Реферат по предмету "Педагогика"


Условия воспитания детей в семье

Министерство образования и наукиУкраины
Харьковский национальныйпедагогический университет
имени Г.С. Сковороды
Курсовая робота
на тему: Условия воспитания детей всемье

Выполнила:
студентка 4-го курса 41 группы
факультета физического воспитания
Алистратова Анна Сергеевна
Харьков 2008

План
Введение
1. Социально – педагогическая деятельность с семьей
1.1 Основные функции семьи
1.2 Социальный статус семьи и ее типология
1.3 Педагогические стили семьи
2. Пять тактик семейного воспитания
2.1 Диктат
2.2 Опека
2.3 Конфронтация
2.4 Мирное сосуществование
2.5 Сотрудничество
3. Главные условия воспитания детей в семье
3.1 Семейный климат
3.2 Авторитет родителей в семье
3.3 Отношения между братьями и сестрами
3.4 Современная семья
Вывод
Список литературы

Введение
Каждый человек имеетправо на семью – ту заветную пристань, где он мог бы найти сочувствие,взаимопонимание, заботу. Именно в семье с первых дней жизни человек постигаетазы её. Его первыми и главными учителями и воспитателями на протяжении всейжизни являются родители.
«Родительский дом, началоначал…» Бесхитростные слова трогают душу. Еще бы! Ведь дом — это не толькоздание, в котором человек родился и вырос, это еще и семья — родители, живаянить, идущая от дедов и прадедов. В семье всегда было и будет главным — неповторимые отношения, доброта, самоотверженность, ответственность за слабого.
Семья дает изначальныйопыт умения жить, учит современному образу жизни во всей полноте его социально- нравственных проявлений. Воспитание детей является главным пластом семейнойжизни. Духовное богатство, трудолюбие матери и отца, их моральная чистота — всеэто самым благотворным образом воздействует на детей.
Роль семьи в общественесравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так какименно в семье формируется и развивается личность человека, происходитовладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптацииребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь скоторым человек ощущает на протяжении всей своей жизни..
Актуальность темы заключается в воспитании детей всемье. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируютсянормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качестваличности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждениючеловека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрываетиндивидуальность.
Объект исследования: воспитание детей в семье.
Предмет исследования: формирование личности в семейномвоспитании.
Цель исследования зависит от теоретического обоснованиятехнологии формирования влияния семейного общения, как важнейший фактор личности.

Раздел №1.Социально-педагогическаядеятельность с семьей
 
Во всевека семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей.История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимыезнания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколениюестественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейныесвязи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формированиисемьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.
Чемглубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей вполучении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее времявсе яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей состороны профессиональных психологов, социальных работников, социальныхпедагогов и других специалистов. В этом нуждаются не только неблагополучные, нои вполне благополучные семьи.
1.1 Основныефункции семьи
 
Репродуктивная функция (от лат. productjo —самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостьюпродолжения человеческого рода.
На сегодняшний деньдемографическая ситуация складывается таким образом, что уровень смертностипревышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденцияувеличения доли семей, состоящих из 2-3 человек. Дети, по высказыванию такихсемей, — это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышенииквалификации, реализации своих способностей.
Установка на бездетность,к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супруговдетородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономическимитрудностями, духовно-материальным кризисом, в результате которого в системеценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака,вилла и пр.), и другими причинами.
Можно выделить рядфакторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости;тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населениидоли семей с одним родителем в результате роста разводов, вдов, рождения детейодинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развитияздравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения посостоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморальногообраза жизни, болезней, плохого питания и т. д.
Экономическая ихозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была хозяйственной основной ячейкойобщества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, так какв семье всегда было разделение функций. Традиционно женщины вели домашнеехозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многиестороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием, — приготовлениепищи, стирка, уборка, пошив одежды и т. д. — частично были переложены на сферубытовых услуг.
Экономическая функциябыла связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты,калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, надень совершеннолетия, накопление денежных средств.
Социально-экономическиеизменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическуюфункцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности,приватизации жилья, наследования и т. д.
Функцияпервичной социализации.Онаобусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой,которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаютсяестественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи оченьважны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализациюдетей на самом раннем этапе их развития.
Являясьодним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальноймикросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое исоциальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенкав общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны,где он появился на свет.
Обучениеребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре тойстраны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа —прямая функция родителей.
Воспитательнаяфункция.Важную роль в процессе первичнойсоциализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаютсяпервыми воспитателями ребенка.
Воспитаниеребенка в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияниевсей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка.Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природеотношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательнойзаботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку ксвоему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуютразличные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношенийродителей и детей.
Требованияродителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощьюубеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Личныйпример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Еговоспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности кподражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых,подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимногосогласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тони характер разговоров — все это воспринимается ребенком и становится образцомдля его собственного поведения.
Непосредственноопыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчасединственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.
Правда,и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родителибольны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самимфактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом,здоровыми отношениями между ее членами.
Рекреационнаяи психотерапевтическая функция.Смыслее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бычувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на егостатус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.
Выражение«мой дом — моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтнаясемья — наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на времяукрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.
Полнеевсего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими,детьми. Совместный отдых вместе с детьми — фактор, благотворно влияющий на крепостьсемьи, что в наших условиях стало практически невозможным.
Такимобразом, существование человека в настоящее время организовано в формесемейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшимуспехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только всемье.

