Реферат по предмету "Экономика"


Разработка элементов годового плана производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Российскийзаочный институт текстильной и легкой промышленностиКафедра менеджментаи предпринимательства
Курсовойпроект
подисциплине: Организация и планирование производства
на тему: Разработка элементов годового плана производственно — хозяйственной деятельности предприятияМосква 2011

Введение
Переход экономики стран крыночным отношениям превратил предприятия из объекта планирования в субъект.Это привело к тому, что значительно сместились акценты в сфере планирования:
— реформы перенесли центртяжести с государственного и отраслевого на уровень хозяйствующего субъекта,т.е. предприятия;
— главным сталаразработка плановой программы и способов ее реализации непосредственно напредприятии, а не на директивность и обязанность выполнения установленныхсверху заданий; усиление конкуренции;
— рост малого бизнеса,усиление конкуренции заставляет предприятия уделять внимание не столькопоказателям роста, сколько показателям развития предприятия; малые предприятияпотребительского рынка, продукция которых рассчитана на определенный контингентпотребителей, имеют достаточно ограниченные возможности роста в отличие отнемногочисленных крупных фирм, которые могут планировать увеличение доли рынкапутем создания новых и расширения действующих предприятий.
В процессе планированиявыделяют, как правило, следующие, логически увязанные между собой этапы:
— этап долгосрочногопланирования, который включает в себя анализ внешней и внутренней средыпредприятия, прогнозирование тенденций в области изменений спроса ипредложения, а также определение желаемого положения предприятия в виде общихдолгосрочных целей, которые могут выражаться числовыми значениями;
— этап стратегическогопланирования, в ходе которого анализируются все возможные варианты достиженияобщих целей и выявляются оптимальные из них, после чего этот вариантформируется в виде конкретной стратегии или набора стратегий;
— этап текущего(тактического, краткосрочного) планирования, в ходе которого происходитпреобразования общих направлений стратегического развития в цели и задачитактических планов на более детализированной основе (производство, сбыт, кадрыи т.д.) с дальнейшей детализацией среднесрочных, краткосрочных и оперативныхпланов с созданием в каждом из них системы управления ресурсами.
Не принижая значениядругих этапов системы планирования, отметим, что в сегодняшней экономическойситуации для предприятий легкой промышленности наибольшее значение имееттекущее планирование, ибо производители товаров широкого потребления взначительной степени зависят от быстро меняющейся конъюнктуры рынка.
Текущее планированиеотвечает основным требованиям, предъявляемым теорией системного анализа кпонятию «система». Прежде всего, это комплекс взаимосвязанных элементов.Целостный характер текущего планирования предприятия вытекает из неразрывности(единства) всех видов деятельности и общности генеральной и выходной целей.Система должна стремиться к достижению заданных или наилучших «выходов» сучетом располагаемых или минимально возможных «входов». Планирование развитияпредприятия является «большой системой» по числу входящих разделов, стадий,этапов планирования, по числу регулируемых видов деятельности и показателей,которые характеризуют входы и выходы каждого вида деятельности исоответствующих, а также показателей, определяющих вход и выход в целом.Сложность текущего планирования как системы объясняется тем, что здесь обратнаясвязь осуществляется в «открытой» среде.
С позиции системногоподхода система текущего планирования предприятия может быть представлена каккибернетическая схема, характеризующая взаимосвязь входов и выходов; во-первых,как большой планируемой системы и, во-вторых, входов и выходов, входящих в негоподразделений как частных.

