--PAGE_BREAK-- Первоначально в АТЭС вошли 12 стран – 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия, США, Япония, Канада) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). К 1997 г в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг(1993), КНР(1993), Мексика(1994), Папуа-Новая Гвинея(1994), Тайвань(1993), Чили(1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен десятилетний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. На долю АТЭС приходится свыше 60 процентов мирового ВНП и около половины мирового экспорта, здесь сосредоточено около 2/5 населения мира. В регионе АТЭС находятся три из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Китай, Россия), а также Япония [29].
Движение в сторону создания в регионе организаций экономического сотрудничества началось с учреждения в 1967 г Тихоокеанского Экономического Совета – ТЭС (является международной неправительственной организацией, объединяющей через национальные комитеты стран-участниц крупные компании, деятельность которых охватывает весь Азатско-Тихоокеанский регион. Деятельность ТЭС направлена на поощрение либерализации торговли и инвестиций, развитие других видов предпринимательства во взаимодействии с правительствами стран АТР и международными организациями. С этой целью регулярно проводятся неформальные встречи руководства ТЭС с министрами и другими высокопоставленными официальными лицами.). Затем, в 1968г, была создана Тихоокеанская Конференция по Торговле и Развитию – ПАФТАД, а в 1980г появился Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству – СТЭС. Все эти организации были неправительственными. Они отразили желание наладить сотрудничество в регионе и заложили основу для создания АТЭС – межправительственного форума экономического сотрудничества, который в настоящее время является наиболее влиятельной экономической организацией в АТЭС.
Формирование форума АТЭС началось в ноябре 1989 года, когда в Канберре состоялась встреча министров иностранных дел и торговли десяти стран АТР. Правильнее сказать, что тогда произошел скорее обмен мнениями между государствами региона, имевшими сходные взгляды на то, в каком направлении развивать
региональное экономическое сотрудничество.
США, Япония, Южная Корея и Австралия, принимавшие наиболее активное участие в подготовке этой встречи, ближе других государств подошли к пониманию того, что в регионе необходимо установить межправительственное взаимодействие по вопросам международных экономических отношений. В Канберре было решено, что новая организация будет иметь консультативный статус, а ее участники будут добиваться своевременного завершения Уругвайского раунда ГАТТ. Также предполагалось, что АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, будет определять главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействовать частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития.
Была утверждена и программа сотрудничества, основу которого составили такие принципы, как либерализация торговли и инвестиций, содействие торговле, экономическое и техническое сотрудничество. Было также определено, что в мероприятиях АТЭС могут участвовать международные региональные организации, и представители Секретариата АСЕАН, Секретариата Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) и Южно-тихоокеанского форума (ЮТФ) стали подключаться к деятельности АТЭС уже на ранних этапах существования форума. Было решено, что все решения в АТЭС (в том числе и по приему новых участников) принимаются на основе консенсуса.
Остановимся подробнее на принципах.
Первый основной принцип — как либерализация торговли и инвестиций — чрезвычайно важен, с точки зрения способности АТЭС добиться Богорской Цели свободной торговли в зоне АТЭС к 2020 году. Этот принцип реализуется на основе односторонней либерализации, означающей, что каждый член АТЭС добровольно соглашается на либерализацию в определенной сфере торговли и инвестиций. АТЭС разработал базовый инструмент выполнения этого основного принципа – индивидуальные планы действий (известные под акронимом IAP (ИПД)). Все страны АТЭС должны подготовить такой план и регулярно обновлять его.
Каждый ИПД включает в себя подробную информацию о 15 секторах, определенных Осакской программой действий. К этим секторам относятся следующие сферы деятельности: тарифы, нетарифные меры, услуги, инвестиции, стандарты и соответствие, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, конкурентная политика, государственный заказ, правила, касающиеся происхождения товара, посредничество в спорах, мобильность бизнесменов (деловых людей), внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле, сбор и анализ информации.
В дополнение к каждому ИПД, описывающему, что члены АТЭС делают в указанных сферах, в рамках АТЭС создаются рабочие группы, которые трудятся над достижением дальнейшего прогресса в каждом из 15 секторов. АТЭС сделал ИПД более доступными для бизнеса за счет упрощения формата и создания электронных ИПД. Эти «е-ИПД» заработали в полную силу в ноябре 2000 г. Кроме того, члены АТЭС коллективно работают в указанных сферах деятельности, используя коллективные планы действия, известные как CAP (КПД).
Второй принцип — содействие торговле — по существу, нацелено на то, чтобы сделать ведение бизнеса в регионе более простым и менее затратным. Хотя работа в это направлении продолжается «по всему фронту», АТЭС уже достиг значительного прогресса во многих сферах, включая стандарты, таможню, электронную коммерцию, деловые поездки, телекоммуникации, энергию, рыбный промысел и государственный заказ.
Третий принцип – экономическое и техническое сотрудничество. В рамках АТЭС экономическое и техническое сотрудничество сокращенно описывается термином «Экотех». Для начала необходимо подчеркнуть, что Экотех не означает содействия развитию развивающихся стран АТЭС. Напротив, целями Экотех являются: достижение существенного роста и справедливого развития в рамках АТЭС, сокращение экономических диспаритетов, повышение экономического и социального благосостояния людей, углубление духа общности в АТЭС.
На своей встрече в Маниле в 1996 году лидеры АТЭС определили шесть приоритетных областей работы АТЭС в сфере Экотех: развитие «человеческого капитала»; создание благоприятных условий для безопасных и эффективных рынков капитала; укрепление экономической инфраструктуры; использование технологий для будущего; содействие экологически стабильному росту; стимулирование роста мелких и средних предприятий. В настоящее время АТЭС реализует 250 проектов в сфере Экотех.
