--PAGE_BREAK--1.2 Методология расчета цен на импортные товары
При установлении цен на импортные товары, кроме налогов, учитываются различные таможенные сборы (за таможенное оформление, хранение товара и т.д.).
Рассмотрим порядок формирования цен на импортные товары, закупаемые за счет собственных валютных средств предприятий и организаций. Эти цены устанавливаются самими предприятиями, осуществляющими импортные закупки. При этом порядок расчета цен зависит от того, кому непосредственно реализуются товары — другим предприятиям или населению.
Если предприятие закупило импортный товар и реализует его другому предприятию, то в этом случае цена рассчитывается следующим образом.
Прежде всего, предприятие-импортер должно определить расчетную цену (без НДС), которая включает: таможенную стоимость, акциз, таможенную пошлину (если товары ими облагаются), таможенные сборы (сборы за таможенное оформление и т.д.), прочие накладные расходы, относимые на издержки без налога на добавленную стоимость (транспортные расходы, страховые платежи, расходы по хранению, проценты по ссудам банков и т.д.), налог на добавленную стоимость, уплачиваемый при таможенном оформлении товара, в эту цену не включается. Затем к полученной расчетной цене прибавляется НДС по ставкам 10 и 20%. По этой цене (с НДС) предприятие-импортер может реализовывать товар любому другому предприятию. [5]
Однако реализация товара может быть осуществлена и по другой цене, не ниже этой, а именно по свободной отпускной цене (с НДС). Эта цена определяется исходя из расчетной цены, качества, потребительских свойств товара и конъюнктуры рынка. Однако разница между свободной отпускной ценой (без НДС) и расчетной ценой (без НДС) облагается налогам на прибыль.
При реализации импортных товаров предприятия определяют сумму НДС, подлежащую взносу в бюджет. Она представляет собой разницу между суммой налога, полученной от покупателей, и суммой налога, относящейся к расходам на приобретение и реализацию импортного товара, включая сумму налога, уплаченную таможенным органам.
При закупке импортных товаров предприятиями розничной торговли НДС, уплачиваемый при таможенном оформлении, включается в расчетную цену. В этом случае расчетная цена состоит из таможенной стоимости, таможенной пошлины, акциза, НДС (при условии, если товары облагаются этими налогами), а также таможенных сборов. Все другие расходы предприятий розничной торговли по закупке, хранению и реализации импортных товаров включены в издержки обращения, которые отражены в торговой надбавке. При реализации импортных товаров населению к расчетной цене прибавляется торговая надбавка.
Если закупка импортных товаров производится за счет централизованных валютных средств, то рассчитывается две цены: расчетная и отпускная. При этом расчетная цена устанавливается внешнеэкономической организацией. Она включает таможенную стоимость, пересчитанную в рубли по курсу Центрального бака РФ на дату принятия грузовой таможенной декларации. При закупке за счет кредитных валютных средств в таможенной стоимости учитываются также проценты, начисленные на кредитный период. В случае дотирования импорта таможенная стоимость дотируется на дотационный коэффициент. [6]
В расчетную цену включаются также акциз, таможенная пошлина (если товары ими облагаются), сборы за таможенное оформление товаров, комиссионное вознаграждение внешнеэкономической организации, размер которого устанавливается по согласованию сторон (внешнеэкономическая организация и генеральный централизованный заказчик импортной закупки). При реализации товара генеральному заказчику к этой расчетной цене прибавляется налог на добавленную стоимость по ставкам 10 или 20%. Этот налог, уплачиваемый при таможенном оформлении товаров, в указанную расчетную цену не включается.
Затем генеральный заказчик устанавливает свободную отпускную цену, которая состоит из расчетной цены (с НДС), процентов за банковские кредиты, привлеченные генеральным заказчиком для оплаты внешнеэкономической организации, комиссионных вознаграждений генеральному заказчику, размер которых устанавливается по согласованию с потребителем. Если транспортные расходы по доставке товаров от генерального заказчика до потребителя не учтены в свободной отпускной цене, то они оплачиваются покупателем сверх этой цены. При формировании свободных отпускных цен учитываются также качество и потребительские свойства товаров, конъюнктура рынка, сложившийся уровень цен на аналогичные отечественные и импортные товары. [7]
Глава 2. Формирование цен на импортные товары
2.1 Таможенная стоимость и методы её определения
В законе «О таможенном тарифе» четко установлены порядок и методика определения таможенной стоимости перемещаемых через границу России товаров. За основу приняты правила, разработанные с 1995 года Всемирной торговой организацией, изложенные в Кодексе о таможенной оценке. Эти правила обеспечивают справедливую единообразную и нейтральную оценку таможенной стоимости товара, отражающую сложившуюся практику и позволяющую определить реальную цену товара при нормальных условиях его реализации на мировом рынке.