1.2Социальный статус семьи и ее типология
Из всехпроблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболееважной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основнойхарактеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т.е. состояниесемьи в процессе ее адаптации в обществе.
Рассмотрениесемьи в процессе социальной адаптации предусматривает ряда структурных ифункциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членовсемьи.
Длясоциального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:
•  наличиебрачных партнеров (полная, формально полная, неполная);
•   стадия жизненного цикла семьи(молодая, зрелая, пожилая);
•   порядок заключения брака (первичный,повторный);
•   количество поколений в семье (одноили несколько поколений);
•   количество детей (многодетная,малодетная).
Помимоструктурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи какцелого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальныеособенности ее членов. К ним относятся социально — демографические,физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членовсемьи. А также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического,речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности;образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения;наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых ипсихических нарушений.
Сочетаниеиндивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональнымипараметрами складывается в комплексную характеристику — статус семьи. Ученымипоказано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса: социально — экономический, социально-психологический, социокультурный иситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ееположение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени.
Первыйкомпонент социальной адаптации семьи — материальное положение семьи. Дляоценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной иимущественной обеспеченности, необходимо несколько количественных икачественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметноеокружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, чтосоставляет социально-экономический статус семьи.
Второйкомпонент социальной адаптации семьи — ее психологический климат — болееили менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результатнастроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, кдругим людям, к работе, к окружающим событиям.
Вкачестве показателей состояния психологического климата семьи выделяютсяследующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степеньвзаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания ивзаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьиво взаимоотношениях с ближайшим окружением.
Благоприятнымисчитаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества,уважения прав личности, характеризующиеся взаимной привязанностью,эмоциональной близостью, удовлетворенностью каждого из членов семьи качествомэтих отношений; в этом случае социально-психологический статус семьи оцениваетсякак высокий.
Неблагоприятнымпсихологический климат в семье является трудности и конфликты; члены семьииспытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношенияхгосподствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной изглавных своих функций — психотерапевтической, т. е. снятия стресса и усталости,восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи.
Третийкомпонент структуры социальной адаптации семьи — социокультурная адаптация.Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования еевзрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факто
ров ввоспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуручленов семьи.
Уровенькультуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницыобычаев и традиций; обладает широким кругом интересов, развитыми духовнымипотребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг.
Еслидуховные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, быт неорганизован, отсутствует объединяющая семью культурно — досуговая и трудоваядеятельность, слаба моральная регуляция поведения членов семьи; семья ведетнеблагополучный образ жизни, то ее уровень культуры — низкий.
В томслучае, когда семья не обладает полным набором характеристик, свидетельствующихо высоком уровне культуры, но осознает пробелы в своем культурном уровне ипроявляет активность в направлении его повышения, можно говорить о среднемсоциокультурном статусе семьи.
Состояниепсихологического климата семьи и ее культурный уровень — показатели, взаимновлияющие друг на друга, поскольку благоприятный психологический климат служитнадежной основой нравственного воспитания детей, их высокой эмоциональнойкультуры.
Четвертыйпоказатель — ситуационно-ролевая адаптация, которая связана сотношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку,высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ееситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствуетакцентуация на его проблемах, то — средний. В случае игнорирования проблемребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило,сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус —низкий.
Изсуществующего множества типологий семьи (психологические, педагогические,социологические) выделяют четыре категорий семей.
Благополучныесемьиуспешно справляются со своимифункциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так какза счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных,психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждамсвоего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случаевозникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамкахкраткосрочных моделей работы.
Семьигруппы рискахарактеризуются наличием некоторого отклоненияот норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполнаясемья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этихсемей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжениемсвоих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи.
Неблагополучныесемьи,имеют низкий социальный статус, несправляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенноснижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями,медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная иобычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога.
Асоциальныесемьи— те, с которыми взаимодействиепротекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренныхизменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образжизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарнымсанитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто незанимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии,становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан тогоже социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестисьв тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки ипопечительства.
1.3Педагогический стиль родителей
У любого человека копределенному возрасту складываются стереотипы поведения. Нельзя сказать, чтостереотипы — вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают намоставаться самими собой. А с другой стороны, иногда мешают проявить гибкость вменяющихся обстоятельствах.
Один из таких стереотипов- стиль воспитания, который вольно или невольно складывается у каждого изродителей. Конечно, любая типология достаточно условна. К тому же мы можемсочетать в себе черты разных родительских стилей.
1. Подчиняющий стиль.
Приверженцы этого стилятребуют от ребенка беспрекословного подчинения во всем. Ребенок можетреагировать на такое отношение по разному. Один внешне послушен, но внутреннепротестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой постоянногрубит и дерзит родителям.
2. Излишне требовательныйстиль.
Он выражается встремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от ребенка илиподростка совершенства во всем. Ругают за малейшую оплошность в учебе илидомашних обязанностях. Большое значение придают приобретению знаний и навыков,но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять какможно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования:подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязньразочаровать родителей, что также ведет к неврозам.
3. Смягчающий стиль.
Для него, наоборот,характерно постоянное занижение требований к ребенку, оправдание любыхпоступков. Ребенку стараются подобрать доброго, нетребовательного учителя, избавитьот любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастаютбезвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни.
4. Близок этому типувоспитания охраняющий стиль.
Родители находятся впостоянной тревоге за ребенка, следят за каждым его шагом, выполняют любоежелание. Стараются не допустить малейшего физического или психологическогодискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всем вплоть до взрослыхлет.
5. Излишне пылкий стиль.
Свойствен больше мамам.Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение ихкрасотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи и т. д. Привыкший к выражениюпостоянной любви и поклонения в семье, ребенок ждет того же и от всехокружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение ксебе одноклассников и учителей несправедливым.
6. Небрежный стиль.
Отличается полнымневниманием к внутреннему миру ребенка, его психическим состояниям,переживаниям. Ребенок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет ипоощрения и необходимой ласки, любви. Равнодушие к ребенку рождает у негобезразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учебе.Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируетсяжестокость, стремление сделать кому-нибудь больно.
7. Угрожающий стиль.
Проявляется в готовностинаказать ребенка за любую, большую или малую, провинность, в постоянныхугрозах. В семье все находятся в постоянном напряжении, готовые в любой моментсорваться. Может сформировать у ребенка привычку хитрить, изворачиваться, чтобыизбежать наказания. Или отказ от собственной точки зрения, лишь бы несвязываться. Став старше, некоторые дети вообще перестают реагировать наугрозы, становятся неуправляемыми.
8. Непоследовательныйстиль.
Такие родители легкоменяют милость на гнев, от ласк переходят к угрозам. Могут пообещать что-тосделать или купить под настроение, но обещаний чаще всего не выполняют.Характерный признак — непродуманность требований, наказаний и поощрений. Постепенноребенок теряет уважение к родителям. Но самое главное, необдуманностьпоступков, вспыльчивость, непоследовательность становятся его собственнымжизненным стилем.
9. Подкупающий стиль.
В таких семьях отношенияс ребенком строятся на товарно-денежной основе. Ребенок привыкает к тому, чтоего хорошее поведение, успешная учеба, помощь по дому покупаются за деньги илиподарки. Это формирует у него представление, что человеческие отношения вообщезависят только от количества денег.

