

Глава 1. Формированиепознавательных интересов на уроках чтения у младших школьников черезпроизведения М. Пришвина
Все дети любят читать и слушать чтение. Но урокичтения не являются для школьников любимыми. Ведь любимые для многих — труднаяматематика, русский язык с его упражнениями, для других — физкультура, рисование.Лишь несколько учеников в классе поставят на первое место уроки чтения. Причина:дети любят труд настоящий, работу. Они еще не вполне осознают потребность вплодотворном труде, но выполненная работа приносит школьнику удовлетворение, крепитчувство собственного достоинства, самоуважение.
Всегда и все заняты работой на любимом уроке. Этогоне скажешь об уроке чтения. Присмотримся: один читает вслух — остальные безчувства ответственности слушают уже знакомый текст. Нет этого чувства и причтении про себя: задание легкое или, если потруднее, без конкретных указаний кправильной организации умственного труда для его выполнения. С пересказомвыступят в лучшем случае 2—3 ученика. В беседе учитель, признаемся, опирается чащена самых развитых учащихся. Да и другие моменты урока недостаточно организуюттруд ученика.
Очень часто на уроках чтения бывает скучно. Дажечтение интересного рассказа не всегда основано на серьезной, напряженной работемысли и чувства, следовательно, не приносит удовлетворения. У школьника нетосознания своего роста.
Пересматривая нашу методику чтения в светесовременных задач, приходишь к выводу, главное направление — это обучениедеятельным отношениям с произведением. Каждый момент общения с текстом на урокедолжен стать этапом работы ума и чувства читателя и, в конечном счете, обучатьвдумчивому чтению.
В условиях четырехлетнего начального обучения длярешения этой задачи есть большие возможности. И то, что дети рано начинаютсерьезную учебную работу, рождает у них уважительное отношение к книге, желание«овладеть» ею. Это отношение к чтению закрепляется и тем материаломдля работы над текстом, который дан в «Азбуке»: маленькие рассказывсегда можно использовать для полезных упражнений и содержательных бесед. Частичноеобновление и обогащение «Родного слова» также подсказывает учителюновые возможности для совершенствования уроков, наполняя каждый из нихорганизованным учебным трудом всех учащихся. Как можно организовать общениечитателей с книгой для этого необходимо проводить интересные уроки.
Интерес – это формапроявления познавательных потребностей учащихся, обеспечивающая направленностьличности на осознание целей деятельности и тем самым способствующаяориентированному ознакомлению с новыми фактами более полному и глубокомуотражению действительности.
1.1 Сущностьпознавательного интереса в учебном процессе
Познавательный интерес — это интерес к учебной деятельности, приобретению знаний, к науки.
Познавательный интерес — это особая избирательная направленность личности на процесс познания: ееизбирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В этуобласть человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями.
В условиях обучения познавательныйинтерес выражен расположенностью школьника к изучению, к познавательнойдеятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов. В тоже, времяпознавательный интерес глубоко личностное образования не сводима к отдельнымсвойствам и проявлениям.
Его психологическуюприроду составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов.
Опираясь на интересучитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействуетинтеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьников.
Именно интерес и комплекссвязанных с ним состоянии личности и образуют внутреннюю среду человека, ученика,столь необходимою для полноценного учения. Особенность интереса в том, что он отражаетединство объективного и субъективного.
Таким образом, формируяпознавательный интерес учитель обеспечивает благоприятную атмосферу обучения, движениясвоих учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставиться обучением. Вучебных процессах он выступает в различных выражениях.
Очень часто учительиспользует познавательный интерес как средство обучения, насыщая своюдеятельность приемами, пробуждающим непосредственно интерес учащихся.
Познавательный интересвыступает в качестве очень значимого мотива внутреннего побуждения деятельностиучащихся, и в этой роли его невозможно переоценить. Связи с этим интересопределяется как эмоционально познавательное отношение.
Однако познавательныйинтерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности.
Эти интересы только тогдапревращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовнойпотребности, когда они включаются общею систему мотивов.
Сформироватьинтерес к чтению — значит, прежде всего обеспечить хорошую сформированностисамого умения читать. Как известно, в процессе чтения принято выделять двевзаимосвязанные стороны техническую, т. е. скорость, правильность и качествоозвучивания букв, и смысловую, т. е. понимание содержания прочитанного.
Применительно к акту чтения существенное значение приобретаетсовременное представление ряда психологов о многоуровневой организациикогнитивных структур. В соответствии с ним вышеназванные традиционно выделяемыестороны акта чтения скорость, темп, и понимание могут рассматриваться какфункции вышележащих уровней соответствующих когнитивных структур.
1.2 Формированиепознавательного интереса учащихся на уроках чтения
Одной из главных задач обучения в начальной школе являетсяформирование у детей умения читать. И хотя усилий в этом направленииприлагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так какпедагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навыкчтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьникииспытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующейбольшого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадаетинтерес к самому процессу чтения.
Кроме того, формирование интереса к чтению у учащихся следуетрассматривать не как отдельную, самостоятельную решаемую психолога — педагогическую задачу. Интерес к чтению — это оборотная, познавательно-эмоциональнаясторона его технико-смысловойсоставляющей, он прямо и непосредственно зависит от степени сформированностипоследней
Недостатки процесса чтения могут быть обусловлены дефектностьюформирования любого уровня обеспечивающих его психологических когнитивныхструктур, однако в педагогической практике при объяснении причин низкогокачества чтения до сих пор не просто недооценивают вклад нижележащих уровнейкогнитивных структур в осуществление акта чтения, но даже и не принимают их вовнимание при организации педагогических коррекционных воздействий.
В связи с этим даются рекомендации, являющиеся на делемалоэффективными: если ученик медленно читает и нечетко произносит звуки, советуютчитать больше, добиваясь нужной скорости и качества прочтения; если плохопонимает прочитанное содержание, то рекомендуют ученику делать соответствующиеумственные усилия. Однако еще в начале прошлого века отечественный психолог А. П. Нечаев ясно иопределенно указывал, что способность к осмысленному чтению с необходимостьюпредполагает наличие определенного уровня душевного развития ребенка: процессоввосприятия, речи, мышления, воображения, понимания, догадливости. Более того, онвысказал важную мысль, что преждевременное обучение чтению неподготовленного кэтому ребенку может оказаться для него даже вредным, вызвав не толькоотвращение к чтению и самому процессу обучения, но и подорвав веру ребенка всобственные силы. Поэтому А. П. Нечаев считал необходимым, прежде чем обучатьдетей чтению, выяснить, достаточно ли развиты у них вовлекаемые в процессечтения психические процессы. Для детей необходимо предварительно, до обученияих чтению, выполнять с ними на занятиях по разным предметам систему упражнений,стимулирующую их психологическое развитие. Какие же упражнения, и на какихуроках следует, по мнению А. П. Нечаева, выполнять с детьми для обеспечениянеобходимого и достаточного уровня их общего развития и каким образом этиупражнения подготавливают детей к успешному овладению чтением? Наиболее важнымидля этой цели А. П. Нечаев считал занятия природоведением, в ходе которых детиучатся воспринимать окружающее, знакомятся с его свойствами, пытаются судить оних, строить разнообразные предположения. Одновременно с этим у детейразвивается речь, так как им приходится связывать с воспринимаемыми явлениямиих названия, выражать словами возникающие у них при наблюдении мысли. Дляподготовки к чтению необходимо развитие речи детей, воображения, суждений ивосприятия, чему способствует показывание разных предметов и картин, рассказываниедетям сказок, беседы о событиях действительной жизни, о пережитых ими явлениях,предложение изложить и оценить это. В плане подготовки к овладению не толькописьмом, но и чтением большое значение имеют занятия рисованием.
Срисовывание с натуры или воспроизведение каких-либо предметов попамяти позволяет углубить восприятие, суждения, соображение, что и составляетоснову процесса чтения. Наконец, для успешного овладения грамотой, в том числеи чтением, важная роль, по мысли А. П. Нечаева, принадлежит подвижным играм идругим физическим упражнениям, заставляющим детей преодолевать инертностьсвоего внимания, менять его направление в зависимости от изменяющихсяобстоятельств, но в согласии с принятыми на себя игровыми функциями. Рассматриваярекомендации А. П. Нечаева о содержании подготовки детей к чтению с точкизрения наших представлений о психологических причинах разного рода трудностей, возникающиху детей при овладении чтением мы находим, что они не только согласуются друг сдругом, но и могут рассматриваться в контексте психопрофилактики возможных вбудущем трудностей при овладении чтением, поскольку именно эти рекомендуемые
Нечаевым упражнения и позволяют заложить психологическую основусложнейшего умения — умения читать: в самом деле, наблюдения за природной этойнаиболее доступной для понимания ребенком шести-семи лет сферой окружающейдействительности, создают благоприятные условия для развития восприятия.

