Реферат по предмету "Мировая экономика"


Характеристика предприятия Минский электротехнический завод имени В.И. Козлова

--PAGE_BREAK--3 Основные технико-экономические показатели работы предприятия
В течение всего предыдущего пятилетия развитие предприятия отличалось высокими темпами. Загрузка производственных мощностей по силовым трансформаторам, которые занимают в общем объёме производства более 80% и являются наиболее востребованной на рынке продукцией, с 2002г. составляет 100%.

Для обеспечения возможности дальнейшего увеличения объемов производства, улучшения качества и конкурентоспособности продукции по предприятию разработан план технического перевооружения «Расширение производственных мощностей по выпуску силовых трансформаторов на 2009-2010 г.». На финансирование этой программы за два года планируется направить 12 млрд. руб. инвестиций за счёт собственных средств предприятия, в том числе в 2010 году — 6,27 млрд. руб. Инвестиции, предусмотренные к освоению, будут направлены на приобретение и внедрение нового прогрессивного технологического оборудования, используемого ведущими мировыми производителями в электротехнической промышленности, замену изношенного металлообрабатывающего оборудования на высокопроизводительные комплексы с числовым программным управлением, что обеспечит к концу 2010 года расшивку ряда «узких мест» и возможность наращивания объемов выпуска силовых трансформаторов.

 Выпуск важнейших видов продукции характеризуется следующими данными:


Таблица 3.1-Основные виды продукции



 Объем товарной продукции в фактических отпускных ценах (без налога на добавленную стоимость и других налогов из выручки) составил за 2009 год 446786 млн. руб., в ценах на 01.01.2009г. – 395631 млн. руб. Темп роста объема товарной продукции по сравнению с 2008 г. в сопоставимых ценах составил 113,5%. За 2009 г. выпущено потребительских товаров в фактических отпускных ценах без налогов из выручки на 2965 млн. руб. (101,2 % к 20078году). Их удельный вес составил 0,7% в общем объеме товарной продукции предприятия.Объем отгруженной промышленной продукции в фактических ценах отгрузки без НДС и других налогов из выручки за 2009 год составил 423459 млн. руб., в том числе на внутренний рынок 17,3%, на экспорт — 82,7%.

На рисунке 3.1 представлена динамика объемов продаж продукции предприятия за период 2005-2009 гг.




 Рисунок 3.1- Динамика объемов продаж продукции, выпускаемой УП «МЭТЗ ИМ.В.И. КОЗЛОВА», за период 2005-2009 гг.
За период 2005-2009 гг. объем продаж продукции предприятия увеличился более чем в 3,1 раза. На рисунке 3.2 приведена структура продаж основных видов продукции в 2009г., рассчитанная по показателям, выраженным в денежной форме.


Рисунок 3.2 -Структура продаж основных видов продукции, выпускаемой УП «МЭТЗ ИМ. В.И. КОЗЛОВА» в 2009г.
Как видно из рисунка 3.2, по результатам 2009 г. удельный вес объема продаж силовых трансформаторов составил 82,0%; комплектных трансформаторных подстанций – 9,2%.

В таблице 3.2 приводится динамика объемов продаж продукции по основной номенклатуре в денежном и натуральном выражениях за период 2007-2009 гг.
Таблица 3.2-Динамика объемов продаж продукции по основной номенклатуре в денежном и натуральном выражениях за период 2007-2009 гг.

Показатели

Единица измерения

2007г.

2008г.

2009г.

Индекс изменения, %







2008г.

2009г.

 

 

 

к 2007г.

к 2008г.

Объем продаж всего,

тыс. долл. США

119 616,0

179 797,4

205018,7

150,3

114,0

в том числе

ТМГ

шт.

24 074

24 569

24 936

102,1

101,5

тыс. долл. США

96 680,3

148 429,0

168 197,3

153,5

113,3

КТП

шт.

6 205

5 671

5 805

91,4

102,4

тыс. долл. США

13 577,8

16 994,4

18 908,3

125,2

111,3

ТММ и ПРА

шт.

172 073

203 134

206 250

118,1

101,5

тыс. долл. США

3 360,9

4 797,4

5 060,6

142,7

105,5

УКЗВ, УКЗН

шт.

108

82

114

75,9

139,0

тыс. долл. США

475,0

507,8

675,4

106,9

133,0

Устройства комплектные низковольтные

шт.

1 256

1 643

1402

130,8

85,3

тыс. долл. США

3 225,2

6818,4

6 175,1

211,4

90,6

Прочие виды продукции

тыс. долл. США

2 296,8

2250,4

6 002

98,0

266,7



 Как видно из таблицы 3.2, в 2009 г. объем продаж продукции в денежном выражении составил 205018,7 тыс. долл. и превысил уровень прошлого года на 14%. Положительная тенденция развития внутреннего рынка сбыта обусловлена повышением деловой активности организаций топливно-энергетического, строительного комплексов (более 70%) и других отраслей промышленности; повышением инвестиционной активности компаний строительного комплекса (жилищное строительство). В 2009г. поставка продукции предприятия на внутренний рынок осуществлялась в основном по прямым поставкам, при этом услуги посреднических структур не применялись.

 Среднесписочная численность работающих в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 5,2% и составила 3 483 человека, при этом среднесписочная численность промышленно-производственного персонала (ППП) увеличилась за этот период на 5,3 % и составила 3236 человека. В 2009 году было создано 121 рабочее место, на них принято дополнительно на работу 63 человека. Удельный вес работников ППП в среднесписочной численности работников в 2009 году составил 92,9%, удельный вес служащих в численности ППП — 30,5%, рабочих – 69,5%. Удельный вес основных рабочих в общей численности ППП составил 29,9%, что на 1 пункт меньше показателя предыдущего периода. Удельный вес численности работников аппарата управления в среднесписочной численности работающих составил 7,9%, что на 0,6 пункта меньше показателя предыдущего периода.
Таблица 3.3- Показатели по труду и заработной плате 2008-2009 г



п/п

Наименование позиций

Единица

измерения

2008г.

2009г.

1

2

3

4

5

1.

Среднесписочная численность работающих, всего

чел.

3310

3483

2.

в том числе ППП

чел.

3072

3236

3.

Удельный вес среднесписочной численности ППП в среднесписочной численности работников

%

92,8

92,9

4.

Удельный вес основных рабочих в общей численности ППП

%

30,9

29,9

5.

Темп роста производительности труда в сопоставимых ценах

%

125,9

107,7

6.

Среднемесячная заработная плата работающих за: декабрь соответствующего года

тыс. руб. / долл. США

1183,4

550,4

1392,3

 632,9

7.

 год

тыс. руб.

1124,2

1483,8

8.

