МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ
«БРЕСТСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.С. Пушкина»
КУРСОВАЯРАБОТА
по методикепреподавания физики
Методикаформирования понятия массы в курсе физики средней школы
Брест, 2011
Содержание
Введение
§1. Понятие массы в физическойнауке
§2. Введение понятия массы в курсе физики средней школы
§3. Вопросы и примеры задач на закрепление понятия массы
Заключение
Список литературы
Введение
Введение понятия массаочень важно. Этот вопрос волновал ученых с давних времен. Массу рассматриваликак количество материи. С середины 19 века начинает обсуждаться вопрос обопределении величины массы. Подвергается критике определение Ньютона, которыйопределял ее как величину, пропорциональную объему тела и его плотности.Появляется ряд других определений.
Существовало много иметодов введения понятия массы. Вопрос о том, как лучше определять или вводитьпонятие массы, обсуждали и в 19в., и в 20в., его обсуждают и в настоящее время.
Поэтому актуальностьданной проблемы подтолкнула меня к изучению введения данного понятия.
Основная цель курсовой работысостояла в изучении и анализе методики формирования понятия массы в курсефизики средней школы. Объектом использования курсовой работы являлся процессобучения физики в средней школе, а предметом исследования: методикаформирования основных физических понятий. Для достижения основной цели работыпотребовалось решение следующих задач:
1. Анализнаучно-методической литературы по теме исследования.
2. Рассмотрениеразличных определений понятия массы.
3. Оценка подходов квведению понятия массы в 6, 9, 11 классах.
В ходе выполнениякурсовой работы использовались следующие методы исследования:
· Теоретическийанализ методической литературы по данной теме исследования.
· Анализ учебниковфизики и программы курса физики 6, 9 и 11 класса.
§1.Понятие массы вфизической науке
урок физика масса энергия
Масса (от греческого μάζα)— одна из важнейших физических величин. Первоначально (XVII—XIX века) онахарактеризовала «количество вещества» в физическом объекте, откоторого, по представлениям того времени, зависели как способность объектасопротивляться приложенной силе (инертность), так и гравитационные свойства —вес. Тесно связана с понятиями «энергия» и «импульс» (посовременным представлениям — масса эквивалентна энергии покоя).
/>/>
В Парижской палате мер и весов хранятся эталоныфундаментальных единиц измерения — массы (килограмм) и длины (метр). Эталонмассы представляет собой гирьку из сплава платины и иридия и помещен в этупалату еще в 1889 году. Копии эталона хранятся также и в России, во ВНИИметрологии им. Менделеева, который, собственно, и создал в 1893 году Главнуюпалату мер и весов, предшественницу этого института.
Масса в ньютоновоймеханике.
Как хорошо известно,масса в ньютоновой механике обладает рядом важных свойств, и проявляется, таксказать, в нескольких обличиях:
1. Масса является меройколичества вещества, количества материи.
2. Масса составного теларавна сумме масс составляющих его тел.
3. Масса изолированнойсистемы тел сохраняется, не меняется со временем.
4. Масса тела не меняетсяпри переходе от одной системы отсчета к другой, в частности, она одинакова вразличных инерциальных системах координат.
5. Масса тела являетсямерой его инертности (или инерции, или инерционности, как пишут некоторые авторы).
6. Массы тел являютсяисточником их гравитационного притяжения друг к другу.
Обсудим более подробнодва последних свойства массы.
Как мера инерции тела,масса тела выступает в формуле, связывающей импульс тела р и его скорость v:
p = mv. (1.1)
Масса входиттакже и в формулу для кинетической энергии тела Ек:
Eк = p2/2m = mv2/2. (1.2)
В силуоднородности пространства времени импульс, и энергия свободного теласохраняются в инерциальной системе координат. Импульс данного тела меняется современем только под воздействием других тел:
dp/dt = F, (1.3)
где F — сила,действующая на тело. Если учесть, что по определению ускорения а
a = dv/dt, (1.4)
и учестьформулы (1.1) и (1.3), то получим
F = mа. (1.5)
В этомсоотношении масса снова выступает как мера инерции. Таким образом, в ньютоновоймеханике масса как мера инерции определяется двумя соотношениями: (1.1) и(1.5). Одни авторы предпочитают определять меру инерции соотношениями (1.1),другие — соотношением (1.5). Для предмета нашей статьи важно лишь, что оба этиопределения совместимы в ньютоновой механике.
