ВоронежскийГосударственный Технический Университет
КафедраУправления персоналом
Курсовая работа
По курсу:“Психология и педагогика”
На тему:Образование как общечеловеческая ценность
Выполнила:
Студентка 3курса гр. УП-061
Платонова А.Г.
Проверила:
Воронеж 2008
План:
1. Образованиекак социокультурный феномен
2. Системаобразования в России
3. Типыи виды образования
4. Моделиобразования
Список использованной литературы
1. Образованиекак социокультурный феномен
Любое обществосуществует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям инормам поведения, обусловленным конкретными природными исоциально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессесоциализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальныефункции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс,связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением,и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальнаяадаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие,и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются какстихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными дляэтого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованныйпроцесс управления социализацией и называется образованием, котороепредставляет собой сложнейший социально-исторический феномен с множествомсторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук. Под образованиемпонимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесссоциализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, наисторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны(например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичныйпредприниматель, гармонично развитая личность). В современных условиях напервый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекаютиз логики социального и технического прогресса. Сегодня мировое сообществонеотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путемповышения социальной, педагогической и экономической эффективности егофункционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формахутверждения гуманизма, как в обществе, так и в самом содержании и технологияхобразования как педагогического процесса. Итак, образование как социальноеявление — это, прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный,интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономическийпотенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развитияобразовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу иисторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества,которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социальногоразвития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических иидеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являютсясубъектами общественных отношений. Образование как социальное явление — этоотносительно самостоятельная система, функцией которой является систематическоеобучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладениеопределенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственнымиценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, вконечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строемданного общества и уровнем его материально-технического развития. Образованиекак социальное явление — это и система, для которой характерно наличиеинвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. Кчислу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность,адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б.Г.Гершунский). Система образования намного сложнее любых других, более жесткодетерминированных — технических, кибернетических, экономических и т.п. Системаобразования — это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченнаясистема. Она — открытая система, способная к самопознанию (рефлексии),количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силутех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутрисамой системы. Гуманистическая, личностно-ориентированная направленностьсовременного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость идинамичность. Образование как социальная система превращается вдифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг. Несистема образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничиваяего свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальнуюобразовательную траекторию в соответствии со своими образовательнымипотребностями и способностями. Педагогические ценности, как и любые другие духовныеценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных,политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют наразвитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость немеханическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступаютв противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своегомировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующиепедагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующаясистема, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимсяобщественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации иупорядочивания, что позволит представить их статус в общей системепедагогического знания. Однако их классификация, как и проблема ценностей вцелом, до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеютсяпопытки определить совокупность общих и профессионально-педагогическихценностей. Среди последних выделяют такие, как содержание педагогическойдеятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественнаязначимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и др.Аксиологическое Я как система ценностных ориентации содержит не толькокогнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннегоориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так ипрофессионально-групповые ценности, служащие основаниеминдивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта системавключает:
• ценности, связанные сутверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде(общественная значимость труда педагога, престижность педагогическойдеятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
• ценности,удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми,коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности,обмен духовными ценностями и др.);
• ценности,ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развитияпрофессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятиелюбимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
• ценности, позволяющиеосуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога,романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощисоциально неблагополучным детям и др.);
• ценности, дающиевозможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получениягарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска,служебный рост и др.).
