Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
Из опыта работы
Детское творчество научаетребенка овладеть системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учитпсихику восхождению.
Л.С. Выготский
С 1992-1996 г. я обучалась вЛениногорском педагогическом училище на художественно-графическом отделении. Втечение всей учебы занималась творческой деятельностью. Именно в училище мнепривили большой интерес к художественно-творческой деятельности, научилипонимать искусство и красоту окружающего мира. И уже в течение 13 лет яувлекаюсь творчеством (живопись, природный материал, бумага, ткань, нить,бисер, декоративно — прикладное искусство).
Искусство играет огромную роль вформировании развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятииявлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства, отражающиедействительность и сферу человеческих чувств, способствует формированиюэстетического сознания.
Формирование творческой личности- одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективнымсредством для развития творческого мышления и воображения детей являетсяхудожественно — творческая деятельность.
Что представляет собойхудожественно-творческая деятельность ребенка дошкольного возраста? Художественнотворческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания иразвития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольниковцентральным является способность к восприятию художественного произведения исамостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации,конструировании).
Каждый педагог знает: способностьдетей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического ицеленаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегдацелесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественнойдеятельности (словом, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью).
По моему мнению, каждый человек ежедневносталкивается с искусством, но не все могут понять его, увидеть вокруг себя всеживое и прекрасное. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности ястараюсь передать детям умение понимать, замечать эти качества, используя свойопыт и знания. А опыт работы свидетельствует о том, что выполнение работынеобычными материалами, оригинальными приемами и техниками позволяет детямощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это результатпрактической деятельности, прежде всего в художественном творчестве.
По эмоциям можно судить о том,что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует егосущность, характер, индивидуальность.
Дошкольники по природе своейспособны сочувствовать литературному герою, разыграть в игре различныеэмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научить выражатьсебя в изобразительной деятельности и творческой работе — дар, о котором можнотолько мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым необходимо развивать вребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь.
Чтобы вызвать интерес кхудожественному творчеству, привить любовь к изобразительному искусству,развивать детское творчество я на занятиях использую нетрадиционные методы иприемы, различные демонстрационные и наглядные материалы. Например, своиавторские работы, что приводит детей в восторг, у них появляется желаниевыполнить работу, увидеть и осознать полученный результат.
Возвращаясь в свое детство,вспоминаю, как я по крупицам собирала свои «драгоценности» (камешки,ракушки, кусочки кружева и ткани, бусинки, пуговицы, фантики). На взгляд взрослогоэто «ненужные вещи и предметы», а для ребенка они ценны и значимы,как настоящие дорогие игрушки. А почему эти «необычные материалы» невключить в детское творчество? Каждая новая и использованная вещь открытие,каждый новый навык достижение и предмет гордости.
Ребенок не рождается фантазером.Его способности основываются на развитии воображения. Ни в какой другой областивоображение не имеет такого значения, как в искусстве, в процессехудожественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образныммышлением, невозможна ни одна творческая деятельность. Следовательно, дляизобразительной деятельности необходимо развивать у детей:
во-первых, эстетическоевосприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетаниецветов);
во-вторых, образноемышление (можно выделить наглядно — действенное, наглядно-образное, логическоемышления);
в-третьих, воображение,без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и котороеразвивается на основе воспринимаемых образов;
в-четвертых, эмоциональноеотношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение кхудожественной деятельности — важный фактор формирования у детей творческихспособностей и эстетического воспитания;
в-пятых; мелкую моторикурук.
Интеграция видов художественнойдеятельности у детей дошкольного возраста имеет естественный характер и играетважную роль в развитии художественно-творческих способностей детей. Дети частосамостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко этопроявляется в работе с художественными материалами (бумагой, глиной, природнымиматериалами. .), инструментами (карандашами, фломастерами, кисточками, стеками)и в процессе освоения способов создания образа и средств художественнойвыразительности. Дети на занятиях с интересом и увлеченно рассматривают и обследуютнатуру, художественные материалы, формы поверхности, изучают «на глаз»и тактильно (ощупывая руками), осваивают самыми разными приемами особенностибумаги, красок, мелков, ткани, природного материала.
Залогом успешного развитиятворческих способностей детей, их фантазии, воображения является систематическаякомплексная работа с использованием новых методик и общение с ребенком,раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные вребенке.
Создание условий длясамостоятельной деятельности и развития представлений многообразии окружающегомира — непременное условие развития творческих способностей детей.