--PAGE_BREAK--1.2 Элементы операционного анализа
Операционный анализ — это элемент управления затратами, сущность которого состоит в изучении зависимостей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта от издержек и объемов производства и реализации продукции, товаров, услуг. Данный вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия, он может быть использован в ценообразовании. В специальной литературе вместо термина «операционный анализ» могут быть также использованы термины «анализ безубыточности», «CVP-анализ (costs, volume, profit) — анализ „затраты-объем-прибыль“.
Центральными элементами операционного анализа являются:
маржинальный доход
порог рентабельностиили точка безубыточности
маржинальный запас прочности = (выручка фактическая — выручка пороговая) /выручка фактическая * 100%
операционный рычаг (производственный леверидж)
Сущность операционного анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях[6].
Основной категорией операционного анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами[7]. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.
Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле
M = S — V
где S — выручка от реализации; V — совокупные переменные затраты.
Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:
M = (S-V) / Q = p — v,
где M — удельный маржинальный доход; Q — объем реализации; р — цена единицы продукции; v — переменные затраты на единицу продукции.
Найденные значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.
На практике производят более глубокую детализацию переменных затрат на группы переменных производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов[8]. Отсюда вытекает необходимость исчисления нескольких показателей маржинального дохода, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата.
Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.
Алгебраическим методом точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости[9]:
I = S — V — F = (p * Q) — (v * Q) — F = 0
где I — величина прибыли; S — выручка; V — совокупные переменные затраты, F — совокупные постоянные затраты
Отсюда находим критический объем:
Q ' = F / (p-v)
где Q ' — точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении).
Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:
S = F * p / (p — v) = Q' * p
где S — критический объем производства и реализации продукции.
Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль равна нулю. Если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае — убыток.
Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в натуральном и стоимостном выражении справедливы лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, т.е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными. Если выпускается несколько видов товара с разными предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи) этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.
Точка закрытия предприятия — это объем выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна постоянным затратам[10]:
Q» = F / p, где Q" — точка закрытия.
Если фактический объем производства и реализации продукции меньше Q", предприятие не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q", ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.
Еще один аналитический показатель, предназначенный для оценки риска, — «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении) [11]:
Кб = Оф — Q '
где Kб — кромка безопасности; Оф — фактический объем выпуска и реализации продукции.
Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы избежать убытка.
К% = Кб / Qф * 100%,
где К% — отношение кромки безопасности к фактическому объему.
Кромка безопасности характеризует риск предприятия: чем она меньше, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня Q' и предприятие окажется в зоне убытков.
Данные о величине маржинального дохода и других производных показателей получили довольно широкое распространение для прогнозирования затрат, цены реализации продукции, допустимого удорожания ее себестоимости, оценки эффективности и целесообразности увеличения объема производства, в решении задач типа «производить самим или покупать» и в других расчетах по оптимизации управленческих решений.
Во многом это объясняется сравнительной простотой, наглядностью и доступностью расчетов точки безубыточности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что формулы модели безубыточности годятся только для тех решений, которые принимаются в пределах приемлемого диапазона цен, затрат и объемов производства и продаж. Вне этого диапазона цена реализации единицы продукции и переменные издержки на единицу продукции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные без учета таких ограничений, могут привести к неправильным выводам. Наряду с несомненными достоинствами модель безубыточности обладает определенными недостатками, которые связаны прежде всего с допусками, заложенными в ее основу.
При расчете точки безубыточности исходят из принципа линейного наращивания объемов производства и продаж без учета возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и сбыта. При определении условий достижения безубыточности и построении соответствующих графиков важно правильно задать данные о степени использования производственных мощностей.
Анализ точки безубыточности служит одним из важных способов решения многих проблем управления, поскольку при комбинированном применении с другими методами анализа его точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни.
Ключевыми элементами маржинального анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.
Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности. Уровень эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с предприятием. Поскольку проценты за кредит относятся к постоянным издержкам, наращивание финансовых расходов по заемным средствам сопровождается увеличением силы операционного рычага и возрастанием предпринимательского риска.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Оценка степени предпринимательского риска на основе операционного рычага
Ведущим принципом в работе коммерческой организации (производственного предприятия, коммерческого банка, торговой фирмы) в условиях перехода к рыночным отношениям является стремление к получению как можно большей прибыли. Оно ограничивается возможностью понести убытки. Иными словами, здесь появляется понятие риска.
Любая предпринимательская деятельность, как известно, связана с неожиданностями, степень которых зависит от способности предпринимателя прогнозировать политическую и экономическую ситуацию, рассчитывать финансовую окупаемость проекта, выбирать партнеров для своей деятельности, быстро реагировать на изменение рынка и принимать эффективные управленческие решения. Однако предусмотреть все неожиданности, сопутствующие предпринимательской деятельности, как правило, невозможно, а потому всегда существует риск убытков или неполучения намеченной прибыли.
При осуществлении своей деятельности предприятие ставит определенные цели — получить такие-то доходы, затратить столько-то и т.д. Следовательно, оно планирует свою деятельность. Но, выбирая ту или иную стратегию развития, предприятие может потерять свои средства, то есть получить сумму, меньшую, чем запланированная. Как было указано выше, это объясняется неопределенностью ситуации, в которой находится компания. А, находясь в условиях неопределенности, руководству приходится принимать решения, вероятность успешной реализации которых (а значит, и получения доходов в полном объеме), зависит от множества факторов, воздействующих на предприятие изнутри и извне. В этой ситуации и проявляется понятие риска.
Операционный рычаг (или операционный леверидж) — это механизм управления операционной прибылью, основанный на разделении всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные.
Действие или эффект операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли. Иначе — постоянные издержки самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его операционной деятельности и других факторов.
Но степень такой чувствительности операционной прибыли к изменению объема реализации продукции неоднозначна на предприятиях, имеющих различные соотношения постоянных и переменных затрат. Чем выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объема реализации продукции.
Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее использовать механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется «коэффициентом операционного левериджа»:
Кол = Н / (Н + Р).
Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.
Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли к сумме объема реализации продукции, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем «эффект операционного левериджа»:
Эол = П / В.
Воздействие операционного рычага можно определить иначе:
Эол = Дм / П.
Коэффициент операционного рычага показывает, что при изменении объемов продаж на 1% прибыль изменится на kор%. Чем ближе плановый объем продаж Nпл к критическому Nкр, тем меньше сумма прибыли и, соответственно, больше сила операционного рычага, и даже небольшое падение продаж может вызвать очень существенное падение прибыли от реализации. Таким образом, сила воздействия операционного рычага показывает степень предпринимательского риска: чем больше эффект рычага, тем выше риск.
2. Операционный анализ (на примере предприятия ОАО «Альфа»)2.1 Характеристика предприятия ОАО «Альфа»
ОАО «Альфа» было создано 18 июля 1997 года в форме акционерного общества открытого типа.
Основные виды деятельности предприятия — производство и оптовая торговля мебелью.
Предприятие «Альфа» производит недорогую, современную и удобную корпусную мебель, которая предназначена как для населения, так и для компаний. Ценовой ряд выпускаемой продукции ориентирован на население и фирмы со средним уровнем доходов.
Высшим руководящим органом предприятия является собрание акционеров, которое избирает генерального директора ОАО. Генеральный директор назначает финансового и исполнительного директора, в обязанности которых входит текущее управление финансовым и производственным сектором предприятия.
Баланс предприятия и отчет о прибылях и убытках за 2008-2009 гг. приведены в приложении 1-2.
Таблица 2.1. Аналитический баланс предприятия за 2008-2009 годы (тыс.руб.)
Рассматривая баланс предприятия за отчетный год, приведенный в таблице 2.1, можно сказать следующее.
