Реферат по предмету "Педагогика"


Основы деятельности тьютора как педагога в системе образования

--PAGE_BREAK--На первом этапе работы с тьютором школяр формулирует при помощи тьютора тот вопрос, на который он хочет получить ответ. Задача тьюторской работы найти именно такие личные вопросы, в работе с которыми и может быть разбужено отношение к знанию, как необходимому лично тебе в твоей жизни. В отличие от распространенного сегодня в школах метода учебных проектов, в сопровождении образовательного поиска школяра тьютором вопрос может не иметь никакого отношения к учебной программе – это личный вопрос школяра и у каждого свой. Постановке такого вопроса уделяется достаточно много времени, и для этого используются специальные игровые, педагогические и психологические техники. Можно составить интересную для ее заполнения анкету, где школяр укажет несколько разных вопросов, на основании которых можно будет затем побеседовать с ним.
Следующий этап работы — поиск ответов на вопрос делится на два такта: на обсуждение с тьютором, в котором определяется способ получения возможного ответа, и собственно — поиск. Выбор способа будет опираться, прежде всего, на определение индивидуального стиля образования.
Определение индивидуального стиля образования и приведение школяра к его осознанию – одна из задач деятельности тьютора. Другая – познакомить с существующими в культуре способами ответов на возникающие у людей вопросы: классическое исследование, журналистское интервьюирование, образное проживание и т.д. В своей работе тьютор стремится все время соблюдать равновесие культурного и индивидуального в работе с вопросом и поиске ответа на вопрос, отталкиваясь от индивидуального.
Основные техники работы тьютора на данном этапе это:
·  план-карта источников, где можно так или иначе найти материал для ответа на вопрос (для школяра может быть представлена как карта пирата или следы инопланетного существа);
·  вопросные техники (приобретая опыт сопровождения индивидуального образовательного поиска, тьюторы создают различные рабочие типологии вопросов);
·  и образовательное портфолио.
Портфолио – это то место, где школяр собирает ценные для него материалы, добытые в поиске. Те, что делают для него зримым и ценным его шаги в самообразовании. Именно в работе с портфолио начинает запечатлеваться его индивидуальная образовательная история.
Заключительный этап в цикле работы над вопросом – презентация найденных ответов в кругу школяров. Это может быть узкий круг или, наоборот, общешкольное мероприятие. Он обязателен и смысл его с тьюторской точки зрения в подтверждается ценность самообразования сообществом, таких же как ты – школяров, ищущих ответы на свои вопросы. Задача презентации для школяра – убедиться в том, что найденный тобой ответ дает новой штрих к твоему образу, что тебя услышали, увидели в новом качестве.
Здесь тьютор может поработать, помогая придумать форму презентации, но это не значит, что он должен придумывать за подопечного, даже если тот наверняка выбрал неудачную, «закрытую» форму
1.2.2 Средняя школа. Основной образовательный конфликт здесь – лежит в области личностного общения, индивидуального и социального, утверждения себя в сообществе. Вопрос в том, какое это будет сообщество и за счет чего подростку удастся самоутвердиться. [3] Тьюторский ход снова заключается в том, чтобы перенести решение этого конфликта в область индивидуального и культурного. Тьюторские классы теперь представляют собой такие образовательные сообщества, которые объединены по способу деятельности, способу, позволяющему искать ответ на значимые вопросы.
Таких типов деятельностей в культуре существует, как минимум, три. Это исследование, проектирование и творчество. Исследование позволяет найти ответ на вопрос в мире научно предсказуемом, где специально организованный поиск позволяет обнаружить ответ. Проектирование – в мире социально проблемном, где нужно придумать способ решения проблемы и проверить его действенность. Творчество позволяет изобрести мир заново. Самостоятельное изучение существующие в культуре норм или прецедентов вышеуказанных типов деятельности становится для школяров выходит на первый план.
Содержание вопросов у подростка меняется, они начинают касаться сферы самопознания и самореализации. Но школяры теперь объединяются не по интересам, а по способам их претворения, в своеобразные клубы, где поводом для общения является опыт освоения деятельности исследования, проектирования или творческие находки, а поводом для самоутверждения является твой индивидуальный, неповторимый вопрос. А в обсуждениях с тьютором школяры учится рефлексии собственного опыта.