Раздел №2.Пять тактик семейного воспитания
Можно условно выделитьпять линий развития семейных отношений, типов социально-психологическогоклимата семьи и соответственно тактик семейного воспитания.
Родители борются за то,чтобы их дети выросли такими, какими они хотят их видеть, и эта борьба непротив детей, а за них. Тактика такой борьбы может быть весьма и весьмаразличная: удачная или неудачная, правильная или ошибочная, умелая илинеумелая, научно обоснованная или антинаучная. Эта тактика соответствует типусемейных отношений и, в конечном счете, ими порождается. Вот об этом и пойдетречь дальше.
2.1 Диктат
 
Диктат в семье, где одниее члены подавляют у других самостоятельность, инициативу, чувство собственногодостоинства, и сейчас может проявляться в формах, быть может, не столь резких,но достаточно определенных. Никто не спорит — родители могут и должныпредъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, нормморали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически инравственно оправданные решения. Но максимальная требовательность старшихдолжна сочетаться с максимальным доверием и уважением к нему — в противномслучае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители,предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваютсяс сопротивлением объекта воспитания — ребенка, который отвечает на нажим,принуждение, угрозы и другие жестокие меры воздействия своими контрмерами:лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Нодаже если сопротивление сломлено, победа оказывается пирровой. Вместе сосломленным упорством оказываются сломленными, растоптанными многие ценныекачества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства,инициативность, вера в себя и свои возможности.
Безогляднаяавторитарность родителей, игнорирование интересов и мнения ребенка, лишение егоправа голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантиякатастрофической неудачи формирования его личности. Трудно предсказать судьбумолодого человека, оказавшегося жертвой подобной воспитательной системы. Можетбыть, вырастет подхалим, приспособленец, трус, может быть — циник, хам, деспот.Может случиться, и выправится под влиянием каких-либо вне семейных влияний, ивсе обойдется без тяжких последствий.
Существуют семьи, вкоторых ребенок является настоящим маленьким тираном. Вообще-то нередко этопроисходит в семьях, где ребенок долго болеет и родители, проникнутые жалостьюи состраданием, готовы сделать все, чтобы компенсировать то, чего лишила егоболезнь. Или это может быть долгожданный ребенок, родившийся в семье немолодыхродителей, потерявших надежду на потомство. Как правило, отказа такому малышуне бывает ни в чем, любые его требования безоговорочно выполняются.
2.2 Опека
 
