Профессиякондитер
1Кондитерское ремесло: история возникновения и дальнейшего развития профессии
Труднодостоверно установить время возникновения кондитерского ремесла. Возможно,первыми кондитерами были индейцы майя, открывшие удивительные свойства шоколадаили жители древней Индии, познавшие вкус тростникового сахара и готовившие изнего сладкие палочки. Известно, что во время археологических раскопок в Египтенайдены «конфеты», изготовленные вручную из фиников. В более поздние времена,при дворах королевских особ и высшей знати в Европе кондитеры входили в числопривилегированных слуг.
В наши дникондитерская отрасль переживает период подъёма, активно осваивает новыетехнологии и наработки из смежных областей кулинарии. Российские специалисты,базируясь на достижениях советского периода, возрождают национальные традиции.…
Мастерствоприготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий — ценилось во всевремена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и других сладостей всегдахранятся в строгой тайне. Кондитер — специалист, обладающий знаниями, навыкамиприготовления кондитерских изделий и технологией данного процесса. Кондитердолжен обладать изысканным вкусом, фантазией и иметь склонность к творчеству.Лучшие творения специалистов этого профиля по праву сравнивают с произведениямиискусства.
2 Характеристикапрофессии
Группыпрофессий.
Профессиякондитер относится к реалистическому типу. Реалистический тип.Профессионалыданного типа склонны заниматься кон кретными вещами и их использованием, отдаютпредпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости.Ориентированы в основном на практический труд, быстрый ре зультат деятельности.Способности к общению с людьми, фор мулировке и изложению мыслей развитыслабее.
Чаще людиэтого типа выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома,садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решениеконкретных за дач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой.Общение не является ведущим в структуре деятельности.
По условиямтруда можно выделить четыре группы профессий:
— труд вобычных бытовых условиях (б). В таких условиях, работает, например, чертежник,бухгалтер, кондитер, повар, контролер радиоаппаратуры;
— труд наоткрытом воздухе в режиме резкого перепада температуры, влажности (о). Этиусловия характерны для полеводов, трактористов-механизаторов широкого профиля идр.;
— труд внеобычных условиях: под водой, на высоте, под землей, а также в условияхповышенной температуры и др. (н). Примеры профессий: водолазы, шахтеры, маляры,монтажники-высотники.
— труд сповышенной моральной ответственностью (за здоровье и жизнь человека или забольшие материальные общественные ценности) (м). К этой группе относятсяпрофессии учителя, судьи, продавца и др.
Профессиякондитера относится к группе профессий « Б » — труд в обычных бытовых условиях(б).
Родственные ейпрофессии — это пекарь,повар, бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов, кулинар блюд из рыбы и морепродуктов.
Общаяхарактеристика профессии
Готовиткондитерские изделия на кондитерских фабриках и в специализированных цехаххлебозаводов. Приготавливает различные виды теста, начинок, кремов по заданнойрецептуре. Выпекает и украшает продукцию. Проверяет вес готовых изделий.Использует ручные инструменты, механическое и электромеханическое оборудование.
Основныекачества характера. Требования к индивидуальным особенностям специалиста: длядеятельности необходимы тонкая вкусовая и обонятельная чувствительность, тонкоецветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движенийрук).
3 Социальнаязначимость профессии в обществе
Профессиякондитер востребована во все времена. Интересно отметить, что потребление илюбовь к «сладкому» практически не зависит от состояния экономики. В периодповышения доходов растут продажи эксклюзивных изделий, а во временаэкономического спада продукция кондитеров пользуется не меньшей популярностью,помогая справиться с депрессией. Кондитеров иногда сравнивают спсихотерапевтами или врачевателями человеческих душ.
Спрос наспециалистов-кондитеров является стабильным и устойчивым. Кроме крупных частныхи государственных компаний, мастера «сладкого ремесла» востребованы в небольшихресторанах, кафе и кондитерских.
