Карнаухова Екатерина, Калинина М. Л.
III Всероссийский конкурс юношеских исследовательскихи проектных работ по историко-церковному краеведению
Введение
СергиевПосад был знаменит не только Троице-Сергиевой Лаврой, но и своими окрестностями,где находились монастыри, скиты и пустыни. Спасо-Вифанский монастырь среди ниходин из самых древних. Он представлял собой комплекс памятников XVIII – XIXвеков. История основания, связанная с именем московского митрополита Платона, свидетельствасовременников, сохранившиеся гравюры и фотографии, архивные материалы говорят отом, что монастырь был одной из достопримечательностей Сергиево-Посадскогокрая.[6, с. 3]
Именнопоэтому мы решили изучить историю Спасо-Вифанского монастыря и жизнь, деятельностьи культурное наследие основателя монастыря, выдающегося церковного деятеляРоссии XVIII века – московского митрополита Платона. Тем более что с наследиемВеликого пастыря мы сталкиваемся каждый день, так как живем рядом с еготворением – Спасо-Вифанским монастырем.
Ипускай на сегодняшний день монастырь мало напоминает о былом великолепии, новосстановительные работы, которые сейчас ведутся, позволяют нам надеяться, чтов скором будущем мы сможем снова гордиться великолепным архитектурным ансамблемвозрожденного монастыря.
Изучаяисторию «своей малой Родины», мы стали понимать, что углубленные знания о месте,где ты живешь, о людях, которые здесь ранее жили и трудились, способныпробудить у человека любовь к родному краю, любовь к Родине и готовность еезащищать.
Всеэто и определило цель нашей работы:
разработатьэкскурсию по возрождающемуся Спасо-Вифанскому монастырю для членовкраеведческого объединения, учащихся МОУ СОШ № 8 и воспитанников Воскреснойшколы при Спасо-Вифанском монастыре.
Задачамипроекта стали:
·Изучить историю Спасо-Вифанского монастыря, восстановить хронологию егосоздания;
·Изучить жизнь и деятельность московского митрополита Платона (Левшина) какоснователя Спасо-Вифанского монастыря и Вифанской семинарии;
·Обобщить и систематизировать изученный материал;
·Подобрать фотографии с видами монастыря в прошлом;
·Оформить собранный и изученный материал в виде экскурсии.
Впроцессе исследования мы встретились со старшим научным сотрудникомСергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Хруновой Н.В., настоятелемСпасо-Вифанского монастыря игуменом Даниилом; изучили работы ряда авторов:Снегирева И.М., Голубцова С., Голубинского Е.Е., Лещинского А.Н., Хруновой Н.В.и др. В этих работах достаточно подробно представлена история Спасо-Вифанскогомонастыря, жизнь и деятельность его основателя.
Характеристикаэтапов работы
1этап работы – исследовательский:
·изучение истории Спасо-Вифанского монастыря, который явился основообразующиммоего микрорайона; восстановление хронологии его создания;
·изучение жизни и деятельности Московского митрополита Платона (Левшина) какоснователя Спасо-Вифанского монастыря и Вифанской семинарии;
2этап – обобщение и систематизация материала:
·обобщение собранного материла, написание работы;
·выступление с сообщениями на заседаниях школьного краеведческого объединения«Вифания»;
·создание компьютерного архива по истории Спасо-Вифанского монастыря;
·создание компьютерной презентации по истории Спасо-Вифанского монастыря;
3этап – популяризация:
·подготовка доклада по истории Спасо-Вифанского монастыря для ежегодной школьнойнаучно-практической конференции;
·разработка и проведение экскурсии по возрождающемуся Спасо-Вифанскому монастырюдля членов краеведческого объединения, учащихся МОУ СОШ № 8 и воспитанниковВоскресной школы при Спасо-Вифанском монастыре;
Результатыработы
Входе проведенного исследования были получены следующие результаты:
·На 1 этапе изучив историю Спасо-Вифанского монастыря, я узнала, что он былоснован в 1783 году настоятелем Троице-Сергиевой лавры, московским митрополитомПлатоном (Левшиным), выдающимся церковным деятелем России. Поначалу монастырьсуществовал как кладбищенское отделение Лавры для погребения братии. Главнойдостопримечательностью монастыря была церковь Преображения Господня (1783-1786гг.) – уникальное сооружение овальной формы с двухъярусным алтарём. Вместоиконостаса возвышалась искусная гора Фавор, украшенная мхом, цветами, кустарникамии зверями.