2. Системаобразования в России
Национальная доктрина имодернизация образования в России. В нашей стране долгоевремя господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духекоммунистических идеалов. Несмотря на всю привлекательность ее положений,несмотря на горячее желание воплощать призывы в жизнь, ее нельзя признатьнаучной, поскольку заложенные в ней положения противоречат объективным данным оприроде человека и его развитии. Сильную и стабильную систему воспитания можноразвивать только на объективном фундаменте установленных наукой иподтвержденных практикой положений. Либерализация общественной жизни вызвалазначительный интерес широких слоев населения к образованию как ценности.Впервые в истории российской школы предметом обсуждения становятся невнутрисистемные методики, а социально-ориентированные технологии модернизацииобщества средствами образования. Социально-экономические реформы, происходящиев последнее десятилетие в стране, влекут за собой необходимость пересмотраценностных ориентиров, формирования нового мироощущения россиян, вносящих свойисторический опыт, культурное богатство в развитие всего человечества.Приступая к осуществлению программы модернизации образования, мы спешимвнедрить готовые решения, предполагая, что придание современного обликаозначает приближение к некоей идеальной институциональной организации какжелаемой цели. Мы беремся изучать «передовой опыт» стран, где естьединый государственный экзамен, общеобразовательные системы государств, вкоторых срок обучения — 12 и более лет, стандарты образования, вживляемые встремительно меняющуюся образовательную среду… При этом обнаруживаютсяглубокие различия выбираемых для подражания объектов. Это и понятно: лучшиеобразцы образовательной деятельности не подлежат копированию, они всегдауникальны. В их основе — свободное развитие личности, реализуемое в невероятноммногообразии форм и условий социокультурной среды. Ценностью развитияоказывается не соответствие кем-то прописанной норме, а, скорее, расхождение страдиционным, уже существующим образом когда-то воплощенной«модернизации»; несоответствие, возникающее в результате совмещенияпроцессов воспроизводства ценностных ориентиров и рождения новых.Образовательное пространство становится все более безликим, а также — тенденцияпоследних лет — теневым. Задачей реформы является не только обновлениесодержания образования, а глубокие изменения образовательной среды ипедагогической деятельности как таковой. Педагогическая наука должна взять насебя смелость исследовать негативные тенденции в образовании, обнажающиебедственное материальное положение образовательных учреждений, социальноебесправие и нищету участников образовательного процесса. В социальных наукахеще не получил оценки феномен патриотизма рядового учителя, продолжающеговопреки невероятным трудностям «сеять разумное, доброе, вечное».Освоение новой реальности меняет структуру внутреннего мира человека,вырабатывает новые отношения в системе образования и профессиональнойдеятельности. Реформирование образования — переход к новому мышлению, основанномуна новом видении мира. Поэтому главной задачей становится не простоеудовлетворение интересов личности, а формирование у человека как существабиосоциального новых потребностей, новых образовательных запросов. При этомличность придает направленность развитию социума, а общество стремитсяудовлетворить интересы государства — гаранта прав личности. Недостаточноосознаны глубинные ресурсы гуманитаризации образования, скрытые в перспективахего реформирования. Глобальная коммуникация современного общества, характеротношений между участниками образовательного процесса вызывают потребность вособой, культурологической направленности образовательного процесса. Необходимопридание нового смысла процессу гуманитаризации за счет преодоленияразобщенности естественнонаучного и гуманитарного образования. Содержаниеучебных дисциплин естественно-математического цикла должно включать в себягуманитарные знания. Укажем некоторые возможные пути преодоления кризиса сиспользованием оправдывающего себя зарубежного опыта образовательнойдеятельности. Необходим выбор студентами индивидуального учебного плана,преподавателя, темпа образования. Реальная возможность проходить частьобразовательных программ в ведущих вузах страны и мира при условии согласованияучебных планов российских и зарубежных университетов сделает наше образованиеоткрытым и привлекательным для сотрудничества. Выполнению этого условия мешаетбезнадежно неэффективная система обучения иностранным языкам в школе и вузе.