Большую роль в организационном укреплении форума сыграли последующие встречи министров иностранных дел АТЭС в Сингапуре (1990 год), в Сеуле (1991 год) и в Бангкоке (1992 год).
Новый этап развития АТЭС начался в 1993 году, когда после прихода к власти в США администрации Б. Клинтона высшим органом АТЭС по предложению Вашингтона стала неформальная встреча глав государств и правительств (саммит) стран АТЭС, а США стали играть главенствующую роль в деятельности АТЭС. По рекомендации США довольно быстро выработался «клубный» характер этой встречи, и сразу стало ясно, что дело не только в том, что быть членом клуба престижно, и что это позволяет пользоваться такими привилегиями, которые недоступны другим. Участники АТЭС взяли на себя выработку новых правил международного экономического взаимодействия и стали говорить о «видении АТЭС» (APEC vision), которое подразумевало некое новое, вне политических рамок, восприятие сложившихся в АТР реалий. Неполитический характер форума подчеркивает и то обстоятельство, что в его рамках участники АТЭС называют себя «экономиками» — что позволяет им, в частности, не втягиваться в дискуссию о статусе Тайваня (как известно, КНР и Тайвань по-разному подходят к этому вопросу).
Саммиты АТЭС стали проводиться ежегодно (в ноябре). В их ходе обсуждаются актуальные проблемы мировой экономики, рассматриваются основные итоги деятельности форума и принимаются документы, определяющие перспективные долгосрочные направления его деятельности. К 1998 году проведено пять таких саммитов (Сиэтл, Богор, Осака, Манила, Ванкувер), каждый из которых дал мощный импульс интеграционному процессу в АТР.
В 1994 году в Богоре (Индонезия) лидеры АТЭС сделали исторический шаг, объявив о своей четкой цели создания к 2020 году крупнейшей в мире зоны свободной торговли и инвестиций. В рамках АТЭС эта задача стала известна как «Богорские Цели». По плану, развитые страны достигнут состояния свободной торговли к 2010 году, а развивающиеся страны последуют их примеру в 2020 году.
На своей встрече в Японии в 1995 году лидеры стран АТЭС утвердили то, что стало известно как Осакская Программа Действий. В рамках этого подхода, АТЭС разработал три основных принципа своей работы в области сотрудничества: либерализация торговли и инвестиций, содействие торговле и экономическое и техническое сотрудничество. На основании документов, принятых в Богоре и Осаке, лидеры АТЭС в 1996 году приняли «Манильский план действий». В итоге, этот план действий облек «в плоть» тот «скелет», который сформировался в Богоре и Осаке. Манильский план наметил те меры, которые необходимы для либерализации торговли и инвестиций, и которые должны содействовать достижению Богорских Целей. Он также создал систему коллективных и индивидуальных планов действий, детализирующих пути достижения Богорских Целей каждой из стран.
В 2001г, в Шанхае, лидерами АТЭС было принято так называемое «Шанхайское соглашение» о подведении в 2005г промежуточных итогов процесса либерализации торговли и инвестиций и отдельное заявление по борьбе с международным терроризмом. Также в этом документе уделяется повышенное внимание активности в рамках ЭКОТЕК.
Одна из важнейших основ деятельности АТЭС — заявленная его участниками приверженность принципам «открытого регионализма», что подразумевает постепенную ликвидацию ограничений на перемещение товаров, капиталов, технологий, рабочей силы и услуг внутри этого региона, защиту свободной торговли и противодействие формированию закрытых экономических блоков, соблюдение принципов и правил, выработанных в рамках ГАТТ / ВТО. Не менее важно, что участники АТЭС отказались от протекционизма, и выразили готовность не ограничивать развитие своих экономических связей рамками региона. Ожидается, что все это позволит обеспечить экономический рост стран АТР и будет содействовать развитию всего АТР. Многие практические вопросы работы АТЭС обычно рассматриваются в ходе многочисленных семинаров, симпозиумов, встреч для обмена опытом и других мероприятий, на которых страны-участницы представлены экспертами — сотрудниками министерств и других государственных ведомств, учеными, руководителями крупных корпораций.
Основные направления деятельности форума определяются на ежегодных саммитах АТЭС и на совещаниях министров иностранных дел, а также в ходе встреч ряда отраслевых министров, возглавляющих приоритетные для АТЭС направления деятельности (министры финансов, по развитию людских ресурсов, энергетики и некоторые другие). Практическая деятельность форума осуществляется через рабочие группы и некоторые другие подразделения АТЭС.
Главное содержание деловой активности рабочих групп АТЭС состоит в том, чтобы действовать, исходя из решений и документов, принимаемых в ходе саммита стран АТЭС, и намечать основные конкретные направления сотрудничества на ближайшую перспективу. Разработкой таких направлений деятельности рабочих групп занимаются Секретариат АТЭС и руководство рабочей группы; предлагаемые ими рекомендации обсуждаются и утверждаются на пленарных заседаниях рабочих групп в присутствии делегаций всех стран-участниц, обозревателей и гостей.
Каждая из имеющихся в АТЭС десяти рабочих групп рассматривает специфический круг вопросов, интересующих именно ее участников, имеет собственные приоритеты и особенности, хотя и работает в тесном контакте с Секретариатом АТЭС. На заседаниях каждой из рабочих групп рассматриваются конкретные вопросы в тех сферах сотрудничества, которые определены участниками в качестве приоритетных.
Две рабочие группы имеют непосредственное отношение к проблемам эксплуатации человеком морской среды.
