Реферат по предмету ""


Очерки истории аула Кища

План:
Введение----------------------------------------------------------------------------------2
Глава 1 Исторические сведения и социально-экономическиеотношения дореволюционного аула Кища----------------------------------------
Глава 2 Кищинцы в годы Гражданской войны в         Дагестане------------
Глава 3 Участие Кищинцев в Великой Отечественной      войне------------
Глава 4  Духовная жизньи быт жителей аула Кища---------------------------
Заключение----------------------------------------------------------------------------51
Библиография-------------------------------------------------------------------------53
Введение.
За  последние годы всё чаще появляются отдельные работы и статьи, посвящённые изучению различных периодов историидагестанских аулов, в частности некоторые моменты, периоды развития аула Кища.Основная цель дипломной работы  изучитьпрошлое, проследить те коренные изменения, которые произошли в общественной идуховной жизни кищинцев. Материал для своей дипломной работы собрал из различных источников.
Следует отметить,малочисленность письменных источников, освещающих историю исоциально-экономическое развитие аула. Значительная часть материала (уникальныерукописные книги, документы, письма) хранятся в личных архивах жителей аула.
Имеющиеся краткиеописания авторов, разбросанные по самым разнообразным и разнохарактернымизданиям, не создают сколько-нибудь полной картины. Все имеющиеся сведения окищинцах весьма отрывочны и туманны. Некоторые сведения содержатся в книгахИбрагима Ибрагимова «Нарушенная клятва», «Род продолжится» на даргинском языке[1],«Материальная культура даргинцев» под общей редакцией ряда авторов[2],история Дагестана[3].
Источниковедческойосновой при написании этой дипломной работы — “Очерки истории аула Кища”,послужили материалы районного архива, годовые отчёты аула Кища, предания ирассказы старожилов аула, воспоминания участников гражданской и ВеликойОтечественной войн. Одновременно изучал архивные материалы фондов ЦГАреспублики Дагестан. Кроме того, посетил почти все исторические места,связанные с историей аула Кища.
Данная дипломная работасостоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографии. В основу первойглавы большой частью легли исторические предания и легенды, сохранившиеся впамяти народа, которые находят некоторые исторические подтверждения.
При написании вопроса обэтимологии аула использовал частушки К(ъ)удула Бахмуда[4].Исследования в области исторических корней аула Кища проводились на основекниги Р.М. Магомедова: «Памятник истории и письменности даргинцев в 17 веке»[5].
При написании вопроса осельском управлении аула до революции пользовался источником «ИсторияДагестана»  многотомник[6].
Авторы труда«Материальная культура даргинцев» С.Ш. Гаджиева, М.О. Османов,  А.Г. Пашаева придают большое значение в Кайтагском участке  производству тканей из конопли,  но они мимоходом упоминают о кищинцах, когдаречь идёт о производстве шерстяных тканей из сукна  (ихъла). В даннойработе этот вопрос раскрыть полно.
При написании первойглавы частично пользовался материалом из «Учёных записок» ИИЯЛ им. Г. Цадасы[7].
В ходе написания  2-рой главы «Кищинцы в годы Гражданской войныв Дагестане» основным источником послужили материалы из фондов ЦГА РД[8]. Прираскрытии этого вопроса широко использовал воспоминания участников этихсобытий. Некоторые воспоминания участников Гражданской войны подтверждаются записями,которые хранятся в фондах ЦГА РД. В фондах сохранились записи об участии бывшихкрасных партизан — кищинцев в Гражданской войне в Мамедкале, Маджалисе,Дербенте, Карабудахкентском районе.
Для раскрытия 3-й главы,вопроса об участии кищинцев в Великой Отечественной войне, пользовался архивнымматериалом администрации селения Кища Дахадаевского района. При раскрытии вопроса о кищинцах, сражавшихся нафронтах войны использовал воспоминания самых участников Великой Отечественнойвойны.