По сути, диктат родителейи опека — явления одного порядка. Различия в форме, а не в существе. Да,разумеется, диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, а опека- заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие. Однако результат во многомсовпадает: у детей отсутствуют самостоятельность, инициатива, они так или иначеотстранены от решения вопросов, их касающихся, тем более, общих проблем семьи.
Возникающий еще в раннемдетстве импульс, почти инстинкт «Я сам», уступает место вялому безразличию:«Пусть мама, пусть папа сделают, решат, помогут». «Диктатснизу» — деспотизм ребенка, о котором было только что сказано, — это тожеоборотная сторона чрезмерной опеки, утверждающей ребенка в позиции маленькогобожка. Однако вовсе не обязательно опека порождает крайности деспотическогоповедения. Этого может и не быть, если родители не теряют чувства собственногодостоинства и умеют заставить себя уважать. Но и в этом случае негативныепоследствия опеки как тактики семейного воспитания обязательно скажутся.
Вопрос об активномформировании личности ребенка отходит на второй план. На авансценупедагогического действия выходит другая проблема — удовлетворение потребностейребенка и ограждение его от трудностей. Опека как воспитательная тактика — откровенный враг трудового воспитания, потому что опекаемого, прежде всего,ограждают от трудовых усилий и ответственности. Погубить человека с помощьючрезмерной опеки, в общем-то, легче, чем осчастливить.
Вспоминается остроумнаясказка одного из современных писателей. Здесь фигурируют традиционныеперсонажи: отец, мачеха, родная дочка, падчерица. Конечно, мачеха стремитсяпогубить постылую падчерицу и осчастливить любимую дочку. И, конечно, все этопроисходит при полном непротивлении отца, души не чающего в злодейке-мачехе.Однако сказка не течет по знакомому руслу.
Мачеха обнаруживаетнезаурядные способности и, во всяком случае, в социальной психологии семейныхотношений превосходно ориентируется. Она устраивает так, что на перинах нежитсяне ее родная дочка, а ненавистная падчерица. Она же, эта падчерица, сладко ест,сладко пьет да на сводную сестрицу покрикивает. А та весь день в работе и влесу, и в поле, и дома. Коварный план приносит свои плоды. Как и следовалоожидать, появляется прекрасный принц и, конечно же, влюбляется в скромную,работящую и умную мачехину дочку и со смехом отворачивается от падчерицы,дурехи, бездельницы и сладкоежки… Что же, эта сказка имеет глубокий смысл инеплохо иллюстрирует возможные плоды опеки как системы воспитания.
Родители, которыепостоянно озабочены тем, чтобы на их дитя не свалились какие-либо житейскиетрудности, чтобы не него, упаси боже, не дунул ветер повседневности, чтобы егоне продуло в парной атмосфере семейной оранжереи, фактически делают всю работуза него. Они, по существу, отказываются подумать о серьезной подготовкеподростка к столкновению с реальностью за порогом родного дома. А,следовательно, оказывают дурную услугу родному дитяти, которому, скажем прямо,никто в дальнейшем, кроме них, подстилать перинку не станет.
Но вот интересноеобстоятельство. По данным психологических наблюдений, именно эта категорияподростков дает наибольшее число срывов и «восстаний» в переходномвозрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, и жаловаться не на что,настолько вольготно они устроились в семейном гнездышке, начинают бунтоватьпротив родительской опеки. В чем дело? Неблагодарность? Но она тоже должнаиметь свои объяснения. Что же еще?
Однако объяснить это нетак уж трудно. Как свидетельствуют данные возрастной психологии, центральнымновообразованием в подростковом возрасте становится формирующееся «чувствовзрослости», стремление если не быть, то, во всяком случае, считатьсявзрослым. Возникающая новая жизненная позиция подростка, который всяческистремится утвердить свою независимость, вступает в противоречие с повседневнойопекой, и это становится почвой, порождающей конфликты и протест.
Вчера еще матьсанкционировала выбор друзей, выбирала одежду и обувь по своему вкусу,заботливо заматывала шарфом шею и застегивала верхнюю пуговицу пальто — тыподвержен простуде! — проверяла домашние задания, тянула из рук тяжелый чемодан- отдай папе, не забудь, что у тебя было расширение паховых колец, ты что,грыжу хочешь заработать! И это принималось как должное. А сегодня...
— Чтобы я такое надел?!Вы мне еще слюнявчик нацепите и пинеточки!- У нас все ребята ходят без шапок.Ну что ж с того, что восемнадцать градусов. У меня вон, какие волосы густые,никакой мороз не возьмет.- Давайте договоримся раз и навсегда. Мой дневник некалендарь — нечего туда каждый день заглядывать. Слышал, слышал, как папаучился...
По всем позициям — афронт. И понять что-либо родителям трудно, и сделать ничего нельзя: всевстречается в штыки — подозрительно, непримиримо. Пожинаются плоды чрезмернойопеки; пружина, сжатая до предела, распрямляется, ломая сложившуюся системусемейных отношений. Бунт против ласковой опеки папы и мамы по своимпоследствиям мало чем отличается от борьбы против жесткого родительскогодиктата. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости отстраненияи отчуждения до грубого, безжалостного отпора. Это уже зависит отиндивидуальных особенностей личности подростка и характера реакции родителей наскладывающуюся ситуацию.
Трудно дать рецепт, каквести себя в этой критической ситуации родителям. По всей вероятности, неттакого рецепта, годного для каждой семьи. Одно очевидно — следует решительнопересмотреть систему отношений с сыном или дочерью. Найти пути гибкого переходаот того типа общения, который характеризуется «моралью послушания», ктипу отношений, специфических для общения взрослых людей.
Конечно, взросломучеловеку крайне трудно преодолеть инерцию сложившихся отношений с детьми.Многие рассуждают так: «Какой же он взрослый, он и сегодня как следует шеюи уши вымыть не умеет», «Взрослый, а копейки в жизни не заработалсамостоятельно». Так-то оно так, да только взрослость эта меряется с двухсторон разными мерками.
Родители принимают вовнимание относительную стабильность жизненной ситуации подростка (он был иостается школьником, материально полностью от них зависимым), наличие у негозримых детских черт — «за моим-то не углядишь, так он пять ложек песку вчай бухнет!» — и делают заключение: «какой же он взрослый — как былнесмышленым, таким и остался, даром, что усы пробиваются». Скажем прямо,этот вывод и субъективен, и сомнителен.
Если иметь в виду позициюи мерку подростка, то здесь другая логика: «Мне шестнадцать лет, книг япрочитал, может быть, в два раза больше, чем вы с отцом, вместе взятые. Что же изтого, что я не зарабатываю, сами не захотели, чтобы я, закончив десятилетку,работать, пошел — не стал бы, сидеть у вас на шее до черт знает, какоговозраста. Почему ребята во дворе, даже те, кому уже в армию идти пора, меня замаленького не держат, а дома что хотят со мной, то и делают, как спервоклассником. В спортсекцию не пускали — руки-ноги мне там сломают, а у менятеперь разряд по самбо, это что, пустячок? С Ритой у нас все очень серьезно, аотец со смешком спрашивает: ты, наверное, еще с девчонками дерешься?»
Этот или какой-либодругой, подобный внутренний монолог произносит не один мальчишка, которомуродители дают понять, что он все еще нуждается в опеке. Бесспорно, и он далекот объективности, и реально у него не так уж много оснований претендовать направа взрослого. И все-таки равновесие в семье восстановится только в томслучае, если стороны найдут формы разумного компромисса, и отец и матьотнесутся с должным уважением к правам взрослеющего члена их семейства.
2.3 Конфронтация
Можно было подумать, чтов этой большой квартире идет многолетняя позиционная война… Кто спорит — всяжизнь человека состоит из побед и поражений, но если люди близки между собой,победа одного — это победа всех, поражение переживается всеми на равных. Здесьбыло по-другому. Воевали между собой.-Двойку получил? Ну что тебе матьговорила! Это все из-за Купунова, вчера весь вечер с ним потратили на модель, асегодня — двойка!- Папа, я двойку за контрольную по математике получил. Мы еена той неделе писали. Помнишь, я после гриппа в школу пошел. А модель мы тольковчера начали делать...- Все равно, больше ты к этой модели не притронешься.Делом занимайся! И чтобы ноги Купунова не было в доме!- Ну что ты к Купуновупривязался? Учится хорошо, не ругается, не дерется… — Мальчик бросает косойвзгляд в сторону матери и тихо добавляет: — Пьяным в гости не приходит и водкуни с кем не пьет. Вот ни капелечки не пьет...- Этого еще недоставало… — начинает отец, и вдруг до него доходит смысл сказанного. — Ты на чтонамекаешь?! Ты что себе позволяешь?! Да я с тебя сейчас...
Опустим занавес над этойсценой. И без того ясно, что вражда, война привычны в этой семье. Труднорассчитывать на то, что здесь между поколениями наступит мир. Раздражениенакапливается, растут взаимные обиды, постоянная конфронтация заставляетстороны подмечать и утрировать слабости друг друга. Возникает злорадство поповоду неудач, неприятностей, которые выпадают на долю другого.-Не приняли? Тактебе и надо. Балерина! Это с твоей-то осанкой, фигурой! Шить лучше научись, — снескрываемым удовольствием выговаривает мать дочери, вернувшейся посленеудачного дебюта в балетной студии.
Можете не сомневаться,что, когда у матери случатся неприятности на работе, она не найдет сочувствия удочери — счет будет оплачен той же монетой.
Все как на войне. Однакона войне, как правило, сильнейший выигрывает. Здесь в проигрыше обе стороны — победы быть не может. «Холодная война», по мере того как детивзрослеют и начинают отрицать мораль послушания, переходит в«горячую». Силы сторон уравновешиваются: на грубость — грубостью, назлорадство — злорадством. Педагогический крах оборачивается крахом семьи.
Не хочется делать слишкомпессимистические прогнозы — все-таки иногда каким-то образом само собойулаживается и образуется, но окончательно расплата приходит только через многолет, когда беспомощные родители в свою очередь будут вынуждены подчинитьсяморали послушания, которую сумеют преподнести им вошедшие в силу и сохранившиебойцовские качества дети.