Глава 1. Теоретическаячасть
 
1.1 Характеристиказатрат на производство: классификация затрат на производство; перечень статейсебестоимости продукции; формула расчета рентабельности продукции
Затраты (издержки) на производствопродукции представляют собой стоимостную оценку используемых в производствепродукции материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, атакже других затрат на ее производство и реализацию.
Классификация затрат напроизводство продукции по различным признакам позволяет решить определенныеэкономические вопросы деятельности предприятия.
В теории и практикепланирование производства общепринятой является группировка всех затрат по двумосновным признакам: экономическим элементам и калькуляционным статьям.Группирование затрат по экономическим элементам предусматривает их объединениепо признакам однородности независимо от того, где и на что они произведены.Такая группировка применяется при планировании сметы затрат на производство.
В смете выявляют триосновные группы затрат:
1) на предметы труда(затраты на сырье и материал),
2) на средства труда(затраты на здания, сооружения и оборудование),
3) на труд (затраты пооплате труда всех работающих),
В соответствии суказанной группировкой формируются элементы сметы. Элементами сметы называютсязатраты, характеризующиеся единым экономическим содержанием. В сметупроизводства включаются следующие элементы:
— материальные затраты завычетом реализуемых отходов,
— расходы на оплату труда,
— амортизация основнымфондов,
— прочие расходы.
Сметы производствасоставляются не только по предприятия в целом, но и по отдельным егопроизводственным подразделениям, что является важным условием организациивнутрихозяйственного расчета.
Классификация затрат,используемая при составлении сметы производства, непригодна при определениизатрат на производство конкретного вида продукции, т.е. при исчислениисебестоимости.
Себестоимость включает всебя все издержки по производству и реализации конкретных видов продукции. Этииздержки калькулируются по статьям затрат. В статьи затрат калькуляционноголиста включаются издержки, относимые на себестоимость каждого вида продукции ивсе продукции одинаковыми методами.
В себестоимости продукциииздержки предприятия классифицируются по признакам:
1) по способу отнесенияих на себестоимость единицы продукции – прямые и косвенные;
2) по характерузависимости от изменения объема производства – условно-переменные иусловно-постоянные;
3) по составу – простые(поэлементные) и комплексные;
4) по степени участия впроизводственном процессе – основные (технологические) и накладные(управленческие);
5) по месту образования –цеховые, общефабричные, внепроизводственные (коммерческие).
Рассмотрим сущность этихзатрат.
1. Прямыми называются терасходы, которые непосредственно относятся на конкретный вид продукции: затратына сырье, основные и вспомогательные материалы, основная заработная плата.
К косвенным расходамотносят те, которые не могут быть непосредственно отнесены на себестоимостьконкретного вида продукции, а распределяются между ее видами пропорциональнодругим затратам, в большинстве случаев – пропорционально основной заработнойплате основных рабочих. К косвенным относятся расходы по содержаниюоборудования, цеховые расходы, затраты на подготовку производства и др.
2. К условно-переменным(пропорциональны объему производства) относят расходы, изменяющиесяпропорционально изменению объема производства. К ним относят затраты наматериалы, энергию на технологические нужды, заработная плата. Например, еслиобъем производства в плановом периоде увеличивается на 5%, суммарные затраты наматериалы также должны увеличиться на 5% (на единицу продукции они остаютсянеизменными). К условно-постоянным относят расходы, которые суммарно не зависятот изменения объема производства. Так, при увеличении объема производства на 5%годовой фонд зарплаты руководителей и специалистов не меняется; следовательно, вединицу продукции эти затраты уменьшаются. Однако это «постоянство» носит условныйхарактер. Так, при увеличении объема производства, например, в два раза вопределенной степени увеличится производственная площадь, количествосветильников, численность мастеров и вспомогательных рабочих и т.д. (именнопоэтому они более точно называются условно-постоянными).Признаки классификации затрат По экономическому содержанию (по составу) По элементам По калькуляционным статьям По степени участия в процессе производства Основные Накладные По способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции Прямые Косвенные По составу Простые Комплексные В зависимости от изменения объема производства Условно-переменные Условно-постоянные По месту возникновения Цеховые, общефабричные Коммерческие
Рис.1. Классификациязатрат на производство продукции.

