Реферат по предмету "Культура и искусство"


Особенности портретной живописи в творчестве К.А. Коровина на примере двух произведений "Дама с лампой" и "Две дамы на террасе"

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультетискусств
Кафедраотечественного и зарубежного искусства
«Особенностипортретной живописи в творчестве К.А. Коровина на примере двух произведений«Дама с лампой» и «Две дамы на террасе».
(курсоваяработа)
Выполнила студентка
2 курса гр. 1342 (ОЗО)
/>Карнаухова Ольга
/>Борисовна
/>(подпись)
Научный руководитель
Лысенко Л.А.
/>

/>(подпись)
/>Оценка
Барнаул2006

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Портрет в русскойживописи в период начала XX века
1.1  Спецификапортрета как жанра станковой Живописи
1.2 Особенности русскогопортрета начала XX века. Художники – портретисты
Глава II. Портрет в творчествеК.А. Коровина
2.1. Особенности техникиживописи в работе над портретом
2.2. Сравнительный анализпроизведений К.А. Коровина «Дама с лампой» и «Две дамы на террасе»
Заключение
Список иллюстраций
Иллюстрации
Список источников илитературы
Приложение

ВВЕДЕНИЕ
Среди мастероврусской живописи, искрение влюбленных в многоцветье окружающей действительностии стремящихся найти для него соответствующий колористический образ в картине,должен быть назван без сомнения Константин Алексеевич Коровин.
КонстантинКоровин – талантливейший русский живописец, художник театра и педагог. Мастербольшого живописного темперамента, талант быстро созревший и разносторонний, онотличался творческой неутомимостью и жаждой поисков раз и навсегда для себяопределенного – поисков красоты жизни.
КонстантинКоровин каждым движением кисти славил жизнь и человека. «…Я пишу для тех ктоумеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок и форм, кто неперестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени» — говорил художник.[1]
Темой даннойкурсовой работы является – «Особенности портретной живописи в творчестве К.А.Коровина на примере двух произведений «Дама с лампой» и «Две дамы на террасе».Тема весьма актуальна и значима, несмотря на то, что для многих людей искусствопотеряло свою ценность.
В наше времяпоявляются неизвестные, достоянные внимания произведения известных авторов. Этипроизведения не были представлены широкому кругу зрителей, их никто не видел ине описывал. Можно лишь предполагать, почему эти произведения не завладелидолжного внимания со стороны искусствоведов.
Степеньтеоретической разработки: существует много литературы, посвящённой жизни итворчеству К.А.Коровина, наиболее яркие из них Н.М. Молева «Жизнь моя живопись.Константин Коровин в Москве», в книге идёт подробная речь о жизни художника вМоскве и других городах.
И.Ненаркомова«Константин Коровин». В данной книге хорошо представлен творческий путьКоровина с наиболее яркими датами и событиями его творческой жизни.
А. П. Гусаров«Путь художника» и А. Я. Басыров «Константин Коровин», Р. И. Власова«Константин Коровин. Творчество». В этих трудах наиболее ярко и полнопредоставлена биография К.Коровина.
В. Круглов«Великие мастера прошлого. Константин Коровин» В этом труде очень подробнопредоставлен творческий метод художника.
Тема портретакак жанра станковой живописи наиболее раскрыта в труде Л. С. Зингер «Очерки поистории теории и портрета» и в книге М. Алпатова «Очерки по истории портрета».
В трудах Т.В. Ельшевской «Модель и образ. Концепция личности в русском и советскомживописном портрете» и М. Н. Андроникова «Об искусстве портрета» разработанатема портрета начала 20-го века.
Цельисследования – выявить особенности творческого метода художника К.А. Коровина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить четыре основныхзадачи:
1. Выявитьспецифику портрета как жанра станковой живописи.
2. Определитьособенности портрета начала 20-го века. Художники – портретисты.
3. Определитьособенности техники живописи в работе над портретом.
4. Овладетьметодом сравнительного анализа на примере двух портретов этого художника иопределить место и роль этих работ в творчестве К.Коровина.
Объектомисследования является творческий стиль художника К. Коровина.
Предметомисследования является особенность стиля двух произведений «Дама с лампой» и«Две дамы на террасе».
В курсовойработе использованы такие методы исследования, как культурно-исторический, спомощью которого мы даём определение самому понятию портрет и выделяем егоособенности в русской живописи начала 20-го века.
С помощьюбиографического метода рассматриваем творческий путь К.А.Коровина, обращаявнимание на то, как история повлияла на его деятельность, на творчествохудожника.
Применяяметод стилистического анализа, описательный и сравнительные методы, анализируемдва произведения.
На основепроведенной работы делаем выводы в соответствии с поставленными задачами ицелями.
Прямыми источникамив данной курсовой работе служат – произведения К.Коровина «Дама с лампой» и«Две дамы на террасе».
Второстепенныеисточники – репродукции и иллюстрации произведений Коровина, опубликованные вкнигах и альбомах.
Косвенныеисточники – переписка Коровина с Серовым, Врубелем и Шаляпиным, а такжекаталоги и буклеты выставок.

ГлаваIПортрет в русской живописи в период начала XXвека
1.1Специфика портрета как жанра станковой живописи
Живопись – это вид искусства, имеющий дело с изображением наплоскости, с иллюзорным объемом и пространством. Ее специфика заключается вцвете как важнейшем средстве выражения, хотя при этом основой остается рисунок.Одним из жанров живописи является портрет.
Само слово «портрет» восходит к старофранцузскому слову«pourtrait», что означает изображение черта в черту, черта за черту; оновосходит и к латинскому глаголу «protrahere» — то есть «извлекать наружу»,«обнаруживать, позднее – изображать, портретировать[2].
В русском языке слову портрет соответствует слово «подобен». Подпортретом подразумевают изобретение определенного, конкретного человека илигруппы людей, в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека,раскрыты его внутренний мир, сущность его характера.
Портрет, главным образом, характерен для станкового искусства, ичаще всего используется как жанр живописи.
Необходимое требование, предъявляемое к каждому портрету –индивидуальное сходство. Сходство это не ограничивается лишь внешнимипризнаками. Портрет предполагает не только передачу внешнюю, но и выражениесвойств, сути, души человека, а не только его внешности.
Портрет предполагает раскрытие личности – характера, психологиимодели, то есть создание образа реального конкретного человека. В данном случаепод словом образ мы понимаем художественное изображение, художественноепретворение реального человека. Следовательно, портрет – это образ реальногоконкретного человека.
Но наряду с неповторимым, индивидуальным своеобразием портретиствыявляет в образе модели типические черты, признаки эпохи и социальной среды.
