Введение
Стариннаяусадьба Марфино, являющаяся оригинальным памятником русской архитектуры XVIII — XIX веков, расположена недалеко от 39 километра Дмитровского шоссе. Прославившаяся в свое время дворцово-парковым ансамблем, пышными приемами и театральнымипредставлениями, усадьба Марфино и сегодня представляет одну из замечательныхстраниц истории русского зодчества.
Известноес XVI столетия, овеянное преданиями, Марфино так или иначе связано с именамивидных государственных деятелей — Б. Голицына, Салтыковых, Паниных — ипредставителей русской культуры — Н. Карамзина, Ф. Вигеля и многих других.
Творцамимарфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф.Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский, продемонстрировавшиемногогранность дарований и незаурядное мастерство.
Загоды своего существования Марфино пережило несколько периодов расцвета.Разнообразие вкусов, возможности тех, кто создавал ансамбль, сказались наоблике усадьбы. Поэтому в ее постройках оригинально сочетаются формыклассицизма со своеобразными формами псевдоготики.
Дворцово-парковыйансамбль в Марфине отмечен яркими чертами передовой русской культуры.
Популярностьего постоянно растет. Тысячи людей приезжают сюда полюбоваться неповторимымпроизведением усадебного зодчества.
Марфинскийансамбль, вызывающий восхищение неповторимостью и романтичностью, открываетсяприближающемуся зрителю не постепенно, а сразу. В центре на высоком холмевысится двухэтажный дворец. Зубчатые гребни, остроконечные башенки, стрельчатыеокна делают его похожим на средневековый замок.
Переддворцом вместо привычного парадного двора — огромный пруд, вокруг которогосгруппированы главные постройки усадьбы. Он усиливает эффект пространственностии увеличивает силу художественного впечатления.
Отцентра дворца к пруду террасами спускается широкая каменная лестница, заканчивающаясяпристанью. Слева расположен необычный мост с бойницами — своеобразный парадныйвъезд в усадьбу, за которым видны две церкви, справа раскинулся живописный паркс беседками. Хорошо просматривается и хозяйственный двор. Дополняя друг друга, этипостройки вызывают ощущение сказочности. Возникновению этого уникальногоархитектурно-паркового ансамбля предшествовала трехвековая история усадьбы.
/>
История
Всередине XVI столетия в красивом месте, на высоком берегу речки Уча находилисьвладения боярина Василия Петровича Головина, служившего при Иване Грозномвоеводой. В XVI веке Марфино часто меняло своих владельцев. Согласноисторическим источникам, Марфино уже в 1585 году принадлежало дьяку ВасилиюЯковлевичу Щелкалову — дипломату, крупному государственному деятелю. В началеXVII века Марфином снова владели Головины, которые в 1650 году продали егодумному дьяку, начальнику Разрядного Приказа Семену Заборовскому.
В1698 году Марфино приобретает воспитатель Петра I, впоследствии его сподвижник,князь Борис Алексеевич Голицын. С этого времени наступает новый период в жизниусадьбы. Скромная деревня не соответствовала вкусам и требованиям Голицына и онвозводит здесь новые хоромы, разбивает французский парк, а в 1701 годуначинается строительство каменной церкви Рождества Богородицы, по которой селои усадьба были переименованы в Богородское.
В1714 году после смерти Б.А. Голицына Марфино перешло к его младшему сыну Сергею,который спустя несколько лет продал его Салтыковым, для того, чтобырасплатиться с долгами. С 1729 года владельцем усадьбы стал будущий фельдмаршалПетр Семенович Салтыков.
ПриСалтыковых в Марфине был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, вкотором подчеркивались величие и красота, свойственные художественным вкусамтого времени. Обветшалые голицынские постройки были разобраны, и на их местевозвели новый двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями. Имя архитектора, строившегодворец и флигели, неизвестно. Были построены зверинец и оранжерея, гдевыращивали персики, апельсины, лавр и многие другие растения южных стран.Отдавая дань моде, в Марфине возвели несколько построек в стиле классицизма — зимнююцерковь, павильоны и беседки в парке дома для псарей — «псарни», конныйдвор и каретный сарай. Среди сохранившихся до наших дней зданий, построенныхпри Салтыковых, — зимняя церковь, возведенная в 1777 году, принадлежащая кредкому для конца XVIII столетия типу церкви с колоколом. Марфинский парк исегодня украшают две беседки, сохранившиеся со времен Салтыковых.
КонецXVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы, которая стала сосредоточениемкультурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многиелюбители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейскиеартисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинскихпраздненствах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всейстране.
Вначале XIX века праздная жизнь в Марфине стала постепенно затихать. В1805 годупосле смерти владельца усадьба опустела и была обречена на увядание. Большойурон Марфину нанесла война 1812 года. Расположившиеся здесь наполеоновскиесолдаты вывезли художественные ценности, многое сожгли. Сын хозяина П.И.Салтыков выделил огромную часть состояния на формирование собственногоотдельного Московского гусарского полка, во главе которого воевал противфранцузов, проявляя незаурядную храбрость. В одном из боев он был тяжело ранени в 1813 году скончался. Опустошенное и разоренное Марфино стало принадлежатьодной из сестер графа Салтыкова — Анне Ивановне Орловой, которая жила заграницей и продала усадьбу своему свекру, графу Владимиру Григорьевичу Орлову.Орлов почти возродил дворцово-парковый ансамбль. Для этого были построеныстолярная мастерская, небольшой кирпичный завод и кузница. Строительство дворцауже шло к завершению, но в 1831 году граф В.Г. Орлов скончался, и по завещаниюМарфино перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной, при которой всепостройки усадьбы были реконструированы.
Работыв Марфине не прекращались и завершились лишь в 1846 году. Окончательно оформилдворцово-парковый ансамбль, придав всему комплексу вид средневекового замка, одареннейшийархитектор середины XIX века, ученик Д. Жилярди академик Михаил ДормедонтовичБыковский, выдающийся теоретик и педагог, главный архитектор Москвы, по проектукоторого Марфино реконструировалось. Ансамбль в Марфине является одним излучших его произведений. Он служит великолепной характеристикой эпохи, передаетее дух — романтические мечтания утрату прежней гармонии и поиски новоймонументальности. Дворцово-парковый комплекс создавался в уже обстроеннойусадьбе и включил в себя ранее имевшиеся сооружения.
Дворецявляется доминантой марфинского ансамбля. Удачно поставленный на вершине холма,он присутствует во всех главных видовых картинах, раскрывающихся с разныхточек. Наиболее своеобразным и красивым cооружением в Марфине является мостчерез пруд. Возведенный в 1770-е годы при Салтыковых, он был капитальноперестроен М.Д. Быковским в 1837-1839 годах. Его архитектура участвеут ворганизации панорамы усадьбы, а монументальные формы и богатство декоративнойобработки как бы подчеркивают назначение — главного парадного въезда в усадьбу.
Умелообъединив все разновременные постройки, М.Д. Быковский создал неповторимыйяркоромантический архитектурный ансамбль, производивший на современниковнеизгладимое впечатление.
Вянваре 1844 года хозяйка усадьбы С.В. Панина скончалась, и Марфино вновьопустело. Оно стало собственностью ее младшего сына — Виктора Никитовича.Находясь на службе в Петербурге, он редко бывал в Марфине, но следил за тем, чтотам происходит и заботился об увеличении доходов, управляя усадьбой изПетербурга.
***
Послереволюции 1917 года усадьба Марфино стала достоянием народа. Правительство СССРрегулярно ассигновало средства на реставрацию усадебного комплекса.
/>Церковь Рождества Богородицы
/>
Церковьпостроена по проекту талантливого крепостного зодчего Владимира ИвановичаБелозерова. Основываясь на лучших традициях отечественной архитектуры, используянавыки, приобретенные во время обучения во Франции, Белозеров создал храм, отличающийсястройностью и благородством пропорций.
Сложенноеиз большемерного кирпича здание поставлено на цоколь, облицованныйбелокаменными блоками. Центрическое, крестообразное в плане, с закругленнымиуглами алтарной части, оно увенчано высоким световым барабаном, перекрытымкуполом, несущим небольшую главку.
Б.А. Голицын остался недоволен постройкой, так как пилоны, возведенные зодчимвнутри храма значительно уменьшили внутреннее пространство церкви, и приказалвысечь розгами крепостного архитектора. Сердце немолодого уже зодчего невыдержало, и под ударами он скончался. Белозеров похоронен недалеко от церкви.Сохранилась надгробная плита могилы Белозерова.