При принятом методекалькулирования себестоимости все статьи, кроме материалов и основнойзаработной платы, исчисляются косвенно и принимаются как постоянные затраты.Однако их суммарные величины меняются при изменении объема производства.
3. Простые затратывключают один элемент (например, основные материалы или основная заработнаяплата основных рабочих). Комплексные статьи затрат на предприятиях легкойпромышленности рассчитываются как правило, как косвенные затраты и включаютцелый набор расходов. Например, цеховые расходы включают зарплату цеховогоперсонала, амортизацию здания цеха, затраты на отопление и освещение и т.д.
4. Основными называютсярасходы, связанные с изготовлением продукции. К ним относят затраты на материал,топливо и энергия на технологические нужды, амортизация оборудования,заработная плата рабочих и т.п. Накладные расходы – расходы по управлению –возникают в связи с необходимостью обслуживания производственного процесса иуправления им (содержание цеховой и общефабричной администрации, ремонт,отопление, освещение, конторские и канцелярские расходы).
5. Издержки по обработкепродукции, которые несет цех, являются цеховыми; они формируют цеховуюсебестоимость продукции. Издержки по выпуску продукции с момента поступленияматериалов на склады предприятия до сдачи готовой называются фабрично-заводскойсебестоимостью. Издержки предприятия, включающие затраты как по производствупродукции, так и по ее реализации (на тару, хранение и транспортировку), т.е.включающие все затраты предприятия на отпущенную потребителя продукцию,называются полной себестоимостью.
Все применяемые напредприятиях классификации затрат на производство являются условными. Онииспользуются для решения тех или иных вопрос планирования, регулирования ианализа себестоимости продукции. Помимо указанных признаков выделяют общие(валовые), средние и предельные затраты.
Общие (валовые) издержки– это сумма постоянных или переменных затрат при каждом данном объеме выпускапродукции. При увеличении объема производства валовые издержки изменяются на туже величину, что и сумма переменных затрат.
Средние издержкиопределяют величину производственных затрат в расчете на единицу продукции, иименно они используются при планировании и служат мерой для обоснованияоптимальных объемов выпуска различных видов продукции.
Предельные издержкиопределяют дополнительные затраты, связанные с производством еще одной единицыпродукции. Эти издержки можно найти для каждой добавочной единицы продукцииотношением прироста валовых издержек к соответствующему приросту количествапроизведенной продукции по формуле:
/>
Где /> – показатель предельныхиздержек, />-прирост валовых издержек, /> — прирост выпуска продукции.
Показатель предельныхиздержке имеет стратегическое значение во внутрипроизводственном планировании,т.к. устанавливает те производственные затраты, величину которых предприятие можетнепосредственно контролировать. Предельные издержки определяют те плановыерасходы, которые придется понести в случае производства последней единицыпродукции; в то же время они показывают те затраты, которые могут бытьсэкономлены в случае сокращения объема производства на эту последнюю единицу. Принятиеплановых решений относительно того или иного объема выпуска продукции обычноносит предельный характер, т.е. рассматривается возможность выбору из двухвариантов: производить ли на несколько единиц тех или иных товаров больше илименьше.
Смета затрат представляетсобой свободный план всех расходов предприятия на плановый период. Онаопределяет общую сумму издержек производства по видам используемых ресурсов,стадиям производственной деятельности, уровням управления предприятием и другимнаправлениям расходов. В смету включаются затраты основного и вспомогательногопроизводства, связанные с изготовлением и реализацией продукции, а такжесодержание административно-управленческого персонала.
Затраты по каждомуэлементу сметы производства исчисляются только по той части материалов иэнергии, которая поступает со стороны. Нормы расходов всех видов ресурсовберутся из раздела «Материально-техническое обеспечение» и умножаются наколичество вырабатываемой продукции. Затраты по элементу «расходы на оплатутруда» определяют по расчетам, показанным в разделе «Планирование труда изаработной платы».
Смету производствасоставляют на весь планируемый год с разбивкой по кварталам. Свободная сметапроизводства по предприятию составляется на основе смет производства, цехов ислужб.
Состав элементов затратна производства.
Материальные затраты: 1)сырье и материалы;
2) покупные материалы,предназначенные для обеспечения нормального технологического процесса, упаковкапродукции и других производственных и хозяйственных нужд (проведении испытаний,ремонт и эксплуатация оборудования, сооружений и др.);
3) комплектующие изделияи полуфабрикаты;
4) запасные части дляремонта оборудования, износ инструментов, спецодежды и др.;
5) работа и услугипроизводительного характера, выполняемые хозяйствами предприятия, неотносящиеся к основному виду деятельности;
6) затраты, связанные сиспользованием природных ресурсов, в том числе плата за воду;
7) топливо натехнологические цели, выработка всех видов энергии, отопление зданий,транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые транспортомпредприятия;
8) покупная энергия всехвидов на производственные и хозяйственные нужды;
9) расходы наприобретение тары и упаковки за вычетом стоимости этой тары по цене еереализации (кроме деревянной и картонной);
10) потери от недостачиматериальных ресурсов в пределах норм естественной убыли (в план не включаются,учитываются только в отчетах).