Рабочая группа по рыболовству (The Fisheries Working Group). Создана в 1991 году для изучения действующих соглашений по вопросам международного сотрудничества в области рыболовства, определения эффективной роли АТЭС в этих вопросах и сбора информации о деятельности соответствующих национальных и региональных организаций.
Рабочая группа по сохранению морских ресурсов (The Marine Resource Conservation Working Group) создана в 1990 году. Занимается продвижением среди участников АТЭС инициатив, направленных на защиту морской среды и морских ресурсов, выступает за то, чтобы обеспечивать такую эксплуатацию морских ресурсов участниками АТЭС, которая сделала бы выгодной поддержание чистоты акватории моря.
Рабочая группа по региональному энергетическому сотрудничеству (The Regional Energy Cooperation Working Group) создана в 1990 году для сбора и анализа данных об энергетических ресурсах участников АТЭС, выявления факторов, замедляющих поступление инвестиций в сферу энергетики, и для выработки рекомендаций, содействующих привлечению инвестиций.
Рабочая группа по развитию людских ресурсов (The Human Resources Development Working Group) создана в 1990 году. Является самой крупной по численности рабочей группой АТЭС. В ее задачи входит выявление основных тенденций рынка рабочей силы в странах АТЭС, регулирование спроса и предложения рабочей силы в этих странах, подготовки и переподготовки специалистов и эффективного использования людских ресурсов во всех сферах занятости. А со второй половины 90-х годов в ее рамках, по сути, осуществляется координация всей деятельности АТЭС по развитию людских ресурсов, причем в значительной степени учитывается и ситуация в данном вопросе, складывающаяся на всем пространстве АТР.
В составе рабочей группы функционируют пять крупных подгрупп: по проблемам делового менеджмента (Business Management Network), проблемам образования (Education Forum), менеджмента по вопросам экономического развития (Network for Economic Development Management), по подготовке специалистов в вопросах промышленной технологии (Network on Human Resources Development for Industrial Technology) и по сбору информации о рынке труда (Labour Market Information Group).
Рабочая группа по промышленной науке и технологии (The Industrial Science and Technology Working Group) создана в 1990 году для налаживания сотрудничества в вопросах обмена информацией и технологиями, улучшения методики подготовки людских ресурсов в сфере науки и технологий, содействия продвижению совместных региональных проектов в этих сферах. Рабочая группа по телекоммуникациям (The Telecommunications Working Group) создана в 1990 году для налаживания сотрудничества в сфере телекоммуникаций (обмен информацией, координация действий, проведение консультаций по вопросам развития и стандартов, подготовка проектов либерализации торговли и инвестиций).
Рабочая группа по туризму (The Tourism Working Group) создана в 1991 году. Заседания рабочей группы проводятся дважды в год и в них, помимо представителей АТЭС, как правило, участвуют представители Всемирного совета путешествий и туризма.
Рабочая группа по обзору торгово-инвестиционной статистики (The Trade and Investment Data Review Working Group) создана в 1990 году для того, чтобы обеспечить сравнимость опубликованных участниками АТЭС статистических данных о торговле.
Рабочая группа по содействию торговле (The Trade Promotion Working Group) создана в 1990 году для того, чтобы привлекать представителей частного сектора (главным образом, малые и средние предприятия) к деятельности АТЭС.
Рабочая группа по транспорту (The Transportation Working Group) создана в 1990 году с учетом необходимости обеспечения транспортных перевозок в обширном пространстве АТР.
В рамках рабочих групп и других органов АТЭС рассматриваются текущие вопросы деятельности форума, определяется целесообразность использования всеми участниками форума конкретных проектов и высказываются рекомендации о приоритетном финансировании этих проектов.
Возникновение форума АТЭС было обусловлено желанием стран — основателей содействовать экономическому росту, стимулировать и укреплять торговлю, и повысить жизненный уровень в азиатско-тихоокеанском регионе.
продолжение
--PAGE_BREAK--АТЭС работает на основе консультаций и достижения консенсуса. Новая политика, выработанная на встречах АТЭС, выработана добровольно, и большая часть достигнутого АТЭС прогресса обязана тем примерам, который подают друг другу члены АТЭС, а также давлению со стороны членов «своего круга». Основным элементом процесса является открытый обмен информации между членами АТЭС и общественностью, в том числе созданной системой коллективных и индивидуальных планов действий, детализирующих пути достижения определенных Форумом целей каждой из стран. Сохраняя формально консультативный статус, АТЭС фактически превратился в механизм выработки региональных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности. С помощью АТЭС страны активно вовлечены в процессы интеграции, создания зон свободной торговли, формулирования принципов ведения бизнеса, которые должны стать общеобязательными для всех стран. Работа ведется в соответствии с Индивидуальными Планами Действий по либерализации торговли и инвестиций (Individual Action Plan), которые подготовлены участниками АТЭС по единой схеме, и которые продолжают постоянно дорабатываться и корректироваться.
АТЭС функционирует как коллективный, многосторонний, экономический и торговый форум. Экономики АТЭС принимают как индивидуальные, так и коллективные действия, направленные на то, чтобы сделать свои рынки доступными и открытыми, а также поддержку экономического роста.
ЧАСТЬ 2. Формы сотрудничества стран АТЭС 2.1 Место стран АТЭС в мировой экономике АТР — зона интересов трех главных ядерных держав: США, России, Китая, трех самых мощных экономических держав: США, Китая, Японии, двух самых населенных стран мира: Китая и Индии.
Экономическое развитие азиатских стран АТР происходило по модели «Стаи летящих гусей». Первым произошел взлет Японии, ее примеру последовали «четыре азиатских дракона: Тайвань, Южная Корея, Гонконг и Сингапур. К примеру, в Южной Корее в 1960 году доход на душу населения составлял 80 долларов, в 1998 году — 5000 долларов. Затем к ним присоединились страны Юго-Восточной Азии: Индонезия, Малайзия, Таиланд другие государства Индокитая, Китай.