При рассмотрении главы 4«Духовная жизнь и быт жителей аула Кища» широко пользовался материалами«Материальная культура даргинцев»[9].  Вопрос, касающийся обрядов, праздников, селяннаписал со слов старожилов и аксакалов аула, а также книгой молодого писателя,уроженца и жителя селения Кища Ибрагима Ибрагимова[10].
Со слов ЖяхпарлаСулайбана мы узнаём об известном исполнителе народных мотивов на чунгуре ЦандлаАли, который по мастерству превзошёл самого Амарла Батырая, известного мастеранаигрышей Кайтаг-Дарго.
В данной дипломнойработе, разумеется, не все вопросы освещены достаточно полно, из-замалочисленности письменных и других источников. Я лишь попытался внестиопределённый вклад в разработку некоторых вопросов, касающихся различных сторон истории и культуры отдельной этногруппы даргинцев.
Мне представляется, чтодипломная работа «Очерки истории аула Кища» сыграет положительную роль в делевоспитания у подрастающего поколения любви к собственной истории и культуре.
Глава 1.  Исторические сведения исоциально-экономические отношения дореволюционного аула Кища.
Даргинцы занимаютцентральную часть Дагестана. На севере они граничат с аварцами и кумыками, наюге — с лезгинами и табасаранцами, на востоке -  с кумыками и на западе  -  слакцами и аварцами.
Недалеко от районногоцентра Дахадаевского района  -  селения Уркарах  -  вкилометрах семи к западу расположено селение Кища. Оно раскинулось в оченьживописной местности. Отроги Большого Кавказского хребта (а именно горы Лис)обступают селение с юга и с запада, а с севера -  скалистая гряда.
Село находится на высоте1300 — 1400 метровнад уровнем мирового океана и расположено на ровной местности, окружённойальпийскими лугами и разбросанными по всей территории островками леса (осинякаи дубово-орешника) и одиночными деревьями дикой груши и многочисленнымикустарниками рододендрона.
При подходе к селу путь несколько раз пересекаетсячистыми горными речушками с холодной ключевой водой. Из Кища хорошо видны  зимой и летом, покрытые снегом горы:Алардагъ, Курудагъ, Камчадагъ, Магьрукь. Эти горы находятся к юго-западу отКища, на расстоянии 75-78 км.На северо-западе от селения проходит мощный скалистый хребет Лис. На расстоянии4 км ксеверу возвышается гора Къяба (отсюда  исамо название Къяба-Даргинской местности). Через село проходит узловая дорога вХарбук, Хуршни, Шулерчи и Дейбук. Если посмотреть со стороны или с вершины горыЛис,  видны многие селения Акушинского иДахадаевского районов, селение Кища действительно отличается своим равниннымместом расположения.
Интерес к прошлому, кистории всегда был присущ людям: он связан с интересом к настоящему. Люди, естественно, хотят, чтобы те, ктобудет жить, после них знали, как жили они и хотят оставить после себя память, хотят,чтобы их жизнь не была забыта. Вместе с тем их интересует и то, как жили людираньше. Так всегда было, так и создавалась история.
Люди особенноинтересовались тем  как, когда, кем былоснован аул, что происходило в данном месте, интересовало самое «начало»,хотелось узнать, откуда всё повелось название ставшее понятным, стремились обычно объяснить, увязав его сименем легендарного основателя населённого пункта, или с событием, происходившимв данном месте.
Кища, как и другие аулыДагестана, имеет свою интересную и богатую историю, которая полна бурнымисобытиями.
Какова же судьба аулаКища и его жителей? Имеющие архивные и археологические материалы и устноенародное творчество дают основания придти к такому выводу, что аул Кищанеоднократно подвергался вражеским нашествиям извне и феодальным грабежам.
Археологические памятникипоказывают, что современная территория даргинцев была заселена ещё вдревно-каменную эпоху[11].