2.4 Мирноесосуществование
 
Четвертый тип тактикисемьи — мирное сосуществование с позиций невмешательства. Здесь все выглядитвполне благопристойно. У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности иуспехи. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль деятельности.Никто не переходит демаркационную линию, могут быть лишь недоразумения. Иказалось, такой тип отношений в семье надо только приветствовать.
Бывает, что родители дажеиспытывают гордость, поддерживая такой нейтралитет. Мать рассказывает:«Сеня живет своей жизнью, я — своей, (она в разводе с мужем). Класснаяруководительница спрашивает: „Когда Семен вчера пришел домой?“ — Яговорю: „Кажется, в семь“. — »Ну, вот видите, а из школы ушел вдва. Где он был, что делал, пять часов?" — Я не знаю, что он делал. Я егоникогда не расспрашиваю. Нужно будет — сам расскажет. Учится он неплохо,учителя не жалуются. Спрашивает ли он о моих делах, о моей жизни? Пожалуй, нет.А зачем ему это? У меня свое, у него свое".
Обособленность мировребенка и взрослых нередко буквально декларируется, под это даже подводится«педагогический» фундамент — пусть растет самостоятельным,независимым, раскованным, свободным. Как к этому отнестись? Бывают, разумеется,разные семейные обстоятельства. Признаю, что, в частности, у моей собеседницыбыли уважительные причины — трудно воспитывать сына без отца. Но чаще всего восновании этого типа взаимоотношений — пассивность воспитателя, которыйуклоняется от активного вмешательства, предпочитая комфортное и не требующеедушевных затрат сосуществование с подростком.
Каков же результат? Ставна путь формирования индивидуалиста, родители пожинают горькие плодыиндивидуализма. Семья как центр притяжения, как эмоциональный магнит, каксемейный очаг для ребенка не существует. Жизнь родных, их радости и невзгодыдля него за семью печатями. И рано или поздно наступит критический момент — беда, болезнь, трудности, — когда от него потребуют и участия, и включения вобщесемейные проблемы, и добрых чувств, и убедятся в его полной неспособностико всему этому. Они будут горько сетовать по поводу несостоятельности юноши каксына, девушки как дочери, не отдавая себе отчета в том, что это — несостоятельностьсложившейся системы семейных отношений.
2.5 Сотрудничество
Но ведь долженсуществовать и оптимальный вид тактики семейного воспитания. Да, этосотрудничество. Именно в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализмребенка, формируются черты коллективиста. А это уже предполагает, что семьяобретает особое качество, становится группой особого типа, превращается вколлектив.
Гармония семейныхотношений предполагает взаимность в проявлении соучаствования. Конечно,родители, как правило, предлагая ребенку, сотрудничество и поддержку в делах(помогая ему учиться, обучая трудовым и спортивным навыкам, разделяя с нимответственность в затруднительных обстоятельствах и т. п.), обнаруживают«соучаствование». Однако всегда ли оно присуще адресату родительскихэмоций? К сожалению, далеко не всегда ребенок отвечает взаимностью.
Жизнь взрослого человекаизобилует сложными, иногда просто трудными, иногда драматическими ситуациями.Если мы хотим, чтобы наш сын или наша дочь стали ближе, роднее (заметьте, речьидет о том, чтобы именно они ближе придвинулись к нам, так как родителейпобуждать к сближению излишне), то первое правило — не ограждать их от горестейи радостей взрослого человека, а делать не только их свидетелями, но и прямымиих участниками. Причем идти на это как можно раньше, прямо и смело, давая доступные(с учетом возраста) разъяснения.
Семья, три-четыречеловека, соединенных родственными связями, могут стать, а могут не статьколлективом в зависимости от того, какой характер приобретут их отношения,будет ли это конфронтация, сосуществование или соучаствование и сотрудничество.
Сотрудничество предполагаетсотрудников. Вот только вопрос: а сколько их надо для успешностисотрудничества? Кто-нибудь обязательно поторопится ответить: трое (видимо,будут иметься в виду отец, мать, ребенок). Кто-то скажет: пятеро — значит,бабушка, и дедушка не остались забытыми. Еще бы! В семейном ансамбле они — сотрудники не из последних. И редко, редко кто-нибудь увеличит эти число засчет расширения младшего возрастного контингента. Во всяком случае, труднорассчитывать, что мы перевалим за пределы магического числа «семь».
Эксперимент Латейна — известного западного психолога, доказал, что чем больше свидетелей у чужогонесчастья, тем меньше у жертвы шансов на получение помощи. Каждый, по-видимому,полагает, что другой должен позаботиться о пострадавшем.
Любовь, и взаимопонимание,и сотрудничество — это функция небольшой группы тесно связанных между собойлюдей. Чем меньше семья, тем больше у нее шансов сплотиться на эмоциональнойоснове и успешно сотрудничать в решении общесемейных проблем".