Существует множество разновидностей портрета. По характеруизображения выделяют две основные группы: парадный портрет и камерный.
Как правило, парадный портрет предполагает показ человека в полныйрост, а в камерном используется поясное, подгрудное и оплечное изображения. Впарадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне, а вкамерном чаще на нейтральном. Разновидностью камерного портрета являетсяинтимный портрет, выражающий доверительные отношения, выражающий доверительныеотношения между художником и моделью.
Портрет, в котором человек изображается в виде аллегорического,мифологического, исторического, литературного, театрального персонажаназывается костюмированным. В наименовании таких портретов включается слова «Ввиде», «в образе».
Образы на портрете могут быть не только портретного, но исобирательного вида. Именно здесь встает проблема индивидуального итипического. Ее решение составляет неотъемлемую часть работы художника присоздании образа. В работе есть существенная разница, в самом ходе творческоймысли авторов непортретного и портретного образа, обусловленном известнымразличием задач. Если первый тяготеет к созданию индивидуализированного типа,то второй изображает типизированную индивидуальность.
Мастер собирательного образа идет от общего к частному – оттипического к индивидуального. У него сначала возникает отвлеченноепредставление о персонаже, а уже затем этот персонаж конкретизируется. Упортретиста работа идет в другом порядке.
Если, работая над собирательным образом. Художник волен наделятьего характерными чертами не только одного, но и нескольких прототипов, то,создавая портрет, художник все необходимое извлекает из одного человека –оригинала.
Сложившиеся в голове художника представления об оригинале даетрешающий толчок к созреванию творческого замысла художника. Здесь впервыесинтезирует разрозненные многогранные компоненты портрета, которые составляютоснову будущего художественного образа.
Само собой разумеется, что главным, стержневым компонентомзадуманного портретного образа является лицо. Точнее – выражение лица, а именноглаза. Очень часто сам портретист сам сочиняет выражение лица героя своегобудущего произведения, синтезируя все впечатления, которые возникли у него впроцессе изучения оригинала и одухотворяя их своим взглядом на мир.
Портретный образ есть результат взаимодействия портретиста имодели. Зритель, глядя на портрет, знакомится не только с изображеннымчеловеком, но и с самим художником. Одна и та же модель в живописном восприятииразных портретистов будет выглядеть по-разному, понимание своего героя.
Художник может подчеркнуть свою близость с оригиналом или выявитькритическое восприятие к нему.
Эта «автопортретичность» присутствует в любом художественномобразе, в любом портрете изначально. Необходимость и неизбежность творческого«я» портретиста любого задуманного им образа очевидны[3].
Однако не только удачно задуманное лицо обеспечивает успехпортретиста. Но и композиция играет в творческом замысле многих портретистовглавную роль.
Под композицией портрета мы подразумеваем личности в окружающейсреде, так и действенную связь основных его компонентов. Именно в действии –позе, жесте могут быть раскрыты многие существеннейшие оттенки характера исостояния изображаемого человека.
По количеству изображенных на одном холсте человек обычно выделяютдвойной и групповой портрет. Парными называют портреты, написанные на разныххолстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту.Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли –портретные галереи, обычно это представители одного рода, портреты, сделанныепосле смерти называются ретроспективными. Иногда при классификации используетсясословный принцип («купеческий» портрет).
Портрет несколькими тысячелетиями старше многих жанровизобразительного искусства. Занимая среди них порою ведущее положение, поройотступал на дальний план, портрет продолжал свое существование на протяжениивсей многовековой истории развития искусства[4].
От портрета, в первую очередь, требуется сходство с тем человеком,который на нем изображен. В одних случаях оно не выходит за пределы внешнейпохожести, в других раскрывает зрителю характер и внутренний мирпортретируемого.
В особую группу выделяют автопортрет – это изображение художникомсамого себя.
Портрет различают по размеру, например, станковый «в натуру»,минимальный.
Главная цель портрета — показать индивидуальные особенности данногочеловека, но это вовсе не значит, что произведениям портретного жанра чуждообобщение. Наоборот, чем глубже в портрете индивидуальное сходство, чем полнеераскрыта в нем личность портретируемого, тем больше содержит он общихпредставлений
Характеристика индивидуальности данного человека являетсяцентральной задачей и при работе художник над портретом групповым. Хотя в немдля мотивировки объединения нескольких людей часто применяется жанровый сюжет,выражение личности портретируемых всегда остаётся главной целью.
В силу обязательности требования индивидуального сходства самособой, очевидно, что особенности различных произведений портретного жанра, помимозависимости от эпохи их создания, школы, направления, манеры художника, диктуютсятакже – и это очень существенно – своеобразием того человека, чей образ в нихвоссоздается.
Неизбежно различными предстанут в портрете юноша и старик, ученыйи крестьянин, аристократка и скромная мастерица. Человек энергичный, деятельныйили властный не может быть изображен так же, как мечтатель.
Во многом характер портрета определяется также и тем, для чего онпредназначен и в каком из видов искусства — в скульптуре, живописи или графике— он создан. Портрет — памятник, бесспорно, будет отличаться от живописногопортрета современника стремлением скульптора выявить основные и обязательнолучшие стороны человека. Портрет для надгробия и портрет, написанный по заказусамого портретируемого или его друзей, также не могут не различаться междусобой.
Один и тот же человек по-разному выглядит в портретах, написанныхразными художниками, в зависимости от характера их творчества или от ихотношения к портретируемому. Недаром ведь часто утверждают, что каждый портрет– это, прежде всего, портрет художника. Художник, работая над портретом, нетолько более или менее объективно характеризует того или иного человека, нообычно выражает также свое к нему отношение, стремясь внушить его и зрителю. Идело, конечно, отнюдь не только в личных взаимоотношениях портретиста ипортретируемого, но, прежде всего, в выражении в портрете эстетических идеалов,общественных взглядов художника.
В руках художника-портретиста всегда есть средства возвеличитьпортретируемого или унизить его, выразить свое восхищение, свою любовь илипрезрение и ненависть. Он волен подчеркнуть какую-либо из сторон личностипортретируемого и, наоборот, скрыть другие ее стороны. Реализм портретазаключается не только во внешнем сходстве, но, главным образом, в том,насколько? Оценка, данная художником, соответствует объективным качествампортретируемого.
По большей части не так-то просто бывает усмотреть в портретеотношение художника, ибо выступает оно обыкновенно в скрытой форме, в видеобъективных свойств того, чей портрет оказывается перед зрителем. Иногдачувства художника выражены в портрете столь сильно, что они бросаются в глаза,даже вполне совпадая с объективной характеристикой.
Само собой разумеется, что на разных этапах развития искусствапортрета ему предъявляли различные требования, и перед портретистами возникалиразные задачи. Решение, которых определило особенности портретного жанра техили иных эпох, школ, направлений[5].
