1. Понятиеполитических отношений
Политическиеотношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальныхинститутов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают с тогомомента, когда извечная потребность в управлении и властном регулированиисоциальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участиигосударства. Их корни в конечном счете находятся в экономике общества, в техотношениях, которые возникают в ходе удовлетворения первичных наиболеефундаментальных потребностей людей. Такая деятельность содержит в себе факторы,которые способствуют как объединению (кооперация, взаимозависимость индивидов исоциальных групп друг от друга), так и разъединению людей (конкуренция,соперничество из-за источников и условий существования и т. д.). Политическиеотношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики: их смыслзаключается в установлении связи бытия социальных субъектов (социальных групп,личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальнойцелостности. Государство, и в этом его необходимость и специфика каксоциального института, выступает инструментом поддержания и регуляции этойсвязи; возникая при активном участии сознания, политические отношениясуществуют не в головах людей, а в поступках, действиях, процессах,взаимоотношениях между социальными группами, государствами, партиями. Для ихизменения отнюдь не достаточно слова, а требуется соответствующее действие,ведь они далеко выходят за рамки субъективного мира человека, его сознания, и вэтом смысле являются объективными, для субъекта они выступают как ужесложившаяся данность и развиваются часто независимо от него, по своейсобственной логике; деятельный, активный характер политических отношенийпозволяет людям с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметрысвоего существования. Нерасторжимым единством целостности и социальнойфрагментарности политические отношения отличаются от экономических отношений,где доминируют частные, фрагментарные интересы. Причем их ограничение илиподавление, непосредственное подчинение общим задачам оборачиваетсядеструктивными для экономики процессами: падением инициативы, усыханиемконкуренции, прекращением роста производительности труда, торможениемтехнического прогресса. Отличаются они и от морали в сфере, в которой,наоборот, существует абсолютный приоритет общечеловеческих ценностей, интересови потребностей. Любое их умаление в пользу частных приоритетов («классовая» илинациональная мораль) оборачивается нарастающим разрушением моральных норм,дегуманизацией социальных отношений. Отпечаток этой специфики невольно несет насебе любой человек, вступающий в сферу политических отношений. В егодеятельности и сознании действительно нельзя будет разорвать частное и общее,интересы личные и общественные или групповые. Как только политик перестаетзаботиться об общих интересах, общем благе, он превращается в своекорыстногодельца. Политика становится для него сферой предпринимательской, по сути дела,активности. Ее природа разрушается в таких известных явлениях, каквзяточничество, коррупция, бюрократизм. Но и отношение к политике только как ксфере заботы об общем благе, игнорирование особых интересов участвующих в нейсоциальных групп и личностей оказывается для нее разрушительным. Люди, в силутех или иных причин идущие на это, превращаются из полномочных изаинтересованных политических деятелей в бессильных моралистов, которых другиеучастники политического действия перестают рассматривать в качестве равноценныхпартнеров. Н. Макиавелли в ситуации такого выбора предлагал исходить изпонимания, что «расстояние между тем, как люди живут и как они должны бы жить,столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действуетскорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всехслучаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждыхдобру». Иначе политический авторитет превращается в моральный, теряетатрибутивные качества политической власти: способность целенаправленного иэффективного использования государственного механизма, юридической ответственности,применения насилия в необходимых случаях. Но и моральный авторитет такогополитика держится недолго. По мере нарастания в обществе процессов, которые онконтролировать не в состоянии (просто потому, что большинство из них подлежитне моральной, а политической и юридической регуляции)» доверие к нему падает, аименно оно служит основанием для любого типа авторитета. Термин «политика»имеет много значений, но чаще всего и в теории и на практике он употребляется вдвух: 1. Целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных,классовых, национальных отношений. 2. Характеристика атрибутов существованиягосударственных институтов и иных политических формирований. В английском языкедля выражения различия этих двух смыслов политики используются даже два слова:policy (первое значение) и politics (второе значение). Так в языке фиксируетсяналичие двух аспектов бытия политических отношений: деятельного, при еговыделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимостьот социальных усилий субъектов политических отношений, взаимосвязь с другимивидами социальной деятельности; и институционального, указывающего наструктурированность политических отношений, их организацию на основеопределенного принципа. Институтом и называется отношение, организованное наоснове определенной нормы, санкционированного правила. Отношения политическойорганизации обладают некоторыми существенными признаками: во-первых, они служатважнейшим средством определения и выражения интересов социальных групп,действующих в обществе, формирования и воплощением воли субъектов политики;во-вторых, они связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностьюаппарата власти; в-третьих, направлены на преодоление противоречий внутрисубъекта политической деятельности. Выделение двух аспектов политическихотношений служит результатом теоретического анализа. Внимание исследователяможет сосредоточиваться как на структуре политических отношений, наполитических институтах, так и на их динамике, способах изменения структуры(ведь и то, и другое—политика). В действительности же существует неразрывноеединство политических институтов и политической деятельности: «политическоедействие «опредмечивается» в институциональном образовании (в соответствующемучреждении, юридической регламентации, формальной роли и т, д.). И наоборот,институциональное образование постепенно «распредмечивается» в политическомдействии (становится его объектом, средством, критерием, целью)». Односторонняяинтерпретация политических отношений как только институционального образованияоборачивается ощутимыми потерями, исчезает их специфическая субстанция.Искажается специфика политики и при сведении ее только к определенной суммедействий: ведь сущность, этих действий раскрывается прежде всего через то, начто они направлены, в чем осуществляется закрепление их результатов, т. е. вспецифических институциональных образованиях.
