--PAGE_BREAK--По степени зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на пропорциональные (условно – переменные) и непропорциональные (условно – постоянные). Условно – переменные – изменяются прямо пропорционально росту объема производства (сырье, основные материалы, расход топлива, энергии на технологические цели и т.д.). Условно – постоянные затраты при изменении объема производства существенно не изменяются (расходы на освещение, отопление, амортизацию зданий и сооружений и т.п.)
Величина накладных (условно-постоянных) расходов (табл. 8, графа 10) рассчитывается как разность между общей суммой затрат по смете (табл. 7) и величиной суммарных переменных расходов в себестоимости изделий А и Б (табл. 8, графа 10).
Распределение накладных расходов по изделиям (расчет на весь выпуск продукции и на единицу продукции) производится в соответствии с трудоемкостью изготовления изделий по коэффициенту распределения.
Кр = ЗПА(Б) / ЗПобщ, (5)
где ЗПА(Б) – заработная плата производственных рабочих на весь выпуск изделий А или Б,
ЗПобщ – общая сумма заработной платы производственных рабочих на выпуск всех изделий.
Кр = 80000/280000=0,29
Кр =200000/280000=0,71
1055193,9*0,29=306006,2 руб. – для изделия А на весь выпуск
306006,2/1000=306 руб. – для изделия А на единицу продукции
4210787,9–3155594=1055193,9 руб. – условно – переменные расходы
Полная себестоимость выпуска изделий А и Б за квартал должна равняться общей сумме затрат по смете затрат на производство в строке «Итого затрат».
Расчет оптовой и отпускной цены предприятия для изделий А и Б. Определение объемов производства и реализации продукции
Цена на продукцию является для предприятия не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Ведь цена в данном случае, как тактическое средство дает предприятию ряд преимуществ:
1) в отличие от большинства методов, применяемых по стимулированию спроса, использование цены не требует дополнительных денежных расходов, как, например, при проведении рекламных мероприятий, индивидуализация продукта, его продвижение и т.д.
2) привлекательность товаров, выраженную в цене потребители находят легче, чем на основе рекламы, индивидуализации продукции и т.д.
3) даже когда другие методы стимулирования, в частности организация персональных продаж и рекламы, являющимися основными, цена может использоваться как мощное средство их поддержания.
Исходным этапом ценовой политики предприятия является определение ее целей. Таковыми могут быть:
SYMBOL 183 \f «Symbol» \s 10 \h обеспечение выживаемости в условиях конкуренции;
SYMBOL 183 \f «Symbol» \s 10 \h максимизация текущей прибыли;
SYMBOL 183 \f «Symbol» \s 10 \h завоевание лидерства по показателям доли рынка или качества товара.
Далее необходимо выявить спрос на товар, который определяет прежде всего верхний уровень цены. Минимальный уровень цены очерчивает общие (валовые) издержки предприятия, представляет сумму постоянных и переменных издержек.
Существенное влияние на цену оказывает поведение конкурентов и цен на их продукцию. Для определения цен и качества товаров своих конкурентов предприятие может произвести сравнительные покупки и сопоставить цены и товары между собой. Такое сопоставление помогает фирме установить диапазон цен.
Оптимально установленная цена на производимый товар должна полностью обеспечить возмещение всех издержек по производству и реализации продукции, а так же получение определенной нормы прибыли.
Действующие методики определения цены учитывают следующие возможные варианты: слишком низкая цена, возможная цена, слишком низкая цена.
Предприятие будет реализовывать продукцию через отдел сбыта за безналичный расчет. Для этого необходимо определить оптовую и отпускную цену предприятия.
Оптовая цена предприятия определяется по формуле:
Цопт = Сп + Преал = (1+ Р/100) * Сп, (6)
где Р – рентабельность изделия, % (табл. 1); Сп – полная себестоимость изделия, руб./шт.,
Преал – прибыль от реализации единицы продукции, руб./шт.
Для изделия А: Цопт=(1+25/100)*1541,87=1927,34 руб.
Преал=Цопт-Сп=1927,34–1541,87=385,47 руб.
Для изделия Б: Цопт=(1+35/100)*1334,45=1801,51 руб.
Преал=1801,51–1334,45=467,06 руб.
Отпускная цена предприятия для реализации изделий за безналичный расчет определяется по формуле:
Цотп = (1+ НДС/100) * Цопт, (7)
где НДС – ставка налога на добавленную стоимость, % (табл. 4); Цопт – оптовая цена изделия, руб./шт.