Законом предусмотрены шесть методов определения таможенной стоимости: [8]
по цене сделки с ввозимыми товарами;
по цене сделки с идентичными товарами;
по цене сделки с однородными товарами;
оценка на основе вычитания стоимости;
оценка на основе сложения стоимости;
резервный метод.
Первым основным методом является определение таможенной стоимости по цене сделки. Для этого используются данные, содержащиеся в счет-фактуре, а также сведения о некоторых иных суммах расходов (стоимость транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования, комиссионных и брокерских вознаграждений, плата за использования объектов интеллектуальной собственности).
Как показывает опыт, этот метод оценки используется в 90% импортных сделок. Однако в некоторых случаях его применение не допускается. Это те случаи, когда продавец и покупатель исключительно тесно связаны в бизнесе и в своих взаимоотношениях, что серьезно может повлиять на цену,
Цена сделки не применяется, если существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар (за исключением географического района, в котором товары могут быть перепроданы), ограничения, не влияющие на цену сделки.
Кроме того, цена сделки не может быть базой определения таможенной стоимости, если она зависит от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено, и если не подтверждены документально либо не определены количественные данные, используемые декларантом.
При не возможности использовать первый метод декларант должен избрать один из оставшихся пяти путем последовательных проб, т.е. если таможенная стоимость не может быть определена посредством использования второго по счету метода, то применяется третий и т.д.
Применение произвольной последовательности допускается только при использовании вычитания и сложения стоимости (четвертый и пятый метод).
Второй метод (по цене сделки с идентичными товарами, одинаковыми во всех отношениях с оцениваемыми, в том числе и по физическим характеристикам, качеству репутации на рынке страны происхождения, производителя) применяется при соблюдении следующих условий:
Идентичные товары должны быть импортированы и проданы не ранее 90 дней до ввоза оцениваемых товаров на тех же коммерческих условиях и примерно в тех же количествах. Если количество или коммерческие условия иные, то декларант должен документально обоснованно произвести соответствующую корректировку цены.
Должны быть учтены документально подтвержденные расходы, которые учитываются при определении таможенной стоимости по первому методу.
Если выявляется более одной цены сделки, то для определения стоимости применяется самая низкая.
Третий метод (по цене сделки с однородными товарами, т.е. товарами, которые не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из сходных компонентов) применяется с учетом следующих положений:
Используются принципы второго метода.
Товары не считаются однородными с оцениваемым товаром, если они не произведены в той же стране.
Принимаются во внимание товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, только в том случае, если нет идентичных или однородных товаров, произведенных производителем оцениваемых товаров.
Товары не считаются идентичными или однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы выполнены в России.
Четвертый метод (вычитания стоимости) применяется в Ом случае, если оцениваемые идентичные или однородные товары будут продаваться в России без изменения их первоначального состояния.
В качестве основы применяется цена единицы товара, по которой оцениваемые идентичные или однородные товары продаются в России наибольшей партией не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не взаимозависимому от продавца.
При этом из цены единицы товара вычитаются: расходы на комиссионные вознаграждения, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в России ввозимых товаров того же класса и вида; таможенные пошлины, налоги, сборы и иные платежи, связанные с ввозом и продажей товаров; обычные расходы, понесенные в России на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы и страхование.
Пятый метод (сложения стоимости) предусматривает принятие за основу цены товара, которая рассчитывается путем сложения стоимости материалов и издержек понесенных изготовителем при производстве оцениваемых товаров, общих затрат, характерных для продажи в России из страны-экспортера товара, страхование до таможенной границы и другие виды, прибыль, которую обычно получает экспортер при поставке в Россию таких товаров.
Шестой метод (резервный) применяется в случаях, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом последовательном применением перечисленных выше методов, а также, если таможенный орган аргументировано считает, что упомянутые методы не могут быть применены. При использовании этого метода Российский таможенный орган представляет в распоряжение декларанта имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию.
При этом не допускается использование: цены товара на внутреннем российском рынке; цены товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны; цены на внутреннем рынке России на товары российского происхождения; цены товара, произвольно установленной или достоверно не подтвержденной.