Из расходов на материалы,включаемых в затраты на производство продукции, исключается стоимостьвозвратных отходов и вторичных ресурсов.
Расходы на оплату труда: 1)заработная плата по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;
2) доплаты за работу вночное время, совмещение профессий, расширение зон обслуживания;
3) премии;
4) оплата отпусков;
5) оплата льготных часовподросткам, перерывов в работе кормящих матерей, учебных отпусков, временивынужденного прогула;
6) единовременныевознаграждения за выслугу лет;
7) выплаты по районнымкоэффициентам;
8) оплаты за работу ввыходные дни и праздничные дни, в сверхурочное время, простоев не по винеработника;
9) стоимость выдаваемойбесплатно форменной одежды.
Единый социальный налогвключает отчисления на социальное страхование, в пенсионный фонд и фондобязательного медицинского страхования. Эти отчисления определяются понормативам, устанавливаемым государством в % от расходов на оплату труда,включаемых в себестоимость продукции, и премий, выплачиваемых из прибыли.
Амортизация основныхфондов отражает сумму амортизационных отчислений на полное восстановление,исходя из балансовой стоимости фондов и норм амортизации. По машинам,оборудованию и транспортным средствам начисления амортизации прекращаются поистечении нормативного срока их службы при условии полного перенесения ихстоимости на стоимость годовой продукции.
Прочие расходы включаютплатежи по страхованию имущества, плату по процентам за краткосрочные кредитыбанкам, оплату работ по сертификации продукции, командировочные расходы,расходы на охрану, оплату услуг связи и вычислительных центров,представительские расходы и др.
Себестоимость продукциивыражает в денежной форме издержки предприятия на производство и реализациюединицы или объема выпуска продукции. В себестоимости возмещаются затратыпроизводственных ресурсов в текущих рыночных ценах. На предприятиях легкойпромышленности различают полную (коммерческую), производственную, цеховую итехнологическую себестоимость изделия. Расчет издержек на производстваотдельных видов продукции, проводимы по отдельным статьям затрат, называетсякалькулированием или калькуляцией себестоимости.
Документы, содержащиерасчеты по калькулированию плановой себестоимости продукции, называютсяплановыми калькуляциями. Плановые калькуляции составляются на все виды товарнойпродукции.
В себестоимость продукциивключаются следующие статьи затрат:
1) сырье и основныематериалы;
2) реализуемые отходы;
3) стоимость сырья иматериалов за вычетом стоимости реализуемых отходов;
4) покупные комплектующиеизделия и полуфабрикаты;
5) вспомогательныематериалы;
6) топливо и энергия натехнологические цели;
7) основная заработнаяплата основных производственных рабочих;
8) дополнительнаязаработная плата производственных рабочих;
9) отчисления отзаработной платы в единый социальный налог от суммы основной и дополнительнойзаработной платы и премий, выплачиваемых из прибыли (на социальное страхование,в пенсионный фонд и на обязательное медицинское страхование);
10) расходы на подготовкуи освоение производства новых изделий;
11) расходы по содержаниюи эксплуатации оборудования;
12) цеховые расходы;
13) потери от брака (непланируются, определяются фактическим данным)
14) общехозяйственные(общефабричные) расходы;
15) внепроизводственные(коммерческие) расходы.
При исчислениифактической себестоимости продукции в нее включаются также потери от брака ипростоев по внутрипроизводственным причинам, недостачи материальных ценностей впроизводстве и на складах, пособия работникам в результате потеритрудоспособности из-за производственных травм.
Затраты по статьямкалькуляции исчисляются по достаточно унифицированной методике, однако вопределении тех или иных статей затрат на предприятиях различных отраслейлегкой промышленности имеются особенности.
Затраты по статье «Сырьеи основные материалы» определяются по каждому виду продукции по каждомуматериалу прямым счетом, т.е. конкретно по каждому виду и модели изделия, поплановым нормам и ценам. Общая сумма затрат по этой статье уменьшается настоимость возвратных и реализуемых отходов. К реализуемым относятся те отходыосновного производства, которые реализуются на сторону.
Затраты по статье«Вспомогательные материалы» определяются также прямым счетом. К этим материаламотносятся нитки, иголки, фурнитура, молнии, коробки и пакеты для упаковкипродукции, клея и т.п.; в кожевенном, дубильно-экстрактовом, овчинно-шубнымпроизводствах во вспомогательные материалы включается также расход воды натехнологические нужды.
Затраты по статье«Основная заработная плата» рассчитываются по каждому виду продукции на основесуммарной расценки, действующих нормативных доплат и премиальных выплат изфонда заработной платы. Затраты по статье «Дополнительная заработная плата»определяются в процентах от основной зарплаты (величина процента определяетсяпо смете расходов). Основной назначение дополнительной заработной платы –оплата отпусков.
Основная заработная платана единицу продукции также может быть определена на основе расчета часовогофонда заработной платы. Величина часового фонда, рассчитанная на определенныйпериод (смена, день, месяц и т.д.), делится на выпуск продукции засоответствующий период.
В плане предприятиярассчитывается рентабельность продукции и общая и расчетная рентабельностьпроизводства.
Для формирования цен ипроведения рациональной ценовой политики большое значение имеет определениерентабельности продукции. Этот показатель определяется как отношение прибыли отреализации продукции к ее себестоимости. Для рентабельности i-го вида продукции/>определяется какотношение прибыли на единицу продукции к себестоимости.
/>