Требования кпрофессиональной подготовке. Кондитер должен знать: ассортимент выпускаемых изделий;санитарно-гигиенические нормы кондитерского производства; виды сырья и егосвойства; рецептуру и режим приготовления кондитерских изделий; устройство иправила использования специального оборудования. Он должен уметь производитьобработку исходного сырья в соответствии с его свойствами, приготавливать иотделывать различные виды кондитерских изделий. Специфика профессии кондитера:
Кондитерунеобходим тонкий вкус и обоняние, вкусовая память и творческое воображение, ондолжен прекрасно разбираться в продуктах, их составе, ингредиентах, владетьвсеми секретами работы оборудования. Важен и глазомер: на глазок часторазрезают пирожные из целого пласта или торта, определяют их размер и форму,пространственное расположение элементов украшения (композицию). Профессияпотребует физической выносливости, так как приходится подолгу работать стоя придовольно высокой температуре.
в) Требованияк профессии. Если образование по профессии кондитер может получить практическикаждый желающий, то стать настоящим Мастером своего дела дано не всем.Художественный вкус, стремление к постоянному совершенствованию и образованию —необходимые черты для желающих достичь вершин. Именно в таких случаяхоткрываются перспективы стать профессионалом и создать собственный шедевр,который войдёт в анналы кулинарного искусства.
г) Медицинскиепротивопоказания и риск профессии. Несмотря на кажущуюся лёгкость ипривлекательность профессии, кондитерам приходится работать в условияхповышенной влажности и температуры, испытывать эмоциональные и физическиенагрузки. Не рекомендуется работать в кондитерском производстве людям,страдающим аллергией или имеющим недостаточное обоняние. Однако перед теми,кого не пугают эти сложности и трудности, открываются привлекательныеперспективы личностного и профессионального роста.
Работа не рекомендуетсялюдям, имеющим аллергические реакции на пищевые продукты и заболевания: органовдыхания (бронхиальная астма, хроническая пневмония и др.); сердечнососудистойсистемы (гипертония, сердечная недостаточность и др.); почек и мочевых путей(нефрит, почечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата,ограничивающие подвижность рук; нервной системы (менингит, миелит и др.);органов зрения (значительное понижение остроты зрения и цветоразличения); кожис локализацией на кистях рук (дермиты, экзема и др.).
Учебныезаведения, готовящие специалистов по данной профессии: колледжи, училища,техникумы — образовательные учреждения
а) Какстать кондитером?
ОбразованиеСреднее. Специальности: Кондитер сахаристых изделий, Повар-кондитер, Технологияпродуктов общественного питания.
б)Документыдля поступления в училище:
–Свидетельство об образовании
–Свидетельство о рождении и паспорт (копии)
–Характеристика из школы
– Справка сместа жительства
–Медицинская справка №286
–Фотографии 3Χ4 – 6 штук
– Длядевушек: справка от гинеколога
– Дляюношей: ЭГК
в)Местоработы кондитера: кондитерские фабрики и комбинаты, рестораны, кафе, столовые.
Размерзаработной платы кондитера. В небольшом ресторане, столовой или кофейне сбольшой клиентурой минимальный заработок кондитера от $500-800. Особаякатегория — профессионалы, которые выполняют индивидуальные заказы, в том числеVIP-мастера. Они работают в отелях VIP класса или ресторанах такого же уровня,участвуют в международных конкурсах. Их труд оценивается от $1000 в месяц ивыше.
г) срокобучения – 3 года 10 месяцев с получением среднего (полного) общего образования- на базе 9 классов и 1 год 10 месяцев — на базе 11 классов
4 Рекламныйпроспект
«Совместиприятное с приятным — вырази себя и преобрази окружающий мир!»
Любите иумеете готовить и при этом стремитесь к интересной работе и высоким доходам? Втаком случае, выбирайте профессию повара-кондитера.
А вообще ясчитаю, что каждый должен следовать за своей мечтой, и выбор профессии, будетуспешен и интерес только тогда, когда вы знаете что вам это по душе и ваминтересно этим заниматься — работа кондитера творческая и главное ничего небояться! Пробуйте, рисуйте, лепите, пеките, украшайте и делайте этот мир лучше!
5 Сценарийпраздника для школьного возраста, посвященного этой профессии
Бурноеразвитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последниегоды наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка.Компьютер вписывается в жизнь школы и является эффективным техническимсредством. Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладаетнаглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают всовременную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активнымстимулятором познавательного процесса младших школьников.