·На 2 этапе было подготовлено сообщение о промежуточных результатах исследования,которое было представлено на заседании школьного краеведческого объединения«Вифания». Совместно с другими участниками объединения приняла участие всоздании компьютерного архива по истории Спасо-Вифанского монастыря иподготовке компьютерной презентации «О тебе, моя Вифания…». Все эти материалыбыли использованы при написании данной работы.
·На 3 этапе был подготовлен доклад по истории Спасо-Вифанского монастыря дляежегодной школьной научно-практической конференции. И, наконец, быларазработана и проведена экскурсия «Вифания, приют родимый…» для членовкраеведческого объединения, учащихся МОУ СОШ № 8 и воспитанников Воскреснойшколы (см. Приложении 1). Экскурсия рассчитана на 40 минут и включает 7экскурсионных объектов:
·старое и новое здания Вифанской семинарии (в процессе восстановления);
·монастырская гостиница (в процессе восстановления);
·Храм Сошествия Святого Духа с приделом в честь Николая Чудотворца (нынедействующий);
·колокольня (в стадии завершения строительства);
·Преображенский храм (ведутся внутренние работы);
·Вифанские (Ершовские) пруды с плотиной бывшей монастырской водяной мельницы.
Дляпроведения экскурсии был подготовлен так называемый «портфель экскурсовода», которыйвключает в себя 19 фотографий.
Перспективыдальнейшего исследования:
·продолжение работы по изучению истории Спасо-Вифанского монастыря, в частностипоиск материала о тех, кто когда-то был похоронен на его территории;
·изучение истории Вифанской семинарии и поиск материала об ее учащихся;
·разработка буклета о прошлом и настоящем Спасо-Вифанского монастыря;
·разработка новых тем экскурсий, например «Вифанская семинария», «Историямикрорайона Птицеград (на его территории в настоящее время находитсяСпасо-Вифанский монастырь) и другие.
Заключение
Благодаряэтой работе мы больше узнали об истории создания Спасо-Вифанского монастыря идуховной семинарии, о человеке, стараниями которого преобразилось то место, котороемы называем «Малой Родиной». Мы будем продолжать изучение истории своей МалойРодины, так как без знания истории родного края невозможно осмыслить историюРоссии.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Текстэкскурсии «Вифания, приют родимый…»
Способпередвижения – пешеходная.
Продолжительность– 40 мин.
Составучастников экскурсии – школьники.
Маршрутэкскурсии:
Колокольня→ Преображенский храм → церковь Сошествия Святого Духа →старое здание Вифанской семинарии → новое здание Вифанской семинарии →монастырская гостиница → Вифанские (Ершовские) пруды.
Остановка1 – в сквере напротив входа в Спасо-Вифанский монастырь.
Здравствуйте,ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое нашего с вамимикрорайона – Птицеград. Но это современное название, а раньше, 200 лет назад, этоместо называлось Вифания, и было оно уединенным, вдали от главных дорог. Воткак писал об этом месте митрополит Платон: «Место это «яко на красивомположении и при изобилии вод, но впусте оставленное ». Именно сюда решаетудалиться и «окончить свои последние годы в тишине» Московский митрополитПлатон, который и основал здесь Спасо-Вифанский монастырь. Сейчас мы видим, какон возрождается, а раньше он выглядел иначе (показ фотографий 1 и 2 из«портфеля экскурсовода»).
Егооснователем являлся Московский митрополит Платон (Левшин) — выдающийсяцерковный деятель России второй половины XVIII — начала XIX веков (показфотографии 3). Митрополит Платон (в миру Петр Георгиевич Данилов) родился в 1737 г. Фамилию Левшин он получил, учась в Славяно-греко-латинской академии, располагавшейся вМосковском Заиконоспасском монастыре. Еще до окончания академии Петр Левшин сталпреподавать в ней поэтику и греческий язык. В 1758 г. он был приглашен учителем риторики в Московскую семинарию, находившуюся в Троице-Сергиевойлавре. Там в возрасте двадцати одного года он принял иноческое пострижение под именемПлатона.