Вполне возможно снижение аудиторной нагрузки студентов за счет права свободногопосещения занятий по: общественным дисциплинам (при расширении количестваэлективных курсов, отражающих интересы различных социальных групп);физвоспитанию (при широком выборе различных видов спортивной деятельности идоступности спортивных объектов); иностранному языку (английский язык долженбыть освоен на высоком уровне уже в школе, а второй, также обязательный, можетизучаться в вузе по программам дополнительного образования). Следует разрешитьбеспрепятственный переход с одной специальности на другую, возникающий врезультате свободного выбора индивидуального учебного плана. Ажиотажный спросна «престижные» специальности будет регулироваться уровнем требованийк обучению и рынком труда, определяющим спрос на специалиста. Целесообразносократить число учебных предметов. Вместо контроля знаний по отдельнымпредметам нужна интегративная проверка знаний, умение добывать их, управлятьинформационными потоками. Учебные предметы при этом приобретут столь желанную прикладнуюнаправленность. Обновлению средней и высшей школы может способствовать введениеединого государственного экзамена, который невозможен без комплексных мер порегионализации образования. Важны не только сами технологии его проведения (этопроблема, несомненно, общефедеральная), а отношения конкуренции, которыевпервые возникают между вузами. Обостряются противоречия между регионами ицентром в «борьбе» за лучших выпускников школ. Возникающая при этом«утечка мозгов» из регионов может вызвать противостояние интересоврегионов и центра. Единый государственный экзамен — сложная проблемаобразования. В самый ответственный момент развития личности — в моментокончания школы — происходит глубокая переориентация всей учебной деятельности,все внимание сосредоточивается на подготовке к тестам, в которых востребованалишь малая толика потенциала образования. Единый экзамен должен выступать вединстве содержательной и процессуальной сторон обучения. При реальном отличиикачества образования в городе и сельской местности, порожденном разным уровнемжизни, существуют и различия, вызванные ментальностью социальных групп иэтносов. Вот почему регионализация образования есть не механическое дополнениеосновного образования краеведческим материалом, а включение в его фундаментальныеосновы культурологического фактора, отражающего жизнь реального человека вконкретных условиях. Новая миссия образования, и в первую очередьуниверситетского, — создавать гармоничную целостность образовательногопространства за счет открытости глобальных образовательных процессов для любогоиндивида. Вместе с тем, прогнозировать социальные последствия единого экзаменаочень сложно: трудно представить себе, каким будет усиление активностиобщества, что станет новым качественным состоянием всей системы образования,как по отношению друг к другу будут развиваться регионы, имеющие различныеуровни жизни. Очень может быть, что баллы по единому экзамену не только«расставят» выпускников по вполне объективно выявленному уровнюобразования, но и повлекут за собой социальное расслоение молодежи: имеющиеболее высокий балл покинут свои бедные регионы и ринутся в сравнительноблагополучные, прежде всего в Москву. Единый экзамен может возбудитьнеоправданную миграцию населения, привести к обнищанию «периферии».Вот почему несомненно важное решение о проведении единого государственногоэкзамена должно быть подкреплено серией активизирующих региональные сообществарешений. Важнейшее из них — создание образовательных, культурологических иэкономических стимулов, удерживающих лучших выпускников школ в приоритетныхсферах деятельности как на региональном, так и на федеральном уровнях.Например, большое значение может иметь целостная региональная системадополнительного образования «школа-вуз», в рамках которой вконкретной школе и конкретном вузе могут быть воплощены привлекательныеобразовательные программы для молодежи (но, возможно, не очень актуальные длягосударства). «Популярное» желание стать, например, юристом илименеджером может осуществиться как второе образование, начатое еще в школе, азавершившееся в вузе. Оценка за единый государственный экзамен — это не толькорезультат аттестации выпускника школы, но и итог работы учителя ипедагогического коллектива — итог, который впервые приобретает официальныйстатус и общественное признание. Психологические и социокультурные аспектыэтого явления, возможно, вызовут неоднозначную оценку и значительный резонанс.Социальный фон не всегда положительно влияет на личность. Как следует изменитьотношения людей в обществе, их уклад жизни, чтобы в процессе социализациивозбуждались, вырабатывались нравственные нормы, поддерживались моральныепринципы? Именно здесь проблема воспитания трансформируется в глобальнуюсоциальную проблему прав человека, построения гражданского общества. И тогдаобразование окажется способным выполнить свою главную миссию — стать источникомдобродетелей, моральных и нравственных устоев жизни. Модернизация образования — создание благоприятной атмосферы для осуществления этих функций государства.Идти по пути воспроизводства образовательных систем преуспевающих в образованиистран бессмысленно. Думается, необходимо изучать сущность образовательнойдеятельности зарубежных коллег, понять, как динамичное взаимодействие всегообщества и его составляющей — образовательной среды усиливают развитие каждойотдельной личности, обеспечивая массовый успех всей образовательнойдеятельности. Модернизация образования не конструирует конкретное, задаваемоеее авторами будущее, а лишь определяет контуры, формы, структурные составляющиеобразовательной системы в меняющемся мире, оставляя при этом максимальновозможное число степеней свободы для своих субъектов
3.Типы и видыобразования
Современный и будущийработодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен следующимикачествами:
— думать самостоятельнои решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для ихрешения);
— обладать творческиммышлением;
- обладать богатымсловарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.