Не случайно сегодня к этому региону приковано внимание всего мира. Регион располагает мощным финансовым, технологическим и производственным потенциалом, кадрами, опытом и навыками в области организации и управления, разветвленной системой коммуникаций, а также громадными, можно сказать, неисчерпаемыми трудовыми ресурсами.
Темпы роста экономики в ведущих странах региона превышают аналогичные темпы в США и Европе. За последние 30 лет ВВП Малайзии увеличился в 6 раз, Южной Кореи — 13, Тайваня — 25 раз, Японии в 4,2, Китая в 9,5 раз [27].
Тенденция роста прослеживается практически во всех сферах, однако наиболее заметна она в растущем вкладе государств региона в мировую экономику. По состоянию на начало 2000 года в странах этого региона проживает около 40% населения земли, они производят более 60% мирового ВВП и на них приходится около 50% объема мировой торговли [27].
Рис.1 Потенциал стран АТР Источник [28]
Значительный прогресс наблюдается практически во всех областях – начиная с роста выпуска продукции, развития высокотехнологичных производств, повышения емкости азиатского рынка, особенно для высокотехнологичных товаров ведущих стран Запада, темпов развития экономики, и заканчивая состоянием рынка рабочей силы и последними демографическими данными.
С созданием АТЭС государства региона получили возможность оказывать существенное влияние на установление международных правил в торговле и экономическом сотрудничестве. В документах ведущих исследовательских организаций США подчеркивается, что несмотря на двухлетнюю депрессию, которая сопровождалась финансовым кризисом, уже в 1999 году рост экономики в Азии составил около 6%, практически полностью стабилизировался валютно-финансовый рынок, наблюдался процесс восстановления потоков иностранных инвестиций [27] (табл.1).
Таблица 1
Реальный мировой рост ВВП (в процентных ставках) Источник: [27]
Таблица 2
ВВП стран членов АТЭС
Из таблицы 2 [31] мы видим, что совокупный валовой продукт стран АТЭС более 35 млрд. долл. И составляет 54.4% от общемирового. Также мы видим, что темпы роста к 2000г в среднем по странам АТЭС составил 156%. Но также мы видим, что большие темпы роста ВВП (более 200%) с 2000г по 2007г были у таких стран, как Бруней, Папуа-Новая Гвинея, Сингапур, Тайвань, Таиланд и Филиппины, что говорит о положительном влиянии их решения о вступлении в ряды АТЭС.
В ряде стран региона успешно проводятся структурные экономические и финансовые реформы, что позволяет прогнозировать дальнейшую стабилизацию политической ситуации, расширение внутреннего спроса и дальнейший рост экономики на основе наиболее современных методов ведения хозяйства с опорой на последние научные достижения. Быстрое развитие средств связи и коммуникаций создало более благоприятные условия для разработки ресурсов этого региона
межнациональными монополиями.
По существующим данным АТР к 2000 году превратился в главный центр мировой экономической мощи, превосходящий Североамериканский (НАФТА) и Европейский (ЕС).
Объяснений этому феномену предпринято немало. Считается, что главной причиной ускоренной модернизации стран АТР явился оптимальный синтез в развитии элементов традиции и современности.
Другим важным фактором ускоренного развития региона была более высокая, чем на Западе роль государства. Здесь был найден необходимый баланс между рынком и государственным вмешательством, государственным протекционизмом.
Еще одна причина заключается в том, что эти страны сумели плавно из фазы научно-технической революции войти в фазу интеллектуальной революции в сочетании с социальным преуспеванием.
2.2 Экспортно-импортные связи стран АТЭС В истекшем десятилетии успешные показатели экономического развития государств АТЭС способствовали росту экономической взаимозависимости между странами региона через рост внешней торговли, а также международного движения капиталов.
Доля внутрирегиональной торговли в общем объеме внешней торговли стран–членов АТЭС повысилась с примерно 60% в начале 1980-х гг. до 70% процентов в начале 1990-х годов.
Рис. 2 – Внутрирегиональная торговля в АТР, %
Следует отметить, что усиление взаимозависимости во внешнеторговой сфере происходило сразу по нескольким направлениям. Во-первых, происходит рост взаимной торговли на уровне крупнейших субрегионов АТР (Восточная Азия и Океания, с одной стороны, и Северная и Южная Америка, с другой). В то же время, растет доля взаимной торговли и между странами внутри этих двух крупных субрегионов. Вместе с тем, товарная структура торговли в регионе АТЭС демонстрирует прогрессирующие темпы перехода от вертикального к преимущественно горизонтальному типу международного разделения труда.
В период 1991 – 1993 гг., 66% экспорта и 69 % импорта стран АТЭС, расположенных в западном полушарии (государства Северной и Латинской Америки), связано с другими странами-членами АТЭС. Эти показатели для государств Восточной Азии и Океании (восточное полушарие) составили 72%.
Необходимо также указать на то, что за истекшие десятилетия произошли значительные изменения и в товарной структуре экспорта и импорта государств АТЭС. Для большинства стран, значительно сократилась доля сырьевых товаров, причем как в экспорте, так и в импорте, в то время как значительно возрос удельный вес продукции обрабатывающей промышленности.
Приведем объемы внешней торговли всех стран АТЭС.
Таблица 3
Объемы внешней торговли стран АТЭС 2000-2007г
Источник [26].