В 1761 г. Платон был назначен ректором семинарии и учителем богословия. А в 1763 г. императрица Екатерина II своим указом возвела его в сан наместника Троице-Сергиевой лавры.Спустя несколько месяцев он становится придворным проповедником изаконоучителем наследника престола Павла Петровича.
В 1766 г. Платон по высочайшему повелению был произведен в архимандритыТроице-Сергиевой лавры и вскоре стал членом Св. Синода. А в 1770 г. наречен архиепископом Тверским с сохранением звания архимандрита Лавры. Через пять лет указомимператрицы архиепископ Платон был переведен из Тверской епархии в Московскую, ив 1787 г. ему был пожалован сан митрополита Московского.
Однаков 1792 г. он просит Екатерину II освободить его по состоянию здоровья отепархиального управления, но оставить при этом архимандритом Лавры. Его просьбабыла удовлетворена, и Платон получил возможность проводить большую частьвремени в Лавре. Управление епархиальными делами на время его отсутствия встолице поручалось викарию.
ПриПлатоне в Лавре производились значительные работы. Во многих церквях заменялисьиконостасы, обновлялись росписи стен храмов, главы Троицкого и Никоновскогособоров и центральная глава Успенского храма были покрыты позолоченными меднымилистами, построены новое здание ризницы, Серапионова палатка, придел МаксимаГрека у Духовской церкви (ныне не существующий), обелиск, усыпальница Годуновыхи многие другие постройки. Не все платоновские переделки можно оценитьоднозначно положительно. Но, тем не менее, надо отдать должное уму и вкусунастоятеля лавры, при котором ее ансамбль окончательно сложился.
Строительствовелось не только на территории Лавры, но и в ее окрестностях. Одной из самыхзначительных платоновских построек стал Вифанский монастырь, основанный им в 1783 г. Поначалу он существовал, как кладбищенское отделение Лавры для погребения братии.
Монастырьимел довольно небольшую территорию, обнесенную кирпичной оградой с 4 башнямидовольно строгой формы и 4 воротами (показ фотографии 4).
Главныйвход в монастырь оформляла двухъярусная колокольня, построенная в 1786 г. Нижний ярус представлял собой входные ворота, второй — открытый ярус звона. Венчал звонницунебольшой купол шлемовидной формы. К северному и южному фасадам колокольнипримыкали два небольших двухэтажных каменных корпуса, построенных одновременнос ней и являвшихся частью крепостной стены. В них размещались братские кельи(показ фотографии 5). Именно эта дорога на фотографии и соединяет наш с вамимикрорайон с центром города Сергиев Посад. Сравните нынешнюю колокольню с той, котораябыла (они очень похожи).
Атеперь давайте пройдем на территорию Спасо-Вифанского монастыря. Переход.
Остановка2 – на территории между колокольней и Преображенским храмом.
Есливы посмотрите на эту фотографию (показ фотографии 6), то можно представить, каквыглядел монастырь чуть более 100 лет назад. Главной достопримечательностьюмонастыря являлась церковь Преображения Господня (показ фотографий 7, 8).Возводилась она по проекту прапорщика архитектуры Николая МатвеевичаОдоевского. За ходом строительства наблюдал архитектор Василий Яковлев, работавшийв лавре. К концу 1783 г. церковь была отстроена «вчерне». В следующемгоду стены ее были расписаны живописцем Ильей Никифоровым. 6 августа (ст. ст.) 1786 г. — в день празднования Преображения Господня — состоялось торжественное освящение храма.
Преображенскаяцерковь стала центром монастыря и имела двухъярусный алтарь. Верхний храм имелпрестол Преображения Господня. Нижний был освящен в 1785 г. во имя «Воскресения Лазаря. Устройство одного храма под другим объяснено самим Платоном:«Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением ипреображением есть союз таинственный.… Не можно удостоиться преображения, доколене удостоился воскресения».