И так,специфика портрета заключается в его основных чертах. Именно специфичныесвойства портрета отличают его от других жанров живописи. Под портретомподразумевают изобретение определенного, конкретного человека или группы людей,в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыты еговнутренний мир, сущность его характера, но в отличие, от графики или рисунка, вживописном портрете характерна лепка мазком, передача цветом, игра тона иконтраста. Портрет, главным образом, характерен для станкового искусства, ичаще всего используется как жанр живописи. В этом и заключается спецификапортрета как жанра живописи.

1.2Особенности русского портрета начала XXвека. Художники – портретисты
В истории русской художественной культуры начала ХХ столетия былоодним из блестящих периодов – плодотворным, разноликим, стремительным в своемразвитии. Вначале ХХ века еще работали живописцы старшего поколения. Но важноне только, сколько блестящих талантов было, важно их невероятное многообразие,характеризующее в целом картину того времени.
Художники искали иных способов осмысления мира. Одни верили, чтомогут обрести непосредственный, ничем не осложненный взгляд на натуру.Пренебрегая анализом общественных отношений и сложностью человеческой психики,они открывали тихую поэзию повседневности. Другие, желая дать нечто вроде«художественной формулы» современности, напрягали образ, концентрируя в немнакал чувств людей нового века.
Новое время — время больших надежд и свершений — рождалопотребность в монументальном стиле, в синтезе искусств. Художники мечтали отаком искусстве, которое вошло бы в жизнь, в быт людей, было бы способноформировать представление о мире и характер человека.
Интерес к синтезу, к «хоровому» искусству нашел яркое воплощение втеатральной декорации, переживавшей в начале XX века небывалый расцвет.Тяготение к монументализму не означало отказа от станковых форм живописи. Онореализовалось в первую очередь именно в станковых произведениях, так каквозможности развития монументальной живописи как таковой были слишком ограничены.Характер станковой живописи сильно изменился, и это в свою очередь оказаловлияние на характер развития декоративного, прикладного и монументальногоискусств. Сложные, противоречивые взаимоотношения различных формхудожественного творчества стали специфической чертой искусства первыхдесятилетий XX века.
На рубежестолетия стоят три крупнейших художника В. Серов, М. Врубель, К. Коровин.
Портретнаяживопись Михаила Врубеля отличается от портретов, Серова и Коровина, писавших встиле реализма. Он пытается разрабатывать свою оригинальную художественнуюманеру.
Врубель, принаписание портрета оперирует символами.
В начале 20столетия он был первым кто, обратился к символизму.
Художникблестяще владел даром сообщать мгновенному характер вечного.
Врубель мыслилне бытовыми категориями окружающей жизни, в своих портретах он оперирует“вечными” понятиями, мечтает поисках истины и красоты. В его творчествефантазия соединена с реальностью, природа наделена способностью, чувствовать идумать, а человеческие чувства усилены.
В своихпортретах художник показал светлое и темное начало человеческой души,возможность их одновременного существования и перетекания друг в друга. Этотема хорошо раскрыта в работе “Девочка на фоне персидского ковра ” и другихполотнах последующего периода (Илл.1). Стремясь наиболее точно передатьвнутреннее состояние натурщика, Врубель совершал подлинные открытия в сферехудожественной формы. Он “гранил” фигуры и лица их плоскостями, конструируя ихформу. Постигал самоценность цветного пятна и добивался того, что бы краски наего полотнах сияли внутренним светом.
Врубельвыводил образ человека из–под власти бытовой конкретности, обобщая его радисоздания символа, вбирающего в себя большие человеческие страсти, страдания инадежды. Трудный переход к искусству у Врубеля произошел стремительно ибесповоротно.
Другойкрупнейший живописец рубежа столетия – Валентин Серов. Начиная 80х годов 19века и до конца жизни, Серов шел впереди и вел за собой других русскихмастеров.
В работе надпортретом Серов видел высшею цель художника. Он переводил свои образы в широкийобщечеловеческий план, выражал в них понятия юности, красоты, счастья.
Его живописьсловно улыбалась, радовала солнцем и воздухом, горела чистыми красками. Серовучился в малом выражать нечто большое.
ВалентинуСерову принадлежат наиболее известные портреты того времени. Один из них“Девочка с персиками” (Илл.2). “По мери постепенного углубления в содержаниекартину зритель понимает это не просто портрет это выхваченный из жизни момент.Образ созданный художником наполнен жизнью, умиротворением и спокойствием”[6].
Другой примерэто “Девушка, освещенная солнцем” (Илл.3.). В нем художник представляетмастерство света. С помощью кистей и красок он смог отобразить красоту игармонию мира в общественном потоки будней. Серов очень серьезно подходит кработе над портретом, его волновало не внешнее сходство, а внутренний мирмодели. Со временем взгляд художника на модель становился все сильнее и зорче.Серов дает острую почти гротескную характеристику модели. Вмести с тем онсоздает формы героически, прекрасного. Художник очень часто пишет портретыхудожников, писателей, артистов. Само смотрение выразит представление о красотечеловека в свидетельских его творческих возможностей показательно для мастера.
Позднееработы Серова вводят нас в проблематику “большого стиля”. По мысли Серова, этоединственный стиль должен быть ощутим и в карандашном наброске и в портрете.Так это новая тенденция развития искусства 20 века получила ворожение впортретной живописи Валентина Серова.
Третьимхудожником был Константин Коровин. Своим творчеством он быстро повлиял наразвитие русской живописи.
Еготворческий путь был последователен. С самого начала художник шел кимпрессионизму. Добиваясь, как и Серов непосредственности воспроизведениянатуры и чистоты цвета. На протяжении своего творческого пути художник развивалпринципы своего раннего творчества. Коровин писал пейзажи и портреты. Но чащеон обращался к жанру тематического портрета. Примером может служить полотноКоровина «У открытого окна. Портрет дочерей Ф. И. Шаляпина» (Илл.4.).
В работе надпортретом Коровин предпочитал этюд как одну из форм станковой живописи, чтосовпадало с его импрессионистическим выделением натуры. Французы, становившиесяучителями Коровина, помоги ему понять все богатые возможности цвета”.
Природанаделила художника редким колористическим даром, и художник высоко развил его.Безукоризненно владея искусством живописи, всегда подчиняя гармонию,многокрасочную палитру мира, он создавал жизнеутверждающие образы, прославляяжизнь и ее краски. Уже в училище за Коровиным закреплялась репутация колориста.
Те мотивы,которых выбирал Коровин, давали ему повод для декоративного решения многихсвоих партнеров.