Техники работы тьютора усложняются, так теперь ему нужно строить опоры для совместной рефлексии образовательного поиска, но остаются теми же:
·        образовательная карта — теперь содержит приложения в виде маршрутов и инструкций по прохождению пути;
·        требования к портфолио приобретают нормативные характеристики (исследователь собирает гипотезы и артефакты, проектировщик – идеи и конструкции, творец – творческие зарисовки);
·        техники беседы сами могут становиться поводом для рефлексии (так как именно в этом период для школяра становятся важно владение этими техниками для поддержания личностно-значимого общения в кругу друзей).
1.2.3 Старшая школа.
Основной конфликт возраста: образования как самоценности – и целевого (профессионального) образования (культурного и социального). Тьютор опять решает его в плане культурного – индивидуального. [9]
Каждый школяр для себя отвечает на один и тот же насущный вопрос: «Кем быть?». Вернее, любой интересующий его вопрос, так или иначе, связан с его будущей профессией, планом самостоятельной жизни. [4]
Теперь школяр вместе с тьютором он строит проект своей индивидуальной образовательной программы поверх индивидуального проекта профессиональной деятельности.
Образовательная деятельность выходит за стены школы в прямом смысле – это стажировки в мире взрослой деятельности. Если на предыдущем этапе город активно осваивался как культурное поле, теперь он становится полидромом для выбора будущей профессии, на образовательных картах появляются местные фирмы и предприятия, политические арены и профессиональные сообщества.
Язык картографирования включает в себя теперь:
·              сферы и типы деятельности;
·              проблемы и задачи социального масштаба;
·              существующие проекты и программы, решающие эти проблемы;
·              фигуры экспертов – профессионалов;
·              рейтинг образовательных учреждений, программ, мероприятий.
Портфолио становится объектом проектирования. Что в нем должно оказаться через 5 лет, чтобы твой профессиональный проект смог осуществиться, чтобы оно подкрепляло твое резюме?
Оснащенность тьюторской беседы возрастает многократно: тьютор теперь должен иметь опыт построения программы своего собственного профессионального роста, входить в курс современных тенденций развития деятельности, предавать техники организации социальных ситуаций.
 Тьюторской практике, осуществляемой в русле изложенных выше положений группой единомышленников в российском образовательном пространстве, около 10 лет. Всего по стране около 40 школ практикуют тьюторство, как отдельную практику, включенную в школьную жизнь. [3]
1.3 Функции тьютора в работе с обучающимися У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне опре­деленные задачи, которые можно представить в виде последовательности (рис. 1). [12]
   SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандарт­ных) задач в отношении обучающихся (табл. 1). [2,12]
Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в ДО Таблица 1.
Типовые задачи
Действия тьютора
Знакомство (вхождение в деятельность)
·                     Определение целей и задач совместной деятельности.
·                     Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,
·                     Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.
·                     Разработка стратегии работы группы на презентацию.
·                     Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон.
·                     Определение собственной роли и позиции в группе.
·                     Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.
·                     Определение учебного потенциала группы.
·                     Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.
·                     Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.
Размораживание (проблематизация)
·                     Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.
·                     Включение обучающихся в активную работу.
·                     Создание мотивации.
·                     Выделение индивидуальных проблем обучающихся.
·                     Поддержка мотивации.
·                     Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.
·                     Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.
·                     Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы.
·                     Вовлечение всех обучающихся в работу группы.
·                     Формулирование проблемных вопросов, заданий,
·                     позволяющих активизировать обучающихся.
·                     Работа с проблемами, предложенными группой.
Организация изучения концепций курса
·                     Объяснение сложных вопросов, концепций,
·                     Системное представление концепций курса,
·                     Выделение главных идей в теме, курсе,
·                     Организация работы обучающихся с кейс-стади.
·                     Объяснение концепций курса.
·                     Демонстрация связи курса с реальной практикой
·                     обучающихся.
·                     Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,
·                     видеть и формулировать проблему.
·                     Представление более полного и более широкого, чем
·                     в материалах курса, взгляда на изучаемую область.
·                     Подготовка и чтение мини-лекций.
·                     Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.
·                     Работа с проблемами, предложенными группой.
·                     Оформление опыта обучающихся.
·                     Обзор материалов всего курса.
·                     Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся
·                     идей, адекватных изучаемым материалам.
·                     Оценка адекватности применения концепций.
Организация групповой и индивидуальной
·                     Организация групповой работы,
·                     Обучение обучающихся навыкам рефлексии,
·                     Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.
·                     Организация межгруппового взаимодействия.
·                     Выбор адекватных методов обучения.