Преображенскаяцерковь, по словам современников, была «замечательная по своейзатейливости». И, действительно, очень немногие провинциальные храмы имелиинтерьеры, подобные главному собору Ви-фанского монастыря. Вместо традиционногоиконостаса перед вошедшим в храм представала искусственная гора Фавор (показфотографии 9), украшенная мхом, цветами, кустарниками и зверьками, гнездящимисяв ее уступах, выполненная скульптором Кононом Песковым. Она должна быланапоминать богомольцам ту природную гору Фавор, покрытую растительностью сподошвы до вершины, на которой, по церковному преданию, произошло ПреображениеГосподне. У подножия горы «в дополнение к величественной картинеприроды» размещались рог единорога весом 2 пуда 17 фунтов, олений рог и огромные китовые позвонки. На вершине горы находился круглый резнойпозолоченный иконостас, симметрично украшенный цветными стеклами и увенчанныйлегким куполом, внутри посеребренным, а сверху позолоченным. К иконостасу можнобыло подняться по двум лестницам, располагавшимся по обеим сторонам горы. Однаиз них, ведущая к северным дверям алтаря, фигурная, искусно высеченная в скале,представляла собой некое подобие природной и не предназначалась дляповседневного использования. Вторая — каменная — приводила к южным дверямиконостаса. У этих дверей находился образ Воскресения Христова, выполненный измелких камней и различных горных пород мастерами Сибири. Свет, проходившийчерез четырнадцать больших окон с разноцветными стеклами, придавал храмуподобие евангельской горы Фавор, осененной светом Преображения.
Такимобразом, соборный храм Преображения, по замыслу Платона, как бы наглядноизображал событие на горе Фавор.
Нижнийхрам Воскресения Лазаря располагался внутри подножия горы Фавор, за что получилназвание вертепного, т.е. пещерного. Его иконостас, подобно верхней церквиПреображения, был устроен полукругом. «Обходя храмы сии, — писалмитрополит Платон, — поклонись воскресшему и нас воскресающему Господу».
Слеваот входа в храм, в углублении, находился дубовый гроб преподобного СергияРадонежского, основателя Троице-Сергиева монастыря. В 1786 г. Платон повелел перенести его из Лавры в Вифанию для освящения вновь устроенной обители.
Недалекоот Преображенской церкви, на южной стороне Вифанского монастыря, находилисьпокои Платона (показ фотографии 10). Они представляли собой двухэтажноедеревянное здание на каменном фундаменте. При входе в них у окна с правойстороны шла надпись: «Не выноси сору вон». В покоях была устроенанебольшая домовая церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов. В этой церкви впоследние годы своей жизни священнодействовал сам митрополит Платон.
Покоимитрополита (показ фотографии 11) включали в себя приемный зал с зеркальнымпотолком, состоящим из сорока восьми зеркальных стекол, гостиную, галерею, кабинет,столовую и небольшую летнюю «почивальню». Все убранство покоев носило«следы ума и вкуса» их хозяина. Залы украшали произведения живописи, графики,прикладного искусства в большинстве своем времени царствования ЕлизаветыПетровны, современных Платону мастеров и многочисленные подаркизападноевропейской работы.
Напротивпокоев Платона, на северной стороне монастыря, располагалось здание, отведенноедля казначея, впоследствии служившее гостиными покоями. Нижний этаж его былкаменным, а верхний — деревянным. В настоящее время, все вы знаете, это зданиезанимает контора ЭПХ ВНИИТИП.
В1812 году митрополит Платон умирает, и его хоронят в Преображенском храме, внижней церкви Воскресения Лазаря с северной стороны рядом с деревянным гробомСергия Радонежского. Место это определил Платон за несколько лет до кончины, ипо его просьбе заранее изготовили гроб. Захоронение было чтимо в Вифанскоммонастыре. Гроб освещался неугасимой лампадой, как знак того, что «славаего дел не угаснет в сердце обители, им основанной». В настоящее времягробница митрополита Платона находится в Духовской церкви Троице — Сергиевойлавры.
Послесмерти основателя Вифанский монастырь продолжал жить своей жизнью, продолжалосьв нем и строительство. Самой значительной постройкой последующих лет стал соборТихвинской Богоматери (показ фотографии 12). Причиной строительства новогохрама явилось обветшание домовой церкви Святого Духа, что находилась в покояхмитрополита Платона. Сначала ее хотели возобновить. Но затем решили построитьновый храм больших размеров, учитывая увеличивающееся количество богомольцев иучащихся Вифанской семинарии.