Среднемесячная заработная плата ППП за: декабрь соответствующего года

тыс. руб. / долл.США

1217,7 566,4

1424,4 647,5

9.

 год

тыс. руб.

1160,2

1529,0

10.

Фонд заработной платы без выплат из прибыли

млн. руб.

41560,1

55218

11.

Выплаты из прибыли, включаемые в фонд заработной платы

млн. руб.

3140

6870

12.

Итого фонд заработной платы

млн. руб.

44700,1

62088

13.

Фонд заработной платы ППП

млн. руб.

42802,4

59420,3

14.

из него: рабочих

млн. руб.

25899,0

35895,7

15.

Удельный вес заработной платы, относимой на себестоимость продукции, в себестоимости продукции

%

14,2

15,4

16.

Удельный вес фонда заработной платы всего персонала в объеме производства продукции

%

13,8

13,9



Справочно: затраты на производство и реализацию продукции

млн.руб.

287453

359253



Объем производства продукции (работ, услуг)

млн.руб.

325083

446786



 Среднемесячная заработная плата работающих в среднем за 2009 год составила 1483,8 тыс.руб., в декабре 2009 года – 1392,3 тыс.руб. или 632,9 долл. США, что на 82,5 долл. США больше, чем в декабре 2008 года. Среднемесячная заработная плата ППП за 2009 год составила 1529 тыс.руб., за декабрь 2008 года 1424,4 тыс.руб. или 647,5 долл.США, что на 81,1 долл.США больше, чем в декабре 2008 года.В 2009 году рост номинальной среднемесячной заработной платы составил 132%, реальной заработной платы —116,3%. Темп роста производительности труда: в сопоставимых ценах – 107,7%, в фактических отпускных ценах без налогов из выручки – 130,5%.

 Общий фонд заработной платы составил 62087,6 млн. руб., в том числе 6870 млн. руб выплаты из прибыли. Наибольший удельный вес в структуре заработной платы занимает заработная плата, начисленная за выполненную работу и отработанное время – 55,7%, в 2007г.- 59%. Доля выплат за неотработанное время составляет 9%, в 2007г -8,8%. Существенных изменений в составе фонда заработной платы не произошло.

Таблица 3.4-Показатели по труду и заработной плате 2008-2009 г



п/п

Наименование показателя

Всего, млн.руб

2008год

2009год

1.

Фонд заработной платы работников списочного и несписочного состава, всего

44700,1

62087,6



в том числе:





2.

Заработная плата, начисленная за выполненную работу и отработанное время

26358,4

34609,2

3.

Выплаты стимулирующего характера

12520,4

19399,3

4.

Выплаты компенсирующего характера

1877,1

2470,7

5.

Оплата за неотработанное время

3944,2

5608,4

6.

Другие выплаты, включаемые в состав фонда заработной

платы

-

-



Удельный вес заработной платы в затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) составил в 2008 году 15,4%, в объеме производства продукции (работ, услуг) – 13,9 (в 2007 году, соответственно, 14,2 и 13,8 %).

 Предприятие располагает необходимым металлорежущим, гальваническим, сварочным, кузнечно-прессовым и другим оборудованием. Оборудование, которое не используется или устарело, после ремонта по возможности реализуется. Возрастная структура оборудования Минского электротехнического завода по состоянию на 1.01.2009 г. представлена в таблице 3.5.
Таблица 3.5-Возрастная структура оборудования МЭТЗ на 1.01.2009г

 Виды

Оборудования

Возрастные группы, лет

Всего,

ед.

 1

2

3

4

5

6


До 5

От 5 до 10

От 10 до 20

Свыше 20



Металлорежущее

61

51

113

236

461

Литейное

1

1

11

7

20

Кузнечно-прессовое

13

45

115

175

348

Подъемно-транспортное

15

49

129

1В88

381

Электрогазосварочное

73

35

94

72

274

Деревообрабатывающее

1

10

6

14

31

Специальное технологическое

23

59

62

114

258

Лабораторно-измерительное

41

106

137

99

383

Вычислительная техника

134

6

87

57

284

Прочее

113

93

205

661

1072

Всего

475

455

959

1623

3512

Удельный вес, %

13,6

13,0

27,3

46,2

100



Таким образом, удельный вес оборудования со сроком службы до 10 лет (этот срок считается оптимальным для замены действующего оборудования) составляет 26,6 % в общем количестве оборудования, что нельзя назвать достаточно высоким показателем. Около половины оборудования (46,2%) имеет срок службы 20 лет и выше и является явно устаревшим. С наличием на заводе такого количества оборудования с длительным сроком службы связано довольно большое значение коэффициента износа основных средств: на 1.01.2007г. он составил 66 % первоначальной стоимости основных средств, на 1.01.2008 — 64%. Из общего количества оборудования 3512 единиц 890 единиц (25%) отнесены к разряду прогрессивного оборудования.
4 Внешнеэкономическая деятельность предприятия
На рисунке 4.1 показана динамика развития основных внешних рынков сбыта продукции, выпускаемой УП «МЭТЗ ИМ. В.И. КОЗЛОВА» за период 2007-2009 гг.

В таблице 4.1 приводится динамика объемов продаж продукции в денежном выражении за период 2007-2009гг.


Рисунок 4.1 -Динамика развития основных внешних рынков сбыта продукции, выпускаемой УП «МЭТЗ ИМ. В.И. КОЗЛОВА» за период 2007-2009гг.




Таблица 4.1- Динамика объемов продаж продукции в денежном выражении за период 2007-2009гг

Рынок/регион

Объем экспорта продукции, тыс. долл.

Индекс изменения, %

2007г.

2008г.

2009г.

2008г.

2009г.

 







к 2007г.

к 2008г.

А

1

2

3

4

5

Эстонская республика

4,5

28,6



635,6

*

Латвийская Республика

658,4

18,0

21,9

2,7

121,7

А

1

2

3

4

5

Литовская Республика

980,9

1503,1

1456,4

153,2

96,9

Дальнее зарубежье

(кроме Прибалтийских стран)