Расчетная рентабельностьпроизводства определяется делением расчетной прибыли на ту же величину.
В рыночных условияхзначительно расширяется применение показателей рентабельности для оценкиразличных сторон деятельности предприятия. К ним относятся:
— рентабельностьтоварооборота или продаж – рассчитывается как отношение общей или чистойприбыли к выручке от реализации или как отношение балансовой прибыли к суммечистой выручки от реализации и доходов от прочей реализации и внереализационныхопераций;
— рентабельностьсобственных средств или капитала – определяется как отношение чистой прибыли кстоимости совокупных активов;
— рентабельность всехактивов – рассчитывается как отношение общей прибыли к стоимости к стоимостисовокупных активов;
— рентабельность текущихактивов – рассчитывается как отношение общей прибыли к стоимости текущихактивов;
— рентабельность чистыхактивов – рассчитывается как отношение общей прибыли к стоимости чистыхактивов;
— рентабельностьсобственного капитала — рассчитывается как отношение общей прибыли ксобственному капиталу.
1.2 Виды цен и порядоких формирования: понятие цены; виды и структура оптовой и розничной цен
Цена – это денежноевыражение стоимости товара.
В условиях рыночныхотношений регулирование воспроизводства осуществляется, наряду с другимиэкономическими законами, законом стоимости, который действует через механизмцен и ценообразования.
Сущность рыночногоценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования происходит несфере производства, не на предприятии, а сфере реализации продукции, т.е. нарынке, под воздействием товарно-денежных отношений, спроса и предложения. Ценатовара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются нарынке. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктовкак товара, постольку их стоимость получает общественное признание черезмеханизм цен только на рынке.
Рыночные цены на товарустанавливаются на основе соглашений потребителей и ее изготовителей продукции,и называются договорными (свободными). Смысл договорного ценообразованиязаключается в том, что нацелить предприятия-изготовители на выпуск товаров,пользующихся спросом. Гибкость и оперативность в установлении рыночных ценспособствуют развитию динамичной экономики и ориентируют на удовлетворениеобщественных потребностей. Свободные цены являются важнейшим элементомсогласования экономических интересов в народном хозяйстве. Они могут нормальнодействовать только в комплексе со всеми другими элементами, составляющими рыночнуюэкономику. В разбалансированной экономике, характеризующейся дефицитом имонополизацией рынка, цены могут безудержно расти, усугубляя и без тогонепростое положение экономики. Это приводит к дезорганизации производства, приэтом снижается надежность планирования на уровне отдельного предприятия,нарушаются внутри- и межотраслевые пропорции. Поскольку появляется возможностьполучить дополнительную прибыль, не обусловленную ростом производства, исчезаютстимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении; инфляцияподталкивает дальнейший спад производства.
В рыночной экономикегосударственное регулирование цен носит ограниченный характер, хотя может идолжно воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен через определенныемеры и стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. К нимотносятся: установление предельного уровня цен на определенные виды продукции иуслуг (например, на энергоносители), меры по развитию конкуренции и ограничениюмонополизма, соответствующая налоговая политика и т.д. Все меры должны бытьзакреплены законодательными актами.
Состав (структура) цензависит от их значения.
Оптовые цены предприятия– цены, по которым изготовитель реализует произведенную продукцию покупателям.Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержкипроизводства и реализации и получить прибыль, которая позволяет имфункционировать в условиях рынка. На основе оптовых цен предприятия анализ,планирование и расчет стоимостных показателей работы. Разновидностью оптовойцены предприятия-изготовителя является трансфертная цена, которая применяетсяпри коммерческих операциях между подразделениями одной и той же фирмы, чтоспособствует развитию хозрасчета. Эта цена может устанавливаться как на готовыеизделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги, в том числе управленческие.Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособностьфирмы. Например, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемыедочерним предприятием, можно существенно повысить ценовую конкурентоспособностьпродукции. Трансфертные цены эффектно используются в финансово-промышленныхгруппах.
Оптовая ценапредприятия = себестоимость продукции + прибыль + надбавки (скидки) к цене (например,скидки на предоплату).
Оптовые (отпускные) ценыпромышленности – цены, по которым организации-потребители оплачивают продукциюпредприятиям-изготовителям.
Отпускная цена =оптовая цена предприятия + акциз + налог на добавленную стоимость (НДС).