Глава 2. Произведения М. Пришвинана уроках чтения как средство развития познавательного интереса
При подготовке к свободному пересказу рассказа М.Пришвина «Ребята и утята» выборка основных мыслей является очевиднойопорой: утка ведет детей к озеру. Ребята напали на малышей. Прохожий пристыдилмальчиков. Ребята с радостью возвратили матери ее детей. Все пожелали семейкесчастливого пути.
Вдумчивость чтения в этой работе можно повысить, предложивученикам самим задать вопрос к содержанию отрывка. Мне приходилось слышать отучащихся трехлетней школы такие вопросы: «Почему утка повела их длиннойдорогой? Почему ребята послушались чужого человека? Почему пожелание „счастливогопути“ было очень нужным?» В поисках ответов на свои же вопросы детивновь обращались к писателю, постепенно накапливая материал для пересказа. Пересказылучше проводить по частям: по выбору учеником понравившейся части рассказа сопорой на основную мысль выбранной части.
Это упражнение — лишь одно из весьмаперспективных для подготовки к будущим занятиям по учебным книгам и длявнеклассного чтения научно-популярной литературы.
Однако не следует применять это упражнение (оноимеет тренировочный характер) при чтении произведений динамичным сюжетом. Нельзяискусственно тормозить живой интерес читателя, напряженно следящего заразвитием событий, за судьбой героя. Чтение рассказов с сильной эмоциональнойокраской, вызывающих у читателей глубокие нравственные переживания, такжедолжно давать целостное восприятие, не нарушаемое ничем до проведения обменамыслями и чувствами в коллективном обсуждении.
Хочу привлечьвнимание учителя еще к одному виду учебного труда, пока еще мало практикуемому,— обучать детей ставить в связи с прочитанным свои вопросы учителю, товарищам, себе.
В учебникевопросы и задания даны без системы, использовать их подряд нельзя. Выборку ихделает учитель. Но желательно обучать детей со II класса пользоваться ими.Уже на с. 4 дети находят добавление к стихотворению, напечатанное иным шрифтом.«Как вы догадались, что это вопросы? Эти вопросы для вас, ребята. Можем лимы ответить на вопрос, не прочитав стихотворение? Значит, будем читать, чтобынайти ответ», — говорит учитель. С 5 лет дети встречаются уже и с заданием,и короткая беседа убеждает детей в необходимости работать по учебнику. Ониприучаются не бездумно пользоваться этим разделом, а относиться к немувзыскательно.
Если встречаются вопросы для глубокого анализасодержания, мы коллективно решаем, когда можно их выяснить, какая подготовкапотребуется.
2.1 Значениепознавательного интереса для младших школьников при изучении произведений М. Пришвина
В зависимости от развития учащихся и от характерапроизведения учитель найдет еще немало возможностей активизировать вдумчивоечтение. Однако такая практика не должна допускать вопросы «вымученные»,«пустопорожние»: вопрос ученика полезен только как проявлениепотребности что-то для себя выяснить. Будем пресекать нездоровые стремления «выскочить»,но, с другой стороны, поощрять искренний и нужный вопрос и наглядноиспользовать его в классе.
Для организации учебного труда во II—IV классах полезно иногдаобращаться к методическому аппарату учебника. Вопросы и задания в немпредназначены для ученика, в первую очередь, для самостоятельного ихприменения: одни вопросы и задания для первичного осмысления сюжета, для самопроверки,другие имеют аналитико-синтетическую направленность и ведут к выявлениюидейного смысла. Задания предполагают самостоятельную работу над текстом илиречевую деятельность учащихся.
Приучаются дети и вдумчиво относиться к заданиямучебника, к какому готовиться отдельно, что сделать лучше сообща, вместесоставляя измененный план или проводя анализ языка.
К рассказу можно детям предложить несколькозаданий: нарисовать картинки, рассказать о прочитанном и т. п. Показать примеры,что в организацию деятельности при чтении умение детей пользоваться учебникомтакже вносит осмысленность и разнообразие.
Заинтересованность детей в каждом рабочем моментезависит, в первую очередь, от ясности поставленных перед уроком целей и, следовательно,от рационального выбора занятий для их достижения. Обычно урок имеет двеосновные цели.
Первая и важнейшая — продвижение детей на путинравственного развития. Вторая — усвоение ими приемов работы с книгой иобразование определенных навыков. Работа над умениями и навыками практическибесконечна. Но, выполняя программные требования, мы для каждого урока ставим напервый план скромную, ясную цель: усовершенствовать умение делить текст;познакомить с приемами подготовки сжатого пересказа; обучить нахождениюдоказательств выделенной мысли; повысить качество определенного вида речевойдеятельности и т. д. В этой работе возможна последовательность ипреемственность.
В реализации задач первого ряда мы не можемвыдержать такую целостность: слишком разнообразен материал чтения. И хотятематические разделы определяет общность познавательного содержания ивоспитательную направленность, различие конкретных тем, жанров, стилевыеособенности, сила творческой индивидуальности писателя диктуют учителюнеобходимость определять для каждого урока свою воспитательную цель. Правильностьи четкость поставленных целей определяют и выбор наиболее существенных дляданного урока видов занятий и степень самостоятельности детей в работе.