Мультимедиа- это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, ас помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классовпривлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время такихзанятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятсявыразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляютинтерес к изучаемому материалу.
Один изважных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы сучащимися начальных классов — это внеклассная работа. Строгие рамки урока инасыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующиедетей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в нихвнедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности,красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большеезначение в развитии и воспитании детей. Мероприятие проводится с применениемпрезентации Microsoft Power Point. Презентация позволяет реализовать принципнаглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процессработы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основныхмоментах
«Веселоепутешествие по Городу Мастеров в стране профессий»
(внеклассное занятие)
Цельзанятия: закреплять и расширять знания оразнообразном мире профессий, показать важность труда в любой профессиональнойдеятельности.
Подготовка:
•экскурсии-знакомства с профессиями (библиотекарь, медик, продавец,кондитер,почтальон, животновод и др.);
• конкурсырисунков, сочинений о профессиях;
• подборматериалов о профессиях (рисунки, фотографии, стихи, рассказы, книги,пословицы, загадки);
•оформление альбома «Все профессии важны – выбирай на вкус!»
Оформлениеи оборудование:
• выставкакниг, посвящённых людям разных профессий,
•компьютерная презентация сочинений «Кем быть», «Что я знаю о профессии...»,
• рисункидля оформления на доске карты Города Мастеров,
• детскиерисунки видов транспорта для путешествия по Городу Мастеров,
• карточкидля игр и заданий,
•рисунок-контур дома,
•прямоугольники-«кирпичики» из цветной бумаги,
• ручки илисты бумаги на партах,
• наборноеполотно, набор цифр для ведения счёта.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель:Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и артисты, космонавтыи мореплаватели, трактористы и бухгалтеры, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь,что я вас так называю!
Пройдутшкольные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома,сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт,смастерите такие сапожки, что позавидует сама царица, или откроете новыезвёзды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться.Ведь если не учиться – вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить –стена бы завалилась, пошёл бы в моряки – корабль бы на мель посадил, решил быстать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. Да…оказывается, всему в жизни надо учиться! А школа – начало пути к любойпрофессии. Мы с вами многое узнали о профессиях за начальную школу. Мы нетолько читали книги о людях разных профессий, но и писали сочинения опрофессиях, ходили на экскурсии, искали картинки и сами рисовали их, подбиралистихи, пословицы, загадки о профессиях…
И вотсегодня подводим итог. Это не точка в ваших знаниях о профессиях! С каждым днёмвы будете узнавать всё больше и больше профессий, знания о них станут глубже… Асегодня на занятии мы повторим и закрепим наши знания о разных профессиях,кто-то услышит названия новых профессий, кто-то увидит знакомые профессии сновой стороны…
Я предлагаювам отправиться в путешествие в столицу страны профессий – Город Мастеров.Каждый житель этого города не только мастерски занимается своим делом, но изнает множество пословиц, загадок, игр о профессиях, так что путешествовать погороду будет и весело, и познавательно. Путешествовать мы будем экипажами натранспорте, который придумали и нарисовали сами.
Детиделятся на команды-экипажи и рассаживаются по экипажам за парты. На партыкладётся рисунок транспорта, который дети нарисовали в процессе подготовки кзанятию.
В пути мыбудем соревноваться между экипажами за звание «Лучших знатоков профессий». Араз есть соревнования, то есть и компетентное и очень справедливое жюри(представление жюри).
Итак, впуть, друзья! Добро пожаловать в Город Мастеров!
Открываетсядоска, на ней оформление: надпись «Город Мастеров», весёлые разноцветныеплакаты с рисунками и надписями «завод», «библиотека», «НИИ», «столовая» и т.д.
Учитель:При въезде в этот замечательный город находится Научно-исследовательскийИнститут. Учёные, которые там работают, изобрели машину времени. Они предлагаютнам отправиться в наше прошлое и вспомнить, как мы начинали готовиться ксегодняшнему путешествию…
«Путешествиев прошлое» совершается с помощью презентации (Приложение).
Учитель: Мыпобывали в прошлом, а сейчас наше путешествие продолжается! Подъезжаем квесёлому МАГАЗИНУ.
