Реферат по предмету "Мировая экономика"


Эффективность национальной экономики Республики Беларусь

--PAGE_BREAK--Устойчивое развитие страны рассматривается как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели — как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития.
Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Основными факторами устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами — «высокий интеллект — инновации — благосостояние».
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально-ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.
Стратегия государства по реализации целей социальной политики в долгосрочной перспективе будет направлена на последовательное повышение денежных доходов населения как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса.
По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за январь-сентябрь 2007 года составил в текущих ценах 69 476,7 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 8,4% выше, чем в январе-сентябре 2006 года (в январе-сентябре 2006 года прирост ВВП по отношению к январю-сентябрю 2005 года составлял 9,6%). Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007 год предусмотрен рост ВВП на 8-9%, на январь-сентябрь – на 8,3%.
Темпы роста ВВП в первую очередь будут определяться тенденцией развития промышленного производства, доля которого в ВВП изменится незначительно.
В январе-сентябре 2007 года в основном сохранялись высокие темпы роста основных макроэкономических показателей развития страны рис 1.

Рис. 1. Изменение основных показателей развития экономики в % к соответствующему периоду предыдущего года
В январе-сентябре 2007 года произведено промышленной продукции, работ, услуг на сумму 65,7 трлн. рублей, что на 8,2% (в сопоставимых ценах) выше уровня января-сентября 2006 года (при прогнозе на год – 7,5-8,5%, прогноз на январь-сентябрь – 7%). В промышленности в I полугодии 2008 года произведено продукции на 13 % больше, чем за аналогичный период 2007 г.
Потребительских товаров выпущено на сумму 14 трлн. рублей, что на 7,3% выше уровня января-сентября 2006 года (прогноз на год – 8,5-9,5%, на январь-сентябрь – 8%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 2%, непродовольственных – на 12,2%.
В январе-сентябре 2007 года в экономику и социальную сферу республики инвестировано 16,8 трлн. рублей — на 16,6% больше, чем в январе-сентябре прошлого года (в сопоставимых ценах) (при прогнозных темпах прироста на 2007 год 14,5-17%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 22,2% в январе-сентябре 2006 года до 24,1% в январе-сентябре 2007 года.
Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (42,4%), бюджетные средства (24,1%), кредиты банков (включая кредиты иностранных банков) (20%) и средства населения (8,6%).
На объекты производственного назначения использовано 10,8 трлн. рублей капитальных вложений, что на 15,9% больше, чем в январе-сентябре 2006 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 64,7%, что почти соответствует уровню января-сентября 2006 года. Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 18,4%. На строительство жилых домов использовано 3,3 трлн. рублей, что на 22,9% больше, чем в январе-сентябре 2006 года.
Объем продукции сельского хозяйства за девять месяцев 2007 года составил 14,3 трлн. руб. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 5,6% (при прогнозе на год – 6-7,5%, на январь-сентябрь – 5,5%). В I полугодии 2008 года объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий увеличился к уровню соответствующего периода 2007 года на 5,4 % при прогнозе роста на 2008 год на 7-8 %.
Объем грузооборота предприятий транспорта за январь-сентябрь 2007 года сложился в размере 40 595,4 млн. ткм и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2006 года на 5,4%.
Финансы субъектов хозяйствования
В январе-сентябре 2007 года предприятиями и организациями республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 145,6 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 16,2% больше, чем в январе-сентябре 2006 года. Оплаченная выручка составила 138,7 трлн. рублей, или 95,3% от всей выручки.
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг за январь-сентябрь 2007 года сложилась в размере 10,4 трлн. рублей, или 15% от произведенного валового внутреннего продукта (за январь-сентябрь 2006 года – 16,7%). По сравнению с январем-сентябрем 2006 года прибыль от реализации продукции увеличилась в реальном выражении на 2,4%, рентабельность реализованной продукции сократилась на 1,5 процентных пункта, рентабельность продаж – на 0,9 процентных пункта, составив 12,3 и 7,2% соответственно.
За девять месяцев текущего года хозяйствующими субъектами республики было получено 10,2 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 14,7% ВВП за январь-сентябрь (в январе-сентябре 2006 года – 16,1%). По сравнению с тем же периодом 2006 года сумма прибыли до налогообложения увеличилась на 4,2% в реальном выражении. Чистая прибыль возросла на 2,3%, составив 6,7 трлн. рублей. Более 50% прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятий промышленности [приложение 1].
В январе-сентябре 2007 года 1 193 организации, или 11,1% от их общего числа, по результатам деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 519,1 млрд. рублей вместо 476,8 млрд. рублей в январе-сентябре 2006 года. Доля нерентабельных предприятий и организаций в реальном секторе экономики сократилась по сравнению с январем-сентябрем 2006 года на 2,1 процентных пункта [приложение 2].