Почти вкаждом холсте художника есть своя, пусть маленькая, цветовая “находка”, своеоткрытие. Он писал быстро и реалистично, легко и свободно. В его портретахощущается смелость, вдохновение, обожание натуры, точное “ попадание”, котороееще при жизни художника заставляло критиков говорить об “абсолютном глазе”Константина Коровина.
ТворчествоКоровина являло собой лучший пример национального выраженияимпрессионистического портретного письма, которое стало достоянием в живописи начала20 века.
Именно этитри художника В. Серов, М. Врубель, К. Коровин наиболее сильно повлияли наразвитие портрета как жанра. Живя, на рубеже веков каждый из этих живописцевпринес в портретную живопись, свой новый стиль. Продолжателями, которого сталипоследователи.
Так МихаилВрубель был первым художником, рисовавшим в стиле символизма. Творческий методВрубеля отличался – он гранил фигуры плоскостями и добивался нового звучанияцветового пятна.
ВалентинСеров в своих портретах дает четкую характеристику внутреннего мира человека.На полотнах, но запечатлеет момент из жизни.
КонстантинКоровин принес в русский портрет импрессионизм и этюдное письмо в работаххудожника особо точно и ярко выражен цвет.
Все трихудожника оказали огромное влияние на формирование творческого метода другдруга. Так благодаря дружбе с Коровиным в ранних портретах Серова виден легкийнамек на импрессионизм, а Врубель занимается лепкой фигуры при помощи мазка ипоисками колористического решения.
Так притворческом симбиозе М.Врубеля, В.Серова К.Коровина появляется новый,отличающийся от раннего, портрет, характерный для начала искусства 20 века.Триумвират этих художников стоящих на рубеже веков, определил наиболеесущественные успехи в искусстве[7].

ГлаваIIПортрет в творчестве К.А. Коровина
2.1Особенности техники живописи в работе над портретом
В1900 – е годы появляются лучшие портреты Коровина. Художниказахватывают те же поиски напряженного выражения жизни человеческого духа,характерные в это время для мастеров его круга. Но ему чужды экспрессивнаяманера и трагическое мироощущение, символический драматизм врубелевскихпортретов. Он не подымается до яркой психологической заостренности отличающей Серова.Коровин по–своему выявляет в человеке духовное начало. И здесь художник дорожитправдивостью мгновенного зрительного впечатления, подчеркивая случайностьмомента жестом, движением, поворотом модели. Но если в ранних портретахоставленное мгновение передается художником как стоп кадр и поэтому носит едване натуралистический характер, то в 1900 – е годы Коровин умеет выхватить изпотока жизни мгновение счастливой духовной наполненности, когда раскрываютсядремлющие жизненные и творческие силы человека. В известной мере он наделяетсвою модель свойствами собственной личности: страстным жизнелюбием ипраздничностью мироощущения, яркостью темперамента.
Говорить о Коровине только как о художнике, наделенномизумительным глазом, было бы не полно. В творчестве Коровина заключено нетолько колористическое очарование. Коровин – это живописец, создавший целуюхудожественную школу, лидер объединения «Союз русских художников», из котороговышли представители Московской школы; под несомненным его влиянием сложились такиеживописцы, как Архипов, Виноградов, Жуковский, и многие другие.
Очень часто широкое коровинское письмо 1910 – х годов путали симпрессионическим методом. В каком смысле Коровина можно считатьимпрессионистом? Только в том, что он любил и верил в непосредственное,написанное прямо с натуры. И в этом он был большой мастер. Поэтому надопринимать Коровина таким, каков он есть. Он не был художником картины и нестремился создать ее. Он верил в прелесть непосредственного этюда. Это,конечно, не значит – односеансного. И не всегда ему удавалось сразу «сорвать»то, что он видел.
Константин Коровин восставал против попыток поместить егоискусство в рамки определенного направления. Вот что он говорил о себе: «Меняназывают импрессионистом. Многие толкуют это понятие как стремление художникаизолироваться от внешнего мира. А я твердо заявляю, что пишу не для себя, а длявсех тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок,форм, кто не перестает изумляется вечно меняющийся игре света и тени…».[8]
Молодому художнику главный принцип реализма оказался чужд –повышенное внимание к сюжету, содержанию произведения в ущерб чисто живописнымпоиском. Для Коровина вопрос «как писать?» всегда был важнее проблемы «чтописать?». Любой мотив заслуживал внимания, если заключал в себе хоть искрукрасоты.
Возможно Коровин не хотел себя признавать импрессионистом, потомучто это была защитная реакция на нападки свирепой и пошлой критики, частоиспользовавшей термины «декадент, импрессионист» для глумления над художником.В этом проявлялось также недоверие мастера, творящего стихийно, спонтанно, ковсякому творчеству, построенному на рецептах, сухих теоретических потугах, рождающих,по его мнению, скучное и большей частью слабое искусство.
Тем неменее есть люди, которые утверждают, что Коровинимпрессионист, и что он был создателем национального варианта этогомеждународного направления.
Нелюбовь Коровина к теориям тоже характеристика; ведьимпрессионисты, прежде всего, культивировали непредвзятое отношение художника кнатуре, к природе. Импрессионизм не создал своей программы в периодвозникновения и формирования как художественного течения в искусстве Франции в1860 – 1870 – е годы. Художники, возглавлявшие движение – Клод Моне, КамильПиссаро, Альфред Сислей, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, несмотря на разницуиндивидуальностей, имели общие устремления не оформившиеся, однако, в видеманифестов и теорий. У них был один принцип: стремление к непосредственнойпередаче натуры, основанного на мгновенности зрительного впечатления.
В своем живописном методе Коровин не придает особого значениякомпозиционному построению, а идет к нему в процессе работы, уделяя поискуцветовых отношений основное внимание. Живопись Коровина с характерным сочныммазком, обладающая особой прелестью в своей незаконченности, — это, по сути,этюды, превращенные из вспомогательного инструмента художника в самостоятельныепроизведения, наделенные качеством картинной формы. Непосредственный этюд снатуры, в котором художник должен передавать свое впечатление от нее средствамиживописи, — такова была задача, поставленная Коровиным. Являясь изумительнымколористом, мастером цвета, Коровин вполне удачно решал эту задачу в портрете.
Коровин работает легко, быстро, порывисто, радостно, весь вовласти искусства. К. А. Коровин видит мир по-своему, сквозь свой «магическийкристалл»[9]. Краски Коровиназвучат, поют, играют. Он воспринимает живопись по-своему. В его живописи яркоотражалось повышенное эмоциональное восприятие мира. Его картины отличаютсяособой свежестью, они темпераментны, прекрасны неуемной страстью художника.Коровин захвачен искусством до самозабвения, он как будто торопится рассказатьлюдям о том, что он видит, чувствует, переживает. Виртуозность кисти илюбование чувственной прелестью мира нарастают в искусстве Коровина. Обладаядаром абсолютного зрения, врожденным умением видеть и передать тончайшиецветовые созвучания в их отношениях, Коровин достиг в портрете исключительногобогатства колористического построения.