Продавецдля разминки предлагает нам игру «Доскажи словечко»: (учитель читает началопредложения, экипажи по-очереди дополняют строчку в рифму, жюри за каждыйверный ответ присуждает 1 балл)
Тракторводит… (тракторист), В шахте трудится … (шахтёр),
Электричку– … (машинист), В доме свет провёл… (монтёр),
Стенывыкрасил … (маляр), В жаркой кузнице – … (кузнец),
Доскувыстругал… (столяр), Кто всё знает – молодец!
Учитель: Имы отправляемся дальше! Следующая остановка ЗАВОД.
Сколько профессиймы знаем сейчас?! Эту проверку устраивает нам рабочий.
Игра «Ктобольше назовёт профессий?»
Экипажи втечение 2–3 минут (на это время можно включить музыку) пишут названияпрофессий. Проверка: экипажи по-очереди, не повторяясь, называют профессии.Побеждает экипаж, назвавший большее количество профессий.
Учитель:Замечательно справились с этим заданием, можем ехать дальше. Наш маршрут лежитмимо АТЕЛЬЕ Города Мастеров. Мудрые портные напоминают нам, что в разных отрасляхэкономики есть свои специфические профессии, а есть профессии, без которых немогут обойтись сразу в нескольких отраслях.
Портные предлагают сыграть вигру «Отрасль – профессия».
Детиназывают отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство, транспорт,строительство, торговля.
Учительвыставляет на наборное полотно карточки с названиями отраслей.
Затемэкипажам даётся набор карточек с названиями профессий: сталевар, металлург,ткачиха, кузнец, прокатчик, доярка, телятница, полевод, агроном, зоотехник,комбайнер, пчеловод, водитель, шофёр, кассир, контролёр, каменщик, маляр,сварщик, экскаваторщик, продавец, фасовщик, менеджер, кладовщик.
Учащиесясоветуются в экипажах, по-очереди выходят к наборному полотну и выставляюткарточки с названиями профессий под карточками с названиями отраслей. Жюриподсчитывает правильные ответы и выставляет баллы.
Учитель:Владеть профессией – замечательно! Ещё замечательнее – любить её идобросовестно делать своё дело! Люди уважают профессионалов, настоящих мастеровсвоего дела. Некоторые профессии можно определить даже по запаху. Особеннокондитеров и поваров! Ух каким приятным запахом обладает эта профессия!
Самыеаппетитные запахи в Городе Мастеров – это, конечно же, в Пекарне!
Здесь проходитконкурс «Сделай с кондитером, сделай, как кондитер, сделай лучше кондитера!»
(Подготовленныеученики читают стихотворение Д.Родари «Чем пахнут ремёсла»)
У каждогодела запах особый:
В булочнойпахнет тестом и сдобой.
Мимостолярной идёшь мастерской –
Стружкоюпахнет и свежей доской.
Пахнетмаляр скипидаром и краской.
Пахнетстекольщик оконной замазкой.
Курткашофёра пахнет бензином,
Блузарабочего – маслом машинным.
Пахнеткондитер орехом мускатным.
Доктор вхалате – лекарством приятным.
Рыхлойземлёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин,идущий за плугом.
Рыбой иморем пахнет рыбак.
ТОЛЬКОБЕЗДЕЛЬНИК НЕ ПАХНЕТ НИКАК!
Слепив изпластилина различные изделия, подобные тем кондитерским изделиям, которыетворят мастера уникальной профессии кондитеры-пекари, и украсив их, насколькопозволяет фантазия и мастерство рук, дети представляют свои работы на суд жюри.Получают за свой труд дополнительные оценки и продолжают дальнейшее путешествиепо Городу Мастеров.
Учитель:Наши ребята – не бездельники! ШКОЛЬНИКИ – так называется профессия ребят. Какмного нашли они стихов, пословиц, загадок о профессиях и обо всём, что с нимисвязано! Таким трудолюбивым ребятам путь в Город Мастеров всегда открыт. Нашепутешествие продолжается! Внимание, мы подъезжаем к городской БИБЛИОТЕКЕ!
Библиотекарьприготовила игру «Угадай-ка»
Экипажамраздаются карточки с разрезанными пословицами, загадками о профессиях, обинструментах. В течение 3–4 минут дети восстанавливают пословицы, отгадываютзагадки. Проверка: экипажи по-очереди читают составленные пословицы, читаютзагадки, хором называют отгадки.