·                     Организация дискуссии.
·                     Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.
·                     Вовлечение всех обучающихся в работу группы.
·                     Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.
·                     Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.
·                     Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.
·                     Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.
Организация обратной связи и рефлексии
·                     Определение сильных и слабых сторон в деятельности
·                     обучающихся.
·                     Выделение индивидуальных проблем обучающегося;
·                     диагностика начального и текущего состояния обучающихся.
·                     Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.
·                     Организация обратной связи.
·                     Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.
·                     Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.
·                     Проведение рефлексии собственной деятельности.
·                     Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.
·                     Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.
·                     Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.
·                     Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.
·                     Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.
·                     Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.
Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:
·               диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
·               осуществление целеполагания;
·               мотивация и вовлечение обучающихся;
·               управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
·               коррекция деятельности обучающихся;
·               контроль выполнения заданий;
·               рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тью­тора по отношению к обучающимся (табл. 2):
Таблица 2. Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся
Типовые задачи
Функции
Знакомство
Диагностика; целеполагание
«Размораживание» (проблематизация)
Мотивация
Организация изучения концепций курса
Организация деятельности
Организация групповой и индивидуальной работы
Коррекция
Организация обратной связи
Контроль
1.4                    Тьюторство, как профессиональная деятельность Рассмотрим, основные линии содержания работы тьютора. [12]
Сейчас мы рассмотрим собственно деятельность тьютора в образовательном процессе.
Посмотрим на деятельность тьютора в образовательном процессе с нескольких точек зрения: с точки зрения функций тьютора, ис­полняемых им ролей, уровней компетентности, построения карьеры, осо­бенностей психологии (рис. 3).
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис. 3. Схема деятельности тьютора
Функциональный взгляд на деятельность показывает то, что тьютор должен делать в ходе образовательного процесса с обучающимися. Под функциями тьютора, здесь рассмотрим — задачи, которые тьютор должен решать с обучающимися.
Ролевой взгляд на деятельность покажет особое поведение тьютора, которое максимально способствует осуществлению функций. Рассмотрим роли, которые тьютор может играть в отношениях с обучающимися, чтобы успешно влиять на образовательный процесс.
Компетентностный взгляд на деятельность тьютора подчеркивает необходимые знания, умения, навыки, способности и другое, что характеризует тьютора как профессионала. Карьерный взгляд на деятельность тьютора показывает его развитие. Этот аспект деятельности (по мнению многих авторов) важен для тех, кто мыслит процессами, а не состояниями, кто лучше понимает любое явление, когда видит его в из­менениях.
Психологический взгляд на деятельность тьютора показывает тонкие грани внутренней готовности в ее исполнении. Этот аспект деятельности дополняет ее внешнюю сторону различением ее внутренних событий.
1.4.1 Задачи тьютора. Придадим деятельности тьютора характер задач, которые он должен решать, занимаясь с обучающимися. Это могут быть деловые игры, групповые дискуссии, концептуальные упражнения и другое, но все это — лишь формы, в которых тьюторы работают над содержанием образовательной деятельности. Выделяют следующие инвариантные функции, кото­рые тьютор должен исполнять.
·               Управленческая функция.
·               Диагностическая функция.
·               Функция целеполагания.
·               Мотивационная функция.
·               Функция планирования.
·               Коммуникативная функция.
·               Функция контроля.
·               Функция рефлексии.
·               Методическая функция.
В отличие от дея­тельности традиционного педагога высшей школы, деятельность тьютора гораздо больше связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство требует освоения управленческой функции, которая включает следующие конкретные действия:
·               определение цели собственной деятельности и деятельности обучаю­щихся;
·               наблюдение за ходом деятельности обучающихся;
·               оценку соответствия хода познавательной деятельности обучающихся желаемому облику этой деятельности;
·               оценку результатов взаимодействия тьютор — обучающийся и учебно­го процесса в целом;
·               разработку решений по изменению деятельности обучающихся.
·               реализацию решений по изменению и стимулированию познаватель­ной деятельности обучающихся;
·               корректировку собственной деятельности, а также деятельности обу­чающихся путем осуществления необходимых регулятивных действий, способных изменить ситуацию, ликвидировать нежелательные откло­нения от направления обучения.
Управлять деятельностью означает следующее:
·               изменять людей — исполнителей деятельности;
·               изменять цели деятельности;
·               изменять процессы деятельности;
·               изменять отношения между людьми, целями и процессами деятельности.