Динамика показателей актива аналитического баланса с 2008 по 2009 год отражает следующие основные тенденции финансового положения предприятия. За рассматриваемый период имущество ОАО «Альфа» и соответственно его обязательства уменьшились на 17,9%. Снижение иммобилизованных средств (внеоборотных активов) на 9,75% свидетельствует о том, что на ОАО «Альфа» не наблюдалась инвестиционная активность в основные фонды и нематериальные активы.
За истекший период на 47,17% сократилась дебиторская задолженность, что свидетельствует об уменьшении кредитных операций компании.
Отмечается уменьшение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений — на 19,58%.
Эти тенденции в формировании имущественного состояния ОАО «Альфа» отразились и на показателях обязательств компании.
Данные таблицы показывают, что ОАО «Альфа» формирует свои пассивы, увеличивая краткосрочные кредиты и займы — на 46,9%, а также за счет роста кредиторской задолженности — на 12,59%. Собственный же капитал ОАО «Альфа» в 2009 году уменьшился по сравнению с 2008 годом на 13,43%.
Проведем вертикальный и горизонтальный анализ баланса. Вертикальный анализ баланса заключается в том, что определяется структура баланса, то есть рассчитывается доля в процентах каждой статьи баланса по отношению к его валюте (столбцы 3 и 5 табл.2.2). Горизонтальный анализ заключается в том, что по каждой статье баланса рассчитывается отклонение показателей 2009 года от данных 2008 года. Кроме того, необходимо рассчитать относительное изменение по каждой статье баланса в процентах по формуле:
Столбец 8= ( (столбец 4-столбец 2) /столбец 2) *100 (%).
Таблица 2.2. Вертикальный и горизонтальный анализ баланса
Из уплотненного аналитического баланса видно, что его валюта уменьшилась на 1 105 008 тыс.руб. или на 17,9%, в том числе за счет сокращения оборотных активов на 645 976 тыс. руб. или на 44,17%. Размер внеоборотных активов также сократился на 459 032 тыс.руб. или на 9,75%. Таким образом, имущественная масса уменьшилась, в основном, за счет сокращения оборотных активов.
В целом падение имущества организации является отрицательным фактом.
Рассмотрим отчет о прибылях и убытках предприятия (приложение 2). Приведем горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках.
Таблица 2.3. Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках ОАО «Альфа»
Валовая прибыль равна выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) минус себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.
Прибыль (убыток) до налогообложения равен валовая прибыль плюс внереализационные доходы минус внереализационные расходы.
По данным таблицы можно сказать, что в целом по разделу «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» наблюдалась разнонаправленная динамика показателей.
Так, в 2009 году произошло уменьшение выручки от продажи продукции на 195488 тыс.руб. или на 6%.
В 2009 году произошло увеличение себестоимости продукции на 45598 тыс.руб. или на 1,02% в связи с этим размер валовой прибыли в 2009 году по сравнению с предыдущим годом снизился на 23%.
Размер прибыли до налогообложения уменьшился на 349769 тыс.руб., но чистая прибыль уменьшилась на 385008 тыс.руб., что может быть связано с изменением налогообложения.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Операционный анализ (на примере предприятия ОАО «Альфа»)
Данные для факторного анализа приведены в приложении 3.
Таблица 2.1. Основные показатели по изделию Б
Пп=УРПп (Цп-ьп) — Ап = 10045 (3,1-1,85) — 7534=5022 тыс.руб;
П1=УРПф (Цп-ьп) — Ап = 5904 (3,1-1,85) — 7534= — 154 тыс.руб.;
П2=УРПф (Цф-ьп) — Ап = 5904 (3,7-1,85) — 7534=3388 тыс.руб.
П3=УРПф (Цф-ьф) — Ап = 5904 (3,7-2,0) — 7534= 2503 тыс.руб.
