Н.А. Копылова
Проходя по центральным улицам Москвы, мы уже неудивляемся, когда видим на месте еще недавно полуразрушенных строенийотреставрированные храмы. Вот и у выхода из метро «Сухаревская» зановой чугунной оградой, сияя свежей медью куполов, стоит храм Троицы в Листах.В 1991 году «Московский журнал» писал о нем: «Лишь недавно онбыл передан верующим, и незадолго до Пасхи состоялся чин малого освящения. Храможил. В одной из его частей уже идут службы… Огромен духовный вклад в делоего восстановления настоятеля — отца Георгия Мезенцева...»
Помимо отрадного факта возрождения православной жизни,есть, быть может, менее значимый, но тоже знаковый факт восстановленияисторического облика города. Об этом в беседе с нашим корреспондентом НадеждойАлексеевной Копыловой рассказывает руководитель архитектурно-реставрационноймастерской № 9 института «Спецпроектреставрация» Олег Игоревич Журин.
Надежда Копылова. В 60-х годах, лет через тридцатьпосле того, как храм был закрыт, И.Л.Богоявленский так описывал его состояние:«Колокольня уничтожена, церковь обезглавлена, штукатурка отвалилась,торчат железные трубы… Храм имеет вид бесформенного строения, вродесарая...» А ведь это центр города, старая Москва, где каждое здание — история...
Олег Журин. Да, я вспоминаю, что в 1972 году, когдасудьба меня впервые свела с этим храмом, Троица-бедняжка стояла без глав, снадстроенной трапезной, выломанными окнами, без порталов. Уж конечно, Москвыона не украшала. Люди недоумевали: что за чучело на центральной улице? Внутри — промежуточные перекрытия, перегородки — там располагалось семнадцатьскульптурных мастерских. В алтаре — остатки старого туалета, полы изрыты ямамидля хранения гипса.
Н.К. А ведь церковь как памятник архитектуры и историине рядовая. Вот что писал о ней П.В.Сытин: «При царе Алексее Михайловичебыли построены дворы поселенного здесь приказа (полка) стрельцов ВасилияПушечникова. Дворов было около 500. В конце века полком командовал Л.П.Сухарев.Стрельцы в 1661 году поставили церковь Троицы в Листах. Название „вЛистах“ объясняется тем, что жившие вблизи печатники в XVII-XVIII векахкустарным способом изготовляли лубочные картинки, которые, как и гравюры,назывались тогда листами, и продавали их у церкви Троицы, увешивая ее оградусвоими произведениями».
О.Ж. Храм очень интересный. Потому ли, что мимо негопроходила важная дорога — через Троице-Сергиеву лавру в северные города, — ноон всегда был как бы на главной магистрали русской истории. И величие и падения- все он познал.
Есть такая книга: «Об избрании на царство МихаилаФедоровича», первого царя династии Романовых. Печаталась она при АлексееМихайловиче в 1770-е годы. На одной из миниатюр этой книги изображены события1613 года: Михаил Романов едет венчаться на царство из Костромы по нынешнемупроспекту Мира, затем — по Сретенке… Вид — со стороны Мещанской на Землянойгород, рядом с которым и стоит наша красавица Троица! А ведь храма еще летпятьдесят после этого события не существовало. Просто художник изобразил то,что было у него тогда перед глазами...
Миниатюра даже такого крупного знатока, как ПетрДмитриевич Барановский, в заблуждение ввела. Он решил, что храм более древний,чем считалось, — начала, а не второй половины XVII века. Тем более, чтострельцы строили по-дедовски — монументально, с подзакомарными перекрытиями, ане так, как начали строить в их времена: огненные храмы на сомкнутых сводах скокошниками (церковь Покрова в Рубцове, Казанский собор).
Храм святой Троицы сооружался (на месте деревянного) в1650-1667 годах как приходской, полковой. Дело продвигалось медленно.Отправились в Смоленский поход, отличились там — получили в награду от царяАлексея Михайловича сто или сто двадцать тысяч кирпичей, каждый клеймен двуглавыморлом. Начали строительство — а их угнали в другой поход. Воспользовавшисьэтим, какой-то предприимчивый ювелир оттяпал у них землю. Но много на себя взял- строительство-то опекали сам царь и патриарх Никон: землю стрельцамвернули...