Инфляция
В сентябре 2007 года прирост индекса потребительских цен на товары и услуги составил 0,9%, что на 0,6 процентных пункта выше значения предыдущего месяца и на 0,7 процентных пункта – сентября 2006 года [приложение 3].
Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен – 0,9% прироста сводного индекса – внесли темпы роста цен на продовольственные товары (на 1,6%). Непродовольственные товары подорожали на 0,5%, что привело к росту сводного индекса потребительских цен на 0,1%. Тарифы на платные услуги снизились в сентябре по сравнению с августом на 0,2%, сократив сводный индекс на 0,1%.
Всего за девять месяцев 2007 года инфляция на потребительском рынке составила 5,4% против 3,1% за аналогичный период предыдущего года. Среднемесячный прирост цен за январь-сентябрь 2007 года (0,6%) был на 0,3 процентных пункта выше, чем за тот же период 2006 года.
Цены производителей промышленной продукции за сентябрь 2007 года относительно августа возросли на 1,1%; строительно-монтажные работы подорожали на 1%. Прирост цен производителей промышленной продукции за девять месяцев 2007 года составил 13,4%, цен на строительно-монтажные работы – 8,7% вместо 5,8 и 7%, соответственно, за тот же период 2006 года.
Ценовая ситуация в промышленности в сентябре определялась ростом цен во всех отраслях. Наиболее значительно возросли цены в топливной промышленности – на 2,5% по сравнению с августом [приложение 4].
Инвестиции
Информация об иностранных инвестициях, поступивших в реальный сектор экономики республики, позволяет объективно оценить возможные последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам страны и обеспечивающую достижение перспективных целей.
В последние годы сложилась положительная тенденция валового поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики республики. Объемы зарубежных вложений увеличиваются достаточно стабильными темпами. За 2004–2007 гг. ежегодный приток иностранного капитала в Республику Беларусь увеличился с 1,5 млрд долл. США до 5,4 млрд долл. США, или в 3,6 раза (табл. 1).
Таблица 1
Динамика поступления иностранных инвестиций в 2004–2007 гг., тыс. долл. США
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2007 г. (в % 2006 г.)
Республика Беларусь
1 517 381,4
18 16169,1
4 036 054,0
5 421 864,6
134,3
Из них:
прямые инвестиции
859 176,3
451 303,1
748 594,1
1 313 471,2
175,5
В том числе:
вклад в уставный фонд
100 787,7
54200,4
73 296,5
183 390,3
250,2
кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов
568 141,7
325 310,4
595 650,2
786 093,8
132,0
финансовая аренда (лизинг)
362,0
1324,4
1497,9
4256,0
284,1
прочие прямые инвестиции и реинвестирование
189 884,9
70 467,9
78 149,5
339 731,1
434,7
портфельные инвестиции
391,3
246,9
3224,2
2233,1
69,3
прочие инвестиции
657 813,8
1 364 619,1
3 284 235,7
4 106 160,3
125,0
В том числе:
торговые кредиты
185 284,6
263 060,3
436 828,9
427 597,7
97,9
иностранные кредиты и займы
152 880,1*
1 091 319,7
2 814 101,4
3 634 210,8
129,1
другие иностранные инвестиции
319 649,1**
10 239,1
33 305,4
44 351,8
133,2
* Без иностранных займов.
** Включая иностранные займы.
В общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики в 2007 г., доля прямых инвестиций составила 24,2 % (в 2006 г. — 18,5 %), портфельных — 0,04 % (0,1 %), прочих — 75,7 % (81,4 %).
Несмотря на некоторое увеличение в 2007 г. доли прямых иностранных инвестиций тенденция сохранения неэффективной структуры импортируемого капитала выражена предельно четко — в ней преобладающими являются прочие инвестиции, основная часть которых представлена кредитами, включая кредиты от различных международных финансовых организаций и правительств иностранных государств.
Зарубежные кредиты, получаемые правительством, при их предоставлении инициаторам высокорентабельных инвестиционных проектов могли бы стать источником дополнительных доходов бюджета. Однако это возможно лишь при условии достаточно низких процентных ставок предоставления таких кредитов и соблюдении принципов проектного финансирования, при соответствующем жестком контроле за фактическим использованием заемных средств.
Самой привлекательной формой инвестиций для стран-импортеров, в том числе и для Республики Беларусь, являются прямые инвестиции. Их преимущество перед другими формами инвестиций очевидно. Помимо прямого экономического эффекта в виде налоговых поступлений, увеличения занятости, стимулирования национальных поставщиков и расширения внутреннего рынка, прямые иностранные инвестиции оказывают в высшей степени благотворное влияние в сфере трансферта технологии, распространения передового опыта в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д.