Раздел№3.Главные условия воспитания детей всемье
3.1Семейный климат
Воспитание в широкомсмысле этого слова — это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты,когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Частозначительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияниемогут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся междусобой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения,которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое жедействие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.
Результаты исследованийпоказали, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) сдетьми, воспитывавшимися более мягко (без наказаний) — если не брать крайниеслучаи — нет большой разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи-это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит вчем-то более существенном.
Что, собственно, остаетсяв нашей памяти от детства, когда мы уже стали взрослыми, когда уже забываютсяотдельные случаи, происходившие с нами в этот период? Очевидно, в памятиостается что-то, что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосферародного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, илистрах, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями.Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страхаатмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладываетглубокий отпечаток на все его последующее развитие.
Сегодня мы знаем, чтохарактер этой семейной атмосферы определяется прежде всего тем, как члены семьиобщаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается встороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. В семьецарит атмосфера эмоционального тепла, здесь делятся друг с другом мыслями ипереживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а пытаются ихразрешить. Говорить в семье принято открыто: здесь что говорят, то и думают,ничто не скрывается, никому не надо изворачиваться и лгать. Каждый здесьговорит не только о своих собственных переживаниях, но умеет и выслушатьдругого. В таких семьях любят смех и юмор, нет злого колючего сарказма, неуслышать огульного осуждения всего и всех. Родители здесь уважают иподдерживают друг друга — не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрываютавторитет. И что важно — в этих семьях принято правдиво рассказывать о своих переживанияхвне семьи. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается всяжизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.
Само собой разумеется,что семейный климат меняется; на нем отражаются трудности, с которыми людивстречаются, что здесь не все время стоят солнечные дни. Многое меняется помере того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как вприроде, например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера -одиндень может быть ясным и солнечным, а другой — пасмурным, иногда можетразразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании определенногоклимата, характерного для той или иной семьи, он и составляет то главное, что вбольшей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.
3.2 Авторитетродителей в семье
Важным условием успешноговоспитания является авторитет родителей. Под авторитетом родителей следуетпонимать влияние отца и матери на детей, основанное на любви и уважении кродителям, доверии к их жизненному опыту, их словам, делам, поступкам.
Большой вклад впедагогическую науку внес, в свое время А. С. Макаренко. Проанализировав опытсемейного воспитания, он пришел к выводу: далеко не все родители понимаютзначение их авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогическиоправданными являются действия и поступки по установлению авторитета.
Авторитет подавления. Особенно им страдают отцы. Покаждому поводу такой отец раздражается, сердится, повышает голос, а нередкохватается за ремень. При таком отцовском терроре положение матери в семье сводитсяк нулю, дети вырастают либо забитыми, безвольными, либо самодурами, мстящими засвое подавленное детство.
Авторитет чванства. Родители кичатся своими заслугамина каждом шагу, высокомерны в отношениях с другими людьми. Как правило, и ихдети ведут себя по подобию родителей: «Вот я скажу своему папе, он тебе задаст»или «А ты знаешь, кто мой папа?». При таком авторитете дети вырастаютхвастливыми, не умеющими самокритично отнестись к своему поведению.
Авторитет педантизма. Родители держат детей в повиновениина приказах, распоряжениях. В семье не советуются с детьми, не считаются с ихмнением. Дети из таких семей не умеют проявлять самостоятельность, инициативу,постоянно ждут распоряжения взрослых или сопротивляются требованиям взрослых.
Авторитет резонерства, при котором родители буквальнозаедают детей поучениями и назиданиями. По каждому поводу родители начинаютдлинные и скучные разговоры, подчас одни и те же. Дети привыкают к ним, нереагируют на них, часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей.
Авторитет любви – самый распространенный вид ложногоавторитета. Родители без всякой меры говорят нежные слова, целуют детей, ласкают.Если ребенок не слушается, у него тут же спрашивают: «Значит, ты маму не любишь?».В этой обстановке ребенок понимает, что маму и папу легко обмануть, что угодновыпросить, стоит для этого лишь показать, как ты их любишь. В таких семьяхвырастают эгоисты, циники, расчетливые дельцы. Страдают от такого воспитания впервую очередь сами родители.
Авторитет доброты, где детское послушание покупаетсядобротой родителей, их уступчивостью, мягкостью. Взрослые выступают передребенком как добряки, которые все разрешают, ничего не жалеют. Родители боятсяконфликтов в семье, они за мир даже с большими жертвами. В такой семье детиочень скоро начинают командовать родителями, у них появляются капризы,требования.
Авторитет подкупа – самый безнравственный авторитет,когда послушание ребенка покупается подарками и различными обещаниями. Родители,не стесняясь, так и говорят: «Будешь хорошо учиться – куплю тебе велосипед».Особенно тяжелы последствия этого авторитета в семьях, где нет согласия междуродителями, где наметилась конфликтная ситуация. Каждый из родителейзадабривает ребенка с целью перетянуть его на свою сторону. Ребенок пользуетсяэтим, но постепенно перестает уважать и отца, и мать. Вырастает человек,который приучен лавировать, приспосабливаться, быть там, где он получает большевыгод.
Для подлинного авторитетародителям необходимо:
— добросовестноотноситься к своему труду;
— расширять свойкругозор;
— создавать нормальнуюатмосферу в семье, когда все ее члены с удовольствием и радостью собираютсяпосле трудового дня вместе;
— проявлять высокуютребовательность к себе и окружающим. Требовательность к детям должнасочетаться с уважением к ним;
— иметь единствотребований к детям со стороны всех старших членов семьи; не прощать плохиепоступки детей.