Обратимсятеперь к гравитации. Потенциальная энергия притяжения между двумя телами смассами М и m(например, Земли и камня), равна
Ug = — GMm/r, (1.6)
где G — 6,7×10-11 Н×м2кг-2(напомним, что 1 Н = 1 кг×м×с2). Сила, с которой Земля притягиваеткамень, равна
Fg = — GMmr/r3, (1.7)
гдерадиус-вектор r,соединяющий центры масс тел, направлен от Земли к камню. (С такой же, нопротивоположно направленной силой камень притягивает Землю.)
Из формул (1.7) и (1.5) следует, что ускорение тела, свободно падающего вгравитационном поле, не зависит от его массы. Ускорение в поле Земли обычнообозначают g:
G = Fg/m = — GMr/r3. (1.8)
Как нетрудно оценить,подставив в формулу (1.8) значения массы и радиуса Земли (Мз "6×1024 кг, Rз "6,4×106 м), g " 9,8 м/с2.
Впервые универсальностьвеличины g была установлена Галилеем, которыйпришел к выводу, что ускорение падающего шара не зависит ни от массы шара, ниот материала, из которого он сделан. С очень высокой степенью точности этанезависимость была проверена в начале XX в. Этвешем и в ряде недавнихэкспериментов. Независимость гравитационного ускорения от массы ускоряемоготела в школьном курсе физики обычно характеризуют как равенство инертной и гравитационноймассы, имея при этом в виду, что одна и та же величина m входит как в формулу (1.5), так и в формулы (1.6) и (1.7).
Мы не будем здесь обсуждать другие свойства массы, перечисленные в началеэтого раздела, поскольку они кажутся самоочевидными с точки зрения здравогосмысла. В частности, ни у кого не вызывает сомнения, что масса вазы равна суммемасс её осколков:
m = Smi (1.9)
Никтоне сомневается также в том, что масса двух автомобилей равна сумме их масснезависимо от того, стоят они или мчатся с предельной скоростью навстречу другдругу.
СоотношенииЭйнштейна Е = mс2.Естественно задать вопрос, каким образом осуществляется в литературе и умахчитателей мирное сосуществование взаимоисключающих формул:
Е0= mс2 (1.10)
Е = mс2 (1.11)
Прежде чемискать ответ на этот вопрос, еще раз напомню, что согласно первой формуле массепокоящегося тела отвечает энергия покоя Е0, а согласно второй любоетело с энергией Е имеет массу Е/с2. Согласно первой масса тела неменяется при его движении. Согласно второй масса тела растет с ростом скороститела. Согласно первой фотон без массы, согласно второй у фотона есть масса,равная Е/с2.
Чтобыответить на поставленный вопрос о сосуществовании формул, нам придетсяобратиться к истории создания, интерпретации и признания специальной теорииотносительности.
Обычно рождениетеории относительности связывают со статьей Эйнштейна 1905 г., в которой былачетко сформулирована относительность одновременности. Но, разумеется, работанад созданием и интерпретацией теории началась задолго до 1905 г. ипродолжалась долгое время после этого.
Если говоритьоб интерпретации, то процесс, по-видимому, происходит до сих пор. Иначе не былобы необходимости писать данную статью. Что касается признания, то можносказать, что даже в конце 1922 г., когда Эйнштейну была присуждена Нобелевская премия,теория относительности не была общепризнанной.
СекретарьШведской академии наук писал Эйнштейну, что Академия присудила ему Нобелевскуюпремию за открытие закона фотоэффекта, «но не учитывая ценность, котораябудет признана за Вашими теориями относительности и гравитации, после того, какони в будущем будут подтверждены».
Формула Е = mс2 появилась в1900 г., до создания теории относительности. Написал ее А. Пуанкаре, которыйисходил из того, что плоская световая волна, несущая энергию Е, несет импульср, абсолютная величина которого, в соответствии с теоремой Пойнтинга, равнаЕ/с. Используя нерелятивистскую формулу Ньютона для импульса р = mv от иучитывая, что для света v = с, Пуанкаре пришел к выводу, что фотон долженобладать инертной массой m=Е/с2.
Еще за год доэтого, в 1899 г., Лоренц впервые ввел понятие продольной и поперечной массионов, первая из которых растет с ростом скорости как g3, а вторая как g. К этому выводу онпришел, используя ньютонову связь между силой и ускорением F = mа.