Н.К. Власти храму покровительстовали?
О.Ж. Всегда. Стрельцы ведь помогали Романовымутвердиться на престоле. Подвиги их в Чигиринском походе 1677-1678 годовопределили исход русской-турецкой войны. После этого похода в храме возвелиобетный придел Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 1680 году. ПослеАзовского низового похода построили колокольню.
Петр I тоже благоволил к храму: полк Сухарева сохранилему верность в период стрелецких бунтов. В 1699 году церковь за заслуги полкабыла названа ружной…
Не все и не всегда, впрочем, шло гладко. Взять хотя бымомент закладки. Как это было принято, патриарх Никон пожаловал стрельцамхрамозданую грамоту — разрешение на строительство, где были указаны габариты,количество приделов… Стрельцы по усердию своему чуток увеличили размеры, ноНикон заметил и велел фундаменты разметать, а старосту с семьей за ослушание надесять лет отлучил от церкви (вскоре староста в одном из походов отличился ипогиб, и отлучение с семьи сразу сняли).
Кстати, об этом я узнал уже после того, как приизучении нижней части стен и фундамента обнаружил конструктивную неувязку:часть стены с внутренней стороны наполовину опиралась не на фундамент, а наарку. Советовался с гидрогеологами — не дренаж ли? с археологами — может быть,какие-нибудь чтимые захоронения? с конструкторами — неизвестный мне способразгрузки стен? Оказывается, стрельцы, раскинув хозяйственным своим умишком, — не рушить же готовый уже фундамент! — решили и труд свой сберечь, и дозволенныепатриархом размеры соблюсти.
Н.К. Храм много раз перестраивался?
О.Ж. Да, архитектурный облик его менялся. Построен онбыл как соборный: монументальный кубический объем, крупные членения, широкиелопатки, массивные барабаны, большие шлемовидные главы. При Петре I сбилизакомары, чтобы покрыть храм лещадью (белым камнем) — моду такую Петр привезиз-за границы. При Екатерине от лещади отказались, но закомары не восстановили.В 1774 году на средства фабриканта парчи П.В.Колосова перестроили Покровскийпридел, в конце XVIII века появился второй придел — Иоанна Дамаскина, вскорепереосвященный во имя Алексия митрополита. В это же время снесли старую ипостроили новую колокольню. Соблюдая указ Екатерины о красных линиях московскихулиц, поставили колокольню с неканонической стороны — с востока, чтобы выровнятьею уличный ряд.
В 1857 году стараниями протоиерея Павла Соколова былаперестроена трапезная, обновлено внутреннее убранство храма — появились новыеиконостасы, стенная роспись, деревянный пол. Эту работу высоко оценилмитрополит Московский Филарет, выразив благодарность священнику и художникуА.М.Варламову. В 1878 году церковь сделали теплой, стены облицевали мрамором,вновь украсили живописью. Увеличили по высоте окна и порталы: ведь после тогокак срыли земляной вал, уровень земли вокруг храма поднялся.
Н.К. То есть храм благоденствовал? Перестраивался,когда было необходимо, расширялся...
О.Ж. В общем, да… Его обезобразили в тридцатыхгодах, когда там разместилось сначала общежитие трамвайщиков, а потомскульптурные мастерские. Но судьба Троице снова улыбнулась. И опять же этомуспособствовало ее местоположение. Ожидались Олимпийские игры, а Сретенка — центральная оживленная улица...
Мы-то занялись этим храмом, как я уже упоминал, в 1972году, когда началось строительство станции метро «Колхозная», нынче«Сухаревская». Второй выход планировался прямо под стеной, и когданачали копать, на сводах появились трещины. Мы с П.Д.Барановским, взяв с собойпредставителя городской инспекции (теперь Управления) по охране памятниковкультуры, отправились в Троицу. Заставили метростроевцев поставить маяки навсех трещинах, откопать шурф у стены, поскольку культурный слой поднялся ужевыше не только фундамента, но и цоколя. Так вот и изучали храм, одновременнопытаясь выселить скульпторов, которые не выезжали до 1978 года.
