Реферат по предмету "Политология"


История возникновения и деятельности основных курдских партий

Реферат
История возникновения и деятельностиосновных курдских партий


 
В ходе борьбы за возрождение единства Курдистана,потерянного им после подписания Лозаннского мирного договора (24 июля 1923 г.),курдские активисты создавали различные политические партии и общественные организации,/> одни из которых набирали силу и разрастались, другие, напротив,утрачивали позиции и прекращали свое существование.
Территориальная раздробленность Курдистана,в каждой из четырех частей которого существовал свой правящий режим, привела к тому,что в ходе борьбы за самоопределение курдские лидеры выбирали приемлемые пути подостижению вышеуказанной цели с учетом политической ситуации непосредственно в странепроживания. Расхождения в этих путях как следствие привели к разногласиям междупартиями и переросли в нежелание отдельных лидеров объединяться со своими соплеменниками.Несмотря на заверения друг друга во взаимопонимании и поддержке, курдские партиинередко вступали в открытую конфронтацию, после чего приходили к консенсусу и вновьрасходились в разные стороны.
Наиболее влиятельными из курдских военно-политическихобъединений Ирака до настоящего времени остаются созданные в XX веке Демократическая партия Курдистана(ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК). ДПК была создана практически сразупосле окончания второй мировой войны. В 1960 г. иракское правительство приняло закон,разрешающий деятельность политических партий и организаций. В этом же году партиябыла легализована, а ее председателем был избран Мустафа Барзани.
М.Барзани начал свою политическую деятельностьв конце 20-х – начале 30-х годов. Он был ближайшим соратником своего старшего братаАхмеда Барзани, руководителя восстания 1931 г. М.Барзани со своими сторонникамипринимал участие в образовании Мехабадской курдской республики в Иране. В периодс 30-х до середины 70-х годов под его руководством произошли несколько восстаний,основной целью которых было становление Курдской автономии в Ираке и защита правкурдского народа. С этой целью курдские активисты создали ДПК, штаб-квартира которойнаходилась на одной из центральных улиц Багдада – Мутанабби, в редакции газеты «Хабат»(«Борьба»). Программа ДПК предусматривала предоставление курдам автономии, проведениеаграрной реформы, национализацию крупных промышленных предприятий, увеличение долидоходов от импорта нефти, и использование части этих средств для развития Курдистана1.
В 1961 г. в Курдистане началось восстание подруководством М.Барзани. После девяти лет ожесточенной борьбы багдадское правительствобыло вынуждено подписать с лидером ДПК соглашение об автономии, которая была окончательнооформлена в 1974 г. 11 марта был принят закон № 33 «О предоставлении автономии курдскомународу». В соответствии с этим законом автономия предоставлялась тем губернаторствам(мухафазам), административно-территориальным округам (каза) и уездам (нахия), вкоторых численность курдов составляла свыше 50% общего числа населения. Таким образом,в Курдскую автономию вошли губернаторства Сулеймания, Дохук и Эрбиль, ставший административнымцентром2.
Однако фактическими действиями режима С.Хусейнастали массовые депортации и расстрелы мирного курдского населения. В период с 1975по 1978 гг. из Иракского Курдистана было депортировано свыше 350 тыс. чел. и сожжено250 деревень3. 1 мая 1976 г. М.Барзани поднимает новое восстание, которое было подавленочерез несколько месяцев. Сам М.Барзани уехал в США, где и умер в 1979 г.
Сын М.Барзани – Масуд в 17 лет вступил в рядывооруженного формирования партии – пешмарга («идущие на смерть»). В 1970 г. он былвключен в состав курдской делегации на переговорах с иракским правительством о созданиив Северном Ираке Курдской автономии. С 1979 г. М.Барзани возглавил руководство ДПКи продолжает до настоящего времени оставаться ее руководителем. Лидер партии немногословен,корректен и крайне осторожен в своих оценках. Его реалистичный подход и отсутствиемаксимализма в постановке политических задач позволили ему с наименьшими затратамиреорганизовать ДПК и пересмотреть программу партии с учетом ближневосточной ситуации.
Вторым по численности и влиянию является ПСК,созданный в 1975 г. ДжалялемХуссамеддином Талабани и его сторонниками. Д.Талабанибыл членом ДПК с 1950 г. Через год активной работы в партии он возглавил ее отделениев городе Киркуке. В 1953 г. был избран членом ЦК ДПК и Генеральным секретарем Союзастудентов Курдистана. В 1954 г. вошел в Политбюро ДПК и был переизбран в 1958 г.В том же году закончил юридический факультет Багдадского университета. Д.Талабанивозглавлял редакции газет «Борьба Курдистана» и «Курдистан».