Розничные цены – цены, покоторым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям иорганизациям.
Розничная цена =отпускная цена + торговая надбавка (издержки и прибыль торговых организаций).
Включенный в розничнуюцену акциз – это косвенный налог на потребителя, взимаемый через цену. Переченьтоваров, облагаемых акцизом, ограничен законодательством, в него входят главнымобразом престижные товары и предметы роскоши – автомобили, меха, изделия издрагоценных камней. НДС также является косвенным налогом, который оплачиваетсяконечным потребителем. Этот налог устанавливается в % от отпускной цены товара,включая акциз.
Аукционная цена – ценатовара, проданного с аукциона, отражает уникальные свойства товара и зависит отмастерства лица, проводящего аукцион.
Ценовая политика науровне предприятия основывается на информации: состояние и прогнозированиеспроса и цен на продукцию предприятия и конкурентов, анализ динамики иструктуры цен, резервы снижения затрат на производство, прогнозированиевнутренних и внешних рынков сбыта и потенциальных конкурентов, возможностиповышения качества продукции.
Ценовая политикапредприятия зависит от структуры рынка. Реализация продукции предприятий легкойпромышленности осуществляется в основном на рынке монополистическойконкуренции. Этот рынок включает в себя множество производителей товара,продавцов и покупателей, совершающих сделки в широком диапазоне цен, чтосвязано с большим разнообразием товара по качеству, внешнему оформлению,марочным названиям. Этому рынку присущи три характерные черты: остраяконкурентная борьба между производителями, дифференциация товаровфирм-конкурентов, легкость проникновения на рынок.
Процесс ценообразованиявключает следующие этапы:
1) Поставка задачи.
2) Определение спроса.
3) Оценка издержекпроизводства.
4) Оценка эффективностикапитальных вложений.
5) Анализ цен и товаровконкурентов.
6) Выбор методаценообразования.
Постановка задачи.Предприятие должно определить цель производства и реализации конкретноготовара. Основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости (сбыта),максимизация прибыли, удержание рынка и завоевание лидерства на нем или пообъему продаж, или по качеству продукции.
Обеспечение выживаемостивыбирают в условиях серьезной конкуренции и в том случае, когда: 1) спросэластичен, 2) существует большой рынок потребителя, 3) увеличение объемареализации сокращает относительные издержки производства и сбыта, 4) добитьсямаксимального роста сбыта и увеличения роста прибыли можно путем некоторогоснижения дохода с каждой единицы товара (за счет снижения цен).
Определение спроса. Спроспоказывает количество товара, которые потребители будут по разным возможнымценам, или по каким ценам они готовы купить разное количество товара. Законспроса гласит: при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведет кувеличению спроса, и наоборот, т.е. существует обратная связь между ценой ивеличиной спроса.
Согласно закону спросапотребители при снижении цены приобретают большое количество товара, однакостепень реакции потребителей может изменяться по разным товарам. Изменениестепени чувствительности потребителей к изменению цены основано на ценовойэластичности. Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины наизменения другой, выражается коэффициентом эластичности спроса от цены, которыйпоказывает, на сколько процентов изменится объем продаж в результате измененияцены на 1%, рассчитывается по формуле:
/> ; />
себестоимостьрентабельность производительность планирование
Где /> - величина спроса(количество покупок); /> - верхний и нижний предел цены.
Спрос считаетсяэластичным при />, в это случае небольшое изменениеприводит к существенным изменениям в спросе. Общий доход возрастает, когда ценыснижаются (за счет увеличение объема реализации), и уменьшается, когда ценырастут.
Для неэластичного спроса />, т.е. ценовыеизменения незначительно влияют на объем реализации (характерен для престижныйтоваров и предметов роскоши). При /> спрос является унитарным, т.е.изменения цены компенсируется изменением в размере спроса (объем реализации встоимостном выражении остается постоянным).
Оценка издержекпроизводства. Основу цены на любой вид продукции составляет себестоимостьпродукции. В процессе ценообразования при определении себестоимости необходимочеткое выделение переменных и постоянных расходов.
Оценка окупаемостикапитальных вложений. Как правило, при формировании цен на предприятиях непросчитывается окупаемость капиталовложений, что часто делает цену инструментом«саморазрушения» предприятия, не позволяет им обеспечить прибыль, достаточнуюдля расширенного воспроизводства основных фондов.
При отражении в ценеэффективности капитальных вложений следует исходить из приемлемого срокаокупаемости инвестиций с точки зрения физического и морального старенияоборудования, а также жизненного цикла изделий, выпускаемых на этомоборудовании. При внедрении новой техники ее эффективность определяется срокомокупаемости Т. Величина Т, определяемая как отношение капитальных вложений К кгодовой балансовой прибыли П, характеризует эффективность инвестиций снароднохозяйственной точки зрения, а не для конкретного предприятия.
Для предприятиянакопление средства для воспроизводства основных фондов осуществляется в фонденакопления. В силу этого хозрасчетный срок окупаемости />определяется:
/>.
Анализ цен и товаров ивыбор метода ценообразования. Знаниями о ценах и товарах конкурентов можновоспользоваться в качестве отправной точки в политике ценообразования. Еслипродукция, производимая предприятием, аналогична товарам конкурентов, топриходится назначать цену, близкую к цене конкурента. Установить цену болеевысокую, чем у конкурента, можно лишь в случае, если продукция предприятияболее высокого качества. Если же товар уступает качеству, то производительбудет вынужден устанавливать более низкую цену с тем, чтобы не потерятьсбыт.Анализ цен конкурентов в определенной степени определяет выбор методаценообразования.
Основными методамиустановления цены являются:
— на основе издержекпроизводства или «средние издержки плюс прибыль»,
— цены на уровне текущихцен,
— цены исходя изощущаемой ценности товара,
— метод установления«целевой» цены,
— метод безубыточности.
Основой определения ценпри первом методе являются издержки производства на единицу продукции, ккоторым прибавляется прибыль предприятия. Он отражает традиционную ориентациюглавным образом на производство и в меньшей степени – на рыночный спрос.Преимущество – простота установления цен, недостатки – практически непринимается во внимание фактор спроса на продукцию, при определении затрат наединицу продукции используется произвольное отнесение на себестоимостькосвенных расходов, поэтому издержки производства, заложенные в цену, могут неотражать затрат на конкретные виды продукции.
При использовании методаустановления цены на уровне текущих цен производитель ориентируется на ценыконкурентов и в меньшей степени обращает внимание на показатели собственныхиздержек спроса. Этот метод распространен в силу того, что многие производителисчитают, что придерживаться уровня текущих цен – значит обеспечить ценовую конкурентоспособность.
При установлении цен наоснове ощущаемой ценности товара основным фактором выступает покупательскоевосприятие товара. Для формирования в сознании потребителей представление оценности товара используются неценовые воздействия, цена же призванасоответствовать ощущаемой ценностной значимости приобретаемого покупателемпродукта. При использовании этого метода необходимо выявлять, какие ценностныепредставления имеются у потребителя о товарах конкурентов.
При установлении«целевой» цены планируется необходимый объем прибыли, рассчитываются суммарныезатраты на производство продукции и ценностной значимости приобретаемогопокупателем продукта. При использовании этого метода необходимо выявлять, какиеценностные представления имеются у покупателя о товаре конкурентов. Этот методиспользуется для товаров неэластичного спроса.
Метод расчета цен наоснове анализа безубыточности дает возможность сравнить размеры прибыли,получаемой при различных ценах и различных объемах производства. Позволяетпроизводителю реализовать продукцию по такой цене, которая при определеннойпрограмме выпуска продукции обеспечивает запланированный объем прибыли. Методбезубыточности позволяет решить 2 основные задачи:
— определить безубыточный(не приносящий ни прибыли, ни убытков) объем производства в натуральномвыражении;
— определить объемпроизводства, который при заданной цене единицы продукции обеспечиваетполучение определенного объема прибыли.
В период высокойинфляции, быстро растущих издержек на заработную плату, резких и частыхколебаний цен на сырье и материалы и энергоносители предприятиям целесообразноиспользовать политику скользящего ценообразования, направленную на защиту производителяна уменьшение прибыли из-за инфляции.
Условия принятияскользящих цен оговариваются в контрактах купли-продажи, он обычно содержитусловия о котировки цены на базе текущих издержек, а также:
— перечень элементовзатрат, на которые ожидается изменение цен (материалы, транспортные расходы);
— базу на измерениеиздержек;
— верхнюю границуприемлемого роста цен каждого элемента затрат.
Скользящие цены,устанавливаемые на определенную дату (например, на день поставки товарапокупателю или фактическую дату получения товара), нередко являются рыночнойценой на эту дату. На указанную дату определяются изменения затрат по ихэлементам с базисными значениями, и цены пересчитываются.