Для изделия А: Цотп=(1+18/100)*1927,34=2274,26 руб.;
Для изделия Б: Цотп=(1+18/100)*1801,51=2125,78 руб.;
Объемы производства и реализации изделий в оптовых ценах определяются по формуле:
РПопт = Цопт(А) * В(А) + Цопт(Б) * В(Б), (8)
где В(А) и В(Б) – объемы производства и реализации изделий А и Б за квартал в натуральном выражении.
РПопт=1927,34*1000+1801,45*2000=1927340+3602900=5877160 руб.;
Объемы производства и реализации изделий в отпускных ценах предприятия определяются по формуле:
РПотп = Цотп(А) * В(А) + Цотп(Б) * В(Б), (9)
РПотп=2274,26*1000+2125,78*2000=2274260+421560=6525820 руб.
Результаты выполненных расчетов представлены в виде таблицы (табл. 8).
Таблица 8. – Цены и объемы производства и реализации изделий А и Б
Расчет прибыли по всем видам деятельности и определение балансовой прибыли предприятия
Конечным результатом деятельности коммерческой организации является получение прибыли. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений выполняет функции:
1. как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности;
2. стимулирующую функцию, проявляется в процессе ее распределения и использования;
3. как основной источник формирования доходной части бюджета разных уровней.
Балансовая прибыль – это валовая прибыль, уменьшенная на сумму льгот по прибыли, отчисленных в резервный фонд (дивиденды) и доходы по акциям
Балансовая прибыль включает:
SYMBOL 183 \f «Symbol» \s 10 \h прибыль от продаж;
SYMBOL 183 \f «Symbol» \s 10 \h результат от операций с имуществом и финансовой деятельностью
SYMBOL 183 \f «Symbol» \s 10 \h результат от внереализационной деятельности.
Балансовая прибыль предприятия формируется из следующих видов прибыли:
Пб = Пр + Пврд, (10)
где Пр – прибыль по реализационной деятельности;
Пврд – прибыль по внереализационной деятельности.
Прибыль по реализационной деятельности складывается:
Пр = Пп + Пк, (11)
где Пп – прибыль по основной производственной деятельности;
Пк – прибыль по коммерческой деятельности (реализация имущества, товаров).
Прибыль по основной производственной деятельности определяется по формуле:
Пп = РП – Сз, (12)
где РП – объем реализации изделий в оптовых ценах без НДС,
Сз – сумма затрат на производство по смете затрат (табл. 6).
Прибыль по коммерческой деятельности определяется по формуле:
, (13)
где Цпрод и Цпок – цена продажи и цена покупки товара (металла),
Впрод – объем продажи металла в натуральном выражении.
Прибыль по внереализационной деятельности можно рассчитать, используя данные табл. 4, по формуле:
Пврд = Па + Пд, (14)
где Па – прибыль от сданного в аренду имущества,
Пд – дивиденды по ценным бумагам.
Пп=5877160–42107787,9=1666372,1 руб.
Пк=(3500–3200)/(1+18/100)*255=86440,68 руб.
Пврд=3*30000+80000=170000 руб.
Пр=1666372,1+86440,68=1752812,78 руб.
Пб=1752812,78+170000=1922812,78 руб.
Результаты расчетов приведены в таблице 9.
Таблица 9. Определение балансовой прибыли предприятия
Распределение прибыли
Налогооблагаемая прибыль определяется по формуле:
Пн = Пб – Нб, (15)
где Нб – налоги, выплачиваемые из балансовой прибыли (принимаются по данным табл. 4).
Виды налогов:
1.Налог на прибыль.
Объектом налогообложения является валовая прибыль, исчисляемая как разница между выручкой от реализации и издержками. При этом она уменьшается на сумму НДС и акцизов.
2.Налог на добавленную стоимость.
Форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
3.Акцизы.
Акцизы – это косвенные налоги, включающиеся в цену товара и оплачиваемые покупателями. Все подакцизные товары реализуются по ценам, включающим акцизы.
4.Налоги на физических лиц.
4.1. Подоходный налог.
4.2. Налог на имущество.
Объектами налогообложения являются жилые дома, приватизированные квартиры, дачи, гаражи и т.п.
4.3. Налог на наследование и дарение.