Из табл.3 мы видим, что по странам АТЭС объемы внешней торговли выросли в два раза с 2000г по 2007 г. Особенно высокие темпы роста объемов внешней торговли с 2000г по 2007г (более, чем в три раза) обозначены в таких странах, как Вьетнам, КНР, Перу и Россия.
Экономическое развитие стран АТЭС в прошедшие десятилетия сопровождалось значительными изменениями в структуре экономики указанных государств, связанными с повышением удельного веса третичного сектора, а также прогрессирующим увеличением доли наукоемких производств внутри вторичного сектора экономики (обрабатывающей промышленности). Вместе с тем, происходит постоянное снижение удельного веса первичного сектора (добывающая промышленность, сельское хозяйство) в валовом внутреннем продукте. Так, в США удельный вес вторичного сектора в экономике сократился с 31% в 1970 г. до 22% в 1999 г. В то же время, доля сферы услуг (третичный сектор) увеличилась за этот же период с 50 до 65%. В Японии доля вторичного сектора в ВВП сократилась с 35,5% в 1990 г. до 28,1% в 1999 г., в то время как удельный вес третичного сектора возрос с 62,1 до 70,5% в указанный период. На Тайване доля обрабатывающей промышленности в ВВП сократилась с 45,8% в 1980 г. до 32,4% в 2000 г., в Гонконге – с 31% в 1980г. до 15% в 1999 г.
Однако, указанная тенденция не является общей для всех стран- членов АТЭС, прежде всего развивающихся государств Юго-Восточной Азии, основную роль в экономике и экспорте которых продолжает играть сектор обрабатывающей промышленности. Так, в Таиланде доля вторичного сектора в ВВП выросла с 29% в 1980 г. до 40% в 1999 г.
Американская экономика в 1990-е гг. развивалась весьма высокими темпами (циклический подъем продолжался в течение девяти лет). В 2000г. был достигнут экономический рост в 4,1%, что во многом способствовало поддержанию высокого уровня спроса на импортные товары из стран Восточной Азии. Соединенные Штаты остаются основным рынком для экспорта из азиатских экономики АТЭС (на долю США приходится более 20% от общего объема экспорта последних). Таким образом, динамичное развитие экономики Соединенных Штатов в 90-е гг. создавало благоприятный климат для экономического роста в регионе АТР в целом.[28]
Рассмотри подробнее товарную и географическую структуру экспорта-импорта США.
Таблица 4
Товарная структура экспорта-импорта США 2005г.
продолжение
--PAGE_BREAK--Источник [15]
Таблица 5
Географическая структура экспорта-импорта США 2005г.
Источник[15]
Канада отправляет в США до 80% своего сырья, идущего на экспорт и 76% Канадского импорта идет из США. Для Японии рынок США является основным (1\3 японского экспорта). В основном это потребительская продукция (бытовая техника, авто). А экспорт США в Японию – это в основном промышленная электроника, телекоммуникации, лазеры, программное обеспечение, фармацевтика и продукты с\х.
Структура экспорта США в Китай – это машины и оборудование, автомобили и сопутствующие товары, телекоммуникации, сложные компьютеры для глобальных измерений. Структура импорта США из Китая – это сырье, одежда, текстиль, обувь, бытовая электроника.
Девяностые годы прошлого столетия стали своего роды “потерянным десятилетием” для Японии, экономика которой все еще не может выйти из затянувшейся рецессии, несмотря на политику фактически нулевых процентных ставок, проводимую Банком Японии, а также многочисленные пакеты финансовых вливаний в экономику со стороны государства. Некоторое оживление в японской экономике в период 1999 – 2000 гг. способствовало росту импорта из стран Восточной Азии. Однако последовавшие понижательные тенденции в темпах экономического роста значительно ослабляют потенциальные возможности японской экономики стать в обозримой перспективе “локомотивом” нового подъема как в Восточной Азии, так и в регионе АТР в целом. Вместе с тем, на долю Японии приходится не менее 10% от совокупного экспорта прочих стран АТЭС.
Рассмотрим товарно-географическую структуру экспорта-импорта Японии.
Таблица 6
Товарная структура экспорта-импорта Японии 2005г.
Источник [15]
Таблица 7
Географическая структура экспорта-импорта Японии 2005г.
Источник[15]
Основными партнерами, как мы видим из таблиц 6 и 7 являются США и Китай.
Что же касается китайской экономики, то, несмотря на ряд серьезных проблем циклического и структурного характера, стране удается сохранять высокие темпы экономического роста. В последние годы, определенное замедление темпов роста экспорта из КНР было в значительной степени компенсировано ростом внутреннего спроса. Этому способствовало, в частности, увеличение капиталовложений в развитие инфраструктуры в менее развитых районах страны, а также достигнутое за годы реформ увеличение покупательного спроса со стороны населения. Так, если в 1999г. рост китайской экономики составил 7,1%, то в 2000 г. – 8%.
Крупнейшие страны партнеры Китая это США и Япония.
Таблица 8
Товарная структура экспорта-импорта Китая 2005г.
Источник [15]
Таблица 9
Географическая структура экспорта-импорта Китая 2005г.
Источник[15]
Среди “новых индустриальных стран” Республике Корея и Тайваню в целом удалось восстановить тенденцию к сравнительно высоким темпам экономического роста после валютно-финансового кризиса 1997 – 1998 гг. На рубеже столетий обе экономики смогли получить значительный выигрыш за счет глобального бума в развитии информационных технологий (рост спроса на соответствующие товары прежде всего на американском рынке), а также посткризисного восстановления рынков стран Восточной Азии. Тем не менее, внутренний спрос в этих странах в последние годы развивался весьма вяло, что может оказать сдерживающее действие на ближайшие перспективы экономического роста.