Соборбыл поставлен с восточной стороны покоев митрополита Платона. Заложенный в 1860 г., он строился несколько лет на средства Московского митрополита Филарета, купца ГригорияАлексеевича Красногорова и других «доброхотных дателей». Это былмассивный, пятиглавый храм. Собор имел пять престолов: средний алтарь в нижнемярусе во имя Тихвинской иконы Богоматери, два нижних боковых придела: левый –во имя св. мучеников Платона и Романа и правый – во имя архангела Михаила.Верхний этаж собора был отделан в 1866 г. В июле митрополит Филарет освятил главный храм в честь Сошествия Святого Духа. Этот престол был перенесен вновый храм из разобранной домовой церкви митрополита Платона. Последним былосвящен верхний боковой придел во имя Николая Чудотворца. В настоящее время этацерковь, как вы все знаете, действующая.
Важнуюроль в жизни монастыря сыграло посещение Вифанской обители императором ПавломI. 23 апреля 1797 г. после коронации он прибыл в Троицкую лавру, а на следующийдень вместе с членами своей семьи посетил Вифанию. Государю здесь оченьпонравилось. Особенно он хвалил домовую церковь митрополита Платона и дажехотел у себя такую сделать.
1мая 1797 г. Павел I издал указ о возведении Вифанского монастыря в степеньвтороклассного с сохранением за ним назначения кладбища Лавры. В нем жеговорилось об утверждении наместников Троице — Сергиевой лавры настоятелямиВифанской обители и о создании в Вифании семинарии с количеством учащихся 100человек.
Впамять о посещении Вифанского монастыря императором Платон приказал соорудитьобелиск, который и был поставлен у входа в Митрополичьи покои (показ фотографии13) в небольшой открытой «беседке». Кровлю «беседки» венчалзолоченый двуглавый орел. Обелиск представлял собой небольшую стелу с надписьюв форме диалога посетителя с Вифанией. В тексте говорилось о пребывании тамПавла I, о преобразовании обители во второклассный монастырь и об учреждениисеминарии.
Всвоей автобиографии Платон сообщает, что об устройстве семинарии в Вифании онимператора не только не просил, но даже и не помышлял об этом. Более того, Платонхотел отказаться от строительства, мотивируя тем, что семинария есть в Троицкойлавре, а в Вифании можно учредить только низшие классы. Но на его возраженияцарский статс-секретарь объявил, что «государева воля есть на то, чтобыбыть там особой семинарии полной». На строительство училища и жилья дляучеников и учителей и на ежегодное содержание отпускались деньги из государственнойказны.
Местодля Вифанской семинарии было выбрано недалеко от монастыря на берегу пруда. Асейчас давайте перейдем к следующему объекту нашей экскурсии. Переход.
Остановка3 – за территорией монастыря, недалеко от ворот.
Этоздание сохранилось, и сейчас там ведутся восстановительные работы, а вотделанных помещениях живут насельники монастыря. Но вернемся в конец XVIII –начало XIX вв. Строительство семинарского корпуса велось по проекту и поднаблюдением архитектора Семена Болдырева. Но митрополит Платон выступал главныморганизатором новой стройки: он сам договаривался с мастерами, распоряжался онеобходимых закупках, «стараясь, чтобы все было недорого, прочно иизящно».
Торжественноеоткрытие семинарии состоялось 6 августа (ст. ст.) 1800 г. в день празднования Преображения Господня — престольного праздника Спасо-Вифанскогомонастыря. Постройка представляет собой двухэтажное кирпичное здание, имеющееформу буквы «П» – начальной буквы имени митрополита Платона, престольногопраздника монастыря и имени императора Павла I. По периметру этого зданиярасположены четыре круглые башни. Таким образом, здание семинарии по своимформам напоминало замок. Это вы видите сами и на фотографии (показ фотографии14).
Уровеньобразования в Вифанской семинарии был достаточно высоким. Там были учрежденывысшие и низшие грамматические классы, классы поэзии и риторики, философии, богословия.Платоном была составлена специальная инструкция, в которой подробно описаныпредметы, изучавшиеся во всех классах, и определен образ жизни воспитанников. В1826-1830 гг. вдоль этой дороги, ведущей к монастырю, было выстроено новоездание для семинарии, расположенное примерно в 30 м от старого. Каким было это здание, давайте перейдем и посмотрим. Переход.