Глава 2. Проектнаячасть
 
2.1 Планированиесреднегодовой мощности предприятия
Планирование объемапроизводства требует предварительного расчета производственной мощностипредприятия в плановом году с учетом степени ее исполнения. Производительнаямощность предприятия (цеха, потока) – это максимально возможный годовой (сменный)объем выпуска продукции определенного ассортимента при полном использованиивсех элементов производства.
Для обоснованияпроизводственной программы предприятия на плановый год определяетсясреднегодовая мощность (/>) по следующей зависимости(балансовая формула):
/>
Где /> /> - мощность, вводимая ивыводимая в течение года, тыс.ед.; /> - мощность на начало года,тыс.ед.; N — число месяцев с момента вводамощности до конца года; K — число месяцев с момента вывода мощности до конца года; y – Коэффициент освоения вводимой мощности в плановом году.
Мощность в объеме 60 тыс.ед. выводится с 01 мая, следовательно, число месяцев с момента вывода до концагода составит 8 месяцев. Для вводимой мощности срок её действия составит 6месяцев (ввод будет осуществляться 01 июля). Коэффициент освоения вводимоймощности в плановом году=0,9.
/>

Прирост мощности, т.е.рост объема /> составит:
/>
2.2 Планированиепроизводительности труда и трудоемкости продукции
Сначала рассчитываетсявыпуск продукции в день в отчетном и плановом году (/>и />). Число рабочих дней в году=250.
/>
/>
Производительность трудана одного рабочего в день составляет: В отчетном году:
/>
В плановом году:
/>
/>

Трудоемкость единицыпродукции в отчетном году /> рассчитывается, исходя из того,что на предприятии работало 96 человек, продолжительность рабочего дня-8 часов,выпуск в день-1100 ед.
/>
Аналогично трудоемкостьединицы продукции в плановом году /> составит:
/>
Изменение трудоемкостипродукции /> вплановом году по сравнению с отчетным составит:
/>
При определения измененияплановых показателей по сравнению с отчетными всегда из плановых величинвычитается отчетная величина, и разность делится на отчетную величину.
2.3 Планированиезатрат на производство
Плановая себестоимостьединицы продукции рассчитывается на основе учета влияние факторов ее снижения.К таким факторам относятся:
1)  изменение объема производства;
2)  изменение производительности труда иего квалификации;
3)  изменение цен на материалы;
4)  изменение норм расхода материалов.
Если при расчетеизменения себестоимости под влиянием какого-либо фактора получаетсяотрицательный результат, это свидетельствует о снижении себестоимости под влияниемэтого фактора; если положительный знак – о повышении затрат на производствопродукции. Алгебраическая сумма процентов изменения себестоимости по всемфакторам определяет общее изменение плановой себестоимости по сравнению сбазовой (отчетной). Расчет плановой себестоимости:
1.  Изменение себестоимости под влияниемизменения объема производства (/>).
Изменение объемапроизводства не изменяет общую сумму постоянной части косвенных расходов(например, цеховые и общефабричные расходы остаются неизменными). Величинапостоянных расходов, приходящихся на единицу продукции, при увеличении объема производствауменьшается, а при сокращении объема производства — увеличивается.
Изменение себестоимостипродукции под влиянием изменения объема производства />рассчитывается по формуле:
/>
Где /> - постоянная частькосвенных расходов в себестоимости, % /> - рост объема производства вплановом году по сравнению с отчетным.
2. Изменениесебестоимости продукции под влиянием роста производительности труда.
Рост производительноститруда вызывает сокращение времени на обработку единицы продукции, что приводитк снижению трудоемкости продукции. Пропорционально изменению трудоемкостипроисходит изменение заработной платы (не заработка рабочего, а статьисебестоимости).
Повышениепроизводительности труда на 10,4 % привело к снижению трудоемкости на 10%, а,следовательно, к снижению з/п в себестоимости на 10%.
Повышениепроизводительности труда сопровождается ростом квалификационных рабочих(повышается разрядность работ и следовательно, тарифные ставки), что приводит кросту з/п исполнителей. Рост з/п 3,17%. Реальное снижение з/п в себестоимостипродукции составляет:
/> 
Поскольку доля з/п всебестоимости продукции /> равна 0,12, то снижениесебестоимости под влиянием роста производительности труда составит:
/>
3. Единый социальныйналог составляет 26% от заработной платы; поэтому при снижении заработной платыуменьшается и величина этих отчислений (/>).
/>
4. Изменениесебестоимости продукции под влиянием изменения норм расхода материалов (/>).