В образовательной деятельности все это приобретает особое значение, поскольку здесь люди — познающие субъекты, цели — желаемые уровни знаний, умений, способностей. Данные объекты управления объединяют в две большие группы:
·               управление мыслительной деятельностью обучающихся,
·               управление познавательной деятельностью обучающихся.
Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации од­ного из важнейших, пронизывающих всю его работу действия — анализа.
Под аналитической деятельностью тьютора понимают, синоним его мыслительной, интеллектуальной дея­тельности по переработке профессионально значимой информации. Ана­лиз понимается как проникновение в суть дела, как действие, рас­крывающее причины учебных событий, результатом которого является ди­агноз — оценка действительного состояния учебной деятельности обучаю­щихся. Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происхо­дящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.
В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:
·               изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.);
·               определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости спо­собностей и др.);
·               определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;
·               определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по со­держанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;
·               диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучае­мого курса (идей, моделей и концепций).
Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающих­ся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели.
Для реализации функции целеполагания тьютору требуется решить следующие задачи:
·               анализ целей модели обучения;
·               определение содержания и специфики деятель­ности обучающихся;
·               выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающиеся;
·               определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которы­ми сталкивается в своей деятельности обучающийся;
·               формулирование предполагаемых результатов деятельности обучаю­щихся (что они должны знать, уметь, чем должны владеть и какими должны быть);
·               согласование целей, определенных Вами, с целями обучающихся;
·               согласование целей с возможностями обучающихся по их дости­жению.
Вопрос целеполагания не последний в работе тьютора. Выделяют простую связь ведущую к проблеме: цель следует за осознанием чьего-то «хочу».  Вся трудность целеполагания состоит в том, что­бы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо».
Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:
·               выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивиду­альные потребности и мотивы;
·               формировать установки на продуктивную, главным образом само­стоятельную, деятельность;
·               создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, до­верия и поддержки;
·               стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;
·               организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с дру­гом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.
Функция планирования заключается в упорядочении действий обучаю­щихся и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно.
Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении:
·               формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен вла­деть и кем должен быть) и с учетом анализа результатов предвари­тельной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);
·               формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обу­чающимися;
·               определять последовательность действий в соответствии с постав­ленными целями и ожидаемыми результатами;
·               разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, ос ионная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучаю­щихся;
·               распределять время занятий с учетом целей, содержания и техноло­гий обучения, а также особенностей группы (специ­фикой индивидуальных стилей обучения обучающихся).
Не последней функцией тьютора является установление коммуника­ций. Данная функция особенно важна на первых этапах вза­имодействия тьютора с обучающимися — при формировании группы, уста­новлении взаимоотношений как между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:
·               быть открытым и доступным для обучающихся;
·               понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучаю­щиеся одинаковые, все обучающиеся разные»;
·               устанавливать между собой и обучающимися, а также между сами­ми обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотно­шения;
·               организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;
·               формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, ат­мосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;
Функция контроля. Никакое обучение, ни при каких условиях не мо­жет обойтись без обратной связи, без контроля выполнения работы, на­правленной на достижение намеченных целей. В широком смысле к функ­ции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен по­мнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспе­чивается задолго до контроля, как такового, — в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.
Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля: 
·               анализировать задания обучающихся, определяя сте­пень успешности обучения и образования;
·               комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных за­даниях;
    продолжение
--PAGE_BREAK--·               оценивать качество выполненных заданий;
·               корректировать деятельность обучающихся в соответствии с резуль­татами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);
·               вести мониторинг заданий;
·               оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.
Роль функции рефлексии в деятельности тьютора, как и любого специа­листа, обучающего других людей, незаменима. Рефлексия является смыс­ловым центром личности и механизмом развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию, имеет возможность индивидуально и про­фессионально развиваться. Что становится объектом рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора? С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и со­держание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры этого соответст­вия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п. С другой стороны, предметом ре­флексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора, его самоизменения.   Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:
·               организация анализа возможностей тьютора;
·               организация рефлексии собственной деятельности и общения тью­тора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;
·               идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятству­ющих этому;
·               создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии — проблемных ситуаций;
·               организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анали­за их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруд­нений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обуча­ющемуся.
Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.
К действиям составляющих данную функцию от­носятся:
·               создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);
·               разработка различных контрольно-диагностических методик: пе­речня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информаци­онных карт, тестовых материалов и др.;
·               анализ и описание собственного тыоторского опыта;
·               внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.