Так награнице столетий из-за, как мы теперь понимаем, незаконного использованиянерелятивистских формул для описания релятивистских объектов, возникло семейство«масс», растущих с энергией тела:
«релятивистскаямасса» m= Е\с2 (1.12)
«поперечнаямасса» mt = mg (1.13)
«продольнаямасса» ml = mg3 (1.14)
Заметим, что при m ¹ 0 релятивистская масса равнапоперечной, но, в отличие от поперечной, она имеется и у безмассовых тел, укоторых m = 0. Здесь букву m мыупотребляем в обычном смысле, так как употребляли ее в первой части этойстатьи. Но все физики в первые пять лет этого века, т.е. до создания теорииотносительности, а (многие и после создания теории относительности называлимассой и обозначали буквой mрелятивистскую массу, как это сделал Пуанкаре в работе 1900 г. И тогда снеизбежностью должен был возникнуть и возник еще один, четвертый термин: «массапокоя», которую стали обозначать m0. Термином «массапокоя» стали называть обычную массу, которую при последовательном изложениитеории относительности обозначают m [6].
В современной физикепонятие «количество вещества» имеет другой смысл, а под массойпонимают два различных свойства физического объекта:
— Гравитационная массапоказывает, с какой силой тело взаимодействует с внешними гравитационнымиполями — фактически эта масса положена в основу измерения массы взвешиванием всовременной метрологии, и какое гравитационное поле создаёт само это тело(активная гравитационная масса) — эта масса фигурирует в законе всемирноготяготения.
— Инертная масса, котораяхарактеризует меру инертности тел и фигурирует во втором законе Ньютона. Еслипроизвольная сила в инерциальной системе отсчёта одинаково ускоряет разныеисходно неподвижные тела, этим телам приписывают одинаковую инертную массу.
Гравитационная и инертнаямасса равны друг другу (практически с гигантской точностью порядка />), а в большинствефизических теорий — точно), поэтому в большинстве случаев просто говорят омассе, не уточняя, какую из них имеют в виду.
Масса тела не зависит отскорости тела и от того, какие внешние силы на это тело действуют. Вклассической механике масса системы тел равна сумме масс составляющих её тел,но в теории относительности показывается, что масса системы в общем случае неравна арифметической сумме масс компонентов, включая в себя энергию связи, атакже энергию движения частиц друг относительно друга.
Понятие массы быловведено в физику Ньютоном, до этого естествоиспытатели оперировали с понятиемвеса. Вес — сила воздействия тела на опору (или другой вид крепления в случаеподвешенных тел), возникающая в поле сил тяжести. В труде «Математическиеначала натуральной философии» Ньютон сначала определил «количествоматерии» в физическом теле как произведение его плотности на объём. Далееон указал, что в том же смысле будет использовать термин масса. Наконец, Ньютонвводит массу в законы физики: сначала во второй закон Ньютона (через количестводвижения), а затем — в закон тяготения, откуда сразу следует, что веспропорционален массе.
Фактически Ньютониспользует только два понимания массы: как меры инерции и источника тяготения.Толкование её как меры «количества материи» — не более чем нагляднаяиллюстрация, и оно подверглось критике ещё в XIX веке как нефизическое ибессодержательное.
Долгое время одним изглавных законов природы считался закон сохранения массы. Однако в XX векевыяснилось, что этот закон является ограниченным вариантом закона сохраненияэнергии, и во многих ситуациях не соблюдается [4].
§2.Введение понятия массы в курсе физики средней школы
На изучение темы «Массатела. Единицы массы » отводится один урок и одна лабораторная работа «Изучениерычажных весов. Измерение массы». Повторение исистематизация учебного материала по теме «Основные понятия молекулярной теориистроения вещества. Масса тела. Плотность вещества»; Контрольная работа 2по теме «Основные понятия молекулярной теории строения вещества. Массатела. Плотность вещества» [7].
В 6 классе вводитсяпонятие массы как мера инертности. Перед этим проводят демонстрационный опыт.Берут две тележки, одну порожнюю другую груженную и приводят их в движение.
Затем задают вопрос: «Какуютележку (рис 2.1) легче привести в движение: порожнюю или груженую?» Азатормозить? Почему? У них разная масса.Чем больше масса тела, темтруднее его вывести из состояния покоя и тем труднее его потом остановить.Иначе говоря, чем больше масса, тем в большей степени тело стремится сохранитьсвое состояние покоя или движения.
/>
Рис 2.1
Свойство тела сохранять постоянным состояние покоя или состояниедвижения называют инерцией. Значит, масса — мера инерции (инертности). Все телаобладают инертностью, но разной.
В курсе физики масса обозначается буквой m.