В 1977 г. Д.Талабани был избран Генеральнымсекретарем ПСК, созданного в противовес ДПК. Членами союза стали курды, несогласныес действиями М.Барзани, направленными против принятого 11 марта 1974 г. закона №33. ПСК совместно с другими курдскими политическими силами приступил к сотрудничествус правительством в создании органов управления автономии, что стало открытым вызовомДПК. В 1978 г. между вооруженными формированиями партий начались открытые боевыедействия, которые прекращались лишь на незначительное время.
В 1991 г. после окончания войны в Заливе иустановления курдской автономии в Ираке ДПК и ПСК перешли на новый этап взаимоотношений.В 1992 г. в провинциях Дохук, Сулеймания и Эрбильпрошли парламентские выборы, врезультате которых 51 место из 100 заняла ДПК и 49 – ПСК. Однако это не стабилизировалоситуацию. В условиях экономической блокады Ирака экспорт и импорт большинства товаровбыли незаконными. Но это не удерживало от операций в этой сфере, так как они создаваливнушительный источник доходов. Именно их неравномерное распределение (79% получалаДПК) стало причиной для ухудшения отношений между партиями.
Руководство ПСК, ссылаясь на разные источникиинформации, говорило о том, что доходы, получаемые ДПК, в основном оседали в карманахее лидеров. Согласно заявлениям соратников Д.Талабани, ДПК вкладывала в развитиеавтономии лишь незначительную часть доходов, а остальное использовала в интересахсвоих вооруженных формирований и на личные нужды. В свою очередь, ДПК опровергалаэти заявления, указывая, что в послевоенном Ираке процесс восстановления промышленностии сельского хозяйства займет длительное время, и на текущем этапе значительные инвестициив различные отрасли хозяйства автономии просто не заметны4.
В мае 1994 г. между ДПК и ПСК начался вооруженныйконфликт, расколовший автономию на две части. В результате в Сулеймании было созданособственное правительство, в состав которого вошли члены ПСК, тогда как в Дохукеи Эрбиле положение контролировала ДПК. Это размежевание усугублялось еще и тем,что к северу и западу от реки Большой Заб (районы ДПК) курды говорят на диалектекурманджи, а к югу – на диалекте сорани5.
В этот периодк конфликту между ДПК и ПСК подключились вооруженные формирования Рабочей партииКурдистана. Созданную в конце 70-х годов на территории Турции РПК возглавлял АбдуллаОджалан (партийный псевдоним Сарок Апо). Он родился 4 апреля 1949 г. В 1970 г. поступилна политологический факультет Анкарского университета. В 1972 г. был арестован заучастие в митинге протеста против расстрела мирных граждан в Кызылдере. После выходаиз тюрьмы, где он провел 7 месяцев, Оджалан принял активное участие в деятельностикак курдских, так и турецких антиправительственных организаций. В 1978 г. со своимисоратниками создал РПК. Он стал инициатором создания «Армии освобождения народаКурдистана», в которую со временем вошли свыше 15 тыс. чел.
Рассматривая период конфронтации между партиями,А.Оджалан, находящийся с 1999 г. в тюрьме, назвал ДПК «олицетворением организациипримитивно-националистического толка», а появление ПСК – «язвой, покрывающей струпьямивсе курдское освободительное движение». По словам А.Оджалана, межпартийный конфликтбыл «периодом деградации и соглашательства, несравнимый по своим масштабам дажес прежней родоплеменной эпохой». Как он утверждал, «борьба между партиями за политические,военные, дипломатические и материальные интересы проходила за счет авторитета РПК»,и именно эти интересы «сыграли основную роль в компрометации и изоляции РПК и еелидера»6.
Резкая критика А.Оджалана едва ли обоснована.Несмотря на противоречия и конфликты, курдским партиям Ирака за весь период их борьбыудалось выполнить основную задачу – выделить курдские территории в автономию. Безусловно,в ходе этой борьбы партийные лидеры допускали ошибки, а сама автономия постоянноподвергалась сильному воздействию. Тем не менее политика ДПК и ПСК в Ираке былаболее продуктивна, чем политика РПК в Турции.
Объективных причин для противоречий между партиямиможно назвать несколько. Руководство ДПК и ПСК находилось в относительно неплохихотношениях с руководством Турции, которой также был выгоден нелегальный торговыйоборот с Ираком. Между руководителями курдских партий Ирака и высокопоставленнымитурецкими чиновниками регулярно проходили консультации и переговоры, на которыхони договаривались о взаимовыгодном сотрудничестве. Понимая, что режим С.Ху-сейнаудержит иракских курдов в определенных рамках, Турция охотно шла с ними на компромисс.В свою очередь это сближение совершенно не устраивало РПК, для которой Анкара былаврагом номер один. Санкции турецкого руководства против курдов, понуждали партиюк активным действиям, направленным на дестабилизацию турецкого общества. К томуже огромная часть доходов от таможенных сборов на границе обходила РПК, причем караванныепути в Турции, по которым велся импорт и экспорт, проходили по территории преимущественнос курдским населением.
К некоему компромиссу ДПК и ПСК пришли лишьв октябре 1996 г., после чего начался процесс стабилизации межпартийных взаимоотношений,в ходе которого партии решили распределять доходы от таможенных сборов равномернопо всей территории Курдской автономии. Сближению партий и подписанию в сентябре1998 г. соглашения о мирном урегулировании межкурдского конфликта (соглашение былоподписано в Вашингтоне при посредничестве США) отчасти поспособствовало то, чтони руководство ДПК, ни руководство ПСК не ставили перед собой задачу окончательногоразделения зон влияния и выхода автономии из состава Ирака с целью объединения всехего частей. Партии сумели договориться о том, что ПСК признал действующий Парламентсозыва 1992 г., а ДПК согласилась провести первое объединенное заседание в Эрбиле,а второе в Сулеймании. Председательствовать на заседаниях на протяжении трех месяцевдолжен был представитель ДПК, а в течение последующих двух – представитель ПСК.Таким образом, партии договорились о работе объединенного парламента и о ходе предстоящихвыборов, проведение которых было запланировано через полгода после возобновленияего работы.
Как показали дальнейшие события, сближениекурдских партий Ирака совершенно не устраивало руководство РПК. 14 сентября 2000г. отряды РПК напали на базы ПСК Рзга и Мараду. В этот день командование вооруженныхсил ПСК выступило с заявлением «по поводу провокаций РПК». В нем говорилось, что«РПК распространяет необоснованные утверждения о том, что отряды пешмарга ПСК напалина их формирования в горах близ Сулеймании. Ранее О.Оджалан (брат А.Оджалана) заявлял,что ПСК получил от ДПК 80 млн. долл. в качестве награды за борьбу с РПК. Еще одинпредставитель руководства РПК, Д.Баик, утверждал, что пешмарга ПСК совместно с турецкимивооруженными формированиями воюют против их партии. РПК активизировала пропагандистскуюкампанию против ПСК после того, как осужденный А.Оджалан заявил о том, что Региональноеправительство Иракского Курдистана проводит политику феодального федерализма, направленнуюпротив Турции. Перед этим О.Оджалан заявил арабской еженедельной газете «Аль-Васат»,что «федерализм в Иракском Курдистане – это орудие империализма, направленное противарабской нации». А.Оджалан утверждает, что видит угрозу для Турции в лице Талабании Барзани и в связи с этим готов бороться против ПСК и ДПК, чтобы «покончить с властнымифеодалами Талабани и Барзани». Он заявил, что «РПК готова сражаться до конца, покане поставит Талабани и Барзани на колени». Продолжая свое заявление, ПСК указал,что «руководство РПК начинает борьбу с ПСК из-за маниакальной убежденности А.Оджаланав том, что он является единственным лидером курдского народа и из-за его неприкрытойвраждебности к институтам самоуправления Иракского Курдистана»7.
17 сентября к заявлению ПСК присоединилисьПартия трудящихся Курдистана и Иракская коммунистическая партия.Они выступили скритикой в адрес руководства РПК и обвинили его в «искусственном разжигании конфликтана территории Северного Ирака». Руководители ПСК, дополнив свое ранее сделанноезаявление, указали на то, что таким образом РПК «отплатила» за прошлую поддержкуее деятельности членами Союза. ПСК также напомнил руководству РПК тот факт, чтов 1997 г. турецкое руководство обвинило ПСК в помощи РПК и провело против ее бойцоввоенную операцию, в ходе которой погибли 300 пешмарга8.