Налоговая политика проводится не только с целью пополнения государственной казны, но и для стимулирования экономики
Пн=1922,812–90=1822,812 тыс. руб.
Затем определяется налог на доход по ценным бумагам:
Нд = Пд * 15/100, (16)
где 15 – ставка налога на доход по ценным бумагам, %.
Нд=80000*15/100=12 тыс. руб.
Далее определяется налог на прибыль по основной деятельности и от аренды:
Нп = (Пн – Пд) *24/100, (17)
где 24 – ставка налога на прибыль, %.
Нп=(1832,812–80)*24/100=436,995 тыс. руб.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия:
Ппред = Пн – Нд – Нп. (18)
Пред=1832.812–12–436,995=1383,817 тыс. руб.
При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.
Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:
SYMBOL 183 \f «Symbol» \s 10 \h на формирование резервных фондов;
SYMBOL 183 \f «Symbol» \s 10 \h на выплату доходов учредителям;
SYMBOL 183 \f «Symbol» \s 10 \h на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).
Чистая прибыль определяется как разница между прибылью, остающейся в распоряжении предприятия, и суммой экономических санкций (табл. 4) по формуле:
Пч = Ппред – Сэс, (19)
где Сэс – сумма экономических санкций за квартал (табл. 4).
Пч=1383,817–40=1343,817 тыс. руб.
Результаты расчетов занесены в таблицу 10.
Таблица 11. Распределение прибыли предприятия
В завершение выполненных расчетов все полученные показатели скорректируем на полугодие и приведем в форме таблицы 12.
Таблица 12. Экономические показатели деятельности предприятия в первом полугодии
Определение объемов капиталовложений в развитие производства
Капиталовложения– это инвестиции в основной капитал, затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение.
Капитальные вложения подразделяют на следующие виды:
1) старые капитальные вложения– стоимость действующих основных фондов.
2) новые капитальные вложения– стоимость нового оборудования с учетом транспортировки, монтажа, затрат на модернизацию действующих основных фондов, затрат на проектирование, затрат на строительство и изменение оборотных средств.
Инвестиции – это вложения в активы предприятия с целью выпуска новой продукции, повышения его качества, увеличения продаж и прибыли. Инвестиции обеспечивают расширенное производство, создают рабочие места, способствуют росту прибыли и повышению жизненного уровня работников, а также увеличивают налоговое поступление в бюджет. В ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» даются следующие определения: Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.
На внедрение научно-технических мероприятий будет направлена единовременная сумма средств, которая рассчитывается по формуле:
Кн = А + Пч * Оп/100, (20)
где Аг – годовая сумма амортизационных отчислений, руб.;
Пч – годовая сумма чистой прибыли (таблица 12), руб.;
Оп – размер отчислений от чистой прибыли, % (табл. 6);
Кн – величина капитальных вложений на внедрение научно-технических мероприятий, руб.
Кн=533000+4456434,68*22/100=1513415,63 руб.=1,5 млн. руб.
Аг=Соф*На/100=3,8*12,5/100=0,475=475000 руб.
Расчет снижения себестоимости изделий за счет внедрения научно-технических мероприятий
Себестоимость– это все затраты на производство и реализацию продукции.
В процессе планирования себестоимости на предприятии проводят следующие мероприятия:
1) Разрабатывают смету производства по элементам затрат, которая отражает все затраты предприятия на выполнение производственной программы. Как правило, смету разрабатывают не сразу по всему предприятию, а отдельно по каждому цеху и подразделению, и полученные данные суммируют.
2) Определяют калькуляцию себестоимости отдельных видов изделий (по отдельным заказам, комплектам, секциям, партиям и т.п.). Во вспомогательных цехах, выпускающих однородную продукцию (эл. энергия, транспортные услуги и т.п.), объектом калькуляции является единица выпускаемой продукции (кВт./ч., т. и т.п.).
Во втором полугодии текущего года произойдет изменение некоторых факторов внешней среды и в результате внедрения научно-технических мероприятий изменится ряд технико-экономических факторов производства, что окажет влияние на себестоимость продукции. В таблице 5 приведены внешние и внутрипроизводственные технико-экономические факторы и их изменение во втором полугодии текущего года.
С учетом изменившихся факторов внешней и внутренней среды (после внедрения научно-технических мероприятий), рассчитаем себестоимость единицы изделий А и Б, а также квартальный объем производства во втором полугодии текущего года.
продолжение
--PAGE_BREAK--