Вы можете сами привести множество примеров, доказывающих, чтомассивное тело труднее разогнать, но и труднее остановить.
От чего зависит масса тела?
Сравните целое яблоко и половину яблока. Где вещества больше? Конечноже, в целом яблоке. Но и масса его в 2 раза больше, чем половины. Значит, чембольше данного вещества в теле, тем больше его масса.
Основной единицей массы в СИ является 1 килограмм (1 кг).
Есть еще кратные единицы массы — тонна (т) и центнер (ц):
1 т = 1000 кг = 1 • 103 кг;
1 ц = 100 кг = 1 • 102 кг;
и дольные единицы массы — грамм (г) и миллиграмм (мг):
1 г = 0,001 кг = 1 • 10-3 кг;
1 мг = 0,001 г = 0,000001 кг = 1 • 10-6 кг..
А если сравнить массы тел из разных веществ, количество молекул(атомов) в которых одинаково? Будут ли они равны?
Массой (т. е. инерцией) обладает каждая молекула (атом). Массувсего тела можно рассматривать как сумму масс всех его молекул. Но посколькумассы молекул (атомов) различных веществ неодинаковы, то при равном их числе вдвух телах (например, в алюминиевой и чугунной деталях) массыэтих тел будут сильноразличаться.Масса чугунной детали будет больше массы алюминиевой.
Измеряют массу с помощью весов (рис 2.2).
Послерассмотрения нового материала ученикам можно дать задание: рассмотреть своивесы, открыть коробочку разновесов, найти гирьки и разобрать пример взвешивания2г 600мг. Все это делается для того, чтобы познакомить учащихся с правиламивзвешивания.
/>
Рис2.2
Врезультате изучения материала темы учащиеся должны усвоить определение массыкак меры инертности, ее символическое обозначение и основную единицу измерения.Уметь раскрыть своими словами сущность понятия «масса» и переводитьосновную единицу массы в дольные и кратные [1].
Наизучение параграфа «Масса» в 9 классе отводится один урок. Обобщениеи систематизация знаний по теме «Основы динамики» и контрольнаяработа по теме «Основы динамики».
Введениепонятия массы трактуется как мера гравитационных свойств.
Все мы привыкли характеризовать определённые свойства тел словамитяжёлый и лёгкий, большой и маленький, гигантский и крохотный. Имеют ли оникакое-либо отношение к слову масса? (Имеют). Наша с вами задача – выяснить, чтоже такое масса тела, и какое место это понятие занимает в физике. Не зря мыпознакомились с понятием инерции раньше, чем с понятием массы.
Оказывается, что эти два понятия тесным образом связаны друг сдругом. Давайте ещё раз вспомним, что же такое инерция.
Сравнить массы двух тел можно различными способами.
1.Сравнение масс тел путем взвешивания на весах
Имеются два типа весов: рычажные (рис. 2.3, а)ипружинные (рис. 2.3, б). Для всех весов определение массы производится путемсравнения двух сил: силы F — притяжения к Земле взвешиваемого тела и силы Fэт — притяжения к Землеэталона (гирь).
/>/>
Рис. 2.3, а. Рис. 2.3, б.
На рычажных весах (см. рис. 12.3, а) при равенстве плеч силыпритяжения к Земле взвешиваемого тела и набора гирь будут одинаковы и массатела будет равна массе гирь (m= mэт)
При взвешивании на пружинных весах (рис. 2.3, б) их показанияпропорциональны силе F, с которой Земля притягивает взвешиваемое тело. На Луне этипоказания были бы меньше, чем на Земле (примерно в 6 раз). Чтобы по силе притяжениянайти массу тела, следует провести «контрольное взвешивание»:взвесить на тех же весах эталон массы. Поскольку модуль силы притяжения эталона— Fэт =gmэт, а тела — F =gm, то:
/>=/> (2.1)
Тогда и на рычажных, и на пружинных весах значение массы будетодним и тем же и на Земле, и на Луне. Для рычажных весов это очевидно: телобудет уравновешено таким же набором гирь. Дли пружинных весов модуль силы F на Луне будет меньше,чем на Земле, но во столько же раз меньше будет и модуль силы Fэт. В результате поучаемоеиз соотношения (2.1) значение массы
m=mэт/> (2.2)
не изменяется.