Портреты Коровина живые, благодаря этому приобретаютисключительную выразительность, свежесть, трепетность. Выбор точки зрения, передачасвета и воздуха, движение воздуха пронизывающее картину, вызывает ощущениемгновенно схваченного момента. Иногда работы Коровина трудно отнести к портретуили к пейзажу. В них настолько нивелирована сюжетная основа, что они скореезанимают промежуточное положение между жанром, портретом и пейзажем. Хотя в нихи присутствует человеческая фигура, особого значения она уже не имеет, потомучто окружающая человека природа вырывается вперед.
В качестве основания в масляной живописиКоровин пользовался исключительно холстом.[10] В зависимости отхарактера натуры и живописного замысла он выбирал тот или иной тип холста.Некоторые портреты он выполнял на мелкозернистом или среднезернистом плотномльняном холсте с обыкновенным гарнитуровым переплетением нитей, но наряду с нимнередко пользовался подобного же рода саржевой тканью.
Коровин писал преимущественно нагрунтовых холстах фабричного изготовления с клеевым, масляным и эмульсионнымгрунтами, которые вырабатывались на московских фабриках Досекина и Фридлендера.Нередко он пользовался грунтованными холстами французской фирмы Лефрана. В рядеслучаев он грунтовал холст сам, пользуясь обыкновенным клеевым или полумаслянымгрунтом, причем последний приготовлялся на клеевой основе.
Тщательность выбора тех или иныххолстов, отличное знание их качеств и строгое соответствие последних методуработы художника обеспечили превосходную сохранность подавляющего большинстваего произведений.
Коровин любил писать преимущественномасляными красками в тубах фирмы Лефран, но особенное предпочтение он отдавалпревосходным краскам бельгийской фирмы Блокса.[11]
В живописи маслом Коровин не прибегал кточному рисунку карандашом или углем, избегая «связывать» свою кистьпредварительным рисунком, чтобы сохранить непосредственность, жизненность иживописную выразительность этюда или портрета. Он был сторонником чистоживописного набросочного рисунка углем или красками, в котором на поверхностизагрунтованного холста легко намечался костяк форм задуманного произведения.
Система техники живописи Коровина былаоснована на лепке и моделировке форм, тонко нюансированным цветом, навыразительных приемах нанесения на холст цветовых пятен – мазков положенныхстрого по форме. Наиболее ярко это сказывалось в его портретной живописи.Работал Коровин техникой масляной тюбиковой краской alla prima, начиная и заканчивая обычно по сырому. Благодарясовершенству владения техникой живописи alla prima и непосредственному восприятию образа портретируемого снатуры все его портреты обладают незабываемой свежестью передачи модели. Впортретах Коровин был непревзойденным мастером необычайно выразительной,быстрой и энергичной этюдной манеры письма. Характерная для Коровина какмастера этюда-портрета техника живописи alla prima требовала от художника не только артистической передачиформы нюансированным цветом и виртуозной системой кладки краски выразительнымфактурным мазком.
Непосредственный этюд с натуры, вкотором художник должен передать свое впечатление от нее средствами живописи, —такова была задача, поставленная Коровиным. Являясь изумительным колористом,мастером цвета, Коровин вполне удачно решал эту задачу и в портрете и впроизведениях иных жанров.
В своей живописи Коровин шел всегда оттемного к светлому, артистически умея передавать близкие друг к другу тоновыеотношения. Он выискивал на палитре различия между всеми оттенками сначала втеневых местах, затем в полутонах и, наконец, в светах. Эти поиски он вел напалитре и затем с исключительной точностью переносил найденное на холст.Работая методом беспрерывного сравнения и одновременного выявления различий,наблюдаемых им в самой природе, ни на минуту не переставая видеть всю живописьв целом, не пестря и не разбивая единства своего целостного восприятия,художник точнейшим образом наносил красочные тона, полутона и их оттенки нахолст, предварительно абсолютно верно найдя их на палитре.
При таком методе работы, построенном наисключительно развитом глазе и чувстве цвета, Коровин достигал в своихпроизведениях изумительного единства формы и цвета. В основе этого методалежали не только вдохновение, но и отличное знание ремесла, и совершенноевладение техническими средствами живописи, и умение мастера видеть живопись вцелом, всю одновременно.
Одной из особенностей техники живописиКоровина является мастерское умение максимально использовать фактуру, зерно истроение ткани холста в процессе работы над произведением. Оставляя отдельныекуски холста чуть прикрытыми тончайшим слоем краски, Коровин включает их всоздаваемую им живописную ткань произведения, и они, по сути дела, являютсяполноценными компонентами живописи.
Вторым, не менее важным техническим иживописным приемом лепки формы у Коровина был мазок, фактурно-выразительный, тослегка сглаженный, то плотный, корпусно-положенный, необычайно выраженныйфактурно, нанесенный энергичной, экспрессивной рукой художника.
Естественно, что живописная манераКоровина на протяжении многолетий его творческой деятельности претерпеваларазличные изменения, а главное, его техника, его приемы находились всегда впрямой зависимости от задуманного им живописного решения и стремления наиболеекрасиво и выразительно создать художественный образ.
В начале 1900-х годов в живописнойманере и технике Коровина происходят существенные изменения. В его портретахсистема кладки красок почти слитным мазком-пятном, тонко стушеванным впереходах, сменяется энергичной лепкой форм выразительными по своей фактуре икорпусно-положенными строго по форме мазками плотных красочных масс. Художникработает преимущественно чистой тюбиковой краской, почти без разжижителя и еслии вводит его в красочную пасту, то в очень незначительном количестве, преследуяцель не только изменить консистенцию пасты, сколько придать краске, благодарядобавлению к ней лака, большую силу и выразительность цветового звучания.
В 1919—1921 годах Коровин, сохраняямонолитность красочного слоя портрета, прибегает к лепке форм модели болеевыразительными по своей фактуре, протяженности и направлению мазками пастозныхтюбиковых красок. Одновременно в других произведениях художник вновьвозвращается к своей манере письма первого десятилетия XX века, прибегая к технике лепки и моделировки формысвободно и легко нанесенными по форме фактурно выраженными мазками тюбиковыхкрасок и используя при построении красочного слоя фактуру мелкозернистогохолста.
И, так все то, что искал и создавалКоровин, не носило характера какого-либо подражания, не было просто данью моде.Весь его творческий путь – был выражением значительных художественных интересоввремени. Он открывал новое в искусстве и тем самым обогащал его. Именно это, впервую очередь обеспечивает творчеству Коровина долголетие.