Рассматривая историю, какнауку, изучающую развитие человеческого общества как единый закономерный вовсей своей громадной разносторонности и противоречивости процесса развитияобщества в целом, есть основание придти к такому заключению, что историческиесудьбы кищинцев тесно были связаны с судьбами всех народов Дагестана, кищинцы внерушимой семье братских народов Дагестана развивали свою культуру и отстаивали от вражеских вторжений своинасиженные земли и свободное существование.
 В процессе образования села главным, определяющимявляется стремление расположить поселение в таком месте, где оно было быобращено к солнцу большую часть дня. После того, как выбрано место,рассматривался вопрос о близости источника воды[12].
Другой важный фактор — оборонительный, селение представляло собой естественные крепости.
Марков Г.Е. указывал, что«в Дагестане всё, что может служить для защиты страны находится вцелесообразном порядке: тропинки едва существуют, аулы неприступны, каждоежилище в отдельности неудобопроницаемо и все эти кажущиеся неудобствадагестанской жизни носят один стиль, созданы по плану как бы одного архитектора[13].
Далее продолжает он, — вДагестане я бывал в деревнях, имеющих доступ единственно через одни узкиеворота, такие аулы прикреплены к скалам на крутых стенах ущелий и к скалистымхребтам.
Макаров Г.Е., побывав наКавказе, пишет: «Засели в местах, к которым не проберёшься ни сверху, ни снизу.Каждая деревня составляет крепость, представляющую весьма крепкую оборону.
Все эти факторыучитывались в процессе образования селения Кища. Об этом свидетельствует название,и место расположения первоначального села. Многие сторожили аула, подтверждают,что нынешнее нижнее селение называлась «Ц1урмиг1янт», что значит, аулрасположенное на высокой горе  (скале),окружённой с трёх сторон высокой скалой до 100м., с одной стороны окружёнкаменной стеной шириной 2,5м., высотой 3-4м., вход в село только черезединственные ворота, охраняющих  вооруженными сторожами[14].
Ныне сохранились воротакрепости и являются воротами жилой площади Гасатаева Магомеда и Някъакар Гаджи(чулак Гаджи), сохранились также развалины крепости. О названии(первоначальном) Ц1урмиг1янт нижнего селения Кища свидетельствует передающие отпоколения к поколению частушки Къудула Бахмуда:
                     Ц1урмиг1янтра г1ят1иис
                    Пат1иматра наб ририс ...
Что значило:
                   Я разрушу Цурмиант
                   Себе возьму Фатиму ...
В старину в окрестностяхнынешнего села Кища существовали несколько поселений (махьи): Дибга  ая, Шумрала ая, Иркниша, Хуламуркраци ая,Шумрала ая, Дахцани, Бурцца пик. В результате многочисленных нападений состороны эти поселения и хутара начали переселяться на равнину близ Цурмиант.Что послужило образованию нынешнего селения Кища, ки (киттибил) -  верхнее, ши — село. По рассказам, жители 6поселений отправили послов к талхану (правителю) Цурмиант с просьбой, чтоб имразрешил переселиться близ Цурмиант. Правитель дал на это согласие потому, чтов силу этого у него увеличивалась сила и власть. У каждого поселения была свояспециализация. Об этом говорили археологические раскопки на местах. Междустенами находили поломанную каменную посуду, наконечник для сохи,принадлежности для повозок, для арбы и волов, каменный топор и др… Некоторыеиз них находятся  в школьных музеях. Оспециализации поселений Дахцани, Шумрала ая, Иркниша говорит то, что и сегодняв окрестностях этих хуторв получают большие урожаи зерна. Бурцца пик и Дибга аябыли известны как  скотоводы, у них быласоответствующая местность.
400 лет назад объединениеэтих поселений и дало новое название Кища. Есть версия, которую выдвигаю я сам:ки (к1иибил — второе) ши -  селение. Наоснове старого первого села (Цурмиант) возникает новое второе (к1иэсил) село,к1виши — селение из двух сёл — К1иша. Возможно, что эти три версииспособствовали возникновению названия селения Кища и они взоимодополняют другдруга. Вот эти версии  можно считатьтрадиционными версиями о возникновении названия аула.