0,0

16,7

84,3

*

504,8

Итого страны ДЗ

1 643,8

1 566,4

1562,6

95,3

99,8

Республика Молдова

0,0

246,3

439,7

*

178,5

Республика Казахстан

568,6

745,3

1220,4

131,1

163,7

Украина

228,0

323,7

256,2

142,0

79,1

Республика Армения

196,6

352,9

103,2

179,5

29,2

Республика Грузия

0,0

75,7

48,0

*

63,4

Азербайджанская Республика

1 004,5

2 456,5

935,1

244,5

38,1

Республика Узбекистан

81,7

76,3

450,2

93,4

590,0

Республика Кыргызстан

112,9

51,1



45,3

*

Республика Туркменистан

0,0

15,6

182,2

*

1167,9

Российская Федерация

101 259,0

153 254,1

162902,5

151,3

106,3

Итого страны СНГ

103 451,0

157 597,5

166537,5

152,3

105,7

Объем экспорта всего

105 095,0

159 163,9

168100,1

151,4

105,6

Республика Беларусь

14 521,0

20 633,5

36918,6

142,1

178,9

Объем продаж всего

119 616,0

179 797,4

205018,7

150,3

114,0



Как видно из таблицы 3.1., в 2009 г. экспорт продукции составил 168100,1 тыс. долл. и увеличился по отношению к уровню 2008 г. на 5,6%.За 2009 год предприятие закупило по импорту сырья, материалов, оборудования и ПКИ на сумму 105451,1 тыс.долл., что составило 137,2% к уровню прошлого года. Сальдо внешней торговли предприятия положительное. Объём экспорта в 1,6 раза превысил объём импорта (или на 62649 тыс.долл.).В 2009 г. темп роста поставок материалов и ПКИ из России составил 106,3%, из стран СНГ (кроме России) 83,7%, из стран Дальнего Зарубежья – 99,8%. Объем продаж в Дальнее зарубежье наименее весом в общем объеме экспорта. Новыми регионами продаж среди стран ДЗ являются Монголия (16,7 и 24,1 тыс. долл. в 2008 и 2009 годах соответственно) и Польша (41,7 тыс. долл. в 2009 году).Среди СНГ новыми регионами являются Молдова и Туркменистан, растет присутствие предприятия на рынках Узбекистана и Казахстана. Удельный вес отгрузки в страны СНГ (кроме РФ) составляет 1,8%.

Доминирующее значение в отгрузке продукции предприятия имеет Российская Федерация – 79,5%. Весь объем продукции распределяется по территории РФ неравномерно, большая часть оборудования поставляется в Центральный Федеральный округ (примерно 44%).

Поставки на экспорт осуществляются благодаря как налаженной товаропроводящей сети, так и другими компаниями, при этом прямые поставки составляют 100%.

Дилерская сеть является самым крупным каналом распределения продукции: на долю дилеров в объеме отгрузки предприятия приходится 80,0%, в объеме экспорта – 97,5%, чем подтверждается значимость данного канала распределения в сбытовой деятельности предприятия. Дилерская сеть позволяет удерживать достаточно устойчивое положение предприятия на рынках сбыта, финансовую стабильность, явилась основным инструментом в выполнении показателей социально-экономического развития предприятия. Дилерская сеть предприятия включает 28 организаций (по состоянию на 02.03.2009 г.), из них:

* 18 – расположены в РФ, из них 9 — в Москве, 4 — в Санкт-Петербурге;

* 8 – в странах СНГ: Украина, Молдова, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан;

* 2 – в странах Дальнего Зарубежья: Литва, Польша.

Деятельность дилеров обеспечивается наличием высокого потенциала во всех сферах деятельности. Они владеют квалифицированным управленческим персоналом и высоко подготовленными кадрами, выполняющими маркетингово-сбытовые функции по продвижению продукции предприятия; имеют в распоряжении склады готовой продукции в основных регионах деятельности, позволяющие иметь товарные запасы (по состоянию на 01.01.2009 г. совокупные запасы готовой продукции на складах дилеров, оплаченные предприятию, составили 297,1 млн. рос. руб.); осуществляют предпродажную подготовку оборудования, его сервисное обслуживание, мелкий ремонт и доставку конечному потребителю даже в отдаленные регионы России. Кроме этого, дилеры, владея определенным финансовым капиталом, обеспечивают финансирование оборотных средств предприятия.

В 2009г., по отношению к 2008г., объем отгруженной продукции через дилерскую сеть увеличился на 7,3% вследствие роста продаж востребованной на рынке дорогостоящей и модифицированной продукции, а также активной работы специалистов предприятия и дилеров.

Процедура поставок продукции конечному потребителю разнообразна: по долгосрочным договорам, в розницу, по тендерам.

Система распределения продукции, выпускаемой УП «МЭТЗ ИМ. В.И.КОЗЛОВА», включает как прямой, так и косвенный каналы и обеспечивает предприятию преимущества в конкурентной борьбе и реализуется благодаря использованию таких средств, как общественные связи, личная продажа, стимулирование продаж и реклама.
5 Структура себестоимости продукции. Анализ финансового состояния предприятия
Структура себестоимости товарной продукции за 2009 год в разрезе калькуляционных статей и элементов затрат показана в таблицах 5.1. и 5.2. соответственно:


Таблица 5.1-Структура себестоимости продукции в разрезе калькуляционных статей


Непроизводительные расходы в производственной себестоимости составили 216 млн. руб. или 0,06 %, в том числе:

— потери от брака — 105 млн.руб.

— оплата простоев, отпусков по инициативе нанимателя — 111 млн.руб.

Накладные расходы в производственной себестоимости составили в 2009 году 24,1 %, в том числе соответственно:

— дополнительная заработная плата основных

производственных рабочих 0,6 %

— налоги, отчисления в бюджет и во внебюджетные

 фонды, относимые на себестоимость 6,6 %

— общепроизводственные расходы 9,4 %

— износ инструментов и приспособлений целевого назначения 0,5%

— общехозяйственные расходы  7,0 %.

 В общепроизводственных расходах основную долю затрат составляют:

— заработная плата рабочих вспомогательного

 производства и аппарата управления цехов 5,7 % к производств. с/сти

— вспомогательные материалы и запчасти 1,8 % к производств. с/сти

— амортизация основных фондов 1,4 % к производств. с/сти.

В общехозяйственных расходах основную долю затрат составляют:

— заработная плата аппарата управления

предприятием и неуправленческого персонала — 4,6 % к производств. с/сти

— оплата услуг сторонних организаций — 1,4 % к производств. с/сти.




Таблица 5.2- Структура себестоимости продукции в разрезе элементов затрат



Затраты на 1 рубль товарной продукции в 2009 году составили 80,4 коп. Удельный вес материальных затрат в полной себестоимости продукции равен 75%, в том числе материалов, ПКИ, работ и услуг производственного характера – 73%.Снижение себестоимости за счет технико-экономических факторов в 2009 году составило 3502 млн. руб. в том числе за счет:

повышения технического уровня производства – 964 млн. руб.;

внедрения вычислительной техники – 51 млн. руб.;

улучшения организации производства и труда — 418 млн. руб.;

изменения объема и структуры продукции – 1965 млн. руб.;

отраслевых и прочих факторов – 104 млн. руб.