3.3 Отношения междубратьями и сестрами
Семья с одним ребенкомбыла раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором родеодного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени исил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него невозникает повода для ревности. Но, с другой стороны, положение единственногоребенка незавидное: ему не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишьчастично может восполнить его общение с другими детьми, но которую полной меренельзя заменить.
В семье, где имеетсянесколько детей, ситуация бывает обычно более сложной, чем в семьях с однимребенком. Однако эта сложность взаимоотношений в больших семьях имеет оченьважное значение для социального созревания детей, а при определенныхобстоятельствах способствует росту чувства удовлетворенности у родителей,благоприятно влияет на развитие их личности. Вырастая вместе со своими братьямии сестрами, ребенок приобретает много ценного для жизни: он учится взаимопомощив процессе общения с существами, такими же слабыми и зависимыми, как и он сам,он привыкает не только брать, но и давать, учится учить других — тех, ктоменьше и слабее его, он познает выгоды сотрудничества по сравнению с постояннымсоперничеством и ссорами, он пользуется не только словом «я», нознает и слово «мы», учится делиться не только игрушками, а ивниманием со стороны взрослых, которое, несмотря на их любовь, не принадлежиттеперь ему одному. Школа большой семьи — это отличная школа, где дети учатся небыть эгоистами.
Однако влияние братьев исестер на развитие ребенка не столь сильно, чтобы можно было утверждать, чтоединственный ребенок в своем социальном развитии обязательно должен отставатьот ребенка из большой семьи. Дело в том, что жизнь в большой семье несет ссобой ряд конфликтных ситуаций, которые не всегда удается правильно решитьдетям и их родителям. Прежде всего, то взаимная ревность детей: наблюденияпоказали, что в больших семьях это обычное явление, что просто нет такихбратьев и сестер, которые бы не ревновали друг друга. Однако большинство детейумеет преодолеть это чувство, найти путь к урегулированию своихвзаимоотношений, хотя, может быть и не сразу.
Проблемы, обычно,возникают там, где родители неразумно сравнивают детей друг с другом и говорят,что один из детей лучше, умнее, милее и т. п.… Очень часто ссоры между братьямии сестрами родители пытаются решить так, что ответственность за них обычносваливают на старшего ребенка, который, с их точки зрения, должен бытьразумнее, который во всем, что бы ни случилось, бывает виноват. Если ребенкавсе время и не в его пользу сравнивают с его братом или сестрой, если винупостоянно сваливают на него, у него возникает чувство несправедливости, горечи,гнева против того, кто к нему так относится.
Иногда родители считают,что ревности между братьями и сестрами не будет, если они справедливо разделятвсе между детьми и каждому из них дадут одинаковую долю вкусных вещей, игрушек,подарков и т. д. Однако вещи и предметы — это скорее повод для спора и зависти,чем их прямая причина. Очевидно, не так важно справедливо делить вещи, каксделать то же самое в отношении симпатии, похвал, — признания и восхищения,точно так же, как и брани и наказаний. Невыгодное положение старшего и младшегоребенка в семье также несет с собой ряд проблем. Конечно, у старшего ребенкадолжно быть больше обязанностей, но взрослым не следует забывать похвалить его,признавать его авторитет, что укрепит в нем чувство собственной значимости.
Однако надо следить и затем, чтобы обязанности, которые возлагаются на старших детей, были им под силуи не в ущерб занятиям другими интересными делами. Старшие дети, сравнивая себясо своими товарищами, часто таят обиду на своего младшего братишку илисестренку, которых им приходится «таскать за собой», а, оставшись сним наедине, они могут и обидеть их. Младшие дети в таком случае в отместкуначинают реветь громче обычного, жаловаться по каждому пустяку.
Родители, которымприходится решать мелкие детские споры, должны вести себя дипломатично. Имследует обращать внимание детей и на то, что какие-то невыгодные стороны, связанныес существованием братьев и сестер, компенсируются многими выгодными моментами.Хуже всего, конечно, если споры между детьми перерастают в конфликт междуродителями, которые начинают упрекать друг друга в неумении воспитывать, в слишкомснисходительном отношении к ребенку, в результате внутри семьи возникаютвраждебные группировки. Обвинять человека в том, что он плохо что-то делает –это, значит вызвать чувство горечи или резкую реакцию с его стороны, что обычноне приводит ни к чему хорошему. Родители, умеющие жить в мире и согласии,являются лучшей моделью хороших отношений между детьми. Итак, семейныеотношения учат ребенка умению найти путь к сосуществованию с другими людьми вдухе дружбы и сотрудничества.
 