Хотелось указать ещё нато, что нижнее Кища имело кроме названия «Цурмиант» другое название «Газигунт».Об этом рассказал один из сторожилов аула, исполнитель (мангуш) Алиев Гасандоносил сведения нижнекищинцам и начинал со слов — слушайте жители Газиганта...
Кища является одним изстаринных и исторических аулов Дахадаевского района, это подтверждаетсямногочисленными памятниками. Этому свидетельствует книга профессора Р.М.Магомедова «Памятники истории и письменности даргинцев» изданная в Махачкале1964 году. В нём указывался «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго». Памятникотносится к началу 18 в., периода правления Кайтагского уцмия Рустем-хана.Правда сама запись сделана в 1828г., но как свидетельствует примечание ксборнику, он переписан кадием Нухом из аула Кища с более древнего текста,который настолько старый, что стал затруднительным для чтения[15].
Этот свод заповедныхзаконов Кайтаг-Дарго  записан при общемсогласии всего уцмия Дарго.
В рассматриваемое времяДарго расчленялось на следующие земли: Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Буркун-Дарго,Хамур-Дарго, Кайтаг-Дарго, в состав которого входило и аул Кища.
Для обозначенияКайтаг-Дарго употреблялось и название Уцмия Дарго. Название Уцмия-Даргоподчеркивало, что население данной территории входило во владение уцмия. Впостановлениях Кайтагского уцмия Рустем-хана, опубликованных в «Сборникесведений о кавказских  горцах» сказано,что этот свод был отдан на хранение в селение Кища[16].
В Дагестане имелисьсельские общества, пользующиеся  врешении спорных  вопросов  доверием и авторитетом. В Кайтаг-Даргоиздавна таким селением являлось селение Кища. Здесь имелись знатоки адатов ихранители важнейших сводов адатов в том числе «Свод заповедных законовКайтаг-Дарго[17].
Дагестанские сельскиесудьи известны под названием картов (карт-слова кумыкское и значит «старик»,«почётный»). Карты, кадии или муллы были в каждом селении, однако число их быловесьма неопределённо и зависело от величины селений: в Уркарахе было 12 картов,Кищах и Харбуке по 8, в Кубачах — 7, в Утамыше — 4[18].Судебные дела в Кайтаге рассматривались сельскими старейшинами, почётнымилицами (судом маслиата) или кадиями, если эти дела относились к их компетенции.Если спорящие бывали из разных  селений идела были серьёзны, то они обращались к тому старейшину или кадию, который считалсянаиболее опытным и авторитетным. Дела по крупным кражам, убийствам и увозуженщин рассматривались только в главных селениях магала. Если решениемстарейшин главного селения или кадия стороны оставались недовольные, они моглипередать жалобу на рассмотрение в общественном месте, куда периодически дляэтого собирались старейшины всего магала и представители почетных лиц  (по 2-3 или 4 человека от каждого селения).Если и этим решением стороны оставались, недовольны, то они обращались к самомууцмию и с его разрешения отправлялись в Кища, где оканчивали свой спор поуцмийским адатам[19].
У арабиста из селенияКища М. Абакарова имеется текст договора кищинского джамиата на арабском языке,составленный в 1272г х. (1855-56), где говорится: «Если один человек убьётдругого и убийца неизвестен, то семья убитого возбуждает тяжбу против двухподозреваемых, затем из них выбирает одного, которого назначают в канлы(кровник) и навсегда выселяют из аула. А другой (второй подозреваемый) поистечению года отдаёт 6 туманов (60руб.) в качестве дията. Этот договоркасается всех жителей аула[20].
Таким образом, маслиатныерешения представителей сельскохозяйственных обществ, решения джамаатов исельских судей являлись источником обычного права, сложившегося в Дагестане.
Основными видаминаказания по обычаям были: 1) дият или кровная месть; 2) изгнание на срок илибессрочно; 3) штрафы в пользу общины. Все эти наказания сопровождалисьобязательными взысканием причинённого ущерба в пользу потерпевшего.