Изложенный порядок определения таможенной стоимости применяется с 1 января 1993 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 856 от 5 ноября 1992 года. Его использование обязательно при ввозе товаров определенного перечня, включающего рыбу, крабы, лангусты, шоколад, пиво, вина, спирт, сигареты, одежду из кожи и меха, ковры и некоторые другие товары.
По остальной номенклатуре ввозимых товаров такой порядок применяется в случае, если заявленная декларантом стоимость ввозимых товаров на 30 и более процентов отличается от сложившегося уровня цен. Распространение предусмотренного законом «О таможенном тарифе» порядка определения таможенной стоимости на всю номенклатуру импортного товара будет осуществляться таможенными органами по мере подготовки необходимых условий, оформленных соответствующим приказом ГТК РФ. [9]
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Таможенная пошлина
Таможенные пошлины (тарифы) устанавливаются в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 мая 1993г. «О таможенном тарифе» с учетом изменений и дополнений.
Закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации — инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары на таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу.
В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:
Адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
Специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
Комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительство Российской Федерации может устанавливать сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году. [10]
В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:
Специальные;
Антидемпинговые;
Компенсационные.
Специальные пошлины применяются:
В качестве защитной меры, если товары ввозятся на территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
Как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их номинальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению подобных товаров в Российской Федерации.
Ставки особых пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных) устанавливаются Правительством Российской Федерации по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба. [11]
2.3 Акциз
Акцизы — косвенные налоги, включаемые в цену товара. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Акцизы имеют два основных налоговых признака: первый обязательность (принудительность) и второй — индивидуальная безвозмездность.
Обязательность акциза означает юридическую обязанность его плательщика перед государством; акциз устанавливается в установленном порядке, без исключения договора, и взыскивается в случае уклонения от его не уплаты в принудительном порядке.
Индивидуальная безвозмездность акциза означает отсутствие встречного удовлетворения; уплата акциза не приводит к возникновению у государства обязанности возместить его плательщику понесенные затраты в каком либо виде в полном размере.
В отличие от многоступенчатого НДС акциз уплачивается в бюджет один раз производителем подакцизного товара и фактически перекладывается на потребителя. Поэтому косвенные налоги, в том числе акцизы, носят регрессивный характер. С целью ослабить их негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров включают предметы роскоши (легковые автомобили и т.п.) и товары, пользующиеся повышенным спросом, но не дорогие в производстве (спиртные напитки и табачные изделия, бензин и т.п.).
Акцизы препятствуют образованию сверхвысокой прибыли и устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли.
Действующий порядок исчисления и уплаты акцизов регламентируется гл.22 «Акцизы» ч. II Налогового кодекса Российской Федерации (с измен. В ред. Законов: от 30.06.05г. №74-ФЗ " О внесении изменений в статью 182 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", от 21.07.05г. №107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» и от 22.07.05г. №117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона „Об особых экономических зонах в Российской Федерации“.
Налогоплательщиками акцизов определены:
Организации;
Индивидуальные предприниматели;
Лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Объектом налогообложения является:
Реализация на территории РФ подакцизных товаров, в том числе передача прав собственности на эти товары на безвозмездной основе и использование их при натуральной оплате;
Реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков — производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций;
Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др. [12]
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4 Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). Добавленной стоимостью является разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных услуг, отнесенных на себестоимость и издержки обращения.
НДС облагаются многие виды товаров и услуг. Основные ставки НДС — 10 и 18%. Налогообложение по пониженной 10% -ной ставке применяется при реализации: продовольственных товаров (мясо, молоко, яйца, сахар, соль, овощи, крупа, мука и т.д.); товаров детского ассортимента; научной книжной продукции, на редакционные и издательские услуги, а также на лекарства и изделия медицинского назначения.
Налогообложение по общей 18% -ной процентной ставке производится при реализации всех товаров, работ и услуг, не упомянутых выше.
Законодательно установлены так называемые расчетные ставки НДС, которые используют организации розничной торговли, общественного питания и другие предприятия, получающие доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок. Алгоритм определения расчетной ставки достаточно прост: НДС = (НДС Х 100) / (100+НДС). Так, в зависимости от размера основной ставки (18%) и пониженной ставки (10%) размеры расчетных ставок составляют соответственно 18% / 118% и 10% / 110%.