По глубокому убеждениюФ.С. Шлехти, те школьники, которые освоят успешно базовый курс школьнойпрограммы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получатдипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельноприобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществеXXI века. Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить итрудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, для того чтобына протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладатьопределенными качествами личности:
— гибко адаптироватьсяв меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимыеему знания, умело применять их на практике для решения разнообразныхвозникающих проблем;
— самостоятельнокритически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительностипроблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального ихрешения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могутбыть применены в окружающей его действительности; быть способным генерироватьновые идеи, творчески мыслить;
— грамотно работать синформацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемыфакты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимыеобобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения,устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы,применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
— бытькоммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работатьсообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметьвыходить из любых конфликтных ситуаций;
— самостоятельноработать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурногоуровня.
Таким образом, главное,стратегическое направление развития системы образования находится в решениипроблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в которомличность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, вкотором деятельность учения — познавательная деятельность, а не преподавание, — была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигмаобразования — учитель-учебник-ученик была со всей решительностью заменена нановую парадигму — ученик — учебник — учитель. Именно так построена системаобразования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направлениев философии, психологии и педагогике. Современное российское образование — этонепрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которыхдействуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательныеучреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное,общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительноеобразование. К образовательным учреждениям относятся:
— дошкольные;
— общеобразовательные;
— учреждения длядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— профессиональные(начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
— учреждениядополнительного образования;
-другие учреждения,предоставляющие образовательные услуги.
Образовательныеучреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими.Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться вучебно-воспитательные комплексы (детский сад — начальная школа,лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) сучастием научных, производственных и других учреждений и организаций.Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в формесемейного (домашнего) образования, а также экстерната.
4.Модели образования
Деятельностьгосударственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базетиповых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах ивидах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываютсяуставы образовательных учреждений. Центральным звеном системы образования вРоссийской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечиваетсясредними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучениемотдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательнымиучреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями вфизическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями(детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые ихореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивныешколы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые видыобразовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты,школы народных ремесел и др.). Главные задачи общеобразовательных учебныхучреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного,нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствоватьвыработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знанийо природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельнойдеятельности. Международная Соросовская Программа Образования в области точныхнаук (одна из программ благотворительного фонда «Институт Открытогообщества») в период с 1994 по 1997 гг. ежегодно присуждала около 4000индивидуальных грантов лучшим российским учителям, преподающим точные науки(математику, физику, химию и биологию). Гранты выплачивались за счет средств,предоставленных известным американским меценатом Джорджем Соросом. Учительполучал