А можно ли сравнить массы тел, не используй силы
2. Сравнение масс по инертности тел
Любое тело обладает свойством двигаться по инерции, сохраняя своюскорость неизменной, пока на это тело не подействуют силы. При этом одни телалегче разогнать (а разогнав, остановить), а другие — труднее. Для разгона илиостановки груженой тележки на нее следует действовать гораздо большей силой(или гораздо дольше), чем на порожнюю. Груженая тележка более инертна.
Как определите, во сколько раз одно тело более инертно, чемдругое?
Проведем опыт. Поставим на горизонтальную поверхность две тележкиразной массы (m/>>m/>) способные катиться почти без трения.Сообщим тележкам одинаковые ускорения. Для этого на тележку 1 придетсяподействовать силой, большей, чем на тележку 2(рис. 2.4). Перваятележка во столько раз инертнее второй, во сколько раз модуль силы F/> больше, чем F/>.
/>
Рис. 2.4
Для массы как меры инертности получится такая же пропорция, как ипри взвешивании:
/>=/> (2.3)
Подобный опыт можно использовать для сравнения масс любых тел влюбых условиях: на Земле, на Луне, на орбитальной станции. При этом F/> следует понимать как модульрезультирующей всех сил, приложенных к первому телу, F/> — ко второму.
Напомним еще о двух практически важных свойствах массы;
• общая масса m нескольких тел равна сумме их масс:
m=m1+m2+...; (2.4)
• масса однородного вещества, заключенного в объеме V пропорциональна этомуобъему:
m=ρV (2.5)
где ρ — плотность вещества.
Массу как меру инертности называют инертной массой, а массу,определяемую по силе притяжении тел друг к другу, — гравитационной массой.
Вывод:
— сила, с которой Земля притягивает тело, пропорционально егомассе (Fт=gm);
— масса тела — мера его гравитационных свойств.
Длязакрепления материала можно задать следующие вопросы:
1. Что такоемасса?
2. Что такое инерция?
3. Изменится ли масса тела при его переносе с Земли на другуюпланету?
Решитьнекоторые задачи из упражнения после параграфа [2].
В 11классе вводится понятие массы как мера энергии. На изучение параграфа «Законвзаимосвязи массы и энергии» отводится один урок и одно занятие на решениезадач. Решение задач по теме «Основы специальной теории относительности»и обобщение, систематизация знаний по теме «Основы специальной теорииотносительности». Самостоятельная работа по теме «Основы специальнойтеории относительности» [7].
В релятивистской механике масса тела связана с энергией, «заключеннойв теле». Так, в системе отсчета, в которой тело покоится (такая системаотсчета называется собственной), его энергия (энергия покоя) определяется поформуле:
E0=mc/> (2.6)
Таким образом, любое тело, благодаря факту своего существования,обладает энергией, которая пропорциональна массе покоя m. Эта энергия выделяетсяпри уменьшении массы тела, и наоборот, при поглощении энергии релятивистскаямасса тела возрастает. Релятивистская энергия имеет колоссальные значения.Например, тело массой 1 г обладает энергией покоя
E0=10-3кг•(3•108)2/>=9•1013Дж. (2.7)
Эта энергия эквивалентна энергии, выделяющейся при сгорании 2000 тбензина с удельной теплотой сгорания 4,5•10/>/>.
Таким образом, увеличение энергии тела на ∆E связано увеличением егомассы на ∆m, причем
∆m=/> (2.8)
Это соотношение выражает закон взаимосвязи массы и энергии.
В окружающем нас мире изменение массы, связанное с изменениемэнергии тел, пренебрежимо мало. Так, например, при нагревании 1 л воды от 0 до 100 °С масса воды увеличивается только ∆m = 5•10-9 г.
Трудно переоценить практическое значение этой несложной формулы,поскольку именно она указала на взаимосвязь и взаимопревращение вещества вэнергию и наоборот. В конечном итоге человечество узнало о возможностиполучения энергии из вещества.
Вывод: масса и энергия взаимопревращаемы. Соотношение E=mc/> показывает, какую энергию E необходимоизрасходовать, чтобы создать массу m, и наоборот, какая энергия заключена в массе m.
Для закрепления темы можно задать вопросы:
1. Каково соотношение между массой и собственной энергией тела?
2. Сформулируйте закон взаимосвязи массы и энергии?
Врезультате изучения материала темы учащиеся должны усвоить определение массыкак меры энергии и закон взаимосвязи массы и энергии[3].
§3.Вопросы и примеры задач на закреплениепонятия массы
Вопросы по изучению темы «Массатела. Единицы массы » в 6 классе.