3.4 Современная семья
Не только сам ребенок, нои семья как социальная единица в своем развитии проходит через какие-тотрудности, иногда переживая и серьезные кризисные моменты. В некоторых случаяхтрудности, наблюдаемые в развитии ребенка, являются отражением проблем семьи,признаком нарушения нормальных семейных отношений. И чтобы помочь ребенку,надо, прежде всего, помочь его семье.
Современная семья вомногом отличается от семьи прошлого. Много сегодня говорится о ее шаткости,ранимости, кризисном положении. Слишком часто сегодняшние семьи распадаются, асреди тех, которые все-таки сохраняются, многие переживают внутренние коллизиии конфликты. Конечно, влияние семейных коллизий, распада семей на ребенка можетбыть очень сильным, особенно в том случае, если родители не смогут уберечь ребенкаот ссор и взаимных обид. Нередко можно слышать, что сегодняшняя семья ужеизжила себя, и что ее следовало бы чем-то заменить.
Но, несмотря на потери икризисные ситуации, которые приходится, переживать и преодолевать семье,приспосабливаясь к новым общественным условиям, значение ее не исчезает, аскорее даже возрастает. Нет никаких сомнений в том, что семья, как правило,является лучшей средой для воспитания детей, а часто и прочным эмоциональным«убежищем» для взрослых. Усилия помочь семье в решении ееэкономических, социальных и других проблем являются в настоящее время болееуместными, чем разговоры, осуждающие семью как изживший себя и устаревшийинститут.
Однако нельзя проходитьмимо тяжелого нравственного ущерба, наносимого ребенку постоянными ссорами,грубостью, упреками, взаимными обвинениями родителей. Любой ценой сохранитьсемью ради ребенка — это не всегда лучшее решение для детей. Развод сдоговоренностью о взаимных контактах родителей с ребенком может стать разумнымвыходом из сложной ситуации, часто и ребенок в таких случаях становится болееспокойным. Перед неполной семьей или семьей, претерпевшей изменения, в вопросахвоспитания стоят более трудные задачи, многие проблемы здесь как бы возводятсяв степень. Но если ей удастся создать для ребенка спокойную обстановку,удовлетворить его самые эмоциональные элементарные потребности, то и эта семьяможет обеспечить ему не только счастливое детство, но и явится хорошим примеромправильного выполнения родительских обязанностей, что пригодится ему в будущейжизни.
В настоящее время задачивоспитания стали более сложными. Дело в том, что во всех областях жизнипроисходят сегодня резкие изменения. В течение жизни одного поколения полностьюизменился образ жизни людей. Если раньше родители готовили своих детей длявступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, вкотором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования, тосегодняшние родители готовят своих детей для вступления в жизнь, которой они немогут знать, о требованиях которой они не имеют понятия. Недостаточно сегоднядать детям одни лишь готовые знания: через двадцать-тридцать лет они, возможно,не будут иметь никакой цены; привитые навыки и умение их тоже вряд ли выручат,т.к. в корне изменится все производство и весь образ жизни; едва ли им поможети послушание — кого они будут слушать, став взрослыми?
Думается, что здесь естьтолько один выход: учить ребенка с малых лет самостоятельному, творческомумышлению, помогающему находить новые решения в новых ситуациях, учить егокритически относиться к чужим взглядам и мнениям, быть терпимым к мнениюдругих, но принципиальным и требовательным к себе самому. Воспитание ребенкасегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений,навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня — это постоянный диалогвоспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваиваетспособность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему статьполноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.

Вывод
 
Смыслом существованиячеловека всегда была семья. Народная мудрость гласит: «Земля без воды мертва,человек без семьи — пустоцвет». Статистика утверждает, что на воспитаниеребенка влияют: средства массовой информации — 30%, улица — 10%, школа — 10%,семья — 50%. Отсюда видно, какую огромную роль должна играть семья встановлении личности ребенка. Успешность выполнения семьей воспитательнойфункции зависит от педагогической культуры родителей, уровень которой не у всехдостаточно высокий. Поэтому возникает необходимость планировать и проводить сродителями традиционные классные родительские собрания, лекции, беседы, практикумы,которые способствуют активизации самообразования, закреплению педагогическихзнаний, формированию воспитательных умений. По данным многочисленныхсоциологических опросов, 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в нейне воспитывается.
Существует закономернаясвязь между психологическим климатом семьи и результатами воспитания детей: крепкая,дружная семья воспитывает прямые, цельные и искренние характеры.

Литература
1.      Азаров Ю.А. –«Семейная педагогика». Москва, 1989г.
2.      Василькова Ю.В.,Василькова Т.А. – «Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие длястудентов высших педагогических учебных заведений». – 2-е изд. стереотип. – М.:Издательский центр «Академия», 2000г.
3.      Гологузова М.А. –«Курс лекций». издательский центр «Академия». Москва, 2000г.
4.      Гребенников И.В.,Дубровина, Разумихина Г.П. – «Этика и психология семейной жизни». 1998г.
5.      Мудрик А.В. –«Социальная педагогика» — издательский центр «Академия». Москва, 1999г.
6.      Пилиповский В.Я.– «Помощь родителям в воспитании детей», Москва 1992г.
7.      Фромм А., –«Азбука для родителей». Москва 1994г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.