Начиная с 2002 г. в республике наблюдался постоянный рост валового поступления прямых иностранных инвестиций: 2002 г. — 298,9 млн долл. США (41,4 % от всех полученных инвестиций), 2003 г. — 674,5 млн долл. США (51,6 %), 2004 г. — 859,2 млн долл. США (56,6 %), что подтверждает положительные результаты работы загранучреждений и растущий интерес иностранных инвесторов к установлению взаимовыгодных партнерских отношений.
Однако в 2005 г. поступление прямых (и обычно долгосрочных по своему характеру) инвестиций, в которых Республика Беларусь особенно заинтересована, составило 453,1 млн долл. США, а их доля в общем поступлении иностранного капитала снизилась до 24,9 %. По итогам 2006 г. доля прямых инвестиций снизилась еще на 6,4 процентных пункта и составила 18,5 % в общем объеме поступивших иностранных инвестиций.
В 2007 г. отмечается тенденция роста поступления прямых инвестиций — 1,3 млрд долл. США, что в 1,8 раза больше, чем в 2006 г. При этом их доля в общем поступлении иностранного капитала возросла до 24,2 %.
Наибольший интерес с точки зрения воздействия на развитие белорусской экономики представляет распределение прямых иностранных инвестиций по их видам [приложение 5].
В 2004–2007 гг. наибольший удельный вес в составе прямых инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики, занимали кредиты, полученные от прямых инвесторов.
Иностранный капитал приходит в Республику Беларусь в основном в отрасли, обеспечивающие инвесторам гарантированные доходы, а также в отрасли с быстрой окупаемостью вложений. Зарубежные инвестиции практически не участвуют в создании в республике современных высокотехнологичных производств и услуг, которые смогли бы коренным образом изменить сложившуюся внешнеэкономическую специализацию страны.
В этих условиях все более актуальной становится задача разработкикомплексной концепции государственной политики в сфере привлечения зарубежных инвестиций. В данной концепции должны быть определены отраслевые и территориальные приоритеты (включая условия доступа иностранного капитала в различные отрасли; меры по снижению инвестиционных рисков и обеспечению льгот вкладчикам; задачи и полномочия структур, обеспечивающих реализацию государственных интересов в данной сфере).
Привлечение в белорусскую экономику иностранных инвестиций в широких масштабах преследует долговременные стратегические цели создания в республике цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
В I полугодии 2008 года на развитие экономики использовано инвестиций в основной капитал на 23,9 % больше уровня I полугодия 2007 г. (прогноз на 2008 год на 15-17 %).
Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в I полугодии 2008 г. составили 128,4 % к уровню I полугодия 2007 г. Удельный вес этих затрат в общем объеме инвестиций составил 42,4 %.
Из общего объема инвестиций в основной капитал в I полугодии т.г. 28 % использовано в промышленности республики, 20,3 % — в жилищном строительстве, 13,5 % – в сельском хозяйстве, 9 % – на транспорте.
По производственным отраслям экономики наиболее высокие темпы использования инвестиций в основной капитал в I полугодии 2008 г. сложились в строительстве (140 % к уровню I полугодия 2007 г.), сельском хозяйстве (134,6 %), промышленности (124 %), торговле и общественном питании (122,4 %).
Удельный вес инвестиций в основной капитал в объеме валового внутреннего продукта в I полугодии 2008 г. составил 25,8 %, против 23,8 % в аналогичном периоде 2007 года.
На строительство жилых домов в I полугодии 2008 г. использовано 20,3 % от общего объема инвестиций, или 122,3 % к уровню I полугодия 2007 г.
        Таким образом, необходимо увеличить объем привлекаемых иностранных инвестиций, сосредоточить имеющиеся ограниченные внутренние ресурсы на развитии особо важных инвестиционных проектов экспортоориентированной и импортозамещающей направленности, обеспечивающих высокую окупаемость и быструю отдачу капитальных вложений, значительное повышение конкурентоспособности продукции.
Основными целевыми показателями прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в 2008 году предусматривается ввести в эксплуатацию 5200 тыс. квадратных метров общей площади жилья за счет всех источников финансирования. При этом в I полугодии 2008 года предусматривается ввести не менее 50 % годового объема. В I полугодии 2008 г. введено в эксплуатацию 2722,6 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов, что составляет 52,4 % к предусмотренному заданию на год. По сравнению с I полугодием 2007 г. ввод в действие жилья увеличился на 359,7 тыс. квадратных метров, или на 15,2 %.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.