УП «МЭТЗ им. В.И.Козлова» в соответствии с Указом Президента РБ от 23.01.2008 г. №48 «О стимулировании в 2008 году развития промышленного производства» было включено в перечень организаций, которые освобождались от уплаты в бюджет суммы превышения налога на прибыль, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки по сравнению с суммой налогов, подлежавших уплате в 2007 году, скорректированных с учетом изменений налогового законодательства в 2008 году и увеличенных на коэффициент, учитывающий индекс цен производителей промышленной продукции и установленное задание по росту объема производства продукции. В связи с падением рентабельности реализованной продукции с 27,6% в 2007г. до 23,8% в 2008г. предприятие не имеет налоговых приращений, оставленных в его распоряжении согласно Указу Президента Республики Беларусь от 23.01.2008г. №48.

Прибыль предприятия в 2009 году составила 72316 млн. руб., прибыль от реализации продукции – 81345 млн. руб. Рентабельность реализованной продукции 23,8%.



№№

 п/п

Наименование показателей

на01.01.08

на

01.01.09

на

01.01.10

Норма

коэфф.

1.

Коэффициент текущей ликвидности

2,9

6,3

14,2

не менее 1,7

2.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,65

0,84

0,93

не менее 0,3

3.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (отношение финансовых обязательств к итогу баланса)

0,24

0,11

0,05

не более 0,85

Таблица 5.3-Показатели, характеризующие финансовое состояние




Таблица 5.4- Расчет оборачиваемости оборотных средств


Удельный вес неденежной формы прекращения обязательств в объеме выручки от реализации продукции составил за I квартал 2009 г. 0,8%, за 6 месяцев 2009г. — 0,8%, за 9 месяцев 2009г. — 0,8%, за год — 0,8% при установленном задании на 2009г. не более 2%. В течение 2009г. операций, ограничиваемых нормативами, предприятие не осуществляло.

В целом ликвидность на начало 2010 г. улучшилась по сравнению с началом 2008 г., она заняла достаточно высокий уровень. Коэффициент текущей ликвидности, определяемый как отношение оборотных активов за вычетом расходов будущих периодов к краткосрочной кредиторской задолженности, увеличился и его значение превышает норму. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ((собственные средства — внеоборотные активы) / оборотные активы) увеличился с 0,65 до 0,93, его значение также превышает норму. Таким образом, предприятие обладает достаточной суммой оборотных средств, чтобы отвечать по своим обязательствам, и в настоящее время нет оснований для признания его неплатежеспособным.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами определяется отношением всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств организации к общей стоимости имущества (активов). Данный коэффициент составил на 1.01.2010г. 0,05, что означает высокую степень способности организации рассчитываться по своим финансовым обязательствам.




Таблица 5.5-Анализ структуры актива баланса и его основных разделов, млн.руб.




Таблица 5.6-Анализ структуры пассива баланса, влияния основных разделов баланса на пополнение его активной части, млн.руб.



    продолжение
--PAGE_BREAK--6 Конкурентоспособность предприятияОбщее состояние рынка электротехнической продукции
Крупнейшими производителями электротехнического оборудования в странах Дальнего зарубежья являются следующие фирмы:

·                   «Siemens», «АВВ» (Германия),

·                   “ШНАЙДЕР-ГРУПП” (Франция-Канада),

·                   “ПАУЛС” (Бельгия),

·                   “Elektromontaz-Lodz», «ZPUE», «EmitterSp.z.u.p» (Польша).

Они уже давно распределили между собой сферы и территории своих экономических интересов не только в Европе.

Мощные финансовые возможности этих компаний позволяют им вести политику внедрения своей продукции в страны Латинской Америки, Африки и Азии, открывая в этих регионах свои дочерние предприятия и филиалы, а также строить заводы, привязывая их к своим технологиям и конструктивным решениям.Нельзя не обратить внимание на постоянное увеличение доли Азиатского региона в мировых продажах. Большое число продуцентов (только в КНР сейчас насчитывается приблизительно 200 изготовителей трансформаторов малой мощности, а в Индии — около 50) способствует расширению предложения и в сочетании с относительно небольшими издержками на заработную плату (на которую в данном виде производства приходится от 35 до 50% себестоимости) ведет к снижению цен на трансформаторы (в последние 5 лет они уменьшились на 10-30%).

Оснащение же западноевропейских энергораспределительных сетей современным оборудованием находится на достаточном высоком уровне, и в большинстве случаев (за исключением, пожалуй, Дании, Люксембурга и Ирландии, емкость рынка которых незначительна) потребности удовлетворяются местными продуцентами, мощности которых до конца не загружены. Отсутствие возможности для расширения деятельности в Западной Европе заставляет лидеров продолжать экспансию в других регионах. Компании «АВВ», имеющей около полусотни предприятий по выпуску трансформаторов более чем в 20 странах, в большей степени, чем другим, пришлось столкнуться с конкуренцией со стороны местных фирм, и поэтому в последнее время она предпочитает создавать совместные предприятия только в тех регионах, где можно рассчитывать на высокий спрос. В силу вышеперечисленных причин особое внимание c2000 года было уделено разработке серий силовых трансформаторов тропического исполнения наружной установки.

Но в связи с тем, что в странах ближневосточного региона на правительственном уровне решён вопрос о защите своих производителей при условии разыгрываемых торгов (тендеров) путём предоставления определённых льгот по ценовым параметрам (до 20 %) в сравнении с другими участниками, то, как правило, все торги в этих странах выигрывают местные производители.

Следует также отметить, что строгие требования по обеспечению финансовых гарантий через местные банки усложняют работу при возможном участии белорусского субъекта в торгах. Но, несмотря на наличие в этом регионе упомянутых производителей, интерес к электротехническому оборудованию в таких странах, как Ирак, Сирия, Саудовская Аравия, ОАЭ остаётся высоким, о чём свидетельствуют ежегодные торги. Объёмы продукции, которые выставляются на этих торгах, довольно значительные: до 3-4 тыс. единиц оборудования. Например, по таким странам, как Сирия, Ирак, такая потребность наблюдается в течение последних 3-4 лет и представляется, что эта динамика сохранится на ближайшие 5 лет. Об этом же свидетельствует и информация, направляемая на завод по линии МИД РБ.

Исходя из вышесказанного, с учётом конкретных требований заказчика (длительность исполнения возможного контракта, его объём и цены на поставляемую продукцию), на заводе прорабатывается конкретное предложение. Опыт последних лет показывает, что предлагаемые заводом ценовые характеристики по тендерным предложениям превышают на 20 – 25 % цены успешных участников. Возможность выхода на рынки Пакистана, Египта, ОАЭ, Сирии была упущена именно по причине неконкурентоспособности по ценовым характеристикам.

Необходимо отметить, что в условиях жёсткой конкуренции с западными компаниями (в основном с немецкими и французскими) при постоянно меняющихся ценах на основные материалы российских производителей заводу всё труднее удержаться на уже освоенных рынках Ливана, Кубы, Кипра.