Жюриподсчитывает правильные ответы.
Учитель:Как оказалось, и загадки, и пословицы наши ребята знают хорошо! Можемотправляться дальше. По маршруту следования – великолепное здание БОЛЬНИЦЫ. ВГороде Мастеров оно так красиво, что многие больные излечиваются, простополюбовавшись на него! Главный врач больницы рассказал, что дети в городеисстари играют «во взрослых», «в работу». В таких играх нужны внимательность инаблюдательность, умение запоминать и подражать. Так дети знакомятся с трудом инекоторыми профессиями взрослых. Посмотрим, как наблюдательны и изобретательнынаши ребята.
Конкурс «Опрофессии не скажем, а что там делают – покажем!»
Каждомуэкипажу даётся карточка с названием профессии и 1–2 минуты на обсуждение ираспределение ролей. Затем экипажи по-очереди стараются изобразитьпредставителя «своей» профессии, остальные команды угадывают.
Учитель:Владеть любой профессией, приносящей пользу людям, – и полезно, и почётно! Какгласит народная мудрость: «Профессия – не груз, плеч не оттянет» и «Маленькийтруд лучше большого безделья».
(Подготовленныедети читают стихи В.Брюсова и К.Кулиева)
Великаярадость – работа!
В полях, застанком, за столом!
Работай дожаркого пота,
Работай безлишнего счёта –
Всё счастье земли – затрудом!
Мир и радость вам, живущие,
Всем, кто воздвигает кров,
Сеет хлеб,пасёт коров,
Бережётсады цветущие!
Мир ирадость вам, живущие,
Чьим трудомземля живёт,
Людям всем,без чьих забот
В мире тьмабыла бы тьмущая!
МИР ИРАДОСТЬ ВАМ, ЖИВУЩИЕ!
Учитель:Наше путешествие по Городу Мастеров подошло к концу.
Мне оченьхочется, ребята, чтобы вы поняли, что знать о профессиях как можно больше надоне ради самих знаний, а ради того, чтобы суметь выбрать ту, что больше по душетебе, ту, которая будет приносить радость и тебе, а значит, и всем людям,пользующимся продуктами твоего труда. А ещё, чтобы вы осознали и запомнилислова Л.Н.Толстого: (открывается плакат)
«Стыдитьсяможно и должно
некакой-либо работы,
хотя бысамой нечистой,
а толькоодного: праздной жизни»
Рефлексия.Жителям Города Мастеров очень понравились знающие, думающие, трудолюбивые ивесёлые ребята-четвероклассники! Они предлагают нам поселиться в их городе ипостроить свой собственный дом! Кирпичики этого дома необычные – они будутсделаны из ваших мыслей о труде, о необходимости любой профессии? Напишите 2–3предложения, что вы думаете об этом.
Детямраздаются разноцветные маленькие листочки, и даётся 2–3 минуты на работу. Затемнесколько учеников озвучивают свои мысли, листочки-кирпичики приклеивают налист с контуром дома. Получается разноцветный дом – ещё один в Городе Мастеров.
Подведениеитогов:
Каждыйэкипаж выбирает самого активного, самого знающего члена экипажа. Ему вручаетсямедаль «Знаток профессий».
Жюриподводит итоги по командам. Команды–экипажи награждаются закладками для книг свысказываниями известных людей о труде.
Библиография
1. Каверин С.Б. Мотивация труда. — М.: Изд-во «Институт психологииРАН», 1998. — 224 с.2. Основыпрофориентологии. Учебное пособие для вузов//Борисова М.В., Вершинин С.И., СавинаМ.С., Махмудов Л.Ш.- Academia, твердый переплет, 2009
3. Гончарова Е.В. Учебное пособие для студентов дошкольныхфакультетов педагогических институтов и колледжей. Нижневартовскийгосударственный педагогический институт. – Нижневартовск, 2000. – С. 108
4. Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и В.Я. Нечаева. — М.: ИНТОР, 1996.
5. Э. Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова// Основыпрофориентологии -Издательство: Высшая школа, 2005 г.
6. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме.- Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. — 242 с.