Смертная казнь адату  неизвестна, и не было лиц или органов дляосуществления смертной казни. Но адат во многих случаях допускал право убиватьпреступника.
В старом Дагестанеимелись сельские общества, пользующиеся в решении спорных вопросов доверием иавторитетом. В Кайтаг-Дарго издавна славилось своим беспристрастием в решении  спорных дел селения  Кища. Здесь имелисьзнатоки адатов и хранители важнейших сводов адатов, в том числе и первичноготекста «Свода заповедных законов»[21].
 Многие статьи из этого сводапроводились в жизни кищинцев до последнего периода в частности: 1) за убийство- уйти в изгнание. Изгнание производилось по специальному постановлениюджамиата.
По преданию аул Уреги (Урагъи) Дахадаевского района явилось частью селаКища, которое находится на расстоянии 48км. Этому свидетельствует тот факт, чтодиалект урагинцев является кищинским. Далее, различные название местности Урегиявляются одинаковыми с кищинскими. До сегодняшних дней остались родственникиурегинцев в Кищах, в частности нижнекищинец Ражабкадиев Хайдар имеетродственников. Как рассказывают старики, даже в последние годы из бывшихвладений урагинцев  (проданные кищинцами)кищинцы возили хлеб в Уреги.
О возникновении этого села вспоминали пожилое население Кища.
В селении Уркарах жил один богатый и безжалостный талхан (правитель). Онпостоянно бесчинствовал, эксплуатировал соседние аулы. В те времена в аулеКища жили три брата с отцом Х1яйдаром. Они пасли отару овец. Слышал об этомталхане Х1яйдар.
В один день, когда пасти овец собирался отец строго наказал ему: «Еслипоявится талхан, прошу сынок потерпи, в драку не лез, ничего не говори». Сынотправился пасти овец. В полдень на коне прискакал талхан и ничего не сказавчабану, схватив на скаку самого жирного барана и ускакал. Этот же случайповторился на следующий день. Но на третий день отец даёт наказ младшему изсыновей «Не оставляй его, чтоб он надсмехался над твоими братьями». Он сделалдело как наказывал отец. Когда талхан схватив барана, хотел возвратиться,схватив за грудь, повалил на землю и ударил кинжал в сердце.
Такому повороту действий недовольные соседние селяне собрались вместности — Кьямхъу — и были согласны с таким решением. В местности от Бац1арыдо Макьикь в ручей была брошена солома, на каком берегу будет соломы больше — та земля до конца сбора урожая находилась в пользовании селян. Поэтому этаместность сначала лета до конца осени находилась в пользовании Уркарахцев, азимой — кищинцев. Недовольные этим кищинцы, виновных в этом семью Х1яйдара иихний тухум, по решению джамиата были изгнаны из селения (урагъибти). Говорят,так возникло село Уреги.
Притом и само название — Уреги — в переводе с даргинского означает  — изгнанные — из селения Кища в основном и изсоседних населённых пунктов в последующем. Ещё в древности Кища славилась, какаул земледельческое, которое обеспечивало зерновыми культурами соседние сёла.По преданию кищинцы обеспечивали зерном 7 сирагинских сёл. Старикирассказывают, что приезжие говорят, — что шум деревянных кура (лопат) в периодмолотьбы был слышен в Кубачах.
Экономическое положение кищинцев хорошо показано в книге Б.Г. Алиева«Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане» в одном из преданииговорится:
«Талханы (правители) были в прошлом и в Дибгаая и Журклиая, однажды онипоспорили между собой, кто из них богаче. Первый сказал, что он может протянутьот своего поселения до Журклиая золотую цепь, а второй сказал, что сможетпротянуть от свое го хутора до Дибгаая бурдюки, наполненные мукой.»Преданиеотразило экономическое положение беков, наличие в их собственностиогромных богатств, что было основой сосредоточения и политической власти надместным населением[22].
В старину кищинцы сдавали землю в аренду соседним земледельцам. Землиместности Бац1ари и шантла сани возделывали земледельцы из Уркараха и Кубачи, аурожаи делили поровну с кищинцами.
Урожай считался нормальным, когда получали от 30 бирха и более зерна (бирха = 7,5 сях1, 1 сях1 = 2,5кг., т. е. 1 бирха =7,5 х 2,5 = 18,75кг.).Прогрессивные методы высева и возделывания, применяемые местными крестьянамидавали огромные урожаи. До сих пор в народе ходит слух о том, что некто изтухума Ккяммая умудрился собрать с 10 посеянных сях1а пшеницы около 30 бирхаотборного зерна и что упомянутый крестьянин, удивлённый и обрадованный доселеневиданным урожаем разрубил топором бирху (сосуд, куда высыпалось зерно иявлялось мерилом сыпучих материалов), под предлогом, что «Меня аллахвознаградил стольким зерном, что мне больше его не потребуется до конца своихдней».
В селении имеются множество кварталов, в частности: Убил ши (нижнеесело), ХЬар ши, Г1ялижай, Санакант (солнечная сторона), КЪябтар, Урц1наки,Лагьала бах1 (вершина голубей), Г1аржа, ХЪар ши (верхное село), Ухти, Кур-кубах1, Дай ши (центр села), Шурагье бях1 (склон озера) и др..
Издавна кищинские мастерицы славились на весь округ по изготовлению и выделкетканей из местного натурального сырья: шерсти, конопли и ворса. Особого умениядостигли мастерицы по изготовлению и выделке — пачи — материала на шерстянойлибо хлопковой основе, прозванной в народе Кищинской шотланкой.
Для доревалюционногоДагестана была характерна общая культурная отсталость и сильное влияниемусульманской религии и духовенства на массы трудящихся.
Политика царизма поотношению к народам национальных окраин, в том числе народам Дагестана состоялав том, чтоб убивать зачатки всякой государственности, калечить их культуру,стеснять язык и держать в невежестве, непосредственным результатом этойполитики явилось неразвитость и политическая отсталость этих народов. Об этомговорят данные первой всеобщей переписи населения 1897г., по которой из 571154жителей области, грамотных было 52 826 человек, т. е. менее 2,5% населения.Естественно и среди кищинцев их было мало.
В политическом развитиикищинцы находились в отсталом положении. Большую роль в управлении аулом, как ив других горных аулах, играл сход жителей аула (мужчин). Сход (джамиат)собирался на базарной площади по зову мангуша. Он состоял из совершенолетнихдомохозяев и должностных лиц аула. В собрании участвовали по одному старшегочлена от каждого хозяйства аула.
До реформы сельскогоуправления, проведённой в конце Х1Х в. на основе церковного «Положения осельском управлении Дагестана» почти вся власть «военная и административная»находилась в руках Кадия, который считался главой во всех тухумах аула «шилахулал»). Он решал все вопросы и семейного и политического.
«Положение о сельскомуправлении Дагестана», утверждённое главнокомандующим Кавказской армией 26апреля 1868г. значительно урезало права сельского Кадия.
В распоряжении схода ауланаходились общинные земли, сбор общественных и казённых податей. Он принималсоответствующие меры при стихийных бедствиях, выносил приговоры об изгнании изаула вредных жителей, мог лишить права участия в собраниях джамиата.
Старшина аула (шилаюзбаши) и его помощники назначались окружным начальником на неопределенныйсрок. На собрании джамиата избирались сельские судьи. Они носили в виде знакаотличия  медали с надписью «сельскийсудья». Медаль 1891г. с такой надписью находится в настоящее время, в уголке музеяКищинской средней школы №2. С опеляционными жалобами обращались жители другихаулов к судьям селения Кища[23].
По имеющимся данным, дораспространения ислама, Кищинцы были язычниками, как и в других аулах, ислам вКищах насаждался силой оружия.