В основном заводу предлагают проекты с большим объёмом поставок и в очень короткие сроки. Данные предложения заводом отклоняются ввиду указанных причин, а также не устраивающих завод форм расчётов. К тому же окончательное принятие решения, к примеру, в арабских странах, затягивается зачастую до полугода и больше, что создаёт невозможность планирования производства и исполнения конкретного проекта.

Анализ проработки заводом вопроса об участии в международных торгах по поставкам продукции говорит о том, что необходимо учитывать следующие факторы:

·                   наличие местного производителя в стране-устроителе торгов;

·                   преференции для местного производителя;

·                   методы тарифного и нетарифного регулирования;

·                   дальность доставки;

·                   обязательное участие местного агента.

Таким образом, выход предприятия на мировой рынок электротехнической продукции сопряжен с серьезными трудностями. Чтобы выяснить, является ли этот рынок стратегически важным, целевым для завода, необходимо провести сегментацию рынков сбыта его продукции.

Сегментация рынка электротехнической продукции

Рынок компаний-потребителей, которые приобретают продукцию, выпускаемую УП «МЭТЗ ИМ. В.И.КОЗЛОВА», для использования в процессе своего функционирования, весьма разнообразен. Идентификация компаний-потребителей произведена с помощью нижеприведенных факторов сегментирования.

В зависимости от экономического региона, к которому относится потребитель, выделены:

·                   страны Дальнего зарубежья;

·                   страны СНГ;

·                   Республика Беларусь.

В зависимости от потребности (объема закупок) выделены:

·                   мелкие;

·                   крупные потребители.

На рисунке 6.1 изображена матрица сегментирования, позволяющая определить рыночные возможности предприятия.

При отборе сегментов, на которые УП «МЭТЗ ИМ. В.И.КОЗЛОВА» должно направить маркетинговую деятельность, применялись следующие критерии сегментации:

·                   количественные параметры сегмента (емкость);

·                   доступность сегмента для УП «МЭТЗ ИМ. В.И.КОЗЛОВА»;

·                   устойчивость сегмента;

·                   наличие на сегменте (или вероятность выхода на него) основных конкурентов;

·                   эффективность работы на выбранном сегменте рынка.

С использованием метода экспертных оценок (по 10-ти бальной шкале) определена привлекательность каждого сегмента рынка. Результаты исследования представлены в таблице 6.1.




Таблица 6.1-Выявление и выбор рыночных сегментов

Критерии сегментации

Значимость критерия

Сегмент рынка

1

2

3

4

5

6

Количественные параметры (емкость)

0,40

1

9

7

1

5

2

Доступность

0,10

1

5

8

1

3

4

Устойчивость

0,20

5

8

7

2

3

4

Наличие на сегменте основных конкурентов

0,20

1

6

7

1

3

6

Эффективность работы

0,10

1

7

8

1

2

5

Итого

1,00

1,8

7,6

7,2

1,2

3,7

3,7



Таким образом, целевыми сегментами УП «МЭТЗ ИМ. В.И.КОЗЛОВА» являются крупные потребители, сосредоточенные на территории стран СНГ.

Анализ реальных потребителей электротехнического оборудования, в частности силовых трансформаторов, производился путем сравнения объемных фактических показателей за период по следующим группам потребителей:

·                   крупные потребители: 1) официальные представители, осуществляющие закупку оборудования в большом количестве и стремящиеся к захвату и расширению рынка; 2) нефтяные, энергетические компании, осуществляющие закупку оборудования с целью дальнейшего его использования для собственных нужд (поставка продукции в их адрес осуществляется в том числе и через сеть официальных представителей);

·                   мелкие потребители, осуществляющие закупку оборудования с целью дальнейшего его использования для собственных нужд.

Основная доля отгружаемой продукции приходится на крупных потребителей электротехнической продукции (74,3-89,3%). Удельный вес закупок, осуществляемых этой группой потребителей, в общем объеме отгрузки имеет тенденцию к увеличению.

Таким образом, в коммерческой деятельности предприятие в целом придерживается выбранной стратегии в отношении целевых рыночных сегментов – крупных потребителей из СНГ (в первую очередь из РФ). Но чтобы выработать конкретную маркетинговую стратегию для каждого целевого рынка, следует детально изучить сложившуюся на нем ситуацию, его фирменную и товарную структуру, а также позицию, занимаемую УП «МЭТЗ ИМ. В.И.КОЗЛОВА».

Анализ конкурентной среды

1 Предприятия-конкуренты МЭТЗ


Конкурирующие с МЭТЗ в производстве трансформаторов и КТП предприятия можно условно разделить на две группы:

1)                 крупные предприятия, выпускающие трансформаторы в качестве основной продукции;

2)                 небольшие предприятия со скромными объемами производства либо предприятия, для которых производство трансформаторов не является основным видом деятельности.

Первые имеют больший финансовый, конструкторский и технологический потенциал, располагают более широкими возможностями по разработке и внедрению новых технологий и образцов продукции.

С другой стороны, небольшие предприятия также нельзя упускать из виду, т.к. они обладают большой мобильностью, знанием местных условий, и потом, им легче найти инвестора, готового вложить средства в их техническое перевооружение.

Нельзя сбрасывать со счетов и крупные предприятия, для которых производство трансформаторов не является основным видом деятельности. В случае возникновения трудностей со сбытом других видов выпускаемой продукции, они, имея достаточный технологический, кадровый потенциал и государственную поддержку, могут переориентировать производство на выпуск трансформаторов.

Перечислим предприятия, для которых производство трансформаторов является основным видом деятельности.

В регионах российского Дальнего Востока и в Восточной Сибири имеется два таких предприятия, которые в основном обеспечивают потребности данного региона. Это ОАО «Алттранс» (г.Барнаул) и АО «ЭК Биробиджанский завод силовых трансформаторов».

В Европейской части России находятся два крупных предприятия, производящие силовые трансформаторы и конкурирующие с МЭТЗ. Это ОАО «Трансформатор» (г. Тольятти) и ХК «Электрозавод» (г. Москва).

В регионе Средней Азии и Казахстана господствующее положение занимают ОАО «Чирчикский трансформаторный завод» (г.Чирчик) и ОАО «Кентаусский трансформаторный завод». МЭТЗ удается продавать в этот регион лишь незначительные партии оборудования.

Другой мощной силой действующей на российском рынке трансформаторов и подстанций являются украинские трансформаторные заводы. Эти предприятия способны конкурировать с МЭТЗ по многим параметрам, как: широта модельного ряда, возможность доработки существующих и разработки новых конструкций, ценовые характеристики. Этими предприятиями являются ОАО «Запорожтрансформатор» (г.Запорожье) и ОАО «Укрэлектроаппарат» (г.Хмельницкий). Они практически полностью контролируют рынок Украины и составляют МЭТЗ жесткую конкуренцию на рынках России и дальнего зарубежья.