/>Петропавловская церковь (зимняя)
Зимняяцерковь была возведена недалеко от церкви Рождества Богородицы, она отличаетсягармонией масс и не имеет декоративных излишеств. Центральную ее частьсоставляет двухсветный ротондальный объем с небольшими выступами алтаря ипритвора. Венчает ротонду восьмигранный, перекрытый куполом барабан, служившийпомещением для колоколов.
/>
/>Беседки
Музыкальныйпавильон имеет полуциркулярную форму. Строгая тосканская колоннада из белогокамня, поставленная полукругом, завершается полукупольным сводом. Внутри — белокаменнаяскамейка, повторяющая форму павильона.
Другаябеседка — двухъярусная ротонда «Миловида», из которой открываются красивыевиды на окрестности усадьбы, стоит недалеко от музыкального павильона на крутомсклоне холма перед спуском к большому нижнему пруду. Это интереснейший памятниксадово-парковой архитектуры. Восьмигранный нижний ярус беседки массивен. Стеныяруса прорезаны со всех сторон проемами входов. Второй ее ярус — изящныйвосьмиколонный павильон, увенчанный куполом.
/>Мост через пруд
Довольнозначительный по размерам, мост имеет трехчастное решение: центральную часть иидущие к ней под углом две боковые арочные. Проезжая часть моста с большойполуциркульной аркой над водой и другой, меньшей, в конце моста оформленаневысокой кирпичной стеной с башенками, бойницами, зубчатыми гребнями, придающимисооружению «крепостной» характер.
Центральнаячасть моста представляет собой сплошную кирпичную стену, верх которой имеетсквозную крытую галерею из двадцати белокаменных восьмигранных колонн. С обеихсторон она заканчивается прямоугольными в плане башенками, украшенными изящнымикерамическими витыми колонками с кружевным скульптурным верхом. Каждая башенкаимеет арочный вход в галерею, над которым с внутренней стороны помещен щит смальтийским крестом. Верхняя часть башен, как и всей галереи, опоясана карнизом,выше него идет зубцы, повторяющие мотив завершений всех построек усадьбы.
Основнымэлементом декора моста являются белокаменные детали. Из белого камня сложеныколонны галереи, оформлены балки и карниз. Сочетание их с красными стенамимоста создает богатый колористический эффект. Галерея моста, поворачивая направо,как бы ведет посетителей усадьбы по так называемой «рыцарской» аллеек воротам усадьбы, обрамляющим въезд на парадный двор. Быковский поставил ихслева от дворца, словно уравновешивая высившиеся с правой стороны пилоныоткрытой беседки. В отличие от большинства марфинских построек, выполненных изкрасного кирпича и белого камня, ворота с богато обработанным пластичнымобъемом верхней части целиком белокаменнные.
Наше время
В1933 году на территории усадьбы разместился Марфинский Центральный Военный КлиническийСанаторий. Совсем недавно дворец был отреставрирован и получил статус одного изфешенебельного корпусов Санатория. В «псарнях» устроены казино и«Дом быта». Церковь святых Петра и Павла до сих пор функционирует, регулярнооглашая округу мелодичным звоном своих колоколов.
Вусадьбе снимались такие фильмы, как «Дворянское гнездо», «Стаканводы», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужойсреди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер иМаргарита», «Крестоносец» и многие другие.
Съемки«Мастера и Маргариты» были настоящим событием для марфинской детворы,когда, подвешенная к небольшому вертолету, Баба-Яга летала над ансамблем. А насъемках пролога к фильму «Крестоносец» та же самая детвора судовольствием участвовала в «массовке», даже получая за это деньги.
Летом2000 года прямо перед дворцом расположилась съемочная площадка«Мосфильма» — знаменитый режиссер Карен Шахназаров снимал эпизод ккомедии «Яды, или всемирная история отравлений». Полпоселкаучаствовало в массовке, изображая бал при дворе Папы Римского.
Ав конце января 2001 года на льду перед дворцом снимался рекламный роликшоколада «Snickers». После съемок все зеваки получили по шоколадке, акто и по две!
Популярностьансамбля и оздоровительного комплекса постоянно растет и привлекает внимание нетолько любителей отечественного зодчества. Множество людей приезжает отдохнутьв Марфинском Санатории, попить марфинской малогазированной минеральной воды, котораясодержит множество полезных элементов и добывается в Марфине.
Уважаемыепосетители!!! Так как на территории сейчас находится военный санаторий, то длятого, чтобы приехать туда, необходимо заказать пропуск в санатории.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта marfino.narod.ru/