Пф=УРПф (Цф-ьф) — Аф = 5904 (3,7-2,0) — 6494=3542 тыс.руб.
Общее изменение прибыли составляет:
Побщ=3542-5022= — 1480 тыс.руб.
В том числе произошли изменения за счет:
количества реализованной продукции Пурп=П1-Пф= (-154) — 5022= — 5176 тыс.руб.
цены реализации Пц=П2-П1= 3388 — (-154) =+3542 тыс.руб.
удельных переменных затрат Пь=П3-П2=2503-3388= — 885 тыс.руб.
суммы постоянных затрат ПА=Пф-П3=3542-2503=+1039 тыс.руб.
Необходимо сделать проверку правильности расчетов.
Алгебраическая сумма влияния факторов на результативный показатель (прибыль) должна быть равна общему приросту результативного показателя, т.е.
(-5176) +3542+ (-885) +1039= — 1480 тыс.руб.
Рассмотренная методика позволяет более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.
Методика операционного анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры (удельного веса) реализованной продукции.
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:
П=сумма/УРПобщ * Удi (Цi-ьi) /-А
Таблица 2.2
На основе данных таблицы 2.2 сделаем расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:
Пп=сумма /УРПобщп*Удiп (Цiп-ьiп) /-Ап =
20500*0,51* (5-2,8) +20500*0,49* (3,1-1,85) — 20080= 15477 тыс.руб.;
П1=сумма/УРПобщф*Удiп (Цiп-ьiп) /-Ап =
18450*0,51* (5-2,8) +18450*0,49* (3,1-1,85) — 20080= 11921 тыс.руб.;
П2=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiп-ьiп) /-Ап =
18450*0,68* (5-2,8) +18450*0,32* (3,1-1,85) — 20080= 14901 тыс.руб.;
П3=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiп) /-Ап =
18450*0,68* (6-2,8) +18450*0,32* (3,7-1,85) — 20080= 30989 тыс.руб.;
П4=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф) /-Ап =
18450*0,68* (6-3,2) +18450*0,32* (3,7-2,00) — 20080= 25085 тыс.руб.;
Пф=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф) /-Аф =
18450*0,68* (6-3,2) +18450*0,32* (3,7-2,00) — 26568 = 18597тыс.руб.;
Побщ=Пф-Пп =
18597-15477= +3120 тыс.руб.
В том числе изменения произошли за счет следующих факторов:
1) Пурп=П1-Пп=11921-15477= — 3556 тыс.руб.
2) Пстр=П2-П1=14901-11921= 2980 тыс.руб.
3) Пц=П3-П2=30989-14901= 16088 тыс.руб.
4) Пь=П4=П3=25085-30989= _5904 тыс.руб.
5) ПА=Пф-П4=18597-25085= — 6488 тыс.руб.
Итого: + 3120 тыс.руб.
Если бы сравнить результаты факторного анализа прибыли, сделанные обычным способом и маржинальным методом, то они будут значительно отличаться друг от друга. По методике маржинального анализа прибыль более существенно зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.
Таким образом, методика маржинального анализа позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.
На основе данных вышеприведенной таблицы 2.2 проведем факторный анализ одного вида продукции (например, изделие Б).