После того, как арабыустановили своё господство в Дагестане роль арабского языка и арабской культурыв жизни его населения не успели проявиться. Влияние арабской культуры наДагестан стало ощушаться позднее[24].
Несмотря на трудностиизучения арабского языка, тяга кищинцев к арабскому языку была. Из числакищинцев вышли арабисты -учёные, которые в совершенстве овладели этим языком исоставляли труды в различных областях науки. К таким арабистам относятсяКурбанов Исакади, Магомедов Ахмед — Гаджи Кадий, который работал кадием вКайтаго — Табасаранском округе, в Маджалисе. В последние годы жизни работалкадием в селении Кища. До 1956г. сохранились много рукописей, а потом ониисчезли бесследно. Известно, что эти труды были написаны известными арабистами.
Основная масса сельчанпродолжали жить в условиях сельской общины свободными крестьянами. Были хозяйства, достигшие значительных успехов.Так, например, в хозяйстве Гаджиева Гаджи-Ахмеда из нижнего Кища имелось 1500голов овец, 300 голов лощадей и соответствующие им земельные владения.
До настоящего времени вКищах сохранились название тухумов. В Кищах употребляют термин (тухум), (жинс),(насаб), (тайпа), (тарап), и т.д… В настоящее время в Кищах имеются следущиеиз наиболее известных тухумов:
1.  Х1асбулти — земледельцы и скотоводы.
2.  Г1яйнилавхъали — земледельцы искотоводы.
3.  Къат1у — земледельцы и скотоводы.
4.  Ччяму — земледельцы и ткачи.
5.  К1уц1ли — земледельцы, скотоводы иткачи.
6.  Жях1ни — скотоводы и ткачи.
7.  Бялла — скотоводы.
8.  Г1усманхъали — купцы и сапожники(корни от евреев).
Тухумы в Кищах были оченьдружны между собой. Имелись кладбища у отдельных тухумов, например, у тухумовЧчяму и Гасбаловых. Раньше невесту брали только из своего тухума, а если юношаимел двоюродную сестру, то в первую очередь он женился на ней. Например, изтухума К1уц1ли и Бялла не брали в жёны и не выдавали за парня этого тухума,девушку другого тухума.
Многие жили в бедности.Спали прямо на полу, подложив овечий тулуп, и говорили: «Что человек без тулупа- этот человек труп». Касумов Омарасхаб рассказывал, что у них семья былабольшая. И что у них в семье был только один овечий тулуп. «Мы, до конца недоевужин, спешили, занят  этот тулуп, таккак, кто первым её занимал, тот и спал на нём, остальные же спали на сухойсоломе». Здесь мы видим, как бедно жили горцы в Дагестане.
О печке не имели представления.В углу комнаты были очаги (пав), где прямо на полу разжигали огонь, а кушатьготовили в медных посудах, подвещанных на длинных цепях. В настоящее времятакие очаги сохранились в некоторых домах, в частности, в доме АбдуллаеваКасума Абдуллаевича, Исрапилова Гусейна и в других. Комнату горца украшалимедные и фарфоровые посуда, на дне с отверстием, служившее для вещания настену.
В натуральном в своейоснове хозяйстве даргинцев важное значение имела обработка кожи, шерстирастительных волокон. Среди домашних промыслов, первостепенное положениезанимало производство тканей, шедших на изготовление одежды[25].
Среди тканей домашнегоизготовления первое место занимало сукно, что объясняется значительнымразвитием овцеводства. Сукноделием занимались почти во всех селениях даргинцев,изделия которых славились по всему Кавказу и были известны в Закавказье подназванием «кубачинские шали»[26].
Наряду с сукноделиембольшое значение имело изготовление тканей из конопли — дук1уми. Центрамиизготовления этих тканей явились в основном селения Кайтагского уцмийства, втом числе Кища, Кубачи, Харбук и др..
По преданию в Кайтагскомуцмийстве и за её пределами славились кищинские сукна. это подтверждают дажежители близ лежащих селений[27].