Остановка4 – в сквере, недалеко от памятника боевой славы.
Возведениенового корпуса было обусловлено увеличением количества учащихся. Если приПлатоне число учеников не превышало установленной Павлом I нормы 100 человек, ток середине XIX в. в семинарии обучалось уже 300 человек. Вновь отстроенноездание представляло собой двухэтажный трехчастный корпус под двускатной крышей.Центральная часть его, несколько выступающая вперед, украшена фронтоном, накотором обозначена дата постройки. Посмотрите и назовите мне эту дату (1824 г.)
Справаот входа позже была устроена церковь. А теперь посмотрите на фотографии, каквыглядело это здание 100 лет назад (показ фотографии 15).
В1882-1884 гг. была осуществлена перестройка семинарии по проекту архитектора Б.Билинга. С южного торца здания была сделана двухэтажная пристройка несколькониже основного корпуса, с фасада также имеющая фронтон с датой. Найдите этотфронтон и назовите дату (1884 г.). Таким было это здание 100 лет назад (показфотографии 16).
Однойиз последних значительных построек является здание гостиницы, выстроенной в 1893 г. рядом с монастырем. Автором проекта был лаврский архитектор А.А. Латков, построивший многозданий в Лавре и в городе. Трехэтажное строение из красного кирпича с пышнымкрыльцом хорошо сочеталось с возведенной вскоре монастырской оградой (показфотографии 17).
ХрамыВифанского монастыря оставались действующими до 1928-1929 гг. В бывших покояхмитрополита Платона располагался музей. Основан он был еще в конце XIX в. инаходился сначала в ведении властей Троице-Сергиевой лавры, а с 1920 г. постановлением Совнаркома передан Сергиевскому историко-художественному музею. В 1929 г. музей из Вифании был переведен в Митрополичьи покои на территории Лавры, а здания переданыгороду. Храмы приспособили под мастерские детского дома им. В. Ленина, расположенногов 1920-х годах в помещениях семинарии. Библиотека Вифанской семинарии вколичестве 125071 книг и 172 рукописей влилась в состав Румянцевской библиотеки(ныне Российская государственная библиотека).
В1930-1931 гг. на территории Вифанского монастыря был создан птицекомбинат.Детдом был вытеснен этим хозяйством в 1932 г. Храмы отданы под клуб. Вся Вифания стала именоваться Птицеградом.
Оченьбольно, что уникальные архитектурные сооружения, построенные МитрополитомПлатоном, были просто уничтожены уже в середине XX века (показ фотографии 18).Из кирпича церкви Преображения Господня в 50-е годы построили гаражи исооружения для птицефермы. В здании собора на 2 этаже был клуб, а на 1 этажеинкубатор. Кладбище было снесено, надгробными плитами до сих пор вымощенадорога.
Мырады, что на сегодняшний день ведутся большие восстановительные работы натерритории монастыря: заложен новый храм Преображения Господня – точная копияуничтоженного (по проекту архитектора Сергея Боброва), почти достроенаколокольня, восстанавливаются гостиница и семинарские корпуса. Пока некоторыездания имеют жалкий вид, но начавшиеся работы вселяют надежду на восстановлениебылого великолепия. На этой фотографии (показ фотографии 19) показан планвосстановления Спасо-Вифанского монастыря и я очень надеюсь, что удастсяосуществить задуманное, а мы с вами должны тоже в этом помочь.
Спасибоза внимание.
РЕЦЕНЗИЯ
ДорогаяЕкатерина!