Заводы, входящие в ОАО «Запорожтрансформатор», являются крупнейшими в странах СНГ по количеству работников и общей мощности трансформаторов, выпускаемых за год. Эти заводы выпускают трансформаторы практически всех типов, мощностью от 25 до 80000 кВА.

Среди предприятий-конкурентов выделяется Хмельницкий завод «Укрэлектроаппарат». Создание СП с трансконтинентальным концерном АВВ (Германия) укрепило его позиции на российском рынке и свело до минимума возможности сбыта продукции МЭТЗ на украинском рынке. Создание СП дало Хмельницкому заводу:

·                   маркетинговую поддержку одного из лидеров на мировом рынке электротехнической продукции;

·                   преимущества в налогообложении;

·                   дополнительные инвестиции, что позволило быстро перестроиться на выпуск продукции, аналогичной выпускаемой МЭТЗ (трансформаторы мощностью 25–1600 кВА вместо ранее выпускавшихся мощностью 400–1600 кВА);

·                   использование известной марки производителя: продукция Хмельницкого завода продается в Эстонии под маркой АВВ, причем по ценам ниже, чем продукция МЭТЗ.

В приложении дана оценка сильных и слабых сторон основных конкурентов-производителей электротехнического оборудования по 4-м группам факторов. Сбор информации осуществлялся из следующих источников:

·                   внешних (периодические издания и непериодические публикации исследовательских организаций, поисковые компьютерные системы (Internet) и др.);

·                   внутренних (информация от структурных подразделений предприятия (отчеты об участии в выставках), результаты маркетинговых исследований, отчеты официальных представителей и др.).

Выше были перечислены наиболее активные и сильные конкуренты завода. Перечислим также предприятия, специализирующиеся на производстве силовых трансформаторов, рыночные позиции которых в силу различных политических, экономических причин не так сильны. Это следующие предприятия:

·                   ОАО «Уралэлектротяжмаш» (г.Екатеринбург);

·                   ОАО «Курганский электромеханический завод» (г.Курган);

·                   ООО «ТД «Орскэлектросервис» (г.Орск) – генеральный представитель компании «Казтрансформатор» (г.Алматы);

·                   ОАО «Михневский ремонтно-механический завод» (Московская обл.);

·                   Бакинский завод сухих трансформаторов.

Перечислим также предприятия второй группы, занимающиеся производством трансформаторов. Это, как правило, небольшие предприятия с числом работающих около 500 человек, выпускающие 5-6 видов трансформаторов. Они обычно создаются на базе какого-либо родственного производства, либо на базе предприятия, занимающегося монтажом или ремонтом энергетического и электротехнического оборудования. Знание местных условий и рынка позволяет им сбывать свою продукцию, несмотря на то, что цены на их продукцию, как правило, выше, а качество и технический уровень их изделий ниже, чем у специализированных предприятий

    продолжение
--PAGE_BREAK--2 Качество продукции и цены конкурентов


Трансформаторы производства МЭТЗ по техническим характеристикам конкурентоспособны на мировом рынке, соответствуют международным и республиканским стандартам. На заводе в 1996 г. внедрена система управления качеством продукции, разработанная по рекомендациям международных стандартов ISO 9000. На все трансформаторы и подстанции получены белорусские, российские и международные сертификаты качества.

Качество трансформатора определяется потерями энергии, происходящими в нем при трансформации. Чем ниже эти потери, тем выше качество трансформатора. Можно сказать, что уровень потерь определяет коэффициент полезного действия трансформатора. Уровень потерь рассчитывается при помощи двух показателей: потерь холостого хода (Рхх) и потерь короткого замыкания (Ркз). Чем два эти показателя меньше, тем меньше потери и выше качество трансформатора.

В таблице 6.2 приведены сравнительные характеристики силовых трансформаторов разных производителей.




Таблица 6.2- Технические характеристики силовых трансформаторов МЭТЗ им. В.И. Козлова, ОАО «Алттранс», ОАО «Укрэлектроаппарат»(ХЗТП)

Мощность,

кВА

Изготовитель

Потери, Вт

Габаритные размеры, мм

Масса, кг

Рхх

Ркз

L(длина)

B

(ширина)

H

(высота)

ТМГ-250/10

МЭТЗ

580

3700

1220

840

1330

1020

ХЗТП

550

3700

1460

765

1550

1233

«Алттранс»

560

4100

1210

930

1410

970

ТМГ-400/10

МЭТЗ

830

5400

1300

860

1430

1260

ХЗТП

830

5500

1600

870

1580

1500

«Алттранс»

800

5900

1260

95

1630

1400

ТМГ-630/10

МЭТЗ

1240

7600

1550

1150

1510

2000

ХЗТП

1050

7600

1770

1000

1520

1980

«Алттранс»

1100

8100

1650

1010

1650

2100

ТМГ-1000/10

МЭТЗ

1600

10800

1770

1080

1850

2900

ХЗТП

1550

10800

1760

1000

1775

3250

«Алттранс»

-

-

-

-

-

-



Как видно из таблицы 6.2, показатели потерь у трансформаторов МЭТЗ являются средними в тестируемой группе. То же можно сказать и о весе трансформатора, по которому можно судить о материалоемкости.

Рассмотрим теперь ценовую политику, которую проводят на российском рынке МЭТЗ и его основные конкуренты ОАО «Укрэлектроаппарат» (г.Хмельницкий) и ОАО «Алттранс» (г.Барнаул).

Данные таблицы 6.3 свидетельствуют о том, что на протяжении 9 месяцев 2009г. УП «МЭТЗ им. В.И. Козлова» постепенно повышало отпускные цены (в рос.руб.) на трансформаторы, в результате чего по состоянию на 01.10.2009 г. заводские цены существенно превышают цены наиболее значимых конкурентов. Рисунки 6.2 и 6.3 отражают динамику цен в рос. руб. на трансформаторы ТМГ-250 и ТМГ-630 в 2009 году на УП «МЭТЗ им. В.И.Козлова», в ОАО «Укрэлектроаппарат» и в ОАО «Алттранс».




Таблица 6.3- Динамика цен на силовые трансформаторы, выпускаемые УП «МЭТЗ им. В.И. Козлова», в 2009 году

Наиме

нование

продук

ции

Мощ

ность



Цены на продукцию, выпускаемую УП «МЭТЗ им. В.И.Козлова»,

в рос.руб. (без НДС)

01.01.

2009

01.04.

2009

Рост, % (гр.2/ гр.1-1)

01.06.

2004

 Рост, %

01.10.