На рубеже 90-х – 2000-х гг. наблюдалось улучшение макроэкономических показателей для стран Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд). Тем не менее, темпы роста в этом регионе являлись более умеренными, чем в субрегионе Северо-Восточной Азии.
В 2000 г. на долю стран региона АТЭС приходилось 15% российского экспорта и 18% импорта страны.
Начало 21 века не принесло существенных изменений в развитие экономического сотрудничества России со странами АТЭС. Так, в 2002 г. общий объем товарооборота РФ с зарубежными странами составил 151,7 млрд. долл., из них на долю стран АТЭС пришлось 24,9 млрд. долл.
Из общего объема российского экспорта в 105,8 млрд. долл. в страны АТЭС направлялось всего 24,9 млрд. долл., для импорта соответствующие показатели составили 46,0 и всего лишь 8,7 млрд. долл. Товарооборот РФ с КНР в указанном году составил 9,2 млрд. долл., США – 6,9 млрд. долл., Японией – всего 2,8млрд.долл. [15]
Товарную структуру России экспорта в основном составляют сырье(ТЭК) и материалы, и оборудование. А импорта – механизмы и оборудование, пищевые продукты и химические препараты. (табл 10)
Таблица 10
Товарная структура экспорта-импорта России 2005г.
Источник [15]
Таблица 11
Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам
(миллионов долларов США)
Источник [30]
Из табл. 11 мы видим, что доля в торговом обороте со странами АТЭС за 2007г составила 19.2%. Основные страны партнеры АТЭС России это Китай, затем Япония, далее США и Корея.
Подробная товарная структура экспорта в страны АТЭС отражена в табл. 12.
Как видно из данных табл. 12, основными экспортируемым группами по РФ являются топливно-энергетические товары (58,9%) и древесина (19,8%).
Наибольшая стоимость экспорта в анализируемом периоде 2006 года пришлась на следующие страны АТЭС: Китай, Японию, Республику Корея и Сингапур.
Стоимость экспорта, приходящаяся на Китай, в 2006 г. составила 1814,26 млн. долл. и увеличилась на 31,8% за счет легких дистиллятов – на 88,96 млн. долл., мазута – на 226,8 млн. долл., лесоматериалов необработанных – на 71,28 млн. долл., декоративных изделий из дерева – на 26,11 млн. долл., проката плоского из прочих легированных сталей – на 23,18 млн. долл., руд и концентратов свинцовых – на 6,05 млн. долл., цинковых руд – на 4,06 млн. долл., рыбы и морепродуктов – на 12,27 млн. долл.
Таблица 11
Товарная структура экспорта в страны АТЭС
продолжение
--PAGE_BREAK--Источник: [30]
Наибольший удельный вес стоимости экспорта в Китай пришелся на следующие товарные группы: нефть и нефтепродукты кроме сырых – 49,99%, лесоматериалы необработанные – 25,85%, черные металлы и изделия из них – 8,08% [30].
Стоимость экспорта, приходящаяся на Японию, в 2006 г. составила 839,52 млн. долл. и сократилась на 3,4% за счет рыбы и морепродуктов — на 9,72 млн. долл., руд свинцовых — на 6,17 млн. долл., цинковых руд — на 9,97 млн. долл., нефти сырой, включая газовый конденсат — 66,84 млн. долл., плавучих средств — на 10,59 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости экспорта в Японию пришелся на следующие товарные группы: уголь каменный и твердое топливо из него — 25,75%, нефть сырую и нефтепродукты сырые – 25,17%, лесоматериалы необработанные — 26,43%, нефть и нефтепродукты кроме сырых — 9,98% [30].
Стоимость экспорта, приходящаяся на Республику Корея, в 2006 г. составила 543,98 млн. долл. и сократилась на 16,3% за счет руд свинцовых – на 2,99 млн. долл., легких дистиллятов – на 13,62 млн. долл., отходов и лома черных металлов – на 49,8 млн. долл., полуфабрикатов из углеродистой стали – на 8,06 млн. долл., проката плоского из углеродистой стали – на 7,04 млн. долл., изделий из черных металлов – на 2,49 млн. долл., плавучих средств – на 69,1 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости экспорта в Р. Корея пришелся на следующие товарные группы: черные металлы и изделия из них – 25,19%, нефть и нефтепродукты кроме сырых – 17,22%, лесоматериалы необработанные – 16,8%, уголь каменный и твердое топливо из него – 13,84%, нефть сырую и нефтепродукты сырые – 9,13% [30].
Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на Сингапур, составила 292,21 млн. долл. и увеличилась в 4,7 раза за счет дизельного топлива – на 212,92 млн. долл., стоимость которого составила 72,86% стоимости экспорта в Сингапур, плавучих средств – на 29,21 млн. долл., инструментов и аппаратов оптических – на 3,89 млн. долл. [30]
Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на Тайвань, составила 101,46 млн. долл. и увеличились на 9,9% за счет полуфабрикатов из углеродистой стали – на 33,06 млн. долл. Основными статьями экспорта в данную страну стали: отходы и лом черных металлов – 40,28%, полуфабрикаты из железа и нелегированной стали – 35,52%, уголь каменный и твердое топливо из него – 20,86% [30].
Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на США, составила 99,43 млн. долл. и увеличилась на 44,5% за счет нефти и нефтепродуктов сырых, стоимость которых составила 75,3% от стоимости экспорта в США [30].
Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на Вьетнам, составила 81,91 млн. долл. и сократилась на 19,4% за счет дизельного топлива – на 11,77 млн. долл., полуфабрикатов из углеродистой стали – на 9,65 млн. долл., проката плоского из углеродистой стали — 2,27 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости экспорта во Вьетнам составили: нефть и нефтепродукты кроме сырых – 73,88%, черные металлы и изделия из них – 12,39%, асбест – 6,75% [30].