Выпредставили на конференцию замечательную работу, и я был очень рад еевнимательно изучить. Ваша работа «Вифания, приют родимый…» является законченнымисследовательским проектом, в котором выполнены все поставленные задачи. Высобрали большой фактический материал об истории Спасо-Вифанского монастыря, жизнии деятельности Московского митрополита Платона (Левшина) как основателяСпасо-Вифанского монастыря и Вифанской семинарии. Все полученные сведенияизложены систематически, в строгой логической последовательности. Порезультатам работы была подготовлена экскурсия по возрождающемуся Спасо-Вифанскомумонастырю для членов краеведческого объединения, учащихся МОУ СОШ № 8 ивоспитанников Воскресной школы при Спасо-Вифанском монастыре. Мнепредставляется это особенно важным, т.к. Вы не просто обогащаете себя новымизнания, но и стараетесь донести их и до других людей, сделать их доступными длясвоих сверстников. Таким образом, Ваша работа служит духовному просвещению, заставляетмногих ребят задуматься о своих духовных корнях. Ваша экскурсия глубокопродумана и снабжена специально подготовленным демонстрационным материалом –фотографиями монастыря, сделанными в начале ХХ в. и сейчас. Безусловно, этопозволит слушателям экскурсии осознать и прочувствовать изменения, произошедшиес течением времени в монастыре, и особенно в ХХ в.
Темне менее, позвольте мне, как эксперту, высказать некоторые замечания. Вашаработа, безусловно, является проектом и отнесена нами к секции проектных работпо историко-церковному краеведению. Основное отличие проекта от исследования — этозаранее известный авторам конечный результат. Когда мы приступаем к созданиюкакого-либо проекта, мы точно знаем, что мы хотим сделать. Достижение этогорезультата и надо представлять как основную цель своего проекта. В Вашем случае- это разработка замечательной экскурсии. Исследование никогда не знает своегорезультата. Таким образом, разработка экскурсии становится целью, а не задачей.
Задачипланируются как конкретные шаги к достижению цели. Очень часто, и Вы это понялина собственном опыте, проект включает в себя серьезный этап исследования. Вэтом случае авторам нужно хорошо осознавать и выделять среди общих задачпроектной работы – «собрать материал», «составить текст…», «подобратьфотографии», «оформить», «реконструировать…», задачи исследовательскогохарактера – «выявить», «найти», «вскрыть», «определить».
Необходимообратить внимание на ссылки, которые в вашей работе отсутствуют. В текстессылка на конкретное издание может осуществляться по его порядковому номеру всписке, дополненному номерами использованных страниц и заключенному вквадратные скобки: [2, с. 52]. Возможны и другие варианты оформления сносок(автоматические постраничные или концевые сноски текстового редактора), но ихналичие обязательно в исследовательской части. Конечно, это не понадобитсяВашим экскурсантам, но из текста вашего исследования должно быть понятно, какимиматериалами Вы пользовались. Упоминание или краткое изложение результатовдругих привлекаемых трудов всегда должно иметь ссылку (помимо приведенногосписка литературы).
Вработе Вы упоминаете о встречах со старшим научным сотрудникомСергиево-Посадского музея-заповедника Хруновой Н.В. и настоятелемСпасо-Вифанского монастыря игуменом Даниилом. Вы брали у них интервью? Что Выпочерпнули из беседы с этими людьми для своего исследования? Если Вы узнали отних что-то новое и используете это в своей работе, то к списку литературыдолжен присоединиться список устных источников (Ф. И. О., год рождения, образование,должность, когда состоялась беседа). Очень полезной может оказаться беседа состарожилами, которые помнят закрытие монастыря, имена и судьбы людейпротиводействующих этому, последних священников. Такие материалы очень обогатятработу и оживят Вашу экскурсию.
ПоздравляюВас с прекрасной работой желаю Вам дальнейших успехов и творческого вдохновенияна ниве служения Отечеству.
Суважением, рецензент
к.б. н. Смирнов И. А.
Список литературы
1.Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра.М., 1909.
2.Голубцов С. Спасо-Вифанский монастырь Троице-Сергиевой лавры в XX в. //Московский журнал. 1992. №3. С. 23-25.
3.Лещинский А.Н. Лавра Преподобного Сергия и Академия в ней. Сергиев Посад. 1993 г. С. 56-68.
4.Пришвин М.М. Дневники: 1926-1927.М., 2003.
5.Снегирев И.М. Жизнь Московского митрополита Платона; М., 1890. Ч. I; 1891. Ч.II.
6.Хрунова Н.В. Спасо-Вифанский монастырь. Сергиев Посад, 1997.
7.Сайт: patriarchia.ru
8.Сайт: platon.bogoslov.ru
9.Сайт: pravenc.ru
10.Сайт: sergiev-posad.ru
11.Сайт: vifansky-monastir.ru
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru