Реферат по предмету "Разное"


*Русская народная песня (баян)

*Русская народная песня (баян)Учитель. Добрый вечер, дорогие друзья! Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодняшняя встреча в литературной гостиной посвящается нашему земляку, писателю, ещё при жизни ставшему классиком русской литературы, имя которого известно во всём мире – Виктору Петровичу Астафьеву. В мае 2004 года ему бы исполнилось 80 лет. Это Человек, который с честью пронес через всю жизнь звание Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР, РСФСР, Росс, Независимой премии «Триумф», Международной пушкинской премии, Литературной премии имени Григорьева. Им создано более 200 произведений, многие из которых экранизированы. Мы по праву можем гордиться своим земляком.*Проецируется портрет Астафьева I ведущий. Виктор Петрович Астафьев. Какому сибиряку незнакомо это имя? Кто из нас хоть что – нибудь не слышал об этом человеке? Писатель, фронтовик, защитник природы. Видный общественный деятель.Это всё о нём. И сегодня, уже после смерти, его книги и статьи особенно актуальны и злободневны. Кто защитит Сибирь? Кто расскажет страшную правду о войне? А что бы сказал он нам, молодым, сегодня?^ II ведущий. «Как это я умудрился столько прожить? По какому праву? Чем я лучше тех молодых парней, которых сам закапывал на обочинах военных дорог?За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его? Всё ли делал для других? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не отталкивал ли с дороги локтями слабых?^ I ведущий. Наверное, так бы начал свою речь Виктор Петрович Астафьев, а, может, иначе, может быть, такими словами:*Проецируется фото Астафьева II ведущий. « Память моя, Память, что ты делаешь со мной? Всё прямее, всё уже дороги… Стою на житейском ветру одиноким деревом, завевают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжёлые свои дни и годы.*Проецируется фото Астафьева Родился я неподалёку от Красноярска, в ночь на 2 мая 1924 года, в селе Овсянка, жители которого носит убийственное прозвище – гробовозы. Деревенское предание гласит, будто кто – то из моих односельчан, пребывая ещё «во тьме безграмотных веков» умыкнул гроб с богатым покойником и разволок его. Сказка про гробовозов была первым произведением, узнанным мной в жизни.^ I ведущий. Село было большое. На верхнем конце проживали» самостоятельные люди», то есть крестьяне, кормившиеся пашней, а на нижнем – «пролетарское отродье», «нахлебники»: столяры, печники, знахари, самогонщики, охотники и даже поп. Родные Астафьева тоже жили на нижнем конце деревни. Дед Павел по линии отца содержал водяную мельницу, а дед Илья – по линии матери – крестьянствовал.*Проецируется портрет родных Хорошо, вольготно жили в ту пору люди, всяк знал своё ремесло и место в этой жизни, а в свободное время «пощёлкивали кедровые орешки, говаривали вечерами сказки, справляли свадьбы, именины и все праздники подряд.^ II ведущий. И ещё пели, пели очень здорово, пели и плакали – это уж непременно…*Русская народная песняI ведущий. Здесь, в Овсянке, в окружении родных и близких пройдут такие короткие, но самые лучшие детские годы.*Инсценировка рассказа «Дед и внучка» («Затеси»)*Инсценировка рассказа «Больше жизни» («Затеси»*Тревожная музыкаI ведущий. Но скоро всё изменилось в мирном сибирском селении. Зловещий 33 год искорёжит земли и души, разорит крепкие хозяйства, а самих хозяев пустит по ветру по всему белу свету.