Рп= Пп =УРПп (Цп-ьп) — Ап =
Зп =УРПп*ьп+Ап
10045 (3,1-1,85) — 7534 = 5022
10045*1,85+7534 26117 *100 = 19,2%
Р1= П1 =УРПф (Цп-ьп) — Ап =
З1 =УРПф*ьп+Ап
5904 (3,1-1,85) — 7534 = — 154
5904*1,85+7534 18456 *100 = — 0,8%
Р2= П2 =УРПф (Цф-ьп) — Ап =
З2 =УРПф*ьп+Ап
5904 (3,7-1,85) — 7534 = 3388
5904*1,85+7534 18456 *100 = 18,4%
Р3= П3 =УРПф (Цф-ьф) — Ап =
З3 =УРПф*ьф+Ап
5904 (3,7-2,0) — 7534 = 2503
5904*2,0+7534 19342 *100 = 12,9%
Рф= Пф =УРПф (Цф-ьф) — Аф =
Зф =УРПф*ьф+Аф
5904 (3,7-2,0) — 6494 = 3542
5904*2,0+6494 18302 *100 = 19,4%
Робщ.=19,4% -19,2% = 0,2%
Приведенные данные показывают, что уровень рентабельности в целом повысился на 0,2%. В том числе за счет следующих изменений:
1) объема реализованной продукции Рурп= (-0,8) — 19,2= — 20%
2) цены реализации Рц=18,4 — (-0,8) = 19,2%
3) удельных переменных затрат Рь=12,9-18,4= — 5,5%
4) суммы постоянных затрат РА=19,4-12,9= 6,5%
По данной методике объем продаж влияет на рентабельность, то есть за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность изделия Б снизилась на 20%. Этот метод более достоверен, так как он учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.
Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используется следующая факторная модель:
Р = П = (УРПобщ*Удi (Цi-ьi) — А)
З сумма (УРПобщ*Удi*ьi) +А
На основании данных таблицы № 2.2 и факторного анализа прибыли рассчитаем влияние факторов на изменение уровня рентабельности продукции:
Рп= Пп = сумма/УРПобщп*Удiп (Цiп-ьiп) /-Ап
Зп сумма (УРПобщп*Удiп*ьiп) +Ап
15477 *100=22,8%
67937
Р1= П1 = сумма/ (УРПобщф*Удiп (Цiп-ьiп) /-Ап
З1 сумма (УРПобщф*Удiп*ьiп) +Ап
11921 *100=18,9%
63047
Р2= П2 = сумма/УРПобщф*Удiф (Цiп-ьiп) /-Ап
З2 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп) +Ап
14901 *100=22,5%
66131
Р3= П3 = сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiп) /-Ап
З3 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп) +Ап
30989 *100=46,9%
66131
Р4= П4 = сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф) /-Ап
З4 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф) +Ап
25085 *100=34,8%
72035
Рф= Пф = сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф) /-Аф
Зф сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф) +Аф
18597 *100=23,7%
78532
Робщ= 23,7% -22,8%=0,9%
Изменение уровня рентабельности произошло за счет:
1) объема продаж Рурп=Р1-Рп=18,0-22,8= — 3,9%
2) структуры продаж Руд=Р2-Р1=22,5-18,9= 3,6%
3) цен Рц=Р3-Р2=46,9-22,5= 24,4%
4) переменных затрат Рь=Р4-Р3=34,8-46,9= — 12,1%
Итого: +0,9%
Данная методика учитывает влияние объема продаж на рентабельность. На данном предприятии объем реализации продукции упал на 10%, что привело к снижению рентабельности на 3,9%.
Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего используется следующая модель:
Роб = П = сумма /УРПобщ*Удi (Цi-ьi) /-А
В сумма (УРПобщ*Удi*Цi)
Анализ рентабельности операционного капитала производится по следующей модели:
Р = Прп = Прп +ПФР = сумма /УРПобщ*Удi (Цi-ьi) — А
КЛ В/Коб (сумма УРПобщ*Удi*Цi) /Коб,
Где КЛ — средняя сумма операционного капитала,
Коб — коэффициент оборачиваемости капитала.
Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
Например:
Производственная мощность предприятия 1000 шт.
Цена изделия (Ц) 20 тыс. руб.
Выручка (нетто) (В).20 000 тыс. руб.
Постоянные затраты (А) 4000 тыс. руб.
Переменные расходы на единицу продукции (ь) 12 тыс. руб.
Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер) 12 000 тыс. руб.
Прибыль от реализации продукции (П) 4000 тыс. руб.
Маржа покрытия (МД=В-Зпер) 8000 тыс.руб.