Говоря о политике, проводимой РПК на курдскихтерриториях, члены ПСК отмечали, что А.Оджалан после своего ареста стал приверженцемкемалистского строя, отошел от идеи независимости и перешел к идее культурной автономии.Его приказы, касающиеся роспуска курдского парламента в изгнании и прекращения вооруженногосопротивления членами РПК, по мнению ПСК, по меньшей мере, непонятны. Тем болеенепонятным было обращение А.Оджалана в ЕС с просьбой принять в свои ряды Турцию,которая «почему-то стала образцом демократии». Также они отмечали, что раньше боевыедействия между вооруженными формированиями ДПК и РПК велись в приграничных районах,теперь они ведутся в районе Карадага, находящегося под контролем Багдада9.
К началу военной операции США в Ираке ДПК иПСК, в принципе, наладили свои взаимоотношения и смогли координировать действия,не причиняя вреда друг другу. 8 и 11 января 2001 г. в резиденции М.Барзани «Салахад-Дин» состоялась встреча лидера ДПК с Д.Талабани. На ней было принято решениепроводить постоянные консультативные встречи между членами партий. Уже 20–21 январяв городе Кала-Чолан состоялись первые встречи между членами Политбюро ДПК и ПСК.По их результатам было принято совместное заявление, в котором обе стороны подтвердилисвою приверженность вышеуказанному Вашингтонскому соглашению10.
В апреле 2001 г. в Сулеймании состоялась очереднаявстреча представителей ДПК и ПСК, на которой окончательно был решен вопрос, связанныйс финансированием Региональным правительством провинции Сулейманиа. Также была достигнутадоговоренность об обмене пленными, захваченными в ходе ранее проходивших вооруженныхконфликтов. Члены ДПК, арестованные на подконтрольной ПСК территории, подлежалибезоговорочному освобождению, как и члены ПСК, находящиеся под арестом на подконтрольныхДПК территориях.
В дальнейшем совместными усилиями партии достиглизначительного успеха в становлении курдской автономии. В 2001 г. Региональное правительствоутвердило законопроект о создании министерства по правам человека, повсеместно сталиоткрываться школы и профессиональные учебные заведения. Министерство финансов выделило1,5 млн. долл. для финансирования программы ликвидации неграмотности. В Курдистанеиздавалось более 50 газет и журналов, работали десятки радио- и телевизионных станций(в том числе и 2 спутниковые). Повсеместно шло строительство больниц и других жизненнонеобходимых объектов.
На одной из встреч 2001 г. руководители ДПКи ПСК приняли решение, согласно которому отряды РПК должны были покинуть территориюавтономии как «провокаторы нестабильности в регионе». Сама РПК переживала сложнейшийэтап в своей жизни. Помимо того, что она лишилась своего лидера, в ее рядах началсяраскол, связанный со сменой политики руководства. В 2002 г. партия была реорганизованаи переименована в Конгресс Свободы и Демократии Курдистана (с 11 ноября 2003 г.партия была вновь переименована и в настоящем называется Народный Конгресс Курдистана(KONGRA-GEL)). Примечательно, что КСДК, ставший правопреемником РПК,провозгласил курс на демократию, в связи с чем вооруженные формирования РПК подлежалироспуску. Тогда и появилась «новая» военная организация «Народные силы самообороныКурдистана» (НСС). Ее отряды находились как в Турции, так и в Северном Ираке, объявивподконтрольную им территорию регионом самообороны «Мидия». Охарактеризовывая НСС,А.Оджалан называет их «гарантом свободы и демократии», отмечая, что «важность НССпросто огромна, когда угроза турецкой агрессии, направленной на подавление демократии,продолжает надвигаться на курдский народ».Руководство КСДК отмечало, что «отрядысамообороны готовы выступить против турецких войск и приступить к вооруженному сопротивлениютурецкой оккупации»11.