Заключение
Из выше написанного, можносделать заключение, что формирование у младших школьников познавательногоинтереса к чтению через произведения М. Пришвина играет большую воспитательнуюроль и принесет больше плодов, если оно вызывает и понимание у самих учащихся.
Если книги, предлагаемыеучителем для совместного освоения в классе или самостоятельной работы дома, способныпривлечь ребят, разбудить в них желание продолжить общение именно с этимневидимым собеседником, желании во что бы то ни стало научиться слышать ипонимать именно его. В таком случае юные читатели будут готовы к неформальному,осознанному и необходимому им самостоятельному чтению – общению.
Моральный долг учителя –не только учить детей и пробуждать в них ценимые обществом нравственныекачества, но и ограждать малышей по возможности от тех переживаний и трудностей,которые детям в силу объективных причин вынести крайне сложно, и которыеотрицательно влияют на формирование их личности, ломают, ожесточают их души, убиваютверу в силу доброго поступка, слова, в высшую справедливость.
И нет более точногоспособа определить характер внутреннего состояния ребенка, чем регулярное, пристальноенаблюдение учителя за воспитанниками в процессе их работы над литературнымипроизведениями. Когда дети непроизвольно перестают «играть на учителя»,оправдывать его ожидания и, выражая свое истинное отношение к литературномугерою, автору, описываемой им ситуации, открывают свои реальные, поройнеосознанные переживания, мысли, ощущения.

Список литературы
1. Аникеева Н. П. «Воспитаниеигрой»: 1987г.
2. . Буременко Е. А,Цукерман Г. А «Учимся читать » Издательство «знание»
3. . «Книга о М.Пришвине» /биография, творчество /.
4. Иванихин В. В. «Почемуу Ильи читают все ?» :1990 г.
5. Матеева Е. И «Учиммладшего школьника понимать текст», 2005г. журналы «Начальная школа»
6. Начальная школа№1 2001г. с. 46 «Познавательный интерес»
7. Начальная школа№1 2000г. с. 53, 59 «Работа над стихотворением»/нетрадиционные видыуроков/
8. Начальная школа №22000г. с. 28 «Учить читать трудно»
9. Начальная школа №41999г. с. 14 «Познавательный интерес»
10. Начальная школа №5 2000 г. с. 99 «Обучениечтению»
11. Начальная школа №6 2007 г. с. «Интерес чтению
12. Начальная школа №6 2007 г. с. 72 „Интерес кчтению“
13. Начальная школа №92000г. с. 80 „Работа с поэтическими тетрадями“
14. Папский В. О. „Азбукаучебного труда“: 1988 г.
15. Светлова Н. Н „обучениедетей чтению “ Москва 1999г
16. Трембовальский Я.Л., Черкалов И. В „Ваше слово, эрудиты !“: 1990 г.

Приложения
Приложение1
Тест попроизведению „Кладовое солнце“
1) В каком районе находилось село
а) Залесского – Переславля
б) Переславля – Залеского
2) Как звали „мужичка в мешочке“
а) Митраша
б) Витража
3) Как звали сестру „мужичка в – мешочке“
а) Наташа
б) Настя
4) Какая ягода полезнадля здоровья
а) брусника
б) клюква
5)Что делали ребята когдазабрались в Блудов болота
а) выли по – волчьи
б) лаяли по – собачьи
6) Кто помог Митраше вылетииз болота
а) собака

Приложения 2
Памятки по чтению
РАБОТА НАД РАССКАЗОМ
1. Как называется рассказ? Кто его автор?
2. Прочитайте рассказ. Когда происходит действие, которое в немописывается?
3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнаёте?
4. Что случилось с героями? Как они себя вели?
Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
5. О чем вы думали, читая рассказ?
ПАМЯТКА К РАБОТЕ НАД СКАЗКОЙ
1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?
2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она:поучительная, героическая,
юмористическая?
З. Кто в сказке действует? Какие это герои?
4. Какие события описываются в сказке?
5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6. Найдите в тексте слова и выражения, которые хочется запомнить.
7. Как относится автор сказки к своим героям?
8. Что изэтой сказки запомнилось вам

Приложение 3
Название произведений М. Пришвина
Кладовая солнца
Мои тетрадки
Вася Веселки
Друг человека
Наш сад
Старый гриб
Москва-река
Голубая стрекоза
Мая родина
Остров спасения
Лесной хозяин
Соловей
Заполярный мед
Жаркий час
Синий лапоть
Смертный пробег
Анчар
Пиковая дама
Остров спасения
Мои тетрадки
Вася Веселки
Друг человека
Наш сад
Старый гриб


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.