2.2Сравнительный анализ произведений К.А. Коровина «Дама с лампой» и «Две дамы натеррасе»
 
Произведение«Две дамы на террасе» написанное в 1911г. находится в фонде Государственногохудожественного музея Алтайского края г. Барнаула (Илл.5). Эта картина былапоставлена в 1960г. от МК РСФСР, ранее собрание Е.С. Серг. Прямоугольная работаразмером 88х66 см, слева внизу подпись: Конст. Коровинъ 1911.
Историязамысла этой картины неизвестна, но можно предположить, что для создания этойкартины позировали дочери Ф.И. Шаляпина Ирина и Лидия. Коровин и Шаляпин былиблизкими, хорошими друзьями. Коровин любил, чтобы ему позировали Ирина и Лидия.Например, изображая пушкинских героев, Коровин писал их с Ирины и Лидии,которые должны были вызвать ассоциации с Татьяной и Ольгой. Ирина и Лидиялюбили смотреть, как работает Коровин: «…Мы как зачарованные слушали ипозировали, а Константин Алексеевич рассказывает и пишет, но так энергичнокладет мазки, что мольберт вздрагивает».[12] Таким образом,можно предположить, что на картине изображены дочери Шаляпина. Терраса, накоторой они изображены, возможно, находится на даче, которую Коровин еще в1899г. приобрел у С.И. Мамонтова. Ирина писала «У него была прелестная дача…Константин Алексеевич писал там…».[13]
Темапроизведения исходит от самого названия картины «две дамы на террасе». Вкартине нет подробного рассказа о происходящем, так как главное здесь не сюжет,а световоздушная среда, удивительное ощущение неги жаркого летнего дня ипрохлады в легкой тени свежей молодой листвы деревьев, под навесом открытойтеррасы.
Композицияпроизведения построена профессионально четко. Симметрично построены фигуры дам.Разделив картину пополам можно увидеть равновесие не одна часть не перевешиваетдругую. Деревянные балки на которых опирается карниз построены точновертикально. Картина наполнена уловыми фигурами, которые симметричновзаимодействуют с другими. Например, угол карниза террасы при проведениивертикальной линии совпадает с углам стола; другой угол карниза совпадает суглом платья одной из дам.
Композициюпроизведения можно разделить не только на планы (1 план – дама, 2 – стол сцветами и фруктами, 3 – дама и открытая терраса с деревьями.), но и на жанры:Натюрморт — это стол с фруктами и цветами; Портрет – две дамы; Пейзаж –терраса, природа.
Уравновешенностьи цельность произведения достигается благодаря различной силе контрастов тона ицвета. Картина ритмична за счет чередования светлых и темных пятен.Изображенные предметы целеобразно размещены так, что они легко и ясновоспринимаются, даже если они частично закрыты другими предметами.
Хотя Коровинв своем живописном методе основное значение придает поиску цветовых отношений именьше внимание уделяет композиции, и все же она построена профессиональноточно и состоит не только из точных расположений фигур и предметов, но и изцвета.
Пространствопредается с помощью цветов. Источником света в картине служат лучи солнца,которые исходят из левого угла картины. Коровин прекрасно предает золотистыепотоки солнечного света, он находит тончайшие нюансы характеризующие цветомпространство и материальность изображаемого.
В качествеоснования в масленой живописи Коровин пользовался исключительно холстом, в нашеслучае это мелкозернистый холст, почти негрунтованный, ограниченный лишь легкимпокрытием его поверхности тончайшим слоем темно – серой тонировки, он являлсяодновременно и подгрунтовкой и первым живописным слоем. Покрытие холста несплошное, а местами: отдельные участки неба и земли оставлены свободными так,что фактура и цвет холста органически входят в живописный слой произведения.
В данномпроизведении нет точного рисунка карандашом, так как Коровин избегал связыватьсвою кисть предварительным рисунком, чтобы сохранить непосредственность иживописную выразительность. Коровин был сторонником чисто живописногонабросочного рисунка углем ли красками, в котором на поверхности холста легконамечался костяк форм задуманного произведения.[14]Это можно увидеть на выставленной вперед норе дамы, там прорисован углем еетуфель.
Ощутитьпылкий темперамент мастера позволяет фактурно выразительный мазок. Движениекисти не скрыто от глаз, а нарочито выявлено. Выразительный мазок четко предаетфактурные особенности шляпы и платья одной из дам. Цветы, стоящие на столе лишеныяркой декоративности цветов в натюрмортах Коровина, но все же ни один цветок неповторяет другой.
Обратимся кдругому произведению Константина Коровина «Дама с лампой», написанное в 1910г.,которое так же находится в фонде Государственного художественного музеяАлтайского края г.Барнаула (Илл 6). Эта картина была приобретена в 1972г. уН.И. Архангельской, ранее собрания Ф.И. Подтынникова. Это так же прямоугольнаяработа размером 53,5х65 см, справа внизу надпись: 910. история замысла этойкартины не известна, известно лишь только то, что в эти годы Коровин продолжаеттрудится над серией «дам на террасе» (уже существовали: Терраса. Вечер на даче.1901; Терраса Париж 1908; позже появятся Терраса 1915; На террасе. 1919.).
Темапроизведения исходит от названия произведения «Дама с лампой». Дама как быпозирует для портрета на открытой террасе в тихий вечер. Молодая женщина сидиту стола, одетая в белую блузу и шапочку украшенную цветами. Она как – будтонаслаждается теплым вечером и находится в мечтании. Ее нежная и удивительнолегкая фигура купается в золотом сиянии, весь ее облик неотделим от яркойгорящей лампы. Стол, за которым сидит дама, украшен букетом цветов, а рядомлежат книги, возможно она читала и на какую-то минуту задумалась и мастерзапечатлел ее как раз в эту минуту.
В портрете нетпересказа натуры, лепка лица обобщенная, в тоже время художник уделяет многовнимания выявлению характерного. Показано слияние человека с природой, когдапривлекательность человека и красота природы дополняют друг друга.
Композиционныйцентр не совпадает со смысловым центром. Смысловой центр сдвинут в бок, ипредставляет собой сидящую женщину. Выделение главного достигается благодарясветовым эффектам исходящего от лампы. Первоначально взгляд притягиваетсяименно к лампе, затем переходит на лицо дамы.
Итак, напервом плане изображена дама, на втором — букет цветов и лампа и третий планэто великолепный пейзаж, где передан воздух и, кажется, слышится, как шелеститлиства, легкий ветерок приносит с собой аромат вечера.