2.5 Торговая надбавка
Надбавки выступают в качестве цены особой сферы экономики (посредничество, торговля). В сфере услуг надбавки формируются в соответствии с общими принципами ценообразования. На их величину влияют затраты в сфере обмена, соотношение между спросом и предложением, ценовая политика посреднических и торговых предприятий, политика Правительства РФ, субъектов РФ, местных органов самоуправления, проводимая в сфере обмена, и другие факторы. [13]
Вместе с тем надбавки на практике самостоятельно не функционируют, а включаются непосредственно в цену товара в качестве одного из ее элементов. Надбавки, выступающие в качестве цены услуги, тесно связаны с движением товара. Надбавки бывают трех видов:
Снабженческо-сбытовые;
Оптовые;
Торговые.
Применение той или иной надбавки зависит от звеньев товародвижения.
Снабженческо-сбытовая надбавка применяется при реализации товаров через снабженческо-сбытовые, заготовительные, торгово-закупочные предприятия, кооперативы, различные общества, товарищества и т.д.
Оптовую надбавку применяют бывшие предприятия оптовой торговли Комитета по торговли РФ (в настоящее время это фирмы «Одежда», «Обувь», акционерные общества «Росмясомолторг» и др.), оптовые предприятия Роспотребсоюза, оптовые предприятия УРСов, ОРСов и других управлений рабочего снабжения, а также оптовые предприятия, основной задачей которых является обеспечение товарами предприятий розничной торговли, массового питания и бытового обслуживания. Как правило, оптовые предприятия имеют сеть своих магазинов.
Торговая надбавка применяется при реализации товаров непосредственно населению. Ее устанавливают сами предприятия розничной торговли исходя из конъюнктуры рынка в данном регионе. Для нехозрасчетных предприятий розничной торговли, входящих в состав оптового звена, торговые надбавки устанавливают оптовые предприятия.
Торговая надбавка включает издержки обращения, прибыль, НДС. В настоящее время торговые надбавки регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам приобретения товаров предприятиями розничной торговли с НДС.
Все надбавки должны регистрироваться предприятиями в соответствующих документах — в протоколах согласования цен, надбавок, в реестрах розничных цен и т.д.
Торговые надбавки являются последним элементом в структуре розничных цен, которые устанавливают сами предприятия розничной торговли путем прибавления их к:
Свободно отпускной цене (с НДС);
Цене закупки (с НДС);
Закупочной цене на сельскохозяйственную продукцию, не прошедшую стадию промышленной переработки.
2.6 Динамика российского импорта
Импорт товаров (по данным таможенной статистики) в январе-феврале 2009г. составил 20,7 млрд. долларов США и сократился по сравнению с январем-февралем 2008г. на 37,8%.
Снижению российского импорта способствовало снижение реальных располагаемых доходов населения.
В товарной структуре российского импорта сократилась доля машин, оборудования и транспортных средств на 7,5%, металлов и изделий из них — на 0,2% и минеральных продуктов — на 0,3%.
При этом вырос удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 3,2%, продукции химической промышленности — на 1,3%? текстиля, текстильных изделий и обуви — на 2,6%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий — на 0,4%.
Импорт машин, оборудования и транспортных средств по стоимости сократился на 46,9%. С начала кризиса данная товарная группа стала снижаться наиболее быстрыми темпами. Импорт легковых и грузовых автомобилей снизился по стоимости на 63,1% и 74,9%, в физическом выражении — на 66,3% и 69,5% соответственно.
Стоимостной объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-феврале 2009г. по сравнению с январем — февралем 2008г. снизился на 23,4% в основном в связи с сокращением физических объемов основных видов продовольствия.
Наиболее значительно снизилась стоимость импорта мяса свежего и мороженого, мяса птицы, рыбы свежей и мороженой, молока и сливок сгущенных, масла сливочного, злаков и подсолнечного масла.
Снизились стоимостные показатели импорта текстиля, текстильных изделий и обуви на 5,8%. Сократились закупки обуви кожаной на 14,3% и тканей хлопчатобумажных — на 25,5%.
Импорт продукции химической промышленности снизился по стоимости на 31,4%. (Рис.1).
Рис.1. Товарная структура импорта Российской Федерации в январе-феврале 2008-2009 гг., %
Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья (по методологии платежного баланса) в январе-феврале 2009г. составил 52,1 млрд. долларов США и снизился на 43% относительно января-февраля 2008 года. При этом экспорт уменьшился на 47,7%, импорт — на 34%. Сальдо торгового баланса сложилось положительное, но сократилось на 63,2%. Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме товарооборота России увеличилась с 85,5% до 86,2%.