Подробная товарная структура импорта из стран АТЭС отражена в табл. 13.
Как видно из данных табл. 13, основными импортируемыми группами товаров по РФ являются машины, оборудование и транспортные средства (61,2%), текстиль, текстильные изделия, обувь (10,4%) и продовольственные товары и с/х сырье (9,5%).
Наибольшая стоимость импорта пришлась на следующие страны АТЭС: Республика Корея, Япония, Китай и Соединенные Штаты Америки (рис. 3).
Таблица 12
Товарная структура импорта из стран АТЭС
Источник: [30]
Как видно из данных рис.3, удельный вес вышеперечисленных стран во внешнеторговом обороте РФ за 2006 г. составил 90,0%.
Так, стоимость импорта из Республики Корея в 2006 г. составил 1460,86 млн. долл. и увеличилась почти в 2 раза к уровню 2005 года за счет платформы буровой добывающей ЛУН-А, оснащенная оборудованием для бурения, стоимостью 671,3 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости импорта из Р. Корея составила продукция машиностроения — 76,03%, в том числе горнодобывающее оборудование — 45,96% [30].
Стоимость импорта из Японии составила 1268,73 млн. долл. и сократилась на 15,5% за счет изделий из камня, гипса или аналогичных изделий — на 8,44 млн. долл., черных металлов — на 7,15 млн. долл., изделий из черных металлов — на 13,63 млн. долл., плавучих средств – на 439,73 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости импорта из Японии составила продукция машиностроения — 78,76%, в том числе автомобили легковые кроме 8702 – 49,23% [30].
Рисунок 3 — Удельный вес стран АТЭС в импортном обороте в 2006 г.
Стоимость импорта из Китая составила 1202,42 млн. долл. и увеличилась на 43,1% за счет:
— пластмассы и изделий из нее – на 12,15 млн. долл.,
— химических нитей – на 16,32 млн. долл.,
— трикотажного полотна машинного или ручного вязания – на 8,87 млн. долл.,
— одежды кроме трикотажной – на 12,13 млн. долл.,
— готовых текстильных изделий – на 34,2 млн. долл.,
— обуви – на 137,81 млн. долл., в том числе кожаной — на 112,4 млн. долл.,
— изделий из камня, гипса – на 5,26 млн. долл.,
— стекла и изделий из него – на 6,09 млн. долл.,
— черных металлов – на 6,05 млн. долл.,
— алюминия и изделий из него – на 6,8 млн. долл.,
— механического оборудования – на 27,84 млн. долл., автобусов – на 4,15 млн. долл., грузовых автомобилей – на 4,53 млн. долл., частей и принадлежностей автомобильных товарных позиций 8701-8705 – на 2,19 млн. долл., а также за счет продовольственных товаров и сырья для их производства.
Наибольший удельный вес стоимости импорта из Китая составили обувь, одежда – 28,4%, продовольственные товары и сырье для их производства – 7,22% [30].
Стоимость импорта из США составила 294,05 млн. долл. и сократилась на 15,8% счет:
— мяса свинины – на 11,57 млн. долл.,
— мяса битой домашней птицы – на 14,09 млн. долл.,
— прочих химических продуктов – на 3,89 млн. долл.,
— машин и механизмов для разработки полезных ископаемых – на 6,29 млн. долл.,
— частей предназначенных для оборудования товарных позиций 8425-8430 – на 3,93 млн. долл., инструментов и аппаратов оптических – на 6,75 млн. долл., тракторов – на 4,0 млн. долл., изделий из черных металлов – на 25,3 млн. долл.
Наибольший удельный вес стоимости импорта из США составили: продукция машиностроения – 37,97%, мясо свинина и домашней птицы – 13,08%, черные металлы и изделия из них – 10,26% [30].
Таким образом, внешнеэкономические связи России со странами АТЭС определены внешнеторговыми интересами российской стороны и иностранных участников рынка. Наибольшая стоимость импорта и экспорта по РФ приходится на Китай, Японию, Республику Корея, США. Основными экспортируемым группами являются топливно-энергетические товары и древесина. Основными импортируемыми группами товаров являются машины, оборудование и транспортные средства, текстиль, текстильные изделия, обувь и продовольственные товары и с/х сырье.
В настоящее время форум АТЭС стал восприниматься как организация, устанавливающая «справедливые правила игры» и регулирующая справедливое экономическое сотрудничество. Участники АТЭС взяли на себя выработку новых правил международного экономического взаимодействия и стали говорить о « видении АТЭС», которое подразумевало некое новое, вне политических рамок, восприятие сложившихся в АТР реалий.
АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, определяет главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействует частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития. В целом можно сказать, что вся деятельность АТЭС направлена на то, чтобы в плотном контакте с деловыми кругами определить возможные препятствия на пути торговых и инвестиционных потоков, а в дальнейшем — ликвидировать эти барьеры. Все это должно способствовать обеспечению минимальных затрат времени, денег и сил при осуществлении экономических операций.
АТЭС составляет почти половину мировой экономики. В начале ХХI века на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а совокупный валовой продукт на сегодняшний день около 60% от общемировых показателей.
Хотя АТЭС является самым молодым из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. А высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в ХХI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.
Главная же проблема России, стоящая на пути активизации участия ее в АТЭС, интеграционных процессах в АТР, не высокий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России со странами-членами АТЭС. И можно сказать, что Россия в большей мере зависит от торгово-экономических связей со странами АТЭС, чем последние от российских рынков и сфер приложения капиталов.