Широкое поле деятельности тьютора позволят проявлять себя с самых разных сторон. Большинство из рассмотренных функций приходится вы­полнять всем тьюторам: это потребно­стями образовательного процесса. Однако на разных этапах обучения со­вокупность доминирующих функций тьютора изменяется.
  1.4.2 Роли тьютора. К отношениям тьютора с обучающимися подходит понятие «роли». Роль — это проекция некоего отношения. Мы будем, говорить о роли одного из них. Характеристика хотя бы одной роли тотчас же восстанавли­вает представление обо всех отношениях. Отношения с обучающи­мися уже предполагают исполне­ние некоей роли. Эта роль  — тьютор. Но, выступая по отношению к обучаю­щимся как тьютор, он устанавливает с ними и другие от­ношения. Эти роли делят на два типа: содержательные роли и роли формальные (рис. 4).  SHAPE  \* MERGEFORMAT
У тьютора выделяют следующие роли:
·               консультанта,
·               наставника,
·               менеджера,
·               педагога,
·               андрагога,
·               маркетолога,
·               личности и другие.
Подобные роли рассматриваются как «содержательные», то есть связанные с содержанием отношений между тьютором и обучающимися, но у тьютора есть и другие роли — «формальные», поскольку они отражают фор­му различных содержательных отношений с обучающимися.
Выступая в роли консультанта либо дирижера, либо наставника, либо в другой содержательной роли, устанавливаются разные формы отноше­ний с обучающимися, выделяют:
·               командно-подчиненные — приказывая обучающимся и требуя от них выполнения приказаний;
·               партнерские — договариваясь с ними;
·               отеческие — панибратски приговаривая.
Эти и другие виды формальных отношений тьютор проявляет всюду. Все, что говорит тьютор или на занятиях, или отвечая на вопросы, необратимо: смысл сказанного  выраженный определенным обра­зом, будет воспринят аудиторией и повлияет на ее восприятие всего того, что будет сказано впоследствии.
Кроме того, выделяют следующие роли:
·               «арбитра» — одобряя обучающихся, подтверждая, что их размышле­ния были правильными;
·               «равного» — проводя общую дискуссию о полезности теории ожидания;
·               «учебного образца».
Роли «арбитра» и «равного» очень важны и полезны для образователь­ного процесса, хотя и в разной степени. В обоих случаях же­лаемым результатом всегда будет самостоятельная содержательная рефлек­сия обучающихся.
Роль «учебного образца» подходит для репродуктивного изложения материала.
Разде­лим все формальные роли тьютора на два типа:
·               роли, демонстрирующие подход тьютора, «ориентиро­ванный на обучающихся»;
·               роли, демонстрирующие подход тьютора, «ориентиро­ванный на тьютора».
Из трех выделенных ролей к первому типу относится роль «равного» и в какой-то мере роль «арбитра». Ко второму типу относится роль «образца» и в какой-то мере — роль «арбитра». Такой двойственный характер роли «арбитра» объясняется особенным контекстом, в котором она проявлена тьютором.
Когда тьютор тем или иным способом объяснял обучающимся содержание курса, когда идеи — «знания» — передавались (перемещались) от тьютора к обучающимся. Перемещение знаний является частью работы тьютора. Перемещение зна­ний от тьютора к обучающимся лишает их возможности трудного, но соб­ственного продвижения к пониманию идей и концепций. Поэтому такое поведение тьютора ориентировано как бы на него самого, а не на обучающихся. Тем не менее, роль «перемещателя» бывает необходима в некоторых учебных ситуациях.
В других случаях тьютор проверяет понимание обучающимися идей курса. Можно представить это так, что тьютор формирует в сознание обучающихся, некую определенную «конструкцию», создавая требуемый образ правильной идеи или концепции. Считают, что при этом он выполнял роль «формирователя». Обе эти роли — «перемещателя» и «формирователя» являются разновидностями роли тьютора как арбитра
В роли тьютора как «равного» утверждается подход «ориентация на обучающегося», поскольку при этом признается интеллектуальная авто­номия обучающихся.
Выделяют следующие разновидности роли тьютора как «равного»:
·               тьютор – гид,
·               тьютор — выращиватель.
В роли тьютор – гид, тьютор как бы подводит обучающихся к пониманию не­коей идеи, исполнив роль своеобразного «гида» в их познавательном пу­тешествии.