2004

 Рост, %

гр.4/ гр.2-1

гр.4/ гр.1-1

гр.7/ гр.4-1

гр.7/ гр.1-1

А

B

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 ТМГ, ТМ

25

23 500

24 200

3.0

25 200

4.1

7.2

27 000

7.1

14.9

 

63

31 300

32 200

2.9

33 500

4.0

7.0

35 900

7.2

14.7

 

100

40 300

41 500

3.0

43 200

4.1

7.2

46 300

7.2

14.9

 

250

59 400

61 200

3.0

63 600

3.9

7.1

68 100

7.1

14.6

 

400

77 300

79 600

3.0

82 800

4.0

7.1

89 600

8.2

15.9

 

630

110 900

115 300

4.0

121 100

5.0

9.2

137 600

13.6

24.1

 

1000

173 800

179 000

3.0

188 000

5.0

8.2

203 300

8.1

17.0

 

1250

244 000

251 300

3.0

261 400

4.0

7.1

296 800

13.5

21.6





Рисунок 6.3-Динамика цен в рос. руб. (без НДС) на трансформатор силовой ТМГ-250 в 2009 году на УП «МЭТЗ им. В.И.Козлова», в ОАО «Укрэлектроаппарат» и в ОАО «Алттранс».


Рисунок 6.4- Структура основных рынков сбыта продукции, выпускаемой ОАО «Укрэлектроаппарат» (г.Хмельницкий)

ОАО «Завод «Укрэлектроаппарат» (г.Хмельницкий) позиционирует себя как лидер трансформаторостроения Украины, однако основным рынком сбыта выпускаемой продукции является внешний. На рисунке 2.8 приведена структура (согласно экспертной оценке) основных рынков сбыта.

В соответствии с экспертной оценкой (в качестве экспертов выступали официальные представители завода и специалисты по маркетингу и торговле) на внешний рынок поставляется до 80% произведенной ОАО «Укрэлектроаппарат» (г.Хмельницкий) продукции, причем стратегическая цель конкурента — удержание занимаемой доли на рынках Российской Федерации, стран СНГ и Балтии, а также продвижение на рынки Ближнего Востока (ОАЭ), Африки (Нигерия), Германии. Для достижения поставленной цели ОАО «Укрэлектроаппарат» (г.Хмельницкий):

·                   Сформировало на территории стран СНГ широкую дилерскую сеть, наиболее активными представителями которой являются: ПГ «АСВ-Техника» (г.Москва), ГП «ЭлТеКо» (г.Санкт-Петербург), фирма «Меридиан» (г.Баку);

·                   активно участвует в тендерах на поставку трансформаторного оборудования,

·                   постоянно работает над снижением себестоимости, усовершенствованием конструкций, модернизацией и обновлением ассортимента.

Особого внимания заслуживает ценовая политика ОАО «Укрэлектроаппарат». В течение 5 месяцев 2004г. это предприятие не меняло цены на продукцию, а в июне 2004г. подняло отпускные цены на:

·                   трансформаторы мощностью от 25 до 400 кВА — на 4,6%; мощностью от 630 кВА и выше — на 6,1%;

·                   трансформаторы для питания погружных насосов добычи нефти — на 5% (исключение составляет ТМПНГ-160 с 25 ступенями регулирования – цена были повышена на 7,1%);

·                   однофазные трансформаторы — на 5%;

·                   комплектные трансформаторные подстанции (мачтовые) мощностью 25 и 40 кВА — на 2%; мощностью 63 и 100 кВА — на 4%; мощностью свыше 160 кВА — более 9%;

·                   комплектные трансформаторные подстанции (киосковые) — более 20%.

При распределении продукции ОАО «Укрэлектроаппарат» использует как прямой, так и косвенный каналы, причем предпочтение отдается последнему (более 90% продаж осуществляется посредством использования этого канала продвижения продукции).

Генеральным представителем ОАО «Укрэлектроаппарат» в г.Москва является ПГ «АСВ-Техника». На протяжении ряда лет данная компания в своих прайс-листах указывает цены на силовые трансформаторы, соответствующие ценам УП «МЭТЗ им. В.И.Козлова», и на комплектные трансформаторные подстанции (мачтовые) — ниже цен УП «МЭТЗ им. В.И.Козлова» на 1,5-2%.

ПГ «АСВ-Техника» широко использует различные средства продвижения, в частности, применяются ценовые скидки в размере (5-7)%, предлагаются различные условия оплаты.

Генеральным представителем ОАО «Укрэлектроаппарат» в г.Санкт-Петербург является ГП «ЭлТеКо». Данная компания обслуживает потребителей Северо-западного региона Российской Федерации и представляет интересы как ОАО «Укрэлектроаппарат» (преимущество отдается трансформаторам мощностью свыше 1000 кВА), так и УП «МЭТЗ им. В.И. Козлова» (преимущество отдается трансформаторам мощностью до 1000 кВА). В связи с этим в прайс-листах ГП «ЭлТеКо» указывает цены на выпускаемые ОАО «Укрэлектроаппарат» силовые трансформаторы мощностью от 25 до 1000 кВА выше цен УП «МЭТЗ им. В.И.Козлова» как минимум на 8%, а на силовые трансформаторы мощностью свыше 1000 кВА — ниже цен УП «МЭТЗ им. В.И.Козлова» как минимум на 3%.

ГП «ЭлТеКо» широко использует различного рода средства продвижения продукции, при этом размер скидки и условия оплаты оговариваются с каждым конкретным клиентом индивидуально.

На рисунках 6.5 и 6.6 представлены цены на отдельные виды электротехнического оборудования, выпускаемого ОАО «Укрэлектроаппарат», при его приобретении со склада в г.Хмельницкий, г.Москва, г.Санкт-Петербург и УП «МЭТЗ им. В.И.Козлова», по состоянию на 01.10.2009г.


Рисунок 6.5- Отпускные цены (тыс.рос.руб. с НДС) на силовые трансформаторы, выпускаемые ОАО «Укрэлектроаппарат» и УП «МЭТЗ ИМ. В.И.Козлова».
    продолжение
--PAGE_BREAK--  Рисунок 6.6- Отпускные цены (тыс.рос.руб. с НДС) на комплектные трансформаторные подстанции (мачтовые), выпускаемые ОАО «Укрэлектроаппарат» и УП «МЭТЗ им. В.И.Козлова».
ОАО «Алтайский трансформатор» (г.Барнаул) с начала 2009г. постепенно поднимало отпускные цены на силовые трансформаторы, о чем свидетельствуют данные таблицы 6.7.
Таблица 6.7- Динамика изменения отпускных цен на силовые трансформаторы, выпускаемые ОАО «Алттранс»

Мощность трансформатора (кВА)

Цена (рос.руб. с НДС) силового трансформатора (со склада в г.Москва при условии максимальной загрузки транспортной единицы)

01.01.04г.