грант по результатам конкурса предшествующего года. Списки Соросовскихучителей публиковались в массовой печати. В целом, особенно в математике ифизике, сохраняется программная основа, сложившаяся в течение многихдесятилетий и ставшая традиционной. Именно эта основа обеспечивает признанновысокий уровень российской системы естественнонаучного образования, о чем я ужеупоминала. Традиционность образования имеет много достоинств. В любой радио-или телепередаче, в любой публичной лекции, в любом печатном издании, если ониобращены к массовому слушателю, зрителю или читателю, можно заранеерассчитывать на определенный уровень их образовательной подготовки, полученнойв школе. Выверенные веками образовательные стандарты вполне могут донести досвоих учеников даже учителя средних способностей, по уровню развития иинтересов мало чем отличающиеся от рядового обывателя. Однако у Соросовскихучителей даже преподавание по стандартной программе неизменно носит заметновыраженный творческий характер. Во-первых, они умеют создавать на уроке и дажевне его благоприятный климат для усвоения учебного материала. Соросовскихучителей отличает более внимательное, уважительное и заинтересованное отношениек каждому ученику. Во-вторых, много нового вносится в технологию урока(подробнее эта тема изложена в разделе «Педагогические технологии»)«Существующая в школах система образования не способствует устранениюбиологической неграмотности. Поэтому политики, руководители крупныхпредприятий, юристы, экономисты остаются неграмотными в области биологии.Последствия — в той кризисной экологической ситуации, которая складывается вРоссии. Необходима специальная эколого-биологическая программа для небиологов,способная готовить людей к грамотному взаимодействию с природой (от детсада допослевузовского образования)» В российских школах по-прежнему главенствуеттрадиционная схема урока: опрос (проверка домашних заданий), затем объяснениенового материала; изредка — контрольная работа. Соросовские учителя этой схемойпрактически не пользуются. Вместо прямолинейной проверки домашних заданий,проводится коллективное обсуждение. Задавая дополнительные вопросы, по теме и вразвитие темы, предлагая по ходу дела простенькие, но поучительные задачи,учитель добивается более глубокого понимания своего предмета, пробуждая к немуинтерес — на такие уроки школьники и сами стремятся придти подготовленными. Дляпроверки индивидуальных знаний учителя всё шире прибегают к технике тестов, втом числе компьютерных, которые, как правило, сами и разрабатывают. Обычныехитрости, когда школьник вычисляет, когда его «вызовут» и только кэтому уроку готовится, попросту теряют смысл — рано или поздно учительосновательно проверит знания каждого ученика по всей теме. Существенныйпрогресс достигнут некоторыми Соросовскими учителями в методике объяснения новогоматериала. Монолог уступает место диалогу с классом, коллективному обсуждению.Учитель добивается того, чтобы нужные, правильные и обоснованные выводы ученикисформулировали сами. Соросовские учителя не стремятся добиться на уроках полнойтишины. Они предпочитают «рабочий гул» (выражение, взятое из одногоотчета). Система преподавания, разработанная Заслуженным Соросовским учителемН.Н. Константиновым: уроки проводит группа математиков (студенты, аспиранты),под руководством учителя; ученики в ходе урока свободно перемещаются по классу,что нисколько не снижает творческой атмосферы урока. В этом нет ничегоудивительного: в таком же режиме работают сотрудники научно-исследовательскихлабораторий. Формы уроков могут быть довольно разнообразны. Некоторые учителя практикуютуроки-конференции, на которых учащиеся делают подготовленные сообщения (сиспользованием научно-популярной литературы). В старших лицейских илигимназических классах, как правило, вводится лекционно-семинарская система, споследующим принятием индивидуальных зачетов по каждой теме. Лекции читаютсяодновременно всем параллельным классам. Контакты между лектором и слушателями,естественно, слабее, чем контакт хорошего учителя с каждым из учеников в ходеобычного урока. Тем не менее, жанр лекции оказывается более выигрышным, когдадается обобщающий или обзорный материал, где важно поддерживать цельностьизложения. Лекции лучше приспособлены для демонстраций. Лекционная формаприучает школьников к ведению конспектов, что делает более плавным предстоящий импереход к вузовской форме обучения. В некоторых лицеях или в лицейских классах(например, в Лицее информационных технологий) практикуется защита выпускникамидипломных работ. В дипломной работе школьник должен продемонстрировать своюквалификацию, приобретенную за годы обучения. Как правило, в таких лицеях всешкольники приобщаются к исследовательской работе, и в дипломную работу включаютрезультаты своих исследований. В отдельных случаях такие дипломные работывполне могут соперничать с дипломными работами студентов. В ходе защиты, как иполагается, выступает руководитель и рецензент, оценку дает экзаменационнаякомиссия.