ЧАСТЬ 3. Перспективы развития АТЭС 3.1 Перспективы развития экономических связей в АТР в торговле Главными движущими факторами экономической жизни АТР являются экономики США, Японии, Китая, Южной Кореи, стран АСЕАН. Вместе с тем в условиях экономической глобализации национальные хозяйственные интересы реализуются, а до того и формируются, через интересы главных субъектов мирового рынка — транснациональных корпораций и крупного, блуждающего по мировым рынкам, финансового капитала. Это обстоятельство заставляет рассматривать мировую и азиатскую экономику как через призму интересов национальных государств, так и через призму интересов тех хозяйственных субъектов, чья деятельность простирается за национальные границы и, потому, требует новых международных — глобальных и региональных — механизмов согласования интересов, отстаивания прав и решения споров.
Согласование позиций стран по вопросу либерализации торговли и инвестиций, а АТЭС действует на принципе консенсуса, протекает непросто. Экономически более развитые страны (США, Канада, Австралия и др.) ратуют за радикальные неотложные конкретные меры по устранению разного рода торговых и инвестиционных барьеров, преобразование форума в замкнутую организацию с жесткой структурой, наподобие Европейского Союза. Менее развитые страны, входящие в АСЕАН, а также Китай выступают за поэтапную, постепенную эволюцию АТЭС в механизм гармонизации экономической жизни в регионе, служащий развитию внутрирегиональной торговли, инвестированию и обмену технологиями. Быстрая же либерализация при неравных стартовых позициях, по их мнению, будет выгодна лишь промышленно развитым странам.
Несмотря на существующие серьезные разногласия, на Богорском форуме АТЭС в Индонезии в 1994 году удалось разработать стратегию углубления экономической интеграции в регионе на ближайшие четверть века. В его итоговой декларации найдено компромиссное решение – закреплена идея формирования в регионе к 2020 году «пространства открытой свободной торговли и инвестиций» на универсальных принципах ГАТТ\ВТО путем устранения всевозможных барьеров, поощрения свободного перелива товаров, услуг и капитала с «разноскоростным» вхождением в него развитых (к 2010г) и развивающихся стран (к 2020г). В качестве ключевого фактора укрепления многосторонней торговой системы признано полное и активное участие стран-членов АТЭС во Всемирной торговой организации и ее поддержка. Снижение таможенных барьеров АТЭС будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ГАТТ\ВТО.
Но, реализация целей АТЭС, в том числе Багорской декларации о либерализации торговли в развитых и развивающихся странах соответственно к 2010 и 2020 гг., происходит медленно из-за отсутствия эффективных механизмов согласования интересов стран с разным уровнем развития. Необходимый для этого процесс институализации АТЭС также развивается медленно, наталкиваясь на противодействие ряда членов АТЭС. АТЭС испытывает давление глобальной американской экономики, которое возрастет после создания в 2007 г. американской зоны свободной торговли (FTAA).
В этих условиях активизируются поиски идей и концепций развития субрегиональной экономической интеграции. Для России особое значение в этой связи имеют нарождающиеся интеграционные тенденции в СВА и в формате АСЕАН + 3 (Япония, Китай, Южная Корея). Здесь важно учитывать проявившуюся готовность Китая участвовать в многосторонней интеграции и тем самым, как уже отмечалось, трансформировать свою политику «открытости» в политику «интеграционного взаимодействия».
Реальное развитие азиатского регионализма будет идти по пути укрепления регионального и одновременно развития субрегионального сотрудничества. Это является своего рода азиатской проекцией становления единой мировой экономики – по пути укрепления глобальных институтов (ВТО, МВФ и т.д.) и посредством создания региональных общих рынков и единых экономик (ЕС).
Параллельно вырисовывается стремление азиатских стран создать своего рода европейскую альтернативу американскому фактору в АТЭС в лице новой организации — АСЕМ, объединяющей 15 стран ЕС и 10 азиатских государств.
В целом, азиатский регионализм сталкивается сегодня с двумя дилеммами: как увязать интеграционные региональные связи с традиционным жизненно важным сотрудничеством с США, во-первых, и как обеспечить безболезненное сочетание самоидентификации азиатских наций с признанием ключевой роли Японии в развитии азиатского регионализма – во-вторых. Если эти две дилеммы будут разрешены, то азиатский открытый регионализм сможет внести свой вклад в глобализацию мировой экономики.
Говоря о краткосрочных, средне и долгосрочных перспективах развития АТЭС и экономической и финансовой интеграции в АТР, необходимо отметить, что в краткосрочном плане здесь продолжатся поиски согласования деятельности АТЭС по либерализации торговли с переговорами в рамках ВТО, а также поиски согласования субрегиональных и двусторонних интеграционных форматов с форматом АТЭС.
В среднесрочной перспективе можно ожидать усиления антагонизма между американской и азиатской составляющими АТЭС.
В долгосрочном плане АТЭС будет служить мостом и возможностью координации стратегии развития интеграции на субрегиональных уровнях – прежде всего в СВА, АСЕАН и в формате АСАЕН плюс три.
3.2 Перспективы участия России в АТЭС В новых геополитических условиях России требуется ясное и взвешенное понимание своих национальных интересов и угроз им в Азиатско-тихоокеанском регионе.
В настоящее время жизненно важным для России является обеспечение государственного суверенитета, территориальной целостности страны, преодоление дезинтеграционных тенденций.
В свете сказанного основные подходы к выработке стратегии России в АТР в XXI в. кратко можно было бы сформулировать в следующем виде:
— России важно активно и глубоко участвовать в процессах
Азиатско-тихоокеанской интеграции в интересах поднятия экономики Сибири, Дальнего Востока и России в целом;
продолжение
--PAGE_BREAK--