Как и другие даргинцы,кищинцы для производства сукна использовали веретено (дурук), прялку(икалазари) и мотывало (чирхла, арклуми), станок (кидигъ) и челнок (ч1ух1яра).Здесь перечислены основные части сукнодельного ткацкого станка, которыесохранились и хранятся в школьном музее (КСШ №2).
Кищинцы продавали сукна всоседних селениях Кайтагского округа и в других сёлах соседних округовДагестана. Часто, сообщают старики, свидетелями которых являются сами,приезжали скупщики, покупали большими партиями. Известными мастерицамисчитались: Амирова Патимат, Ибрагимова Патимат, Рашидова Загьра, Амирова Аминати др. Куски конопляных тканей и ныне находятся в музее нашей школы (КСШ  №2).
Конопляные ткани(дук1уми) использовались не только для мужской и женской одежды, но и дляобделки войлочных сапог (варгьила дабри). Станок для конопляных тканей (душибушан чекча) по своему устройству значительно отличался от более простоготкацкого станка для сукна. Он представлял собой деревянный каркас на четырёхножках треугольной формы, несколько напоминающий остов горской арбы.
 При прядении нити из хлопковых волокон почтивсегда применялась прялка. Пряжу из хлопка обычно подкрахмаливали, используядля этого пшеничную или ячменную муку. Хлопчатобумажные ткани в отличии отдругих видов, нередко делались в клетку, для чего часть пряжи, идущей на уток,красилась. Первоначально в качестве красящего материала широко использовалимарену, кору дуба, сажу из дымохода, медный купорос.
Подытоживая первую главу,мы приходим к выводу, что аул Кища, как и другие аулы Дагестана, имеет своюинтересную и богатую историю, которая полна бурными и яркими страницами жизниаула, что Кища является одним из старинных и исторических сёл Дахадаевскогорайона, что видна из первой главы настоящей дипломной работы.
Глава 2. Кищинцы в годы Гражданской войны в Дагестане.
                                    
Февральскаябуржазно-демакратическая революция 1917года явилась переломным пунктом вистории народов России. 7 ноября 1917года победила Великая Октябрьскаяреволюция. Весть о революции быстра разнеслась по всем уголкам царской России.Дошла и до кищинцев.
Революция не внеслакоренных изменений в положении трудящихся масс в том числе и горцев. Областнойисполком стал местным органом Временного правительства в Дагестане. Правойрукой этого органа было мусульманское духовенство.
В мае 1917 года на съездегорцев Кавказа, состоявшийся во Владикавказе, было образовано духовноеуправление во главе с Нажмутдином Гацинским.
Горцы, томившиеся поддвойным гнётом жестокого классового и национального гнёта, встретили эту вестьс большим восторгом. Жители аула, выступая на митингах, говорили, что нужнопринять участие в борьбе за установление советской власти в Дагестане. Особовыступали на митинге будущие красные партизаны: Тамирхан Курбанов, РабаданМагомедов, Багомед Гаджимусаев, Сулейман Гаджиев, Магомед Исаев, МагомедАхмедов.
Участник этих событийсообщает: «По имени Курбан, фамилию не знаю, который участвовал в Первоймировой войне, за отличие в этой войне, наверное


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Определение капитальных вложений
Реферат Опционы и фьючерсы в управлении рисками
Реферат Политические программы белого движения
Реферат Оперативное финансовое планирование на предприятии здравоохранения
Реферат Оптимізація фінансової стратегії підприємства ТОВ "Провансе"
Реферат Оподаткування прибутку підприємства
Реферат Организация налогообложения ООО "Эмели"
Реферат Автобусный туризм
Реферат F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства
Реферат Цемент и его продукты
Реферат Органы финансового контроля, их задачи и функции
Реферат Представления об идеальном обществе и произведениях социалистов-утопистов А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р.ОУЭН
Реферат Интернет в нашей жизни
Реферат Исследование процессов антиципации в контексте организации
Реферат Внебюджетные Фонды и цели их деятельности