2.Субъекты и объектыполитических отношений
Структураполитических отношений включает следующие элементы: взаимодействующие субъектыи объекты политических действий; политические потребности; политическиеинтересы; политические цели; политическая воля.
Субъектыполитики — этоиндивиды, классы, социальные группы, а также созданные ими организации,активная практическая деятельность которых направлена на сохранение илиизменение политических и других сфер жизнедеятельности людей.
Объектыполитики — элементыполитической системы общества, а также явления политической сферы в ихразнообразных проявлениях, на которые направлена деятельность субъектовполитики.
В обществесубъектом политики является человек, социальные группы, организации, движения,коллективы, государство, общество в целом. Субъект политики — тот, кто творитполитику.
Возможностивлияния субъекта политики на саму политику обуславливаются, во-первых,качественными характеристиками самого субъекта (знания, умения,последовательность, эмоциональность); во-вторых, — объективными условиями,возможностями для политической деятельности (уровень политической зрелостиобщества в целом).
Объектомполитики является политическая жизнь общества в целом. Субъекты политики должнывнести в неё организованность, обеспечить консолидацию, мирноефункционирование. Субъекты политики формируют объекты властной политики — политическую систему и её структуру: власть, политические отношения,политическую культуру.
Ныне объектомполитики стали мировая политическая система, мировой политический порядок,отношения между политическими системами разных стран мира. Усиливаетсявзаимосвязь и взаимовлияние субъектов и объектов политики.
Итак,субъектом политики является личность, социальная группа или общественнаяорганизация, которая способна самостоятельно участвовать в политической жизни,влиять на положение и поведение других, вызывать важные изменения вполитических отношениях в соответствии со своими интересами.
В зависимостиот масштабности и эффективности действий различаются первичные и вторичныесубъекты политики. Первичными субъектами являются крупные общественныегруппы как организованное целое, объединенное общностью интересов и целей:народы, социальные группы, этнические группы, индивиды. Политическаядеятельность этих субъектов персонифицирована. Но деятельность личности вобласти политики можно рассматривать только с учетом того, что человек естьпродукт общественных отношений, то есть через призму интересов социальныхгрупп, к которым он принадлежит.
Ковторичным субъектамполитики относятся институты и политические организации, реализующие интересы иволю крупных общественных групп (государство, партии, общественно-политическиеорганизации). Вторичные субъекты — производные по отношению к первичным,поскольку они образованы в поддержку реализации интересов определенных групп ивыполняют служебную и исполнительную роль по отношению к крупным общественнымгруппам.
Важнейшимсубъектом политики выступает народ, как целостная социальная общность,которой присущи определенные политические связи, организационные структуры, воздействующиена развитие всех политических отношений в обществе. В современномцивилизованном государстве народ является главным источником власти.
Субъектомполитики выступают нации. Индивиды одной национальной (этнической)принадлежности, объединенные в нацию, одухотворенные единой национальной идеей,развитым чувством национального самосознания, организованные политически всамостоятельные государственные образования, активно участвуют в политическихотношениях и оказывают влияние на политические события и явления.
Важное местов политических отношениях занимают такие субъекты как классы. С классамисвязана марксистская интерпретация характера социального расслоения и егополитических следствий. Марксизм определяет класс как основной, базовый элементсоциально-классовой структуры общества, как большую социальную группу,занимающую особое положение в системе общественного производства и имеющуюсобственное, отличное от других групп, отношение к средствам производства.Господствующий в отношениях к собственности класс является и политическигосподствующим классом.
Главнымсубъектом политики является человек. Тесную связь человека с политикойподчеркивали мыслители Древнего мира (в частности, Платон, Аристотель), ЭпохиВозрождения. Однако особая роль личности, как субъекта политики, признаётсяполитологами в наше время. Это связано с ускорением процесса политическойсоциализации личности, повышением уровня ее политической культуры, изменениемценностей, интересов и потребностей.