Потом была гонка. К Олимпиаде мы восстановили внешнийвид храма. С трапезной снесли надстроенный этаж, выломали все перекрытия,восстановили своды, надстроили главы, купола, сделали окна на фасадах.Обнаружили калориферное отопление от духовой печи в подвале, сооруженное впрошлом веке. К сожалению, не смогли восстановить, потому что скульпторыосновательно попортили его ямами в полу.
После Олимпийских игр все опять замерло. Но потомвдруг появился новый заказчик — эстрадная часть Москонцерта с небезызвестнойнынче Бабкиной во главе. Решили устроить в храме концертно-репетиционный зал. Имы начали готовить под него проект, пытаясь ничего не нарушить. В самом зданиихрама планировали музей и фойе, в трапезной — зал, в крыльце — туалеты. Но, ксчастью, Москонцерт так и не смог профинансировать эти работы.
К 1990 году храм приобрел свой первоначальный облик — XVII века…
Н.К. И в таком виде был передан Православной Церкви?Такой он и сейчас?
О.Ж. Нет. Еще одно очень важное дело было сделанотолько в прошлом году — при финансировании правительством Москвы инепосредственном деятельном участии Управления по реконструкции и развитиюуникальных объектов, руководимого Александром Сергеевичем Матросовым:благоустройство территории и возведение красивой чугунной ограды. Матросовунадо отдать должное, у него есть этакая жилка природного мужика, хозяина — онлюбит завершенность. Храм ведь был как человек, стоящий по колено в песке.Отметку грунта понизили (работа огромная!), что, кстати, осушило стены и уничтожилогрибок, выполнили довольно изящный спуск с одного уровня на другой. Дажесдержанный обычно отец Георгий не удержался: «О, это храм!»
Н.К. Олег Игоревич, три десятилетия вы работали,возвращая храму первозданный вид. Все завершено? Вы довольны?
О.Ж. Пока не до конца. Надо обязательно восстановитьколокольню. Правда, средств на это до сих пор нет. Колокольня хотя и болеепоздняя, чем храм (начало XIX века), но классицизм довольно приличный.Несколько контрастирует с древним обликом храма, но по пропорциям не выпадаетиз общего ансамбля. А главное — она так гармонично встанет на красной линииСретенки, обозначит угол…
Колокольня украсит и площадь. Раньше это была одна изсамых красивых площадей Москвы. А сейчас здесь просто скучное пространство.Кстати, ничего хорошего в конкурсах на воссоздание площади я не встречал. Однотолько восстановление Сухаревой башни ничего не даст. Площадь надо уменьшать,собирать, озеленять. Колокольня же богатым своим силуэтом дорисует, сделаетнасыщенным, живым этот угол площади.
Н.К. Слава Богу, что храм сейчас действующий и ему негрозит снова стать концертным залом или мастерской...
О.Ж. Да, конечно, это замечательно. Я очень люблю его,он необыкновенно красив, он историчен. Но в том, что касается нашей работы, яне всегда согласен с отцом Георгием. Конечно, можно понять обстоятельства,заставляющие настоятеля спешить, выбирать иной раз наиболее короткий путь. Но,мне кажется, он порой недооценивает, какая жемчужина ему досталась. Один илидва иконостаса выдержаны в стиле XVII века, а иконостас, который создаетсясейчас, уже совершенно эклектичный. А цвет! В поисках цвета мы с покойнымМихаилом Петровичем Кудрявцевым облазили все, расчищали элементы, брали пробы.Это был полихромный храм, яркий, удивительно красочный. В XVII веке такоелюбили. Храм радовал взор, а сейчас стоит, как в белом саване. Ему хотя бы двацвета — красный и белый… В трапезной полы мраморные, как в заурядном кафе. Аведь мы нашли подлинные керамические плиты, которые можно органично повторить вразмере и фактуре…
Н.К. Я думаю, что все это трудности роста. Главноедостигнуто: храм возрожден в древнем своем виде и действует. Очевидно, иколокольня будет восстановлена, и площадь приобретет более гармоничныеочертания. Прихожане приезжают сюда из самых дальних районов Москвы. Естьвоскресная школа. Отец Георгий по необходимости окормляет близлежащую школу ибольницу. Патриарх возложил на него еще одну обязанность — организовыватьпаломнические поездки в Святую Землю… Жизнь храма в его ежедневных трудах имолитвах продолжается.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.testan.ru