10.04.04г.

Индекс изменения цен, % (гр.3/гр.4 — 1)

 01.10.04г.

Индекс изменения цен по отношению к 10.04.2004г., % (гр.5/гр.3 — 1)

Индекс изменения цен по отношению к 01.01.2004г., % (гр.5/гр.2 – 1)

25

26904

27730

+3,07

30090

+8,51

+11,84

40

30208

31270

+3,52

33984

+8,68

+12,50

63

35518

36934

+3,99

40120

+8,63

+12,96

100

46374

47554

+2,54

51566

+8,44

+11,19

160

54752

56522

+3,23

62280

+10,19

+13,75

250

67968

70092

+3,13

77998

+11,28

+14,76

400

86612

90742

+4,77

98176

+8,19

+13,35

630

126260

131334

+4,02

142190

+8,27

+12,62

1000

205084

208152

+1,50

238832

+14,74

+16,46



Как свидетельствуют данные таблицы 6.7, наиболее существенный рост цен характерен для продукции, пользующейся повышенным спросом (например, на ТМГ-1000 в течение 9 месяцев 2009 г. цены возросли на 16,46%).

Следует также отметить, что по состоянию на 01.01.2009 г. цены со склада в г. Барнаул выше цен со склада в г.Москва на 0,5-2%, по состоянию на 01.07.2009 г. — выше цен со склада в г.Москва на 4-6,5%, а по состоянию на 01.10.2009 г. цены со склада в г.Барнаул и со склада в г.Москва одинаковы.

На рисунке 2.11 показан разрыв цен на силовые трансформаторы (на примере ТМГ-25), выпускаемые ОАО «Алттранс», при их приобретении со склада в г.Барнаул и в г.Москва за период 2003г.- октябрь 2004г.

Можно предположить, что ОАО «Алттранс» во IIполугодии 2003г. начало конкурентное наступление на Московский регион, о чем свидетельствует изменение ценовой политики. Достигнув поставленной цели во IIполугодии 2004г., ОАО «Алттранс» корректирует стратегическую задачу и стремиться к удержанию завоеванной позиции (при этом, учитывая тенденцию повышения спроса на электротехническое


Рисунок 2.11. Динамика цен (без НДС) на трансформатор ТМГ-25, выпускаемый ОАО «Алттранс», при приобретении со склада в г.Барнаул и в г.Москва.
Примечание. Источник: собственная разработка.

На рынке Центрального и Северно-западного регионов выявлен ряд компаний, имеющих сертификат официального представителя ОАО «Алттранс» (например, ООО «Торг-Энерго» (г.Москва)), т.е. ОАО «Алттранс» прибегает к использованию как прямого, так и косвенных каналов распределения продукции различных уровней.

Целью деятельности посреднических структур является максимизация прибыли от осуществления оптово-посреднической деятельности, в связи с чем цены на электротехническое оборудование, выставляемые ими в прайс-листах, примерно на 6% превышают цены предприятия-изготовителя, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.14 (исключение составляет ТМГ-1000).
Таблица 2.14. Сравнительный анализ цен (с НДС) на силовые трансформаторы, выпускаемые ОАО «Алттранс», при их приобретении через ТД «Алттранс-М» и ООО «Торг-Энерго», и УП «МЭТЗ им. В.И.Козлова», по состоянию на 01.10.2004г.

Мощность трансформатора (кВА)

ТД

«Алттранс-М» (со склада в г.Москва)

ООО «Торг-Энерго»

Посредническая надбавка, %

УП «МЭТЗ им. В.И.Козлова»

Отклонение цен МЭТЗ

от цен ТД «Алттранс-М», % (гр.5/гр.2)

от цен ООО «Торг-Энерго», %гр.5/гр.3

1

2

3

4

5

6

7

25

30090

31801

+5,68

31860

+5,88

+0,19

40

33984

35825

+5,41

35990

+5,90

+0,46

63

40120

42315

+5,47

42362

+5,59

+0,11

100

51566

54516

+5,72

54634

+5,95

+0,22

160

62280

65874

+5,77

64900

+4,21

-1,48

250

77998

82430

+5,57

80358

+3,01

-2,51

400

98176

103840

+5,77

105728

+7,69

+1,18

630

142190

150309

+5,71

162368

+14,19

+8,02

1000

238832

238183

-0,27

239894

+0,44

+0,72



Примечание. Источник: собственная разработка.

Цены УП «МЭТЗ им. В.И.Козлова» на силовые трансформаторы существенно превышают цены на аналогичную продукции основных предприятий-конкурентов. Однако, как генеральный представитель ОАО «Укрэлектроаппарат» в г.Москва — ПГ «АСВ-Техника», так и официальный представитель ОАО «Алттранс» в г.Москва — ООО «Торг-Энерго» в своих прайс-листах указывают примерно такие цены, как и УП «МЭТЗ им. В.И.Козлова», т.е. ориентируются на лидера.

Завод сможет диктовать цены на данную продукцию до тех пор, пока на рынке существует повышенный спрос; при его падении конкурентоспособность как продукции, так и предприятия в целом снизится.

С целью обобщения вышеизложенной информации о предприятиях-конкурентах УП «МЭТЗ ИМ. В.И.КОЗЛОВА» целесообразно оценить конкурентную ситуацию в целом на рынке электротехнической продукции.

Оценка конкурентной ситуации на рынке электротехнической продукции


Анализ конкурентной ситуации на рынке осуществляется в два этапа:

·                   определение главных конкурентных сил на рынке;

·                   анализ конкурентного положения основных компаний-производителей и формулирование альтернативных вариантов конкурентной стратегии УП «МЭТЗ им. В.И. Козлова».

Размер рынка силовых трансформаторов оценивается в 46200 шт. в год, а скорость роста достигает 20% в год.

В таблице 6.8 приведена оценка привлекательности рынка электротехнической продукции.
Таблица 6.8- Оценка привлекательности рынка электротехнической продукции

Показатели оценки

Значимость показателя

Привлекательность

Низкая

Средняя

Высокая

Оценка

3

6

9

1. Емкость рынка

0,20

-

-

1,8

2. Темпы роста рынка

0,15

-

-

1,35

3. Сезонность

0,02

-

0,12

-

4. Конкуренция на рынке

0,08

-

-

0,72

5. Барьеры для вступления/выхода на рынок

0,15

-

-

1,35

6. Рентабельность продукции

0,05

-

0,3

-

7. Уровень технологии

0,10

-

0,6

-

8. Законодательство

0,05

-

-

0,45

9. Доступность персонала

0,15

-

0,9

-

10. Юридические и политические аспекты

0,05

0,15

-

-

Итого

1,00

0,15

1,92

5,67
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.