3.Политическоепространство и время
Специфика политикиотражается и в особом характере пространственно-временных отношений в этойсфере реальности. Политическое пространство — это связь между людьми иполитическими институтами, сфера деятельности политического субъекта. Взависимости от состояния социального организма, увеличивающего или уменьшающеговозможности его деятельности, оно способно как расширяться, так и сужаться,открывая или ограничивая круг проблем, решение которых нуждается в участии иактивности субъекта политики. Весьма интересен вопрос о границах политическогопространства. В политической теории и практике на этот счет существуют двеосновные и множество промежуточных позиций. Этатизм (крайней формой его служиттоталитаризм) исходит из принципа беспредельного расширения политическогопространства, необходимости его слияния с пространством социального бытиявообще, возведения всех социальных проблем до политического уровня,характеризуется стремлением решать все социальные проблемы политическимисредствами и методами, устанавливает в конечном счете тотальный контрольполитических институтов над обществом. Либерализм, наоборот, исходит изнеобходимости сужения политического пространства до небольшого круга проблем иотношений (оборона, внешняя политика, регулирование отношений между этническимигруппами, борьба с преступностью, разрешение некоторых конфликтных ситуаций всоциальных отношениях), требующих для обеспечения своей нормальнойжизнедеятельности обязательного вмешательства государства, других политическихинститутов. Реальная политическая практика, конечно, гораздо богаче этихжестких схем, но в значительной степени формируется под влиянием тех или иныхих модификаций. Границы политического пространства зависят от состояниясоциального организма, в одних случаях требующего усиления политическоговмешательства и регулирования (например, в условиях войны или радикальногопреобразования общества), в других же — делающих не менее важным для обществаосвобождение максимально большого количества сфер социальной жизни от политическойопеки. Политическое время — это мера интенсивности деятельности политическогосубъекта, оно измеряется частотой событий в единицу физического времени, можетускоряться или замедляться в зависимости от своей событийной насыщенности.Политическое время — реальность, сосуществующая, но не совпадающая по своемубытийному статусу с физическим временем. Примеров этого может быть приведенодовольно много, в том числе и совсем недавних, когда политическая жизнь резкообостряется в определенном месте, как правило, столице, когда умножаетсяколичество политических событий, повышается степень социальной и психическойнапряженности, следуют многочисленные и резкие политические перемены, а жизнь вдругих регионах, местах дислокации данной политической общности движется совсемв ином временном ключе, степень ее интенсивности изменяется лишь отчасти, аполитические перемены явно запаздывают или не наступают вообще. Жители разныхрегионов, живя в одном физическом времени, какой-то период времени находятся вразных политических «временах», строят свою деятельность, исходя из разныхполитических приоритетов и реалий. Естественно, и степень интенсивности, ихарактер политических действий их был совершенно разный. Можно сказать, чтополитическое пространство обладает свойством относительности (оно расширяетсяили сужается в зависимости от активности субъекта политики), а также свойствоммногомерности (включает в себя множество возможностей, направленийполитического действия, предопределяемых спецификой социальной закономерности).Относительность политического времени определяется его зависимостью от частотыполитических событий, степени напряжения, интенсивности политической жизни,многомерность же выражается в наличии разных типов политического развития, ввозможности их сосуществования.
4.Политические интересы
политическоеотношение управление общество
Политический интерес –это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики кобщественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина ихполитической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческихпринципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанныйисточник политического поведения, который побуждает субъекты политики кпостановке определенных политических целей и осуществлению конкретныхполитических действий по их достижению.
Исходя из спецификиприроды политических потребностей и политического интереса последнийпредставляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующихполитических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своихсоциальных целей.
Объектом политическогоинтереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способыосуществления политической власти; политическая деятельность партий,общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистскихгрупп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном,региональном и местном уровнях.
Предметом политическогоинтереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий.Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезностии возможности использования для достижения своих целей.
Содержаниемполитических интересов является вся совокупность тех объектов, целей и задачполитической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия(отдельных лиц, социальных групп, партий и иных политических сил).
Политические интересы,в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование.Классифицировать их можно по различным основаниям. Например: а) по степениобщности (личные, групповые, классовые, общественные;) б) по степениосознанности (стихийные или осознанные); в) по своей направленности(внутриполитические, внешнеполитические); г) по характеру субъекта интересов(национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.); д) по возможностиих осуществления (выполнимые и мнимые); е) по отношению к объективной тенденцииобщественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).