1.Предложите метод, который вам позволит оценить массу макового зернышка. В вашемраспоряжении имеются весы с разновесами и пакетик маковых зерен.
(Ответ:Необходимо отсчитать достаточное количество зерен, а затем с помощью весовнайти их массу. Далее, разделить значение массы на общее число зерен и получитьискомую оценку).
2.При взвешивании тела на правой чашке уравновешенных весов оказались две гири по200г, гиря 50г, 10г и две – по 100мг. Чему равна масса тела в граммах? Вкилограммах? (Ответ: m=200+50+10+2*0.1=260,2г. m=0,2602кг)
Вопроси задача по изучению темы «Масса» в 9 классе.
1.Одинаковали масса одного и того же тела на Земле и Луне? (Ответ: Да, одинакова. )
2.Какова масса воды в аквариуме размером 1×1×1 м? Какова масса воздухав этом же объеме (при нормальных условиях)? Что больше: масса 1 м/> олова или 1м/> алюминия?
/>
Задачипо изучению темы «Законвзаимосвязи массы и энергии» в 11 классе.
1.Солнцеежесекундно излучает в пространство примерно ∆Е=3,75*10/> Дж энергии. На скольковследствие этого каждую секунду уменьшается масса Солнца?
/>
2.Отношениезаряда движущегося электрона к его массе /> Кл/кг. Определите скорость/> электрона, если его массапокоя m/>=9,1*10/> кг, заряд e=1,6*10/> Кл, скорость света ввакууме c=3*10/> м/c
/>
Заключение
Даннаякурсовая работа посвящена методика формирования понятия массы в курсе физики средней школы. Этотвопрос в преподавании физики не новый. Актуальность этой темы в том, что подходк изучению понятия массы вводится с разных точек зрения, нет единого трактата.
Цель даннойкурсовой работы достигнута. Мною были рассмотрены различные учебные пособия,изучено календарно-тематическоепланирование по учебному предмету «Физика» на 2010/2011 учебный год.
Рассмотрел различныеподходы к изучению видов массы. В разных классах дается свое определение массы:
-В 6 классе вводитсяпонятие массы как мера инертности. Свойство теласохранять постоянным состояние покоя или состояние движения называют инерцией.Значит, масса — мера инерции (инертности). Здесь учащиеся впервые сталкиваютсяс этим понятием. Инертная масса, которая характеризует меру инертностител и фигурирует в старших классах во втором законе Ньютона. Если произвольнаясила в инерциальной системе отсчёта одинаково ускоряет разные исходнонеподвижные тела, этим телам приписывают одинаковую инертную массу.
— В 9 классе вводитсяпонятие массы как мера гравитационных свойств. Гравитационная масса показывает,с какой силой тело взаимодействует с внешними гравитационными полями —фактически эта масса положена в основу измерения массы взвешиванием всовременной метрологии, и какое гравитационное поле создаёт само это тело(активная гравитационная масса) — эта масса фигурирует в законе всемирноготяготения.
— В11 классе вводится понятие массы как мера энергии. Массаи энергия взаимопревращаемы. Соотношение E=mc/> показывает, какую энергию E необходимоизрасходовать, чтобы создать массу m, и наоборот, какая энергия заключена в массе m.
Для закрепления этихподходов привел вопросы и задачи. Мной были рассмотренные различные примерыиспользования понятия массы на уроках физики, так как именно на практике можнонаиболее ярко продемонстрировать важность данной физической величины.
Списоклитературы
1. Исаченкова, Л. А. Физика: учеб. пособие для 6 кл.общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Л. А. Исаченкова, И. Э. Слесарь.— Минск: Нар. асвета, 2010.
2. Исаченкова, Л. А. Физика: учебное пособие для 9класса общеобразоват. учреждений с рус. Яз. обучения / Л. А. Исаченкова, Г. В. Пальчик,А. А. Сокольский / под ред. А. А. Сокольского. — Минск: Нар. асвета, 2010.
3. Жилко, В. В. Физика: учеб. пособие для 11 кл. общеобразоват. шк. с рус.яз. обучения / В. В.Жилко, Л. Г. Маркович. — Минск: Нар. асвета, 2009.
4. ru.wikipedia.org/wiki/Масса_покоя
5. М. Джеммер. Понятие массы вклассической и современной физике. Издательство «Прогресс» — Москва1961.
6.ОкуньЛ. Б. Понятие массы (Масса, энергия, относительность) Успехифизических наук, № 158 1989
7.Примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Физика»на 2010/2011 учебный год