*Проецируется фото семьи деда. Попадёт под раскулачивание и семья Астафьева Павла Яковлевича, дедушки писателя. Объявленный мироедом и контрреволюционером за водяную мельницу, он поедет со всеми домочадцами и детьми в места не столь отдалённые – город Игарку, а сын его Пётр Павлович на строительство Беломорканала. Беда не ходит одна. Тем же летом утонет в Енисее, отвозя мужу передачу в тюрьму, мать писателя Лидия Ильинична.*Проецируется портрет матери. И ещё не знает он, чем обернётся для него эта беда. Ждут его впереди великие мытарства и скитания по чужим углам. Уже в 65 лет, весь убелённый сединами, много повидавший на своём веку, он скажет:^ II ведущий. «И лишь одно я просил бы у своей судьбы – оставить со мной мою маму. Ее мне не хватало всю жизнь… Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может!*Затесь «Записка» - выразительное чтение монолога одним из учеников*Аве Мария (звучит мелодия)^ I ведущий. Оставшись сиротой, мальчик жил у своих бабушки и дедушки – Катерины Ивановны и Ильи Евграфовича.*Проецируются портреты Что за прелесть эти сибирские бабушки и дедушки с их вечным ворчанием на весь окружающий мир и вечным признанием ему в любви. За все – за жизнь, за хлеб, за их маленьких неугомонных внуков и внучек.*Инсценировка «Монах в новых штанах». Бабушка и дедушка по существу заменили ему родителей, дав ему столько любви и домашнего тепла, что хватило потом на всю его дальнейшую сиротскую жизнь. *Стихотворение «Бабушка, Овсянка, земляника…» - выразительное чтение*Проецируется Астафьев на фоне леса^ II ведущий. Эх, Овсянка, Овсянка! Что стало с тобой? Леса вокруг села и на горках выжжены, река обмелела, вода в ней холодная и безжизненная. Выродились грибы и ягоды. И населено село какими – то праздными, вялыми людьми! Ни гармошки за селом, ни плясов, ни песен до рассвета. Боже, Боже! Что есть жизнь? И что с нами произошло? Куда всё делось? Куда делась наша добрая душа? Где она запропастилась – то?*(Сибирские частушки)Во Сибири я родился,^ Во Сибири буду жить,Для меня Сибирь родная, Мне ее не позабыть.Я люблю свой народ,Люблю его богатства,А в Америке далекойНечем любоваться.Мы талантливый народ,Есть чем нам гордиться:И плясать, и петь умеем,Умеем и трудиться.Мы Сибирь свою роднуюНикому не отдадим,Ее несметные богатстваНикому не продадим.Сибирский народНе боится холода,Лишь бы было что поестьНе было бы голода.*Танец – старинный вальс (исполняют учащиеся 11-х классов)*« Вставай, страна огромная»I ведущий. Война застала Виктора Петровича в Игарке, где ему только – только исполнилось 17 лет. В 1941 году он возвратился в Красноярск, поступает в ФЗО и, получив профессию железнодорожника, остаётся работать составителем поездов на станции Базаиха.*Проецируются фотографии ФЗУ. Он имел профессию, кусок хлеба, бронь.^ II ведущий. «На станции нашей отцепили ледник. Мы думали, с чем – нибудь добрым, открыли, а там – трупы. Просто шли эшелоны из блокадного Ленинграда, истощённые люди дорогой умирали, и нам поручили их хоронить.*Проецируются фото военных лет Душа моя перевернулась. Я пошёл и написал заявление, чтобы меня отправили на войну…Воевал на Брянском, Воронежском, I Украинском, дошёл до Польши, два раза был ранен».*Инсценировка отрывка из книги «Прокляты и убиты»II ведущий. Там, на фронте, в конце войны, он встречает свою любовь, что пройдёт с ним рука об руку по жизни.*Звучит «Смуглянка».Сержант медицинской службы Мария Семёновна Корякина станет его женой, матерью его детей, собратом по перу.*Проецируются фотографии семьи.II ведущий. «Не у всякого жена Марья, а кому бог даст». Приехали мы с ней с фронта в уральский город Чусовой. Стали жить. Ребятишки пошли. От голоду умерла старшая дочь – первенец. Тяжело было, голодно, да и здоровье было подорвано. Разгружал вагоны, очень была тяжёлая, грязная работа.