Открытостьпроизведения сообщает нам, что за рамками полотна жизнь продолжается. Каждаядеталь произведения связана одна с другой, а все вместе создают цельноепроизведение. Ничего нельзя убрать или сдвинуть без того, чтобы не нарушитьвнутреннего равновесия всего полотна.
Колоритпроизведения необычайно изыскан, строится на контрасте светлых голубоватыхтонов одежды, ярко – розовых цветов и темно – зеленной зелени. Коровин идет оттемного к светлому от почти черно – зеленных пятен к светло – желтому горящейлампы.
Мастерскоеумение максимального использования фактуры и мелкозернистого холста Коровиноставляя отдельные части холста чуть прикрытыми тончайшим слоем краски, включилих в создаваемую живописную ткань произведения. Мазок к Коровина то фактурно –выразительный (лампа), то слегка сглаженный (зелень), то плотный корпусно –положенный (стол, небо). Рисунка в этой работе Коровин избегает, дабы сохранитьжизненность произведения.
Рассмотревдва произведения «Две дамы на террасе» и «Дама с лампой», которые, казалось бы,совершенно противоположные, на одном произведении изображено летний жаркийдень, а на другом тихий вечер, оба произведения имеют множество сходств.
Человеческуюкрасоту Коровин всегда передает через женские образы, одетые, как правило, вочто-либо светлое, олицетворяющие тем самым чистоту, гармонию, первозданность.
Обратимвнимание на двух дам, на даму сидящую, на стуле в первом произведении и на дамус лампой. Обе фигуры очень похожи, позы их расслаблены и задумчивы, одна рукаопирается на стол, а другая опущена, взгляды их устремлены вперед, вдаль. Обедамы одеты в светлые одежды и в шляпы, украшенные цветами, которыевзаимосвязаны с букетами на столах.
Для созданияромантического настроения Коровин не только одевает свои модели в светлыеплатья, но и пишет их с букетами цветов которые служили символом поклонениякрасоте и совершенству. Они являлись не только красочным пятном в этихпроизведениях, но и особой знаковой системой, обозначающей красоту исовершенство, либо стремление к ним. Смело, широкой кистью обобщено в начале, азатем доводя до тончайших нюансов, осветляя или затемняя отдельные лепестки.Коровин наслаждается и гордится их разноцветной сочностью, своим умениемсоставлять букеты.
Обапроизведения наполнены светом. Если в произведении «Две дамы на террасе»Коровин предает свет с помощью лучей солнца, которые дают удивительное ощущениенеги жаркого летнего дня и прохлады в легкой тени свежей молодой листвыдеревьев, то, казалось бы, как можно предать эту игру света и тени в вечернеевремя, после захода солнца. Но Коровин находит в этом произведении «Дама слампой» тончайшие нюансы игры тени и света с помощью лампы, которая дает свет,а также подающею на предметы, на лицо и одежду дамы тень.
Такимобразом, в этих произведениях Коровину великолепно удалось уловить и убедительновыразить «биение жизни», красоту мимолетного состояния природы, будь то летнийжаркий день или тихий вечер.
Красота игармония произведений подчеркнута самим методом живописного письма: зелень,цветы, женщина, земля – все дается широким сочным мазком, все едино,взаимосвязано, слито в мире и на его полотнах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТворчествоКоровина прочно вошло в историю отечественного искусства, и принадлежит высшимего достижениям. Замечательный одаренный человек и художник, друг Серова иШаляпина, сверстник Врубеля и Левитана, он характерный представитель эпохирубежа 19-20 века со свойственными ей напряжениями, поисками положительногоидеала, стремлением к синтезу реформации языка живописи.
КонстантинКоровин оставил яркий след во всех видах искусства, к которым обращался[15].
В даннойкурсовой работе выявлена специфика портрета как Жанра станковой живописи.Именно специфичные свойства портрета отличают его от других жанров живописи.Предметом изображения портрета является изображение определенного, конкретногочеловека или группы людей, в котором передан, воспроизведен индивидуальныйоблик человека, раскрыты его внутренний мир, сущность его характера, но вотличие, от графики или рисунка, живописному портрету характерна лепка мазком,передача цветом, игра тона и контраста. Портрет, главным образом, характерендля станкового искусства, в качестве живописного произведения.
Каждыйпортрет содержит в себе представление художника о своей модели и об окружающейреальности, о настроении и убеждениях, диктуемые ему этой реальностью.
Так же вданной исследовательской работе рассмотрены и выявлены особенности русскогопортрета начала 20 века на основе триумвирата Серов-Врубель-Коровин. Именно этитри художника наиболее сильно повлияли на развитие портрета как жанра. Живя нарубеже веков, каждый из этих живописцев принес в портретную живопись, свойновый стиль. Продолжателями, которого стали их последователи.
Так МихаилВрубель был первым художником, рисовавшим в стиле символизма. Творческий методВрубеля отличался – он гранил фигуры плоскостями и добивался нового звучанияцветового пятна.
ВалентинСеров в своих портретах дает четкую характеристику внутреннего мира человека.На полотнах, но запечатлеет момент из жизни.
КонстантинКоровин принес в русский портрет импрессионизм и этюдное письмо в работаххудожника особо точно и ярко выражен цвет.
Все трихудожника оказали огромное влияние на формирование творческого метода другдруга. Так благодаря дружбе с Коровиным в ранних портретах Серова виден легкийнамек на импрессионизм, а Врубель занимается лепкой фигуры при помощи мазка ипоисками колористического решения.
Так притворческом симбиозе М. Врубеля, В. Серова, К. Коровина появляется новый,отличающийся от раннего, портрет, характерный для начала искусства 20 века.Триумвират этих художников стоящих на рубеже веков, определил наиболеесущественные успехи в искусстве.
Одно изнаправлений в искусстве начала 20 века определил К. Коровин, и в данной работемы определили особенности техники художника в работе над портретом. Говорить оКоровине как об обыкновенном художнике нельзя. Это не просто хороший живописеци колорист; это замечательный техник, чьё мастерство поражает. Рисунок –набросок кистью, работа над картиной проходила по мокрому и один раз безисправлений.
Также ктехникам относиться использование фактуры холста в работе над картиной,фактурно-выразительный размашистый мазок, лепка формы одним мазком и пятном, атакже контрастное использование цвета в одной работе. Яркий и насыщенныйколорит. Благодаря грамотному использованию красок и растворителей при работенад полотном, спустя много лет мы можем созерцать работы Коровина в хорошемсостоянии и благодаря этому можем видеть технику живописи художника и изучатьего творческий метод.