В роли тьютор – выращивателя, тьютор способствуют «выращиванию» личного подхода обучающихся к изучению материала курса.
Всесторонний тьютор. Смысл рассмотренных ролей тьютора наглядно демонстрирует рис. 5. Четыре роли (обозначенные начальными буквами их названий) представлены как квадранты круга. Фигура, расположенная в этих квад­рантах, — это всесторонний тьютор.
Всесторонний тьютор должен легко действовать во всех четырех квадрантах. Он знает, когда ему действовать в пре­делах одного квадранта, а когда — переходить к другому. Такому тью­тору известны возможности каж­дой роли, и он способен их исполь­зовать. Из рисунка видно, что ква­дранты одинаковы, каждый из них является частью арсенала тьютора. Все они заслуживают одинакового внимания при соответствующем использовании. Все они образуют пространство ролевой свободы все­стороннего тьютора.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
          1.4.3 Компетентность тьютора. Термин «компетентность» трактуется по-разному: ·               сочетание умений и навыков, знаний и способностей, необходимых для успешного выполнения конкретных рабочих ролей и задач;
·               абсолютная возможность выполнения конкретной работы в соответ­ствии с предписанными стандартами;
·               попытка ответить на простые и очевидные вопросы: «Что делают лю­ди? Что они должны делать? Как готовить специалистов?»;
·               совокупность умений и навыков, мотивов поведения и социальных ролей работника;
·               критерий для определения и оценки вклада специалистов в успех организации.
Интегральный взгляд на эти и другие подходы к компетентности определяет ее как некую характе­ристику любого работника, в кото­рой можно выделить:
·               профессиональные знания,
·               умения или навыки выполнения деятельности,
·               личностные способности к дея­тельности в широком аспекте,
·               настрой или желание выполнять деятельность.
С этой позиции рассмотрим компетентность и профессиональ­ность тьютора.
Профессиональность тьютора, оценивается следующие характеристики:
·               уровень профессиональных знаний — тех самых, которые являются предметом нашего курса;
·               уровень профессиональных умений или навыков;
·               способности к выполнению деятельности тьютора; — желание или настрой на выполнение деятельности.
Рост профессиональности тьютора рассматривают, как расши­рение области знаний, навыков, способностей и профессиональных наме­рений тьютора. Рост компетентности проявляется в рас­ширении знаний, оттачивании навыков деятельности, развитии способно­стей, усилении настроя на деятельность.
Требования к компетентности тьютора в образовательном процессе.
В деятельности тьютора хорошие навыки и способности значат больше теоретических познаний. Это связано с несколькими обсто­ятельствами.
·               Деятельность тьютора осуществляется в реальном времени и связана с людьми. Это требует быстрых решений без промедления, без рассуждений, обусловленных устойчивыми навыками.
·               Тьютор — больше организатор образовательной, мыслительной и других видов деятельности обучающихся, чем теоретик-консуль­тант. Эта роль требует больше хороших навыков, чем знаний.
Можно найти много отличий между требованиями к компетентности тьютора и обычного преподавателя. Перечислим некоторые из них:
·               От тьютора требуется в большей степени управление активностью обучающихся, чем своей.
·               Тьютор должен изменять свое поведение в зависимости от потребно­стей обучающихся.
·               У тьютора существуют особые области компетентности, которых нет у традиционного преподавателя (например осуществление целеполагания вместе с обучающимися и др.).
·               От тьютора требуется проявление многих высоких личностных ка­честв, что обусловлено, прежде всего, особыми взаи­моотношениями между тьютором и обучающимися.
1.4.4 Карьера тьютора.
Рассмотрим потенциальные направления развития деятельности тьютора, с которыми связаны направления развития профессиональ­ности и карьерного роста, таким образом, чтобы увидеть ее новые возмож­ности. Рассматривая требованиями к компетентности тьютора, говорят, что развитие профессиональности прочно связано с основ­ными знаниями, навыками и способностями, которые должны соответст­венно углубляться, становясь прочнее и ярче. В работе с обучающимися могут быть выделены особые грани развития профессиональности тьютора. Рассмотрим их наиболее отточенную форму. Карьера тьютора может развиваться в следующих основных направлениях:
·               расширение репертуара освоенных ролей;
·               специализация деятельности;
·               развитие типов мыследеятельности;
·               повышение уровней качества мастерства;
·               освоение сфер деятельности в образовательном пространстве.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.