Доля маржи покрытия (Дмд=МД/В= 1-ь/Ц) 0,4
Ставка маржинального дохода (Смд=Ц-ь) 8 тыс.руб.
Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:
Вкр= А = 4 =
Дмд 0,4 10 млн.руб.
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж определяется в натуральном выражении:
УРПкр = А = А = 4000 = 500 шт.
Смд Ц-ь 20-12
Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:
Т = А/МД*100%
Т= 4/8*100= 50%.
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет такой:
УРП = А+П = 4000+2000 = 750 ед.
Ц-ь 20-12
Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750: 500). При этом нужно произвести и реализовать 500 единиц продукции, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия и 250 единиц — для поучения прибыли в сумме 2000 тыс.руб.
При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
В= А+П = 4000+2000 = 15000 тыс.руб.
Дмд 0,4
Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:
ЗБ = В-Вкр = 20000-10000 = 0,5 или 50%
В 20000
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
ЗБ = УРП-УРПкр = 1000-5000 = 0,5 или 50%
УРП 1000
Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно.
Допустим, что производственная мощность предприятия рассчитана на производство 100 000 изделий, рыночная цена которых 200 тыс. руб. Постоянные расходы составляют 7200 млн. руб. Переменные расходы на изделие — 90 тыс. руб. При таких условиях себестоимость одного изделия (С), прибыль (П) и безубыточный объем продаж (УРПкр) составят:
С=А + ь = 7200000 + 90 = 72+90= 162 тыс.руб.
УРП 100000
П=УРП (Ц-ь) — А=100000 (200-90) — 7200000=3800 млн.руб.
УРПкр = А = 7200000 = 65454 шт.
Ц-ь 200-90
ЗБ = 100000 — 65454 *100 = 34,5%
100000
В связи с потерей рынков сбыта портфель заказов завода уменьшился до 30 000 изделий. Постоянные и переменные затраты в сопоставимых ценах остались на том же уровне. Рассчитаем себестоимость изделия, прибыль и безубыточный объем продаж в изменившейся ситуации.
С = 7200000 +90 = 330 тыс.руб
30000
П = 30000 (200-90) — 7200000 = — 3900 млн.руб.
УРПкр = 7200000 = 65454шт. ЗБ = 30000-65454 *100 = — 118%
200-90 30000
Такой результат объясняется высоким удельным весом постоянных расходов в сумме выручки. При снижении объема продаж постоянные расходы стали непосильными для предприятия.
Чтобы избежать убытков, предприятие будет искать выход из сложившейся ситуации. И если в это время поступит предложение от заказчика на выпуск продукции, которая требует несколько иной технологии и, соответственно, дополнительных постоянных затрат, то менеджеры предприятия могут принять такой заказ даже по ценам ниже критического уровня. Допустим, что заказчик согласился разместить заказ на 50000 изделий по цене 180 тыс.руб., которая ниже рыночного ее уровня. При это предприятие должно дополнительно израсходовать на конструкторского-технологическую подготовку производства этой партии продукции 160 млн.руб.
Выгодно ли это предприятию. На первый взгляд не выгодно, так как цена реализации ниже себестоимости единицы продукции. Кроме того, потребуется дополнительные затраты на подготовку производства.
Сделаем технико-экономическое обоснование решения о принятии дополнительного заказа на таких условиях:
С= 7200000+160000 + 90=182 тыс.руб.
30000+50000
П= 30000 (200-90) + 50000 (180-90) — 7360000 = 440 млн.руб.
УРПкр = 7360000 = 75487 штук, ЗБ 80000-75487 *100 = 5,64%
187,5 — 90 80000
Это доказывает, что даже на таких невыгодных условиях принятие дополнительного заказа экономически оправдано. Дополнительный заказ позволяет значительно снизить себестоимость единицы продукции за счет наращивания объемов производства и вместо убытков получить прибыль.
продолжение
--PAGE_BREAK--