В свою очередь руководители ДПК и ПСК считаютдействия НСС антидемократическими и стараются вытеснить их членов с территории Ирака.Так, по сообщениям агентства «Месопотамия» (принадлежащего КСДК), «вооруженные формированияПСК организовывали нападение на представителей Партии демократического решения Курдистана(одна из ветвей РПК), ведущих разъяснительную работу среди мирного населения». Всвязи с этим инцидентом руководство КСДК обвиняет ПСК в «разжигании военной конфронтации»и подчеркивает, что «действия ПСК вынуждают к ответным действиям НСС, вся тяжестьпоследствий которых ляжет на плечи Д.Талабани»12. О.Оджалан заявил, что «позицияпартии Д.Талабани далека от национальных интересов и направлена против мирного решениякурдского вопроса». Он отметил, что ПСК не только не стремится к согласию и консолидациис иными курдскими политическими объединениями, но и «болеет стремлением вмешиватьсяв их внутренние дела»13. В ответ А.Оджалан заявлял, что действия ПСК лишний раздоказывают ее консолидацию с Анкарой, направленную против демократического решениякурдского вопроса.По всей видимости, А.Оджалан таким образом указал на дипломатическиевстречи представителей ДПК и ПСК с турецким руководством в Анкаре.
В июле 2003 г., выступая по MEDYA-TV, членСовета Президиума КСДК Д.Калкан заявил, что на «настоящем этапе натянутость взаимоотношенийКСДК с ДПК и ПСК непосредственно связана с прямым вмешательством Анкары в процессыдемократизации курдского общества. Так, в окрестностях города Батуфа (южная частьКурдистана) турецкий спецназ, переодевшись в форму наших партизан (НСС), совершилнападение на блок-пост ДПК. Было также совершено нападение на мирных жителей, врезультате чего погибли два человека». В связи с чем руководство КСДК выступаетс заявлением, что «подобные акции Анкары связаны с ее желанием посеять раздор междуКСДК, ДПК и ПСК, но они не будут иметь успеха, так как курдские партии всегда будутедины в своем желании установления мира и демократии на курдской земле»14.
Достаточно сложно охарактеризовать взаимоотношениякурдских политиков Ирака в период с 2004 г. по начало 2005 г. С одной стороны, совместнымиусилиями они смогли достичь того, что в переходной конституции, принятой 8 мартаВременным управляющим советом Ирака (ВУС), оговаривается пункт, согласно которомукурды имеют право блокировать принятие конституции 2005 г. Таким образом, если ихне устроят положения, которые будут касаться автономии, курды могут воспользоватьсясвоим законным правом блокирования основного закона государства.
Партии также сумели договориться о совместныхтактических действиях во время предвыборного периода. В октябре 2004 г. ДПК и ПСКприняли решение о создании единой администрации в Северном Ираке. Единое правительство,находящееся в Эрбиле, согласно договоренности, должен был возглавить М.Барзани,а Д.Талабани представлять курдов в высших структурах государственной власти. В процессеподготовки предвыборного периода ДПК и ПСК также пришли к соглашению, что Д.Талабаниможет быть общим кандидатом на один из ключевых постов в управлении государством.
Лидеры ДПК и ПСК сделали ряд заявлений, которыесводились к тому, что демократия в Ираке возможна лишь в том случае, если пост президентаили премьер-министра будет занимать представитель курдского народа, так как, пословам Д.Талабани, без поддержки второго по численности народа в Ираке невозможнобудет сохранить национальное единство в стране. В свою очередь, глава эрбильскогоправительства – М.Барзани неоднократно отмечал, что у курдов есть «естественноеправо» получить один из этих постов как знак того, что их считают полноправнымипартнерами в высших эшелонах власти.
С другой стороны, создавая курдский альянс,куда помимо ДПК и ПСК вошли несколько партий, лидирующие партии иракского Курдистанафактически остались каждая со своей программой и, что немаловажно, с разными позициямив отношении будущего Курдской автономии. М.Барзани занимает более мягкую позициюпо сравнению с позицией Д.Талабани. Лидер ДПК считает, что «время микрогосударствушло в прошлое, и сейчас курдам необходимо оставаться интегрированной частью Ирака».Сегодня, по мнению М.Барзани, вопрос о выходе курдских территорий из состава Иракасовершенно неактуален, так как существуют другие рычаги воздействия на правительство,позволяющие курдам сохранить свои права в полном объеме15.
Несколько иная позиция по данному вопросу учленов ПСК. Согласно заявлениям представителей партии, «курды Ирака активно не добиваютсянезависимости, но они не останутся иракцами, если правительство в Багдаде не приметих ключевые требования после выборов». Существуют «три красные линии», которые правительство«не должно переступать». «В случае, если арабы не примут принципа федерализма, еслиарабы будут настаивать на теократическом режиме и если они не вернут в Курдистанкурдов, обвиненных ранее в терроризме, курды больше не будут иракцами»16.