В товарной структуре импорта России из стран дальнего зарубежья в январе-феврале 2009г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 года сократился удельный вес машин, оборудования и транспортных средств и минеральных продуктов, увеличилась доля текстиля, текстильных изделий и обуви, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), химической промышленности и каучука, металлов и изделий из них.
Стоимость импорта машин, оборудования и транспортных средств снизилась на 45,8%. При этом импорт легковых и грузовых автомобилей сократился по стоимости соответственно на 62,5% и 71% в связи со снижением физических объемов на 65,3% и 67,9%.
Сокращение стоимости импорта основных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) на 22,6% произошло в значительной мере за счет снижения физических объемов импорта мяса свежего и мороженого, мяса птицы свежего и мороженого, рыбы свежей и мороженой, цитрусовых, сыров и творога, чая.
Стоимость импорта продукции химической промышленности и каучука уменьшилась на 30,7%. Сокращение произошло за счет снижения физических объемов ввоза медикаментов — на 11,1%, мыла и моющих средств — на 27%, экстрактов дубильных или красильных — на 47,6% (Рис.2).
Рис.2. Товарная структура импорта Российской Федерации из стран дальнего зарубежья (по данным таможенной статистики, %
Внешнеторговый оборот России со странами СНГ (по методологии платежного баланса) в январе-феврале 2009г. составил 8,3 млрд. долларов США, что ниже уровня января-февраля 2008г. на 46,4%. Экспорт России в страны СНГ снизился на 47,5%, импорт — на 44,2%. Положительное для России сальдо торгового баланса уменьшилось на 50,7% (Рис.3).
Рис. Товарная структура импорта Российской Федерации из стран СНГ (по данным таможенной статистики, включая данные Республики Беларусь, %)
В структуре импорта России из стран СНГ в январе-феврале 2009г. по сравнению с январем-февралем 2008г. увеличились удельные веса продовольственных товаров и сырья для их производства, минеральных продуктов, продукции химической промышленности и текстиля, текстильных изделий и обуви. Снизилась доля металлов и изделий из них, машин, оборудования и транспортных средств.
Импорт машин, оборудования и транспортных средств снизился по сравнению с январем-февралем 2008 года на 56,7%.
Снижение стоимости импорта по группе металлы и изделия из них на 55,8% произошло за счет снижения физических объемов импорта черных металлов на 58,5% и сокращения физических объемов поставок труб стальных на 69% и цен — на 36,4%.
Импорт продовольственных товаров сократился на 27,5%. Изменения произошли за счет сокращения физического объёма импорта и цен на зерновые культуры, масло подсолнечное и снижения цен на мясо свежее и мороженое, мясо птицы свежее и мороженое, молоко и сливки сгущенные, масло сливочное и сахар белый.
Снижение стоимости импорта топливно-энергетических товаров составило 23,9%. Снизились стоимостные объемы импорта угля, нефти; выросли — газа природного и нефтепродуктов.
Цены и физические объёмы поставок по большинству видов продукции химической промышленности были значительно ниже уровня января-февраля 2008 года, в итоге стоимость импорта по группе снизилась на 37,9%. Ввоз натурального и синтетического каучука почти прекратился, импорт медикаментов по количеству снизился на 29% при росте средней цены на 16,9%.
На снижение стоимости импорта текстиля, текстильных изделий и обуви на 37,5% в основном повлияло сокращение физического объёма закупок хлопкового волокна на 59,9% и хлопчатобумажных тканей — на 30,1%. Заметно снизился стоимостной объём импорта одежды на 21,5% и обуви кожаной на 27,3%. [14]
В географической структуре крупнейшим экономическим партнером России остается Европейский союз (ЕС). На долю ЕС в январе-феврале 2009г. приходилось 49,8% российского товарооборота (в январе-феврале 2008 года — 54%). За отчетный период товарооборот со странами-членами ЕС снизился на 49%, в том числе экспорт — на 52,7%, импорт — на 38,5%. Лидирующие позиции среди стран-членов Евросоюза по-прежнему занимали Германия Нидерланды и Италия, на долю которых приходилось 46,4% внешнеторгового оборота с данной группой стран.
продолжение
--PAGE_BREAK--