Политический интерес,являясь неотъемлемым свойством всех субъектов политики, вфункционально-деятельном плане представляет их творчески преобразующееотношение к окружающей действительности. Он обнаруживает себя на всех уровняхактивности субъекта (в процессе теоретического моделирования возможныхдействий, в конкретных практических действиях и т.д.). В целом политическийинтерес имеет ряд каналов реализации: 1) деятельность властных структур(представительной, исполнительной и президентской); 2) политическое влияниепартий, организаций, союзов, церкви, средств массовой информации; 3) давлениемассовых политических сил (забастовочное движение, митинги). Реализацияполитического интереса предполагает осуществление двух присущих емупротивоположных, но предполагающих одна другую тенденций: тенденции наполитическое самоутверждение, выражающей устремленность носителя интереса кудовлетворению своих политических потребностей, и тенденции на историческоетворчество, выражающей избирательную ориентированность субъекта на реализациютой или иной объективной возможности.
Эти две тенденцииобразуют диалектическое противоречие в реализации политического интереса. Ихвзаимное отрицание проявляется в том, что они не совпадают между собой, нетождественны друг другу, поскольку образуют два процесса, имеющих взаимнопротивоположные направления и результаты. Тенденция на историческое творчествопроизводит изменение и преобразование условий жизни путем реализациисодержащихся в них возможностей. Ее результатом является политическипреобразованная среда. В противовес этому – тенденция к политическомусамоутверждению направлена на воспроизведение и развитие самого субъекта путемпотребления и использования им результатов политической деятельности.Результатом процесса политического самоутверждения является развитие самогосубъекта – носителя политического интереса.
Реализацияполитического интереса невозможна без проявления политической активности егоносителя. В политической активности отдельных личностей или социальных группможно сконструировать следующую примерную шкалу интенсивности политическихдействий: 1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие отполитической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная снеобходимостью собственной высокой активности; 2) участие в периодическихдействиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение); 3)деятельность в политических и примыкающих к ним организациях; 4) выполнениеполитических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему илидействующих против нее; 5) прямое действие; 6) активная (в том числеруководящая) деятельность во вне институциональных политических движениях,направленных против существующей политической системы и добивающихся еекоренной перестройки и т.д. Исходя из предложенной шкалы интенсивностиполитических действий в политическом поведении классов, наций, социальных группи слоев, отдельных личностей – можно выделить две основные формы реализации ихполитических интересов: политическое участие и политическая деятельность.
Политическое участиепредставляет собой действие или совокупность действий, являющихся ответнойреакцией на политические события, процессы и т.д., с целью оказания влияния напозицию и деятельность субъектов политики. Оно включает в себя два типаучастия.
Политическаядеятельность представляет собой совокупность действий общественных групп пореализации своих политических интересов по поводу завоевания, использования иудержания власти.
В качестве выводаследует отметить.
1. Процесс осознанияполитических интересов непрерывен. На уровне обыденного осознания этот процесспроисходит в форме выработки политических знаний, оценок, ориентаций, которые,в свою очередь, детерминируют практическую деятельность, социальную активностьи гражданскую позицию.
Для реализации своихкоренных интересов посредством государственной (политической) власти,определенные социальные группы создают свои политические партии.
2. Кореннойполитический интерес общества состоит в постоянном развитии демократии, вупрочении и расширении подлинного народовластия, самоуправления народа. Вмеханизме действия демократии особое значение имеет учет, улавливание,выражение объективно обусловленных интересов социальных групп. Здесь многоезависит от методов выявления, координации и субординации этих интересов. Крометого, необходимо систематическое выяснение, в какой мере общеполитическиеинтересы воспринимаются гражданами как свои собственные, в какой степени онистановятся источником поведения конкретных лиц и коллективов. Усложнениеинтересов, возрастание их многогранности в современных условиях, предполагаетпостоянное совершенствование и тех надстроечных структур, с помощью которыхосуществляется учет и реализация политических интересов.
3. Политическое участиеи политическую деятельность как формы реализации политических интересов можно,с полным основанием рассматривать в качестве критериев развития политическойорганизации общества.
Гражданина вдемократической политической системе отличает проявление интереса к политике,вовлеченность в политические дискуссии, участие в выборах, наличие определенныхпознаний в политике, компетентность, все, что необходимо для воздействия направительственную деятельность. В целом эти качества можно суммировать какактивность, вовлеченность, рациональность. В то же время эти качества присущи игражданину в системе однопартийной диктатуры.
Одна из форм участия –это система представительной демократии, в которой представители народаосуществляют власть по его поручению. Еще одна форма участия граждан в системевласти – посредством референдумов, гражданских инициатив или отзыва депутатов.
Литература
1. Гаджиев“Введение в политологию”.
2. Политологияпод ред. Хренов, Тургаев.
3. Политологияпод ред. Мухаева.
Журнал:
1. Власть.
2. Полис.