Возможный выход курдов из состава Ирака сталодной из ключевых тем, обсуждаемых мировым сообществом. Еще в декабре 2004 г. курдывручили официальным представителям ООН петицию, подписанную 1,7 млн. чел., в которойговорилось, что они требуют провести референдум о создании независимого курдскогогосударства. Делегаты из Северного Ирака, Америки и Европы заявили, что эта петициябыла представлена и нынешнему руководству Ирака, но оно отвергло саму идею выходакурдских территорий из состава страны.
В день выборов на избирательных участках Движениемза референдум в Курдистане, возглавляемым поэтом Ш.Бекасом, были установлены дополнительныеурны, воспользоваться которыми предложили избирателям, пожелавшим ответить на вопрос:«Вы за то, чтобы оставаться частью Ирака, или Вы за независимый Курдистан?». Нафоне заявлений лидеров ДПК и ПСК о предположительном выходе из состава Ирака этаакция выглядела как четкий признак того, что в ближайшее время курды действительноначнут подготовку к процессу отделения. К тому же из 100% проголосовавших по даннымвопросам, 90% согласны на выход и лишь 10% выступают за то, чтобы оставаться в составеИрака.
Официально принято считать, что ни ДПК, ниПСК не имеют отношения к проведенному референдуму. Однако если принять во вниманиезаявления партийных лидеров, сделанные ими накануне выборов, то вполне очевиднымстанет то, что и М.Барзани, и Дж.Талабани могут опираться на свой народ, если онирешат провозгласить курс на отделение Курдской автономии от Ирака. Тем не менее,по мнению наблюдателей, партийный авторитет ДПК и ПСК несколько пошатнулся в последнеевремя. В основном этот факт связывают с тем, что, несмотря на все предпосылки идоговоренности, подконтрольные партиям зоны продолжают оставаться двумя микрогосударствами.Как справедливо заметил один из членов ДПК А.Хамид, «в глазах арабских партий курдывыглядят, мягко сказать, интересно, так как наши 4 млн. (приблизительная численностькурдов в Ираке) объединены в три небольшие провинции, на которые приходится двасовершенно независимых правительства»17.
Помимо собственно курдов, проживающих в севернойчасти Ирака, существуют так называемые курды-файли – курды-шииты, проживающие вБагдаде и в районах, расположенных вдоль иракско-иранской границы. В настоящее времяони представлены на политической арене Ирака двумя партиями: Исламским союзом иракскихкурдов-файли и курдской организацией свободных курдов-файли. Обеими партиями былопринято решение об участии в выборах 30 января, причем Исламский союз иракских курдов-файлипошел на выборы самостоятельно, а Курдская организация свободных курдов-файли вошлав блок «Справедливость и будущее». Основными лозунгами обеих партий являются построениедемократического общества в Ираке, в котором соблюдались бы политическая свободаи свобода вероисповедания. Курды-файли резко осуждают все акции и заявления, касающиесявыхода Курдской автономии из Ирака, справедливо предполагая, что в этом случае ониостанутся курдским меньшинством среди арабского населения страны.
Таким образом, на настоящем этапе курдскиепартии продолжают борьбу за права своего народа, выбирая при этом различные путии методы реализации своих интересов.

Список литературы
курдский активистполитический партия
1.Демченко П. Иракский Курдистан в огне. М., 1963, с.25.
2.История Курдистана / Под ред. М.С. Лазарева и Ш.Х.Мгои. М., 1999, с. 391.
3.Анвар Адил. Курдский вопрос в Ираке. Автореф. канд.дисс. М., 2004, с. 12.
4.Курдистан. Симферополь, 2000, с. 39.
5.Геноцид в Иракском Курдистане / Под ред. С.М. Кочои.М., 2003, с. 42.
6.Оджалан А. От Шумерского государства жрецов кдемократии цивилизации (Защитная речь на Европейском суде по правам человека).М., 2003, II, с. 205.
7.Шорш Саид. В чем заключаются интересы курдов?www.aha.ru
8.Исторический прорыв в отношениях курдских партий.www.kurdistan.ru
9.Новый передел мира взял старт // СвободныйКурдистан. 2003, № 3.
10.Вооруженная провокация // Свободный Курдистан.2002, № 2.
11.Демократия не рождается сама по себе // СвободныйКурдистан. 2002, № 2.
12.Курдистан сегодня // Движение, 07.02.2005.
13.События в Иракском Курдистане // Движение07.02.2005, 28.01.2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.