Заключение
Образование оказываетвлияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают винститут, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собойопределённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редкислучаи, когда окончив институт человека идёт работать продавцом мороженого,особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройстваобразованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование — разумный способраспределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории«человеческого капитала» образование не является чем-то немедленнопотребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и всекапиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается,что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполнеестественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Этооправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средствана подготовку к разным видам деятельности. Отмечая особую роль образования вистории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят онесоответствии современной системы образования объективным требованиямнынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второйполовине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различныхсоциально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как факторуэкономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования.Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращаютобразование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот втехнике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. Врезультате чего от человека требуются уже не столько физические затраты,сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятиирешений. В обществе возникла объективная потребность в образованных,компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальнойжизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числедля национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.Пытаясь осмыслить новый и альтернативный педагогический опыт, сопрягая его ссовременными формами жизни культуры, мы выходим к проблеме отсутствия единойпедагогической практики (традиционное образование, развивающее, новоегуманитарное, религиоэзотерическое и т.д.) Сегодня в России можно выделить триосновных тенденции в сфере образования: кризис классической модели, созданиеэкспериментальных школ, альтернативных форм обучения, интеграция в мировуюкультуру: демократизация школы, установление связи с основными созревающимисубъектами культуры, создание системы непрерывного образования, гуманизация икомпьютеризация образования. Третья тенденция — восстановление и развитиетрадиций русской школы. В России разработаны следующие философско-педагогическиеидеи: концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Л. Гальперин),идеи развивающего обучения (В. Давыдов, А. Занков), проблемное обучение (И.Лернер), школа «диалога культур» (В. Библер), методологизациясодержания процесса обучения (Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев). В современнойситуации когда закладываются основы экономического поведения, когда основнойтезис жизни «на все есть цена», встает проблема формирования новойэкономической культуры ребенка, которая призвана помочь ребенку войти в мирреалий. И в заключение хотелось бы поделиться своими впечатлениями от новойформы обучения — с помощью компьютера. Конечно, нельзя всё сводить к нему, — иколичество часов, проведенных за экраном, не может служить критерием качестваобучения, как это пытаются представить в некоторых частных школах. Но,несомненно одно — компьютер отличный помощник для организации индивидуальногообучения. Ведь как только педагог перестает видеть в ученике просто сосуд,который нужно наполнить знаниями и умениями, ему приходится искатьиндивидуальный подход к каждому, подстраиваться под его интересы, темп усвоенияматериала, личные особенности психики. Например, в некоторых школах каждыйученик может выбрать для себя не просто интересующий его курс, но дажеотдельные предметы. Компьютер же, как известно, выполняет ту программу, котораяв него заложена, и предоставляет огромный выбор тем для изучения. Современныеметоды представления информации в компьютерах включают в себя не просто текст,но и картинки, видео, звуковые фрагменты. Это позволяет задействоватьпрактически все органы чувств, используемых для восприятия информации, при этомпроисходит ее дублирование по различным каналам восприятия, что резко повышаетскорость и качество усвоения материала. Компьютерный учебник нельзя ужесравнивать с книгой, как это было всего несколько лет назад — сейчас многиеобучающие программы невозможно отличить от игр, и для того, чтобы победить втакой игре, понадобятся знания, которые ребёнку трудно принять как необходимыеему именно сейчас — ведь всем нам свойственно откладывать «на потом»решение многих проблем. А такой элемент современных компьютерных документов,как гипертекстовая ссылка позволяет при необходимости обратиться в любое местодокумента за дополнительной информацией, и в то же время при повторном изучениине перегружает исходный текст документа. Кстати, по принципу гипертекстаустроена всемирная информационная сеть Internet, с помощью которой уже сейчаспроводится так называемое «дистанционное обучение» — когда профессоракрупнейших университетов выступают с лекциями и отвечают на вопросы непривычной студенческой аудитории, а перед теми, кто в данный момент подключен ких узлу сети. Несмотря на тишину и видимое отсутствие слушателей последнихможет быть не меньше, чем зрителей у телеэкрана, но в отличие от книги илителепередачи сохраняется обратная связь между преподавателем и учениками
Список использованнойлитературы:
1. СтоляренкоЛ.Д. Столяренко В.Е. «Психология и педагогика для технических вузов»-Ростов-на-Дону 2004год
2. РадугинА.А. «Педагогика». Учебное пособие для высших учебных заведений –м. 2002год
3. СластенинВ.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведенийв 2х частях. 2003год
4. Педагогика:Учебное пособие для пед. учебных заведений Под. ред. П.И. Пидкасистого – 3-еиздание. 1998г