Очень частоКоровина называют импрессионистом. Этот вопрос очень сложен. Скорее всего,художник не много изменил под себя это живописное течение это лучший примернационального выражения европейского импрессионизма. К импрессионизму Коровинаподводило страстное увлеченье работы с натуры и воспроизведению на холстенатуры и чистоты цвета. Поэтому в полнее справедливо можно сказать, что стильэтой работы можно отнести к импрессионистам.
Главнойзадачей курсовой работы был сравнительный анализ двух произведений, благодарякоторым, мы можем видеть все приемы характерные для Коровина. Это письмо втехнике alla prima, по мокрому. Избегания в своих работах предварительного рисунка,лепка форм при помощи мазка, а также великолепная игра цветовых и тоновыхконтрастов характерных для письма художника.
«…Прелестькаждого отдельного момента, каждого ощущения, красота сочетаний красок и ихподбор, вкус, ритм – это и есть радость аккорда взятого звучно» — говорилКонстантин Коровин.[16]

СПИСОКИЛЛЮСТРАЦИЙ
1. М.А Врубель. Девочкана фоне персидского ковра. 1886г. х.м. 68х104 см. Киевский государственныймузей русского искусства. (Круглов В. Великие мастера прошлого. Коровин-М.1997г)
2. В.А. Серов. Девочка сперсиками (Портрет В.С. Мамонтовой) 1887г. Государственная ТретьяковскаяГалерея. (Круглов В. Великие мастера прошлого. Коровин-М.1997 г).
3. В.А. Серов. Девушка,освещенная солнцем (Портрет М.Я. Симонович) 1888г. ГосударственнаяТретьяковская Галерея. (Круглов В. Великие мастера прошлого. Коровин-М.1997 г).
4. К.А. Коровин Уоткрытого окна. Портрет дочерей Ф.И. Шаляпина 1916г. ГосударственнаяТретьяковская Галерея. (Шедевры Третьяковской галереи. Русская живопись второйполовины XIX – начала XX века. /каталог Барнаул – 2004г.)
5. К.А. Коровин Две дамына террасе. 1911г. Государственный художественный музей Алтайского края.(Гос.худ. музей Алт. края. Иконопись, Живопись, Графика./ каталог Москва –2002г.).
6. К.А. Коровин Дама слампой. 1910г. Государственный художественный музей Алтайского края. (Гос. худ.музей Алт. края./Путеводитель. Барнаул – 2002г.)

СПИСОКИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. ВинерА. О технике живописи К.Коровина. Проблемы мастерства/Искусство 1965г. №12
2. Государственныйхудожественный музей Алтайского края. Иконопись, Живопись, Графика./ каталогМосква – 2002г.
3. Государственныйхудожественный музей Алтайского края./Путеводитель. Барнаул – 2002г.
4. КоровинК. Краски России. — Л.: 1986 г.
5. КоровинК. Альбом. – М.: Белый город, 2001.
6. КоровинК. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь — М., 1993г.
7. АлпатовМ. Очерки по истории портрета. – М., Л.: Изд. Искусство, 1937.
8. АндрониковаМ. И. Об искусстве портрета. – М.: Искусство, 1975.
9. АндрониковаМ. И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. – М.: Искусство,1980.
10. Аполлон:Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологическийсловарь / Под ред. А. М. Кантора. – М.: ЭЛЛИС ЛАК, 1997.: 736 с.
11. БасыровА. Я. К. А. Коровин.- Л.: Худ. РСФСР, 1985.
12. ВласоваР.И. К. Корвин. Творчество Худ. РСФСР. — Л.: 1969.
13. ГусароваА. П. Путь художника. К. Коровин. — М.: Советский художник, 1990.
14. ЕльшевскаяГ. В. Модель и образ. Концепция личности в русском и советском живописномпортрете. – М.: Советский художник, 1984. – 216с., ил.
15. ЗингерЛ. С. Очерки теории и истории портрета. – М.: Изобразительное искусство, 1986.– 328с., ил.
16. МолеваН.М. Жизнь моя — живопись. К. Коровин в Москве.- М.: 1977.
17. МолеваН.М. К.Коровин. Жизнь и творчество. Письма, документы, воспоминания… М.,1963г.
18. НенаркомоваИ. К. Коровин. М.: Изд-во Словарь, 1997.
19. Русскийимпрессионизм. — М., 2000.
20. ЯновскийН. – Максимов «Сквозь магический кристалл» — М., 1975 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Хроника жизниК. Коровина.
1861 23 ноября (5 декабря) родился в Москве.
1875 Поступил на архитектурное отделение МУЖВЗ
1876 Перешел на живописное отделение МУЖВЗ.
1882 Занятия у А. Саврасов и Б. Поленова.
1883 Получил малую серебряную медаль
1885 Начало театрально-декорационных работ в Русской опере.
1886 Получение диплома об окончании МУЖВЗ
1888 Большой цикл ранних импрессионистических работ.
1889 Впервые участвует в XVII Передвижной выставке.
1890 Начало тесного содружества с В.А. Серовым.
1891-1894 Работа с ВА Серовым и М.А Врубелем.
1894 Поездка с ВА Серовым на Север.
1894-1895 Цикл северных работ.
1896 Участие во Всероссийской художественно-промышленной выставке.
1897 Рождение сына Алексея.
1899 Уход из Частной оперы С.И. Мамонтова.
1901 Начинает преподавать в МУЖВЗ.
1903 Становится одним из учредителей Союза русских художников.
1905 Избран академиком живописи по предложению БД. Поленова
1910 Назначен главным декоратором и художником-консультантом .
1911 Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина.
1919-1920 Живет и работает, в основном, в Тверской губернии.
1921-1922 Персональные выставки, организатор Главполитпросвето.
1923 Уезжает с семьей во Францию, живет в Париже.
1925 Персональная выставка в галерее Бернхейма (Париж).
1929 Персональная выставка в галерее Кольбера (Париж).
1920-1930 Пишет, в основном, виды вечернего и ночного Парижа,натюрморты.
1939 11 ноября умер в Париже. Похоронен на кладбище Бийанкур.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах
Реферат Менеджмент персонала гостиничного комплекса в его развитии
Реферат Мексика 3
Реферат Менеджмент физической культуры и спорта ФКиС
Реферат Маркетинговый анализ туристского продукта
Реферат Государственное регулирование предпринимательского права
Реферат Особенности проектирования специальной одежды. Костюмы мужские для защиты от кислот
Реферат Средства и методы пожаротушения
Реферат Профессиональная этика, права и обязанности аудиторов
Реферат Методика воспитания скоростных способностей спортсмена-ориентировщика
Реферат Виды предпринимательских рисков
Реферат Фрейд. Психология масс
Реферат Етапи розвитку аудиту і їх характеристика
Реферат Характеристика гарнизона в повести Куприна Поединок
Реферат Вона в США и Ирака Буря в пустыне