*Инсценировка отрывка из книги «Пастух и пастушка»*Проецируется фото Астафьева в рабочей одежде ^ I ведущий. Однажды Виктор Петрович Астафьев попал на занятия литературного кружка при местной газете и услышал рассказ о войне. О лётчике, который сбивал и таранил немцев, получал ордена и в конце войны благополучно вернулся домой, где все его радостно встречали…Взбесил его этот рассказ…И вспомнил он о тех героях, что без наград и медалей лежат в земле забытые и неизвестные. Война – не сказка про Ивана-царевича. Сел Виктор Петрович и написал, как мог, рассказ о своём боевом друге Моте Савинцеве, живом чудаковатом человеке.^ II ведущий. Рассказ понравился. Я стал работать в газете «Чусовой рабочий».*Проецируется фото «Чусовой рабочий»*Стихотворение «И поднялась душа – подранок…»^ И поднялась душа - подранок,Душа, подбитая войной,Тоской детдомовских лежанок,Больничной скукой ледяной.Лети смелее, бедолага,Расправив крылья за спиной.Тобой добыто это благоНечеловеческой ценой!Пой о своем, пусть голос сорванСтенанием долгим и бедой,И искажен сиротской торбойИ похоронок чередой.I ведущий. Астафьев напишет много: «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Печальный детектив», «Царь – рыбу», «Прокляты и убиты», А кто ни читал «Затеси» - «зарубки памяти».*Презентация одной книги (библиотекарь рассказывает о последней книге В. П. Астафьева «Пролетный гусь»)*Проецируется фото книг^ I ведущий. Земля – твой мир, твой отчий дом, Твои любовь и дети, Храни её своим трудом И песней на рассвете.*Выразительное чтение наизусть рассказа «Есенина поют» («Затеси»)*Проецируется фото Астафьев за работой. Много написал Виктор Петрович о родной русской природе.^ II ведущий читает *под лирическую музыку:«Чуден, всё ещё чуден Енисей летней порою! Есть по его теченью места, когда сотни километров, словно на фантастической киноленте, сменяются виды один прекраснее другого: вот версту – другую, забредя в реку по грудь, стоят могучие утесы, быками их здесь зовут, по утесам, где гривы леса, где по каждой тропинке, по каждому распадку ворохи кустарников акации, жимолости, таволжника! По всем утесам кипень цветов: жарки, лилии, дикие орхидеи…»*Проецируются Астафьев и фото из Овсянки I ведущий. И снова мы слышим тревожный голос:^ II ведущий. «Что сейчас творится в Сибири? Такого оглушительного избиения русской природы не снилось ни в какие века никаким народам…»I ведущий. Нет больше писателя… Но стонет сибирская земля! Заступитесь же за нее, люди!*Авторское стихотворение Мамоновой Анны, ученицы 11 класса шк. № 1 «Был полон зал…»:Был полон зал; все замерли и ждали,^ Что к нам навстречу выйдет исполин,Что загремят на пиджаке медалиИ будет долго говорить … один.Но вот с трудом поднялся к нам на сценуСедой, как лунь, сутулый человек.Сомнений нет: он жизни знает цену,Крутил его, мотал ХХ век.И захотелось попросить прощеньяЗа то, что легче нам сегодня жить, За все тревоги, дрязги и сомненья,Что люди заставляют пережить.Прощенья попросить за депутатов:Они не вправе гения судить,Сидят они, рабы своих мандатов,И что умеют? Только лишь вредить.Он говорил, и чудилась царь-рыба,Босое детство, белые снега,Большая жизнь, неписанная книга,Поклон последний - память на века.Учитель. А теперь слово предоставляется поэтам творческого объединения «Зарница» (поэты С. Петрушин, Л. Шипицын, В. Анашкин, В.Лендель, Л.Рычкова, М. Троицкая читают стихи о любви к родному краю).Учитель. Закончить наш вечер хотелось бы закончить словами Виктора Петровича Астафьева: «Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.