/>
Где k – число видов материалов, по которымизменились нормы расходов; /> - доля затрат на материалы всебестоимости продукции, на которые изменились нормы расходов (по исходнымданным />=54%).
/>
Где n – число видов материалов, по которымизменились цены; /> - доля затрат на материалы всебестоимости продукции, на которые изменились цены.
Общий процент изменениясебестоимости продукции /> составит:
/>=-1,56-0,82-0,21-5,4+5,4=2,59%
Абсолютное значениесебестоимости единицы продукции в плановом году составит:
/>
2.4 Формирование цены
Формирование оптовой ценыпредприятия проводится на основе рассчитанной себестоимости и уровнярентабельности продукции. Рентабельность продукции есть отношение прибыли ксебестоимости. При уровне рентабельности 15% прибыль на единицу продукциисоставит:

/>
Оптовая цена /> составит:
/>
Отпускная цена = Ценаоптовая + НДС (налог на добавленную стоимость)
/>
Розничная цена />включает,помимо оптовой цены, налог на добавленную стоимость (18%) и торговую надбавку(25%).
/>
Определяем затраты нарубль товарной продукции ЗР, которые определяются отношением себестоимости коптовой цене:
/>
2.5 Планирование ираспределение прибыли
Годовая общая(балансовая) прибыль предприятия от производственной деятельности /> составит:
/>

Поступления отвнереализационных операций включает:
Выручку от продажи акций(6000 руб.); 2) Дивиденды по приобретенным акциям (куплены на сумму 9000 руб.);ставку дивидендов 19% годовых; срок приобретения – август (5 месяцев до концагода).
Сумма полученныхдивидендов /> составит:
/>
Итого балансовая прибыльпредприятия составит:
/>
Налог на прибыль – 20%,поэтому прибыль предприятия расчетная /> составит 80% от общей прибыли
/>
Из этой прибылипланируется потратить:
1)  9000 руб. на приобретение акцийдругих организаций;
2)  275 тыс. руб. на эмиссию акций своегопредприятия;
3)  На выплату дивидендов по проданнымакциям (сумма эмиссии – 6000 руб. с мая (8месяцев до конца года) при ставкедивидендов 17%). Выплаты дивидендов составят:
/>
Итоговая годовая прибыльпредприятия, предназначенная для распределения, составит:

/>
Эта прибыльраспределяется на формирование резерва предприятия, на выплату дивидендовакционерам по имеющимся акциям, а также для формирования фонда накопления ифонда потребления.
2.6 Расчетбезубыточного объема производства и построение графика безубыточности
Для того чтобы определитьуровень безубыточности производства при планируемых оптовых ценах исебестоимости продукции, строится график безубыточности. С его помощьюопределяется, при каком объеме выпуска продукции выручка от ее реализации равназатратам на ее производство, т.е. при каком объеме выпуска продукциипроизводство становится безубыточным.
Для построения такогографика необходимо в себестоимости продукции выделить постоянные и переменныезатраты. График представляется двумя линиями, каждая из которых может бытьвыражена уравнением.
Точка пересечения линиизатрат – корень решения уравнений, определяющих, при каком объеме производствасуммарные затраты (т.е. себестоимость всей продукции) равны выручке. В этойточке (в ее проекции на ось Х) прибыль равна 0; справа от проекции этой точкинаходится объемы производства, которые обеспечивают получение прибыли; слева – областьобъемов производства.

Вывод
Таким образом, привыпуске продукции в объеме 233 тыс. изд. и при цене 997 руб. за единицупродукции выручка от реализации (товарная продукции) равна затратам напроизводство (себестоимость продукции), а прибыль равна 0.
При выпуске продукциименее 233 тыс. изделий в год предприятия потерпит убытки.
Поскольку планпроизводства составляет 291,25 тыс.изд., производство является безубыточным.

Список используемойлитературы
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М: Финансыи статистика, 2001.
2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М: Прогресс,1985.
3. Афитов Э.А. Планирование на предприятии. Минск: Высшаяшкола, 2001.
4. Бухолков М.И. Внутрифирменное планирование. М: Инфа-М,2003.
5. Ващенко В.К., Рощина О.Е. Ленская О.Л. Управлениекачеством продукции, учебное пособие. М: РосЗИТЛП, 2004.
6. ГершунА., Горский М. М: Технологии сбалансированногоуправления. Олимп-бизнес, 2005.
7. Горшкова Л.А. Анализ организации управления. Аналитическийинструментарий. М: Финансы и статистика, 2003.
8. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес — системах. М: Финпресс, 2004.
9. Косов В.В. Бизнес – план: обоснование решений. М:Tacis, 2000.
10. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. М:Русская деловая литература, 1998.
11. Лебедева Г.Н. Планирование на предприятиях легкойпромышленности. Бизнес – планирование. Учебное пособие. М: РосЗИТЛП, 2005.
12. Лебедева Г.Н., Русаева Г.Д. Ценообразование напредприятиях легкой промышленности. М: РосЗИТЛП, 1996.
13. Лебедева Г.Н., Ультан С.И., Шайковская Л.Л. Оптимизацияплана производства обувного предприятия. Кожевенно-обувная промышленность, №1,2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.